Много людей с сумками ходит в ваши жилища, думая не о том, чтоб хорошо было вам, а о том, как бы выманить у вас что-нибудь нужное себе. Вот они станут обвинять царей, смешивая новое со старым, начнут говорить, что обстоятельства Церкви не хороши, и, может быть, к такому же говору расположат других; а чрез это, ожидая улучшения, будут и их сбивать с толку. Что же теперь делать вам? Когда будете отдавать другим из того, что у вас есть, никто не позавидует: пусть делает всякий, что кому угодно. Но увлекаться их словами и вместе с ними впадать в заблуждение,– это было бы, думаю, и для меня нестерпимо, и для вас небезопасно. Наказанию предшествует теперь угроза, чтобы знали, чему подвергнется тот, кто решается на такое дело. Ведь немногие по необходимости портят многих: кто же, стало быть, будет столь сонлив, что не постарается остановить это стремление? Итак, я приказываю и мужчине и женщине, и старому и молодому, и горожанину и селянину, сперва испытывать людей к ним приходящих, и потом уже входить с ними в сношение. Ведь больной получает помощь от здоровых: так если сами вы окажетесь больными в своих помыслах, то что доброго сообщите другим? Их дело, может быть, откроется со временем: но вам заражаться их злом и уклоняться от прямого пути,– это будет худо. Те разбегутся, а вам от обвинения не уйти. Знаю, что говорю много; однако ж, и вам, без сомнения, кажется, что обвинение в расколе равносильно обвинению в отступничестве, а обвиненный в отступничестве наказывается, как святотатец. Итак, подумайте, как следует поставить себя относительно к настоящим обстоятельствам: лучше ли молча пользоваться добром, или, вдаваясь своими рассуждениями в то, что вас не касается, подпасть под наказание». Этими и другими подобными словами объявив свою волю народу, царь распустил собрание и позволил каждому идти домой. (12) Архиереи же, получив полномочие избрать того, кто кажется им способным для величайшего предстоятельства в Церкви, сошлись в священный и великий храм Влахернский и, представляя тот того, тот другого, наконец, все единодушно остановились на одном – Адрианопольском епископе Германе, муже нрава свободного, который отличался прекрасным совершением священного служения и, кроме того, издавна пользовался расположением царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И, наконец, завершает цикл этих догматических творений Амвросия еще одно произведение, написанное в конце 381-начале 382 г.,– «О таинстве божественного воплощения», которое является продолжением двух предыдущих трактатов и иногда обозначается как четвертая книга «О Святом Духе» или девятая книга целой работы: «О вере» – «О Святом Духе» – «О воплощении». Последнее произведение, как и два предыдущих, направлено против ариан и последователей Аполлинария 34 и излагает учение о Троице, Сыне Божьем и о таинстве воплощения, как бы подводя итог догматическому учению медиоланского епископа. Но вернемся к событиям, последовавшим сразу за Адрианопольской катастрофой. В отличие от Амвросия, сделавшего свой окончательный выбор в пользу никейской веры, первой реакцией императора Грациана было издание закона о веротерпимости. Несомненно, этот закон был вызван страхом императора перед возможными волнениями в условиях крайне серьезной внешней опасности для империи. После битвы при Адрианополе готы, соединившись с племенами аланов и гуннов, двинулись на Константинополь. Лишь хитрость и решительность командующего римской армией Юлия спасла восточную столицу от разгрома, а провинции от разорения. «Получив известие о несчастьях, происшедших во Фракии,– пишет Аммиан Марцеллин, – он относительно всех готов, которые раньше были приняты на службу в римские войска и распределены по разным городам и укреплениям, отдал тайный приказ всем их командирам (все они были римлянами...) вызвать их к себе в одно и то же время якобы для вручения жалования и всех их перебить. Это разумное распоряжение было исполнено без замедления и без шума, и благодаря этому восточные провинции были спасены от великих бедствий» (Аммиан Марцеллин XXXI, 16). Что касается варваров, стоявших под стенами Константинополя, то внушительный вид городских оборонительных укреплений отрезвил самых отчаянных из них. Не имея осадных орудий и лишенные поддержки со стороны тех варваров, которые находились на воинской службе в римской армии, они не решились на штурм.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (ок. 1407, София - 26.03.1437, Адрианополь (совр. Эдирне, Турция)), болг. мч. Адрианопольский или Софийский старший (пам. болг. 26 марта). Повествование о мучениях Г. содержится в единственном греч. сборнике XVI в. (Marc II 50; 235а - 242а) и было составлено анонимным свидетелем событий не позже июня 1439 г., когда умер восхваляемый в эпилоге К-польский патриарх Иосиф II. Автор хотя не отличается образованностью, но хорошо знает церковную лит-ру и старается подражать ее стилю. Текст не предназначался для богослужебных целей и не является житием как таковым, что подтверждается частым повествованием от лица автора и его просьбой к Г. о заступничестве. Несмотря на это, рассказ представляет собой самостоятельное лит. произведение. Язык оригинала неизвестен. Греч. текст из-за механического копирования грешит пропусками слов, орфографическими ошибками. В 2-3 местах текст не подлежит восстановлению. Впервые греч. текст был издан Х. Г. Патринелисом в 1964 г., хотя был известен ранее ( Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum//AnBoll. 1905. Vol. 24. P. 209-210; BHG, N 2160). В 1971 г. греч. текст был издан А. Михайловым и сопровожден переводом на болг. язык ( Михайлов. С. 407-411). Рассказ повествует о муже 30 лет с красивым лицом, но «с более красивой душой», рожденным в Софии, по делам военной службы находившемся в Адрианополе. Услышав хулу на Христа от местного лучника-мусульманина, к к-рому он пришел починить оружие, Г. стал защищать свою религию, за что был схвачен разъяренной толпой, жестоко избит и подвергнут издевательствам. Его отвели к судье и за отказ отречься от своих слов бросили в темницу. На следующий день, во вторник Страстной седмицы, Г. был приведен к правителю города, к-рый, не сумев ни угрозами, ни дорогими дарами уговорить Г. отречься от веры, предложил толпе выбрать способ его казни, бичевание или сожжение, и отдал мученика на растерзание. Когда Г. подвели к костру, один турок ранил его мечом в спину. Мусульмане еще раз предложили ему отречься от правосл. веры. Твердость Г. разозлила мучителей, и они в корзине поставили его в костер. Когда тело мученика стало гореть, один из палачей пронзил его мечом, и внутренности Г. выпали в огонь. Чтобы христиане не смогли объявить останки мощами, палачи набросали в костер собак.

http://pravenc.ru/text/164181.html

Ниже отрицайтеся неимением училища; ибо аще взыщете, даст предвечная мудрость до сердца благочестиваго самодержца таково хотение, еже училище построити и учители стяжати в сем царствующем богоспасаемом граде Москве». Затем, обращаясь к царю, патриархи говорили: «Положи отныне в сердце своем еще училища, так греческая, яко славенская и иная назидати; спудеов милостию ей и благодатию умножати, учители благоискусныя взыскати, всех же честьми на трудолюбие поощряти. То абие узриши многия учения тщатели, а в мале времени приимеши, даст Бог, плод стократный и полныя рукояти от сих семен» 110 . В 1667 году с турецким нашим послом Нестеровым Адрианопольский митрополит Неофит писал государю: «Чтоб царское величество изволил учинить в царствующем граде Москве училище еллинскаго языку, а к тому училищу от многих стран христиане прибегут, и если изволит царское величество к нему отписать, и он для того учения пришлет учителей двух человек добрых, а им-де для порабощения учение иметь не можно» 111 . Так заботились восточные иерархи о том, чтобы в Москве было устроено греческое училище. Но эти заботы долгое время не приводили ни к каким практическим результатам: греческой школы у нас не устроилось. Наше правительство охотно оставляло в Москве ученых греков, но оно имело в виду получить в лице их главным образом и по преимуществу сведущих переводчиков книг с греческого и латинского языков, сведущих справщиков книг и вообще людей образованных, научными сведениями которых оно могло бы пользоваться в известных случаях. Конечно, эти ученые православные иностранцы могли заниматься у нас и учительством, но только частно, без вмешательства и посредства правительства, по частному договору с теми лицами, которые бы пожелали у них чему-нибудь поучиться, так что их учительство было частное, домашнее, а не официальное и публичное, в нарочно устроенной для того правительственной школе, с определенною, правительством одобренною программою. Об устройстве же правильной, постоянной школы наше правительство в то время думало очень мало, так как оно еще не доросло тогда до ясного понимания, что открывшаяся в начале XVII века в русском обществе потребность в разных знаниях, в расширении прежнего образования может быть удовлетворена только с помощью правильно устроенной средней или высшей школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

57 См. выше, «Донесение митрополита Филарета Святейшему Синоду, с отзывом по содержанию адресованной в Синод жалобы геронтов на удаление их из Константинополя». 61 Антонин (Капустин) , магистр XI курса киевской дух. академии; с 1843 г. бакалавр той же академии; с 1850 г. настоятель при посольской церкви в Афинах, потом в Константинополе и, наконец, начальник русской миссии в Иерусалиме. 62 С собственноручного чернового подлинника, хранящ. в архиве. Опись 94, том I; докум. 45 и 46. 64 Великий эконом ( μγας οκονμος) был главным управителем всех имуществ софийского храма и константинопольской патриархии и вместе распорядителем получаемых с них доходов. Должность эта в константинопольской церкви существует уже в IV веке, как это видно из актов III вселенского собора. 65 Великий сакелларий ( μγας σακελλριος) заведывал имуществом монастырей и имел высшее наблюдение за образом жизни и поведением монашествующих. К его обязанностям относилось защищать права и преимущества монастырей от притязания частных лиц и присутственных мест. 66 Великий скевофилакс ( μγας σκευοφλαξ) был хранителем принадлежностей храма, т. е. церковных и богослужебных книг, священных одежд, церковных сосудов и вообще церковной утвари. Подроб. о чинах констант. патриаршей церкви см. Прав. Собесед., 1868 г., ч.II, стр. 39–73 и ч. III, стр. 48–81. 67 См. выше «Донесение митрополита Филарета Святейшему Синоду, с отзывом по содержанию адресованной в Синод жалобы геронтов на удаление их из Константинополя». 70 См. выше, «Донесение митрополита Филарета Святейшему Синоду, с отзывом по содержанию адресованной в Синод жалобы геронтов на удаление их из Константинополя. 71 С собственноручного черн. подлинн., хран. в архив. Св. Синода. Опись 94; m.II, докум. подл. хранит. в бумагах г. обер-прок. Св. Синода. 74 Содержание протеста следующее: «Согласно с неоднократно выраженным мнением нашим и принимая в соображение, что в новом устройстве управления нашими церковными делами вопросы, касающиеся церковных постановлений, неправильно истолкованы, и применены в противность канонам; принимая сверх того в соображение, что вопрос, о котором идет дело, слишком высок и важен, чтобы мы могли дерзнуть принять на себя пред всеми православными такую и столь великую ответственность; согласно, повторяем, с прежним мнением нашим, мы почитаем совершенно необходимым подвергнуть эти акты суждению и рассмотрению патриархов настоящих и живущих на покое и святых архиепископов, имеющих опытность в делах. Согласно с сим мы устраняемся от подписания составленного проекта, и уверены, что почтенное собрание не потребует от нас того, что противно нашим убеждениям». Подлинный протест подписали епископы: адрианопольский, димитриадский, силиврийский, никейский, зворникский, драмийский и дидимотихский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Назначено определённое годовое содержание и каждому епархиальному архиерею в патриархате. Размер этого содержания не одинаков: он колеблется между двенадцатью (архиереям мосхонийскому и халепскому) и сотней тысяч пиастров в год (митрополитам – ефесскому, адрианопольскому и боснийскому). Весь годовой оклад архиереям патриарха простирается до шести миллионов пиастров. Жалованье архиереям собирается следующим образом: епархиальный архиерей и члены местного смешанного совета вызывают в кафедральный город представителей от каждого уездного города и села и в общем собрании, руководясь численностью населения епархии и требованиям справедливости, разлагают определённый канонисмом жалованье архиерею и сумму взноса на оклад патриарху на всех христиан епархии; составленные таким способом списки сборов с каждого города и села хранятся в митрополии, смешанном совете и патриархии. Кроме жалованья, некоторые архиереи имеют доход с недвижимых имуществ и монастырей, а патриархи получают сборы от ставропигиальных обителей. Затем, у каждого епархиального архиерея возможны случайные доходы. Из них в новом канонисме сохранены лишь очень немногие, а именно: за разрешение брака, первого, второго и третьего без различия, назначается во всех епархиях десять пиастров, за совершение литургии, погребения и брака по приглашению, – не менее пятидесяти пиастров, от каждого священника – ежегодный канонический взнос (κανονικν) в количестве десяти пиастров. Всякая вынужденная уплата денег и приношение вещами возбраняются. Совершенно уничтожаются и следующие архиерейские доходы: отдача священникам на откуп церкви со всеми её доходами (γεδκιον), сборы, собираемые через каждые два-три года (βοϑεια), подарки от духовенства, тождественные с взяткой (φιλτιμον), подарки при вступлении архиерея на новую кафедру (μβατοκιον), обязательные водоосвящения, сборы во время богослужения в пользу архиереев и других лиц, сборы за освящение церкви, за разрешение запрещённого брака, за рукоположение в священный сан и избрание в должность игумена; уничтожены и все другие случайные архиерейские доходы, как бы они ни назывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

163 Из таких румын впоследствии был особенно замечателен Филарет Скрибан, номинальный епископ ставропольский. 164 Рассказывают про молдавского митрополита Мелетия Лефтера (1829–1834 гг.), что когда кто-то из его друзей спросил его, какое имеют значение три буквы, написанные на всех вещах митрополита: М. М. М., то он отвечал им: «мий, мий, мий», т. е. тысячи, тысячи, тысячи червонцев, которые он заплатил за сан. 165 С 1821 по 1822 Дунайские княжества управлялись советом местных бояр, известным под названием «каймакавий». 166 По Аккерманской конвенции (1826 г.), «как назначение, так и смена господарей не может быть сделана Портой без согласия на то России». А по Адрианопольскому трактату (1829 г.), который ещё более ограничивал влияние Порты на княжества в пользу России, правление князей делалось пожизненным, и Россия официально признавалась покровительницей княжеств. Этот протекторат России продолжался до 1856 г., когда был отменён Парижским трактатом. 167 Этот органический статут долго оставался основным конституционным законом всего румынского народа, определяя порядок избрания господарей, право общего собрания, финансовое управление, судопроизводство, компетенцию различных правительственных учреждений и заключая в себе уставы о торговле и проч. 168 Соединение Дунайских княжеств в одно было делом рук Франции; Наполеон III в своей речи по этому поводу называл унию княжеств делом справедливости и торжеством цивилизации, в награду румынам за храбрость, он прислал даже 10 тысяч ружей и телеграммой уверил Кузу в своём благоволении к нему. 169 Одна только конфискация двух монастырей нямецкого и секского доставили при этом правительству сумму 816.609 рублей. 170 Так, например имя Иннокентий он дал своему ученику Иннокентию Моисиу, еп. романскому, в честь Иннокентия Борисова , архиепископа одесского; в честь Иеремии (Соловьёва), епископа нижегородского назвал другого своего ученика Иеремию Дырцу; имя Сильвестра (еписк. хушский) дал в память Сильвестра Косова , митрополита киевского и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

139 Заметь, что всякое наименование священных чинов содержит указания на свойственную чину деятельность, как показывают толкования имен святых серафимов и херувимов, – потому что другого порядка перед ними нет. 142 Поскольку он говорит о богообразных свойствах применительно к божественным умам, не следует полагать, будто великий Дионисий утверждает, что эти умопостигаемые достоинства присоединяются к ним в виде случайных, как бывает у нас, – как нечто иное к иной основе, как бы присоединенное качество. Ибо понятия «случайное свойство» и «основа» здесь недопустимы, так как всякое соединение и бесформенность материи оттуда исключаются. Ведь если бы это было иное в ином, как бы случайное свойство, присоединенное к основе, то это существо не жило бы само по себе и не могло бы обоживаться, насколько это возможно, само по себе, но – только благодаря чину, сохраняемому как иное в ином. Стало быть, названные свойства в них самоосуществляемы, а не присоединены как нечто случайное к основе, по причине нематериальности. Почему великий Дионисий – ниже, в слове «О церковной иерархии», в главе четвертой – и говорит, что свойства у них субстанциальны. 143 Заметь, что божественные силы как свойство имеют боговидность. Свойство же есть качество постоянное. А отсюда делается ясным, что обладающие достоинствами как свойствами самовластны. Это более пространно представляет Аммон Адрианопольский в словах «О воскресении», написанных им против Оригена . 146 Некоей высочайшей природой, учрежденной при Боге, сразу под Ним, он являет престолы, не соприкасающиеся ни с чем материальным, как показывает то, что они не имеют никакой «до уровня ног сниженности», или ослабленности, но обладают восходящей к Богу, обращенной вверх устремленностью. Он хорошо употребил слово «надмирно», – а не «бестелесно», «нематериально» и «умопостигаемо», или же «умственно». А чтобы ты не счел, что «к верху» означает телесный путь, он добавил «нематериально». 147 Заметь, что и чин святых престолов он назвал богоносным, – как несущий умопостигаемо покоящегося Бога. Обрати на это внимание: поскольку блаженный Василий Каппадокийский назвал богоносной плоть, надо рассмотреть, почему так сказано. Но ведь плоть Самого Господа была по существу и по ипостаси соединена с Самим Богом-Словом, почему и говорят отцы, что Он носит плоть и во плоть облекся. Что же странного, если и плоть Его называется богоносной как носящая Бога-Слово в нерасторжимом соединении, Его плотью и называясь, и являясь по праву и по истине? А они, престолы, по благодати имеющие в себе Бога невыразимым для слова и непредставимым для мысли образом, – богоносными и они по этой причине называются, потому что как первые Божьи силы они первыми Ему причастны, а получаемое ими осияние они затем передают находящимся ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Но вскоре за тем опустевшие за выселением сербов города стали наполняться магометанами, и притом в таком большом количестве, что они походили на турецкие колонии. Сюда же стали переселяться и албанцы – это христиане, перешедшие в магометанство. Как ренегаты, они так бесчеловечно преследовали православных, что многие сербы, оставшиеся на родине, бежали из городов в отдаленные села, или скрывались в лесах и тесных долинах, а некоторые принимали даже магометанство. А война (1788– 1790 г.) между Австриею и Турциею принесла сербам новое горе: по заключении мира (1791 г.) в Свиштове, турки с новою силою и жестокостью стали мстить несчастным сербам за их участие в войне. Терпение сербов наконец истощилось: после небольших стычек, начались общие народные восстания, продолжавшиеся несколько лет. Начал восстание Георгий Черный, а продолжил и окончил Милош Обренович. Сначала (1804–1813 г.) сербы имели счастливый успех. Но в 1813 году они потеряли почти все, что успели приобресть. С 1815 года началось новое восстание, и Сербия сперва получила (1817 г.) свободу внутреннего управления, под властию своего князя, а потом (1830 г.), по заключении адрианопольского мира, она, при содействии русского правительства, окончательно получила самоуправление. Таковы в общих чертах были последствия народных восстаний. Первый вождь народного восстания был Георгий Петрович Черный (Кара Джорджи). Он родился в 1760–70 годах, в крагуевацком округе, в Шумадии (лесистой области Сербии между Дунаем и Савою), в селе Вишевце, от крестьянина Петрония. Убив турка, оскорбившего честь его жены, Георгий, из опасения за то мщения со стороны турок, бежал (1787 г.) с отцом своим на реку Саву. А когда отец его хотел воротиться домой, – он сказан ему: не потерплю, чтобы ты умер от турок; умри же от моей руки, – и убил его из пистолета. Похоронив отца, он перешел чрез Саву, и сделался гайдуком. Потом, пробыв несколько времени в Австрии в должности лесничего при богатом Крушедольском монастыре, – он вернулся на родину, начал торговлю свиньями и нажил себе достаточное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Флоренций, почтеннейший епископ адрианопольский, в Писидии, сказал: «прежде толкований боголюбезнейшего и блаженнейшего отца нашего Кирилла и блаженнейшего архиепископа Льва, мы, следуя изложению святых отцов никейских, так веровали и веруем; также мы согласны и с верою 150-ти, ясно проповедующею, что Господь наш Иисус Христос воплотился от Духа Святого и Марии Девы. Этой вере святых отцов мы так веруем, как они 19 и истолковали, и ни в чем не сомневаемся». Евтропий, почтеннейший епископ ададский, в Писидии, сказал: «послание святейшего архиепископа Льва ни в чем не разногласит с верою, изложенною отцами, бывшими в Никее, и 150-ю, после того собиравшимися в Константинополе, и с посланием священной памяти Кирилла, но во всем согласно; и я необходимо соглашаюсь, и подписал его». Фронтиниан, почтеннейший епископ сагаласский, сказал: «уверившись из многого, что послание блаженнейшего отца нашего Льва согласно с символом, изложенным святейшими отцами в Никее, и 150-ю, изложившими ту же веру в благополучном городе (Константинополе), и с изложением священной памяти Кирилла, бывшего святейшего епископа города Александрии. и соглашаясь (с ним), я подписал». Павел, почтеннейший епископ дервийский, в Ликаонии, сказал: «от начала мы и наш город не знали этого спора; и веруем человеколюбивому Богу, что и впоследствии не будет спора; потому что, по Его благости, мы чисты от всякого еретического недуга. Ибо мы научились и переняли верить изложению 318-ти святых отцов, бывших в Никее, и 150-ти, бывших после того в Константинополе, и посланию блаженнейшего архиепископа Льва, согласному с верою святых отцов, и с толкованием священной памяти Кирилла; так мы и веруем». Ахолий, почтеннейший епископ ларандский, в Ликаонии, сказал: «мы доказали, что послание святейшего папы Льва ничем не разнится против изложения 318-ти и 150-ти и изложения блаженнейшего Кирилла; его и я подписал». Моир, почтеннейший епископ евландрский, во Фригии, сказал: «я согласен с посланием, написанным ныне архиепископом Львом, потому что оно во всем согласно с канонами святых отцов, бывших в Никее, и 150-ти, бывших в царствующем (городе), и с изложением блаженнейшего Кирилла, и подписал (его)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010