849 Но вскоре омиусиане под влиянием вновь народившейся омийской партии, находившей, что отсутствие догматической определенности есть лучшее средство к прекращению споров, 850 должны были согласиться на замену своей прежней формулы менее определенною μοιος κατ πντα, которая и была внесена в 4 Сирмийскую формулу, составленную для представления на Армино-Селевкийский собор. 851 Обстоятельства, совершившиеся в более или менее непродолжительном времени 852 —779— после подписания омиусианами 3-й Сирмийской формулы, или так называемой датированной веры, показали, что допущенная уступка делает опасность от аномейства недостаточно устраненной, так как новый термин μοιος κατ πντα допускает и действительно подвергся перетолкованию в пользу аномейства. В виду этого в среде омиусианской партии, вероятно 853 главою её Василием Анкирским, был составлен новый документ – Памятная записка – πομνηματισμς, имевший целью придать новой формуле более точный смысл, резко отличный от того, который придавали лица, тяготевшие к аномейству. Твердо укрепив чрез этот документ свою догматическую позицию, омиусианская партия однако же не удержала занятого было господствующего церковно-политического положения. Официальная церковная догматика затеряла в никской формуле и последний след омиусианства, заключавшийся в термине κατ πντα, и стала омийской. 854 За то фактически большинство епископов держалось омиусианского образа мыслей и способно было в лице того или другого из своей среды неожиданно объявить себя сторонниками омиусианства. Так случилось с Мелетием, епископом Антиохийским. Ставленник омиев, он неожиданно обнаружил в своей торжественной беседе, веденной в присутствии императора, а также и в деятельности приверженность к омиусианским воззрениям, за что и был –780 изгнан чрез месяц после произнесения беседы. 855 После соборов – Селевкийского, где омиусиане играли значительную —781— роль, но в конце концов потерпели официальное поражение, 856 и Константинопольского 361 г., приговорившего к изгнанию вождей омиусианства, 857 последнее, как особая церковно-политическая партия, исчезает из-под взора историка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» О 6ти летней епитимии для тех, кто принёс жертву идолам уступив угрозам, но раскаялся в этом только к моменту сего собора. О тех, которые от одной угрозы наказания, лишения имущества или изгнания не устояли и принесли жертву и до настоящего времени не покаялись и не обратились, но сейчас, во время этого Собора, пришли с намерением обратиться, решено: до Великого дня да будут приняты в число слушающих, после Великого дня 3 года да припадают и затем следующие 2 года да будут в общении без причащения Святых Таин, после чего приступят к причащению и так да исполнят целое 6летие. Если же некоторые были приняты на покаяние до этого Собора, то для них надо отсчитывать начало 6летия с того времени. Однако при опасности смерти из-за болезни или другой причины таких принимать в общение условно. Περ τν πειλ μνον εξντων κολσεων, κα φαιρσεως παρχντων, μετοικας, κα θυσντων, κα μχρι το παρντος καιρο μ μετανοησντων, μηδ πιστρεψντων, νν δ παρ τν καιρν τς συνδου προσελθντων, κα ες δινοιαν τς πιστροφς γενομνων, δοξε μχρι τς μεγλης μρας ες κρασιν δεχθναι, κα μετ τν μεγλην μραν ποπεσεν τρα τη, κα μετ λλα δο τη κοινωνσαι, χωρς προσφορς, κα οτως λθεν π τ τλειον, στε τν πσαν ξαεταν πληρσαι. Ε δ τινες πρ τς συνδου τατης δχθησαν ες μετνοιαν, π κενου το χρνου λελογσθαι ατος τν ρχν τς ξαετας. Ε μν τοι κνδυνος κα θαντου προσδοκα κ νσου, λλης τινς προφσεως συμβαη, τοτους π ρ δεχθναι. Толкования Зонара . О тех, которые не дошли и до испытания мучений, но уступили угрозам и убоялись отнятия денег, или переселения, то есть ссылки, и принесли жертвы идолам и после этого не раскаялись, и не обратились, а ныне, говорят отцы, во время сего собора пришли и пожелали покаяться, рассуждено, чтобы таковые были приняты в число слушающих Писания до великого дня. А великим днем назвали святую Пасху , то есть воскресение Господа. И после Пасхи таковые 3 лета должны быть в числе припадающих , то есть стоять вместе с оглашенными и выходить с ними; и другие 2 лета быть в общении, кроме приношения, то есть стоять вместе с верными, не причащаясь, и таким образом приходить в совершенное общение, то есть к причащению святых Таин, так, чтобы на всех местах епитимий исполнилось 6летие. А если некоторые, говорят отцы, пришли прежде сего собора и были приняты на покаяние; то с того времени считать, то есть распределять им время 6летия. Если же некоторые из состоящих под епитимиями неприобщения будут находиться в болезни, или каким-нибудь другим образом явится вероятная опасность смерти, таковых должно принимать в общение святых даров, но с условием, то есть с замечанием, что, если случится им не умереть, а выздороветь, они опять не должны приобщаться доколе не пройдет определенное время 6летия.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-6...

Аристен . Муж, уступивший только угрозе и принесший жертвы идолам, потом покаявшийся, да подвергнется 5летней епитимии. Не претерпевшие мучений, но от одной угрозы падшие и принесшие жертвы идолам и некоторое время пребывшие в этом заблуждении, потом покаявшиеся и обратившиеся, в течение года должны быть в числе слушающих, в течение 3х лет находиться с припадающими, в течение 2х лет должны стоять вместе с верными и иметь общение только в молитвах; и по исполнении целого 6летия, могут прийти в совершенное общение и сподобиться божественного Причастия . Вальсамон . Святые отцы, сказав, что должно быть с идоложертвовавшими по причине нестерпимых мучений, теперь рассуждают о тех, которые принесли жертвы идолам вследствие одной угрозы наказаниями, или по причине отнятия у них имущества, или ссылки, и до времени собора не принесли покаяния. Итак, они определяют, что, поскольку ныне они обращаются к церкви, то должны быть подвергнуты епитимии, и прежде всего должны слушать божественные Писания в притворе до великого дня, то есть до Пасхи и после этого находиться в числе припадающих в продолжение 3х лет, и с того времени в течение 2х лет присутствовать в собрании с верными, и таким образом достигнуть приобщения святых Таин, когда уже исполнится 6летие. А поскольку, говорят отцы, некоторые из них приняты в покаяние, то 6летие должно исчислять им с того времени, когда они обратились к покаянию. Впрочем, те из них, которые находятся в опасности скончаться от болезни, или от другой какой причины, должны быть удостаиваемы божественных Таин; только если случится, что они не умрут, то опять не должны приобщаться, как не исполнившие епитимии, доколе не пройдет определенное 6илетие; ибо это значит выражение с условием, то есть, что таковые должны быть допущены к причащению божественных Таин с замечанием. Таким образом заметь, что те, которые не потерпели мучений и принесли жертвы идолам, наказываются более, нежели те, которые были мучены и принесли жертвы. Славянская кормчая . О пожерших идолом, и паки покаявшихся. Муж прещения убоявся токмо, и пожер идолом, и потом покаявся, 5 лет да припадает.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-6...

2174 Мы следуем делению брачных препятствий, которое существует теперь в Константинопольском патриархате. Другие разделения см. в Zhishman’a Eherecht. S. 213. Ср. и Zacharia, Geschichte des gr.-röm. Rechts. §§ 3 и 4. Практическим руководством для православных о брачных препятствиях go общему и частному праву в австро-венгерской монархии может служить K. Kuzmány, Handbuch des allgem. und österreichischen evang. prot. Eherechts mit durchgängiger Berucksichtung des Eherechts anderer chrislicher Confessionen. Wien, 1860. 2175 Властарь E, 34 (Аф. Синт., VI. 297). Prochiron, XI, 2 (Кормчая, гл. 48, столб. 11, 2). Для Австрии имеет силу § 60 общего свода гражд. законов: «постоянная невозможность исполнения брачной обязанности составляет препятствие к браку, но невозможность только временная или наступившая лишь во время брачной жизни, хотя бы и неисправимая, не может расторгнуть брачный союз»; для Сербии – § 69, г. и 75 свода гражд. законов; для России – ст. 243 конс. устава 1883 г. 2176 Digest. XXIII, 1, 8. Cf. Basilicor. XXVIII. 1, 6. Властарь, Г, 15 (Аф. Синт., VI, 184). Австр. свод гражд. законов § 48. Сербский свод гражд. зак. § 69, д. и § 74. Болгарский экзарх. устав 1883 г., дополн. XIV, 1, д. 2178 Cod. Justin. V. 5. 2. Cf. Basilic. XXI, 2,1; XXVIII, 5, 35. Номок. XIII, 2 (Аф. Синт., I, 277). 2180 Мф. 5:32. Васил. Вел. кан. 9, 77 и 80, Трул. соб. 87. Prochiron, XXXIX. 70. Кормчая, гл. 48, столб. 39, 70 (упом. изд., II, 168), § 62 австр. гражданск. и §§ 206–208 уголовного свода законов; §§ 69, а. и 71 сербск. гражд. и §§ 135 и 203 уголов. свода зак. Ср. дополн. к болгарск. экзарх. уставу. XIV, 1, г. 2181 Васил. Вел. кап. 46, Трул. соб. 93 и толкования Зонары и Вальсамона на эти каноны (Аф. Синт., II, 523 и 525; ΙV, 196). 2182 Властарь, Г, 15 (Аф. Синт., V Ι, 183), где приводится 93 новелла Льва Мудрого по этому предмету. Ср. 68 § австр. свода гражд. законов. 2183 Ап. кан. 26, IV Всел. соб. 14 Неокес. 1, Карф. 16. Анкирский собор 10 кан. определил, что неженатые диаконы, если заявят во время своего рукоположения о своем намерении жениться после, могут свободно сделать это. Но канон этот утратил практическое значение после издания других канонов по этому вопросу. См. толкование Вальсамона на этот канон Анкирск. собора, а также и Властаря, Г, 2 (Аф. Синт., III. 40; VI, 153).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете брака монахам и «девам, посвятившим себя Богу». Деве, посвятившей себя Владыке Богу, а равным образом и монашествующим не позволено вступать в брак. Если все же найдутся творящие подобное, да будут лишены общения. Впрочем, мы определили, чтобы местный епископ имел полную власть оказывать им человеколюбие. Παρθνον ναθεσαν αυτν τ δεσπτ Θε, σατως δ κα μονζοντας, μ ξεναι γμ προσομιλεν. Ε δ γε ερεθεεν τοτο ποιοντες, στωσαν κοιννητοι. ρσαμεν δ χειν τν αθενταν τς π ατος φιλανθρωπας τν κατ τπον πσκοπον. Толкования Зонара . Это правило хочет, чтобы те, которые дали обещание хранить девство, будут ли это мужи или жены, как принесшие себя в дар Богу, хранили сие обещание, и не оказывались преступниками обещанного. Ибо если обещания, даваемые людьми друг другу, по богословскому гласу, утверждает  Бог призываемый в посредники, то сколь велика опасность оказаться нарушителями тех обетов, которые дали мы Ему самому? А если бы оказалось, что некоторые после обещания вступили в брак, таковым правило повелевает быть лишенными общения, то есть отлученными. А власть оказать человеколюбие, может быть совсем разрешить им епитимию, или облегчить, и сократить им время епитимии правило предоставило местному епископу. 19е правило Анкирского собора говорит: « давшие обет девства и нарушившие его да исполнят епитимию двоебрачных ». А 44е 6го собора Трулльского говорит: « монах, обличенный в любодеянии или поемлющий жену для брака да подлежит епитимии блудодействующих ». 60е правило Василия Великого  содержит следующее: « обещавшаяся пребыти в девстве и от обещания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за  грех  прелюбодеяния, с распределением смотря по ея жизни. Тожде и для монахов падших ». А в 19 правиле своем он осуждает на епитимию любодействующих тех монашествующих, которые после своего обещания совратятся к плотоугодному и сладострастному житию. Аристен . Монахи, или монахини не должны вступать в брак; иначе да будут вне общения. Они подлежат лишению общения, если нарушат свои обещания, и отложат свои обеты. А 60е правило Василия Великого  подвергает таковых епитимии прелюбодеяния.

http://azbyka.ru/pravo/chetvertyj-vselen...

Разделы портала «Азбука веры» О 2х летней епитимии для пиршествующих с язычниками, но принесённой с собой пищей. О тех, которые участвовали в пиршестве на языческом празднике в месте, отведенном язычникам, однако принесли и ели собственную пищу. Решено принять их в общение после 2х лет припадания. Но проверить, каждого ли следует принимать в общение с причащением Святых Таин, есть дело епископов – равно как и исследовать жизнь каждого во всем остальном. Περ τν συνεστιαθντων ν θνικ ορτ, ν τπ φωρισμν τος θνικος, δια βρματα πικομισαμνων, κα φαγντων, δοξε διεταν ποπεσντας δεχθναι τ δ, ε χρ μετ τς προσφορς καστον, τν πισκπων στ δοκιμσαι, κα τν λλον βον φ κστου ξετσαι. Толкования Зонара . А если некоторые пиршествовали в языческий праздник вместе с язычниками и неверными, в определенном у язычников месте, например, в капище, или в другом месте, назначенном у них для совершения служений; то хотя бы верные принесли и ели собственные снеди, но за то самое, что пиршествовали вместе с язычниками и таким образом по видимости праздновали вместе с ними, рассуждено собором, чтобы они 2 года были в числе припадающих , то есть, стояли с оглашенными и вместе с ними выходили, и после 2летия были приняты. А как должно принимать каждого из них – с причащением ли и Святых Таин, или только на стояние с верными, о сем, говорят отцы, есть дело епископов рассудити, такожде и прочую жить каждого испытати. Аристен . Если кто, имея собственные снеди, будет пиршествовать с язычниками на праздниках их, да подвергнется 2летней епитимии. Если кто приходил на праздники язычников, совершаемые на каком либо определенном месте, и, имея собственные снеди, ел вместе с ними, то должен быть в числе припадающих в течение одного 2летия. А должен ли он с этого времени участвовать только в молитвах вместе с верными, или и причащаться божественных Таин, это должно быть на рассуждении епископа, который испытывает и прочую жизнь кающегося. Вальсамон . Некоторые верные, находясь в странах иноплеменников, в какое-либо время языческого праздника, ели вместе с ними в каком-нибудь определенном для этого самого месте.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-7...

Но поскольку снеди были не от язычников, а собственные; то хотели соблюсти себя свободными от обвинения. Итак, отцы говорят, что хотя они и не осквернились нечистыми снедями, но, поскольку возлежали вместе с неверными и посредством общения в трапезе как бы вступили в общение с ними в праздновании, то должны понести епитимию припадающих в течение 2х лет; и после сего могут быть, по рассмотрению епископа, допущены или только в общение, или и к святому причащению. – Что же? Если бы они ели вместе с неверными не в праздничное время, а в другой день и в другом месте, будут ли свободны от епитимии? Решение . Никаким образом; ибо и в этом случае должны быть подвергнуты епитимии. Ибо если по необходимости ели вместе с неверными, например, будучи послами, или пленниками, должны принять умеренное врачевание; если же вследствие пренебрежения и безразличия, то должны быть наказаны более, однако же не так, как те, кои по видимости праздновали вместе с неверными. Точно также опять высшему, чем и эти, должны подвергнуться наказанию те, которые ели не собственные снеди, а снеди языческого праздника. Все же это предоставлено рассуждению епископа. Заметь это, потому что оно должно принести тебе большую пользу в рассуждении тех, которые едят вместе с агарянами , или с другими язычниками. А грузины говорят, что безразличное дело – есть с православными и еретиками; и как это бывает, я не знаю. Славянская кормчая . Аще кто свое брашно имый яст с погаными, в праздники их, 2 лета да припадает. Толкование . Аще кто в праздники поганские, бывающыя на киих местах отлученных праздником, мимо идый прилучится, и свой хлеб имея, ядя с ними, 2 лета токмо да припадает. Аще же подобает ему оттоле, или молитв токмо с верными приобщатися; или божественных Таин святыни причащатися, судом епископа да будет и иное житие того кающегося испытано. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-7...

Вальсамон . 26е Апостольское правило определяет, что только чтецы и певцы вступают в законные браки; а о прочих клириках не говорит ничего. И поэтому, распространяя последовательно сие учение, святые отцы здесь определяют, чтобы чтецы и певцы вступали в брак, а кроме их никто, ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер после рукоположения, не брал себе законной жены, иначе за нарушение сего правила должен подвергнуться извержению. А в каком положении остаются эти, в случае отречения от рукоположения и вступления в брак, – об этом узнаешь из 79й новеллы императора господина Льва Мудрого , в которой говорится между прочим буквально следующее: « итак, не соглашаясь с определением древнего законодателя, который хочет, чтобы пресвитер, или диакон, или иподиакон, сочетавшийся с женою после бывшего над ним рукоположения, совершенно оставлял присвоенное таковому одеяние и возвращался в мирскую жизнь, мы отменяем это постановление, а постановляем, что достаточно для них наказания низведением из того чина, в каком были признаваемы до брака; и что они не должны быть присуждаемы совершенно к лишению одежды клирика и другого служения в церквах, касаться которого не запрещается. А закон, отмененный этою новеллою, есть 28я глава 1го титула 3й книги Василик, который есть 27я глава 123й Юстиниановой новеллы ». Славянская кормчая . Иереом и диаконом иподиаконом, прежде поставления к браку приходити. Поставлен быв аще оженится, да извержется. Аще бо хощет, прежде оженитися должен есть. Толкование . 10е убо правило, Анкирского собора, повелевает хотящему быти пресвитеру или диакону, и прежде свидетельствовавшему о себе, яко не женитися, и поставлену бывшу, не возможет терпети не брачен, но восхощет пояти жену, и по поставлении к браку приити, прощает, и во своей пребывати службе повелевает; се же правило таковое отвращает, и отнюдь упражняет, по поставлении пресвитеру и диакону иподиакону, брачное себе составляти сожительство, 26-му правилу Апостольскому последуя, и заповедает по поставлении дерзнувшего то сотворити, изврещи: дая волю комуждо, прежде поставления законом брака сочетатися жене.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

В таком случае получается следующее значение: «Если некоторые без испытания произведены были в пресвитеры и после этого при испытании исповедали свои грехи...» То же чтение предполагается и во многих древних латинских переводах 358 . Тем не менее, маловероятно, чтобы таков мог быть первоначальный текст. Как же в таком случае можно было бы сказать, что «после их исповедания» они были поставлены во пресвитеры? В другой рецензии стоит ετε 359 . В логическом отношении велика вероятность того, что этот союз действительно стоял в изначальной редакции. Если принять эту гипотезу, тогда объясняется, ввиду морфологической их близости, и появление двух ранее упомянутых вариантов и ετα. Как бы то ни было, но намерение законодателя здесь ясно: любой, поставленный во священники при наличии тяжких прегрешений, должен быть извержен из сана. Выражение τα μαρτημνα ατοις относится не ко всем грехам вообще, ибо «нет человека, который не согрешил бы» 360 , а к прегрешениям, считавшимся препятствиями к поставлению. С самых истоков христианства в Церкви существовало единство мнений относительно того, что тяжкие грехи, такие как вероотступничество, убийство, блуд и прелюбодеяние, составляли непреодолимое препятствие к священству. Кроме того, строгая безупречность требовалась и в связи с брачным состоянием. Позднейшее законодательство лишь уточняет некоторые моменты 361 . Правило 10 Если кто из падших произведен в клир по неведению или же произведшие о том не знали, это не ослабляет силы правила церковного, ибо таковые по дознании извергаются из священного чина. С одной стороны, это правило связано с предыдущим, поскольку в нем говорится о препятствии к рукоположению; с другой – оно связано с правилами 11, 12 и 14, поскольку касается вопроса о «падших» ( παραπεπτωκτες), то есть тех, кто не устоял во время гонений. Эти дисциплинарные правила были вполне актуальны, так как большие гонения, начавшиеся в 303 г., полностью закончились лишь в 324 г., после падения Ликиния. Не устоять во время гонения и стать отступником – разумеется, серьезное преступление; клирики, попавшие в такое положение, лишаются священного чина 362 . Что же до мирян, то для них устанавливается длительный период покаяния в соответствии со степенью их вины 363 . Во всяком случае, такого рода падение рассматривается в качестве препятствия к поставлению, именно этот момент и стремились пояснить отцы Никейского Собора, издав указанное правило. Напротив, падшие из оглашенных могут после крещения становиться священнослужителями, если окажутся достойными, поскольку грехи, совершенные до крещения, не принимаются во внимание 364 . Следует отметить также, что преступление и соответственно препятствие к рукоположению возникают лишь тогда, когда внешний акт, обозначающий вероотступничество, совершен был добровольно. Об этом прямо сказано в 3 правиле Анкирского Собора:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

319 10 и 11-й каноны II собора арелатского 452 г. определяют покаяние по предписанию 11 никейск. и 4 анкир. Другой собор (concil. Epaon. 517 а.) говорит, что убийцы, избежавшие светского суда, подлежат 21 и 23 анкирским канонам. 320 Frank, стр. 578. Löning, II, 465 и сл. Endres, стр. 61. Функ обращает внимание на то, что в западных версиях греческих канонов слушающие смешиваются с оглашенными, а ποππτοντες называются просто poenitentes, откуда выводится, что западные не имели наглядного знакомства с восточною покаянною системой (Abbandlungen, I, 192–194). 321 Покаянное одеяние должно было делаться из козьей шерсти, не только для умерщвления плоти, но и для напоминания о том, что между кающимися и верующими существует то же различие, какое на будущем суде, изображаемом в Евангелии, будет существовать между козлищами и овцами, т. е. между грешными и праведными. Binterim, V, 2, стр. 441 и сл. Frank, стр. 598 и 668. Langen, Gesch. der römisch. Kirohe, bis zam Pontificate Leos, 1, 690 (декретал Иннокентия I к Экссуперию тулузскому. 323 Ibidem, стр. 678. Но с другой стороны иногда принятие на себя одним из супругов покаяния ставилось в зависимость от общего соглашения супругов, а несовершеннолетние освобождались от него. См. Conc. Arelat. II,a. 452, с. 22 и conc. Agathens. 506 а. с. 15 (Mansi, VII, р. 881 и VIII, р. 327). 328 Так в CXLI нов. виновным в содомском грехе жителям столицы император напоминает только о том, чтобы они сами добровольно явились к патриарху и открылись ему в своем грехе, с тем, чтобы принести плод покаяния и утишить гнев Божий, в противном же случае грозит преследованием со стороны светских судебных органов, ничего не говоря при этом ни о возможности обвинения виновных другими лицами перед тем же патриархом, ни о каком-либо определенном порядке отбывания покаяния. 330 Пр. 13. В виду того, что некто Максим, вступивший в недозволенное церковью супружество и отлученный от собраний церковных, оправдывался неведением и обязывался воздержаться от преступного сожития, признано возможным поставить его вместе с оглашенными. Ср. пр. 3 и 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010