Разделы портала «Азбука веры» Поставляемые в диаконов, если во время самого поставления засвидетельствовали и объявили, что им необходимо жениться, поскольку они не могут оставаться так, если потом женятся, пусть пребывают в своем служении, так как епископ им это разрешил. Если же некоторые, умолчав об этом и согласившись при рукоположении оставаться так, после этого вступили в брак, отстранить их от диаконского служения. Δικονοι, σοι καθστανται, παρ ατν τν κατστασιν ε μαρτραντο κα φασαν χρναι γαμσαι, μ δυνμενοι οτω μνειν, οτοι μετ τατα γαμσαντες, στωσαν ν τ πηρεσ, δι τ πιτραπναι ατος π το πισκπου. Τοτο δ, ε τινες σιωπσαντες, κα καταδεξμενοι ν τ χειροτον μνειν οτω, μετ τατα λθον π γμον, πεπασθαι ατος τς διακονας. Толкования Зонара . Это правило говорит, что те, которые при поставлении в диаконство, то есть в то время, как имели принять рукоположение, засвидетельствовали, то есть открыто сказали как бы при свидетелях, что им необходимо вступить в брак, потому что они не могут пребывать в девстве, таковые, если после рукоположения вступят в брак, должны оставаться в своем служении, то есть в диаконстве; ибо представляется, что им дозволено вступить в брак после рукоположения епископом. Если же некоторые, умолчав пред тем, как имели принять рукоположение, и чрез такое умолчание приняв на себя обязательство пребывать безбрачными (ибо молчание здесь показывает согласие), вступили в брак после рукоположения, таковым правило определяет престати от диаконского служения. Таково предписание настоящего правила. А 26 правило святых Апостолов только чтецам и певцам дает позволение вступать в брак после введения в клир. И 6е правило 6го собора, следуя сему Апостольскому правилу, воспрещает всякому пресвитеру, и диакону и иподиакону вступать в брак после рукоположения, а не соблюдающих этого правила повелевает извергать; но предписывает указанным лицам заключать браки, если пожелают, прежде рукоположения. Итак, поскольку сии правила очевидно противны одно другому, то должно иметь силу правило 6го собора , как позднейшее и согласное с Апостольским; ибо пресвитер, или диакон, если возмет жену после рукоположения, никогда не должен оставаться в своей чести, или не будет иметь дозволения священнодействовать.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-1...

Разделы портала «Азбука веры» О том, что идоложертвовавший до крещения неповинен после крещения. Тех, которые до крещения принесли жертвы, но после этого крестились, решено возводить в степень как омывшихся. Τος πρ το βαπτσματος τεθυκτας, κα μετ τατα βαπτισθντας, δοξεν ες τξιν προγεσθαι, ς πολουσαμνους. Толкования Зонара . В древности многие принимали проповедь и веровали во Христа, но крещение отлагали. Почему и Григорий Богослов и Василий Великий написали слова побуждающие ко святому крещению. Таким образом во времена гонений было много таких, которые были христианами, но еще не были крещены. Итак, правило говорит относительно этих, что, если некоторые из них, быв задержаны как христиане, принесли жертвы идолам, но как еще не были просвещены, после этого приняли святое крещение, принесение жертвы идолам нисколько не препятствует таковым быть произведенными в чин, то есть в степень священства; ибо мы веруем, что святое крещение омывает и очищает все прежние скверны, какие бы оне ни были. Аристен . Идоложертвовавший до крещения неповинен после крещения. Поскольку святое крещение омывает всякую душевную скверну; то справедливо, что идоложертвовавший прежде крещения, после крещения будет невиновен и может быть произведен в священническую степень, если только жизнь его после этого окажется безукоризненною. Вальсамон . Некоторые неверные принимали проповедь и веровали во Христа, но крещение отлагали. Итак, когда они, приносив подобно прочим неверным жертвы идолам, по принятии крещения просили о принятии их в священный чин и не были принимаемы, так как некоторые говорили, что не должно производить их в церковные степени, на основании вышеуказанных правил, которыми приносившие жертвы идолам подвергаются епитимиям; – святые отцы определили производить их во священство, как омывшихся и очистившихся посредством святого крещения от всякой греховной скверны. Но иной может спросить, почему этих, идоложертвовавших добровольно, а не по принуждению, мы принимаем и крестим, и к клиру причисляем, а христиан, которые приносили идолам жертвы по принуждению, не только не удостаиваем священства, но, как прежде сказано, подвергаем и епитимиям? Решение. Те, будучи христианами и не вытерпев мучений, но принесши жертвы идолам, сделались богоотступниками и, как совершившие тягчайший грех, не допускаются до священства, но подвергаются и епитимиям; а эти, как неверные от рождения и приносившие жертвы идолам прежде божественного крещения, не отрекались от Бога; ибо как они могли отречься от Того, Кого еще не приняли, потому что и крещены не были? И поэтому они и не согрешили, если поступали согласно своей вере; отчего и при обращении к церкви, они принимаются как неверные. И поскольку таковые, по принятии крещения, удостаиваются и священства по епископскому рассуждению; то не должно запрещать посвящения и этим, но и по отношению к ним должно соблюдать все то, что определено божественными отцами о крещенных из неверных, которые желают принять священство.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-1...

Разделы портала «Азбука веры» О невозможности падшим (отрекшимся) находиться в священном сане. Если были произведены в клир некоторые из числа павших, по неведению или с ведома произведших их, то это не ослабляет силы церковного правила. Когда об этом станет известно, такие подлежат извержению. σοι προεχειρσθησαν τν παραπεπτωκτων, κατ γνοιαν, κα προειδτων τν προχειρισαμνων, τοτο ο προκρνει τ καννι τ κκλησιαστικ· γνωσθντες γρ, καθαιρονται. Толкования Зонара . Не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Исуса Христа, и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается святых Таин, разве только при смерти. А если удостоится священства, не знал ли рукополагающий о препятствии, или знал, настоящее правило предписывает извергнуть такового, если после сего будет о сем узнано. Ибо выражение: « незаконно сделанное не ослабляет силы правила » поставлено вместо: « не препятствует, не вредит ». Аристен . Падшие и произведенные во священство, по незнанию или и со сведением о том рукоположивших, должны быть извержены. Не знали ли рукоположившие о падениях рукоположенных, или, и зная о них, пренебрегли сим, – чрез это не подвергается осуждению церковное правило. Но когда и после сего о рукоположенных будет узнано, что они впали в грех, они должны быть извержены. Вальсамон . Богоотступников, чистосердечно раскаявшихся, мы принимаем; а посвящать не позволяем, но если они и клирики, извергаем, как говорит об этом 62е Апостольское правило. Итак, если некоторые из них рукоположены, по неведению рукоположивших, или и со сведением, таковые по дознании должны быть извержены, дабы не имели никакой пользы от рукоположения, хотя бы оно совершилось и со сведением рукоположившего. Ибо, может быть, сказал кто-нибудь, что они получили пользу, потому что рукоположены такими людьми, которые знали  грех их, и разрешили его рукоположением. Это должно относить к священникам, диаконам и прочим; но не к епископам: о них ищи 12е правило Анкирского собора, и что там написано.

http://azbyka.ru/pravo/pervyj-vselenskij...

Разделы портала «Азбука веры» О 6ти летней епитимии для тех, кто принёс жертву идолам по принуждению, но сделал это с веселием, беспечно. О тех, кто принес жертву по принуждению и, сверх того, пиршествовал перед идолами: если, когда их привели, они и вошли с радостным видом, и одежду надели более дорогую, и равнодушно отведали приготовленной трапезы, – решено, чтобы такие 1 год слушали, 3 года припадали, 2 года участвовали только в молитве и тогда приступали к совершенному общению. Περ τν πρς βαν θυσντων, π δ τοτοις κα τν δειπνησντων ες τ εδωλα, σοι μν παγμενοι, κα σχματι φαιδροτρ νλθον, κα σθτι χρσαντο πολυτελεστρα, κα μετσχον το παρασκευασθντος δεπνου διαφρως, δοξεν, νιαυτν κροσθαι, ποπεσεν δ τρα τη, εχς δ μνης κοινωνσαι τη δο, κα ττε λθεν π τ τλειον. Толкования Зонара . Которые по принуждению принесли жертву идолам, или и пиршествовали пред идолами, приняв участие в идоложертвенном, у таковых, говорит правило, должно рассматривать расположение и сообразно с ним назначать им и епитимии. Если в то время, как вели их к принесению жертвы, или на пиршество, они и вид показывали веселый, и светлою одеждою украсили себя, и участвовали в идоложертвенном беспечно, то есть не отвергая и не огорчаясь тем, что вкушают оскверненное, но насыщаясь им, как будто бы оно не было скверно, – таковым правило повелевает находиться год в числе слушающих , стоя в притворе и слушая Писания , 3 года в числе припадающих , то есть стоять позади амвона и выходить с оглашенными , 2 года иметь общение только в молитве, что значит – стоять до конца и молиться вместе с верными, и после сего вступать в совершенное общение, что означает причащение святых Таин . Аристен . Все, которые были приведены, с веселием вошли и ели, должны подпасть правилу 6летней епитимии . Все, которые принуждены были принести жертвы идолам, или и пиршествовать в капище, если после сего, уступив, вошли с веселым видом и одежду употребили драгоценнее обыкновенной, и участвовали в пиршестве, или и жертву принесли, – таковые в течение года должны занимать место со слушающими, 3 года должны быть в числе припадающих, и другие 2 года иметь стояние вместе с верными и участвовать в одних молитвах, а после сего 6летия могут получить совершенное общение и приобщиться божественных Таин.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-4...

После собрания в Сирмии Василий Анкирский с " датированной верой " направился на Собор в Селевкию , на котором произошел раскол между омиусианским большинством и проариански настроенными епископами во главе с Акакием Кесарийским . Сам Василий на Соборе себя никак не проявил. В конце 359 года он в составе соборной делегации прибыл в Константинополь , где перед императором разгорелся богословский спор. Констанций потребовал от присутствующих принять одобренную в Аримине формулу веры, в которой Сын объявлялся просто подобным Отцу (без выражения " во всем " ). Василий Анкирский и его сторонники поначалу отказались принять эту формулу, однако под нажимом императора все-таки поставили свои подписи под вероисповеданием, принятым 1 января 360 года . По всей видимости, в это же время в Константинополе состоялся диспут между Василием Анкирским и аномеем Аэтием , в котором, по словам Филосторгия , победу одержал Аэтий . По сообщению того же историка, Василий Анкирский вскоре отказался от своей подписи под ариминским вероопределением . Это кажется вполне вероятным, т. к. уже через несколько месяцев на Соборе в Константинополе под председательством Акакия Кесарийского Василий Анкирский был низложен и отправлен в ссылку в Иллирик . Выдвинутые против него обвинения носили не догматический, а канонический характер: в частности, он был обвинен в превышении власти, когда в 358 году изгонял аномеев, и в том, что сеял смуту в Церкви, побуждая верующих восставать против своих епископов в Иллирии, Италии и даже в Африке (Ibid.; Theodoret. Hist. eccl. II 20; Socr. Schol. Hist. eccl. II 42; Sozom. Hist. eccl. IV 24). Из изгнания Василий Анкирский вернулся по эдикту имп. Юлиана Отступника ( 362 ). Последний раз его имя встречается в 363 году, когда он подписался под петицией омиусиан , направленной имп. Иовиану . В ней омиусиане требовали вернуть отнятые у них кафедры, аннулировать касающиеся веры решения, принятые в последние годы правления Констанция, и созвать новый Собор для восстановления спокойствия Церкви . Петиция омиусиан не имела успеха. По крайней мере Василию не удалось вернуть себе Анкирскую кафедру, на которую сторонники Акакия Кесарийского возвели в 360 году некоего Афанасия . Более упоминаний о Василии Анкирском не сохранилось. По некоторым намекам у Сократа Схоластика можно предположить, что Василий Анкирский скончался в изгнании.

http://drevo-info.ru/articles/13679017.h...

В одном из писем Нила Анкирского, подлинность к-рого оспаривается (Ep. IV 62 (в рус. пер. IV 59)//PG. 79. Col. 580-581 (к силенциарию Илиодору)), превозносится сила веры мч. Платона Анкирского и упоминается о некоем старце из Галатии и его сыне, которые жили среди аскетов «на горе, называемой Синай, где Моисей принял от Бога Закон». Автор письма повествует от 3-го лица о том, как однажды язычники-варвары внезапно вторглись на Синай, напали на монахов и увели в плен сына старца Галатянина. Связав пленникам руки за спиной, кочевники совершили с монахами много длинных переходов по пустыне, гоня их, голодных, нагих и босых, по безводным и каменистым местам, заставляя бежать. Старец, скрывшись в какой-то пещере, проливал горькие слезы не в силах вынести утраты сына и умолял Христа помиловать его по ходатайству их соотечественника мч. Платона. В это же время сын, находясь в плену, просил Бога по молитвам того же мученика умилостивиться над ним и совершить чудо. Молитвы отца и сына были услышаны, и мч. Платон явился внезапно отроку сидящим на коне, приказал ему встать, сесть на коня бедуинов и следовать за ним. Вскоре мч. Платон и юный монах достигли пещеры старца Галатянина и мученик сделался невидим. Это письмо не входило в состав древнейшего сборника писем, приписываемых Нилу Анкирскому. Оно получило известность лишь потому, что было прочитано (вместе с Ep. IV 61 (в рус. пер. IV 58) к епарху Олимпиодору) в ходе 4-й сессии Вселенского VII Собора (1 окт. 787) в качестве древнего свидетельства иконопочитания (ACO II. Vol. 3(2). P. 330-332). При этом в Актах Собора упоминается о том, что «на предыдущем Соборе» (вероятно, имеется в виду иконоборческий Собор 754 г.) подлинность письма оспаривалась (Ibid. P. 340). Нек-рые исследователи считают, что письмо подлинное, но рассказ о видении мч. Платона Анкирского является позднейшей интерполяцией, сделанной иконопочитателями ( Heussi. 1917. S. 80; Cameron. 1976. P. 189; Th ü mmel. 1978. S. 19-21). Мч. Платон упоминается в др. письме Нила Анкирского (Ep. II 178 (в рус. пер. II 168)//PG. 79. Col. 291). В свидетельствах почитания икон в IV в. нет ничего невероятного. Так, свт. Григорий , еп. Нисский, упоминает об иконе вмч. Феодора Тирона в г. Евхаиты, который находился недалеко от Анкиры ( Greg. Nyss. De S. Theodor.//PG. 46. Col. 737).

http://pravenc.ru/text/2577647.html

законов. В зап. канонических сборниках приводится лишь 27 правил Собора. 28-е прав., касающееся прерогатив К-польского епископа, было уже на самом Соборе оспорено легатами епископа Рима св. Льва Великого, подобно тому как Римская кафедра отвергла и 3-е прав. II Вселенского Собора, на к-рое сделана ссылка в 28-м прав. 1-м прав. Халкидонского Собора утверждались правила предшествовавших Соборов: «От святых отец, на каждом Соборе, доныне изложенныя правила соблюдати признали мы справедливым». По словам архиеп. Петра (Л " Юилье), «это решение не является, как можно подумать по его лаконичной формуле, лишь выражением общего принципа, согласно которому следует соблюдать все правила, изданные предшествующими Соборами. Оно имеет отношение к сборнику, который постепенно сложился на Востоке и чей нормативный авторитет признавался уже на деле. Халкидонский Собор утверждает рецепцию этого сборника со стороны Церкви» (L " Huillier. P. 206). В состав этого сборника, считает архиеп. Петр (Л " Юилье), входили правила I Вселенского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и, вероятно, Лаодикийского Соборов, а также послание II Вселенского Собора 381 г., не разделенное еще тогда на отдельные правила (Ibid. P. 207-214). История формирования этого сборника восходит к известному, но не сохранившемуся Понтийскому сборнику, названному так потому, что в него вошли правила Соборов диоцеза Понт. В него вошли правила Анкирского и Кесарийского Соборов под общим названием правил Анкирского Собора, а также правила Неокесарийского Собора. Впосл. были дополнительно включены и правила I Вселенского Собора - из-за высокого авторитета они стали помещаться на первом месте, перед правилами поместных Соборов. Объединение никейских правил с правилами поместных Соборов Понтийского диоцеза в одном сборнике способствовало его общецерковному признанию. Правила нумеровались в следующем порядке: 1-е прав. Анкирского Собора, помещаемое вслед за последним, 20-м прав. I Вселенского Собора, считалось 21-м правилом и т.

http://sedmitza.ru/text/758848.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АНКИРСКИЙ СОБОР 358 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Анкирский Собор 358 года , " полуарианский " Собор был созван 12 апреля 358 года Анкирским еп. Василием , главой омиусиан (греч. μοιουσα - подобосущие, от μοιος κατ " οσαν). Введение термина μοουσα ( единосущие ) для обозначения единства Божественных Лиц в Троице в Никейский Символ веры , не содержащегося в Священном Писании, сразу же вызвало появление оппозиции: омиусиане представляли умеренное крыло противников вероопределения I Вселенского Собора . Поводом к созыву Собора послужили решения Антиохийского Собора 358 года , на котором была одобрена 2-я Сирмийская формула (357), утверждавшая субординационизм : Отец по чести, достоинству, божеству и имени больше Сына - и осуждавшая одновременно термины " μοοσιος " ( единосущный ) и " μοιοσιος " ( подобосущный ). Еп. Георгий Лаодикийский , противник никейцев, видевший в их формуле тайное савеллианство , но в то же время не принявший Сирмийскую формулу, обратился с посланием к епископам Востока с призывом защитить правую веру. Еп. Василий Анкирский откликнулся на него и в короткий срок собрал 12 епископов ( Евстафий Севастийский , Элевсий Кизический и др.), воспользовавшись случаем освящения нового храма. Результатом деятельности Собора стало окружное послание " К епископам Финикии и других епархий Востока " , составленное еп. Василием и подробно излагавшее вероопределение Собора. " Родственное единение " Сына с Отцом - член веры, на который, по мнению отцов Собора, посягают злоизобретатели и который изложен неполно и нуждается в разъяснениях, - является предметом, обсуждаемым в Послании. Не принимая никейское " единосущие " Сына Отцу, стремясь в то же время сохранить раздельность Ипостасей, не впадая в крайность аномейства , отцы Собора старались встать на средний путь: из Никейского Символа они заимствуют понятие сыновства, " так как всякий отец мыслится отцом подобной ему сущности " , " земные отцы называются так потому, что именуется Отцом и Отец Небесный, поскольку имеет Сына, рожденного от Него вполне, по подобию Его сущности " .

http://drevo-info.ru/articles/13679015.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОКЕСАРИИСКИЙ СОБОР Поместный Собор христ. Церкви, состоявшийся в 315 г. в г. Неокесарии в Понте Полемониакском (ныне Никсар, адм. центр одноименного ильче в иле Токат, Турция). Собор состоялся позже Анкирского Собора , но ранее Никейского, Вселенского I Собора . Различные авторы сообщают разные даты Собора: Ш. Хефеле считает неопровержимым временем проведения Собора период между 314 и 325 гг. ( Hefele. 1907. P. 326), то же - еп. Никодим (Милаш) . Это было время после смерти гонителя христиан Максимина II Дайи (313) и до Никейского Собора (325) (Ibidem). Возможно даже, что его составили те же епископы с председательствующим еп. Виталием I Антиохийским, что и Анкирский Собор, но ни в греч. рукописях, ни у Дионисия Малого такого списка епископов нет. Г. Барди перечисляет имена 18 епископов, выработавших и подписавших 15 правил Н. С., в их числе сщмч. Василий , еп. Амасийский, Нунехий, еп. Лаодикии Фригийской, Сергий, еп. Антиохии Писидийской, и др. ( Bardy G. Néocésarée (council de)//DDC. 1957. T. 6. Col. 996). Историки сомневаются в исторической ценности этих списков. Тем не менее несомненно, что Н. С. имел место именно в указанный период. Обычно, пишет Хефеле, его датируют, как и Анкирский, 314 или 315 г., но, по утверждению этого автора, он происходил спустя неск. лет, когда уже не возникал вопрос о падших, т. е. отступивших от веры (см. в ст. Гонения на христиан в Римской империи ): Анкирский Собор посвятил им 10 канонов, а Неокесарийский вообще не говорит об этом, вероятно потому, что когда он происходил, падшие уже были повсюду в заключении или как-то наказаны, так что не было резонов возвращаться к этому предмету, хотя в то же время имеются утверждения, что часть канонов, касающихся падших, утеряна (Ibid. P. 327). Правила Н. С. были включены в слав. Кормчую книгу (7-я гл.). Дионисий Малый в своих 2 собраниях канонов, из которых первое издал в 500 г. в 2 редакциях, в собственном лат.

http://pravenc.ru/text/2564920.html

    Публичное покаяние и с IV-ro века полагалось за известные три преступления: убийство, идолослужение и блуд. В начале IV-ro века на испанском Эльвирском Соборе оно было расширено и на некоторые другие весьма предосудительные грехи - как-то разбой, лихоимство, ложное свидетельство, клятвонарушение и тому подобное (См. Соборы - Эльвирский, канон 20, 61, 66, 74 и Арльский, канон 12; Григорий Чудотворец Epist. Canon. С. II, III, VIII; Неокесарийский Собор, канон 2. - Василий Великий Epist. 160). Эльвирский Собор обнаруживает стремление возвратиться к древней строгости и за многие беззакония наказывает более или менее продолжительным исключением из христианского общества (См. каноны 1.2.6.12.17 и др). Однако, он представляет собой исключение. Соблюдалось правило: кто публично чрез свои грехи подал соблазн для других, тому или на того возлагается и публичное наказание. В собрание верующих, кающиеся являлись с остриженными волосами и посыпанной пеплом главой, в ветхом одеянии. Они бросались на колени перед верующими и просили их молитвы (Tertul. De pudicit. С. XIII; Евсевий. Ц. История V, 28). Пост был для них суров, а молитвенные упражнения часты. Болезнь и усердие в покаянии вели к сокращению покаянного срока и смягчению покаянных мер. Духовные лица, на положении публичных грешников, исключались из своего звания. Еще в III-eм веке, в различных странах Востока, особенно в Малой Азии - кающиеся были разделены на несколько ступеней - слушающих, припадающих и стоящих с верными. Слушающие должны были пребывать за богослужением в катехуменате. Другие грешники могли оставаться за богослужением и после литургии оглашенных, но только в положении коленопреклоненных или припадающих (Собор Анкирский. канон 16). Стоящие с верными должны были оставлять богослужение уже пред самым причастием (Собор Анкирский. канон 25). В IV-oм веке к ним присоединилась новая степень - плачущие «προσκλαιοντες. Соборы Анкирский и Неокесарийский упоминают: audientes ακροωμενοι substrati υποπιπτοντες consistentes, συστασις; - о плачущих Basil. Magn. Epist. con. 3; Epist. 217; ad Amphil. с. 75, Migne XXXII, 804». На Западе эти классы были неизвестны. За публично кающимися наблюдал епископ с подручными ему пресвитерами. С IV-ro века в отдельных церквах Востока появился пресвитер покаяния (πρεσβυτερος επι της μετανοιας. Sozomen. Histor. eccles. VII, 16), как вполне закономерное явление. Пред прохождением публичного покаяния требовалась правдивая и искренняя исповедь, а за грехи, подавшие повод к публичному соблазну, публичное оплакивание, и только тогда епископом налагалось соответственное наказание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010