Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА мц. Адрианопольская (пам. 22 окт.) - см. Александр Епископ, Ираклий Воин, Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские ЕЛИСАВЕТА Николаевна Крымова (1877-1937), мц. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Викторовна Куранова (1877 - 1937), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Самовская (1860-1937), мц. (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Ивановна Сидорова (1875 -1937), мц. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Александровна Тимохина (1881-1938), мц. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Григорьевна Румянцева (1873-40-е гг. XX в.), исп. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСЕЙ прп. Киево-Печерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕЛИСЕЙ († 23.10.1250), прп. Лавришевский (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_44.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Ряшенцев Николай Степанович; † 1937), еп. Вязниковский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ГЕРМАН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГЕРМОГЕНА (Варвара Капитоновна Кадомцева; 1870 - 1942), мон., прмц. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГЛЕБ Семенович Апухтин (1885-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЛИКЕРИЯ мц. Адрианопольская (пам. 22 окт.) - см. Александр епископ, Ираклий воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский

http://pravenc.ru/rubrics/122336_25.html

деспот Иоанн Углеша, серб. кор. Стефан V Урош и его супруга Анна. Бывш. Фессалоникийский митр. Макарий († 1546) завещал мон-рю свою личную б-ку, из к-рой теперь в В. осталось 12 рукописей, по 1 рукописи хранится в скиту св. Димитрия и в Москве (ГИМ. Греч. 485). Симеон (Синесиос) Эланикос (XVII в.), писатель и писец, оставил после себя 7 книг. Наибольшее собрание из 28 книг передал мон-рю бывш. Тивериадский и затем Адрианопольский митр. Григорий, к-рый жил в В. в 1829-1860 гг. Значительное число рукописей происходит из подворий В. в Валахии и Молдавии (напр., дар господаря Василия Лупу). В б-ке мон-ря хранится 9 слав. рукописей XIV-XVII вв. Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. 949 г. (Vatop. 949. Fol. 83v) Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. 949 г. (Vatop. 949. Fol. 83v) Рукописное собрание В. понесло серьезные утраты во время пожаров и грабежей, ряд манускриптов был увезен коллекционерами и любителями древностей и в наст. время находится в архивах и б-ках разных стран. В 1491 г. Иоанн Ласкарис вывез неск. рукописей во Флоренцию для Лоренцо Медичи. В 1543 г. Николай Софиан по заказу Д. Уртадо де Мендосы, посла Карла V в Венеции, не только переписал «Географию» Птолемея (Cod. 655), но и увез с собой ряд рукописей (неизвестно, какие и сколько). Афанасий Ритор , купивший на Афоне более сотни рукописных книг для кард. Мазарини (1647/48), оставил нетронутым собрание ватопедской б-ки. Но в 1654 г. Арсений (Суханов) приобрел в В. 64 рукописи, из к-рых в наст. время 59 находятся в Москве (ГИМ), 2 - в С.-Петербурге (БАН), 2 - в Дрездене и 1 - в Кракове. Среди них наиболее ценными являются написанное унциалом Евангелие IX/Х в. (Греч. 9), «Аскетика» свт. Василия Великого 880 г. (Греч. 117), Слова свт. Григория Богослова 2-й пол. Х в. (Греч. 147), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста кон. Х в. (Греч. 164), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника 992 г. (Греч. 185), Творения прп. Максима Исповедника сер. Х в. (Греч. 200), Иерусалимский Типикон 1297 г. (Греч. 272), «Физика» Аристотеля сер. XV в., написанная К-польским Патриархом Геннадием Схоларием для В. (Греч. 448), «Этика» Плутарха кон. XII - нач. XIII в. (Греч. 502) и др.

http://pravenc.ru/text/149927.html

  В 1757 г. кириакон был расписан художниками из Эпира Константином и Афанасием в манере критской школы. В 1784 г. построена колокольня. В 1843 г. нек-рые монахи предприняли попытку отделиться от В. Л., доказывая, что скит всегда именовался Синайским. Смута прекратилась после вмешательства К-польского Патриарха Анфима VI, как видно из его послания (окт. 1847), хотя разногласия между скитом и В. Л. продолжались вплоть до нач. XX в. (Μαμαλκης. Σ. 507-514). В нач. XX в. в скиту жили 300 монахов.   Из скита вышли 7 преподобных:   Геронтий (XIV в.),   Нифонт Афонский (XIV в.),   Герасим Новый Кефалонский († 1579),   Дионисий Ритор († 1605),   Митрофан (XVII в.),   Софроний (ХХ в.) и Савва († 1948) и     9 преподобномучеников: Макарий Киосский († 6 окт. 1590), Никодим Албанский († 11 июля 1722), Косма Агиананит († 3 дек. 1760), Лука Адрианопольский, или Митилинский († 23 марта 1802), Иларион († 20 сент. 1804), Никита († 4 апр. 1808), Нектарий († 11 июля 1820), Давид († 26 июня 1813). Здесь готовился к мученичеству Павел Панайотис Пелопоннесский, постриженик В. Л. († 22 мая 1818).   В XX в. в скиту подвизались старцы Елевферий († 1933), Андрей Постник († 1934), Никандр († 1938), Леонтий Исповедник († 1938), Харалампий († 1945), Феодосий († 1950), Иоаким († 1950), Гавриил (Картонас) († 1956), Никодим Киприот († 1960). Один из отцов скита иером. Савва Новый, скончавшийся на о-ве Калимнос (1862 - 25 марта 1948), был причислен к лику святых в 1987 г. В алтаре кириакона покоятся мощи Патриарха К-польского Кирилла V (1748-1757), скончавшегося в келлии св. Апостолов, а также частицы мощей прмч. Нектария Нового (часть главы), новомучеников Игнатия, Евфимия и Акакия (из Иверского скита), вмч. Пантелеимона, вмч. Димитрия, сщмч. Харалампия, бессребреников Космы и Дамиана, вмч. Меркурия и др. В б-ке кириакона хранится 250 рукописей (из них 3 пергаменные), каталогизированные мон. Герасимом Микраяннанитом. В наст. время здесь находится 58 келлий (51 из них имеет свой храм), из к-рых заселены только 35, в них живут 78 монахов.

http://isihazm.ru/1/?id=344

Память 26 ноября Житие преподобного отца нашего Алипия Столпника Раб Христов Алипий был родом из Пафлагонского города Адрианополя [ 1 ]. Господь избрал его на служение Себе еще до его рождения. Однажды ночью, незадолго до рождения сына, мать его имела следующее видение. Ей показалось, что она держит на руках агнца, весьма красивого, с двумя горящими свечами на его рогах. Когда же наступило время рождения Алипия, то комната наполнилась Божественным сиянием: это было предзнаменованием сияния будущей праведной жизни Алипия, так как ему было назначено стать светильником мира. После рождения Алипия мать его заснула, и во сне ей снова было следующее видение: все жители города стекались в ее комнату и окружали младенца, воспевая псалмы и священные песнопения. Эти видения мать запомнила, слагая их в сердце своем и размышляя о будущей судьбе сына своего. Через некоторое время скончался муж ее, и, не пожелав вторично выйти замуж, она стала проводить время своего вдовства в посте и молитве, угождая Богу чистотой своей жизни, и вместе с сыном, возлагая все свое упование на истинного Отца сирот и вдовиц. Вскормив своего сына, и обрекши его на служение Богу, она, как древле Анна, мать Самуила (1 Цар.1:24–28), отвела его в храм Божий и вручила Адрианопольскому епископу, блаженному Феодору. Духом уразумев благодать Божию, почившую на отроке, епископ сильно полюбил его и начал обучать Божественному Писанию. Придя в возраст, Алипий превзошел своих сверстников мудростью и разумом; добрым же поведением и добродетелями стяжал себе любовь у Бога и людей. Душа его была полна страха Божия, смирения и кротости; по мудрости же своей он показывал как бы мудрость седины и имел «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем.Сол.4:9). Ради этих добродетелей он был назначен церковным экономом, а затем рукоположен в сан диакона, и в этом сане совершал свое непорочное служение Богу. Спустя некоторое время, Алипий возжелал уединенной жизни, чтобы в безмолвии одному усерднее служить Богу и наслаждаться непрестанным Богомыслием. Это желание сердца своего он открыл своей праведной матери, которая, подобно Анне пророчице [ 2 ], не отходила от церкви, и в посте и молитве день и ночь совершала свое служение Богу; она уже давно раздала свое имущество нищим и, обрученная Христу, была поставлена в диакониссы. Этой-то богоугодной рабе Господней, своей же матери, святой Алипий поведал о своем намерении:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ИПАТИЙ (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИППОЛИТ Николаевич Красновский (1883 - 1938), прот., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРАИДА Осиповна Тихова (1896-1967), исп. (пам. 25 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. ИРАКЛИЙ ВОИН мч. (пам. 22 окт.) - см. в ст. Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские ИРИНА Федоровна Фролова (1899-1931), прмц. (пам. 17 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница ИРИНА (Хвостова Ирина Михайловна; 1882- 1938), мон. , прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИРИНА Алексеевна Смирнова (1891-1938), мц. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА (Кожина; † ок. 1419-1420), прав. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Кашинская

http://pravenc.ru/rubrics/122336_48.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2023-01-09 19:55:58 Владелец: DimasKirill Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день! Осталась от бабушки икона. По сторонам изображения 4-х святых. Пока дополнить нечего. [Добавлено 2023-01-13 10:38:55]: Конечно, интересует кто изображен на иконе? Приблизительно, когда была написана икона? [Добавлено 2023-01-13 13:35:31]: Конечно, интересует кто изображен на иконе? Приблизительно, когда была написана икона? Попытки опознаний [ 2023-01-10 19:48:39 ] marinakova : И хорошо, что у Вашей бабушки была икона и она Вам досталась. Пока дополнить тоже нечего! Вы же ничем не интересуетесь. На икону мы посмотрели. [ 2023-01-10 23:27:23 ] qwerty : икона не портрет просто узнать невозможно слева от лика есть остатки надписи но не прочитать, справа похоже если были надписи то все осыпались надпись была вероятно длинная типа Евфросиния княжна Полоцкая http://pravicon.com/icon-1752 или Евфросиния благоверная княгиня Московская в миру — Евдокия http://pravicon.com/icon-1751 может Анна благоверная княгиня Кашинская http://pravicon.com/icon-1202 стоит знать историю иконы досталась от родителей подарена кем либо в благословение досталась от выморочной семьи (раньше в сов. врем. иконы не ценились и могли забрать из соседского дома после смерти соседки)могли опять в сов. врем. забрать после разорения помещиков или кулаков. так что знание имен предков может не помочь икону могли по случаю купить " много богов нарисовано - хорошая икона " [ 2023-01-11 00:12:36 ] marinakova : Со всем согласна. Только к вам, дверти и ни к кому и не обращались. Поместили икону и всё! [ 2023-01-14 01:10:29 ] qwerty : еще раз повторюсь определить конкретно не возможно одна из преподобных или преподобномучениц нет ни каких особых отличий вверху слева Архангел Михаил http://pravicon.com/icon-450 ниже похоже по надписи Надежда Римская, мц. http://pravicon.com/icon-2492 вверху справа даже не понятно мужская или женская фигура поэтому и опознание невозможно ниже Елизавета Елизавета прав. http://pravicon.com/icon-1772 или Елизавета Константинопольская, прп. http://pravicon.com/icon-1771 или Елисавета Адрианопольская, мц. http://pravicon.com/icon-4142 конкретнее не скажеш о времени и месте лучше к спецам на форум може подскажут и по основной фигуре

http://pravicon.com/unknown-3177

Итак, св. столпники находились под особым воздействием на них благодати Божией, приготовлявшей их к высшим подвигам столпостояния. О некоторых из них даже известно из житий, что их предизбрание быть путеводными светилами для ищущих спасения выражалось в знаменательных видениях, бывших их родителям, да и самое рождение св. столпников, как действие ближайшего попечения Божия, приготовляло их к чему то особенному в путях промысла Божия. Так, мать св. Алипия пред его рождением видела во сне, что она как будто держит на своих руках агнца, очень красивого, и на рогах у него – две заженные свечи. А когда родился св. Алипий, то «некая божественная светлость велия храмину исполняше». Эти видения служили знамением благодати Божией и светлости его добродетелей, «яко имеяше свет быти миру». После снова было видение его матери: весь адрианопольский народ стекался к её дому, воспевая рождение младенца» 889 . В житии св. столпника Даниила рассказывается, что его мать, долго не имевшая детей и подвергавшаяся за то упрекам со стороны мужа, так и своих родных, обратилась с молитвою к Господу о разрешении своего неплодства и дала обет посвятить «дарованное» Богу, «якоже древле Анна Самуила». Уснув после молитвы, она видит видение! 2 больших светильника на подобие блюд спускаются над её главою; «то бяше, говорится в житии, прознаменование имущего произыти из нея такового плода, иже сиянием добродетелей паче звезд будет светлейший». Вскоре у неё родился сын и ему не давали имени в течении 5 лет, «но от Бога тому нарещися желаху, да иже Божиим дарованием родися, той от Бога и имя себе приимет». Родители с этой целью взяли новорожденного и отправились с ним в ближайший монастырь с просьбою к игумену – дать их сыну имя. Игумен сказал им, «яко тем именем его подобает нарещи, еже Сам открыет Бог». Взяв Библию , он раскрыл ее и «обрете некая словеса св. пророка Даниила, и разумев, яко тако благоволит Бог, да тоеже пророческое имя и тому наречется отроку, именова его Даниилом: отнюдуже знаменовашеся, яко имеяше той отрок великому оному пророку, якоже именем, тако и нравы быти подобен» 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Земли Балканского полуострова осияны светом христианства еще с апостольских времен. Св. ап. Павел вместе со св. ап. и ев. Лукою и св. ап. Андрей Первозванный прошли с апостольской проповедью по дорогам как исторических, так и нынешних болгарских земель. На Балканах, на гору Афон вступила и сама Божия Матерь, которая благословила это место и тем основалась Святая Гора Афонская. Ученик св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Стахий основал епископскую кафедру в городе Византион. Еще во второй половине I в. по Р. Хр. в городах Балканского полуострова были основаны епископские кафедры. Св. ап. Пармен из Семи диаконов был замучен в эгейском гор. Филиппи. Св. ап. и св. Матфей проповедывал в Македонии и близ Понта Евксинского (Черное море). Св. ап. Карп из 70-и апостолов был Епископом во фракийском гор. Берое (Верея, Стара Загора), св. ап. Стахий из 70-и апостолов был Епископом гор. Византиона (Константинополя), св. ап. Андроник из 70-и апостолов был Епископом Паннонии. Апостольские мужи свв. Ерм и Урбан были соответственно один Епископом гор. Филиппополя (Пловдив), второй Епископом Македонским и т. д. В период раннего христианства вв., во времена гонений, пострадало много балканских мучеников за христианскую веру – свв. мученики Пасикратий и Валентин Доростольские; Исихий, Емилиан и Дасий Доростольские; Севир и Мемнон и с ними 37 мучеников Филиппопольских; 38 мучеников Филиппопольских-Фракийских; мученицы Севастиана и Мелитина Маркианопольские (Девненские); Максим, Феодот и Асклиада (Асклипиодота) Маркианопольские – Мизийские (Девненские); Адрианопольские мученики; муч. Александр воин Римский; муч. Ерм (или Евант) Рациарский (Арчарский); мученики Ермет (Гермет, Ерм), Аггей, Акт и Гага Бононские (Видинские); священномученик Филипп, Епископ Томский; 20 мучеников из гор. Томи; священномученик Епископ Александр, мученики Ираклий воин, мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия Адрианопольские; муч. Амплий Одессоский (Варненский); священномученик Филипп, Еп. Гераклийский (Адрианопольский); мученики Ириней, Василий, Димитрий диакон и дружина его – Сирмийские (Сремские); мученики Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и Флавиан из Novia Dunum (Исакча); св. вмуч. Димитрий, со свв. мучениками Лупп и Нестор Фессалоникские (Солунские), свщмуч. Эразм Охридский; 15 свщмучеников Тивериопольских (Струмицких) и многие другие. (См. Приложение I).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период первосвятительского служения Николая Хрисоверга состоялось Крещение Руси Николай Хрисоверг, патриарх Константинопольский      После его отречения 12 февраля 979 г. Патриархом поставлен был Николай Хрисоверг, прозвище которого в переводе на русский язык значит «золотой прут». Из его жития известно, что в бытность его митрополитом Адрианопольским он принял предсмертную Исповедь отравленного Императора Иоанна Цимисхия. В период первосвятительского служения Николая Хрисоверга состоялось Крещение Руси. В 988-м г. он возглавил епископскую хиротонию Михаила, направленного Митрополитом на Русь вместе с миссионерами в священном сане, которым предстояло приобщить к христианской вере и крестить русских людей. В 991-м г. Патриарх Николай совершил богослужение в Софийском храме столицы в присутствии Императора Василия и послов, присланных из Киева. В том же году, узнав о том, что князь Владимир направил в Рим своего посланника с вероятной целью просить о присылке на Русь миссионеров, Патриарх Николай предостерегал его и Митрополита Киевского Михаила в послании, известном из русских источников и, видимо, в русской редакции, не вполне совпадающим с текстом утраченного оригинала, о заблуждениях, которые усвоены Римской церковью: «Вера римская не добра, понеже они зло исповедают о Духе Святом, якобы от Отца и Сына происходит, разделяя Святую Троицу; субботу постят, хлеб пресный, а не кислый освящают; Папу без греха быть верят, что Христос, апостоли и святии отцы не учинили, и невозможно Папу и никого безгрешных поставлять и имяновать, зане многие Папы были ариане, несториане и другие еретики, за что Соборами прокляты; жена же Анна была Папою, идучи со кресты в Крещение, родила на улице и умерла; для того они праздник Богоявления и крестное хождение отставили, назвав день той Трёх королей. Сего ради не приобсчайтеся зловерию и учению их, а взирая на их весьма коварные льсчения и обманы, весьма и от переписки с ними уклониться должно» . Еще одним его деянием стало рукоположение во пресвитера великого подвижника – преподобного Симеона Нового Богослова, в ту пору насельника монастыря Святого Маманта. В патриаршество святого Николая Хрисоверга на Афоне совершилось чудесное явление Архангела Гавриила, научившего монахов Святой Горы славить Богородицу молитвой «Достойно есть», текст которой был обретен начертанным на черепице. Святитель Николай Хрисоверг преставился 12 октября , или, по другим сведениям, 16 декабря 991 г. и был посмертно канонизован.    

http://pravoslavie.ru/148700.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010