Разделы портала «Азбука веры» То же о диаконах. Подобным образом решено, чтобы и диаконы, принесшие жертву, но после этого возобновившие подвиг за веру, во всем остальном пользовались честью, но были отстранены от всякого священного служения, возношения Хлеба и Чаши или возглашения. Если же некоторые из епископов узнают об их утруждении себя или кротком смирении и захотят дать или отнять нечто большее, пусть это будет в их власти. Διακνους μοως θσαντας, μετ δ τατα ναπαλασαντας, τν μν λλην τιμν χειν, πεπασθαι δ ατος πσης τς ερς λειτουργας, τς τε το ρτον ποτριον ναφρειν, κηρσσειν. Ε μντοι τινς τν πισκπων τοτοις συνδοιεν κματν τινα, ταπενωσιν πρτητος, κα θλοιεν πλον τι διδναι, φαιρεν, π ατος εναι τν ξουσαν. Толкования Зонара . Это правило и относительно диаконов постановляет то же самое, что предыдущее постановило о пресвитерах. Ибо предписывает, чтобы и они, если бесхитростно побеждены были мучениями и принесли жертвы идолам, потом возобновили подвиг за веру, престали от всякого священного служения. Но правило присовокупляет здесь, что, если епископы усмотрят в сих кающихся некоторый труд, то есть усердие в покаянии о своем отречении, или если в сокрушении о своем грехе, смирились и приобрели кротость, относясь кротко и со смирением к тем, которые поносили, может быть, их за падение, а не с дерзновением и не огорчая их со своей стороны, и еси епископы, под властию коих они состоят, захотят предоставить им нечто более определенного собором, за горячность их покаяния, или отнять что-нибудь из определенного, когда они неискренно каются и не смиряются; – сии случаи правило предоставляет власти епископов и их рассуждению. Прочти также 11е правило 1го Вселенского собора. Аристен . Правило 1 и 2е. Пресвитеры и диаконы, если прежде идоложертвовали, потом по истине возобновили подвиг за веру, могут участвовать только в седалище и чести, не совершая никакой святыни. Все те пресвитеры и диаконы, которые, во время гонений быв вынуждены силою, приносили жертвы идолам, потом по истине обратились, снова возобновляя подвиг за веру, каковый совершали, должны участвовать только в седалище и чести, но не должно быть дозволяемо им действовать что-либо священническое, например, возносить хлеб или чашу, предлагать народу слова учения, или вообще совершать какую либо из святых служб.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-2...

Аристен . По истине подвергшимся мучениям и насилию и принявшим по принуждению идольские снеди да не возбраняется общение. А миряне, потерпевшие это, как ни в чем не погрешившие, если желают принять рукоположение, могут принимать при условии безукоризненности в других отношениях. Те, которые мучениями были вынуждены принять идоложертвенную пищу, когда мучители силою вложили ее в уста их, точно также и те, которые таким же образом приняли в свои руки ладан и силою были вынуждены бросить его на треножник, но непрерывно исповедовали, что они суть христиане, и, когда это случилось, всегда показывали скорбь всякою скромностию и одеянием и смирением жизни, таковые, как находящиеся вне греха, не должны быть удаляемы от общения, но должны пребывать в своей чести. А если таковые суть миряне и пожелают принять рукоположение, могут принимать, если безукоризненна прежняя жизнь их: из-за этого одного не должно возбранять им достигать таковой чести. Вальсамон . Некоторые клирики и миряне, убегая от рук гонителей и быв схвачены, или кем либо преданы, и лишены принадлежащего им, а иногда и подвергнуты мучениям и содержимы под стражей, взывали, что они христиане. А так как, может быть, палачами насильно был вложен в их руки ладан, который приносился в жертву идолам, или в уста их идоложертвенная пища; то им возбраняемо было общение с верными по той конечно причине, что они сделались идоложертвенными. Итак, отцы говорят, что сделанное по принуждению не служит к осуждению их, если они непрерывно исповедуют себя христианами, оплакивая с сокрушением по насилию сделанное с ними от мучителей; ибо они ни в чем не согрешили, так чтобы и от нас могли терпеть наказание. А если некоторые возбраняли им общение по излишней строгости, или по незнанию должного, отцы дали повеление, чтобы таковые тотчас были приняты. А как, может быть, кто сказал, что содержание сего правила имеет место только по отношению к мирянам (ибо клирика будут принимать по правилам прежде указанным), то отцы присовокупили, что не только подобные миряне должны быть с нами в общении, но и клирики.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-3...

Зонара . Закон мученичества, говорит великий в богословии Григорий, не идти произвольно на подвиг щадя гонителей и слабейших, и прочее. На этом-то основании некоторые, сознавая себя слабыми, во время гонений убегали и скрывались, выполняя таким образом евангельскую заповедь, так как Господь сказал: егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий ( Мф.10:23 ). Итак, те, которые убегали и были схвачены, или выданы своими домашними (и это изречение Господа, Который сказал: предаст же брат брата и отец чада – Мф.10:21 ) и были лишены своего имущества, или претерпели мучения, или заключены в темницах, но непрерывно исповедовали, что они – христиане, также те, у которых растерзаны были одежды, и которые были обнажены, и, или в руки их насильно против воли их было вложено что-нибудь им с насилием даваемое, например, ладан или что-либо другое, употребляемое в жертву у идолопоклонников, или, если они приняли в уста какую-нибудь идоложертвенную снедь с принуждением вложенную мучителями, – претерпевшие что-либо таковое, но непрерывно вызвавшие, что они – христиане, и по этой причине скорбевшие и скорбь свою обнаруживавшие скромностию и одеянием, означает умеренность и сдержанность нрава, или облачения и одежду, а значит внешним образом проявляемое смирение, показывающее скорбь, что в правиле наименовано смирением жизни; итак эти, по словам отцев, ни в чем не погрешили; ибо нет греха ни в том, что они против воли приняли в уста что-нибудь идоложертвенное, ни в том, что в руки их был вложен ладан, если они и в то время, как это делалось, призывали имя Христа и исповедовали Его Богом. Посему отцы и повелели таковым, как ни в чем не согрешившим не возбранять общения; и если некоторые, может быть, по незнанию надлежащего, или потому что более должного держались строгости, возбранили кому-либо из таковых общение, отцы дали повеление, чтобы таковые тотчас были приняты, будут ли они из клира, или из народа. Притом по словам отцев, указанное выше настолько не должно быть вменяемо в грех , что если бы потерпевшим это был какой-либо мирянин, то из-за этого не должно возбранять ему производство во священство, если жизнь его прежде сего была безукоризненна и право проводима.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-3...

Вальсамон . Отцы делают здесь дивное и достойное великой похвалы разделение; ибо постановляют, что с бессловесными животными смесившиеся, или смешивающиеся и, должно сказать, имеющие смеситься, если не имеют 20 лет, 15 лет должны быть в числе припадающих и после этого в течение 5летия удостаиваются молитвы вместе с верными; по исполнении и сего могут причащаться божественных Таин; между тем епископ долженствует поступить с ними и несколько человеколюбивее, если, может быть, к этому располагает богоугодное поведение их во время стояния в числе припадающих и покаяние. Но это, говорят отцы, так должно быть с теми, которые согрешают иногда по естественной необходимости; ибо предавшиеся этому безрассудному греху по пресыщению, то есть свыше нужды и от небрежения, должны находиться в числе припадающих в течение более продолжительного времени. Так те из впавших в этот грех, которые имеют более 20-летнего возраста, имеют и жен, присуждаются быть в числе припадающих в течение25 лет, и таким образом еще чрез 5 лет удостаиваются общения с верными; а по исполнении и сего времени приемлют и божественныя Тайны. Преступившие же 50-летний возраст, если при том имея жен впали во что-нибудь такое, никогда не должны быть удостаиваемы божественного причастия, разве только при исходе от сея жизни. – А поскольку святые отцы разделили согрешающих на 3 разряда и повелели иначе наказывать тех, которые не достигли 20-летнего возраста и иначе вступивших в 50-летие и иначе тех, которые преступили 50-тилетний возраст; ибо младшим по возрасту они оказывают снисхождение, потому что они согрешают по нужде естества и по шаткости мыслей; а людей более зрелого возраста и по сему более твердых мыслей наказывают строже, точно также еще строже наказывают достигших старости, если они впадут в подобный грех, как людей более разумных и не могущих сослаться на естественную необходимость; – то ввиду сего иной может спросить, почему отцы наказывают перешедших 20-летний и 50-летний возраст, если они имеют жен и согрешили, а тех, которым не исполнилось 20-ти лет наказывают, хотя бы они и не имели жен? Решение .

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-1...

Разделы портала «Азбука веры» О 10-ти летней епитимии для виновных в растлении сестры обручницы, которая удавилась после брака растлителя с обручённой. Некто, обручившийся с девицей, растлил ее сестру, и она зачала от него (πιφορσαι), после этого все-таки женился на невесте, а растленная удавилась. Было повелено, чтобы знавшие были приняты в число стоящих вместе с верными через 10 лет, после прохождения определенных степеней покаяния. Μνηστευσμενς τις κρην, προσεφθρη τ δελφ ατς, ς κα πιφορσαι ατν γημε δ τν μνηστν μετ τατα, δ φθαρεσα πγξατο ο συνειδτες κελεσθησαν ν δεκαετ δεχθναι ες τος συνεσττας κατ τος ρισμνους βαθμος. Толкования Зонара . Некто обручился с одною девицею; но еще до совершения брачного обряда обрученный смешался с сестрою своей обручницы, так что та сделалась беременною; ибо это значит выражение: отяжелил ее. Потом муж женился на обрученной с ним, а растленная удавилась. Итак, против совиновных в сем неуместном деянии определена 10-летняя епитимия, так чтобы они, по миновании сего, были приняты в разряд стоящих вместе с верными. А 78е правило Василия Великого определяет, чтобы взявший в сожительство 2х сестер одну после другой, год находился в разряде плачущих , 2 в числе слушающих , 3 с припадающими , и в 7й стоял вместе с верными и таким образом был удостаиваем причащения, если кается со слезами. Итак, иной может сказать, почему здесь отцы собора совиновных подвергли более тяжкому наказанию? Думаю, что там, где один и тот же поемлет в брак двух сестер, совершается только недозволенный брак. А в настоящем случае было много дерзновенного: растление девицы, неправильный брак одного и того же смесившегося с двумя сестрами, и случившееся по этой причине убийство; и потому-то определена более тяжкая епитимия. Аристен . Некто, обручившийся с чьею-то девицею, прежде смешался с ея сестрою, – потом взял обрученную; первая удавилась; совиновные должны подвергнуться 10-летней епитимии. И совиновные в случившемся и те, которые могли воспрепятствовать удавлению и не воспрепятствовали, судятся как виновные в убийстве и подвергаются 10-летней епитимии; и таким образом стоят и молятся вместе с верными.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-2...

Начнем с Кирилла. Он говорит: „зачем мне заботливо исследовать Писание, а не мудрствовать в простоте сердца согласно с ним» 551 ? В частности, касательно величайшего догмата о воплощении Богочеловека, Кирилл пишет: „Прими благоволение Отца, даровавшего нам собственного Сына. Не исследуй, прошу, этого дела ( μ περιεργζου τ πρ γμα). Оно не поддается разуму языческой мудрости и обыкновенному пониманию – чуждо того и другого» ( λλτριον γ ρ x ατρων) 552 . В другом месте Кирилл восклицает: „какая необходимость предлагать всем эти вопросы (о воплощении) столь утонченные и сокровенные? Не больше ли бы пользы принесли мы людям изъяснением нравственного учения, когда мы еще не способны с надлежащею верностью проникать в догматическое учение» 553 ? Папа Целестин со своей стороны раскрывает мысли, подобные мыслям Кирилла; о вере он пишет: „в этой внутренней войне вера должна послужить стеной для нас; ее духовными стрелами вы можете защищать себя самих против неверия. Будем хранить ее, потому что она хранит нас” 554 . Папа внушает крайнюю осторожность в изысканиях о вере. Он говорит: „надобно более боятся и не высокомудрствовать, углубляясь в изыскания ( Рим. 11, 20 ); не должно, как сказано, исследовать предметов, высших себя» (Сир. 3, 20) 555 . Он же прямо запрещает вдаваться в умствовавия о воплощении. „Пусть устранится”,– предписывал Целестин ,– “вопрос о рождении (Христа), который всякий истинно верующий должен решить в простоте сердца, ибо кто осмелится испытать Бога» 556 ? Епископ Феодот Анкирский 557 , приверженец Кирилла, внушает смотреть на образ воплощения как на чудо и требует, чтобы при виде этого чуда умолк разум. Вот его внушительные слова: „итак, не спрашивай меня об образе чудес Божиих, ибо скажу тебе: чудеса показывают только, что совершилось, а знать образ совершения я представляю Богу». “Не спрашивай: „каким образом Бог пребывает Богом и делается человеком?» 558 . „Верь чуду и не испытывай ( πιστ ευε x α μη ρενα) умом совершившегося» 559 . – Партия еретичествущая антиохийская, напротив, требовала более свободных отношений разума к вере, мысли к догмату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Разделы портала «Азбука веры» О епитимии для тех, кто принёс жертву идолам по принуждению, но скорбя об этом. Те же, которые вошли в траурной одежде, возлегли и ели, плача во все время возлежания, если исполнили 3летний срок припадания, пусть будут приняты в общение без причащения Святых Таин. А если не ели, то, проведя 2 года в числе припадающих, на 3й год пусть будут приняты в общение, но без причащения, так чтобы совершенное общение получили на 4й год. Но епископы пусть имеют власть проявить человеколюбие или продлить время покаяния, испытав образ их обращения. Прежде всего пусть будет исследована их жизнь до истязаний и после них, и пусть человеколюбие соразмеряется с этим. σοι δ νλθον μετ σθτος πενθικς, κα ναπεσντες φαγον, μεταξ δι λης τς νακλσεως δακροντες, ε πλρωσαν τν τς ποπτσεως τριετ χρνον, χωρς προσφορς δεχθτωσαν ε δ μ φαγον, δο ποπεσντες τη, τ τρτ κοινωνηστωσαν τει χωρς προσφορς, να τ τλειον τ τετραετ λβωσι. Τος δ πισκπους ξουσαν χειν τν τρπον τς πιστροφς δοκιμσαντας, φιλανθρωπεεσθαι, πλεονα προστιθναι χρνον. Πρ πντων δ, κα προγων βος, κα μετ τατα, ξεταζσθω, κα οτως φιλανθρωπα πιμετρεσθω. Толкования Зонара . Сказано, что должно рассматривать расположение принесших по принуждению жертвы идолам и согласно с ним устроять их. Итак, правило, сказав о принесших жертвы идолам и не скорбевших о сем, а находившихся в веселом расположении духа, ныне говорит и о тех вкусивших идоложертвенного, которые пришли от сего в огорчение и проливали слезы; таковых оно повелевает по истечении 3х лет припадания допускать до купностояния, кроме приношения, то есть дозволяет стоять в церкви вместе с верными, но не причащаться. А если, говорит, они не ели, то проведши 2 года между припадающими, то есть стоя с оглашенными и выходя с ними, по достижении 3го года могут быть допущены до общения, кроме приношения, то есть до стояния с верными; ибо общением правило здесь называет не приобщение святых Таин, а стояние с верными, почему и присовокупило: кроме приношения, так чтобы совершенное общение получили по 3х летах, дабы по исполнении 3летия получили участие и в сем благе. Так определили отцы сего собора. А поскольку они знали, что не все одинаковое приносят покаяние, но одни рачительнее относятся к делу покаяния, а другие беспечнее, то все относящееся к устроению их возложили на епископов, чтобы они испытывали образ обращения каждого и оказывали человеколюбие и сокращали время епитимий для тех, кои показывают более горячее покаяние, и продолжительнейшее назначали время для кающихся с меньшим усердием; при сем, чтобы обращали внимание и на предшествовавшую жизнь их и на последующую жизнь, целомудренно ли и с сокрушением ли они жили и живут, или невнимательно и беспечно, и таким образом соразмеряли для них человеколюбие.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-5...

По канонам церкви, все епископы имели право участвовать в соборных заседаниях 847 и обязаны были являться на них 848 и если соборы созывались ежегодно, то обязаны были делать это в течение каждого года 849 . То же явление, вероятно, имело место и в отношении синодальных заседаний в первый период существования Константинопольского синода. Каждый митрополит и архиепископ константинопольского патриархата имел право и обязан был ежегодно 850 являться на синодальные заседания. Так, в 80 годах XIII столетия митрополиты и архиепископы, прибывшие в столицу, низлагают патриарха Афанасия I, который хотел изгнать их из Константинополя. Основанием для низложения патриарха митрополитами и архиепископами было выставлено то, что они прибыли в столицу в силу требования канонов, повелевающих собираться им ежегодно у патриарха для решения текущих дел 851 . Равным образом в одном из документов, относящемся к 1354 году (при патриархе Филофее), заявляется, что митрополиты необходимо должны, как того требуют каноны, ежегодно присутствовать на синодальных заседаниях при кафедре патриарха и только митрополитам отдалённейших мест предоставляется право делать это в течении каждых двух лет 852 . Конечно, эта обязанность митрополитов и архиепископов, как показывают источники, на практике не соблюдалась. Да она и не могла соблюдаться. Не только отдалённым, но и ближайшим митрополитам и архиепископам часто невозможно было являться на синодальные заседания не только в течение одного или двух лет, но даже в течение более значительного периода времени. Но когда это представлялось возможными, и ещё более удобным, они являлись, хотя бы поводом для этого были дела подведомых им церквей. Являться на синодальные заседания удобнее всего, понятно, было митрополитам ближайших к Константинополю кафедр 853 . И в синодальных протоколах, чаще всего, хотя далеко не всегда, указываются в качестве членов патриаршего синода митрополиты именно таких кафедр, например, никомидийский, халкидонский, ираклийский, никейский, кизический, анкирский 854 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

б) прелюбодеяние не может служить поводом к разводу, если пропущен пятилетний срок со времени совершения прелюбодеяния, а если прелюбодеяние выражается в форме длящейся любовной связи, то оно может служить поводом к разводу во все время, пока эта связь продолжается; в) супруг не вправе просить о разводе вследствие прелюбодеяния, если прелюбодеяние совершено другим супругом по побуждению домогающегося развода супруга или с его согласия; и г) прелюбодеяние не служит поводом к разводу, если виновная сторона получила прощение сожитием с нею со стороны невиновного супруга и если последний, зная о прелюбодеянии, в течение года не возбуждал иска о разводе. . Последствия расторжения брака и по обоюдному прелюбодеянию супругов Особое Совещание оставляет те же, какие существуют ныне для виновного супруга по разводе вследствие одностороннего прелюбодеяния, т.е. осуждение на безбрачие в случае вторичного (в первом и во втором браке) нарушения супружеской верности и дозволение на вступление в новое супружество, если прелюбодеянием было нарушение святости лишь одного брака (ст.253 Уст.Дух. Конс. в новой редакции, Высоч.утвержденной в 28 день Мая 1904г.; определение Св.Син. 18 Марта/30 Апреля 1904г. 1599), но не иначе, как по отбытии наложенной за прелюбодеяние (согласно 87 пр. VI Вселен. собор., 20 пр. собора Анкирского и 77 пр. Св. Вас. Велик.) семилетней церковной епитимии, срок которой, однако же, на основании 102 пр. VI Вселен. собора, может быть по тщательном испытании духовником совести епитимца и удостоверении им степени его раскаяния и исправления сокращаем епархиальным Преосвященным, с тем все же, чтобы общий срок подлежащей выполнению епитимии был не менее двух лет (Цирк. указ. Св. Син. 14 Июля 1904г. N° 11). . Право возбуждения иска о разводе по прелюбодеянию принадлежит по ныне действующему закону (ст.239 Уст.Дух. Конс.) супругу невиновному, требующему развода. Особое Совещание, введя как повод к разводу и обоюдное прелюбодеяние, естественно, должно было изменить и право возбуждения иска о разводе, предоставив его: по прелюбодеянию одного из супругов – супругу невиновному, при обоюдном же прелюбодеянии – тому и другому супругу. II. Развод по неспособности

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Вальсамон . Правило одинаково наказывает епитимиею убийц тех женщин, которые дают истребительные зелья для умерщвления зачатого плода и тех, которые принимают их. И правило такою епитимиею наказывает их; виды епитимий найдешь во 2м правиле святого Василия и в 21м правиле Анкирского собора; а первая глава 39-го титула 60й книги ( Василик ) говорит буквально следующее: « закону о человекоубийцах подлежит тот, кто убивает человека и кто злонамеренно производит пожар, или кто для убийства, или воровства ходит с оружием, и кто, будучи главою управления или народного судилища, употребил старание, чтобы кто-нибудь был ложно обвинен, или невинно осужден и кто приготовил или дал зелье для умерщвления ». В главе 3й подвергаются закону о человекоубийцах: кто составляет или продает, или имеет зелье для умерщвления человека. Но есть зелья, приносящие здоровье, и, так называемые, любовные: кто приготовляет любовные зелья, должен быть подвергнут ссылке, по отобрании у него в казну имущества; ссылке же подвергается и тот, кто и не со злым умыслом даст женщине зелья для зачатия, если она, принявши, умрет. И 3е положение той же главы говорит в начале: « подлежит закону о человекоубийцах и продавец зелий, который без разбору отпускает зелье, или саламандру, или аконит, или питиокампу, или вуврост, или мандрагору, или кантариды ». И 4е положение: наказание человекоубийцам, если они знатные, ссылка и полное лишение имущества, а если бедные, предание мечу и зверям. Таковы постановления древнего закона и правил. Но были изданы относительно убийц – невольных и вольных различные новеллы императором господином Константином Порфирородным и боговенчанным и святым самодержцем нашим господином Еммануилом Комнином , сущность которых мы обозрели в правилах Василия Великого об убийцах. Может быть, спросит кто-нибудь: за то только, что дал кто-нибудь женщине врачество, производящее недоношение плода во чреве, он будет подлежать наказанию убийц, или нужно, чтобы было и исполнение, то есть, убийство? Решение . Помещенная выше 3я глава 39-го титула 60й книги (Василик) определяет, чтобы наказываем был, как убийца, не тот только, кто даст убийственное зелье, но и кто имеет что-либо такое. А 2е положение 1й главы того же титула и книги говорит: кто имел намерение убить, хотя бы не убил, но ранил, есть убийца; но кто не хотел убить, хотя бы и убил, не есть убийца; намерение же узнается по орудию, которым нанесен удар. Впрочем, правила Василия Великого наказывают как убийцу и того, кто невольно убил, как бы это ни случилось, вопреки смыслу этого закона и вопреки 6му положению 3й главы 39-го титула 60й книги (Василик), где говорится так: закон о человекоубийцах преследует злой умысел, а не великую небрежность. Почему, если бы кто убил кто-нибудь, бросившись с высоты сам, или бросивши ветвь с дерева, не подлежит настоящему закону. Впрочем, 31я новелла императора господина Льва Философа дает мужу право расторгать брак с его женою, если она намеренно выкидывает его семя.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010