На единоличной погрудной иконе кон. XX в. (возможно, воспроизводит иконографию образа 40-х гг. XIX в.) возле места затвора с мощами Д. в Дальних пещерах акцент сделан на его изображении как подвижника и постника: большие глаза, впалые щеки, тонкий нос, седая окладистая борода на еще молодом лице, голова покрыта куколем, вверху вокруг нимба надпись: «С. прдб. Дiohuciй Щепа затворникъ». В соответствии с текстом патерика и иконографической традицией он представлен с высоко поднятым кадилом, левая рука с четками прижата к груди. Образ Д. присутствует в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с этим сюжетом). Оплечное изображение преподобного нередко помещено в 6-м ряду 2-м слева, напр. на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ, иконографически близка к листу 1513 из собр. Д. А. Ровинского - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Стб. 624) - Д. представлен старцем с небольшой округлой бородой с проседью, в куколе, голова слегка склонена влево; так же на тоновой литографии 1893 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ). На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) имеется оглавное изображение Д. (в правой группе, в 7-м ряду 2-м слева) как средовека, без куколя, с волнистыми волосами, без индивидуальных особенностей (Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169). На иконе «Собор Киево-Печерских святых» 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оглавное изображение Д. находится тоже в 6-м ряду 2-м слева, в небольшом повороте влево, лик молодого подвижника индивидуализирован (Киево-Печерский патерик. С. 33. Кат. 61). На иконе 2-й пол. XIX в. (собр. В. А. Бондаренко, опубл.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. святой представлен (очевидно, ошибочно) в левой части иконы, в 7-м ряду 2-м слева, среди иноков, мощи к-рых почивают в Ближних пещерах. Он изображен погрудно, вполоборота от центра, в куколе, с молодым округлым лицом и небольшой русой бородкой, на нимбе надпись: «Дiohuciй». На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), Д. изображен в верхнем ряду 3-м слева.

http://pravenc.ru/text/178325.html

Монастырь архангелов Михаила и Гавриила в Кесарии Каппадокийской. Гравюра. 1849 г. (ГЛМ) Монастырь архангелов Михаила и Гавриила в Кесарии Каппадокийской. Гравюра. 1849 г. (ГЛМ) Древние памятники плохо сохранились: местные жители использовали их камни как строительный материал. Известны развалины рим. бань с водопроводом, рим. некрополь, ипогей (подземное помещение) августовского времени. Склеп в Бештепелере был украшен скромными настенными росписями (V в.?). Сохранились остатки водопровода, видимо восходящего к Х в., и углубление римского ипподрома, существовавшего по крайней мере со времени правления Александра Севера; здесь был замучен св. Гордий. Большинство домов были одно- и 2-этажными. Главным византийским памятником в К. К. является большая базилика у Бояджикапы близ Хатуние-Медресеси. Сильно разрушившееся здание было снесено в 1965 г., но хорошо известно по чертежам, рисункам и фотографиям. К моменту сноса сохранялась верхняя половина западной и часть юж. стены (32,5 м); нижняя половина находилась под землей. Местоположение храма вне старого города указывает, возможно, на принадлежность базилики к комплексу Василия, однако остатки храма датируются более поздним временем. Вероятно, это храм св. Василия, разрушенный турками-сельджуками в 1067 г. и описанный как руины в 1617 г. польским путешественником Симеоном. Точные размеры базилики неизвестны: ее длина была ок. 65-70 м, а ширина - ок. 30-35. Базилика была 3- или 5-нефной (предполагаемая ширина крайних нефов - 5,2 м). Здание сложено с применением панцирной техники из тесаных квадров известняка с забутовкой. Судя по небольшой толщине стен (ок. 0,9 м), базилика была перекрыта крышей на деревянных стропилах. Здание освещали огромные окна с полукруглым завершением и профилированными наличниками (позднее частично заложены). Не исключено наличие хор, уникальных для Каппадокии: на это указывает 3-ярусное членение боковой стены. Боковой фасад богато украшен: под рельефными наличниками окон идет карниз, а над ними - пояс из накладных арок, между к-рыми помещены небольшие карнизы, опирающиеся на пилястры. Такая декорация напоминает убранство базилики в Скупи (Скопье) и храма в Томарзе. Скорее всего отсюда происходят капители в Улу-джами и Хатуние-Медресеси.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. помещено в цветке «древа» в правой части композиции. В «Акафистах», изданных в типографии лавры (К., 1693. Л. 212б), Е. с крестообразно сложенными на груди руками представлен в числе 8 преподобных Ближних пещер. На Печерской иконе Божией Матери со святыми Киево-Печерского патерика (1724) письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале (ГВСМЗ) Е. изображен в правой части среди святых Дальних пещер, в 6-м ряду слева, вместе с прп. Никоном Сухим, в виде средовека с небольшой округлой бородой, в коричневом клобуке, правая рука на груди, левая в молении; надпись на нимбе: «прп Ebcmpamiй». В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» Е. представлен, как правило, как средовек, в левой группе святых, за прп. Антонием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Ближних пещерах. Его изображение помещено, напр., в 3-м ряду 5-м слева на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ), 4-м слева на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), 2-м слева на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ), 5-м слева на тонолитографии 1893 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ) - оглавно, без куколя, волосы на прямой пробор. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оплечный образ Е.- 3-й справа в 3-м ряду, с непокрытой головой, короткими прядями волос и маленькой округлой бородкой, черты лица индивидуализированы. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен дважды: в левой части композиции, за прп. Антонием, в верхнем ряду крайним справа - как средовек и в правой части, за прп. Феодосием, в 4-м ряду крайним справа - как старец в монашеском облачении и куколе (надпись: «Evcmpamiй»). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя образ Е. находился в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (худож. К. А. Горбунов). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XI в. (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) фигура Е. расположена в нижней части композиции, в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на совр. списках образа.

http://pravenc.ru/text/187511.html

К началу Собора в Москву были привезены из ссылки старообрядцы, наиболее активно выступавшие против реформы: протопоп Аввакум , диак. Федор Иванов , свящ. Лазарь , Спиридон Потёмкин (старец Ефрем ), Григорий Неронов (в миру Иван), неск. соловецких старцев, среди них Герасим (Фирсов) , бывш. архим. Саввино-Сторожевского мон-ря Никанор и др., всего 18 чел. Царь поставил задачу не осудить, а переубедить противников, склонить их к принятию реформ. Предварительными беседами-увещеваниями со старообрядцами руководили Крутицкий митр. Павел и чудовский архим. Иоаким. Иногда разговоры проходили мирно, «с ласканиями» (по словам диак. Федора), иногда переходили в открытый конфликт и даже потасовку (с Аввакумом, Авраамием ). Протопоп Аввакум в земляной тюрьме. Старообрядческий рисованный лубок. Кон. XIX в. (ГЛМ) Протопоп Аввакум в земляной тюрьме. Старообрядческий рисованный лубок. Кон. XIX в. (ГЛМ) 1-е заседание Собора, состоявшееся в царской столовой палате, открыл царь Алексей Михайлович, ответную речь произнес Новгородский митр. Питирим. Последующие заседания шли в Патриаршей крестовой палате, царь на них не присутствовал. Отдельное заседание Собора было посвящено Вятскому еп. Александру , единственному архиерею, усомнившемуся в правильности реформ. Александр принес покаяние, и решение о снятии с него сана было отменено. Большинство старообрядцев в ходе Собора согласились признать реформы, почти все они были отправлены «под начал» в различные мон-ри. По-видимому, раскаяние многих из них на Соборе было притворным, в частности Никанор после возвращения в Соловецкий мон-рь немедленно отказался от своего отречения от старообрядчества, произнесенного на Соборе. Только 4 чел. (протопоп Аввакум, диак. Федор, свящ. Лазарь и Патриарший иподиак. Федор) отказались подчиниться соборному суду, признать правомерность реформ, авторитетность судей и чистоту греч. Православия. Они подверглись соборному осуждению: священнослужители были лишены сана, затем все анафематствованы. Собор утвердил реформы, начатые Патриархом Никоном, но не высказал осуждения в адрес старых книг и обрядов, утвержденных Стоглавым Собором 1551 г. и др. постановлениями Русской Церкви. Офиц. позиция состояла в том, что осуждают за упорство в непослушании Собору и архиереям Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/149721.html

представлен, как правило, в левой группе чудотворцев, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, крайним слева в 5-м ряду. Изображается старцем или средовеком в монашеском облачении, куколе: на иконе 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), на иконе кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия; см.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 321), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. в правой части иконы, за прп. Феодосием Киево-Печерским, крайний справа в 4-м ряду («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Примеры изображений И. в тиражной графике - гравюра на меди В. Белецкого (1751, РГБ), раскрашенные гравюры 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ); тонолитография 1893 г. и хромолитография 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ), хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Облик И. чаще всего не индивидуализирован. В академической монументальной живописи XIX в. И. включен в группу подвижников XI в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), а также в число 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве худож. К. А. Горбунова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996. С. 86). Изображение И. в трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (нач.

http://pravenc.ru/text/674768.html

В СНС вошли известные Жития греческих святых. Нил сам составил этот сборник, отредактировал и переписал. Этот объемный труд великого старца дошел до нас в автографе: РГБ, Волок. 630; ГЛМ, РОФ 8354, 14; РГАДА, ф. 1192, оп. 2, 564. Л. 1318 об.; РГБ, ТСЛ, 685. Правдоподобно, что над сборником Нил трудился приблизительно в течение последних 20-ти лет жизни (14881508). СНС появился намного раньше Великих Миней Четьих (далее – ВМЧ), но о том, что до ВМЧ на Руси уже был такой основательный труд, в литературе не упоминается, ссылок на СНС нет. Однако не вызывает сомнения, что, как во время создания ВМЧ, так и позже, СНС был известен, признавался авторитетным и пользовался большой популярностью, о чем может свидетельствовать его существование в многочисленных поздних списках: РНБ: Кир. Бел., 23/1262; Кир. Бел., 141/1218; ГИМ, Увар. 17; РГБ: ТСЛ, Волок. 685 и др. Но особое признание СНС получил в Иосифо-Волоколамском монастыре: два тома СНС дошли до нас в составе библиотеки этого монастыря (РГБ, Волок. 630; ГЛМ, РОФ 8354, 14; РГАДА, ф. 1192, оп. 2, 564. Л. 1318 об.) и один – Троице-Сергиевой лавры (РГБ, ТСЛ, 685). Согласно вкладной записи, оба волоколамских тома были положены в монастырь одним из лучших учеников Иосифа Волоцкого Нилом Полевым в 1514 г.. Тогда же Нил Полев положил в этот монастырь и Устав Иосифа. Важно подчеркнуть, что вклад всех этих книг Нилом был сделан при жизни Иосифа. Митрополит Макарий, отличавшийся большой начитанностью и имевший тесные связи с Волоколамским монастырем, не мог не знать о существовании СНС, но при составлении ВМЧ (в основу которых были положены материалы уже существовавших миней) этот труд великого старца Нила не принял во внимание. Известно, что Макарий стремился к соблюдению стилистической унификации и не позволял включать в ВМЧ произведения, не соответствовавшие его требованиям. Однако кажется крайне маловероятным, что соответствующий строгим агиографическим канонам, выдержанный в одном стиле СНС мог быть отвергнут Макарием по такой причине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

облачен в рясу, мантию, схиму (куколь на плечах), правой рукой благословляет, в левой - закрытый свиток. Те же особенности изображения Л. характерны и для гравюр и литографий Собора Киево-Печерских святых. Д. А. Ровинский приводит 15 гравюр этой композиции (самую раннюю датирует кон. XVII в.), среди них - листы московского гравера сер. XVIII в. Мартына Нехорошевского, почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (с монограммой «I. g.»), гравюра 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копия 1821 г. работы Герасима Проценко ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1507, 1509-1511). Извод, в к-ром сохраняется ракурс фигуры святого, смотрящего за плечо, встречается реже (напр., на киевской гравюре В. Белецкого, 1751; 1756 - РГБ), чем изображение Л., обращенного к центру композиции (на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ)). За редким исключением (напр., гравюра 1-й четв. XIX в., РГБ; см.: Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63), голова святого не покрыта. На хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани) прямоличный образ Л. представлен в центре правой группы святых. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 156; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 48, 53, 64. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон.

http://pravenc.ru/text/2110691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Икона. XVIII в. (частное собрание) Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Икона. XVIII в. (частное собрание) (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 7.06.1407, Москва), прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), вел. кнг. Московская, дочь Суздальского и Нижегородского вел. кн. Димитрия (Фомы) Константиновича и вел. кнг. Анны (именование ее Вассой в Никоновской летописи и в нек-рых синодиках неверно), супруга вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского, основательница московского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря в Кремле. Главными источниками сведений о жизни Е. Д. служат известия раннего московского летописания, завещание вел. кн. Димитрия Иоанновича и «Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго», дошедшее в составе «Книги степенной царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. (12-я степень, главы 14-20). Составитель «Въмале сказания» использовал летописные известия и устную традицию о Е. Д., сохранявшуюся в Вознесенском кремлевском мон-ре. Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ) Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ) Самое раннее известие о Е. Д. относится к 1366 г. 18 янв. этого года 16-летний московский кн. Димитрий женился на Е. Д., что означало заключение союза между Московским и Нижегородско-Суздальским княжествами, правители к-рых до этого вели борьбу за Владимирский великокняжеский стол, доставшийся в итоге московскому кн. Димитрию. Свадьба состоялась в Коломне (возможно, это связано не только с обычным для XIV в. частым пребыванием московского князя в своем владении, но и с тем, что старшая сестра Е. Д. тогда же была выдана замуж за коломенского наместника М. В. Вельяминова; кроме того, в 1365 Москва сильно пострадала от «мора» и пожара). Венчал Димитрия и Е. Д., вероятно, Коломенский еп. Филимон, по преданию, зафиксированному в 1843 г., в ц. Воскресения - домовом храме великокняжеского двора. Совр. здание храма относится к XVI-XVIII вв., однако деревянный храм на его месте, согласно археологическим данным, существовал уже в 1-й пол. XIV в. За 22 года супружеской жизни Е. Д. родила 12 детей, в т. ч. 8 сыновей (трое умерли в младенчестве).

http://pravenc.ru/text/187095.html

Иконы Д. в молении входят в состав 2 деисусных чинов иконостаса - сер. XVII в. из Глушицкой Покровской обители (с развернутым свитком в руке) и кон. XVII - нач. XVIII в. из ц. Успения Богородицы Александрова Куштского мон-ря (обе в собр. ВГИАХМЗ), в обоих случаях Д. изображен в левой части Деисуса. Преподобный представлен на поле левой створки складня ««О Тебе радуется». Суббота всех святых. Шестоднев с избранными святыми» нач. XVII в. строгановской мастерской из собрания П. М. Третьякова (ГТГ) - вместе с прп. Димитрием Прилуцким ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 352-353. Кат. 836). Образ Д. помещен в верхнем ряду левой группы на иконе избранных святых XVIII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ), а также в числе святых на полях - на образе «Спас Нерукотворный с избранными святыми» 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Сретения Господня (ВГИАХМЗ). На двусторонних иконах XVIII в. (ВГИАХМЗ) с изображением Смоленского образа Божией Матери (на лицевой стороне) Д. представлен в молении Спасителю вместе с прп. Онуфрием Великим (на обороте). В минейных циклах Д. изображается под 1 июня рядом с мч. Иустином Римским - напр., на минейной иконе кон. XVI в. и на резных деревянных святцах XVII в. (ВГИАХМЗ). Мч. Иустин Римский и прп. Дионисий Глушицкий. Фрагмент гравюры Г. П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ) Мч. Иустин Римский и прп. Дионисий Глушицкий. Фрагмент гравюры Г. П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ) В монументальной живописи погрудное изображение Д. в медальоне встречается в росписях 1686-1688 гг. Софийского собора Вологды - в приделе св. Иоанна Предтечи (в диаконнике) на вост. стене под конхой. В живописном убранстве храма Христа Спасителя образ Глушицкого чудотворца был помещен среди др. рус. святых - на зап. арке придела блгв. вел. кн. Александра Невского (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов) ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 77). В поморских композициях «Собор русских святых» Д. представлен в правой группе преподобных во главе 3-го ряда, рядом с прп. Корнилием Комельским и др. Вологодскими чудотворцами: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455) - погрудно, с непокрытой головой и небольшой бородой, десница поднята с двуперстием; на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) - поясное изображение с поднятыми в молитве руками. На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - Д. в правой группе преподобных последний в 3-м ряду, волосы и борода с проседью, надпись: «п Дeohuciu Глушидси». На иконе этого сюжета сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) святой написан в 5-м ряду 4-м слева, тоже вполоборота к центру; на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) его фигура с благословляющей десницей и свитком в левой руке помещена 2-й слева в 1-м ряду.

http://pravenc.ru/text/178323.html

Народные картинки. Кн. 3. С. 624). Он представлен на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - оглавно, как средовек, лицо индивидуализировано (надпись: «пре зaxapiu спос»), на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии). На иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария), на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ) наименован «постником». На раскрашенном литографском переводе из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ - Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) святой с таким именем изображен дважды как средовек: в правой части композиции в 3-м ряду крайним слева с непокрытой головой (надпись: «пре. Зaxapiu спо.») и в верхней части левой группы преподобных Ближних пещер, в клобуке, с надписью: «Зaxapiu» (прп. отрок Захария?). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание - И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. преподобный с именем «[З]ax[o]piй» (в клобуке, с небольшой седой бородой) находится в левой части последним в 8-м ряду. На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (расположена при нижнем входе в Дальние пещеры лавры) во 2-м ряду помещена полуфигура З.- средовека в куколе в небольшом повороте влево, голова немного склонена, взор опущен, десница возле груди. Образ З. присутствует среди 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя - на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла, в верхнем ряду (худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). З. включен в группу подвижников Дальних пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад.

http://pravenc.ru/text/182673.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010