Разделы портала «Азбука веры» О 10-ти летней епитимии для тех, кто не только добровольно принес жертвы идолам, но и братьев к сему принуждал. Те же, которые не только стали отступниками, но и восстали на братьев, и принудили их или стали виновниками такого принуждения, пусть 3 года пребывают в числе слушающих, другие 6 лет – в числе припадающих, еще 1 год находятся в общении без причащения Святых Таин, с тем чтобы по исполнении 10-летнего срока приступить к причащению. Однако в течение этого времени должно наблюдать и за их жизнью в целом. σοι δ μ μνον πστησαν, λλ κα πανστησαν, κα νγκασαν δελφος, κα ατιοι γνοντο το ναγκασθναι, οτοι τη μν τρα, τν τς κροσεως δεξσθωσαν τπον, ν δ λλ ξαετ τν τς ποπτσεως λλον δ νιαυτν κοινωνηστωσαν χωρς προσφορς, να τν δεκαεταν πληρσαντες, το τελεου μετσχωσιν ν μν τοι τοτ τ χρν, κα τν λλον ατν πιτηρεσθαι βον. Толкования Зонара . А если некоторые не только делались отступниками от веры в Господа, но и восставали, то есть, были против нея и принуждают братьев принести жертвы идолам, или и были виновниками принуждения их к тому, открыв например место, куда они убежали и скрывались, или сделав известным гонителям то, что они христиане, хотя они не известны были за христиан, – о таковых отцы распорядились так, чтобы они 3 года исполнили в слушании , стоя вне храма – в предхрамии; другия 6 лет провели в числе припадающих и еще год имели общение с верными в молитвах, и после сего 10-летия получали совершенное общение. А в это время, то есть, во время покаяния их, должно, говорят отцы, наблюдать и прочую жизнь их; ибо если окажутся проводящими жизнь в беспечности или и в пороках; то время епитимий для них должно быть продолжено. Аристен . Кто не только добровольно принес жертвы идолам, но и другого к сему принуждал, тот должен подвергнуться 10-летней епитимии. Такой, как и себя погубивший и других вместе с собою низринувший и увлекший в погибель, если обратится, должен в продолжение 3х лет быть в числе слушающих, в другие 6 лет в числе припадающих, и еще 1 год быть с купностоящими и иметь общение в молитвах с верными до конца божественного тайнодействия; и, таким образом, по истечении 10-летнего времени может получить совершенное общение и удостоится божественных Таин; если, впрочем, испытание и прочей жизни его не отстранит его от божественного причастия.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-9...

Вальсамон . Так как изъясненное нами 3е правило без ограничения дало прощение принявшим идоложертвенное по принуждению, и поскольку некоторые хотели давать прощение и тем, которые по принуждению вкусили идоложертвенное, или и приносили жертвы идолам; то этим и 5м правилом святые отцы определили, что все те, кои в то время, как вели их к идоложертвенному пиршеству, показывали вид радующихся, и вошли в светлых одеждах и приняли участие в идоложертвенном, должны быть подвергнуты епитимии как совершенно предавшиеся нечестию. Почему в течение 1 года они должны слушать божественные писания в притворе, и после сего в продолжение 3х лет быть в числе припадающих, то есть принимать участие в церковных собраниях стоя позади амвона до выхода оглашенных; ибо в это время и они должны выходить. По исполнении и сих 3х годов, в течение 2х лет они должны быть в общении с верными и тогда уже вступать в совершенное общение, то есть приобщиться и божественных Таин. А которые, когда вели их, плакали о сем насилии и в печальной одежде возлежали и ели, должны быть приемлемы в церковное общение по 3летнем припадании, однако же не должны быть удостоены приобщения божественных Таин; ибо это значит выражение: принять их без приношения. А если возлежали, но не ели, должны в течение 2х лет быть в числе припадающих, а в течение 3го года участвовать в церковном собрании вместе с верными без причащения; ибо по истечении и сего года они удостоятся божественного причащения. А все это отцы предоставили на епископское рассуждение, чтобы по усмотрению обращения согрешившего и по беспечности его епитимии или были прилагаемы, или сокращаемы; при сем исследуется и прежнее поведение их, дабы им было оказано или человеколюбие, или большая строгость. – Но может быть кто спросит: почему указываемые в 3м правиле клирики, или миряне, по принуждению принявшие ладан, или идоложертвенное, не подвергаются епитимии, как не падшие, но возводятся и в дальнейшие церковные степени, а те, о которых говорится в конце 5го правила , хотя и по принуждению возлежали, подвергаются епитимии как согрешившие, и притом когда они проливают слезы и даже не вкусили идоложертвенного? Решение .

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-4...

Большое различие между теми, которые по принуждению приняли оскверненные дары и ни в чем не погрешили собственным действием, и между теми, которые по принуждению совершили что-либо нечестивое, каково например возлежание на пиршестве; и поэтому те, как не сделавшие ничего злого (ибо другие вложили им в уста, или в руки идоложертвенное), не подвергаются епитимии; а эти как совершившие нечестие собственным действием, то есть возлежанием, подвергаются епитимии. Так постановили отцы следуя определенному законами. Ибо в десятой книге Василик в 1м титуле говорится, что отнятое у кого-либо силою опять остается во власти его, и никогда не поступает в чье бы ни было владение, по закону, который говорит: украденное и захваченное силою никогда не поступает в собственность, или во владение, а данное кому-нибудь от кого-нибудь из страха поступает в собственность добросовестного владельца, хотя в страхе есть и насилие; ибо передано собственноручным действием истинного владельца . Итак, справедливо не подвергается епитимии тот, кто не делал ничего нечестивого, точно также, как и лишившийся собственности по насилию получает снисхождение и отыскивает ее в течение 30-ти лет; а совершивший что-нибудь нечестивое, как например возлежавший по принуждению на языческом пиршестве, подвергается епитимии так же, как не прощается и тот, кто по страху собственноручно предал кому-нибудь свою собственность; ибо по истечении 10-ти лет он теряет свое право владения. Славянская кормчая . Елицы же ведоми, внидоша с радостию в идольскии храм, и ядоша, 6 лет да припадают. Толкование . Елицы же пожроша идолом, понуждени бывше, или вечеряти во идольстей церкви, аще потом покоршеся, и веселым образом внидоша, и облекошася в ризы многоценны, и вечерю ядоша, и жертву принесоша, таковии лето едино с послушающими да будут причтани: и за 3 лета да припадают: и другия 2 лета, с верными стояние да приимут, и токмо молитв с ними приобщающеся. По времени же 6ти лет, тех совершения да получат, и божественных святынь да причастятся. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 13  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-4...

Писании, не значат πενταπλσιον, или δεκαπλσιον – в 5 или 10 раз больше, а одну из 5-ти или 10-ти частей. Поэтому и Аноним (Аристин) πενταπλον «сокращения» опять заменил словом ππεμπτον. Вальсамон и Зонара не толкуют разбираемого выражения, потому вероятно, по замечанию Беверегия, что его не было в их экземплярах правил, как нет, например, у Арменопула и в издании Гервета и Бодлейянском кодексе. У Аристина говорится: по обширному тексту правил настоящее правило требует, чтобы святотатец возвращал не в 5 раз больше, но самое похищенное и 5-ю часть этого (ππεμπτον). В славянской Кормчей, и в тексте правила, и в толковании стоит: «пятерицею, толиких же 5 частей да приложит». Это же «пятерицею» принято и в русский перевод правила в «Книге правил», хотя в греческом тексте и в ней стоит τιπεμπτον, а не πενταπλον. Автор «Опыта Законоведения», указывая разные чтения рассматриваемого правила и мнения, сколько должен возвратить святотатец, не высказывает собственного мнения об этом предмете. Но, имея ввиду сказанное издателями Пидалиона относительно употребления выражения πιδεκατον в Библии , в каковом именно значении – десятой части (decuma) оно употреблялось и в классическом языке (например, у Ксенофонта – Hellen 1, 7, 10: τ χρματα δημοσιεσαι, τ δ’ πδκατον τς Θεο εναι), и что подобным же образом употреблялось в классическом языке и выражение πιπεμπτον – в смысле пятой части, или 20 процентов на сто (например, у того же Ксенофонта – Vectig. 3, 9) можно, кажется, признать толкование Пидалиона правильным. 3) Анкирский собор 17-м правилом определил: «скотоложникам и прокаженным, или опроказившим, молиться с обуреваемыми (ες τος χειμαζομνους εχεσϑαι)». Здесь, трудность состоит в том, какой разряд христиан должно разуметь под χειμαζμενοι. По словам Зонары и Вальсамона, некоторые разумели здесь бесноватых (δαιμονντας), но «не думаю, говорит первый, чтобы говорили об них отцы собора, потому что одни из одержимых злыми духами страждут непрерывно и никогда не молятся, другие – по временам, и этим, во время перерывов, когда они находятся в здравом уме, позволяется приобщаться св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Ответ : Есть такая хорошая русская пословица: «Ворованным добром не выстроишь дом». На преступлении, на грехе нельзя строить будущую семью. За все когда-нибудь придется расплачиваться. Кстати, прелюбодеяние, то есть супружеская измена или блудная связь с женатым мужчиной или замужней женщиной, в древности у некоторых народов было самым настоящим уголовным преступлением. По ветхозаветному закону за него полагалась смертная казнь. Прелюбодеяние – тяжкий грех. Церковные каноны отлучали за него от причастия сначала на 15 лет, потом Анкирский Собор своим 20-м правилом сократил срок епитимии до 7 лет. Почему такие строгости? Потому что люди не только совершают грех блуда, но и крадут счастье у других людей, разрушают их семью. А это больше, чем кража ценностей и материальный ущерб. Вы говорите, что у вашего знакомого плохие отношения с женой, их брак на грани развода. Конечно, такая ситуация возникает не сразу, складывается годами, но не вам решать, «фактически перестал ли их брак существовать» или нет. Это их дело, и разобраться в этом могут только они сами. Насколько в действительности у них плохие отношения, известно тоже только им. Вы не задумывались, что этот мужчина в принципе никогда не сможет решить свои семейные проблемы, пока у него продолжается связь с вами? Очень может быть, что если бы он ушел от вас окончательно и бесповоротно и принял бы решение о сохранении семьи, у них с женой все могло быть иначе. Не знаю, почему он пока не разводится с женой, но ясно одно: запутались вы оба в ваших отношениях, как в сетях, и чем скорее вы разорвете эту бесплодную и греховную связь, тем лучше. Такие отношения могут тянуться годами, люди все больше запутываются и заходят в тупик, а время идет. Вы еще молодая женщина, а такое положение не дает ни вам устроить нормально свою семейную жизнь, найти настоящую любовь, ни ему разобраться в его сложной семейной ситуации. Ваши нынешние отношения любовью назвать никак нельзя – это просто блудная страсть. Любовь предполагает ответственность за того, кого любишь, а у вас ее нет, вы уже сейчас наносите вред сами себе.

http://pravoslavie.ru/46535.html

Разделы портала «Азбука веры» О семилетней епитимии для приносящих жертву не единожды. Те же, которые во 2й и в 3й раз по принуждению принесли жертву, пусть в течение 4х лет припадают, 2 года пребывают в общении без причащения Святых Тайн и на 7й будут окончательно приняты. Ο δ δετερον κα τρτον θσαντες μετ βας, τετραταν ποπεστωσαν, δο δ τη χωρς προσφορς κοινωνηστωσαν, κα τ βδμ τελεως δεχθτωσαν. Толкования Зонара . Что определено в предшествующих правилах, это отцы сего собора постановили относительно идоложертвовавших однажды, а ныне говорят и о тех, которые дважды, или трижды по принуждению принесли идолам жертвы, каковым и повелевают – 4 года проводить в числе припадающих , а другие 2 года быть в общении с верными, то есть, стоять вместе с ними и молиться без приношения, то есть, без причащения сего блага, и в 7й год быть принятыми совершенно, то есть и к причащению пречистого тела и крови Господа. Аристен . Идоложертвовавший во 2й и в 3й раз, но по принуждению, должен подлежать 7летней епитимии. Которые не один, а и во 2й и в 3й раз принесли жертвы идолам, быв вынуждены к тому, те в течение 4х лет должны быть в числе припадающих, 2 года иметь общение с верными только в молитвах без приношения, и в 7е лето могут получить совершенное общение. Вальсамон . Святые отцы, сказав относительно идоложертвовавших однажды, ныне говорят и о тех, которые дважды и трижды принесли жертвы идолам. Поскольку некоторые говорили, что все равно – принести жертву однажды и много раз; то отцы определили, подвергать большим епитимиям тех, которые по принуждению принесли жертвы идолам дважды и трижды, так что увеличением зла увеличивается и наказание; и конечно так должно идти и далее. Славянская кормчая . Иже 2е и 3е пожер идолом, 7 лет да припадает. Толкование . Иже не единою токмо, но и дващи или трищи пожроша идолом, понуждени бывше, таковии 4 лета да припадают. 2 лета без причащения да стоят с верными, молитвы токмо приобщающеся. И в 7е лето да приимут совершение, рекше, божественного тела и крове причастятся. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-8...

Разделы портала «Азбука веры» О епитимии пресвитерам, которые время гонений уступали мучителям и приносили жертвы, но потом возобновили подвиг за веру. О пресвитерах, которые принесли жертву, но потом возобновили подвиг за веру, притом не каким-то обманным путем, а истинно, без предварительных приготовлений и упрашиваний с целью показать, будто они подвергаются пыткам, тогда как они испытали мучения только притворно и по видимости. Решено, чтобы такие разделяли честь пресвитерского седалища, но им не позволялось совершать Приношение, или проповедовать, или вообще совершать какие-нибудь священнические служения. Πρεσβυτρους τος πιθσαντας, ετα ναπαλασαντας, μτε κ μεθδου τινς, λλ ξ ληθεας, μτε προκατασκευσαντας, κα πιτηδεσαντας, κα πεσαντας, να δξωσι μν βασνοις ποβλλεσθαι, τατας δ τ δοκεν κα τ σχματι προσαχθναι τοτους δοξε, τς μν τιμς τς κατ τν καθδραν μετχειν προσφρειν δ ατος, μιλεν, λως λειτουργεν τι τν ερατικν λειτουργιν, μ ξεναι. Толкования Зонара . Из тех, кои во время гонений уступали мучителям и приносили жертвы идолам, одни были побеждаемы и отрекались от веры потому, что были подвергнуты мучениям и не могли до конца противостоять силе и жестокости их; а другие вследствие слабости духа сдавались даже прежде, чем испытывали мучения, но, дабы, не показаться, что приносят жертвы идолам по своей воле, склоняли мучителей или деньгами, или просьбами обращаться с ними строже и по видимости подвергать их мучениям, дабы показалось, что, принесши таким образом жертвы идолам, они отреклись Христа, быв побеждены насилием, а не по слабодушию. Итак, собору было угодно, чтобы те, которые по истине были подвергнуты мучениям и до некоторого времени выносили жестокость их, и таким образом были побеждены нестерпимыми мучениями и приносили жертвы на жертвеннике, – потом возобновили подвиг за веру, то есть, чрез покаяние победили и низвергли врага, ввергнувшего их в заблуждение и пред мучителями снова исповедали свою веру, чтобы таковые, если были пресвитеры, участвовали в чести седалища, но не совершали приношения и не проповедовали, то есть не учили, и чтобы вообще не служили, то есть, не действовали никаким священническим правом.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-1...

Но должно, говорит, исследовать и поведение их во время епитимий, так что, если и в это время они живут беспечно и не показывают в покаянии горячности, не получали бы человеколюбия . А если некоторые, говорит правило, грешили долгое время и до сытости усладились сим злом, таковые должны подвергнуться продолжительному припаданию, то есть в течение 20-летнего времени; ибо и в гражданских законах 20-летний срок называется долгим временем. Это говорит правило о молодых и не имеющих жен. А те, которые впали в этот грех , преступив возраст молодости и вступив в возраст мужеский, и сожительствуя с женами, таковым правило повелевает быть в числе припадающих 25 лет и таким образом другие 5 лет быть в общении с верными в молитвах и по прошествии 30 лет принимать святое причастие; тех же, которые и жен имеют и склонились уже к старости, и еще одержимы этим злом, правило не хочет никогда удостаивать божественного причастия, разве только при исходе от сея жизни. Аристен . Скотоложствовавший прежде достижения 20-летнего возраста должен находиться в числе припадающих 15 лет; а если пал уже преступив этот возраст и имея жену, должен быть в числе припадающих 25 лет. А кто и жену имеет и находится в возрасте свыше 50 лет, да пребывает в числе припадающих до исхода живота. 81 глава 37 титула 60 книги Василик словом «λογευσμενοι» называет скотоложников (κτηνοβται), у каковых и повелевает отсекать член, – как и у тех, которые делают срам с мужчинами. О сих правило и определяет, чтобы они, если им менее 20 лет, находились в числе припадающих в течение 15 лет и в другие 5 лет стояли вместе с верными и участвовали только в молитвах, потом прикасались и к божественным Тайнам; а те, которые, имея более 20 лет, имея и жен впали в эту страсть, по исполнении 25 лет в числе припадающих и еще 5 лет в общении молитв, после сего получают причастие божественных Таин; имеющие более и 50 лет возраста, если имеют и жен, должны находиться в числе припадающих во всю жизнь и при исходе получать благое напутствие.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-1...

Несторий, уклонившись от православного учения о взаимоотношении двух естеств во Христе, подозрительно стал относиться к термину „Богородица“, придавая ему неправославный смысл. Но свои еретические мысли он часто выражал терминами, вполне допустимыми и обычными в антиохийской школе. Только для богослова другого направления и такого тонкого мыслителя, как св. Кирилл, заметно было истинное содержание этих выражений в устах Нестория, и он забил тревогу. Эта тревога для многих антиохийцев, пока они не вникли в глубь учения Нестория, казалась напрасной. Вот почему Акакий Верийский еще в 430 г. в своем ответе Кириллу, вполне доверяя его православию и данному им освещению учения Нестория, однако писал ему, что многие не видят в подозрительных выражениях Нестория того смысла, который видит в них Кирилл. 1366 Не подозревая в законных с точки зрения антиохийцев выражениях Нестория ничего еретического, восточные, видя, с какою горячностью нападал на эти выражения Кирилл, стали подозрительно относиться к нему самому. И вот, в это время он написал свои анафематизмы, в которых, в противовес несторианскому разделению естеств, особенно подчеркивает соединение их. Эти, в полемических целях крайне резкие выражения, для антиохийцев показались вполне еретическими, а потому вся его полемика против Нестория, если она доселе и заставляла их задумываться над его (Нестория) учением, теперь совсем потеряла для них значение. Теперь восточные больше говорили об анафематизмах Кирилла, чем о лжеучении Нестория. Освещению, которое св. Кирилл давал учению Нестория, теперь даже вполне православные антиохийцы не доверяли. Но когда эти православные, собравшись в Эфесе, лично ознакомились с учением Нестория, то многие увидели, что св. Кирилл правильно понял его, и потому отшатнулись от Нестория. Так, уже за три дня до первого заседания собора два друга Нестория – Феодот Анкирский и Акакий Мелитинский – в частном собрании сторонников Нестория, услышав от него решительное заявление, что он не признает Богом двух, трех-месячного младенца, питающегося молоком, и что иной есть Сын, претерпевший страдания и иной – Бог Слово, навсегда оставили Нестория, убедившись в его заблуждении, и присоединились к св. Кириллу. 1367 Однако, не все, убедившиеся в заблуждении Нестория, присоединялись к св. Кириллу, для некоторых выражения, допущенные им с полемическою целью, особенно – в его анафематизмах, и понимаемые с антиохийской точки зрения, казались весьма подозрительными. И вот, постепенно образовались в Эфесе три группы: вокруг св. Кирилла – большинство, вокруг Нестория – меньшинство, и группа средняя между ними, подозрительно относящаяся и к Несторию, и к Кириллу. Мы, не выходя из рамок своего сочинения, не можем входить во все подробности событий Эфесского собора, но так как руководителем и, большей частью, председателем собора был св. Кирилл, то мы обязаны вполне внимательно проследить главнейшие события Эфесского собора, поскольку они касаются личности св. Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Хотя Готофред в комментарии к этому месту доказывает, что здесь следует разуметь лишь местные церковные обычаи, но и в таком случае конституция является характерным показателем отношения государства к церковным постановлениям. 390 Так понинают это правило не только Аристин, Зонара и Вальсамон, но и авторитетные новые ученые (напр., Чижман, Бинер, Гефеле и др., и справедливость такого понимания доказывается, во-первых, тех, что собор имеет пред собою «Книгу правил», в которой были и правила поместных соборов, в том числе анкирского, гангрского и неокесарийского, во-вторых, самых текстом 1-го правила, где говорится о правилах каждого (καϑκαςτην) собора и, наконец, 131 новеллой Юстиниана, где говорится о призвании наравне со Св. Писанием канонов, как изданных четырьмя вселенскими соборами, так и ими одобренными, т. е. следовательно, изданных уже не на вселенских, а на поместных соборах, и лишь одобренных 1 правилом халкидонского собора, так как другого одобрения со стороны вселенских соборов канонов соборов поместных тогда еще не было. 397 Законов о браке церковнослужителей мы не приводим, так как они не имеют прямого отношения к нашей задаче. При переводе этих законов мы пользовались их текстом в берлинском издании Corpus iuris civilis Юстиниана, на которое и будем ссылаться. 398 Codex Justinianus. Recognovit Paulus Krueger, Berolini, 1877, L. 1, tit. III, c. 44: «Sacris canonibus neque Deo amantissimis presbyteris, neque reverendissimis diaconis aut subdiaconis nuptiae contrahere post huinsmodi ordinationem permittentibus, sed solis reverendissimis psaltis et lectoribus id concedentibus, animadvertimus quosdam despieientes quidem sacres canones, pueros autem generantes ex quibusdam mulieribus, quibus coniungi secundum sacerdotalem censuram non possum, quoniam igitur poena facinoris huius in sola sacerdotii erat amissione, sacros autem can ones non minus quam leges, valere, etiam nostri volunt legos: sancimus obtinere in illis, et quae sacris visa sunt canonibus, perinde ac si civilibus inscriptum legibus: et omnes istiusmodi homines tam sacerdotio, quam divino ministerio, atque etiam dignitate ipsa, quam habent nudari, quemadmodum enim sacris canonibus prohibita sunt talia, sic et secundum nostras leges, rem ipsam prohiberi et praeter eiectionis poenam nec legitimos esse, qui ex tam absurdu amplexu nati sunt, vel nascentur, sed contaminentur ignominia, quae eiusmodi procreationte comitantur.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010