на регион начали совершать набеги тюрки-сельджуки, и вскоре Л., как и вся М. Азия, оказалась под их властью. В 1097 г. победы крестоносцев позволили византийцам вернуть контроль над регионом; Л. стала частью территорий, граничивших с владениями сельджуков. Однако, видимо, нападение тюрок и неск. десятилетий существования под их властью стали тяжелейшей катастрофой для области и для ее церковных структур. Кафедры Л. сохранились только в Сардах, Филадельфии, Атталии, а также, вероятно, в Силанде. Все они существовали в XII в., однако в XIII-XV вв. известны только Сарды и Филадельфия. Несколько иерархов из Л. X-XI вв. не упоминаются в документах КПЦ, но известны по печатям. Среди них епископы Иоанн Ирканисский, Дионисий и Георгий Стратоникейские, Феофилакт Триполийский. Все они являются последними представителями своих кафедр, чьи имена сохранились в источниках. Списки епархий Л. после XIII в. исчезают и из нотиций КПЦ. На рубеже XIII и XIV вв. митрополия Л. была перенесена из Сард в Филадельфию и оставалась там до захвата этого города турками в 1390 г. В 1147-1148 гг. через Л. проходили участники 2-го крестового похода во главе с герм. имп. Конрадом III и франц. кор. Людовиком VII, однако их попытки продвинуться дальше на восток завершились поражениями. При визант. имп. Мануиле I Комнине (1143-1180) была образована новая фема Неокастра с центром в Пергаме, и, вероятно, в ее состав были включены сев. районы Л. В 1190 г. войско 3-го крестового похода герм. имп. Фридриха I Барбароссы прошло через Фиатиру, Сарды и Филадельфию, чтобы напасть на столицу сельджукского Иконийского султаната Иконий (Конья). В 1204 г., после известия о захвате К-поля крестоносцами, в Филадельфии поднял мятеж визант. полководец Феодор Манкафа, он был провозглашен императором, однако вскоре погиб. Л. вошла в состав Никейской империи, по-прежнему играя важную экономическую роль. Резиденция имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1221-1254) находилась к востоку от Смирны в крепости Нимфей (ныне Кемальпаша). Граница между Никейской империей и владениями Иконийского султаната в 40-х гг.

http://pravenc.ru/text/2110487.html

Феодор Вальсамон является первым по значению толкователем канонического кодекса Восточной Церкви. Будучи уроженцем Константинополя, он при Мануиле Комнине был Патриаршим хартофилаксом. В 1193 году он был избран Патриархом Антиохийским, но проживал в Константинополе, так как Антиохия была захвачена крестоносцами. Вальсамон составил толкования на полный состав церковных правил (Синтагму) и на Номоканон Фотия. Толкования Вальсамона сходны с толкованиями его знаменитого предшественника Зонары, однако содержат важные сведения и большую церковную практику. Вальсомон дополнял и исправлял, где это требовалось, некоторые места, толкований Зонары. Поэтому его толкование отличается большим совершенством, чем толкование Иоанна Зонары. §3. Выдающиеся писатели в век Палеологов (1259–1453 гг.) Период византийской истории с 1204 по 1453 гг., несмотря на территориальную раздробленность, постоянную опасность от турок-османов, борьбу за власть, был периодом «Палеологического возрождения». Особой ревностью к просвещению среди Палеологов отличался Михаил VIII, его сыновья Андроник и Мануил Палеологи. В век Палеологов весь литературный интерес сосредотачивался на полемике с латинянами, так как преимущественно в это время происходили попытки к соединению Церквей. Кроме того, в это время Константинопольскую Церковь занимали споры варлаамитов и паламитов, и по этому поводу надписано было несколько сочинений. Никифор Влеммид Никифор Влеммид жил в XIII веке, был ученым и благочестивым монахом. У него учились многие греки. При Никейском императоре Феодоре Ласкарисе (1254–1258 гг.) ему предлагали Патриарший престол, но смиренный инок отказался от него ради уединенной и подвижнической жизни. Бесстрастный ко всем мирским расчетам, он, пожалуй, единственный в ту эпоху желал соединения Церквей для общего блага. Исходя из этих намерений, он писал сочинения в пользу унии. Известен его трактат «О душе». Его литургическое сочинение «Избранные стихи из псалмов» вошли в следованную Псалтирь и в Ирмологию под названием «Псалмы избранные с величаниями». Патриарх Григорий Кипрский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

501 См. у Готфрида Германа в его Historia concertationum de pane axumo et fermentato in coena Domini. Lipsiae. 1737, p. 26. 502 Galani. Conciliatio Ecclesiae Armenae cum Romana. S. I. T. I, с. XVII; Historia Armena, с. XVII, p. 261–262. 503 См. Всеобщую историю Степаноса Таронского, пер. Эмина. М., 1864, примечание переводчика на с. 76. 504 Большая часть этих молитв приписывается католикосу Иоанну Мантагуни, жившему в V в. (см. предисловие Аведихиана к итальянскому переводу литургии армяно-католиков у Миня в приложении к VIII т. Encyclopedie theologique). Евфимий Зигабен в своей Паноплии (титло 23-е) считает этого католикоса главным виновником печального отделения Армянской церкви от Православной; но Галан (Historia Armena, с. IX) и Лекень (Oriens Christianus t.I, col. 1380) принимают под свою защиту его православие. 505 Доказательством служит, между прочим, заимствование из Константинопольской литургии времен св. Прокла Трисвятой песни. Весьма вероятно, что этой песнью ограничилось заимствование; но, к сожалению, литургия св. Прокла (конечно, бывшая лишь видоизменением литургии свт. Иоанна Златоуста : ученик, по всей вероятности, не отважился на радикальную переделку труда своего великого учителя) утрачена для нашего времени, а вместе с ней утрачена и возможность точного определения характера и размеров заимствований из нее в армянскую литургию, равно как и количества и качества изменений, которым подверглись эти заимствования впоследствии, в период отделения Армянской церкви от Православной. С удовлетворительною точностью может быть определено лишь изменение, которому подверглась в это время Трисвятая песнь, заимствованная из упомянутой литургии. 506 Все эти факты были засвидетельствованы официально во время сношений между Православной и Армянской церквами о воссоединении при императоре Мануиле Комнине (1143–1180). См.: Διαλξεις агента императорского Феориана в Bibliotheca veterum Patrum. Parisiis, 1624. T. 1 и у Маи в Scriptorum veterum nova collectio T. VI, равно как: Ответ отцов Рум-Клайского собора 1179 г. на требования греков – у Галлана в Historia Armena, рр. 308–321.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Достоверность этого предания подтверждается тем, что оно сохранилось не только в наших летописях, хотя и поздних, и других памятниках письменности, но и в греческих, по свидетельству греческих иерархов XVI в., а отчасти и тем, что доныне хранятся в Москве царские регалии греческого изделия, известные под именем Мономаховых (Карамз. 2. 153. Прим. 220. Изд. 2-е Оболенск. Соборн. грамота духовенства православной Восточной Церкви, утвержд. сан царя за великим князем Иоанном Васильевичем IV. Москв., 1850. С. 4 Разноречия касаются имен архипастырей, приходивших из Греции для венчания нашего князя (см. там же), и, главное, имени императора, присылавшего их к нам вместе с царскими регалиями. По одним сказаниям, это был Константин Мономах (Степ. кн. 1. 247 Карамз. 2. Прим. 220 скончавшийся в 1054 г., когда, следовательно, нашему Владимиру Всеволодовичу было только около двух лет (П. собр. р. лет. 1. 69, 129 по другим, это был Алексей Комнин, царствовавший в Греции в то время, когда Владимир Всеволодович занимал уже великокняжеский престол (П. собр. р. лет. 2. 290 Татищ. 2. 221 Синопс. Киев. Л. 59 Как ни естественным кажется то, что император Константин Мономах, не оставляя после себя никакого мужеского потомства, кроме единственного внука своего по дочери нашего Владимира Всеволодовича, мог завещать и передать ему свои царские регалии в наследство; но, с другой стороны, представляется странным, зачем было в таком случае присылать из Греции святителей для венчания нашего князя и каким образом, с какою целию он мог быть венчан, будучи еще младенцем? В сказании об императоре Алексее Комнине не находим подобных странностей: он мог и имел побуждение прислать нашему Владимиру Всеволодовичу разные дары, и в числе их драгоценные регалии покойного деда его Константина Мономаха, мог прислать и греческих святителей для венчания этими регалиями русского великого князя, потому что Алексею Комнину нужно было склонить на мир Владимира Всеволодовича, войска которого уже приближались к пределам Греции. И греческий царь действительно достиг этим своей цели (по свидетельству выше указанных летописей).

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 478 1020, 1020a); Иоанн Цец писал, что во времена Михаила Куркуаса сожжения богомилов были многочисленны: Ioannis Tzetzae Epistulae/Recensuit P. A. M. Leone. Leipzig, 1972. P. 75–77), что Феодор Вальсамон позднее оценивал, как незаконное присвоение патриархом не принадлежащих ему прав (PG. 104. Col. 1111). 15 Grumel V. Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 472–473 1012); Gouillard J. Quatre procès. P. 70–77. 16 Grumel V. Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 474–475 1014); Gouillard J. Quatre procès. P. 78–81. 17 О слабости Михаила Куркуаса к демонстративным жестам, помимо его решения предавать богомилов сожжению (см. выше примеч. 14), ярко свидетельствует его поступок во время празднования новолетия 1 сентября 1143 г., когда он сначала сделал вид, что хочет оставить патриаршество, но затем заявил, что получил знак от Богородицы и поэтому остается (этот эпизод описан Михаилом Италиком: Michel Italikos: Lettres et discours/éd. P. Gautier. P., 1972 (Archives de l’Orient Chrétien, 14). P. 78–79). 18 Grumel V. Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 473–474 1013); текст решения: ‘Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θειν κα ερν καννων... Τ. 5. θναι, 1855. Σ. 88–90. Вряд ли можно сомневаться в том, что под «всей Церковью » и «всеми», оскорбленными Нифонтом, следует понимать конкретно Михаила Куркуаса и его ближайших сторонников. 19 Grumel V. Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 475–476 1015); текст решения: ‘Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 90–91. 20 Так, явно слишком строгой была оценка Михаилом Куркуасом нарушений, допущенных бывшим епископом Леонтием Бальбисским, из которых в обвинительный приговор вошли лишь два: совершение повторного крещения над кем-то, кого ранее крестил неканонический священник (что вполне позволяло трактовать этот случай не как запрещенное «перекрещивание», а как первое и единственное полноценное крещение, взамен имевшей ранее место имитации), и отказ в отпевании нераскаянного грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Впрочем, оппонировавшая Косме, партия, хотя и добилась своего, отнюдь не была уверена в своей окончательной победе. Опасаясь реабилитации Космы и его возвращения на престол, некоторые клирики Св. Софии устроили провокацию: в неделю Торжества Православия часть икон в храме оказалась вымазана медом, и кто-то немедленно обвинил в этом Косму – якобы низложенный патриарх, придерживаясь богомильских взглядов, вымазал иконы навозом, причем, в тот самый день, когда вспоминается победа иконопочитания 30 . Дело, однако, вскрылось, и предводитель заговорщиков был осужден, но затем его выручил некий влиятельный член клира. Диакон Св. Софии Никифор Василаки позднее, уже в изгнании, написал целую речь в защиту Космы и против этих заговорщиков и их покровителя, заменяя его имя псевдонимом «Вагой» (Βαγας) 31 . Поддержал Косму и Иоанн Цец, который в своем письме императору попытался раскрыть мотивы оппонентов патриарха: один не получил монастырь, на который рассчитывал; другой был недоволен своим карьерным ростом в Патриархии; третий не получил храм, который желал; кто-то был недоволен надзором хартофилака; кто-то сам стремился к патриаршеству 32 . 13 . Преемник Космы – престарелый Николай IV Музалон, еще в самом начале ΧΙΙ в. поставленный архиепископом Кипра, но оставивший свою кафедру в 1110 г., и все последующие годы возглавлявший монастырь Космы и Дамиана в пригороде Константинополя Космидионе, – был избран на кафедру Константинополя только через девять месяцев, в конце декабря 1147 г., после долгой борьбы партий. Однако сразу же после его избрания некоторые епископы стали обвинять патриарха в том, что, отказавшись когда-то от Кипрской кафедры, он отказался и от архиерейского сана как такового, а потому, недостоин быть патриархом. На защиту Николая стал близкий к императору епископ Николай Мефонский , а также часть клира Св. Софии, в том числе Никифор Василаки. Но император уступил давлению недовольных, и весной 1151 г. Николай был вынужден отречься от патриаршества. 14 . Поддержка Николая Музалона Никифором Василаки, как кажется, указывает на то, что Николай был близок к сторонникам Космы Аттика; о том же может говорить и решение патриарха в пользу некоего клирика Филиппопольской митрополии по прозвищу Капсоримий 33 : ранее этот клирик был отлучен от Церкви своим митрополитом – Михаилом Италиком, когда-то написавшим хвалебную речь по поводу восшествия Михаила Куркуаса на патриарший престол 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

При распространении зловредного учения святая Церковь , не видя со стороны Иоанна раскаяния, почла нужным употребить против него данную ей от Бога власть. Собор пастырей поручил архидиакону Никите изложить сокращенно заблуждения лжефилософа. Никита представил их в одиннадцати главах (Cave Script, eccles. histor. liter. Sec. XI, p. 537538). Пастыри Церкви по рассмотрении представили их императору, а он приказал с амвона в Великой церкви предать их проклятию, так чтобы весь народ слушал и провозглашал им анафему. Несмотря на это, Итал не смирился, но многим публично внушал свои заблуждения и несмотря на убеждения царя, бесчинно неистовствовал. По этой причине он сам был предан проклятию. Это заставило его смириться и раскаяться. Тогда наказание было несколько облегчено. Хотя учение его и предавалось проклятию, но имя его только косвенно, темно и не для многих явно осуждалось церковною анафемою. Анафематствования были внесены в Триоди в чин Православия (Allatius De couses. Orient et Occident Lib. II, p. 10). В последующее время Итал изменил свой образ мыслей. Отказался допускать переселение душ и оскорблять честные иконы святых, учение же об идеях старался приноровить к православному образу мыслей и не скрывал, что сам осуждает себя зато, в чем некогда заблуждался (Анна Комнина. Сказание о делах царя Алексия Комнина. Визант. историки. Изд. СПб. Дух. Акад. 1859 г. Т. 1, стр. 253254). Трудно определить время, когда был осужден Иоанн Итал. Но на основании места в упомянутом сочинении Анны Комниной об Алексие Комнине, в котором изложено об Итале, полагают, что это произошло много прежде, нежели Алексий Комнин стал гнать богомилов (Tafel. Suppllementa historiae. graec. Sec. XII. Annae Comnenae. suppl. 1832, p. 12). У Каве же сказано, что Никита, написавший анафематствования против Итала, жил в 1088 году (Cave Script, eccles. histor. liter. Sec. XI, p. 537). Jle Bo (Le Beau. Hisloire du Bas-Einpire. Paris, 1755. Vol. XVII, p. 511576) относит осуждение Итала к 1084 году. Одиннадцать анафематствований, произнесенных против Иоанна Итала, находятся в греческих и славянских Постных Триодях. Они суть следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Усиление центральной власти в Расе начинается с Уроша I, который считается родоначальником Неманичей. Он имел многочисленную семью, и его дочь была замужем за Белой Слепым, чем можно объяснить, что Сербия была вовлечена в политику Венгрии. В связи с тем же обстоятельством стоит присоединение Босны к Угрии (1137). При царе Иоанне Комнине политический рост сербских жупанов только мало-помалу намечается, при царе Мануиле он получает более яркое выражение. Глава 10. Восточные дела Самым выразительным указателем изменившегося положения дел на Востоке было то, что Константинополь перестал быть угрожаем нападением со стороны засевших в Никее сельджуков и что иконийский султан, сильно стесненный крестоносцами и греками, не внушал более грозной опасности. И царь Алексей, и сын его Иоанн Комнин поставили себе на Востоке определенные цели: очистить Малую Азию от турок и возвратить империи занятые крестоносцами области в Сирии и Палестине. В этом отношении за всеми царями Комнинами нужно признать живое чувство и верное понимание насущных потребностей государства, которые в XII в. сосредоточивались на восточной границе. Но фактически на Востоке владения империи ограничивались береговыми областями, так как почти вся внутренняя часть малоазийского материка принадлежала или сельджукам, или крестоносцам, или армянам. Самым крайним владением на севере было расположенное по Черноморскому побережью княжество Трапезунт, управляемое знатным в империи домом Гавров. С юго-восточной стороны империя владела еще обширной Фракисийской фемой, но вся Анатолика была уже захвачена турками, отсюда они делали легкие завоевания и опустошения по течению Меандра. Южней Фракисийской фемы империя держала в своей власти еще приморскую область Ликию и Памфилию с городами Силей и Атталия, а далее на юго-восток начинались снова турецкие и армянские владения. Первой заботой Иоанна было предохранить культурные имперские области против хищнических наездов сельджуков, утвердившихся в Иконийском султанате. В этом смысле нужно рассматривать его поход весной 1119 г., имевший целью город Лаодикею и спустя несколько времени затем Созополь, уже находившийся вне границ империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Благодатию же Божиею все те три лампады зажглись сами собою, а фряжские лампады, висевшие вверху, не возгорелись ни одна. Поставив лампаду мою на святом Гробе Господа нашего Иисуса Христа, я поклонился честному Гробу тому и, облобызав с любовию и со слезами святое место, где лежало пречистое Тело Господа Иисуса, вышел из Гроба с великою радостию...” Кроме сочинений, принадлежащих известным нашим писателям рассматриваемого нами периода, встречаются или только упоминаются в рукописях еще некоторые сочинения русских писателей того времени, неизвестных по имени. Таково описание жизни и чудес святого Николая, Мирликийского чудотворца, начинающееся словами: “Во дни прежняя благоволи Бог взыскати писанья от пророк”, и разделенное на 40 глав. В главе 33-й автор описывает одно чудо святого Николая, совершившееся в Царьграде при патриархе Михаиле Керулларии (1043 – 1059), когда сам автор находился в Царьграде; в главе 34-й рассказывает о другом чуде того же угодника, бывшем при императоре Константине – или Мономахе (1042 – 1055), или Дуке (1059 – 1067) 1376 ; наконец, в 40-й главе повествует о событии киевском – о спасении святым Николаем младенца, упавшего в Днепр, которое случилось к концу XI в. 1377 Таково же Слово на перенесение честных мощей святого Николая из Мир Ликийских в город Бар, начинающееся словами: “Присно убо должны есмы, братие, праздникы Божия, творяще, дръжати!” Здесь сочинитель прямо говорит, что это чудесное перенесение последовало “в нынешняя времена, в нашу память, наши дни-лета, в тысящное лето и 95 от воплощениа самаго Бога, при цари гречестем и самодръжци Констянтина града Алексеи Комнине и патриарсе его Николе, а в лето рускых наших князей, христолюбиваго и великаго князя нашего Всеволода в Киеве и благороднаго сына его Володимера в Чернигове”. Потом излагает самую историю перенесения мощей святого Николая, подробно исчисляет совершенные им при перенесении чудеса, повествует о новой церкви, в честь его устроенной, куда поставлены были его святые мощи, и о новом в честь его празднестве 1378 . Это русское сочинение несомненно относится к концу XI или к самому началу XII столетия. Таково, наконец, житие преподобного Антония Киево-Печерского, составленное неизвестным в XI в. и существовавшее еще в XIII столетии, но, к сожалению, до нас не дошедшее; в нем заключались, кроме драгоценных сказаний о самом Антонии, и “вся жития” других печерских подвижников, “аще и вкратце речена” 1379 . Потеря для нашей церковной истории невознаградимая!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ок. 587 г. город был разорен и опустошен аварами. В сер. VII в. в нем жили переселенцы из г. Апамея (ныне Калъат-эль-Мудик, Сирия). В 680-681 гг. в Месемврии была учреждена епископская кафедра, подчинявшаяся митрополии Адрианополя ; первым ее епископом был Петр. В VIII-IX вв. город стал опорным пунктом Византии в военных действиях против Первого Болгарского царства, на протяжении неск. веков он неоднократно переходил от византийцев к болгарам и обратно. Впервые болгары захватили его в 812 г., но в 863 г. победу одержала Византия. Между 894 и 904 гг., при болг. царе Симеоне , город вновь принадлежал Болгарии, епископская кафедра вошла в состав Болгарской Православной Церкви ; впосл., когда город входил в состав Византии, как правило, под юрисдикцию К-польской Патриархии переходила и Месемврийская кафедра. В 971 г. город стал важной базой визант. флота. В 1063 г. Месемврия сильно пострадала от землетрясения. При имп. Алексее II Комнине (1169-1183) кафедра в Месемврии получила статус митрополии. К X-XII вв. относятся сохранившиеся в городе каменные храмы. Между 1197 и 1207 гг., при болг. царе Калояне , Месемврия вошла в состав Второго Болгарского царства. Месемврийская митрополия в числе болг. епархий упоминается в Борила царя синодике (1211). В 1257 г. город разграбили венецианцы, в 1263 г. он возвращен Византии. В 1304 г. взят болг. царем Феодором Святославом Тертером, в 1330 г. отошел Византии, но в 1331 г. ввиду военных успехов Болгарии жители сами вернулись под власть болг. царя. В 1351 г. город разграбили генуэзцы, в 1364 г. выдержал длительную осаду византийцев. В 1366 г. захвачен рыцарями гр. Савойского Амадея VI, к-рый, однако, вскоре уступил его Византии; тогда же епархия перешла из юрисдикции Тырновской Патриархии под начало К-польской. Несмотря на многочисленные войны, XIII-XIV века стали периодом расцвета Месемврии, особенно в правление болг. царя Иоанна Александра (1331-1371). К тому времени принадлежит большинство сохранившихся городских храмов. Они построены в т. н. живописном стиле, к-рый выделяется сочетанием белого камня и кирпича, наличием ломбардских аркатур и 3-арочных окон с полукруглыми фронтонами, архивольтами арок с зелеными керамическими розетками, узорчатой кирпичной кладкой; украшением служат зубчатые карнизы и глиняные розетки, над нартексами помещались разновеликие ниши; рядом располагалась 4-гранная звонница под куполом.

http://pravenc.ru/text/2565098.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010