Кандиларов, Самарджиев, Градинаров, Зафиров, Бочваров, Тилков, Ихчев и Георгиев. В течение года были произведены две репетиции в конце ноября и в феврале. С 15 мая начались испытания зрелости, выдержанные удовлетворительно всеми окончившими VI класс; с 31 мая начались остальные экзамены. На экзаменах много раз лично присутствовал блаженный экзарх Иосиф I: на некоторых экзаменах присутствовали экзархийский инспектор г. Юрданов и экзархийский чиновник г. Начов. Учителя в течение года имели 20 учительских заседаний. Семинария часто посещалась посторонними лицами (особенно в 1898 году по случаю освящения церкви), из них один сделал пожертвование в пользу семинарской библиотеки. По месторождению ученики были из 73 различных мест и из 6 различных округов, именно: 3 из Константинополя, 34 из солунского округв, 17 из битольского, 9 из екопийского, 11 из адрианопольского, 14 из Болгарского —477— княжества. Окончили курс: 3 из солунского округа и по 1 из битольского, адрианопольского и княжества Болгарского. – Все ученики семинарии – стипендиаты пансионеры. В свободные часы семинаристы занимаются садоводством. Пища в посты – постная, с прибавлением третьей порции. Успехи учеников на экзаменах оказались удовлетворительными, и все переведены в соответствующие высшие классы. – После прочтения отчета согласно программе торжества, имели место речи, декламации, приветствия и пение. Особенно трогательны были выражения признательности учеников к блаженному экзарху за его неусыпные заботы и отеческую любовь к семинарии. В заключение всем окончившим курс экзархом выданы были дипломы и по экземпляру Библии. 2719 – На 1899–1900 учебный год экзархия постановила принять в I класс семинарии только 21 ученика и распределила, из каких епархий и по сколько учеников должно быть принято. О присылке подготовленных кандидатов сообщено митрополитами и председателями общин. Кандидаты должны удовлетворять следующими условиям: 1) должны иметь не более 16 лет, 2) должны иметь свидетельство об окончании III класса гимназий с очень хорошим успехом и иметь отличное поведение, 3) должны представить свидетельства о крещении и о бедности, 4) принимаются дети добрых священников или благочестивых семейств и 5) должны быть физически хорошо развиты и без телесных недостатков (в семинарии, поступающие подвергаются предварительному медицинскому осмотру).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мог ли думать вообще генерал Гурко, что эти битвы были уже напрасны и бесплодны в тο время!? По занятии Казавлыка и Шипки, он решил перенести театр своих действий за Малые Балканы и взять город Эски-загру, что и было исполнено 10-го июля Казанским драгунским полком. Появление русских в этом городе сопровождалось ликованием и самым восторженным приемом со стороны горожан-болгар. Турецкие власти бежали, но порядок в городе почти не нарушился, благодаря нашему быстрому вступлению. Влиятельные болгары долго отказывались принять на себя управление городом, опасаясь вторично появления турок и их мести. После занятия Эски-Загры были предприняты два набега на ветви железных дорог адрианопольско-ямбольскую и адрианопольско-филиппопольскую. 12-го июля кавалерия испортила телеграф, разрушила полотно и рельсы двух участков и собрала важные сведения о неприятеле. На следующий день генерал Гурко сформировал особый отряд, вверенный герцогу Николаю Максимилиановичу Лейхтенбергскому, с назначением охранять как самый город Эски-Загру, так и выход из ущелья. Только 16-го числа окончательно убедились в значительном сборе турецких войск у станции Карабунар и Тырнова, где, по слухам, собиралась армия Сулеймана, переведенная морем из Черногории. Тем временем генерал Гурко получил от начальника штаба армии извещение, что для усиления его отряда подчиняется ему 1-я бригада 9-й пехотной дивизии и Главнокомандующий представляет ему право действовать по своему усмотрению. Тогда, для обеспечения Ханкиойского перевала, к которому из Иени-Загры ведет ближайшая дорога, генерал Гурко решился немедленно перейти в наступление и взять Иени-Загру раньше, чем армия Сулеймана начнет действовать против его отряда. Атака города Иени-Загра была предназначена на 18 июля и отряд двинулся в нему тремя колоннами. Правая колонна герцога Лейхтербергского 17-го же числа обнаружила движение неприятеля в больших силах и на следующий день частью отступила к Эски-Загре, выдерживая беспрерывный бой. Средняя и левая колонны, 18-го утром, свободно перебрались через горы и спустились в Иени-Загринскую долину, никем не атакованные.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

После Адрианопольского договора (2(14) сент. 1829) в Добрудже была создана Тулчская архиепископия (до 1878). Добруджа в 1-й пол. XIX в. После Адрианопольского мира Силистрийский эялет был упразднен; возник Дунайский вилайет с центром в Рущуке, в к-рый вошли Добруджа и Болгария. На экономическое, социальное и демографическое положение региона значительно повлияли русско-турецкие войны, которые в значительной степени проходили на территории Добруджи. Исчезли мн. населенные пункты, сократилось население. После русско-турецкой войны 1828-1829 гг. численность населения Добруджи, по некоторым данным, достигала 60 тыс. чел.: согласно исследованиям Й. Йонеску де ла Брада, из 16 тыс. семей 3636 были семьями румын, 2268 - турок, 2225 - татар, 1194 - болгар и др. (Istoria românilor. 2003. Vol. 7. Pt. 1. P. 222). Во время правления султанов Махмуда II (1808-1839) и Абдул-Меджида I (1839-1861) в Османской империи были проведены реформы, в т. ч. провозглашено юридическое равенство между христианами и мусульманами. Это могло бы способствовать эмансипации добруджских румын, но на практике, несмотря на то что новое право в отношении собственности на землю в Добрудже оказало положительное влияние на немусульм. население, адм. злоупотребления и разрушения региона в результате войн в значительной степени свели на нет преимущества реформ. С сер. XIX в. в Добрудже возросло национальное самосознание румын, что проявилось в повышенном интересе населения к румын. школам и правосл. Церкви ( Isar. 2003. Pt. 1. P. 167-168). Добруджа в 1848-1877 гг. После революции в Дунайских княжествах 1848 г. значение Добруджи в глазах османских властей в связи с экономической и со стратегической ценностью Дуная и его устьев значительно возросло. В 1850 г. османская администрация направила в Добруджу инспекцию в лице инженера Г. Йовану и Йонеску де ла Брада. Опросив население, они обнаружили, что бóльшая часть добруджцев четко осознаёт свою румын. национальную идентичность, что румын. язык является живым языком общения в регионе и обеспечивает связь в т.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня «Никогда еще имя наше не было в такой силе и славе на Востоке...»     «Никогда еще имя наше не было в такой силе и славе на Востоке...»        А.Н. Муравьев, находившийся на диплома­тической службе при 2-й армии и праздновавший вместе с ней заключение мира в Адрианополе, писал о влиянии России: «Никогда еще имя наше не было в такой силе и славе на Востоке...» .       Такое положение стало чрезвычайно беспокоило европейские держа­вы, настолько, что Великобритания потребовала пересмотра условий Адрианопольского мира, считая, что Россия нарушила европейское равно­весие, но Николай I отказался обсуждать этот вопрос. Турция, наконец, признала автономию Греции, которая провозгласила свое независимое государство в январе 1830 г.   По инициативе России независимость Греции была признана основными европейскими державами на Лондонской конференции в феврале 1830 г. Восточный кризис 1820-х годов был завершен.   В этот исторический момент и отправляется в далекое путешествие в Палестину некий Стефан, которого — вероятно, не случайно — прини­мает перед отъездом сам Николай I, только что доказавший всей Европе и силу русского оружия, и собственные дипломатические способности.   Стефан может спокойно плыть из Одессы в Константинополь, ничего не опасаясь, т. к. в VII статье Адрианопольского мирного трактата было ска­зано, что «ход через Константинопольский канал и Дарданелаьский про­лив совершенно свободен и открыт для российских судов под купеческим флагом, с грузом или с балластом, имеющих приходить из Черного моря в Средиземное или из Средиземного в Черное»       Дальнейшее пребывание русских паломников на территории Османской империи также уже не представляло опасности («Российские суда и товары будут ограждены от всякого насилия и притязания; пер­вые исключительно будут состоять под судебным и полицейским заведыванием министра и консулов российских, а суда российские не будут под­лежать никакому внутреннему досмотру со стороны оттоманских властей ни в открытом море, ни в гаванях, пристанях или на рейдах Турецкой им­перии», — как сказано в той же статье договора), мало того, султанский фирман охранял их от поборов местных властей, что в дневнике Стефана неоднократно подчеркивается. Он даже утверждает, что турки, например в крепости Дарданеллы, очень ласковы к русским и желают показать пре­данность русскому царю.

http://isihazm.ru/1/?id=1245

На границе с Болгарией в позднейшее время была подведома патриарху константинопольскому митрополия браиловская. Город Браилов или Браила (по-греч. Προλαβον), находящийся на левом берегу Дуная в северо-восточной Валахии, вместе с другими двумя городами этой страны Журжевым и Турну с 1544 г. до адрианопольского мира в 1829 г. состоял в непосредственном (а не вассальном, как вся страна) владении турок (см. Когальничана Histoire de Valachie рр. 42 и 125); а поэтому, нет сомнения, и кафедра браиловская была подведома непосредственно патриарху константинопольскому, а не местному митрополиту угровлахийскому. Кроме самого города Браилова митрополит браиловский, первые известные нам упоминания о котором относятся к концу шестнадцатого века (Деяние константинопольского собора 1590 г. о русском патриаршестве в Никоновск. Кормчей предисл. л. 24 об. и Сношений с Востоком ч. 2, стр. 272, – в последних под Михаилом воеводой должен быть разумеем валашский воевода Михаил II Храбрый, правивший в 1592–1600 гг.), заведовал еще христианским православным населением нынешней южной Бессарабии (с городами Рени, Измаилом, Килией, Аккерманом или Белградом и Бендерами), составлявшей тогда татарскую область Буджак (Сношения с Востоком ibid., Ельснера Neueste Beschreibung derer Griechischen Christen in der Türkcey. Berlin, 1737, S. 4 прим.). После закрытия митрополии браиловской (неизвестно нам когда именно, вероятно – после адрианопольского мира, а во всяком случае уже в настоящем столетии, см. первое издание греческой Кормчей Πηδλιον стр. 553, где митрополит браиловский под 1800 г.) наименование браиловский присоединено было к титулу митрополита дристрского или силистрийского ( о Арб στρας κα ΙΙροιλαβου, у Ралли и Потли V’, 518): из этого можно заключать, что к епархии митрополита браиловского принадлежала некоторая часть и северной Болгарии (полный титул митрополита браиловского был – Προλβου κα Τιμαροβου или Τομαρβοο (см. Синтагматион Хризанфа, Тимарова есть турецкое название города Рени, находящегося в Бессарабии при впадении Прута в Дунай).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сооружение в 1871 г. адрианопольской железной дороги, открыв широкую просеку в части, идущей вдоль побережья, обнаружило кой-какие остатки зданий, которые дают ценные точки опоры для топографии Священных-Палат, чем воспользовались ученые современного Константинополя и с похвальным терпением постарались определить сохранившееся до сих пор следы византийских построек. Однако по этим частям полуразрушенных стен, по колоссальным фундаментам, некогда державшим на себя здания, по обломкам капителей и колонн, не смотря на громкие названия, которые им хотят присвоить, не легко сделать достаточно точные выводы, и было бы весьма затруднительно, не взирая на эти добросовестные изыскания, восстановить наружный вид и расположение императорской резиденции, если бы византийские писатели, к счастью, не оставили бы нам на этот счет описаний, полных самых мельчайших подробностей. Конечно, до тех пор, пока этот квартал древней Византии не будет исследован путем методическим раскопок, – если только таковые раскопки будут когда либо произведены, – в воспроизведениях императорского дворца, при всей их тщательности и остроумия, которые пытались сделать такие архитекторы, как Лабарт и Ф. фон-Ребер 367 , останется много гадательного. Тем не менее, сопоставляя сведения, сообщаемые историками, с указаниями, к сожалению слишком редкими, которые дает изучение местности, все таки представляется возможность наметить, хотя бы в главных чертах, картину Священных-Палат в том виде, какой они имели при Юстиниане и Феодоре. I. Прежде чем пытаться делать такое общее описание, надо с самого начала отметить одно обстоятельство. Было бы ошибочно представлять себе большой византийский дворец в виде здания, похожего на известные нам королевские резиденции, подобно Версалю развертывающие на обширной площади симметрические линии пышного фасада. Скорее следует припомнить султанский Сераль или еще лучше Кремль, чтобы составить себе верное представление о дворце базилевсов. Подобно им, он заключал в обширной ограде множество зданий, довольно различных эпох; дворцы, церкви, приемные залы часовни, бани, гипподромы, казармы для стражи и открытые террасы для прогулок, откуда простирался далекий вид на море, – целая совокупность роскошных построек, но до известной степени изолированных друг от друга, между которыми расстилались вымощенные мрамором дворы, длинные галереи, лестницы, идущие вверх и вниз, а также лимонные рощи и большие сады, спускавшиеся к самому Босфору.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

1207 Имеется в виду максимально благоприятная для российского присутствия на Ближнем Востоке ситуация, возникшая после Адрианопольского мира 1829 г. и Ункияр-Искелесского соглашения 1833 г. 1208 Суждение авторов «Замечаний» о русских сестрах милосердия глубоко несправедливо и не соответствует действительности. Крестовоздвиженская община сестер милосердия, основанная великой княгиней Еленой Павловной и действовавшая во время Крымской войны в госпиталях Севастополя и Симферополя под руководством великого русского хирурга Н.И. Пирогова и духовным окормлением иеромонаха Вениамина (Лукьянова), проявила себя самым лучшим образом (см. выше документы в разделе «Игумен Вениамин (Лукьянов)»). Основание в 1858 г. Русской больницы в Иерусалиме с неизбежностью поставило вопрос о привлечении русских сестер для обслуживания больных российских паломников. Разумеется, воспитание и образование сестринского персонала в российских учебных заведениях, в условиях нараставшего нигилизма и атеизма, накладывало свои особенности на их менталитет и пластику поведения. Тем не менее, делать из русских сестер, в массе своей тружениц и подвижниц, некий жупел для Православного Востока, нет ни малейших оснований. 1209 Последняя фраза свидетельствует о том, что даже люди, достаточно близкие к русскому делу на Востоке, не всегда могли разобраться в тонкосплетениях и противоречиях петербургских «сфер», кружков и инстанций. В частности, Антонин и Озеров явно не делают различия между позициями императрицы Марии Александровны, которой адресован отзыв, и Морского министерства во главе с великим князем Константином Николаевичем, доверенным лицом которого выступал в Иерусалиме Б.П. Мансуров. Для них, как, видимо, и для многих других, далеких от дворцовых интриг людей, все оттенки и противоречия невольно сливались в представлении о единой «силе, исходящей прямо из Императорского Дома». 1210 Вопрос о значении слова «миссия» применительно к Русской Духовной Миссии в Иерусалиме доныне неоднозначно толкуется в нашей духовной литературе. В опубликованном выше отзыве митрополита Филарета на донесение архимандрита Антонина от 18 октября 1865 г. содержится правильное и вполне однозначное понимание термина: «Название миссионеров в отношении к членам Миссии неуместно. Посольство называется миссиею. Но служащие в посольстве не называются миссионерами: так и члены Духовной Миссии в Иерусалиме» (см. выше, документ 170). Архимандрит Антонин в разных случаях, в различных документах использует, из тактических соображений, то одну (дипломатическую), то другую (миссионерскую) трактовку, добавляя порой и третью (миссианскую), то есть переводя разговор на уровень исторической миссии России и Русской Церкви на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Наконец они успели склонить на свою сторону трех из заседающих в собрании епископов: адрианопольского, димитриадского и силиврийского. В заседании 5–14 февраля 1860 г., когда всем членам собрания предложены были к подписи пересмотренные постановления оного, сии три епископа отказались подписывать, подали патриарху против оных протест, подписанный ими и некоторыми епископами, не принадлежащими к собранию, и объявили, что подобный протест подан ими и Порте. 74 Этот поступок трех епископов возбудил в собрании сильное негодование. Их стали обвинять в том, что они поступают бесчестно, отказываясь подписывать то, на что прежде изъявляли согласие; что они нарушили тайну, сообщили постановления собрания посторонним епископам, и наконец, что они оказали неповиновение патриарху, подав Порте протест без его ведома. Вместе с тремя епископами отказались подписать постановления славянские депутаты. Уже в первых заседаниях собрания они не переставали жаловаться на то, что составляют в оном крайнее меньшинство (их 3, а греческих депутатов не менее 17); потом жаловались на то, что большая часть предположенных собранием взносов для покрытия константинопольского патриаршего долга должна пасть на славянское народонаселение Турции, по численному превосходству его перед греками, и наконец предъявили требования об учреждении независимой болгарской иерархии, которую избрали бы сами паствы, и которая принимала бы участие в общих делах церкви и имела бы доступ к вселенскому патриаршеству. Собрание, сделав некоторые возражения на эти требования, оставило их без внимания и объявило, что они выходят из пределов программы, начертанной Портою. По этой то причине славянские депутаты не соглашались подписать новые постановления. Однако же собрание не обратило внимания на то, что сии постановления подписаны не всеми членами оного, 6–18 февраля депутация, под предводительством блаженнейшего Каллиника александрийского, официально представила труды свои министру иностранных дел Фуаду-паше с просьбою скорее утвердить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Так как целая рукопись (около 300 л.) содержит в себе материал, до сих пор не изданный и по суду компетентных ученых весьма важный для истории церкви на Балканском полуострове, то я хотел бы снять с нее копии, т. е. приготовить ее к изданию. Правда, для переписки потребуется много времени, но ведь я могу взять себе и помощников за известный гонорар. По наведенным справкам я знаю уже по крайней мере оглавление статей, содержащихся в рукописи» (письмо от 26 декабря/7 января 1883 г.). Далее в том же письме он представляет Троицкому это оглавление (28 пунктов на 2.5 л.). Однако здесь Пальмова ждало разочарование. Письмом от 15/27 апреля 1883 г. (4 л.) он сообщает, что получил разрешение пользоваться мюнхенской рукописью в Вене, только не сразу, а когда она будет возвращена кардиналом Питрой из Рима. «Разумеется, далее ждать я не могу, тем более что все другие свои занятия в Вене я уже кончил. На всякий случай я поручил дело переписки некоторых отделов мюнхенской греч[еской] рукописи своим знакомым в Вене опытным скрипторам. Пожалуй, было бы лучше, если бы кард. Питра издал столь интересный для истории греческой и славянских церквей памятник Димитрия Хоматинского». 64 Письмо от 30 августа 1883 г. (9 л.) отправлено из Константинополя, куда Пальмов прибыл за неделю до этого. Посетив Загреб, Любляну, Триест, Задр, Сплит и Черногорию, Пальмов прибыл в Болгарию, где ему, вопреки ожиданиям, не удалось приобрести никаких рукописей. «О рукописных сокровищах в Болгарии я не раз слышал преувеличенные отзывы путешественников... Почти во всех местах, где по указаниям и преданию должны были храниться какие-нибудь памятники старины, почти единогласно отвечали, что существовавшие рукописи истреблены турками или – даже в недавнее время – греками». Сообщает он в своем письме о работе с греческими рукописями Иерусалимского подворья в Константинополе, где он начал переписывать корреспонденцию адрианопольского митрополита Неофита с Алексеем Михайловичем. «Библиотека, – продолжает Пальмов в следующем письме (от 15 октября 1883 г., 8 л.), – ...заключает в себе более 600 рукописей каталогизированных – с неизвестными прибавками, сказывающимися где-то κτω – в недоступном для постороннего посетителя месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

289 С собственноручного черн. подлин., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 2; докум. 1–3, и д. 1861 г., 4241; лл. 26–31. Копия с сего докум. имеется в библ. с. п. б. д. акад., лл. 149–154, в особом сборнике бумаг митрополита Филарета. 290 Настоящая записка препровождена митр. Филаретом к князю С.Н. Урусову, впоследствие письма его, от 12 августа, за 4604, при коем была доставлена митрополиту депеша князя А.Б. Лобанова-Ростовского, 142. 293 Анфим (Чалыков) родился в 1816 г. в Кирк-Клиссе, адрианопольской еп. В 1836 г. отправился на Афон, где в одном из монастырей принял пострижение. В 1843 г. поступил в халкинское богословское училище и, по окончании здесь курса, занимал в разных местах учительскую и законоучительскую должности. Желая получить высшее духовное образование в России, он сперва поступил в херсонскую семинарию для ознакомления с русским языком, и отсюда – в московскую духовную академию, где окончил курс в 1854 г. с степенью магистра. По возвращении из России на свою родину, он в 1858 г. возведен был в сан архимандрита и затем рукоположен в сан епископа, с званием митрополита преславского. В 1872 г. был избран экзархом болгарским, а в 1877 г. низложен и сослан в Ангору (Анкиру), откуда в 1878 г. был возвращен. (Ист. моск. д. акад. И. Смирнова, стр. 447). 294 «Паисий, по прибытии в г. Плевно, был отвергнут народом, и должен был прибегнуть к содействию местных властей для того, чтобы поселиться в епископском доме. Тамошний мюдир принял сторону преосвященного, и до такой степени возбудил против себя насильственными поступками народ, что дело кончилось возмущением, во время которого пострадала сама личность мюдира. Он немедленно уведомил об этом виддинского пашу, который, чрез два дня, прибыл в Плевну с четырьмя эскадронами кавалерии и двумя пушками и усмирил мятеж, при чем убиты четыре человека христиан и более двадцати человек арестованы». См. 95, m.III; док. 120-а. 295 С копии, хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, m.II; докум. 102–104. Подлин. наход. в деле канц. Св. Синода 1860 г., 2-го отд., 1 ст., по наст. Реестру, 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010