Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 189; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. VII, 25, 33, 71, 80; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24-25; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 158-159; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 22, 65, 93, 137, 141. Е. В. Лопухина Иконография Единоличный образ Е. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится у раки святого в Дальних пещерах. Преподобный показан вполоборота вправо, старцем в черном монашеском одеянии и в куколе, с раздвоенной на конце бородой средней величины с проседью, с правой рукой на груди, в опущенной левой - четки. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик Е. описан т. о.: «Сед, брада Власиева, схима на главе, ризы преподобническия, испод бакан, правая рука к сердцу, левая молебна, длань простерта» (БАН. Строг. 66. Л. 316 об., «левыя страны» 24-й). Прп. Евфимий Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Евфимий Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Е. представлен в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (более 15 вариантов гравюр). Его изображение помещено в 3-м или 5-м ряду крайним справа, оглавно, в куколе, без индивидуальных особенностей: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) - с наименованием «пре Ефимий» (Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63); на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) - дважды, в 3-м и 5-м ряду, в куколе и без него, с надписью: «пр Ефимии сх»; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) - с надписью: «пре Ефи»; на тонолитографии 1893 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ) - в 3-м ряду 2-м справа, в виде старца, назван «преп. Евфимий схимн.». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) в Соборе святых Дальних пещер помещены 2 святых с одинаковой надписью на нимбе: «преп.

http://pravenc.ru/text/187657.html

В Мазуринском списке Вселенского синодика московского Успенского собора (кон. XV в.) Е. Д. названа «благоверной и христолюбивой» (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 289. Л. 152 об.). Написание «Въмале сказания» было, по-видимому, связано с подготовкой к прославлению Е. Д. на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., но по каким-то причинам канонизация не состоялась. «Сказание» о Е. Д. вошло в состав Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. под 7 июня отмечена память «святыя благоверные великия княгини Евдокеи князя Дмитреевы Ивановича Донского, а во иноцех Евфросиния» (РГБ. МДА. 201. Л. 320). В нояб. 1689 г. Карион (Истомин) написал вирши, посвященные Е. Д. и основанному ею Вознесенскому мон-рю (ГИМ. Чуд. 302. Л. 139 об.; сообщение А. Г. Авдеева). Карион называет Е. Д. «княгиней святой... славной... блаженной», прославляет ее постническое житие и милосердие. Рака прп. вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ) Рака прп. вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ) Документы Вознесенского мон-ря XVII в. не содержат свидетельств о существовании почитания св. княгини в обители. В 1636/37 г. по приказу царя Михаила Феодоровича был изготовлен покров на гробницу Е. Д., но это надгробие ничем не выделялось из числа гробниц др. вел. княгинь и цариц, похороненных в Вознесенском храме. В 1821-1822 гг. здесь были установлены рака с изображением Е. Д. и сень над ракой. Тогда же Московский митр. св. Филарет (Дроздов) поднял вопрос о совершении служб Е. Д. Однако еще в 1856 г. по ней служили панихиды. Почитание Е. Д. как святой (начало служения ей молебнов) утвердилось в Вознесенском мон-ре не позднее 1869 г. По-видимому, это было связано с тем, что 26 нояб. 1869 г. исцелился болящий отрок Адриан, прикоснувшись к гробнице св. княгини. В 1870 г. исцелилась парализованная девица Н. Вихняева, к-рой явилась Е. Д. В том же году была украшена окладом икона Е. Д. в иконостасе Вознесенского храма. В 1872 г. над гробницей св. княгини была устроена новая рака с балдахином, венец на надгробной иконе с изображением исцеления слепого был украшен драгоценными камнями и жемчугом. В 1880 г. были опубликованы служба и акафист Е. Д., написанные с использованием «Въмале сказания». В монастыре утвердился обычай чтения акафиста Е. Д. после каждой воскресной литургии. Праздничным богослужением отмечались 17 мая как день пострига Е. Д. и 7 июля как день ее смерти (эта дата кончины вместо правильной - 7 июня - появилась в списках «Въмале сказания» в XVII в.).

http://pravenc.ru/text/187095.html

Э. П. Р. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике И. говорится: «Надсед, брада кругла, доле Николиной, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 37-й). На иконах «Собор Киево-Печерских святых» И. изображается, как правило, в левой группе предстоящих, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, покоящихся в Ближних (Антониевых) пещерах, 3-м слева в предпоследнем ряду; облачен в монашеские одежды, голова покрыта куколем. Средовеком со склоненной вправо головой он показан на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ). У него темные усы и широкая борода без проседи; надпись на нимбе («  ()      ») ошибочно содержит букву «к». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) он изображен оглавно, надпись: «      ». В образе старца с короткой седой бородой, сосредоточенного на молитве, И. представлен на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание - Святые образы. 2006. С. 387). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И.- молодой подвижник в правой части композиции, за прп. Феодосием Киево-Печерским, изображен ближним к центру в 7-м ряду, погрудно, левая рука простерта в молении («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Композиция «Собор Киево-Печерских святых» была также распространена в тиражной графике: напр., Д. А. Ровинскому было известно о существовании не менее 15 гравюр этой иконографии. Образ И. встречается на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). В виде средовека с непокрытой головой И. изображен на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ), помещен в 7-м ряду, 2-м слева. На хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра) И.- старец, убеленный сединами. Вместе с нек-рыми киево-печерскими иноками святой мог быть изображен в иконографии «Собор русских святых», напр. на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453). Поясной образ И. помещен 4-м слева во 2-м ряду в левой части композиции, между преподобными Феодором и Прохором Киево-Печерскими. Здесь И.- средовек в монашеском облачении, схима на плечах, правая рука у груди в молении, левая простерта вниз. У него короткие волосы, высокий лоб и борода средней длины.

http://pravenc.ru/text/674808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Вел. кн. Димитрий Михайлович. Фрагмент литографии «Таблица русских государей». 1858 г. (ГЛМ) Вел. кн. Димитрий Михайлович. Фрагмент литографии «Таблица русских государей». 1858 г. (ГЛМ) Грозные Очи (15.09.1298, Тверь - 15.09.1326, близ Сарая), кн. тверской (с кон. 1318), вел. кн. Владимирский (1322-1325), старший сын вел. кн. Владимирского и Тверского св. Михаила Ярославича и вел. кнг. св. Анны Димитриевны (см. Анна Кашинская ). Сведения о Д. М. содержатся в летописях и в Житиях митр. Петра и кн. Михаила Ярославича. О рождении Д. М. Лаврентьевская и Симеоновская летописи под 6807 (1298) г. сообщают с полной датой, включая и указание на время суток: «Того же лета, под осень, месяца сентября в 15 день, в понеделник, по вечерни, князю Михаилу Тферскому родися сын, и нарекоша имя ему Дмитреи» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 484-485; Т. 18. С. 84); это свидетельствует о большом значении, придававшемся в Твери рождению долгожданного наследника. 8 нояб. 1302 г. в Твери над Д. М. совершили «постриги» (обряд 1-го пострижения волос и посажения на коня). Рождение кн. Димитрия Михайловича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 190) Рождение кн. Димитрия Михайловича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 190) Согласно Житию митр. Петра, в отсутствие отца, «князю великому Михаилу во Орде бывшу» (Житие митр. Петра. С. 29), Д. М. (в ранней редакции Жития он уже назван князем) и его брат св. Александр Михайлович в кон. дек. 1310 или в нач. (до марта) 1311 г. приняли участие в Переяславском Соборе, на к-ром Тверской еп. Андрей обвинил митр. св. Петра в симонии. О позиции тверских княжичей на Соборе ничего не известно. В нач. марта 1311 г. Д. М., узнав, что нижегородский стол перешел к московскому кн. св. Георгию (Юрию) Данииловичу (занявшему его в 1309 или 1310, после смерти бездетного нижегородского кн. Михаила Андреевича), выступил в защиту интересов отца как вел. князя Владимирского, имевшего право на выморочные уделы. В отсутствие Михаила Ярославича, находившегося в Орде, возможно, с целью получить ярлык на Нижегородское княжество, Д. М. во Владимире «собра вои многи и хоте ити ратью к Новугороду на князя на Юрья». Однако вмешался митр. Петр, к-рый «не благослови его», и князь был вынужден распустить войска и вернуться в Тверь (ПСРЛ. Т. 18. С. 87).

http://pravenc.ru/text/178221.html

9. С. 8-19; Пащенко В. О. Доля лаври в kohmekcmi noлimuku радянськоï держави щодо Церкви//Там же. С. 95-100; он же. Злочин проти культури, або як koмnapmiйha влада знищувала лавру//Православ " я - наука - cycniльcmbo: питання Мат-ли V Miжhap. наук. конф. К., 2008. С. 157-161; Храм на Николаевской набережной: Успенское подворье ставропигиального мон-ря Оптина пуст./Сост.: Н. Н. Никитина. СПб., 2006; Apxib лаври та зanobiдhuka/Упоряд.: С. Р. Кагамлик. К., 2007. Вип. 1: ЦДIAK Украïни: Фонд 128: лавра. [Т. 1]: Iмehhuй покажчик; 2008. [Т. 2]: Предметно-тематичний покажчик; Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Правосл. веру в XX ст. К., 2008; Дятлов В. А. Киево-Печерская лавра: Справ.-путев. К., 2008. С. 341-366; Кабанець П. Загибель митр. Володимира: Злочин без покарання//Лаврський альм. 2008. Вип. 20. С. 38-50; Киево-Печерская лавра: Возрождение мон-ря: (Фотолетопись). К., 2008; Гypжiй О. З icmopiï фyhkцiohybahhя лаври в ocmahhiй nepioд cmaлihcьkoro momaлimaphoro режиму. Черкаси, 2009; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Энциклопедия христ. храмов. СПб., 2010; Путеводитель по св. местам С.-Петербурга/Сост.: свящ. А. Берташ. СПб., 2011; Святыни Киево-Печерской лавры/Сост.: М. Ю. Ефимова. К., 2011; Полюшко Г. В. Iropibcьka ikoha Божоï Mamepi: Icmopiя i доля cbяmuhi. К., 2012. К. К. Крайний Архитектурный ансамбль К.-П. л. IX - 1-я пол. XIV в. Успенская Киево-Печерская лавра. Литография. Кон. XIX в. (ГЛМ) Успенская Киево-Печерская лавра. Литография. Кон. XIX в. (ГЛМ) В состав архитектурного ансамбля лавры входят 2 пещерных комплекса - Дальние и Ближние пещеры, с к-рых и началось развитие мон-ря. Совр. облик этих комплексов является результатом разновременных реконструкций, древнейшие их составляющие определяются предположительно. В частности, исследователи выделяют в Дальних пещерах 3 участка. На 1-м, расположенном в сев.-вост. части комплекса, сосредоточены подземные церкви в честь Рождества Христова и во имя прп. Феодосия Печерского, а также неск.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

В связи с последствиями монг. нашествия (1240) и установившегося ордынского ига (1242-1480), которое сопровождалось многочисленными набегами на Киев и Ср. Поднепровье, сохранилось не так много источников, свидетельствующих о Киево-Печерском мон-ре в XIII-XV вв. Одними из главных являются синодики ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и Киево-Печерского мон-ря, к-рые содержат сведения об обители как о духовном центре Руси. В сер.- 2-й пол. XIII в. в отличие от киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила мон-ря Киево-Печерская обитель в основном поддерживала связи не с галицко-волынскими Романовичами, а с черниговскими Ольговичами. Этот факт наглядно объясняет то, что в Галицко-Волынской летописи не упоминается Киево-Печерский мон-рь после разгрома монг. царевичем Батыем Киева в 1240 г. (ср.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 784-786). Отсутствие сведений о нем в др. летописях, вероятно, косвенно свидетельствует о том, что с сер. XIII в. влияние Киево-Печерского мон-ря на духовную жизнь распространялось не далее пределов Ср. Поднепровья. В 50-60-х гг. XIII в. обитель, очевидно, наладила тесные связи с митр. Кириллом II. Возможно, с его разрешения в ее подчинение перешли земли уничтоженной в 1240 г. монголами братии киевского Зверинецкого мон-ря. Собор Киево-Печерских святых. Литография. 1893 г. (ГЛМ) Собор Киево-Печерских святых. Литография. 1893 г. (ГЛМ) О тесных контактах Киево-Печерского мон-ря и митр. Кирилла II свидетельствует карьера настоятеля обители игум. Серапиона , рукоположенного во епископа Владимирского. Проповеди еп. Серапиона получили широкое распространение в Сев.-Вост. Руси. Упоминание в синодиках Киево-Печерского мон-ря митрополитов Алексия , Пимена , Дионисия и Ионы , а также отсутствие в них имен Феодорита и Романа свидетельствуют о том, что в XIV в. власти Киево-Печерского мон-ря сочувственно относились к идее сохранения общерус. митрополии и выступали против ее разделения. Значение Киево-Печерского монастыря как духовного центра, объединившего все земли Руси, увеличивается во 2-й пол. XIV в. Прежде всего это было связано с правлением в Киевском вел. княжестве Владимира (Василия) Ольгердовича и с частым пребыванием в Киеве митр. Киприана .

http://pravenc.ru/text/1684519.html

В иконописи XX в. образ И. М. был включен в группу чудотворцев Дальних пещер в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова, М. В. Пыжов и др.). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed.: N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 45) ростовое изображение И. М., в куколе, со свитком в покровенных руках, помещено под 19 дек. вместе с фигурой прп. Игнатия, архим. Киево-Печерского. Прп. Илия Муромец. Икона. 2004 г. Иконописец И. В. Сухов (ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в муроме) Прп. Илия Муромец. Икона. 2004 г. Иконописец И. В. Сухов (ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в муроме) В Муроме, в собрании Н. С. Епанчиной, хранится образок святого, который принадлежал местному краеведу А. А. Епанчину (1948-1998), с отроческих лет занимавшемуся сбором фольклорных материалов и церковных Преданий об И. М. Икона написана в 1963 г. на старой (XIX в.?) липовой доске, представляет святого вполоборота вправо, по пояс, в коричневой мантии и серо-зеленой рясе, куколь и параман синего оттенка, правая рука на груди, в левой - книга, длинная седая борода сужается книзу. Надпись на обороте: «В лето 1963 от РХ написана сия Илии Муромца, Чудотворца Печерского, икона во граде Муроме Выксунского монастыря инок. Глафирой по заказу мирянина Александра, Благословение инок. Надежды племяннику мирянину Александру в лето от РХ 1967 25 июля (6 августа)» (инокиня Воскресенско-Покровского мон-ря С.-Петербургской губ. Надежда (Епанчина) - тетя А. Епанчина). Прп. Илия Муромец. Гравюра мон. Илии. Ок. 1661 г. (ГЛМ) Прп. Илия Муромец. Гравюра мон. Илии. Ок. 1661 г. (ГЛМ) Первая совр. икона И. М.

http://pravenc.ru/text/389413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ II Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май (763-845/46), свт., архиеп. Митилинский (пам. 16 мая, пам. греч. 1 февр. c братьями Давидом и Симеоном). Сведения о нем содержатся в анонимном Житии 3 св. братьев - Давида, Симеона и Г. (BHG, N 494). Родителей Г. звали Адриан и Константо, он род. в г. Митилине, на о-ве Лесбос. В возрасте 30 лет Г. был пострижен в монахи младшим братом Симеоном, к-рый уже вел монашескую жизнь в учрежденной им обители во имя Пресв. Богородицы. Из Жития о Симеоне известно, что он был столпником во время пребывания на Митилинской кафедре некоего Георгия, исповедника при имп. Льве III Исавре (вероятно, Георгий I , архиеп. Митилинский, впосл. рукоположивший во пресвитера Г.). В обители Г. пробыл до ссылки братьев в г. Лагусу (причины ссылки неизвестны), где он стал игуменом небольшого мон-ря. Изгнанный оттуда иконоборческим архиеп. Митилинским Львом, Г. вместе с братией отправился в г. Мирсину. После смерти имп. Феофила (842) по настоянию Симеона Г. пришел в К-поль. Когда иконопочитание было окончательно восстановлено, он был поставлен епископом Эфесским, но отказался от этой кафедры и 14 сент. 843 г. был рукоположен во архиепископа Митилинского в возрасте 80 лет. Во время архиерейского служения прославился чудесами. Скончался в Великую субботу 28 марта 845, или 18 апр. 846 г. Похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы, основанном его братом Симеоном. Когда турки захватили Митилину (о-в Лесбос отошел Османской империи в 1462), мон-рь был разрушен до основания, почитание Г. было предано забвению на 400 лет. Имп. Константин IX Мономах (1042-1055) после ссылки на Лесбос основал мон-рь во имя Г. Место, где находилась эта обитель, неизвестно. Мон-рь упоминается в решениях Соборов 1254 и 1324 гг., однако в патриаршем послании от 1395 г. содержится информация о разрушении мон-ря.

http://pravenc.ru/text/164317.html

Нач. XIX в. (ГЛМ) Вел. кн. Димитрий Александрович. Фрагмент гравюры «Великие князья и цари Российские». Нач. XIX в. (ГЛМ) Значительный цикл изображений Д. А. известен в миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Между л. 22 об. и л. 176). Здесь проиллюстрированы все основные события жизни блгв. вел. князя: вокняжение в Новгороде, поход с кн. Ярославом Ярославичем «под Юрьев немецкий», изгнание из Новгорода, приглашения новгородцев, война с немцами, поездка в Орду, поставление на Владимирское княжение, военные действия, моления, монашеский постриг перед кончиной и др. Соответственно Д. А. представлен безбородым юношей в княжеских одеждах и шапке (в т. ч. в начале княжения во Владимире) или средовеком с небольшой бородой, на смертном одре - с нимбом. Св. вел. кн. Димитрий Александрович. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Св. вел. кн. Димитрий Александрович. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. «Портрет» Д. А. помещен в росписи Архангельского собора Московского Кремля, возобновленной в 1652-1666 гг. по первоначальной программе 1564-1565 гг., в ряду надгробных портретов на зап. стене - в схиме с островерхим куколем, князь указывает на медальон со своим поясным образом в княжеских одеждах. В обоих случаях он представлен средовеком с высоким лбом и небольшой округлой бородой; надпись: «Велики кнзь Димитрии Алексадровичъ». Не исключено, что изображением блгв. вел. князя может являться и фигура на вост. грани сев.-зап. столпа с надписью: «Велики кнзь Димитрий». Образ Д. А. был включен в нек-рые композиции генеалогического древа рус. вел. князей, царей и императоров, в частности в роспись 1689 г. в галерее Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве ( С[негирёв] И. [М. ] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837.

http://pravenc.ru/text/178187.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Как в памятниках Студийского устава , так и в совр. Иерусалимском уставе служба Г. совершается по будничному чину. В Минеях студийского типа последование Г. 13 мая выписано далеко не всегда (пример ранней слав. рукописи Минеи, содержащей службу Г.- РНБ. Соф. 203, XII в.; служба Г. соединена здесь с последованием мч. Александра). Евергетидский Типикон кон. XI в. указывает петь последование Г. вместе с последованием прп. Георгия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454-455). В Мессинском Типиконе 1311 г. содержатся указания соединять службу Г. с последованием сщмч. Мефодия Патарского ( Arranz. Typicon. P. 151). Согласно Иерусалимскому уставу, последование Г. не соединяется с последованиями др. святых. В ранних его редакциях (напр., по ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) 13 мая назначается служба с «Аллилуия» ; это указание сохранялось до XVI в. в слав. рукописях и содержится и в печатном московском Типиконе 1633 г. В позднейших редакциях устава назначается пение общего тропаря святой, причем в греч. печатных Типиконах XVI в. (Венеция, 1545; Венеция, 1577) предоставляется выбор между пением «Аллилуия» и пением тропаря, а в московском первопечатном Типиконе 1610 г. пение тропаря предписывается безоговорочно. Гимнографическое последование Г., помещенное в совр. печатных Минеях, включает: общий тропарь 4-го гласа (в слав. Минее, нач.:        ) или тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа (в греч. Минее, нач.: Δετε πντες φιλορτοι - Придите все, кто любит праздники); кондак 3-го гласа (выписан только в слав. Минее, нач.:                  ; в дониконовских слав. Минеях кондак 4-го гласа, нач.:      ); канон 8-го гласа (в слав. Минее; ирмос:         (Υγρν διοδεσας σε θηρν), нач.:                  (Πικρας με σαι τς τν παθν τας σας, Γλυκερα, πρς τν κριον προσευχετας) - греч. текст канона см. в кн.: AHG. T. 9. P. 139-150; авторство канона, возможно, принадлежит Феофану - об этом свидетельствует Евергетидский Типикон, содержащий указание на пение этого канона) или канон 2-го гласа (в греч. Минее; ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τν ρετν σμερον κα τν θαυμτων ατς (Добродетелей днесь и чудес ее)) с именем «Георгия» в богородичнах; цикл стихир 8-го гласа на подобен «Мученицы Твои» (в слав. Минее) или 4-го гласа на подобен «Яко добля» (в греч. Минее); седален.

http://pravenc.ru/text/165129.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010