Восемнадцать лет в Индии Восемнадцать лет в Индии Архимандрит Андроник (Елпидинский) В серии «Церковь в дневниках и воспоминаниях» издательства Сретенского монастыря вышла книга, способная за несколько дней самого приятного чтения сделать своего читателя большим специалистом по истории христианства в Индии, — хотя, конечно, и не в той мере, в какой был им архимандрит Андроник (Елпидинский,1894—1959), русский миссионер и блестящий публицист первой половины непростого XX века, окончивший свои земные дни в Америке. Комментарии Геннадий 21 июля 2012, 18:54 Очень интересная статья. Спасибо. Правда, вот эти слова: " Становится понятным, почему древние индийские религии отправной точкой рассуждения ставят страдания и бессмысленность человеческой жизни. Подобные виды индийской действительности как бы сами собой наталкивают на мысли о бессмысленности человеческого существования - даже сейчас, после прихода цивилизации в эти края. " хотелось бы прокомментировать. Когда создавались " древние индийские религии " Индия была процветающей страной. Среди живущих в трущобах много мусульман, хотя их религия отличается от индуизма и буддизма Причин, по которым индийцы живут так плохо, очень много. И их религии этому тоже способствуют. Так как особый акцент в них делается на отречении. " Бессмысленной человеческую жизнь " они считают, так же как и православные, если она не посвящена и не наполнена религиозной практикой. Цель практики у них немного другая - уход от мирской жизни, а ее преображение ( обожение ) есть только в отдельных ветвях их религий. Руслан, белых ( не индуистов по рождению ) и сейчас не пускают в некоторые храмы. Дмитрий 20 июля 2012, 19:09 Очень грустно... Ну когда же вселенную наконец-то поделят? Руслан 20 июля 2012, 13:47 Давно уже назрел восьмой Собор, где бы Константинопольский Патриарх официально был бы снят с должности и обличён в ереси. Я тоже уже много раз читал о причудах Варфоломея и Ко. А индуизм, как по мне, так страшнее его ничего нет. Я сужу по тем нашим соотечественникам, кто подсаживается на йогу, кришнаизм и прочую индиустскую тематику. Они реально зомби становятся, при этом пребывая в постоянной эйфории. С ними просто невозможно это обсуждать; будто в параллельном мире живут. Мне кажется нет религии более агрессивной и разрушительной для человека, чем индуизм. Ну разве что саентология ещё хлеще.

http://pravoslavie.ru/54945.html

Дело о. Андроника святое, великое и трудное. Он продолжает благовестнические труды св. апостола Фомы. Принесенная им от Матери Русской Церкви и возженная в далекой Индии лампада святой православной веры не только соберет на свой священный огонь разбросанных там русских людей, но, может быть, привлечет внимание и местного нехристианского населения и побудит их «любопытною десницею» осязать Спасителя, чтобы воскликнуть в порыве пламенной веры вместе с св. апостолом Фомою: «Господь мой и Бог мой!» В заключение своего послания митрополит Евлогий взывал к сердцам верующих: «Помогите же, православные русские люди, о. Андронику, который пока трудится в одиночестве, и не дайте погаснуть новому светильнику святого Православия – да светит он своим спасительным светом всем – и своим, и чужим, и близким, и дальним» 26 . Это послание митрополита Евлогия помогло русским людям узнать о трудах о. Андроника. В 1934 г., после почти трехлетнего пребывания в Траванкоре, о. Андроник съездил на праздник Рождества Христова на ферму С.Ф. Кириченко. По пути он посетил некоторые места, где тогда жили русские христиане. Вновь ему довелось служить в своей первой церковке на ферме, где он провел 8 месяцев по приезде в Индию. Праздник Рождества Христова привлек около 60 богомольцев – это были в основном русские крестьяне, осевшие в Индии в 1932–1934 гг., но собиравшиеся отправиться дальше, в Бразилию. «Впервые после трех с половиной лет в Индии я служил, как бы в России, исповедав и причастив около 40 человек» 27 , – писал о. Андроник в своем донесении митрополиту Евлогию. В 1937г. иеромонах Андроник по указу митрополита Евлогия (Парижская митрополия) был возведен в сан архимандрита; чин возведения был совершен в резиденции католикоса; его совершил сербский митрополит Досифей, приехавший в Индию для участия в работе международной конференции ИМКА в Майсоре. С 1944г. о.Андроник стал чаще разъезжать по стране для духовного окормления русских христиан, живших в Индии. Каждое Рождество Христово и Пасху он с этого времени проводил в русских общинах. В Калькутте было около 80 русских, и местные армяне предоставляли им для праздничных богослужений свою кладбищенскую церковь . В Бомбее русских было меньше, но и там была необходимость в пастырском душепопечении. Исполняя свой пастырский долг, о.Андроник бывал и в Дели, где познакомился с секретарем Рериха Шибаевым и услышал от него много интересного о деятельности русского писателя, художника и востоковеда в Гималаях – на далеком севере Индии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В начале века греческие православные купцы обосновались в городе Калькутта штата Западная Бенгалия. Они построили там храм и создали в 1924-м году греческую православную общину. Однако они никогда не занимались миссией среди индусов или инославных. В конце концов в 1972-м году храм был закрыт. В 1980-м году была создана Греческая Православная миссия среди индийцев. Это произошло с приходом из Египта греческого иеромонаха Афанасия (Антелеса). Иеромонах Афанасий построил храм в честь Апостола Фомы. В 1990-м году иеромонах Афанасий скончался. В 1991-м году в Западную Бенгалию прибыл с Афона иеромонах Игнатий (Соннис), чтобы продолжить работу иеромонаха Афанасия. Вскоре после прибытия иеромонах Игнатий основал Благотворительное общество Православной Церкви, которое занималось социальным служением: детским приютом, школой, больницей, раздачей пищи для бедных и т. д. Вначале эта миссия была успешной среди индийцев. В настоящее время миссия находится в ведении Вселенского Патриархата, но больше не развивается, и, к сожалению, многие из тех, кто принял Православие, ушли в разные деноминации. В XIX веке в Индию приезжали два миссионера из Русской Церкви. Первым русским православным миссионером, прибывшим в Индию, был архимандрит Андроник (Елпидинский), русский эмигрант, который был отправлен в Индию по благословению Митрополита Евлогия (Георгиевского) в Париже. Архимандрит Андроник (Елпидинский) пробыл в Индии 18 лет, с 1931 по 1949 год, но в своей миссии он не преуспел. После архимандрита Андроника в Индию от РПЦЗ приехал архимандрит Лазарь (Мур). Он провел в Индии 20 лет, с 1952 по 1972 год, но он также не преуспел в своей миссии и был вынужден покинуть Индию после того, как она стала независимой. Сегодня это 6 небольших общин в разных уголках Индии и около 300 человек, пришедших из разных религий и деноминаций В XXI веке тогда еще молодой англиканский епископ Рохан Нехамайя, мой старший брат, обратился в РПЦЗ с просьбой принять его вместе с его общиной в Православие. В 2012-м году Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Иларион (Капрал) помог нам присоединиться к Православной Церкви через Его Высокопреосвященство Митрополита Марка (Головкова).

http://pravoslavie.ru/159189.html

В 1947г. о.Андроник был приглашен преподавать русский язык в русском отделении университета в Дели. Ранее, во время поездок по стране, о.Андронику хотелось узнать, есть ли у индусов интерес к России и Православию. По его словам, «интерес у них несомненно есть, но больше к ее политической и экономической жизни; есть интерес и к религии, но о ее сущности их представления очень смутные, и их удовлетворяют официальные заявления, что в России свобода Церкви и что она живет там нормальной жизнью. При разговоре о религии особенно образованные индусы говорят о своем убеждении, что все религии одинаковы и хороши» 28 . Поэтому когда о.Андронику предоставилась возможность преподавать индийским студентам, он принял это предложение, считая, что, кроме интереса к русскому языку, у индийских слушателей со временем появится интерес к русской культуре и религии. В 1947г. Индия получила независимость. В том же году были установлены дипломатические отношения с Советским Союзом. Это повлекло за собой расширение русского отделения университета, поскольку многие студенты надеялись получить работу в советском посольстве. О.Андроник пробыл в Дели в должности преподавателя больше года, и за это время он познакомил своих студентов с основами Православия. В одной из двух комнат, которые он занимал, о.Андроник устроил церковь и регулярно совершал там богослужения. По окончании учебного года ему удалось побывать в расположенных недалеко от Траванкора, на юге Индии, Голубых горах (Нилгерис Хиллс). Здесь о.Андроник предполагал основать скит и продолжить свои монашеские послушания. В течение четырех месяцев он знакомился с годами и их хозяйственной деятельностью, рассчитывая надолго обосноваться поблизости от их селений. Но дальнейшая его судьба сложилась иначе. В августе 1948г. он получил приглашение от епископа Иоанна (Шаховского) приехать в США для продолжения своей пастырской деятельности на американском континенте. Так завершилось восемнадцатилетнее пребывание о.Андроника в Индии. Последние два месяца перед выездом в Америку он провел в Мадрасе в ожидании паспорта и визы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Несколько раз он посещал место мученичества апостола в Индии – гору св. Фомы, расположенную в восьми милях от форта св.Георгия в Мадрасе. Это святое для христиан место находилось в ведении небольшого католического женского монастыря. В церкви на горе св. Фомы как чтимые древности хранились каменный крест и икона Божией Матери. О.Андроник посетил и другие места, связанные с жизнью св. апостола Фомы. «Главный центр католичества – Малапур, в четырех милях от горы св.Фомы на окраине Мадраса, на берегу океана, – писал русский пастырь. – В 1896 г. над гробницей св. апостола Фомы был построен громадный собор. Его главная достопримечательность – сама гробница св. апостола. Она сохраняется как комната, футов 15–16 длины и 14 футов вышины, без потолка, спускающаяся на 7 футов ниже пола собора. Обширные, прилегающие к собору участки застроены многочисленными большими зданиями, в которых находятся резиденция католического епископа, женский монастырь и еще какие-то учреждения. Бывая несколько раз в этих местах в будние дни, я всегда видел повсюду народ. Говорят, что в праздники, при большом стечении народа, бывают торжественные богослужения. Эти места, конечно, остаются святыней для всех истинных христиан, и православные с западного побережья с благоговением их посещают» 29 . В июле 1949г. о.Андроник сошел с парохода в Нью-Йорке. Начался новый период его пастырской деятельности. Именно здесь он завершил написание воспоминаний о своей жизни в Индии. Но и в Новом Свете он продолжал хранить в своем сердце теплые чувства о самых лучших годах жизни, проведенных им среди индийцев. «Стремясь в Америку, я думал о большом поле деятельности, но никак не упускал из вида Индии. Я считаю эту работу центральной в моей жизни, – писал о.Андроник. – Где бы мне ни пришлось быть, я не должен удалять Индии из своего сердца и из своей мысли, и единение Церквей должно быть моим делом и моей заботой» 30 . Архимандрит Андроник скончался в 1958г., а через год в Аргентине вышла в свет на русском языке его книга под названием «Восемнадцать лет в Индии».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Об одном неудачном миссионере Архимандрит Андроник (Елпидинский) Недавно была опубликована книга воспоминаний архимандрита Андроника (Елпидинского) «Восемнадцать лет в Индии». Для меня, как неоднократно посещавшего Индию, книга представляла особый интерес. Отец Андроник в 1931 году отправился в эту страну как миссионер и провел в ней восемнадцать лет. Он был удивительный человек. Что касается методов миссии, то он делал все совершенно правильно. Поселился в глуши, среди гор и лесов, и жил совершенным нестяжателем, своими руками строя православный скит. Он говорил с Индией на том языке, который она уважает больше всего, – на языке строгого аскетизма. Кроме того, он выучил и собственно местный язык и перевел на него богослужение, которое и совершал в построенном храме. Отец Андроник был открытым, приветливым человеком с добрым характером и во время своих частых путешествий исколесил едва ли не всю страну, общаясь со многими людьми. В короткое время он завоевал огромное уважение индийцев – как христиан, так и язычников. Но при всем этом за восемнадцать лет как миссионер он не добился ничего. После него не осталось даже маленькой общины православных христиан, которых бы он обратил. Как такое могло произойти? Неудивительно, если бесплодным оказывается миссионер, не имеющий любви к людям и стране, в которую пришел с проповедью, человек ленивый, неверующий, порочный, воспринимающий миссию как обузу, – но все это не про отца Андроника. Тогда почему? Его книга дает исчерпывающий ответ. Начинается она после небольшого вступления с рассказа о том, как отец Андроник отправился на корабле в Индию. Мне сразу вспомнились дневники святителя Николая Японского , которые также начинаются с того, как он плывет в Японию. Но какой же контраст в настроении двух миссионеров! Святой Николай уже на корабле размышляет, как будет обращать японцев, а отец Андроник имеет совсем иные мысли: «Более легким представлялось осуществить единение Церквей; обращение же язычников казалось более трудным и возможным только при условии особенного проявления силы Божией… Для работы такого масштаба, верил, Господь приготовит других делателей, большей духовной силы и дарований, чем я» .

http://pravoslavie.ru/56947.html

В марте 1932г., по благословению католикоса, о.Андроник обосновался в монастыре Бетани-ашрам (близ Вадассерикара, Траванкор), и, пользуясь гостеприимством настоятеля – о.Алексея (впоследствии – митрополит Феодосий), приступил к изучению религиозного быта христиан Индии. В своих записках он уделяет большое внимание истории христианства в Южной Индии: его древнейшему периоду, связанному с миссионерской деятельностью св. апостола Фомы, движению несториан и т. д. Особое место в его исследовании уделено истории индийского римокатоличества. «В мае 1542г. в Гоа прибыл известный иезуит Франциск Ксавер, – писал русский исследователь. – Он быстро начал обращать в христианство сначала местных жителей Гоа, затем крестил около 10 000 жителей Траванкора, тут же он нашел не менее 55 селений христиан. Из Траванкора он приехал на восточный берег Индии, к нынешнему Мадрасу, где пострадал св. апостол Фома» 19 . «Франциск Ксавер был миссионером громадной энергии, – продолжал о.Андроник. – Возвратившись из Японии в 1562г. в Гоа, через 2 месяца он отправился миссионерствовать в Китай, и в том же году умер от малярии. Его тело привезли в Гоа, где оно и покоится до сих пор в великолепной гробнице. Он причислен Католической Церковью к лику святых и считается патроном Индии» 20 . О.Андроник отмечал, что за последние десятилетия римокатолики проявляли большую активность не только в южной, но и в других частях Индии. Ему приходилось видеть их громадные храмы «в Мадрасе, Бангалоре, Калькутте, Дели, на Голубых горах, особенно в Гоа и на всем Малабарском побережье; большие учебные заведения, толпы богомольцев; всюду можно было слышать об их епископах, о мужских и женских монастырях… Видно, что работа кипит и ширится. Приобретая земли и сооружая постройки, католики имеют от них местный источник доходов, но широкая помощь все время идет и извне. Им нельзя отказать в хозяйственности, в практическом расчете. В языческой стране они ведут большое культурное дело» 21 . О.Андроник встречался с представителями других христианских церквей Индии, и в своих записках он уделяет внимание истории их общин. Это такие христианские конфессии, как Независимая кафедра Толипюра, Англиканская Церковь в Индии, Церковь Мар Тома и ряд других. Но вполне естественно, что самое большое место в записках о.Андроника уделено истории и традициям Сирийской Ортодоксальной Церкви Индии. Русский исследователь пишет о ее вероучении, церковном управлении, об особенностях богослужения, о таинствах и требах, о традициях иконопочитания, о структуре церковной иерархии и о многом другом 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«Ферма инженера Кириченко, куда о.Андроник прибыл, расположена в селении Баталор, в местности здоровой, не жаркой, – сообщал митрополит Евлогий. – Сам хозяин туда лишь наезжает, а по своей специальности работает в соседнем городе Комбатор. В одной из комнат фермы о.Андроник устроил церковку и принялся за фермерское хозяйство. Дабы земля приносила доход, он занялся садоводством, излишек дохода от земли и церкви посылая в Париж Союзу инвалидов» 12 . В те годы в Индии проживало около 300 русских православных христиан, и основная задача о.Андроника заключалась в пастырском попечении о прихожанах, рассеянных по всей стране. До приезда о.Андроника в Индию русским верующим в трудную минуту приходилось обращаться к инославным священнослужителям. В своих записках митрополит Евлогий вспоминал об одном таком случае. Умиравшая княгиня Урусова хотела причаститься Св. Таин и была вынуждена обратиться к епископу Англиканской Церкви в Бомбее. Сначала он отказался причащать княгиню, но потом уступил ее просьбам. «Я Вас причащу, – сказал он, – но, принимая Св. Тайны, веруйте, что Вы причащаетесь из рук православного священника, а я после снесусь с вашим епископом и попрошу его утвердить принятие Св. Евхаристии» 13 . Этот случай показывает, насколько православный священник был необходим тогда в Индии. В октябре 1931г. о.Андроник отправился в трехнедельное путешествие в Траванкор, где имел встречу с христианами Сирийской Ортодоксальной Церкви (Южной) Индии. Отделившись после 1909 г. от Сиро-Яковитского патриарха в Сирии, эта Церковь делала попытки примириться с патриархом, но сталкивалась с требованием полного подчинения. После смерти митрополита Дионисия VI (1934), первого католикоса этой Церкви, на всецерковном Соборе 1934г. в Коттаяме была выработана Конституция о самостоятельном управлении Церкви, возглавляемой католикосом, но о самой этой Церкви говорилось как о части Сирийской Церкви 14 . (Окончательно эта проблема была решена в 1962г. Антиохийским патриархом Игнатием-Яковом III, который признал автономию Малабарской Сирийской Церкви.)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Маланкарская Церковь имела отношение к монофизитскому Антиохийскому патриарху, неужели же дело ее обращения не касалось и православного Антиохийского патриарха? Но отец Андроник даже не пытался проконсультироваться с православными из Антиохийской Церкви. В то время в Индии действовал приход Константинопольского Патриархата в Калькутте, на котором служил греческий священник. Но отец Андроник даже не озаботился встретиться с этим священником и обсудить свои великие планы по присоединению маланкарцев к Православию. Эти планы были обречены на провал, даже если бы дело продвинулось дальше. Поскольку если присоединение к Православию – это не вопрос веры, истины, спасения, а лишь вопрос политической конъюнктуры, то оно будет непрочно и при изменении конъюнктуры закончится выходом из Церкви. Такие примеры мы уже знаем в ХХ веке и во Франции, и в Чехии, и в Бразилии, где определенные церковные организации переходили в Православие, а спустя какое-то время отпадали от него. В 1949 году отец Андроник покинул Индию. После себя он не оставил ни прихода, ни общины, ни даже одного человека, обращенного в Православие. Через 30 лет в Индию приедет греческий священник-миссионер и, занявшись настоящей миссией, крестит 5000 язычников в Бенгалии, создаст общины, подготовит священников-бенгальцев, которые служат там до сих пор. Пример отца Андроника – это важный урок, который показывает, насколько опасно повреждение в вере. Оно не ограничивается только умом человека, но влияет на всю его деятельность, так что даже предпринятое благое дело оказывается совершенно бесплодным, несмотря на то, что в плане методов все сделано правильно. Рейтинг: 9.5 Голосов: 82 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Андроник (Елпидинский), архимандрит. Восемнадцать лет в Индии. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. С. 21. Далее все цитаты приводятся по этому изданию. Макарий Алтайский, преподобный. Мысли//Свет Христов просвещает всех! Новосибирск, 2000. С. 164. Николай Японский, святитель. Дневники. СПб., 2007. С. 357.

http://pravoslavie.ru/56947.html

Период новейшей православной миссии в Индии сопровождается противоречивым отношением к проповеди как со стороны государства, так и со стороны приверженцев традиционных индийских религий. В новейшее время миссия в Индии порождает множество вопросов и вызывает определенные трудности. Преподаватель Московской духовной академии диакон Юрий Валерьевич Максимов отмечает, что сегодня в диалоге с индийской стороной «не хватает честного обсуждения болезненных вопросов положения христиан в нехристианских странах, где они находятся в явно дискриминационном положении» . Тем не менее, в Индии продолжает существовать и обретать большое количество верующих множество христианских церквей. Получив свое начало от древнейшей церкви, которую основал апостол Фома, эти церкви, пройдя испытания расколами, обновлениями и уклонениями в различные еретические вероучения, продолжают нести индийцам проповедь Христа. Эту же проповедь в новейшее время взялись вести греческие православные миссионеры. Работая в самых суровых и неблагоприятных для миссии условиях, эти проповедники, в особенности отцы Афанасий (Антидос) и Игнатий (Сеннис), все же находили спасенные во Христе души, проводя дела благотворительности и милосердия, устрояя православные храмы и многочисленные пристанища бездомным, больницы и школы, детские сады и приюты. Велики и труды русского православного миссионера архимандрита Андроника (Елпидинского), также подвизавшегося в Индии. Именно его проповеднические подвиги должны служить примером для всех православных миссий. Его методы проповеди весьма поучительны в деле миссии православной церкви. Заслуга архимандрита Андроника в том, что он проповедовал Евангелие, изучив жизнь индийцев изнутри: вначале он работал на ферме одного инженера, а только затем начал миссию. Его умелый подход к проповеди через преподавание в индийских учебных заведениях может быть использован и в современных условиях для миссии Русской Православной Церкви. На вооружение нашей миссии можно взять труды архимандрита Андроника и деятельность греческих миссионеров — их проповедь представителям низших каст индийского общества, успешные дела благотворительности и милосердия и организацию православных приходов в деревнях Западной Бенгалии.

http://bogoslov.ru/article/1355240

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010