556 Обрученные таким образом не разлучаются даже в том случае, если один из них подвергнется беснованию. Так определяют законы (Властарь. Буква «Г», гл. 15). 557 Вальсамон говорит (ответ 48), что клирик, обручившийся через письменные обязательства с семилетней девушкой и после ее смерти женившийся на другой, не допущен Собором к рукоположению во иерея как второбрачный, поскольку Собор объявил, что семилетняя девушка восприимчива к любви, подвергается развращению и искушается блудными помыслами. Обрати внимание, что, согласно новелле императора Алексея Комнина, должно строго запретить распространенный во многих местах проклятый обычай, по которому женихи приходят в дом своих невест до того, как обвенчаются с ними, потому что из- за постоянных взглядов на них и разговоров с ними они возгораются любовью и, как часто случается, совокупляются с ними прежде брака. Поэтому, для того чтобы пресечь это великое беззаконие, и местные архиереи, и особенно родители детей не должны позволять женихам разговаривать со своими обручницами. Следует также отметить, что брак может совершаться и без помолвки и обручения, согласно соборному постановлению Константинопольского патриарха Николая, который был при Алексее Комнине. В нем говорится: «Залоги даются не только при заключении брака, но и при всяком обмене и сделке не принудительно, но добровольно. Значит, как при остальных сделках мы не говорим, что произошедшее недействительно, если не было обмена залогами, так и брак, безусловно, нерасторжим, даже если обручения не совершалось (Греко-римское право. С. 216). 558 В 5-м тит. 28-й кн. «Василик» говорится, что я не могу жениться на обручившейся с моим отцом или братом (или, по другим источникам, сыном), поскольку первая по отношению ко мне занимает положение мачехи, а вторая – невестки. И еще: я не могу жениться на матери некогда обручившейся со мной женщины, поскольку она стала моей тещей. И еще в другом месте гражданский закон говорит, что приемный отец не может жениться на обручившейся с его приемным сыном, даже если усыновление будет упразднено, потому что она считается его невесткой, как жена его сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Testamentum Vecci (Migne. Gr. Tom. 141, col. 1029–1031). Здесь же Векк объявляет, что он до смерти пребыл верен унии и присоединился к этому движению совершенно искренно. – Кроме духовного завещания, Векк написал значительное число сочинений (они занимают место в 141-ом томе Миня, от 15-ой до 1031-ой стр.) Подробное рассмотрение их возможно лишь в отдельной монографии, поэтому в наших очерках ограничимся лишь краткими замечаниями о произведениях униата-патриарха. Что и естественно, сочинения Векка посвящены исключительно вопросу об унии с латинянами и разъяснению главнейшего из латинских заблуждений – учению об исхождении Св. Духа и от Сына. У Векка есть сочинения, в которых он разбирает все возможные возражения и неправильности касательно этого учения, разумеется, автор направляет свою речь в пользу латинского догмата (Migne. Ibid., pp. 157–276); есть также у него сочинения, в которых сделан свод святоотеческих свидетельств об исхождении Духа Святого – опять речь клонится в ту же пользу (pp. 613–725). В особенности у Векка много таких сочинений, в которых он вступает в полемику с различными прежними писателями и современниками. Из прежних писателей Векк с особенным вниманием, как и следует ожидать, останавливается на патриархе Фотии. Ему он посвящает отдельные сочинения: (например, Refutatio libri Photii de processione spiriti sancti, pp. 725–863). Он пересказывает историю Фотия совершенно в папском духе (pp. 925–941). Кроме того, по поводу учения Фотия Векк говорит весьма нередко и при других случаях. Вообще, может быть предметом отдельной диссертации тема об отношении Векка к Фотию. Из прежних писателей Векк разбирает еще Феофилакта Болгарского (XI в.), Николая Метонского (XII в., pp. 15–156), Андроника Каматира, друнгария, жившего при Мануиле Комнине и писавшего против латинян по поводу прибытия папских послов в Византию с целью переговоров о соединении Церквей (pp. 395–613). Много пришлось бороться Векку против различных современных возражателей по поводу унии. Так, он писал против Феодора, епископа Сугдейского (pp. 289–337), Константина Мелигиниота (pp. 337–395), Григория (Георгия) Кипрского. Сочинения Векка против Григория Кипрского переведены на русский язык профессором И. Е. Троицким , в Хр. Чтении за 1889 г., т. I и II, в статьях под заглавием: «К истории споров по вопросу об исхождении Св. Духа». Переведены два следующих сочинения Векка: «Ответы I-II на свиток Григория Кипрского против новоявленных его ересей», т. I, с. 581–605. Сравни: Migne, pp. 863–895; том II, с. 520–545. Сравни: Migne, pp. 895–926, против великого эконома Ксифилина (pp. 281 – 289). Векк писал почтительное письмо к современному ему папе Иоанну XXI – письмо благодарственное по случаю состоявшейся унии (р. 943). Писал Векк и по случаю низвержения его с кафедры, в защиту своей личности и главным образом своего учения (pp. 949–969). Здесь автор нередко совершенно откровенно говорит о тех великих смутах, какие вызвала уния на Востоке (pp. 949, 951).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Скачать epub pdf Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского 3058 Память 9 мая В лето 1087, при царе греческом Алексии Комнине 3059 и при патриархе Константинопольском Николае Грамматике 3060 , во время княжения на Руси Всеволода Ярославича 3061 в Киеве и сына его Владимира Всеволодовича Мономаха в Чернигове 3062 , в греческую область вторглись измаильтяне 3063 , как с той так и с другой стороны моря. Они прошли по всем городам и селам, от Корсуня 3064 до Антиохии и до Иерусалима; при этом они иссекали мужчин, женщин же и детей брали в плен и сжигали дома и имущества. Церкви и монастыри опустели, и города перешли во власть неверных. Тогда были опустошены и Миры ликийские, в которых почивало тело святителя Николая, тело драгое и всечестное, творившее дивные и преславные чудеса. Преподобный сей муж мог бы защитить град свой и Церковь от опустошения, но, по повелению Божию, не воспротивился, говоря: «Господи, угодное пред очами Твоими сотворю». Но Господь наш Иисус Христос не мог допустить, чтобы мощи святителя почивали в опустошенном месте и никем не славились, по сказанному в Писании: да торжествуют святые во славе ( Пс.149:5 ); и еще: слава будет всем святым Его ( Пс.149:9 ). В граде Бари, принадлежавшем тогда норманнам 3065 , жил некий пресвитер, христолюбивый и праведный. Ему явился во сне святой Николай и сказал: «Иди и скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа». Сказав сие, святитель стал невидим. Пробудившись утром, пресвитер поведал всем бывшее видение. Они возрадовались и говорили: «Ныне возвеличил Господь милость Свою на людях Своих и на граде нашем, ибо сподобил нас приять угодника Своего, святого Николая». Тотчас они избрали из своей среды мужей благоговейных и богобоязненных и отправили их в трех кораблях за мощами святителя. Представляясь идущими для торговли, те мужи нагрузили свои корабли пшеницею и отправились в путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чтобы тут был прямой толчок со стороны Рима в смысле указания на недостаток греческой церкви, каковое указание и открыло бы глазам греков существовавший у них дефект, – этого нет надобности думать, этого даже и быть не могло, потому что Рим, действуя наступательно в вопросе о высшей власти папы, в отношении к вопросам догмата и обряда, сделавшимся спорными в эпоху разделения церквей, занимал скорее оборонительное, чем наступательное положение. Да и история ничего не повествует нам о каком-либо подобном упрёке или обвинении. В данном же пункте, т.е. в вопросе о покаянных уставах, из Рима не могло быть сделано никакого нарекания на восточную церковь и потому, что в Риме едва ли существовал в 60 годах IX в. оффициально признанный римский пенитенциал 107 . Но в разных западных странах пенитенциалы имели уже к тому времени свою многовековую историю, распространены были и в Италии, не могли быть неизвестны ни греко-италам, ни восточным монахам, как проживавшим в самом Риме, так и завязывавшим живые сношения с Римом в продолжительную эпоху иконоборства. Пробел и необходимость его восполнения должны были почувствоваться тем сильнее, что в веке последовало обращение славян в христианство , и, за неимением готовых восточных руководств, пришлось черпать из западных источников (разумеем «чин» Гейтлера и «заповедь св. отец»). – Ответ на второй вопрос отчасти облегчается, отчасти затрудняется свидетельством константинопольского патриарха Каллиста (второй половины XIV в.), удостоверяющим существование в Константинополе при императоре Алексее Комнине и патриархе Николае Грамматике прославившегося аскетическою жизнию монаха Иоанна Постника 108 , – облегчается потому, что имя этого позднейшего Иоанна Постника может служить к объяснению разных надписаний над уставами, как: «преподобнаго отца нашего Иоанна Постника », «монаха Иоанна Постника» и т.п., – затрудняется потому, что разнообразие надписаний и имя патриарха Иоанна Постника должны были по-видимому заявить себя на востоке раньше времени патриарха Николая Грамматика, а следовательно и современника его монаха Иоанна Постника .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2941 Ann. Bar., Pertz, SS., V, 56; Anon. Bar., ed. Pratilli, 326; Lup., Pertz., V, 58; Guil. Ap„ Pertz, SS., IX, 251. 2948 Напр., выкалывался правый глаз и отрубалась левая рука, – левый глаз и правая рука и т. д. См.: Хониат, рус., 367. 2950 См. примеры афоризмов, отнесенных на счет Никифора Вотаниата (Scyl. 726, 736; Zon., IV, 224; Glyc., 615), Алексея 1 Комнина (Zon., IV, 254–255), Иоанна Комнина (Хониат, рус,, 53), Мануила Комнина (Хониат, рус., 186,217, 286). Михаила Палеолога (Пахимер, рус., 21, 136), Андроников Палеологов Старшего и Младшего (Григора, рус., 458, 435) и пр. 2951 Что к этому способу обращались и императоры, показывает пример Андроника Комнина: он спрашивал кудесника Сифа, кто будет после него царствовать (ответ, прочитанный на воде: «Исаак»), и когда преемник воцарится (ответ: «в» дни Воздвижения Креста»). См.: Хониат, рус., 427–428. 2953 В этом отношении волшебство по понятиям того времени примыкало к врачебной науке, а именно к искусству составления и употребления ядов, вследствие чего о человеке, погибшем от яда, говорили как о γοητεαις κατεργασθντι (погибшем от колдовства). См.: Cedr., II, 535. Ср.: Psell., IV, 46. 2955 Особенно преследовал волшебников Мануил Комнин. При нем были ослеплены: Аарон за то, между прочим, что занимался чернокнижием, Сиф Склир (тот самый, который впоследствии гадал на воде Андронику Комнину) за то, что приворожил к себе и обольстил девушку и вообще занимался магией, Михаил Сики-Дит – тоже за занятие магией, выразившееся, между прочим, в том, что однажды он напустил туман на лодочника, везшего горшки, тому показался огненный змей, извивающийся между горшками, и он веслом перебил всю свою посуду, -другой раз напустил туман на мывшихся вместе с ним в бане, и тем показалось, что из крана с горячей водой выскакивают черные человечки (Хониат, рус., 187–190). При Андронике Комнине сожжен на костре за волшебство бездомный нищий-калека (Косой) (Хониат, рус., 328). При Феодоре Ласкарисе опять усилилось преследование волшебников вследствие того, что их козням была приписана постигшая царя падучая болезнь. Стоило только кого обвинить в чародействе – обвиненный подвергался суду Божию (через раскаленное железо), и если его не Выдерживал, то нес наказание (Пахимер, рус., 25); одну старуху, обвиненную в чародействе, допрашивали таким образом: раздев ее, завязали в мешок и туда Же поместили кошек; кошек стали колоть извне шиповником, а те стали царапать когтями старуху, и бедная страдалица принуждена была принять на себя вину (Пахимер, рус., 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Все же они не могут посвятить в епископа, а если бы и посвятили кого, то рукоположение такового не будет признано законным, как долженствующее совершаться только в Эчмиадзине, от тамошнего католикоса. Шопен. Истор. памятн. состоян. армян. области и проч. стр. 671, 672. Спб. 1852 г. Муравьев. Грузия и Армения ч. 2, стр. 57–58, 73, 76, 77. Спб. 1848 г. 211 Известно сказание о посольстве Авгаря, одного из царей Армении, и о нерукотворенном образе воплотившегося Сына Божия, известном под именем Убруса. Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 49–56 Спб. 1848 г. 212 Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 50. Спб. 1848 г. Никифор. Каллист. Церк. истор. кв. 2, гл. 44). Четьи–Мин. под 16 и 19 июня в под 21 августа. 213 Иннокент. Начерт. церк. истор. от. 1, стр. 136. Москва, 1842 г. По имени св. Григория и в память его, община армян называется еще григорианскою церковию. 214 Кто именно разсеевал эту мысль подлинно неизвестно. Патриарх Фотий указывает на какого-то Петра, Евфимий Зигабен – на Евканиоса Мандакунеса, Абул Фарадж – на Самуила Барсума. Полагают, что все эти лица, а не одно какое-либо, распространяли означенную мысль. Христ. чтен. 1845 г. ч. 2, стр. 116. 215 Так было на соборах армянских: каривском (в 629 г. при католикосе Ездре или Езрасе и греческом императоре Ираклие), ширакаванском (в 862 г. при католикосе Захарии I в княжение Амода и при греческом патриархе Фотие) и громклском (в 1179 г. при армянском патриархе Григорие Дха). Добронрав. Вероуч. армян. церкви: Духовн. бесед. 1858 г. стр. 338–344. Спб. 216 Известно, что римский первосвященник Иннокентий II (1130–1143 г.) писал дружественное послание к армянскому католикосу Григорию III, который в 1141 г. был на латинском соборе в Иерусалиме, а в 1145 г. отправлял к Евгению III посольство, которое, впрочем, не имело дальнейших последствий. Барон. Церк. летопис. под 1145 годом, чл. 23, 24. 217 Доказательством сего служат особенно сношения армянских католикосов с православным Востоком: Григория III (1113–1165 г.), его брата Нерсеса (1166–1173 г.) и их племянника Григория IV (1173–1193 г.), при греческом императоре Мануиле Комнине (1143–1180 г.). А. Худобашева в Истор. памятн. вероуч. армян. церкви, относ. к XII стол. стр. 119–280. Спб. 1847 г. 218 Его надобно отличать и от патриарха православного, живущего в Дамаске (христ. чтен. на 1858 г. ч. 1, стр. 154), и от патриарха латинского или маронитского, имеющего свое местопребывание в монастыре антурском или канобинском. Справоч. энцикл. словар. т. 7, стр. 479. Спб. 1853 г. 219 Ассеман. Разсужд. о монофизитах: Восточн. библиот. т. 2, § 8 и след. Лекеп. Восток, христианск. т. 2, стр. 1343. Париж, 1740 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Зонара и Аристин, толкуя их, настаивают на том, что действительные церковные права, а именно честь совершения хиротоний и суда, должны быть переданы епископу города, почтенного царскими указами 121 . Вальсамон вносит уточнение в толкование Зонары, вспоминая принятое при Алексее Комнине соборное решение, указывающее, что права епископу нового или возобновленного города должны были даваться царем после представления со стороны Патриарха Константинопольского, который обязан был объяснить царю волю священных канонов. Принято было данное соборное решение после протеста епископов против передачи митрополичьей власти епископу нового (основанного или обновленного царем) города в нарушение 12-го правила IV Вселенского Собора. Прп. Никодим Святогорец , подтверждая мнение Вальсамона, отмечает в своем толковании 17-го правила IV Вселенского Собора, что «Собор разрешил императору выносить постановления относительно приходов только тех городов, которые построены им самим, а не вообще всех, как заключает Вальсамон. Ибо, по 12-му правилу настоящего Собора, города, почтенные царскими грамотами именем митрополий, – и сами, и их епископы – получают только честь, а права и привилегии сохраняются неизменно за митрополией, которая на самом деле существовала ранее» 122 . Таким образом, главная мысль толкований канонистов заключается в необходимости соблюдения прав Церквей ради благочиния и мира в Церкви. Совершенно ясно, что 28-м правилом Четвертого Вселенского Собора были заложены основы системы пентархии в структуре и управлении Поместных Церквей. Административные, церковные (рукоположения) и судебные привилегии, которыми 3-е правило II Вселенского и 9-е, 17-е и 28-е правила Четвертого Вселенского Собора наделяют престол Константинополя по отношению к подчиненным ему митрополитам, аналогичны привилегиям патриарших престолов Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима, имевшим так или иначе патриаршее достоинство до него. Преимущество престола Константинополя по отношению к прочим заключается в том, что в течение всего длительного периода существования христианской Римской империи и затем империи Османской он был престолом царствующего града, а все важные вопросы решались в столице империи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Храм лесоводов России неслучайно посвящен этому празднику, одно из песнопений которого призывает к участию в торжестве и окружающую природу: «Да кропит вся земля радование, да веселятся древа дубравная». Греческое слово «προοδος» буквально означает «предъисхождение», «несение впереди», «изнесение» древа или части от подлинного Креста Господня. Праздник изнесения Честного Креста установлен 1 августа (14 августа по новому стилю) Константинопольским патриархом Лукою при византийском императоре Мануиле Комнине, когда во время эпидемий Честное Древо Животворящего Креста с крестным ходом износилось из царской сокровищницы Влахернского храма в Константинополе, торжественно переносилось по улицам с водосвятием и полагалось в храме Софии, где совершалось богослужение. После соборной молитвы у святыни эпидемии затихали. В Русской Церкви это празднество — в просторечии «Первый Спас» — соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Для строительства в Лисино целого комплекса построек и создания церкви — их главной доминанты, был приглашен профессор архитектуры Императорской Академии художеств, главный архитектор Петергофа зодчий Николай Бенуа. В молодости он был помощником архитектора Константина Тона при сооружении им Храма Христа Спасителя в Москве. Проект каменного храма был лично одобрен императором Александром II при посещении им Лисинского учебного лесничества 20 октября 1858 года. Государь император Александр II со свитой приезжал в Лисино для участия в охотах более 80 раз. С середины XIX века вплоть до 1917 года дивные лисинские леса были местом царских охот, в которых принимали участие и высокие иностранные гости — представители европейских королевских дворов, а также легендарный канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Кроме храма Н. Бенуа воздвиг в поселке Лисино-Корпус Охотничий дворец и каменное здание Егерского училища. Лесоводы были ценителями прекрасного и стали единомышленниками с архитектором, поскольку сами служили украшению лисинской местности, которая была творческой лабораторией не только науки — вдохновлялись этими местами и многие деятели культуры. На охоту в лисинские угодья приезжали классики русской литературы А.К. Толстой и Н.А. Некрасов. Современники называли лисинский ансамбль «маленьким красивым городом» с окружающими лесами и пейзажным парком с великолепными группами деревьев и кустарников.

http://sobory.ru/article/?object=00110

Notitiae. N 1-5). Боспорский еп. Лука присутствовал на К-польском Соборе 879-880 гг. За господство над Б. с VI в. боролись Византия и гунны, тюрки, с VII в.- Хазарский каганат, к-рому Б. был подвластен до IX в. Визант. хронист Феофан Исповедник свидетельствует, что в 527 или 528 г. один из боспорских гуннских вождей Горда был крещен в К-поле имп. Юстинианом I и отослан назад охранять Б.; когда новокрещеный правитель велел переплавить идолов, гунны подняли восстание и, захватив Б., убили его. Юстиниан отправил войско, отогнавшее гуннов и восстановившее власть над Б. ( Theoph. Chron. P. 175). К периоду хазар. господства относится деятельность в Крыму архиеп. Сугдеи свт. Стефана Сурожского. С упрочением позиций христ. еркви на Боспоре, видимо, была связана миссия Константина Философа и Мефодия в 861 г.: по археологическим данным, на поселениях болгар, подвластных каганату, во 2-й пол. IX в. восстанавливаются храмы (небольшие по размеру, на уцелевших фундаментах прежних визант. церквей). В письме Боспорскому еп. Антонию (60-е гг. IX в.) Патриарх Фотий поддерживает усилия епископа в стремлении крестить иудеев: «Если же ты и живущих там иудеев, пленив в послушании Христу, приведешь, как ты написал, от сени и буквы к Благодати, я получу в изобилии прекрасные плоды добрых надежд, какие я всегда питал относительно тебя» ( Phot. Ep. 97). Вероятно, к кон. IX в. Византия восстанавливает власть над Б. (Керчью). Тогда же в Б. было возобновлено строительство в технике смешанной кладки из плинфы и камня дошедшего до наших дней трехапсидного крестово-купольного храма Иоанна Предтечи (по материалам раскопок Т. И. Макаровой и др., кон. IX - нач. X в .; перестроен в XIV в., некрополь при храме существовал до XIX в.). Купол храма опирается на 4 колонны серого мрамора с коринфскими капителями более ранней постройки, чем сама церковь. В кон. X-XI в. на Б. (Корчев), если опираться на надпись на Тмутараканском камне (1068), претендует древнерус. Тмутараканское княжество. С Корчевом предположительно идентифицируется г. Росия, упомянутый в XII в. араб. географом аль-Идриси. К кон. XI в. при Алексее I Комнине Б., как и Таматарха, оказывается под властью Византии. Предполагается, что император был заинтересован в освоении нефтеносных районов,- многочисленные обломки амфор, содержавших нефть, употребляемую для получения «греческого огня», обнаружены как на Тамани, так и в Б. Вместе с тем сохранялись традиц. отрасли экономики: земледелие и рыболовство (свидетельство тому - множество цистерн для засолки рыбы в Б. и в пригороде Тиритаке); торговый флот составлял ок. 100 судов. В правление того же Алексея I при Патриархе Евстратии была проведена церковная реформа (1081-1084), по к-рой крымские архиепископии Херсона, Сугдеи и Б. были отделены от диоцеза Зихия. При имп. Андронике II (1282-1328) Б. был возведен в ранг митрополии.

http://pravenc.ru/text/153247.html

Но кроме них были еще внешние варяги ( ο κτος Βραγγοι), единоплеменные с первыми ( ομοεθνες), 2140 составлявшие с ними одно целое, но отличавшиеся тем, что они имели свое местопребывание не во дворце и употреблялись не для дворцовой службы, но располагаемы были на квартирах в фемах и употреблялись для строевой службы, принимали участие в походах и сражениях. Первое упоминание о варягах встречается у историков в применении именно к этим внешним варягам, квартировавшим вне столицы. В 1034 г. один из варягов, зимовавших во Фракисийской феме, хотел изнасиловать женщину и был ею убит; варяги, узнав об этом, воздали честь этой женщине, отдали ей все имущество насильника, а самого его бросили без погребения, согласно с законом о самоубийцах. 2141 Затем внешние варяги не раз упоминаются: в 1041 г. они были отправлены с Воиоанном в Италию и сражались против норманнов; 2142 в 1047 г. опять прибыли в Италию с катепаном Рафаилом; 2143 в 1047–1048 гг. взяли города Стиру и Лечче; 2144 в 1046–1047 гг. три тысячи варягов принимали участие в столкновении Липарита с Багратом IV, царем Картлии и Абхазии, и для этого ходили в Грузию; 2145 в 1050 г., вместе с другими войсками, под главным начальством патриция Никифора Вриенния, были отправлены против печенегов; 2146 в 1053 г. стояли на квартирах в Халдии или Иверии и здесь собраны были аколуфом Михаилом для действий против турок-сельджуков; 2147 в 1055 г. находились в Отранто при захвате города норманнами; 2148 в 1066 г. Маврикий приплыл с варягами на хеландиях в город Бари; 2149 в 1068 г. варяги участвовали в походе Романа Диогена против турок; 2150 в 1077 г. многие варяги приняли сторону Никифора Вриенния, восставшего против Парапинака, между тем как другие остались верны Парапинаку и в 1078 г. участвовали в афирском деле против Иоанна Вриенния; 2151 при осаде Константинополя Алексеем Комнином, вероятно, внешние варяги участвовали в защите города и Борилл приготовил их, вместе с хоматинцами, для битвы. 2152 Упоминаются также неоднократно и дворцовые варяги; первый раз при Михаиле Стратиотике, по случаю возмущения Феодосия Мономаха; 2153 затем при Исааке Комнине, по поводу низложения патриарха Керуллария, 2154 при провозглашении Романа Диогена 2155 и при Вотаниате, когда один из дворцовых варягов убил из мести Иоанна Вриенния, 2156 а весь варяжский дворцовый отряд поднял бунт против царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010