В то же время в историографии присутствуют и иные интерпретации указанных выше проблем. В первую очередь следует отметить концепцию Г. К. Бреннеке. Исходя из вполне традиционной идеи о взаимосвязи провозглашения второй сирмийской формулы с церковной политикой Констанция на Западе и утверждая, что составители формулы Урсакий, Валент, Герминий и Потамий (последнего исследователь считает человеком, превосходящим образованием своих иллирийских коллег) действовали по поручению императора, 675 Г. К. Бреннеке затем приходит к совершенно не вписывающимся в рамки традиционной концепции оценкам богословского содержания формулы. Немецкий исследователь решительно отвергает всякие попытки интерпретации второй сирмийской формулы в аномейском ключе, 676 указывает на ее глубокую связь с западной богословской традицией (в первую очередь с богословием Тертуллиана , 677 и видит во второй сирмийской формуле попытку отхода от восточного оригенизма. 678 Следует также подчеркнуть, что, по мнению Г. К. Бреннеке, Осий и Либерий подписали формулу не в силу направленного против них физического давления, а будучи убеждены в ее ортодоксальности. 679 Если Г. К. Бреннеке рассматривает Сирмийский собор 357 г. исключительно как собор западный и по своему составу и по своим целям, то В. А. Лёр, напротив, интерпретирует его решения по преимуществу в «восточном» контексте. Исследователь подчеркивает, что бóльшая часть богословских идей, высказанных в тексте второй сирмийской формулы, находит себе соответствия в различных восточных вероучительных формулах предшествующего времени. 680 Целью же создания текста был, по мнению исследователя, поиск путей к преодолению сердикского раскола 343 г. и примирению евсевиан с западным епископатом. Поэтому в формуле присутствуют аллюзии на исповедание веры западных отцов Сердикского собора. 681 Последнее обстоятельство, а также стремление к выходу из «сердикского тупика» позволило, по мнению В. А. Лёра, поставить свою подпись под текстом формулы Осию Кордубскому папе Либерию и Потамию. 682 В «восточном» контексте вторую сирмийскую формулу интерпретирует и М. Симонетти. По мнению итальянского исследователя, вторая сирмийская формула была своеобразным «эдиктом терпимости» в отношении аномеев. 683 Кроме того, М. Симонетти рассматривает события 357 г. как результат распада единого евсевианского блока на радикальное «арианофильское» крыло, представителями которого были Урсакий, Валент и Герминий, и умеренное омиусианское во главе с Василием Анкирским. 684 Таким образом, вторая сирмийская формула может быть интерпретирована как своеобразный ответ формирующемуся омиусианскому течению. 685

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Nec non et apnd Antiociam ita est. Itaque et aliis provinciis propria jnra serventur metropolitanis ecclesiis. Sit autem manifestum omnibus, quod si qnis citra arbitrium metropolitan! episcopi fuerit ordinatus, constitnisse magnam synodum ita factum esse episco pum non oportere. Et ideo, si communi omnium sententia rationabiliter habita et secundum ecclesiasticnm canonem fuerit et dno aut tres propter contentiones quasdam contrarias contradicant, obteneat sententia plurimorum 1334 . He менее интересна так называемая versio Isidoriana или hispana, дошедшая до нас в нескольких редакциях. Говоря главным образом о переводе сборника канонов никейского, анкирского, неокесарийского и ганрского соборов, родиною которого была Италия 1335 , Маассен не определяет точно времени перевода никейских канонов в этой версии. Имея однако в виду пример Цецилиана, а также весьма раннюю рецепцию канонов никейского собора на западе 1336 можно предположить весьма ранний перевод никейских канонов на латинский явык (IV в.), если только не допустить возможности, что в одной из этих редакций канон был записан кем-либо из папских легатов на самом соборе. Во всяком случае мы не можем совершенно исключить такое предположение, особенно имея в виду слишком вольный перевод 6-го ник. канона в этой версии и официальное пользование им на соборах IV (валенский собор 374 г.) и V веков (риецкий соб. 439, халкидонский 451) 1337 . . В этой реакции канон VI гласит: £cclesia Roma па semper habuit primatum. Teneat autem et Aegypti Libyae et Pentapolis, ita ut episcopus Alexandriae harum omnium habeat potestatem: quoniam et Romano episcopo haec est «onsuetudo. Similiter autem et qui in Antiochia constitutus est. Itaque et in caeteris provinciis privilegia salva sint ecclesiarum 1338 . Судя no массе дошедших рукописей никейские каноны в этой редакции были в большом распространении как в Италии, так и в Галлии. По Маассену 1339 типичным образом Исидоровой версии, обращавшейся в Италии является версия рукописи Chieti, читанная между прочим в одном из заседаний халвидонского собора 1340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

епископы должны были собраться в Аримине, восточные - в Селевкии Исаврийской (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор ). При этом имп. постановлением предписывалось явиться на Соборы всем епископам. На местах это было истолковано так, что под «всеми» имеются в виду не только действующие, но и «опальные» епископы, и это дало возможность Е. прибыть на Собор в Селевкии ( Sulp. Sev. Chron. II 42. 3). Поначалу Е. примкнул к партии крайних ариан во главе с еп. Акакием Кесарийским ( Philost. Hist. eccl. IV 11; Socr. Schol. Hist. eccl. II 38). На заключительном заседании Собора 30 сент. 359 г. омиусианским большинством Е. был низложен с Антиохийской кафедры, и на его место тут же был поставлен некий Анниан ( Socr. Schol. II 40; Sozom. Hist. eccl. IV 22). Е. вместе с Акакием Кесарийским направился в К-поль к находившемуся там имп. Констанцию с жалобой на действия Селевкийского Собора. Здесь он встретился с посольством Ариминского Собора во главе с епископами Валентом Мурсийским и Урсакием Сингидунским, предоставившими императору омийскую исповедальную формулу, и примкнул к ним. Вскоре сюда же прибыло и офиц. посольство Селевкийского Собора во главе с епископами Василием Анкирским, Евстафием Севастийским и Сильваном Тарсийским. На состоявшемся в присутствии императора диспуте победу одержали омии во главе с Урсакием и Валентом. Омиусиане вынуждены были отступить, и в ночь на 1 янв. 361 г. все присутствовавшие епископы подписали ариминскую формулу. Когда был зачитан отрывок одного из приписываемых Е. сочинений, где выражается идея о неподобии Сына Отцу, Е. поспешил отречься от этих слов, заявив, что эти слова принадлежат Аэтию, что и было подтверждено последним ( Спасский. 1914. С. 402-403). Т. о., Е. удалось вернуть расположение императора. С приходом к власти имп. Юлиана Отступника (нояб. 361) политика Е. в отношении аномеев изменилась. Имп. Юлиан, памятуя о дружбе своего покойного брата цезаря Галла с Аэтием, вернул последнего из ссылки. Е. пригласил Аэтия в К-поль и одобрил рукоположение его во епископа, в к-ром сам участия не принимал (Ibid.

http://pravenc.ru/text/187104.html

112 Упомянем и Сильвестра (Лебединского) , ректора казанской академии († архиеп. астраханск. 1808), который в своем Compendium theologiae classicum didactico-polemicum, doeteinae orthodoxae ehrissiianae maxime eonsonmn (Petropoli 1799; Mosquae 1805), исходя из признания слова Божия единственным и собственным принципом богословия (cum sacra scriptura sitimicum et proprium theologiae principium), значение святоотеческой письменности формулирует в тезисе: testimonia patrum non sunt eioquiis Dei comparanda, adeoque nec principium theologiae primarium apodycticum, ingenerans fidem divinam, sed tantum ratio secundaria et probabilis, humanam fidem generans; et quae potius illustrationis gratia usurpanda, quam ad confirmandum. 113 Что здесь однако мы далеки от протестантизма и по мысли самого Филарета, об этом свидетельствует следующее место из трактата – академических лекций Филарета “Историко-догматическое обозрение учения о таинствах (1819)“: „Вообще новые греческие и ваши богословы, разделяя таинства на важнейшие и менее важные и относя к последним пять таинств, отвергаемых протестантами, занимают как бы середину между католическими богословами, кои говорят, что таинства все равны, и протестантами, кои принимают только два таинства“. 114 И. Н. Корсунский О подвигах Филарета М. М. в деле перевода Библии на русский язык, стр. 242–246. 115 Этим исчерпывается сказанное в обозреваемом отрывке о слове Божием; но в виду важности вопроса о соборах приводим и последующее. ,,3) Есть ли в постановлениях Поместного Собора находится статья, несогласная с прочими, всею православною Церковью принятыми Соборами: то должно повиноваться постановлениям, принятым всею церковью, преимущественно пред статьею, не многими составленною. 4) Есть ли в постановлениях Поместного Собора находится статья, которая отменена последующим большим и важнейшим Собором: то постановлению большего и важнейшего Собора повиноваться должно преимущественно пред статьею меньшего Собора. Истина сих правил довольно очевидна. Есть ли бы ты усомнился: может ли последующий Собор поменять, положение предшествовавшего: сие сомнение не трудно разрешить примерами из древних Соборов. Поместного Анкирского Собора правило 10 позволяло диакону вступить в брак, если он прежде рукоположения объявил, что он расположен вступить в оный. Но сие отменено 6 правилом шестого Вселенского Собора, как именно сказано в Кормчей книге, в толковании сего последнего правила: се же правило таковое отвращаем и отнюдь упражняем. Также и 15 правило Новокесарийского Собора, о семи диаконах для города, отменено 16 правилом шестого Вселенского Собора. В толковании сего последнего правила даже сделано замечание, что не добре разумеша того Собора отцы”.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» О 5ти летней епитимии для волхвующих, ворожей, последующих языческим обычаям и тех, кто этим пользуется. Те, которые гадают и следуют языческим обычаям или приводят кого-либо в свои дома для обнаружения чаровании или для очищения, да подвергаются 5летнему наказанию по определенным степеням: 3 года припадания и 2 года молитвы без приобщения Святых Таин. Ο καταμαντευμενοι, κα τας συνηθεαις τν θνν ξακολουθοντες, εσγοντς τινας ες τος αυτν οκους π νευρσει φαρμακειν, κα καθρσει, π τν καννα πιπττωσαν τς πενταετας, κατ τος βαθμος τος ρισμνους, τρα τη ποπτσεως, κα δυ τη εχς, χωρς προσφορς. Толкования Зонара . Употреблять волхования, христианам держаться языческих или еллинских обычаев и принимать к себе волшебников для изыскания врачевств, то есть волшебств, (когда может быть кем-нибудь они возбуждены к любопытству), или призывать их для очищения от чарований, запрещено; а употребляющих сие, правило подвергает епитимии на 5 лет, чтобы 3 года находились в числе припадающих и 2 года молились вместе с верными; а после истечения 5ти лет они могут быть удостоены и причащения благого. А Василий Великий в 83м правиле наказывает таковых 6летнею епитимиею. Аристен . Волхвующий и вводящий кого-либо в дом ради изыскания волшебств, или ради очищения, да подвергается 5летней епитимии. Кто предал себя волхователям, или ворожеям, или раздающим предохранительныя средства, или некоторым другим подобным, с тем чтобы открыли ему то, чего он желает, или кто при помощи зелья думает зло уврачевать злом, – тот должен в течение 3х лет находиться в числе припадающих и в продолжение 2х лет стоять вместе с верными и иметь общение только в молитвах; и таким образом по истечении пяти лет может принять участие в приношении. А 61е правило 6го собора, бывшего в Трулле, определяет удалять такового от причащения на 6 лет. Вальсамон . Правила подвергают наказанию не только занимающихся ворожбою и волхователей, но и тех, которые ими пользуются. Итак, поскольку некоторые, быв одержимы болезнию и, полагая, что страдают от чарований, или и потеряв что-либо из своего имущества, призывали в свои домы занимающихся ворожбою, которые обещали открыть в них чары, вследствие которых будто бы больные слегли, и очистить их от осквернения сими чарами, или указать потерянное; а другие, держась языческих привычек, предлагали вопросы о счастии и несчастии астрологам и другим занимающимся демонскими делами; то отцы определили подвергать таковых епитимии на 5 лет, то есть чтобы в течение 3х лет они находились в числе припадающих, а в продолжение 2х лет молились вместе с верными, и после сего удостаивались божественных Таин. Прочти 61е правило Трулльского собора и что в нем написано, также 83е правило святого Василия, которым таковые подвергаются епитимии на 6 лет. Имей в памяти и то, что таковым же епитимиям подвергаются и те, которые приходят к ворожеям и гадальщикам, волхвующим на ячмене.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-2...

Но поскольку сказано в этом правиле, что не подвергаются наказанию постящиеся ради подвига воздержания, но наказываются хулящие Божие устроение; – и поскольку вероятно некоторые говорили: чем могут быть обнаружены постящиеся с добрым намерением и постящиеся со злым? – то отцы настоящего собора без труда разрешили и это; ибо сказали, что, если постящиеся хотят устранить всякой соблазн, то пусть только прикасаются к мясам, и пусть постятся опять, если захотят; если же этого не делают, но не едят и овощей, полагаемых с мясами, быв конечно к тому побуждаемы епископом вследствие извещения от кого либо; то дают из того видеть, что не с добрым намерением воздерживаются от мяса, и должны подлежать извержению, как не подчиняющиеся правилу. Хорошо правило сказало там, что таковые должны или престать, или подвергнуться извержению; а здесь отцы определили – низлагать от чина. Ибо доколе еще не разрешено сомнение, обвиняемый непременно должен был получить приглашение уничтожить соблазн посредством вкушения мяса, и таким образом подвергнуться осуждению. А здесь, когда сомнение уничтожается предписанным отцами способом, поступающий не согласно с сим предписанием по необходимости подлежит извержению немедленно. А как настоящее правило упомянуло только о пресвитерах и диаконах, а указанное Апостольское правило упоминает обо всех людях; то должен и ты определенное здесь распространять на всех. Таким образом, кажется, на основании настоящего правила и обвиняемые в богомильской ереси понуждаются вкусить мяса, или сыра и уничтожить подозрение в богомильском пощении. И многие из благоговейнейших монахов, не желая разрешить на рыбу из благоговейного почтения к святой четыредесятницы , по этому именно правилу воздерживаются от нея, но едят икру ея и вареные вместе с нею овощи. И делаемое таким образом с обвиняемыми в богомильской ереси, может быть иной назовет правильным, равно как и отведывание мяса, или сыра в те седмицы, в которые постятся армяне, или другие еретики; и особенно когда кто живет в стране наводящей подозрение, ибо делает это, дабы не почли его постящимся с еретиками.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-1...

401 При этом Р. Кляйн создает в своем исследовании чрезвычайно негативный образ свят. Афанасия и ставит ему в вину возбуждение в среде епископата «еретического психоза». 402 Большой вклад в изучение истории арианской смуты, в особенности в исследование истории неортодоксальных церковных партий IV в.: омиев и омиусиан, внесли и другие немецкие исследователи – В. А. Лёр 403 и Г. К. Бреннеке. 404 В работах названных исследователей предпринимается попытка взглянуть на историю арианской смуты с точки зрения различных доктринальных течений и преодолеть свойственную для традиционного взгляда на эту эпоху односторонность интерпретации. Так, Г. К. Бреннеке решительно отказывается от некритичного использования термина «арианство», подчеркивая, к примеру, антиарианский характер омийского течения, 405 за представителями которого термин «ариане» прочно закрепился в историографической традиции. Исследователь также дает свою совершенно неожиданную и оригинальную интерпретацию многим важным эпизодам истории арианской смуты. Так, к примеру, он указывает на то, что в центре внимания во время споров второй четверти IV в. был вовсе не Никейский собор, о котором почти не вспоминали тогда и те участники церковно-политической борьбы, которые традиционно рассматриваются как никейцы. 406 Кроме того, немецкий историк пытается доказать, что инициатива включить вопрос «о вере» в повестку Сердикского собора принадлежала не антиариански настроенным западным, а восточным епископам, обеспокоенным ересью Маркелла Анкирского. 407 Вторую сирмийскую формулу, почти повсеместно интерпретируемую в историографии как радикально арианскую, исследователь считает традиционной для Запада, 408 полагая при этом, что Осий и папа Либерий подписали ее вполне сознательно. 409 Говоря о конфликте иллирийских епископов во главе с Валентом с омиусианами, историк трактует их противоречия как церковно-политические. В доктринальном же аспекте эти течения были, по мнению Г. К. Бреннеке, близки друг другу, поскольку богословие и той и другой группы уходило своими корнями в оригенистско-евсевианскую традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Так называемая IV антиохийская формула представляет остов никейского символа без ero vivus nervus, cxeмa без ее содержания, и заканчивается сокращенным никейским анафематизмом на арианство. Назовем этот анафематизм  α. В этом виде формула повторена текстуально и филиппопольским собором 343 г., и в  κθεσις μακρστιχος 344 г. и в сирмийской первой формуле, в которой анафематизм 1-й буквально=  α. Но филиппопольский собор дополнил эту формулу следующею mupaдoю (Hilar. de synod. n. 34): Similiter et eos, [a]quidicunt tres esse deos, [b] ve Christum non esse Deum, [c] et ante saecula neque Christum neque Filiumesse Dei, [d] vel ipsum esse Patrem et Filium et Sanctum Spiritum, [e] vel innascibilem Filium, [f] vel quod neque consilio neque voluntate Pater genuerit Filium: anathematizat sancta et catholica ecclesia. B κθεσις μακρστιχος и эта прибавка повторена текстуально и (вместе с  α) cocmabляem numerus 2 этого изложения; разъяснение на а и е есть п. 3, на а и в­: п. 4, на с= nn. 5.6, ha d­ n. 7, ha f ­ пп. 8. 9, заключение= n. 10. – Напротив, в сирмийской 1-й формуле филиппопольская прибавка текстуально не повторена, но ее содержание исчерпано с большею пли меньшею буквальностью в анафематизмах 22 (­ а), 18 (­ d),25, (­ f)u 26 (­ е); 27-й резюмирует смысл главнейшего предмета спора; анафематизм 24-й (против ариан) заимствован из п. 8.  κθεσις μακρστιχος. Следовательно только 20 анафематизмов составляют духовную собственность собора. Что в сирмийской 1-й формуле дан отзыв на некоторые догматические вопросы, выдвинутые уже после антиохийского собора 344 г., это отмечают и Гуоткин, 146 – 147, и Гaphak, II, 244, г; но первый едва ли прав, когда утверждает что анаф. 5–7 направлены только против Маркелла. – Анафематизмы сохранились в греческом тексте b Amhan. de synod.n. 27 (и зависящего от hero Socr. 2, 30,  5– 30 ) и в латинском переводе y Hilar. de synod., nn. 38 – 61. Главная разность между текстом и переводом та, что анафематизм 11-й греческий у св. Илария стоит 23-м. Так как тоже место он занимает и в комментарии к нему самого Илария (n. 57), то очевидно, что такой распорядок был в том списке, который читал св. Иларий, и этому списку нужно отдать предпочтение пред афанасьевским: св. Иларий имел полнейшую возможность получать исправные копии формул от самих василиан (cf. n. 91: limmerarum[coбopa анкирского 358 r.] fidem teneo, non a laicis sumpmam, sed ab episcopis damam),a Афанасий в. вынужден был добывать копии, может быть, из пятых рук. В прим. 32 отменены звездочкою те места, где греческий текст мною исправлен на основании перевода и комментария св. Илария. Постоянное сокращение:  αε =  νθεμα στω.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Разделы портала «Азбука веры» О снисхождении в епитимии для прелюбодейно зачавшей и сделавшей аборт, с пожизненного срока, до 10-ти лет. О женщинах, блудодействующих и зачинающих детей и изготавливающих зелья для убиения плода. Прежнее определение запретило им до смерти причащаться Святых Таин, и с этим соглашаются. Мы же, изыскав нечто более человеколюбивое, определили 10-летний срок покаяния по установленным степеням. Περ τν γυναικν τν κπορνευουσν κα ναιρουσν τ γεννμενα, κα σπουδαζουσν φθρια ποιεν, μν πρτερος ρος μχρις ξδου κλυσε, κα τοτ συντθενται. Φιλανθρωπτερον δ τι ερντες, ρσαμεν δεκαετ χρνον, κατ τος βαθμος τος ρισμνους πληρσαι. Толкования Зонара . Женщины, тайно совокупляясь с кем-либо и зачиная, дабы не быть узнанными, намеренно истребляют плод, или накладывая на свой живот тяжести и сжимая его, или принимая какие-нибудь зелья и повреждая плод носимый во чреве. Итак, это правило говорит, что прежнее определение таковых подвергало епитимии неприобщения до смерти, так чтобы только при смерти они удостаиваемы были божественного причащения. А мы, говорят отцы собора, изыскивая нечто более снисходительное, определили 10-летнюю епитимию, так чтобы оне удостаиваемы были божественного причащения чрез 10 лет, разделяемых по определенным степеням, или по местам епитимий – плачущего , слушающего , припадающего и купно-стоящего . И Василий Великий в своем 2м правиле подвергает 10-летней епитимии тех, которые умышленно погубляют зачатый в утробе плод, и при сем говорит, что врачевание должно измерять не временем, но образом покаяния. Аристен . Блудницы, принимающие детогубительные отравы, должны подвергаться 10-летней епитимии. Принимающие истребительные зелья с целию уничтожить находящийся в утробе плод, должны быть под епитимиею в течение 10 лет: 2 года стоя и плача вне церковной ограды; 3 года стоя у царских врат и слушая божественные писания; еще 4 года внутри церковной ограды припадая в задней части амвона и выходя вместе с оглашенными, еще год стоя вместе с верными и участвуя в молитвах; и, таким образом, после сих степеней удостаиваясь совершенного общения.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-2...

Что псевдо-Агафангел повествует не одну только сущую историческую правду, подробно разъясняет А. и. Gutschmid, Agathangelos (в его Kleine Schriften (Leipzig 1892), III, 339–420 из ZDMG XXXI (1887 1–60). В частности, по Agath. п. 141, св. Григорий упомянутые частицы κ τ ν λειψ νων το μεγ λου προφ του κα βαπτιστο ωαννου κα θηνογ νους το μ ρτυρος привез с собою ναστρ φων π τ ν ων ας μερ ν, где он получил хиротонию во епископа от руки Леонтия кесарие-каппадокийского. Стоит совершенно твердо факт, что Армения приняла христианство еще до 312 г. Euseb. h. е. 9, 8, 2 . Gutschmid, 412–413 (54 55). Но, во-первых, в это время не могло быть «в Ионии» частиц мощей св. Предтечи, потому что они в это время покоились еще в могиле около Севастии (древней Самарии). Руфин (h. е. 2, 28) говорит, что лишь в 362–363 г., Juliani temporibus языческие фанатики apud Sebastien Palaestinae urbem sepulcrum Joannis baptistae–invaderent, ossa dispergerent atque ea rursum collecta igni cremarent et sanctos cineres pulveri immixtos per agros et rura dispergerent [cf. Philos torg ., 7, 4: κατ Παλαιστ νην –τ το προφ του λισσα ου στ κα το βαπτιστο ωαννου ( κε γ ρ μφω τ θαπτο) τ ν θηκ ν ξελ μενοι– μο πρ ς κ νιν κατ καυσαν –]. В это время в Севастии находились монахи de Jerosolymis ex monasterio Philippi, прибывшие orationis illuc caussa qui–inter eos qui ossa ad exurendum legebant, mixti diligentius, in quantum res patiebatur, ac religiosius congregantes, furtim se–subtraxere et ad religiosum patrem Philippum enerandas reliquias pertulere. Ille–ad pontificem maximum tunc Atlianasium– reliquias per Julianum diaconum suum, post etiam Palaestinae urbis episcopum mittit. Таким же вероятно путем появились части мощей Предтечи и в других местах.–Во-вторых, Леонтий в то время еще ре был епископом Кесарии каппадокийской. Несомненно (Theodoret , h. e. 1, 3 Val.) ν ντιοχε φ – τ ς τ ν κκλησι ν ρξαμ νης ε ρ νης Βιτ λιος τ ν γεμον αν παρ λαβεν. Этот Виталий, епископствовавший видимо в 313–319 гг. и вместе с епископом Леонтием кесарийским заседавший на соборе неокесарийском, ранее того присутствовал на соборе анкирском вместе с Агриколаем кесарийским, очевидно предшественником Леонтия (versio prisca latinä «Agricolaus Caesariae» , Migne,Patr. SL. 56, 754. 757.–Le Quien, Oriens christ., Ш, 532 sq, и ea ним PB Gams у Series episcoporum ecclesiae catholicae, Ratisbonae 1873, p. 452, ставят Агриколая в ряду епископов Кесарии палестинской предшественником Евсевия; но даже из контекста можно понять, что разумеется Кесария каппадокийская; притом в сирской рукописи, писанной в 501 г. Add. Mss. in the British Museum, 14528, это сказано ясно: «Agricolas of Caesarea, Cappadocia» у BHGowper , Analecta Nicaena, London 1857, p. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010