Он постановил, чтобы изданные императором Мануилом во благо существующих монастырей три хрисовула были действительны, неизменны, непреложны, постоянно оставались в той же самой силе, в какой первоначально были изданы, и чтобы сохраняли свою твердость все записи владений ( πρακτικ), совершенные на основании этих хрисовулов. Монастырские земли освобождались от власти государственных чиновников. В заключение повелевалось строго исполнять хрисовулы императоров Мануила и Алексея, под угрозой наказания. 896 Но недолго продолжалось царствование Алексея, обещавшего благодетельствовать монахам: в 1183 г. он был низвержен Андроником (1183–1185). Воцарение последнего ознаменовалось жестокими бедствиями монахов в столице и ее окрестностях, которые им причиняли латиняне, жившие в Константинополе. Латиняне были вызваны на этот поступок бунтом греческой черни, предавшей огню и грабежу их колонии в Константинополе и его окрестностях. Мстя грекам за жестокую расправу с ними, латиняне, успевшие заблаговременно бежать из Константинополя, с ожесточением напали на города и селения по Босфору и на Принцевых островах. Они не щадили и монастырей, в большом числе рассеянных в окрестностях Константинополя, по берегам и островам Пропонтиды, разоряли и грабили их, а монахов убивали. В монастырях латиняне нашли богатую добычу, так как, кроме бесчисленных монастырских богатств и бесконечных монастырских сокровищ, в них оказалось много драгоценностей мирян, принесенных сюда для хранения. Опустошив берега Пропонтиды и острова Архипелага, латиняне спустились в Средиземное море и всюду ознаменовали свой путь убийством, грабежом и пожаром. 897 От бедствий, нанесенных латинянами, константинопольские монастыри несколько оправились лишь при преемнике Андроника – Исааке Ангеле (1185–1195 и 1203–1204). Никита Хониат говорит об Исааке, что «щедростью к святым обителям он превзошел всех государей: одни из них, приходившие в упадок от времени, он поправлял; другие, утратившие свой блеск, расписывал разными живописными и мозаическими украшениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Весьма существенную часть этой главы представляют те несколько страниц, которые посвящены чиновной иерархии. Г-н Скабалланович отделил чины от должностей и первый представил нам византийскую табель о рангах, в которую он включил 15 чинов, начав с высшего – «кесаря» и окончив низшим – «кандидатом». При этом автор не обратил внимания на генезис чинов, которые, по его собственному признанию, имели в прежнее время иное, не титулярное значение, на генезис, без которого едва ли можно дойти до полного и надлежащего понимания чиновной иерархии; обстоятельство это, конечно, не может быть поставлено в вину автора, так как подобная задача отвлекла бы его слишком далеко за пределы намеченной им себе эпохи. При каждом чине автор сообщает список тех лиц, которые носили его в XI в., что представляет довольно обильный материал для выяснения дела. Но читатель вынес бы гораздо больше, если бы автор несколько обработал этот сырой материал, сообщил бы, какие должности занимали все эти лица, наглядно представил бы карьеру нескольких чиновников, которую теперь приходится воссоздавать с трудом, теряясь среди массы имен, встречающихся по разу. Думаем, что несколько примеров могли бы быть поучительнее множества имен, тем более что список автора не совершенно полон. Так, например, много спафариев, спафарокандидатов и протоспафариев (автор пишет «спафарь») не упомянуто г-ном Скабаллановичем, потому что он не пользовался сборником Тринкеры: 3154 опущены патриций Лев Хиросфакт при Романе III (Cedr., II, 492), вестархи: судья Македонской фемы Хасанис (Psell., V, 439) и Андроник, упоминаемый Иоанном Евхаитским ( Joh. Euch. ed. De-Lagarde, 22), протопроедр Роман (Attal., 286), протопроедр Константин ( Zacharia. Jus Graeco-Rom. Ill, 327), магистр Поф (Tafel. Eustathii op., 358). Но при ближайшем рассмотрении упомянутой табели о рангах появляются и более существенные вопросы и недоумения. Все ли чины, которые попадаются у византийцев того времени, помещены у автора? К сожалению, на этот вопрос нельзя отвечать утвердительно. Автор говорит о новеллисимах, но, по-видимому, ему осталось неизвестным, что еще раньше царствования Алексея Комнина существовал чин протоновеллисима. До нас дошел хрисовул от апреля 1079 г., которым эмир Сицилийский Христодул возводился именно в этот чин протоновеллисима. 3155 Далее, пропущен чин ипата, а между тем Пселл упоминает ипата Феодора (Psell., V, 209), и неизвестный боярин XI в. говорит: «Роман Аргиропул не возводил франка или варяга в достоинство патриция, но делал его ипатом...» («Журнал Министерства Народного Просвещения». 1881. Август. С. 319). В разбираемой книге мы не найдем ответа и на то, что такое дисипат, о котором говорится в хрисовуле Вотаниата ( Sathas. Bibl. Gr. I, 62), что означает название Ксифилина ιλλοστριος в новелле Мономаха, что такое βεστιοιρτης, титул ли это или, может быть, должность 3156 (Psell., V, 197)?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Гунны часто делали сильные набеги на римскую землю, а незадолго до царствования Алексея Комнина, овладев Сирмием и поработив много придунайских городов, дошли даже до Наиса. Здесь случайно увидели они святой гроб мученика и, полагая, как мне кажется, что унести все тело его есть дело бесчеловечное, при возвращении отняли от него одну руку и, прибыв в Сирмий, положили ее в храме мученика Димитрия 217 , созданном в давнее время областным правителем Иллирика. Найдя здесь эту руку, царь взял ее отсюда и, как мы сказали, присоединил к остальному телу. 9 . Вот что делал в том году сам царь относительно гуннов. А Алексея, сына доместикова, который, как уже много раз упоминаемо было, нес правительственную должность протонотария, отправил он со значительными силами в Киликию и сделал его полновластным в этой войне главнокомандующим, потому что веррийский сатрап Нураддин, возгордившись прежними победами, возымел надежду вскоре овладеть городом Антиохией, а властвовавший тогда над армянами Тероз коварно захватил много подвластных царю исаврийских городов и это сделал по ненависти к царскому племяннику Андронику Фервину, который тогда командовал войском в Киликии и которого Тероз обвинял как во многом другом, так особенно в убиении его брата Стефана 218 . Таковы были дела в той стране. Между тем все более и более возвышалось и возрастало могущество алеманского короля Фридерика. Кроме многого другого, чем старался он обезопасить свою державу, теперь у него родилась особенная забота о собирании денег, чего прежде в нем не замечалось. Вот он овладел знаменитым городом Медиоланом, подчинил себе лигурийцев, или ломбардов, и, идя далее, вступил во внутреннейшие (части) Запада. Не быв прежде в состоянии покорить оружием и ближайшие страны, теперь начал он овладевать и отдаленнейшими, так что готовился к борьбе с самым Римом. Этим возбуждена была заботливость царя Мануила удержать его стремление, чтобы, при таких необычайных успехах, не обратил он своего оружия и на Римскую империю, на которую с давнего времени бросал жадный взор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

108 Что к этому способу обращались и императоры, показывает пример Андроника Комнина: он спрашивал кудесника Сифа, кто будет после него царствовать (ответ, прочитанный на воде: «Исаак») и когда преемник воцарится (ответ: «во дни Воздвижения креста»), Хониат, рус., 427–428. 110 В этом отношении волшебство по понятиям того времени примыкало к врачебной науке, а именно к искусству составления и употребления ядов, вследствие чего о человеке, погибшем от яда, говорили как о γοητεαις κατεργασθντι. Cedr , II, 535. Ср. Psell., IY, 46. 112 Особенно преследовал волшебников Мануил Комнин. При нем были ослеплены: Ааронъ за то, между прочим, что занимался чернокнижием, Сиф Склир (тот самый, который впоследствии гадал на воду Ан­дронику Комнину) за то, что приворожил к себе и обольстил девушку и вообще занимался магией, Михаил Сикидат –тоже за занятие магией, выра­зившееся, между прочим, в том, что раз напустил туман на лодочника, везшего горшки, тому показался огненный змей, извивающейся между горшками и он веслом перебил всю свою посуду, – другой раз напустил туман на мывшихся вместе с ним в бане, тем показалось, что из крана с горячей водой выскакивают черные чоловечки (Хониат, рус., 187–190). При Андронике Комнине сожжен на костре за волшебство (Хон., рус., 328). При Феодоре Ласкарисе опять усили­лось преследование волшебников вследствие того, что их козням припи­сана была постигшая царя падучая болезнь. Стоило только обвинить кого в чародействе, обвиненный подвергался суду Божию (чрез раскаленное железо) и, если его не выдерживал, нес наказание (Пахимер, рус., 25); одну ста­руху, обвиненную в чародействе, допрашивали таким образом: раздев ее, завязали в мешок и туда же поместили кошек; кошек стали колоть извне шиповником, а те стали царапать когтями старуху и бедная страда­лица, принуждена была принять на себя вину (Пах., рус., 28). 113 Psell., IV, 333, 341–42, 346, 347; V, 111. De-Lagarde, 185. 103. " Христ. Чтен.». 3–4. 1886 г. 121 Scyl., 738 (Zon., IV, 229). Евдокия, которую этот монах отклонил от замужества с Вотаниатом, дважды уже была за мужем, так что брак с Вотаниатом, если бы состоялся, был бы по счету третьим, – между тем третий брак в «Томе еднения», одобренном соборным постановлением 995–6 г., вызван скверной (πασμα) и допущен лишь с ограничениями (Zachariae, III, 233). Читать далее Источник: Скабаланович Н.А. О нравах византийского общества в средние века//Христианское чтение. 1886. 3-4. С. 544-592. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Характеристика императоров из дома Ангелов А.А.Васильев. История Византийской империи Династия Ангелов, возведенная на престол революцией 1185 года на смену Комнинов, происходила от современника Алексея Комнина, Константина Ангела, из малоазиатского города Филадельфии, человека незнатного происхождения, женатого на дочери императора Алексея и приходившегося дедом Исааку II Ангелу, первому императору из этого дома, следовательно, по женской линии родственного Комнинам. Одной из целей покойного Андроника было создание национального правительства. Эта задача ему не удалась, и к концу царствования он стал поворачиваться к Западу. Однако после его смерти необходимость национального правительства была настолько сильно ощутимой, что итальянский историк, исследователь царствования Исаака II Ангела, Ф. Коньяссо, писал: «Революция 12 сентября 1185 г. была в основном национальной и аристократической по своим планам. Так что все классы, кроме византийской аристократии, не получили выгод и преимуществ от этой революции.» Исаак II (1185-1195), представлявший собой, по словам Гельцера, «воплощенную злую совесть, севшую на подгнивший трон цезарей,» не обладал никакими государственными талантами. Чрезмерная роскошь двора и безграничная расточительность, связанные с непомерными и произвольными поборами и хищениями, слабость воли и отсутствие какого-либо определенного плана в управлении государством в соединении с внешними осложнениями, особенно на Балканском полуострове, где создалась новая опасная для империи сила в виде Второго Болгарского царства, и в Малой Азии, где продолжалось успешное продвижение турок, не остановленное безрезультатным третьим Крестовым походом, — все это создало атмосферу недовольства и возмущения в стране. По временам вспыхивали восстания в пользу того или другого претендента на престол. Однако, наверное, основной причиной общего недовольства была «усталость от бесконечного продолжения двух бедствий, отмеченных еще Андроником — ненасытности фискальной администрации и высокомерия знати.» Наконец, в 1195 г. против Исаака был составлен заговор его братом Алексеем, который, с помощью некоторой части знати и войска, низложил императора. Исаак был ослеплен и брошен в тюрьму, а его брат Алексей стал императором. Он известен как Алексей III Ангел (1195-1203), или Ангел Комнин, прозываемый иногда Бамбакорабд (Βαμβακο-ρβδης).

http://sedmitza.ru/lib/text/434316/

Армия поглощала силы Империи. Население изнывало под непомерным бременем. Росли налоговые требования государства, а обычные злоупотребления сборщиков, среди которых теперь, к вящему озлоблению плательщиков, встречались и иностранцы, переполняли меру терпения 914 . В городах многие продавали свою свободу, чтобы поступить на службу и под защиту к могущественному господину: нередкое явление в Византии во все времена. Против этого обычая Мануил выступил, издав закон, по которому свободным от рождения, если они продали себя в рабство, возвращалась свобода, причем кажется, что император (по крайней мере в столице) выкупал их на государственные средства 915 . Впрочем, суть социального развития, выражавшегося в росте крупного землевладения с одной стороны и обеднении и неплатежеспособности низших сословий с другой, заключалась в том, что всё более широкие слои населения утрачивали свободу и становились если не рабами, то, во всяком случае, зависимыми людьми. Победно шествующий процесс феодализации в конце концов привел к ослаблению византийского государственного организма и подорвал силы сопротивления государства. Византия еще была способна с напряжением всех сил время от времени одерживать победы во внешних войнах. Но ей недоставало сил переносить неудачи и поражения. За эпохой призрачного блеска при Мануиле вскоре последовал внутренний надлом византийского государства. 3. Попытка реакции при Андронике Комнине Общая литература: Успенский Ф.И. Императоры Алексей II и Андроник Комнины//ЖМНП 212 (1880). С. 95–130 и 214 (1881). С. 52–85; Он же. Последние Комнины: начало реакции//ВВ 25 (1927–1928). С. 1–23; Radojié N. Dva posljednja Komnena na carigradskom prijestolu. Zagreb, 1907; Cognasso F. Partiti politici e lotte dinastiche in Bizanzio alia morte di Manuele Comneno. Torino, 1912; Diehl Ch. Figures. Vol. II. P. 86–133; Сюзюмов М.Я. Внутренняя политика Андроника Комнина и разгром пригородов Константинополя в 1187 г.//ВВ 12 (1957). С. 58–74; Jurewicz О. Andronik I. Komnenos. Warschau, 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По справедливому мнению одного историка, вождей 4-го Крестового похода ни в коем разе нельзя причислять к сонму героев человечества. Более того, по отношению к объекту своего посягательства они едва ли могут занимать более почетное место, чем Аларих, Аттила, Гензерих. «Искусное государственное устройство, римское право, разрабатывавшееся дальновидными императорами, глубоко укоренившееся могущество законов, почтенная древность и образованность Церкви, значительный капитал знаний по всем отраслям, а равно преуспеяние искусства и промышленности, благосостояние городов, все еще процветавших, и естественные источники богатств, какие еще давала сама страна, все это обеспечивало за Римской империей первенствующее место среди остальных государств тогдашнего мира. Слепая случайность, а затем логика фактов сделала латинян разрушителями культурного государства, которое являлось единственным живым преемником греческих и римских преданий в христианском их видоизменении» 1034 . Конечно, совсем не обязательно война должна была начаться в 1204 г. и тем более закончиться взятием Константинополя. Но, действительно, в тот период времени Византия испытывала тяжелый кризис в военном и финансовом отношении, надорвавшись в минувшие годы. Но, пожалуй, решающее значение для результата начавшейся войны имел кризис царской власти, к которому приложили руку императоры Андроник I, Алексей III, Алексей IV и Алексей V. Прямое убийство малолетнего Алексея II и свержение братом брата являлось в глазах византийцев развенчанием самой идеи Римской царя, наместника Христа на земле, защитника Церкви и священника. Нравственно византийцы оказались беззащитными перед крестоносцами, хотя их войско при последнем штурме Константинополя численно превосходило ополчение пилигримов. И, безусловно, падению Константинополя много способствовало прямое предательство Алексея IV, легитимно отдавшего соотечественников в рабство латинянам за право управлять Римской империей. Уровень налоговых повинностей во времена династии Ангелов качественно не превосходил тот объем государственных налогов, которые византийцы несли в предыдущие периоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

писания, определения семи св. соборов. В православии и религиозной ревности он должен пред всеми отличаться. При издании законов должен утверждать существующие обычаи, но противные канонам нравы не должны быть терпимы» 500 . В новеллах Льва Философа мы встречаемся с такими, между прочим, замечаниями. «Священные и божественные правила, – пишет Лев во 2 новелле, – изложены самым лучшим и безукоризненным образом. Между тем, к моему удивлению, некоторые дерзают издавать другие законы в отмену священных и божественных законов, как будто последнее были несовершенны. Моему же величеству кажется более сообразным с делом следовать божественным заповедям». «В делах гражданских, – читаем в 7 новелле, – полезнее законы гражданские, а в делах духовных, для благоустройства их, полезнее священные постановления». «Приличие и самое понятие о делах духовных заставляют поступать здесь по усмотрению церкви», – говорится в новелле 16. Никифор Вотаниат в одной из своих новелл (в XIII) заявляют, что император должен узаконить и действовать согласно с прекрасными решениями святых и божественных архиереев и святейшего патриарха 501 . В новелле Алексея Комнина от 1086 года говорится, что все духовные дела относятся к компетенции епископов 502 . Исаак II Ангел в своих законах, подобно Юстиниану, высказывает мысль о высоком значении священства 503 . И в одной из его новелл читаем следующее: «обстоятельно узнавши канон, я познал в людях два важнейших дара верховного божественного человеколюбия: с одной стороны помазание и достоинство царское, с другой – священническое, происходящее из одного и того же вечно текущего источника для украшения и устроения человеческой жизни» 504 . В Хрисовуле Андроника Палеолога даётся понять, что необходимо следовать канонам и что неблагоразумно и несправедливо преступать пределы о.о. и уклоняться от узаконенного и должного 505 . Данное воззрение нередко высказывалось представителями светской власти и помимо законодательского пути. Так, на соборе 869 года император Василий Македонянин в своей речи, между прочим, внушал мирянам, что они должны строго следовать решениям церкви, воздерживаться от всякого вмешательства в её дела, предоставляя их епископам, которым поручена власть вязать и решить, что миряне не должны забывать о своём положении в церкви, так как ноги не могут пред писывать законов глазам 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Аршакиды (Арсакиды) – название парфянской (см.: парфяне), а затем армянской династии, власть которой в Армении пала уже в 428 г. В византийских исторических источниках более позднего времени арсакидами именуются армяне, находившиеся на службе Империи. Асикрит (асекретис) – секретарь, писец, чиновник тайной канцелярии византийского императора (термин возник в VI в.). А. служил для разных поручений, в том числе и дипломатического характера; входил в верхушку императорской канцелярии, ведомство протоасикрита; занимал положение выше нотариев. Аскет – человек аскетического поведения, разделяющий идеи аскетизма. Особенно много А. было среди монахов. Аскетизм – от греч. аскетес – «упражняющийся»; отказ от мира и даже от своих близких, подавление желаний, ограничение в пище и сне, плотское воздержание, причинение себе физических страданий с целью соучастия в страданиях Христа и для искупления грехов. По емкому определению Аврелия Августина , одного из прославленных Отцов Церкви V в., А. – это любовь к Богу, доведеная до презрения к себе. Родоначальником византийского А. был Ориген , известный писатель, Отец Церкви (III в.). Аскитр – носильщик свечей в похоронной процессии. Запас этих свечей хранился в аскитирионе при кафоликоне и выдавался бесплатно для организации похорон. Асоматос – с греч. «бестелесный», ангел. Аспр – 1) монета из сплава золота и серебра (электра), треть иперпира (перпера) (после реформы 1092 г.); 2) низкопробная разменная поздневизантийская монета. Чеканилась после правления василевса Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) из серебра с большой примесью меди и олова; основной номинал в Трапезундской империи. Ассарий – плоская медная монета, тонкая и широкая, появившаяся в обращении в правление василевса Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.) вместо медного тетартерона. Асти – термин, каким ромеи иногда обозначали поздневизантийский город. Астикои – поздневизантийское городское население. Астрагал – плюсна кости барана или овцы около копыта. Сточенный с двух сторон, представлял собой костяную «биту» для игры в «бабки», заключавшуюся в том, что играющие метали ее так, чтобы накрыть А. противника и забрать его себе. Считался выигравшим тот, кто забрал большинство А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позднее с запада ко всему комплексу была пристроена галерея, сложенная в технике opus mixtum. Ее южная часть закрыла западный фасад парекклисиона с карнизом, а западная стала служить экзонартексом. Если мозаичный портрет имп. четы Андроника и Анны находился в экзонартексе и соответственно там были изображены имп. Андроник III Великий Комнин и Анна Савойская (первая супруга Андроника II Великого Комнина, Анна Венгерская, скончалась в 1281, т. е. до строительства экзонартекса), то галерея относится к 1326-1341 гг. (см.: Kidonopoulos. 1994. S. 85). Позднее над зап. входом была сооружена колокольня, а рядом с храмом - другие здания, разобранные в тур. время. Ист.: Historia politica et patriarchica Constantinopoleos/Rec. I. Bekker. Bonnae, 1849; Manuel Philes. Carmina/Ed. E. Miller. P., 1855-1857. 2 vol.; Ecthesis Chronica and Chronicon Athenarum/Ed. S. P. Lampros. L., 1902. Лит.: Ebersolt J. Les églises de Constantinople. P., 1913; Hallensleben H. Untersuchungen zur Baugeschichte der ehemaligen Pammakaristoskirche, der heutigen Fethiye Camii in Istanbul//Istanbuler Mitteilungen. Istanbul, 1963/1964. Bd. 13/14. S. 128-193; Mango C., Hawkins E. J. W. Report on Field Work in Istanbul and Cyprus, 1962-1963//DOP. 1964. Vol. 18. P. 319-340; Janin. Églises et monastéres. 1969. P. 208-213; Mathews Th. The Byzant. Churches of Istanbul: A Photographic Survey. L., 1976. P. 346-365; M ü ller-Wiener W. Bildatlas zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 132-135; Belting H. et al. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. Wash., 1978; Kidonopoulos V. Bauten in Konstantinopel, 1204-1328: Verfall und Zerstörung, Restaurierung, Umbau und Neubau von Profanund Sakralbauten. Wiesbaden, 1994; Weissbrod U. «Hier liegt der Knecht Gottes…»: Gräber in byzant. Kirchen und ihr Dekor (11. bis 15. Jh). Wiesbaden, 2003. S. 181-195; Effenberger A. Zu den Gräbern in der Pammakaristoskirche//Byz. 2007. Vol. 77. P. 170-196; Mihaljevi M. Constantinopolitan Architecture of the Komnenian Era (1080-1180) and Its Impact in the Balkans: Diss. Princeton, 2010. Vol. 1. P. 99-102, 246-252; Marinis V. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople: 9th to 15th cent. N. Y., 2014. P. 191-198.

http://pravenc.ru/text/2578782.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010