но не мог получить благословение своего архипастыря, а Иосифу выдали разрешительную грамоту. Спустя несколько времени, двое богоугодных мужей, святитель и игумен, примирились и прежняя любовь водворилась между ними. Ум. 9 сентября 1515 года. Мощи его почивают под спудом в соборном храме основанного им монастыря. Житие его писано двумя учениками его: Досифеем Топорковым и Саввою Черным, епископом Крутицким. Память его празднуется 9 сентября повсеместно, по определению Собора 1591 года. Писания преп. Иосифа, по большей части, находятся в тесной связи с обстоятельствами его жизни: та же ревность о славе Божией и вечном благе своих братий, которая одушевляла его во всех делах, открывается и в сочинениях праведника. Преп. Иосиф одарен был обширною и твердою памятью; при светлом уме, при опытности в духовной жизни, он обладал сведениями. Главное из творений его – шестнадцать слов против еретиков жидовствующих, известное под общим наименованием «Просветителя». Сверх того преп. Иосиф оставил после себя много посланий, писанных им во время борьбы с еретиками, по поводу спора с св. Серапионом и для назидания разных лиц в жизни духовной. Житие, написанное Саввою, епископом Крутицким, издано К.И. Невоструевым в приложении к Чтениям в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения за 1865 г. Им же издано житие преп. Иосифа, составленное неизвестным, и надгробное слово, написанное учеником и сродником Иосифа Досифеем Топорковым (Барсуков, стр. 279–280). О преподобном Иосифе в нашей литературе написаны целые книги, в которых подробно изложены – жизнь, деяния и сочинения его (Священника Булгакова: «Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование». Спб. 1865. Хрущова: «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преп. игумена Волоцкаго». Спб. 1868. Невоструева: «Рассмотрение книги И. Хрущова» («Отч. о двенадцатом присуждении наград графа Уварова». Спб. 1870. стр. 84–186). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием сед аки Сергий, брада покороче Сергиевой, пошире и тупа, риза преподобническая, схима на плечах, ризка вохяная. В житии пишет: бе же святой возрастом умерен и лицем благообразен, браду же имея окружену мерну, прежде русу, а в старости сединами сияющу» (Филимонов, стр. 148–149). В обители преп. Иосифа образовалось много великих подвижников. Некоторые из них возведены были на кафедры святительские: непосредственный преемник Иосифа, Даниил был после митрополитом. Ростовский архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

(147, 1334) [Святая Римская Церковь ] признает Единого и одного и того же Бога Создателем Ветхого и Нового Заветов, то есть Закона и Пророков так же, как Евангелия, поскольку святые обоих Заветов говорили по вдохновению одного и того же Святого Духа. Она получает и почитает Книги, названия которых таковы: пять Книг Моисеевых, а именно Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре Книги Царств, две Паралипоменон, Книги Ездры, Неемии, Товита, Иудифь, Есфирь, Иова, Псалмы Давида, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости, Книги Сираха, Исаии, Иеремии, Варуха, Иезекииля, Даниила, двенадцати малых пророков, а именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии; две Книги Маккавейских, четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; четырнадцать Посланий Павла: к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, два к Фессалоникийцам, к Колоссянам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям; два Послания Петра; три Послания Иоанна; одно Иакова; одно Иуды; Деяния Апостолов и Откровение Иоанна. – Кроме того, Церковь анафематствует безумное учение манихеев... которые сказали, что Бог Нового Завета не есть Бог Ветхого. Тридентский Собор (XIX Вселенский) (13 декабря 1545 г. – 4 декабря 1563 г.) 4-я сессия (8 апреля 1546 г.) Постоянно нараставший конфликт между лютеранами и католиками сделал очевидной необходимость созыва Собора. С 1536 г. папа Павел III начал готовиться к Собору. Но светские власти путем многочисленных уловок и помех дважды – в 1537 г. и 1542 г. – срывали его планы. Обращение 15 марта 1545 г. возымело эффект: Собор открылся 13 декабря того же года в присутствии тридцати одного епископа, почти все они были итальянцы Сразу же было решено преследовать две цели: с одной стороны, определение католических догматов перед лицом реформаторов, в основном Лютера 68 , Кальвина 69 , Цвингли 70 и Меланхтона 71 . С другой стороны, была поставлена задача фундаментально реформировать Церковь . Труды, которые продолжались при последующих понтификатах – папы Павла III, папы Маркела II, папы Павла IV и папы Пия IV, – завершились только к 1563 г. Они распределяются на три периода; между первым и вторым Собор переехал в Болонью, где продолжал свою работу, не публикуя декретов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В начале книги Деяний Ап. на поле показываются параллельные места те самые и таким точно образом, как и в полных списках Библии. Правописание Русское, позднейшее, без юсов. 100 (по преж. кат. 12) Апостол с толкованием , в большой лист, крупным полууставом, конца XVI или начала XVII в. 558 л. Содержит: л. 1 толкование Деяний Ап., л. 72 Соборных посл. – Иакова, 87 об. 1-го Петра, 103 об. 2-го, 111. 1-го Иоанна, 126. 2-го, 127. 3-го, 128 об. Иуды, – без всяких предварительных статей. Послы сего об. 134 л. – 138 л. оставлены белыми. Л. 139. Предварительные статьи перед посланием к Римлянам, те же самые и изложены в таком точно виде, как и в сп. 97 л. 12 об.–21 об. С л. 152 толкование. При следующих трёх посланиях л. 223. 1 к Коринфянам, л. 298. 2 к Коринфянам и л. 350 к Галатам помещены сказания и главы, а при остальных л. 378 к Ефесеям, 401 Филипписеям, 420 Колоссаям, 435 1 Солунянам, 450 2 Солунянам, 460 1 Тимофею, 481 2 Тимофею, 497 Титу, 505 Филимону, 509 Евреям – одни сказания, без глав. Текст Апостольский в Деяниях и Соборных посланиях тот же самый, что и в 96, с некоторыми исправлениями позднейших списков. В посланиях Ап. Павла он согласен с принятым в полных сп. Библии. В 1-м послании к Коринфянам написаны с толкованием и стихи 11:3–16. Текст – до послания к Ефесеям расположен по 98-му, а отселе большими отделениями, стихов по шести и более. Правописание Русское, позднейшее, с употреблением иногда юсов. 101 (попреж. кат. 724) Апостол с толкованием , в 4 д. скорописью, 1599 г. 1685 л. На последнем листе приписка писца: оц и сн стомъ дс пование по вре коснс трдолюне книги си совершена в лто зри сентвр въ де . С л. 1. без предварительных статей, толкование на Деяния св. Апостол. Л. 288. Преслови. съб ным. посланием – тоже, какое и в полных списках. И потом, с такими же, как там, сказаниями и главами помещены толкования л. 292. посл. Иакова, 345. первого Петрова, 389. второго, 415 об. первого Иоаннова, 457. второго, 461. третьего, 466. Иуды. Затем толкования на послания Ап. Павла; л. 489 об. к Римлянам, 690. первое к Коринфянам, 903 об. второе, 1046 об. к Галатам, 1120 об. к Ефесеям, 1193 об. к Филипписеям, 1251 об. к Колосаям, 1298. первое к Фессалоникийцам, 1351 об. второе, 1382 об. первое к Тимофею, 1447. bbmopoe,14S8 об. к Титу, 1Я09. к Филимону и 1522 об. к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

То же. – 2-е изд., доп. сличением: Из Псалтири Киприановской XIV в., с Толковой Феодоритовой Псалтирью по списку 1472 г.. Псалтирью Толковою Максима Грека по списку 1592 г., Бруноновскою Псалтирью XVI в. и Псалтирью Фирсовою 1683 г. – М.: Тип. Снегирева, 1880–1881. 10 . Древлеславянская Псалтирь XIII-XIV веков: С греческим текстом из Толковой Феодоритовой Псалтири X века с замечаниями по древним памятникам: В 2 т. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1874– 1877. – Впервые опубл. в «Чтениях О-ва любителей духов, просвещения». 11 . Древлеславянский Карпинский Апостол XIII века с греческим текстом 1072 года, сличенный по древним памятникам славянским XI-XVII веков, с разночтениями греческими, заимствованными из Нового Завета издания Рейнекция 1747 года. – М., 1885–1888. – Загл. Т. 1, ч. 2; Т. 4, ч. 1: Карпинский Апостол XIII века. Т. 1, ч. 1: Деяния Апостольские. – 1886. – LXXXIV, 705 с., л. ил. Т. 1, ч. 2: Соборные послания. – 1886. – 7, 316 с., л. ил. Т. 2, ч. 1: Послания св. Апостола Павла. – 1885. – 826 с., л. ил. Т. 2, ч. 2: Послания св. Апостола Павла к ефесеям, филипписе-ям, коллоссаем; 1-е, 2-е к солунянам. 1-е. 2-е к Тимофею, к Титу. Филимону и к евреям. – 1886. – 680 с. Т. 3, ч. 1: Апокалипсис XIV века Румянцевского музея. – 1886.-VIII, 270с., 1л. ил. Т. 3, ч. 2: О древнем переводе Апостола. Об исправлении его. Дополнения к описанию рукописей: Охридского и Слепченского Апостолов. Снимки с более замечательных рукописей. Новозаветный древлеславяно-греко-русский словарь, сравн. по древним памятникам. – 1888. – 531 с. разд. паг., л. ил. Т. 4, ч. 1: [Деяния Апостольские]. Послания. – 1887. – IV, 368 с., л. ил. Тоже: В 2 т. – М., 1885. 12 . Древние иконы в Московском Даниловом монастыре//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 1. – С. 20–23; Кн. 2. – С. 28–31. 13 . Евангелие, писанное в 1120 году в Новгороде на пергамене//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 1. – С. 1–8; Кн. 2. – С. 9–16; Кн. 3. – С. 17–24, 25–32. 14 . Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов. – М.: Тип. Чуксина, 1863. – 33, IV с., л. ил. Тоже. —2—е изд., испр. и доп. – М.:Тип. Гаврилова, 1874. –2, 59, 4с., л. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

154. об. соборно. Нач. во бо аплъ твержа на. За сим следует толкование на послания Ап. Павла, и при них статьи те же самые, какие были показаны в предыдущей рукописи 95, именно: Л. 160. Слово прьво паваа апла пр д чинемо книга сим . Л. 165. Л. 166. Пр д и л. 168. Толкование послания к Римлянам. Л. 234 об. Пр д и л. 236 Толкование 1 посл. к Коринфянам. Л. 302 об. Ска з и л. 303. Толкование 2. посл. к Коринфянам. Л. 357. Сказание и об. Толкование послания к Галатам. Л. 384 об. Сказание и л. 385. Толкование послания к Ефесеям; здесь оно помещено в полном виде. Изъяснения следующих затем посланий в 95 недостаёт. Л. 411 об. Ска з . Тоже, что в полных списках Библии 1 л. 850 об. С л. 412 Толкование, начинающееся: зд ко равночтномъ посылаа. Л. 431 об. касаискыа ( 1 л. 852 об.). С об. 432. Толкование, нач. Аще х есмь аплъ. Л. 447 об. Ска з фесалоничьскыа пръвыа епистоа ( 1. л. 855). С л. 448. Толкование, нач. почто ни апломъ, н рабомъ хрнстов севе по вычаю з зове т . Л 464. Ска з . фесалонискыа вторыа . ( 1 л. 857). С об. Толкование, нач. тако и въ пръ ви начатъ. Л. 473 еврискыа ( 1 л. 865 об.). об. же къ евр, мнима е ко н с Павлова (В полн. списке 3 л. 873.). Толкование с л. 474 начинается: различно гла, въ древни. Л. 529. Тимоеевы, (вм. к Тимофею первая) ( 1 л. 858 об.). Толкование на об. начинается: не величавое и ин-вае т . ко ре . Л. 550. Ска з вторыа епистоа павловы к Тимою ( 1 л. 861 об). На об. Толкование, нач. Аплъ есмь ре бщаном живот. Л. 565. титвы ( 1 л. 863 об.). Толкование на об. начинается: разлино с полагае т , вога рабь хвъ . Л. 572. Ска з филимонскыа, ( 1 л. 865). Там же толкование, нач. првы влкою не стыдти раб. Толкование на Деяния Апостольские заимствовано из Греч. свода (catena) изъяснений Отеческих на сию книгу, но не вполне, а с некоторыми опущениями. Свод этот заслужил отличное одобрение от учёных, по хорошему выбору толкований и по множеству сохранившихся в нём отрывков из писаний Отеческих, до нас не дошедших вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1. Он не был в нем 672 в течение двадцати пяти лет 673 . Со времени распятия Иисуса Христа на кресте, бывшего в 19-й (по р. X. 34) год царствования Тиверия, до десятого (по р. X. 66) года царствования Нерона, когда ап. Петр скончался мученическою смертию 674 , прошло с небольшим тридцать один год 675 . Между тем апостол сей, во исполнение повеления Господня – не оставлять Иудеи в течении двенадцати лет 676 , подвизался во все это время (36–46 г.) в пределах Земли обетованной, вместе с прочими апостолами заботясь преимущественно об утверждении церкви иерусалимской (Деян. главв. 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12). В четвертый 677 год царствования Клавдия, когда апостолы, как свидетели Господа до последних земли ( Лк. 24:47 ; Деян. 1:8 ), разошлись по вселенной, св. Петр пошел в Понт, Галатию, Каппадокию, Асию и Вифинию 678 , потом прибыл в Рим 679 , где поразил известного Симона волхва 680 , путешествовал в Египет 681 , где было весьма много иудеев, а отсюда, вследствие бывшего ему особого откровения, явился в Иерусалим для погребения Матери Божией, преставившейся в 48 году 682 . В 51-м году, чрез четырнадцать лет по обращении в Христианство Савла ( Деян. 15:1 и след. Гал. 2:1 ) 683 , составился в Иерусалиме собор апостольский, по вопросу о том, следует ли хранить обрядовый закон Моисеев язычникам, обращающимся в Церковь Христову: ап. Петр был в это время в Иерусалиме 684 , принимал участие в соборе ( Деян. 15:7 ), и пребыл в окрестностях иерусалимских, как показывают Деяния апостольские, до 52-го года. После сего ап. Петр пришел в Антиохию вслед за апостолом Павлом, который здесь в лице ему противуста, яко зазорен бе ( Деян. 15:35 ; Гал. 2:11 ) 685 , и пребыл в ней в течение или около семи лет 686 , след. до 58-го года 687 . В 58-м году 688 ап. Павел написал послание к римлянам, в котором почти в целой главе поименно приветствует знаменитых христиан и своих споспешников ( Рим. 16:1–17 ); но на ап. Петра, споспешника своего, по мнению латин – князя апостолов, главу Церкви, даже не намекает 689 . В 59-м году тот же апостол приведен был в Рим, как пленник, торжественно встречен за городом братиею, и спустя три дня обратился с просьбою о помощи, но – не к ап. Петру, а к сущим от иудеев первым ( Деян. 28:14, 15, 17–21 ). Здесь ап. Павел пробыл целых два года (59–61 г. ), проповедуя царствие Божие, и уча яже о Господе нашем Иисусе Христе, со всяким дерзновением невозбранно ( Деян. 28:30–31 ). В течение сего времени он написал послания к колоссаям, к ефесеям, к филиписеям, к Филимону, к Тимофею (первое) и к евреям; но ни в одном из них не только нет указаний на то, чтобы ап. Петр был тогда в Риме, напротив есть места, из коих видно, что его в то время не было там 690 . Он прибыл в Рим снова уже в 66-м году по Р. X., в десятый год царствовании Нерона 691 . Вот история апостола Петра! По соображении ее, оказывается, что он пребывал в Риме в течении немногого времени, так что никак нельзя говорить, будто он был там двадцать пять лет 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

3–48 и 3 на праздники (Т. 3); в) Бесед. на Бытие 67 и 9 слов, 5 бес. об Анне, 3 о Давиде (Т. 4); г) на псалмы 60 бесед (Т. 5); д) 7 бес. на Исаию, 15 бес. разных; толкование Даниила (Т. 6); е) 31 бес. на Матфея, 88 бес. на Иоанна, 55 на Деяния, 33 на посл. Рим. (Т. 7, 9); ж) 44 бес. на 1 посл. Коринф.; 30 бес. на 2 Коринф., толк. посл. к Галатам (Т. 10); з) 24 бес. на посл. к Эфес., 15 на посл. к Филип. 12 бес. на посл. к Колос., 16 на 2 Солун., 28 на 2 пос. к Тимофею; 9 бес. на посл. к Титу и Филимону; 34 на посл. к Евр. (Т. 11–12). Всего 804 беседы. Нет сомнения что не призванные труженики, старавшиеся дать вид своего целого не пересмотренным, или и обработанным, но не по их вкусу, – словам Златоустого много уничтожили для нас из трудов Златоустого. Не имеем при сем в виду тех бесед, которые носят теперь только одно имя Златоустого, не скрывающее бедности сочинителей их. Между беседами с именем Златоустого находят ныне такие, где встречаются места вполне достойные имени Златоустого, тогда как все прочее ни в чем не походит на труд Златоустого (Т. 1. р. 825. al 1015). Т. 2. р. 790. Т. 3. р. 810. Т. 5. р. 550. Т. 8. р. 287; в иных читаются места, которые читались древними в беседах Златоустого, тогда как остальное вовсе не то, чтò говорил Златоустый. Т. 8. р. 149. Сл. Т. 12. р. 370 (2, ed Paris). Т. 12. р. 225. Photius Bibl. cod. 277. ex. ed. Beckeri p. 522. T. 11. p. 846 (сл. T. 12. p. 370. 2 ed Paris). 1131 Издания сочинений: Дуцеево (graec, et lat. T. 1–12. 1609–1633. Lutet. Paris. 1698. Francofur. ad Maenum), Савилиево очень исправное (grae in 8 tom. 1612. Etonae). Самое полное Монфоконово. S. Johannis Chrisostomi opera omnia, graec. et lat cura Bern. Montfaucon. T. 1–13. Paris. 1718. Venet. 734. 1–13; editio Parisina secunda, emendata et aucta graec. et lat. Paris. 1834–840. 1–13. in 8. В последнем новом издании Монфокона текст в многих местах исправлен по изданию Савилия и по ркп. по местам присовокуплены примечания филологов. В Монфоконовом издании с критикой помещены и не подлинные сочинения; впрочем, не везде можно соглашаться с критикой Монфокона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

47-му, в толк, естьство); 4:4. (152) любы свта сего– дргъ свт (в толк. 13. и 5:1. (154) вол нн глщеи– плачитес задръжщес (по сп. 47-му, 96 горе бо, рыаамцсе, λολζοντες); 1Пет. 2:2 . (160) съмыслено и нескверньно млко възлюбите (по сп. 47-му, 96 по нынешнему, τ λογικν); 4. ( ) члкъ– неключимьствован; 9. ( 96 въ ες περιποησιν); 3:9. (165 об.) отвернь ж блвесьствюще ( 96 нже блгословще, τουναντον δ ελογοντες); 4:4. (170) не сходщемс вамъ въ въ тъ же мтежь (по сп. 47, в 96 въ томже блдное ες τν аτν τς σωτας νχυσιν); 5:2 (172) н мыто но спхомь ( 96 не сквръныи стжательствомъ, μηδ ασχροκερδς, λλ προθμως); 5. м въ лпот красите (по сп. 47-му, 96 по нын. стжите, τν ταπεινοφροσνην γκωμβσασθε); 2Пет. 1:4 . (175) рд причстници (но в толк. сщества, как и в 96, – φσεως); 1Ин. 1:1 . (185) еже вънарихо ( θεασμεθα), 14. (187 об.) ко все еже въ мир въ свте се (два перевода!). Правописание Русское; изредка встречаются юсы л. 68 об. 82, 84 и др. На л. 59 писец половину первой страницы и оборотную оставил неписанными, но пропуска в тексте нет. Список с частыми ошибками. 98 (по преж. кат.) Апостол с толкованием , в лист, полууставом, в два столбца, ΧVΙ в. 525 л. По листам, начиная с 1-го, подпись уставом: лта. зп. г го. мца. марта в. а. днь. положи книг в до. преп°бны параско в аплъ. токовои. гднъ прещины ленидъ архиепкп ве ка новагоро. и пскова по своеи дшн и по свои родителе вечны помно. а роте писаны в ли т е. поминати и доколе ми стои т . а кто книг, покситс вз т и з цркви. преп бны и тотъ с тс соною пре бгомъ. в днь страшнаго сда . Βнизу под сею подписью идёт другая: рг еврал въ кз де гдрь нико па т риахъ всеа велнки малы положи сию кнгу аптлъ токово в мнтрь прчтые вцы во сты ца ншго илипа ми т рополита и свтго правенаго икова что на свте озере вчны ра блгъ по свое дше по свои родителе. За сим третья подпись: лта зр сию книгу положи в домъ свтаго живононаго хртова во з кресени гда бга и спса нашего иса хрта новаго иеросалима смиреныи нико бжиею милостию па т риахъ а хто и пр. На задней переплётной дске помечено: роз тр въ к де тослана в (к) кнгохранителю з дигено. На первом белом листе, вне счёта, польскими буквами написано: knihochranitelnaia. Список содержит в себе толкование: Л. 1. на Деяния св. Апостол, л. 86 на Соборные послания: Ап. Иакова, л. 103. первое Петра и л. 121 второе, л. 129 первое Иоанна, 144 второе, и л. 145 третье, л. 146 Иуды, и с л. 153 на послания Ап. Павла; к Римлянам, л. 215 об. первое к Коринфянам и 292 второе, л. 353 к Галатам, л. 372 об. к Ефесеям, л. 392 об. к Филиписеям, л. 411 к Колосеям, л. 423 об. первое к Фессалоникийцам, л. 437 второе, л. 445 об. к Евреям, л. 490 об. первое Тимофею, л. 506 об. второе, л. 518 к Титу, л. 524 к Филимону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Когда человек познает себя, видя свои грехи многочисленными, подобно морскому песку, тогда ему не до чужих грехов и осуждения. Кроме того, судить нельзя потому, что в человеке мы, как в айсберге, видим лишь малую верхушку. Мы не знаем ни мотивацию поступка, ни его исходные возможности, ни переживания, ни воспитание, голоден он или сыт, как прошел его день, и эти моменты можно умножать бесконечно. Бог же видит все. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). Знаменитое «золотое правило» Господь представляет как обобщающее Закон Божий. Продолжение евангельской истории и толкование на учение Господа мы находим в остальных книгах Нового Завета. Глава 15. Новый Завет «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:31 ). Действительно, Новый Завет не в мертвой букве, не в договоре, подписанном обеими сторонами. Новый Завет в союзе Бога и человека во Христе, в преображении человеческого естества – не магическим действом, но подвигом любви, выразившемся в пролитии Крови Самого Бога: «ибо сие есть Кровь Моя нового завета» ( Мф.26:28 ). Новый Завет как собрание Богодухновенных сочинений состоит из 27 книг. Они также делятся на четыре группы. Законоположительные книги включают четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Историческая книга – это Деяния святых Апостолов. Учительные книги Нового Завета включают семь Соборных посланий (одно – апостола Иакова, два – Петра, три – Иоанна, одно – Иуды) и 14 Посланий апостола Павла (к Римлянам, Коринфянам (два), Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Солунянам (или Фессалоникийцам) (два), Тимофею (два), Титу, Филимону и Евреям).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

«К Филипийцам же Павел писал из Рима, – отмечает он, – почему и говорит: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» ( Фил.4:22 ). И к Евреям писано оттуда же, почему и сказано, что их приветствуют все от Италии ( Евр.13:24 ). Также и послание к Тимофею Павел писал из Рима, находясь в узах» 411 . Что касается хронологической последовательности указанных посланий, то Златоуст полагает, что послание к Филимону было написано раньше послания к Колосянам. Он делает этот вывод, сопоставляя отрывки из послания к Колосянам с посланием к Филимону. Послание к Филимону представляет собой поручительное письмо апостола Павла, адресованное его духовному сыну Филимону с просьбой принять как брата его беглого раба Онисима, которого сам апостол крестил во время своих римских уз. В послании же к Колосянам Онисим упоминается уже как полноправный член церковной общины: О мне всё расскажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтоб он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом (нашим), который от вас: они расскажут вам о всём здешнем ( Кол.4:7–9 ). Последним же из всех посланий апостола Павла Златоуст считает послание к Тимофею. «Даже мне кажется, – говорит он, – что оно есть последнее из всех его посланий, как видно из сказанного в конце: Ибо я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало ( 2Тим.4:6 ). Всякому же известно, что Павел кончил жизнь в Риме» 412 . И в заключение своего рассуждения, Златоуст отмечает, что послание к Галатам также было составлено раньше послания к Римлянам. Таким образом, самым ранним из посланий апостола Павла Златоуст считает послание к Фессалоникийцам, вслед за ним идут оба послания к Коринфянам, затем послание к Римлянам, а уже вслед за ним послание к Галатам и послания, написанные в Риме – к Филимону, Колосянам, Евреям и Тимофею. Златоуст провел это исследование с целью выявить взаимосвязь, существующую между временем создания послания и его содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010