У этого списка есть несколько особенностей. Евангелия расположены в следующем порядке: Матфей, Иоанн, Марк, Лука. За ними следуют Послания Павла в необычной последовательности: к Римлянам, 1–е и 2–е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, 1–е и 2–е к Тимофею, к Титу, к Колоссянам и к Филимону. Отсутствие Послания к Филиппийцам, 1–го и 2–го к Фессалоникийцам и к Евреям можно, вероятно, объяснить ошибкой переписчика (или переводчика?). Может быть, взгляд его соскальзывал с «Εφεσους» на «Εβραους». То, что переписчик не был слишком внимателен, видно по тому, что он продолжает этот список 1–ми 2–м Посланиями Петра, за которыми следует Послание Иакова, 1–е, 2–е и 3–е Иоанна и Иуды. Завершают список Послание Варнавы, Апокалипсис Иоанна, Деяния Апостолов, Пастырь, Деяния Павла и Апокалипсис Петра.Показательно, что четыре из этих названий подчеркнуты горизонтальной чертой, чуть заходящей на поля слева. Так отмечены Послание Варнавы, Пастырь, Деяния Павла и Апокалипсис Петра. Похоже на то, что эти линии должны отделить перечисленные названия от заглавий других книг, за которыми признавалось значение авторитета. Согласно Цану и Гарнаку, греческий оригинал этого канона был составлен в Александрии или в соседнем регионе около 300 г., поскольку по содержанию он занимает промежуточное в истории развития канона место, располагаясь между Климентом Александрийским и Оригеном , с одной стороны, Евсевием и Афанасием – с другой 531 . Свидетельствует он о влиянии Востока, которое пробивало себе дорогу на Запад 532 . Другой латинский список библейских книг происходит, вероятно, из Северной Африки и относится к началу второй половины IV века (ок. 360 г.). Он интересен тем, что свидетельствует о конфликте между двумя мнениями об объеме канона. Одна сторона хочет расширить его по сравнению с предыдущим веком, а другая, представляющая более консервативную партию, этому противится (см. Приложение IV. 6). Список, обнаруженный немецким ученым–классиком Теодором Моммзеном, включен в рукопись X века, которая входит в собрание Филиппса (Philipps Collection), хранящееся в Челтнэме (Cheltenham), в Англии 533 . В нем, как и в предыдущем списке, даны справки об объеме каждой книги в строках (stichoi) 534 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Завершается список такими малопонятными указаниями: Три послания Иоанна, 350 строк Только одно Два послания Петра, 300 строк Только одно. В данном в каталоге отсутствует послание к Евреям, а также послания Иуды и Иакова. Фраза «только одно» комментируется в литературе по-разному. По одной из версий, она касается спора об объеме канона С. 308, 228]. К IV в., «золотому веку» латинской христианской письменности, относится канон Киприана, в котором из 21 посланий апостолов отсутствует 7 (к Филимону, к Евреям, Иакова, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна и Иуды). Особое место в западном богословии принадлежит Иерониму Стридонскому (346/50420) и Августину Аврелию (354430). Редакция канона Иеронима не сразу, но к VI в. стала восприниматься как главная латинская версия. В его трудах имеются несколько списков книг Св. Писания полные, охватывающие все книги Библии, и только книги Нового Завета. Их 27, располагаются они в той же последовательности, как в Синайском и Фульденском кодексах Евангелия, послания Павла, Деяния апостолов, Соборные послания и Апокалипсис. В своем главном труде по библеистике, «О христианском учении», Августин Аврелий поместил 27 книг Нового Завета в таком порядке: 4 Евангелия, 14 посланий Павла, 1-е и 2-е Петра, 1-е, 2-е, 3-е Иоанна, Иуды, Иакова, Деяния апостолов и Апокалипсис. Он проявлял колебания в отношении авторства послания к Евреям, но в его каноничности не сомневался. Под влиянием Иеронима и Августина 3 поместных собора западной церкви признали каноничность 27 новозаветных книг: 1) 393г. в Гиппоне 2) 397 г. в Карфагене 3) 419 г. вновь в Карфагене. Правило этих соборов начиналось формулировкой: «Кроме канонических книг ничего не должно читаться в церкви под именем божественного Писания. Канонические же книги следующие...» с. 312]. В 47 правиле канона, принятого на III Карфагенском соборе (397), перечислены следующие новозаветные писания: Евангелия (4 книги), Деяния апостолов (1 книга), послания Павла (14 книг), Соборные послания: Петра два, Иоанна, апостола три, Иакова одно, Иуды одно; Апокалипсис Иоанна (1 книга).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

IV. Православная Церковь указанные ветхозаветные книги называет наследием, принятым от ветхозаветной еврейской церкви, ибо евреям было вверено слово Божие, как о том говорит св. апостол Павел в своём послании к Римлянам (гл. 3, ст. 1 и 2), а новозаветная Церковь приняла эти книги от евреев. В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Юдифь, в) Книга премудрости Соломоновой, г) Книга Иисуса, сына Сирахова, д)» Книга пророка Баруха, е) Три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры. Однако, эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: A. Евангелия: 1. от Матфея (Матф.) 2. от Марка (Марк или Мк.) 3. от Луки (Лука или Лук.) 4. от Иоанна (Иоанн или Ин.) Б. 5. Деяния св. апостолов или Апостольские деяния (Деяния). B. 14-ть посланий святого апостола Павла: 6. к Римлянам (Рим.) 7. I к Коринфянам (I Кор.) 8. II к Коринфянам (II Кор.) 9. к Галатам (Гал.) 10. к Ефесянам (Еф.) 11. к Филиппийцам (Фил.) 12. к Колоссянам (Кол.) 13. I к Солунянам (Фессалоникийцам) (I Сол. или I Фес.) 14. II к Солунянам (Фессалоникийцам) (II Сол. или II Фес.) 15. I к Тимофею (I Тим.) 16. II к Тимофею (II Тим.) 17. к Титу (Тит.) 18. к Филимону (Филим.) 19. к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов , а именно: 20. послание св. Иакова (Иак.) 21. I послание св. Петра (I Петр.) 22. II послание св. Петра (II Петр.) 23. I послание св. Иоанна (I Иоан.) 24. II послание св. Иоанна (II Иоан.) 25. III послание св. Иоанна (III Иоан.) 26. послание св. Иуды (Иуда) Д. Апокалипсис или Откровение св. апостола Иоанна (Откров.) VI. В евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие»– греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше чего более отрадного ничего нет. Первые три евангелия были написаны в период от 50-го до 70-го г. после Рождества Христова, а евангелие св. Иоанна около 90 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Аристен . Частные псалмы, или неканонические книги в храмах не поются, и не читаются, но к анонизованные книги Ветхого и Нового Завета. Каковые суть следующие: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус, Судии, Руфь, Есфирь, Царств четыре, Паралипоменон две, Ездры две, Псалмы, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Иов, Двенадцать Пророков, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил: всех двадцать две книги Ветхого Завета. А Нового: Евангелия четыре – Матфея, Марка, Луки, Иоанна; Деяния; Соборных посланий семь, то есть: одно Иакова, два Петровых, три Иоанновых, одно Иуды; Павла 14-ть, то есть: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Ефесеям, одно к Филиппийцам, одно к Колоссаям, два к Фессалоникийцам, одно к Евреям, два к Тимофею, одно к Титу и одно к Филимону. Славянская кормчая . 58. He подобает чюжих псалмов глаголати в церкви. Чюждии же псалмы глаголются Соломони, и инех неких; их же не повелеша отцы в церкви глаголати, ни книг почитати, их же правила не повелеша: но токмо реченные книги правила, Ветхого и Нового Завета сия суть. Бытие мира. Исход из Египта. Левитик. Числа. Второй Закон. Иисус Навин. Судии. Руфь. Есфирь. Царства 4. Паралипомена 2 книги. Ездры 2 книги. Псалмов 150. Притчи Соломони. Еклисиаст. Песни песней. Иов. Пророк 12: Исаиа. Иеремиа. Варух. Иеремиин плачь и Послание, Иезекииль. Даниил. Нового же Завета книги, сия суть. Евангелия 4: Матфеово. Марково. Лукино. Иоанново. Деяния апостольская. Посланий соборных 7, яже суть сия: Иаковле 1. Петрова 2. Иоаннова 3. Иудино 1; Павлова послания, 14: к Римляном 1, к Коринфеном 2, к Галатом 1, к Ефесеом 1, к Филипписиом 1, к Коласаем 1, к Селуняном 2. к Евреом 1, к Тимофею 2, к Титу 1 , к Филимону 1. Толкование . Сия убо книги достойные чести, сие правило написа. Правило же святых Апостол, 85е , к сим и Климентом написанные заповеди к почитаемым книгам причте: их же 6й Вселенский собор, иже в Трулле Полатнем, во 2м правиле не повелевает чести, яко от еретик искажены быша: тии бо приложиша к ним неписаная некая и развращенна:

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Стр. 277 796. Евангелие и вера не суть средства к достижению житейских целей 19. «Аз воздам; да не реку тебе, яко и сам себе ми еси должен» ... Письмо все писано рукой святого Павла, но расписку собственно составляют слова настоящего текста: аз воздам... Если б Апостол попросил простить Филимона, не предлагая уплаты, то не благоволящие к Евангелию могли бы говорить: вот он Евангелие и веру обращает в средство к достижению житейских целей. Обратил Филимона к вере и теперь требует, чтобы тот принял обокравшего его раба без востребования украденного. Чтобы не говорили так и не клали укора на нашу веру и Евангелие, я и не говорю тебе, пишет Апостол, что так как ты сам собою мне должен, потому прости даром провинившегося раба; напротив, обещаю уплатить тебе весь ущерб, причиненный бежавшим, и прошу, как милости, принять его в твое доброе благорасположение. Высшего я не обращаю в средство к достижению низшего. Вера наша не расстраивает установившихся порядков общей жизни, а только влагает в них иной дух, который свыше есть от Господа. Стр. 286, 288 Толкование пастырских посланий св. апостола Павла/[Соч.] Еп. Феофана. – М.: Унив. тип. (М. Катков), 1882. – II, 3–592, с. 797. Пастырские послания писаны после событий, описанных в книге Деяний; между первыми (по кн. Деяний) и вторыми узами Апостола был перерыв до пяти лет примерно, когда он посетил Восток и Запад (Испанию) и писал эти послания Общее введение. Пастырские послания написаны после того времени, которое объемлется книгой Апостольских деяний и первыми узами святого Павла в Риме … Но как 2-е Послание Тимофею написано в узах, то необходимо признать, что после 1-х уз были вторые узы … Если были вторые узы, то был и промежуток времени между ними. И вот время для написания посланий к святому Титу и 1-го к святому Тимофею … Это подтверждает Евсевий, который в своей истории пишет, что святой Павел вторично был в узах в Риме и там скончался мученической смертью. Вот его слова: «При Фесте Павел отправлен был в узах в Рим. Этим событием святой Лука, описавший Деяния Апостолов, оканчивает свое о них повествование, – сказав, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

3. Время и место написания книги Деяний Рассказ книги Деяний апостольских заключается указанием на двухлетнюю проповедническую деятельность узника апостола Павла в Риме ( Деян.28:30–31 ). О смерти апостола или о его освобождении из уз в ней не упоминается, следовательно, она написана несомненно еще до его мученической кончины в Риме. Это падает на 63 или 64 год по Рожд. Хр. – Лука прибыл в Рим вместе с ап. Павлом ( Деян.28:12–16 ) и там оставался с ним некоторое время, как это видно из упоминания о нем в посланиях к Колоссянам ( Деян.4:24 ) и Филимону ( Деян.4:24 ), писанных апостолом из Рима; но в послании к Филиппийцам, которое написано в Риме же, о Луке уже не упоминается, может быть потому, что его там уже не было. Потому можно с большей вероятностью полагать, что книга Деяний написана в Риме, на что есть свидетельство бл. Иеронима 15 ; но по указанной причине этой вероятности нельзя возвести на степень несомненности. Во всяком случае, впрочем, влияние первоверховного апостола Павла на написание сей книги спутником его Лукой несомненно. 4. Содержание книги Деяний Книга Деяний изображает главнейшие события христианской Церкви от вознесения Господа Иисуса Христа до прибытия в Рим ап. Павла, следовательно, обнимает период около 30 лет. В ней описываются деяния не всех апостолов, а только главнейших из них с их сотрудниками – апостолами из 70. Церковь Христова распространялась сначала в Иерусалиме и Палестине, затем – в мире языческом, сперва между иудеями в рассеянии, потом между самими язычниками. При распространении в Иерусалиме и при первоначальном ее переходе к язычникам особенно много потрудился первоверховный апостол Петр; при распространении же в мире языческом – первоверховный апостол Павел, необычайным образом призванный к апостольскому служению. Соответственно сему книга Деяний состоит из двух главных частей. В первой (1–12 гл.) повествуется по преимуществу об апостольской деятельности Петра и о Церкви из иудеев, во второй (13–28 гл.) – о деятельности Павла и о Церкви из язычников. Таким образом, в книге Деяний в существенных их чертах изображено. как малое общество Господа Иисуса Христа, соответственно Его обетованиям, руководимое невидимо Им Самим в духе веры и любви, явилось свидетелем истины о Нем перед миром; как оно постепенно увеличивалось между природными наследниками древних обетований Божьих – иудеями в Палестине и рассеянии; как потом, согласно с предречениями Господа, при упорном неверии иудеев перешло в мир языческий и постепенно распространяясь в средней Азии и в южной Европе, мало помалу покоряло мир языческий в образованнейших тогда областях его игу Христову: как таким образом из двух враждебных половин мира – иудейства и язычества составилось единое стадо под управлением единого Пастыря ( Ин.10:16 ). – В частности, содержание книги Деяний следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В ряду пособий, облегчающих уразумение книг Нового Завета, первое место, без всякого сомнения, принадлежит творениям древних отцов и учителей Церкви. Из числа таковых творений преимущественно известны: 1) Св. Иоанна, архиепископа константинопольского Златоуста († 407 г.), беседы на Евангелия от Матфея и Иоанна Деяния Апостольские и на все четырнадцать посланий Апостола Павла, кроме послания к Галатам на которое составлено им краткое толкование (πμνημα); 2) Св. Амвросия Медиоланского († 392 г.) толкование на Евангелие от Луки; 3) Св. Кирилла Александрийского († 444 г.) толкование на Евангелие от Луки и Иоанна; 4) Блаж. Феодорита, еп. кирского († 457 г.) толкование на все послания Апостола Павла; 5) Блаженного Иеронима († 420 г.) толкование на Евангелие от Матфея и на послания Апостола Павла к Галатам, Ефесеям, Титу и Филимону; 6) Св. Иоанна Дамаскина († 750 г.) толкования на послания Ап. Павла; 7) Блаж. Кассиодора († 514 г.) толкования на Соборные Послания и Деяния Апостольские, Ближайшие к творениям древних отцов и учителей Церкви место занимают, и по времени и по духу своих толкований, Экумений, еп. фессалийский, живший в десятом веке и составивший толкования на Деяния и на все Послания Апостольские, и Феофилакт, из диаконов и риторов константинопольской церкви, архиепископ болгарский (1077–1107 г.), составивший толкования на весь Новый Завет , кроме Апокалипсиса. Из последних толкователей замечательны: Комментарий на весь Новый Завет Корнелия Аляпиде, жившего в первой половине XVII века, полезный по множеству приводимых мест из творений св. отцов и Комментарий также на весь Новый Завет с особыми рассуждениями на некоторый труднейшие места Августина Калмета, жившего в первой половине XVIII века, достойный внимания по обширности разнородных сведений, точно и основательно изложенных. Сюда же надобно отнести явившееся в 1839–1853 издание аббата Минье под именем полного курса св. писания, составленного из лучших толкований. Из отечественных толкований известны: 1) на Соборные Послания Иакова, второе Петра, Иоанна и Иуды, толкования, составленные преосвящ. Гавриилом митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, и толкование на первое послание Ап. Петра, составленное Тихоном архиепископом астраханским, изданное вместе с толкованием Гавриила; 2) на послание к Римлянам толкования Иринея, Мефодия и прот. Алексеева; 3) на послание к Галатам, толкование арх. Агафангела; и 4) на послание к Ефесеям записки, изданные при Киевской Д. Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

традиции Деяния обычно находятся перед Посланием к Римлянам, поскольку завершаются рассказом о проповеди ап. Павла в Риме). Канонические списки Основная масса древних списков канонических книг НЗ возникла в IV-V вв. ( Grosheide. 1948). Среди них выделяются по крайней мере 3 типа: 1) комментированные списки (в которых кратко объясняется, почему то или иное сочинение включено в канон или, наоборот, исключено из него); 2) списки со стихометрией, служившие практическим нуждам (как каталоги и указания для переписчиков и заказчиков книг); 3) списки книг, признаваемых конкретной Церковью в качестве правил веры. Одной из ключевых для истории новозаветного канона в целом является проблема датировки и интерпретации «Канона Муратори» (или «Фрагмента Муратори»; см. Муратори канон ) - комментированного списка канонических книг, к-рый был обнаружен и впервые издан Л. А. Муратори ( Muratori L. A. Antiquitates Italicae Medii Aevi. Mediolani, 1740. Vol. 3. Col. 853-856). Рукопись происходит из мон-ря Боббио, в наст. время хранится в Амброзианской б-ке (Ambros. J 101 Sup. Fol. 10-11) и датируется VIII в. «Канон Муратори» находится между соч. Евхерия Лионского и свт. Амвросия Медиоланского. Кроме этой рукописи известно несколько близких цитат в прологах к Посланиям ап. Павла (4 рукописи XI-XII вв. из Монте-Кассино). В тексте последовательно перечисляются Евангелия (сохранился текст только о Евангелиях от Луки и от Иоанна, но они названы 3-м и 4-м, что подразумевает наличие предшествующих им Евангелий от Матфея и от Марка; после Евангелия от Иоанна упоминаются Послания Иоанна и цитируется 1 Ин 1. 1-3), далее Деяния (называются «Деяния всех апостолов»), Послания ап. Павла Церквам (сначала только 1-е к Коринфянам, к Галатам, к Римлянам, потом снова 1-е к Коринфянам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Галатам, 1-е к Фессалоникийцам, к Римлянам, потом 2-е к Коринфянам и 2-е к Фессалоникийцам) и лицам (к Филимону, к Титу, 1-е и 2-е к Тимофею), подложные Послания - к Лаодикийцам и Александрийцам, далее - Иуды, 1-3-е Послания Иоанна, Книга премудрости Соломона, «Апокалипсисы» Иоанна и Петра (последний принимается с оговорками), далее - «Пастырь» Ермы как дозволенная, но не читающаяся публично книга, отвергаются сочинения Арсиноя (Бардесана?), Валентина, Мильтиада (маркионита) и Василида (монтаниста).

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

л. 148 об. Св. Филимона о молитве. Нач. Брат впроси отца Филимона, глаголя: что есть скровеное поучение, отче? За сим краткие повести от Патерика, от Старчества, от Лимониса и изречения Отцов-аскетиков. л. 156 об. Никона (черногорца) Слово 37. Яко не достоит оклеветаватн некых ради нужныа в еже жити потребы, и проч. См. 210. л. 160. Тогоже Слово 38. О богатстве и нищете. Отрывок. л. 163 об. От слова еже на Сшествие Св. Духа вь еже притчею, яко Ветхаго человека деньми председяща зде писание обыче сице уверити. Ибо что есть человек старостию одржим в месте темне, на немже риза червлена. Изъяснение изображения на иконе сошествия Св. Духа, в рукописях встречается часто. То и другое напечатано в 4 бес. И. Златоуста на Деяния гл. 2 зач. 3. л. 164 об. От Правил глава 54, иже в святых отца нашего Василиа Великаго о мнишестем строении послание к Григорию Богословцу . См. 132. л. 171. Глава 57. От божественных правил, Великаго Василиа о том, колика и какова суть места епитимиам, рекше запрещением. Из Кормчей. Далее мелкие выписки из других книг, бол. частию из Патериков. л. 191. Мес. августа 15, блаженаго Симеона Метафраста Слово объемлюще, якоже от пречистаго рожениа и вспитаниа преч. Владычица наша Богородици и боголепнаго рожества Христа Бога нашего, и елика даже до живоноснаго еа стекошася скончяниа, еще же и о явлении честныя ея ризы, и како велико сие богатство христианом скровищствовася. Нач. Подобаше въистину Девици, якоже сама Бога к человеком приити хотящя, достойно некое и благолепно обретеся жилище. л. 238. Повесть о храме св. Богородица, в немже родися от Иакима и Анны. Нач. В странах иерусалимских в граде галилейском, ему же имя Назарет, в том храме родилася св. Богородица от Иакима и Анны. В конце сказано: В лето 7036 (1528) приидоша на Москву июниа посланницы Вел. Князя Василиа Ивановича от папы римьскаго Климента чствертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию св. церковь , от Рима 300 врст, и к нам сие писание допесоша. За сим следует, без всякого заглавия, сказание об иконе Тихвинской Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010