В том же 1959г. в журнале «Вестник русского студенческого христианского движения» появился отзыв на эту книгу. Автор рецензии, известный православный публицист, профессор Оксфордского университета Н.Зернов писал: «Русская Церковь знает ряд выдающихся миссионеров, но их работа всегда была вне главного русла нашей церковной жизни. Книга о.Андроника, вышедшая после преждевременной кончины ее автора, занимает особое место в эмигрантской литературе, так как она рассказывает об одиноком подвиге русского священника, отдавшего себя мало понятной большинству миссионерской работе» 31 . Деятельность о.Андроника по-разному оценивалась теми, кто знал о его пастырских трудах в Индии. Так, митрополит Евлогий считал, что «главное дело о.Андроника состоит не в том, что он обслуживает русских, а в том, что он, скромный русский монах, открыл для Православия индусских христиан и положил основание проблеме воссоединения их с Православной Вселенской Церковью через Русскую Церковь » 32 . А по мнению профессора Н.Зернова, «с внешней точки зрения, миссия о.Андроника не была удачной, ему не удалось обратить язычников в христианство и положить основание собственной церковной общине. Одной из главных причин этого была его встреча с Православной Церковью Южной Индии, которая хотя и не находится в евхаристическом общении с нами, все же исповедует нашу веру и очень близка нам по духу» 33 . Именно поэтому после долгих размышлений, о.Андроник пришел к выводу, что он должен помогать Сирийской Ортодоксальной Церкви Южной Индии, а не создавать отдельную общину. В 1954г. Н.Зернов побывал в Траванкоре и посетил место подвигов о.Андроника. Здесь, на вершине холма, где о.Андроник воздвиг маленькую церковь , профессор Зернов познакомился с индийцем-монахом, который продолжал дело, начатое о.Андроником. Окружающее население с благодарностью вспоминает необычного русского подвижника, надеясь, что он вернется к ним, но этому не суждено было свершиться… Завершая обзор повествования о.Андроника о его восемнадцатилетнем пребывании в Индии, Н.Зернов писал: «Индия находится сейчас на распутьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Амфилохий (Радович) , митр. Черногорско-Приморский (Сербская ПЦ) 2022, 2023 Анастасий Синаит , игум., прп. 284 Анатолий (Грисюк) , митр. Одесский и Херсонский, сщмч. 2361 Анатолий Оптинский (Зерцалов), иеросхим., прп. 1251 Анатолий (Кузнецов), архиеп. Керченский 218, 1481 Анатолий Оптинский (Потапов), иеросхим., прп. 1251 Андреев А. Ю. 2643 Андреев Е. А. 2644 Андреев Ф. К. 950 Андреева С. Г. 779 Андрей Критский , архиеп., свт. 2256, 2263, 2264 Андрей Первозванный, св. ап. 296, 540, 1076, 1085, 1263, 2390 Андрей Рублев, прп. (A. Rublev) 1246, 1275–1279, 2485, 2487, 2492, 2502, 2625 Андроник (Елпидинский), архим. 2802 Андроник (Никольский) , архиеп. Пермский, сщмч. 813 Андроник (Трубачев) , игум. 921–923, 1297 , 1418, 1538, 1571, 2742, 2852 Андрюшина С. В. 1658 Аникеева Е. Н. 503, 1766, 1767, 1785, 1787–1789, 1796 Анищенко Г. 3003 Ансгарий, (св. равноап.) 1264 Антес П. 1821 Антоний, митр. Московский и всея Руси 697 Антоний, ученик прп. Симеона Столпника 1272 Антоний (Блум), митр. Сурожский 132, 133, 158, 184, 195, 649 , 1154, 1155, 1157, 1159, 1160, 1163, 1188, 1204, 1211, 1220, 1229, 1394, 1404, 1447, 1448, 1518, 1519, 1550, 1559, 1646, 1957, 1965, 1976, 1977, 2062–2064, 2071, 2115, 2125, 2126, 2288–2291, 2323, 2324, 2328, 2343, 2348–2351, 2369, 2789, 2844 Антоний (Вадковский) , митр. Санкт-Петербургский и Ладожский 739, 7 44, 948, 2285 Антоний Виленский (Литовский), св. мч. 563, 1243 Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский (А. М.) 228, 354, 391, 440, 524, 913, 934, 973, 985, 1282, 1309, 1510, 1752, 2826 , 3070 Антоний Оптинский (Путилов), схиигум., прп. 1251 Антоний Радонежский (Медведев), архим., прп. 1252 Антоний (Храповицкий) , митр. Киевский и Галицкий 185, 482 Антонин (Капустин) , архим. 510, 512, 764, 767 Антонов В. В. 204 Антонов Н. Р., прот. 1659 Апушкина Е. В. 3111 Арефьева И. С. 755, 822, 1335 Аржанти К., свящ. (КНП) 2165 Аржанухин В. 783 Аристарх (Станкевич), архиеп. Гомельский и Жлобинский 1357 Аристотель, философ 3063 Арнольд В. И. 2629 Арсений, архиеп. Элассонский 726

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протестант. церквей (2,63%). Русское Православие и И. В XIX в. РПЦ активизировала отношения с древними Вост. Церквами - Армянской, Коптской и Эфиопской. Это побудило представителей Сирийской Маланкарской Церкви обратиться в 1851 г. к рус. послу в К-поле с предложением начать переговоры о сближении с РПЦ. В кон. XIX в. аналогичное предложение от одной из южноинд. общин, насчитывающей 15 тыс. чел., получил русский путешественник А. И. Выгорницкий. В 1904 г. в С.-Петербург направил письмо прот. посольской церкви в Лондоне Евгений Смирнов, к к-рому обратились представители южноинд. общины, насчитывающей 2 тыс. чел., с просьбой о присоединении к Православию. Однако все эти обращения не привели к сближению инд. христиан с РПЦ. Будущий имп. Николай II (слева) и греч. принц Георгий (справа) у Махараджи г. Бенарес (Варанаси). Фотография. 1891 г. Будущий имп. Николай II (слева) и греч. принц Георгий (справа) у Махараджи г. Бенарес (Варанаси). Фотография. 1891 г. После революции 1917 г. группа рус. эмигрантов (более 300 чел.) оказалась в И. Для их окормления в 1931 г. митр. Евлогий (Георгиевский) направил в И. иером. Андроника (Елпидинского). В 1931 г. произошла 1-я встреча с главой Сирийской Маланкарской Церкви Католикосом Моран Мар Василием Геваргезе II. Он посетил Антиохийского Патриарха Игнатия Илию III. На встречах Католикос и др. члены Церкви говорили о необходимости воссоединения с семьей правосл. Церквей, о чем иером. Андроник сообщил митр. Евлогию. Между митрополитом и главой Сирийской Маланкарской Церкви завязалась переписка. В 1932 г. иером. Андроник поселился в мон-ре Бетани-ашрам Сирийской Маланкарской Церкви (близ Вадассерикары, Траванкор). В нач. 1933 г. он выступил с докладом о правосл. учении на конвенции Сирийской Маланкарской Церкви в Патанантане. Его доклад был переведен позже на малаялам и издан монастырем Бетани-ашрам. Из мон-ря иером. Андроник переехал в Патанапурам, в англ. школу св. Стефана. Это позволило ему как пастырю ездить по окрестностям Патанапурама и по всему Траванкору.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Может ли ещё Индия стать православною? См. часть 1 , часть 2 , часть 3 . Господи! Просвети заблудших, обрати их в святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею Благодатию! Нас же в Православии и истинной вере соблюди, яко благословен еси во веки веков. Аминь. «Молитвы миссионера» , собранные свт. Николаем Сербским. Обращение индийцев к Православию не лишено эсхатологического оттенка, поскольку обычно, когда говорят, что Евангелие пока не проповедано всему миру, обязательно упоминают Индию. Таким образом, она является своего рода маркером, возможно даже той самой смоковницей, чьи ветви, размякнув и пустив листья, напомнят миру, что уже «близ есть, при дверех» ( Мк. 13:29 ). Тем не менее, профессор А.И. Осипов, чьи слова приводились в первой части , очень осторожно высказался о проповеди Евангелия в Азии в контексте признаков конца света: «Оно будет проповедовано всюду, где оно может быть принято... Евангелие будет проповедовано всюду на земном шаре, но всюду не в географическом смысле, а в психологическом, духовном смысле. Всюду, где есть люди, способные его принять. Так что смотреть на формальный факт того, что в Китае практически нет христианства, в Индии очень мало и вообще в юго-восточной Азии — это совсем не тот показатель, на который можно уже окончательно ссылаться и говорить: “Вот в Индии ещё сколько предстоит! Китай, Индия — да три миллиарда почти. Почти полчеловечества”. Нет. Здесь надо очень, по-моему, осторожно». Задолго до профессора А.И. Осипова русский миссионер архимандрит Андроник (Елпидинский; 1894–1959), проживший в Индии почти двадцать лет, на склоне своих дней писал чуть более оптимистично, но всё же сдержанно: «До сих пор не приходилось слышать, чтобы где-либо возникло добровольное массовое движение в христианство, и верится, что еще не было в Индии настоящих миссионеров не со своими земными средствами, а со всемогущим Божиим благословением и помощью. Верится, что это сможет сделать только святое православие, — и тут же отец Андроник прибавляет, — если только Индия достойна его» («Восемнадцать лет в Индии», гл. 3 «Куунен Кросс» ).

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/26/...

После смерти Геваргезе I 17 дек. 1928 г. Г. был избран Католикосом с титулом Моран Мар Василий Геваргезе II. Посвящение совершил митр. Маланкарский Геваргезе Мар Дионисий Ваттасерил 15 февр. 1929 г. Став католикосом, Г. стремился восстановить единство Сиро-Маланкарской Церкви, разделенной на партии католикоса и яковитского патриарха, для чего в 1934 г. совершил безуспешный визит к патриарху Мар Игнатию Афрему I Барсауме. В дек. 1934 г. церковный совещательный орган (Сирийская христианская ассоциация) принял решение о совмещении должностей католикоса и митрополита Маланкарского (тогда же был принят Устав Церкви). Партия патриарха оспорила это решение 10 марта 1938 г. Дело разбиралось в судах разных инстанций до 12 сент. 1958 г., когда Верховный суд Индии подтвердил законность совмещения должностей в лице Г. За яковитским патриархом было признано право на общий контроль в духовном управлении. 9 дек. 1958 г. патриарх Игнатий Иаков III издал «Послание о восстановлении отношений». Аналогичный документ был издан католикосом 16 дек. 1958 г. Тогда же произошел обмен письмами о взаимном признании. В 1946 г. Г. благословил создание офиц. печатного церковного органа - ежемесячника «Маланкарская Церковь» (Malankara Sabha). Католикос поручил поэту К. П. Чанди перевод литургических песнопений с сир. языка на малаялам. В 1947 г. Г. канонизировал Католикоса Моран Мар Василия Ялду (ум. 1685) и митр. Ниранамского Геваргезе Мар Григория. В 1951 г. было завершено строительство новой резиденции для католикоса в пригороде Коттаяма Девалокаме; в наст. время там размещены дворец и канцелярия католикоса, офисы Ассоциации воскресных школ и Миссионерского об-ва. Знакомство Г. с Русской Церковью произошло благодаря архим. Андронику (Елпидинскому) , представленному католикосу в окт. 1931 г. Архим. Андроник охарактеризовал Г. как «крепкого стоятеля за свою Церковь». Во время поездки на Ближ. Восток в 1934 г. Г. посетил Русскую духовную миссию, познакомился с окормлявшим ее архиеп. Анастасием (Грибановским) . С этого времени начались переговоры о присоединении Маланкарской Церкви к семье правосл. Церквей. Посредником выступала РПЦЗ при поддержке Сербской и Болгарской Православных Церквей. В февр.-марте 1936 г. в Индии побывал представитель Архиерейского Синода РПЦЗ еп. Хайларский Димитрий (Вознесенский) , принятый католикосом «как самый желанный гость». Вместе с Г. еп. Димитрий и архим. Андроник посетили много приходов, участвовали в митингах, на к-рых Г. впервые открыто заявил о необходимости соединения Церквей.

http://pravenc.ru/text/161817.html

От редакции: Размещаемые ниже путевые записки об Индии относятся к общению с представителями Маланкарской сирийской православной церкви, которая, несмотря на самоназвание, не является православной, поскольку ее представители отрицают IV и последующие Вселенские Соборы и по взглядам являются антихалкидонитами. Вообще, по мнению современных православных индийцев , ни одна из существующих в Индии церквей не может претендовать на то, что восходит к самому апостолу Фоме, поскольку на протяжении 300 лет после смерти апостола основанная им Индийская Церковь оставалась без священников и зависела от Персидской Церкви, которая в V веке стала несторианской и тем самым от истинной Церкви отпала. В конце XVI века в страну прибыли португальские миссионеры, которым за 50 лет удалось насильно обратить в католицизм большинство индийских христиан, которые с тех пор стали называться сиро-малабарскими католиками. В середине XVII века значительная часть сиро-малабарцев отвергла унию с Римом и соединились с Сиро-Яковитской церковью (также антихалкидонской), от которой в 1912 году и получила автокефалию. Интересно, что уже в 1851 году представитель Маланкарской церкви приезжал в Константинополь для переговоров с русским послом о сближении с Православной Греко-Российской Церковью. Начавшаяся вскоре Крымская война (1853-1856) помешала этим планам. В 1933 году в Индию приехал русский миссионер архимандрит Андроник (Елпидинский) , однако заявленная им цель обращения в Православие всей Маланкарской церкви, а не отдельных индийцев, не была достигнута, и после 18 лет пребывания в Индии, не оставив после себя ни одной православной общины, отец Андроник уехал в США. Заметим, что отношение рядовых маланкарцев к Русской Православной Церкви традиционно дружественное, и уже в наше время Малабарский католикос передал в дар Московскому Патриархату храм Девы Марии в Дели, а с 2006 года было заключено соглашение, по которому любой храм Маланкарской церкви может беспрепятственно использоваться Русской Церковью в миссионерских и богослужебных целях.

http://pravoslavie.ru/91083.html

По просьбе правосл. русских для совершения треб А. ездил в Калькутту, Бомбей, Бангалор. В 1933 г. А. получил право на владение 1 акром земли ок. сел. Патали, близ Патанапурама, и к 1939 г. выстроил на этой земле хижину и церковь, где совершал богослужения. В 1937 г. по указу митр. Евлогия возведен в сан архимандрита. В 1947 г. А. был приглашен преподавать рус. язык на рус. отд-нии ун-та в Дели. (В 1947 Индия получила независимость, в том же году были установлены дипломатические отношения с СССР, после чего последовало расширение рус. отд-ния ун-та.) А. пробыл в Дели больше года и за это время познакомил своих студентов с основами Православия. В одной из 2 комнат, к-рые он занимал, А. устроил церковь и регулярно совершал там богослужения. В авг. 1948 г. он получил приглашение от еп. Иоанна (Шаховского) приехать в США для продолжения пастырской деятельности и в июле 1949 г. прибыл в Нью-Йорк. Последний период жизни А. провел в США, там он завершил свои записки о жизни в Индии, о к-рых Н. М. Зёрнов писал, что они «рассказывают об одиноком подвиге русского священника, отдавшего себя мало понятной большинству миссионерской работе». Соч.: 18 лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959. Лит.: Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947. С. 509, 556-562; Зернов Н. Рец. на кн. «18 лет в Индии»//ВСРХД. 1959. 55. С. 38-39; Августин (Никитин), архим. Олонецкая духовная семинария и Индия//Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 20-22; он же. Русский миссионер в Индии: (Архим. Андроник (Елпидинский)//МОб. 1998. 8 (34). С. 19-23; он же. Записки архимандрита Андроника (Елпидинского) - источник по религиозной жизни Индии (1930-1948)//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. СПб., 1999. Вып. 18. С. 25-41. Архим. Августин (Никитин) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии

http://pravenc.ru/text/115398.html

Дается не для того, чтобы дать, а чтобы больше взять. Помогают не для того, чтобы помочь, а чтобы схватить и завладеть. Пропагандисты, а не апостолы сеяли до сих пор. Политики, а не братья предлагали и давали до сих пор. Искренняя Индия это почувствовала и отвергла. Всякое семя у нее растет, только не христианство. Не страшно ли это? Двум мировым империям, папской и Британской, не удалось до сих пор сделать даже столько, сколько сделал апостол Фома со своими бедными последователями. Но бедные – вот в чем решение загадки. От бедняка Индия примет Христа Мессию. Не от богача. И ни за что – от империалиста...» («Индийские письма», письмо 20 ). И отец Андроник (Елпидинский) впоследствии также описывал в своих мемуарах административно-силовые попытки вовлечения индийцев в католицизм («Восемнадцать лет в Индии», гл. 3, «Католичество» ). Отец Андроник отмечал: «Как уже замечено другими, христианство не завоевало себе до сих пор надлежащего места в Индии. Католики земными средствами увеличивают свою церковь и земными же средствами удерживают у себя людей» [там же, гл. «Куунен Кросс» ]. Трудно вообразить, чтобы Промысел Божий не для пользы попустил инославию распространиться в стране махрового многобожия. Но для чего? Нам-то приходится сейчас действовать в той ситуации, которая есть. Современные индийские законы, худо-бедно как-то терпящие или хотя бы учитывающие англиканский, протестантский и католический фактор, плохо подходят для ведения православной миссии, и приходится, считаясь с ними, аккуратно находить пробелы и поле для допустимой деятельности. Но хотя бы так! И слава Богу за всё! Иногда, до некоторой степени, эти самые законы могут быть в чём-то даже удобными и полезными, когда нужно прикрыть небольшую православную миссию громадами инославного присутствия, спрятать её от радикалов в бюрократических катакомбах. Не хорошо говорить «живая изгородь» по отношению к католикам и протестантам, принимающим на себя натиск индуистов, и лучше сказать «запирающий слой», пользуясь аналогией из физики полупроводников, когда на границе разных носителей заряда возникает область с барьером, преодоление которой требует от заряженных частиц высокой энергии.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/26/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК (Елпидинский; 3.11.1894, Петрозаводск - 1959, США), архим., миссионер. В 1916 г. окончил Олонецкую ДС, поступил в СПбДА, в том же году зачислен в действующую армию. После 1917 г. эмигрировал в Финляндию, в 1920 г. переехал в Германию, в 1923 г.- в Париж. 2 нояб. 1925 г. на парижском Сергиевском подворье пострижен в монашество и через 2 недели рукоположен во иеромонаха. По благословению митр. Евлогия (Георгиевского) направлен в Бельфор (в Вогезах), организовал правосл. приход для рус. эмигрантов, работавших на заводе «Пежо». В 1929 г. подал прошение о переводе в Индию для духовного окормления живших там правосл. русских (ок. 300 чел.) и получил благословение митр. Евлогия. В июле 1931 г. А. отплыл на пароходе из Марселя на о-в Цейлон, откуда переехал в Бангалор (Индия) и посвятил себя пастырской деятельности. В окт. 1931 г. А. отправился в 3-недельное путешествие в Траванкор, где встречался с христианами-яковитами, принадлежавшими к Маланкарской Сирийской ортодоксальной Церкви, был принят Католикосом Василием-Григорием, посетил местную семинарию, где обсуждал богословские темы со студентами и преподавателями. А. также встречался с сиро-яковитским митр. Афанасием на севере Траванкора, в Альве. В марте 1932 г. А. обосновался в яковитском мон-ре Бетани-ашрам (близ Вадассерикары, Траванкор) и с помощью настоятеля свящ. Алексия (впосл. митр. Феодосий) приступил к изучению религ. жизни христиан Индии. В записках «18 лет в Индии» А. уделил большое внимание истории христианства в Юж. Индии (его древнейшему периоду, связанному с миссионерской деятельностью св. ап. Фомы , движению несториан, истории католичества и т. д.), наиболее подробно А. описал Сирийскую ортодоксальную Церковь Индии - ее историю, вероучение, управление, особенности богослужения. А. встречался с представителями др. христ. Церквей Индии и в своих записках изложил историю их общин (Толлиурской Церкви (см. Аннурианский раскол ), англикан. Церкви в Индии (см. Англиканское содружество ), Реформатской яковитской церкви св. Фомы и ряда др.).

http://pravenc.ru/text/115398.html

Далее были обсуждены вопросы, касающиеся двусторонних отношений Русской Православной Церкви и Маланкарской Церкви. В завершение приема стороны обменялись памятными подарками. На заседаниях Рабочей группы было констатировано, что двусторонний диалог между Московским Патриархатом и Маланкарской Церковью, который отсчитывает историю как минимум с XIX века, переживает сегодня активное возрождение. Яркими фигурами в истории двусторонних отношений были митрополит Нестор (Анисимов), архимандрит Андроник (Елпидинский), митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) и ректор Коттаямской семинарии митрополит Павел Мар Григорий (Варгезе). В XX веке состоялись первосвятительские визиты Католикоса Василия Мар Фомы Матфея I в Россию и Святейшего Патриарха Пимена в Индию. Значительный вклад в развитие двусторонних отношений внес нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который посещал Индию, находясь на посту председателя ОВЦС. На протяжении десятилетий обе Церкви активно взаимодействовали в академической сфере. В ходе состоявшихся заседаний были определены приоритетные на ближайший период направления работы: сотрудничество в академической, гуманитарной, информационной и культурной сферах, а также в области изучения традиций русского монашества и церковного социального служения. В завершение было принято совместное коммюнике. Об итогах работы Группы будет доложено Священным Синодам Русской Православной Церкви и Маланкарской Церкви. В ходе пребывания в Индии делегация Московского Патриархата приняла участие в 103-й Ежегодной Ортодоксальной Конвенции — Съезде духовенства и мирян Маланкарской Церкви, на котором архиепископ Леонид огласил приветственное слово перед многотысячной аудиторией. Члены Рабочей группы также посетили Женскую обитель в г. Ранни-Перунад, основанную в 1980 году и насчитывающую сегодня 26 сестер. При монастыре также действует школа для девочек. В ходе визита в Индию представители Русской Православной Церкви поклонились мощам святого апостола Фомы, частица которых находится в городе Парумала, где тот основал церковь в I веке.

http://patriarchia.ru/db/text/5590350.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010