Два святых с именем Ипатий помещены на иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко (Москва; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. оба - в левой части иконы, вполоборота вправо, среди иноков, мощи которых обретаются в Ближних (Антониевых) пещерах. Старец в 8-м ряду 1-й от центра изображен с покрытой куколем головой, его борода с проседью доходит до груди. Святой в 7-м ряду 1-й слева больше соответствует описанию подлинника: руки в молении, куколь на плечах, на лбу большие залысины, короткие волосы и борода, убеленные сединами. На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры) И. изображен необычно - с покрытой куколем головой. В тиражной графике образ И. также включался в композицию «Собор Киево-Печерских святых» (Д. А. Ровинский приводит сведения о 15 известных ему гравюрах этой иконографии), напр. на гравюре на меди, созданной в Киеве В. Белецким (1751, РГБ). На гравюре по металлу 1-й четв. XIX в. (РГБ), иконографически близкой к листу 1513 г. из собрания Ровинского, И. изображен оплечно в 4-м ряду 1-м слева, без индивидуальных особенностей, в монашеском облачении, с куколем на голове, надпись на нимбе: «    ». Оглавное изображение И. как средовека представлено на раскрашенном литографском переводе 1883 г. из мастерской Абрамова (ГРМ): святой - 2-й справа в 4-м ряду, не имеет выраженных индивидуальных черт, на голове куколь, надпись на нимбе: «      ». На тоновой литографии 1893 г. из типографии Киево-Печерской лавры (ГЛМ) И.- с волнистыми волосами, разделенными на прямой пробор, с седыми усами и бородой. Образ И. присутствует на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) и на хромолитографиях 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ) и кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Изображения И. известны в академической монументальной живописи XIX в.

http://pravenc.ru/text/673739.html

Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 88-89; Дива печер лаврсьских. К., 1997. С. 57, 125-127, 131. Э. П. Р. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешнем облике И. сказано: «Сед, брада Сергиева, на главе клобук черной, риза преподобническая, испод лазорь» (БАН. Строг. 66. Л. 311 об.; «правая страна», 23-й). Единоличное поясное изображение И. помещено над его ракой в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (40-е гг. XIX в. с поновлениями нач. XXI в., работа иером. Иринарха с учениками из мастерской лавры). Преподобный представлен вполоборота вправо, в схиме, на голове куколь, погружен в чтение книги, к-рую держит в правой руке, левой опирается на посох. И.- старец с седой, слегка вьющейся и раздвоенной на конце бородой; на нимбе надпись: «С. Прп(д)бный Iwahhъ постникъ». Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Преподобные Иоанн постник и Нестор летописец Киево-Печерские. Фрагмент литографии. 1893 г. (ГЛМ) Преподобные Иоанн постник и Нестор летописец Киево-Печерские. Фрагмент литографии. 1893 г. (ГЛМ) И. изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в левой группе, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних пещерах. Обычно он представлен в 8-м ряду 3-м слева, между юным мч. Иоанном и прп. Пименом постником, старцем в клобуке или в куколе, с седой бородой средней величины. Т. о. И. показан, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 142, 143, 387. Кат. 87), на иконе сер. XIX в. в серебряном окладе (частное собрание), на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) и др. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. преподобный с именем «Ioahhъ» изображен дважды (3-е изображение мч. Иоанна, варяга) - среди преподобных Ближних и Дальних пещер.

http://pravenc.ru/text/469005.html

На эстампах этого извода образ И. известен с кон. XVII в. (гравюра на меди Иосифа Гочемского из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-623)). Его изображения имеются, напр., на раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и на хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ). На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) И., вероятно 3-й слева во 2-м ряду, изображен необычно (без куколя, с волнистыми волосами). В надписях святой нередко именуется постником (спостником). На иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе погрудное изображение И. вместе с др. святыми помещено в правой части композиции в одном из цветков «древа» ( Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314; Он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111). Выполненное в академической традиции изображение И. (или прп. Иоанна, духовного брата прп. Феофила) было включено в программу росписи интерьера храма Христа Спасителя: И. представлен среди 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов - Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Образ И. (в группе Киево-Печерских святых) помещен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) , 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия, ризница ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ), а также на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. И. на рис. мон. Иулиании в серии святцев рус. святых (после 1959, частное собрание - Iuliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskylä], 2000. P. 44) представлен под 7 дек. в рост, в монашеском одеянии, с покровенными руками, в клобуке, с короткой раздвоенной бородой; изображен вместе с преподобными Нилом Столобенским и Антонием Сийским.

http://pravenc.ru/text/469005.html

Подобным образом фигура Е. расположена на др. иконах XIX в.: в среднике 3-створчатого складня (ЦМиАР, см.: Киево-Печерский патерик. С. 53. Кат. 88), на иконе-спилке над входом (лестницей) в Ближние пещеры лавры, на иконе из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на эмалевой иконе из Нововалаамского мон-ря (Финляндия). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) Е. в правой части 5-й справа, за прп. Феодосием, средовек в архиерейском облачении - в мантии, омофоре и митре, с Евангелием в руках (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. На раскрашенных гравюрах 1-й трети XIX в. (ГЛМ, РГБ) Е.- крайний слева, на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) - 3-й слева, на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) его оглавное изображение в митре и с жезлом в руках помещено во 2-м ряду 5-м слева. Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулинания (Соколова) (ризница ТСЛ) Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулинания (Соколова) (ризница ТСЛ) Изображения Е. встречаются в академической монументальной живописи XIX в., в частности в группе подвижников XI в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ Е. был включен в программу росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (худож. В. Д. Фартусов): он представлен в алтарной арке над иконостасом вместе с др. святым XI в.- прп. Ефремом Новоторжским ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Изображение Е. введено в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1897-1907, М.

http://pravenc.ru/text/182085.html

И. изображается на иконах «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 гравюр и ряд литографий). Один из ранних примеров - на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28): И. в куколе, с округлой бородой с проседью, в 4-м ряду 3-й справа. Так же, в правой группе святых в 4-м ряду 3-м справа, между преподобными Зиноном и Григорием, седовласым старцем И. изображен: на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (без куколя); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ); на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения креста в Женеве) и др. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И.- средовек с раскрытой ладонью правой руки, надпись: «Пре Uлapiohъ схим». На раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ) он изображен в 5-м ряду 3-м справа, оплечно, в клобуке, с небольшой бородой, без индивидуальных особенностей. На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) показан необычно - без куколя, с волнистыми волосами. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. И.- в 5-м ряду, но в левой группе за прп. Антонием Киево-Печерским (рядом др. подвижники Дальних пещер). В надписях святой нередко именуется «схимником». На полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г., созданном в мастерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), И. показан прямолично, с небольшой седой бородой, правая рука с четками прижата к сердцу. Представление об И. как сокелейнике прп. Феодосия нашло отражение в хромолитографии «Святые труженики Киево-Печерской лавры» 1893 г. московской мастерской Морозовых (РГБ), где он изображен в келье переписывающим книги (средовек, в отличие от остальных без нимба, надпись: «Пр. Uллapiohъ»), вместе с прп. Никоном, изготавливающим переплет, и прп. Феодосием, прядущим для этого нити. Образ И., выполненный в академической традиции, был помещен в росписи интерьера храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов -Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86).

http://pravenc.ru/text/389127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВУКОЛ Вукол [греч. Βουκλος] († ок. 100/105), свт. (пам. 6 февр.). В анонимном Житии сщмч. Поликарпа , еп. Смирнского, приписываемом Псевдо-Пионию (IV в.) (BHG, N 1561), упоминается о том, что В. был рукоположен во епископа г. Смирна (М. Азия) ап. Павлом (в житии из собрания свт. Димитрия Ростовского - ап. Иоанном). С юности В. отличался благочестием, на епископской кафедре проявил себя ревностным защитником паствы от гонителей христианства. После мирной кончины и погребения В. на кладбище у царских ворот г. Эфеса на его могиле выросло миртовое дерево, от к-рого происходили исцеления. Преемником В. на кафедре стал сщмч. Поликарп. Однако, по сведениям Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 14, 3), основателем Смирнской кафедры был ап. Иоанн Богослов, к-рый поставил первым епископом этого города сщмч. Поликарпа. Т. о., согласно «Церковной истории», если В. и был Смирнским архиереем, то не до Поликарпа, а после него. Ист.: Vita Polycarpi episcopi Smyrnae/Ed. L. Duchesne. P., 1881. P. 19-21, 24, 26-27; ActaSS. Febr. T. 1. P. 766-768; SynCP. Col. 445, 485; ЖСв. Февр. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 59; Lambert A. Boucolos//DHGE. T. 9. Col. 1488-1489; Burchi P. Bucolo//BiblSS. Vol. 3. P. 586. Гимнография Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ) Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ) Память В. с богослужебным последованием встречается в нек-рых рукописях Типикона Великой ц. X-XI вв., где приводится и тропарь 4-го гласа Κα τρπων μτοχος (      ) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 226). Последование В. 6 февр. регулярно указывается студийскими памятниками. Согласно слав. студийским Минеям ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 51), последование В. включает стихиры, канон и седален; предполагается совершение будничной службы с пением на утрене «Аллилуия» (по Студийско-Алексиевскому Типикону, праздник Сретения отдается 4 февр.- Пентковский.

http://pravenc.ru/text/161005.html

С. III). Встречается на литографиях с этим сюжетом 1858 г. (в шапке с горностаевой опушкой), 1862 г. мастерской И. А. Голышева во Мстёре (ГЛМ). Оплечный образ Д. А., вполоборота вправо, в княжеской шапке, с короткой вьющейся бородой, имеется, напр., на гравюре «Великие князья и цари Российские» нач. XIX в. (ГИМ, ГЛМ); аналогичное погрудное изображение со щитом - на холмогорском костяном рельефе посл. трети XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей). Фигура блгв. вел. князя, смотрящего влево, волосы и раздвоенная борода с проседью, в правой руке - скипетр (левой придерживает край плаща), помещена в росписи 1883 г. центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (артель Ф. Г. Торопова). По рисунку Б. А. Чорикова выполнена литография П. Иванова «Архиепископ Климент склоняет дарами вел. кн. Димитрия Александровича к миру с новгородцами, 1280 года», ок. 1836 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836-1844). Условные «портреты» Д. А. использованы в качестве иллюстраций в изданиях: [Филипповский Е. ] Пантеон Рос. государей. М., 1805. Ч. 1; Похорский Д. В. Рос. история с 63 портретами вел. государей. М., 18373; Отечественный пантеон. М., 1850. Ч. 1. С. 243. Лит.: Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 288; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 142, 148-149, 163-165. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176)

http://pravenc.ru/text/178187.html

Существенные изменения в композицию внесены на иконе 2-й пол. XIX в. (Москва, частное собрание В. А. Бондаренко (см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. в частности, Л. в стихаре представлен в левой группе святых во 2-м ряду сверху, вторым по счету, между преподобными Захарией Постником и Пименом Постником; следующие 2 фигуры, обычно изображаемые рядом с Л.,- преподобные Анатолий и Геронтий. Известно большое количество гравюр и литографий с изображением Собора Киево-Печерских чудотворцев, на к-рых сохраняются общие принципы этой композиции, принятые в иконах. В частности, Д. А. Ровинский поместил в своем многотомном издании 15 гравюр этого извода (2 из них датирует кон. XVII и 1-й пол. XVIII в.), в т. ч. лист почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюру 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копию 1821 г. работы Герасима Проценко ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Л. представлен также на киевской гравюре В. Белецкого (1751; 1756 - РГБ), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). Иконографически близка к указанным произведениям раскрашенная гравюра 1-й четв. XIX в. (РГБ), но гравер изобразил преподобных в разных монашеских головных уборах - в куколях, клобуках и скуфьях; на Л., принадлежавшем к числу младшей братии,- округлой формы скуфья. В ряде случаев, особенно когда привычный порядок расположения святых нарушен, образ Л. в композицию не включен, как, напр., на раскрашенной литографии 1883 г., отпечатанной в мастерской А. А. Абрамова (ГРМ) (см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) или на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 153-154; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ I (ок. 776-820/21), свт.,исп. архиеп. Митилинский (пам. 7 апр.), пострадал при визант. имп. Льве V Армянине (813-820). Согласно анонимному житию (BHG, N 2163), Г. род. на зап. побережье М. Азии в богатой и благочестивой семье. После смерти родителей в возрасте 18 лет ушел в мон-рь, где пробыл 2 года. По неизвестной причине Г. оказался на о-ве Лесбос (в Житии говорится, что его привела туда жажда духовных подвигов), где жил аскетом в пещере. После смерти епископа г. Митилины (804) Г. в 28 лет был избран его преемником. Свт. Георгий, архиеп. Митилинский. Гравюра Г.П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ). Фрагмент минеи на апрель Свт. Георгий, архиеп. Митилинский. Гравюра Г.П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ). Фрагмент минеи на апрель После 9 лет архиерейского служения Г. подвергся притеснениям со стороны правителя города и был вынужден отправиться в К-поль в поисках справедливости. В это время на престол взошел Лев V и возобновил гонения на иконы. Г., отказавшийся признать политику императора, вместе со свт. Никифором I, патриархом К-польским, и др. клириками был сослан на некий остров близ К-поля. Г. и здесь жил аскетом и стал известен чудесными деяниями. Скончался от болезни 7 апр. в возрасте 45 лет. В визант. синаксарях Г. называется «чудотворец» (греч. σημειοφρος). Свт. Мефодий, патриарх К-польский, после восстановления иконопочитания с почестями перенес его мощи в Митилину. Г. приписываются 2 гомилии на Великую пятницу (BHG, N 438 n). Сведения о Г. содержатся в Житии 3 св. братьев - Давида, Симеона и Георгия II , архиеп. Митилинского (пам. греч. 1 февр.- BHG, N 494). Они неск. расходятся с информацией Жития Г. и краткого синаксарного Жития (SynCP. Col. 589). В рассказе о 3 братьях сообщается, что Г. рукоположил во пресвитера Георгия II. Информация из Жития 3 св. братьев была помещена болландистами в «Acta Sanctorum» , откуда позже попала в «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского.

http://pravenc.ru/text/164315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСТЫНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), в с. Густынь Прилукского р-на Черниговской обл. (Украина). Основным источником по истории Г. м. является Густынский монастырский летописец посл. трети XVII в. (ПСРЛ. Т. 40. С. 153-169). Г. м. основан как муж. в 1600 г. удалившимися из Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря схииером. Иоасафом и его учениками иером. Евфимием и мон. Геннадием. Избрав место на о-ве Густынь у г. Прилуки, братия решила основать общежительный мон-рь. Вскоре помощником престарелого схииером. Иоасафа стал приглашенный из Киева игум. Исаия (Копинский) , к-рый обратился к владевшему Густынью кн. Михаилу Корыбуту Вишневецкому с просьбой разрешить устроение общежительного мон-ря. В 1615 г. князь выдал братии жалованную грамоту на о-в Густынь и др. владения, в т. ч. пахотные земли, леса (Там же. С. 155). После смерти кн. М. Вишневецкого (1615) его супруга кнг. Раина (Ирина) Могилянская подтвердила права мон-ря на владения. «Вид Густынской пустыни с юго-западной стороны». Хромолитография. 1902 г. (ГЛМ) «Вид Густынской пустыни с юго-западной стороны». Хромолитография. 1902 г. (ГЛМ) В окт. 1616 г. схииером. Иоасаф скончался, Г. м. возглавил игум. Исаия (Копинский), но фактически мон-рем управляли его наместники Варлаам и Никифор. Игум. Исаия основал при Г. м. Ладинский (1616) и Мгарский Лубенский (1619) скиты. В нач. XVII в., после заключения унии, православные в Киевской митрополии остались без церковной иерархии. В 1620 г., возвращаясь из Москвы, Иерусалимский патриарх Феофан IV посетил Г. м., а в Киеве поставил правосл. архиереев; игум. Исаия был хиротонисан во епископа Перемышльского. Впосл. в Г. м. митр. Исаия написал соч. «Алфавит Духовный». Др. знаменитый насельник Г. м., мон. Димитрий (Туптало ; впосл. свт. Ростовский), в 1675 г. был рукоположен во иерея и назначен проповедником; в мон-ре подвизался и иером. Михаил (Лосицкий), впосл. переписавший Густынскую летопись ( Маценко. С. 62-63).

http://pravenc.ru/text/168430.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010