прот. Николай Куломзин Содержание Введение Глава первая. Жизнь апостола Павла до миссионерских путешествий Происхождение Савла Обращение Савла. Годы, проведенные до первого миссионерского путешествия Глава вторая. Первое миссионерское путешествие апостола Павла Деяния 13–14 Апостольский Собор (Деяния 15:1–35) Глава третья. Второе миссионерское путешествие апостола Павла Деяния 15:6–18:21 Первое Послание к Фессалоникийцам Второе Послание к Фессалоникийцам Глава IV. Третье миссионерское путешествие апостола Павла Первое Послание к Коринфянам Второе Послание к Коринфянам Послание к Римлянам Послание к Галатам Глава V. Пленение апостола Павла в Кесарии и в Риме – Так называемые «Послания из уз»: Флп; Кол; Флм; Еф. Историческая часть Послания из уз Послание к Филиппийцам Послания к Колосянам, к Филимону и к Ефесянам Послание к Колосянам Послание к Филимону Послание к Ефесянам Глава VI. Пастырские Послания Все свидетельства Нового Завета о церковной иерархии Оспариваемая подлинность посланий Структура Пастырских посланий Глава VII. Послание к Евреям     Настоящее издание представляет собой перевод с французского языка курса лекций по Новому Завету, которые читал протоирей Николай Куломзин в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже в 1970-е годы. Данный том посвящен анализу структуры, экзегезе, вопросам авторства, текстологии и историку-биографическому контексту посланий апостола Павла. Введение 1 Христианство не просто система взглядов, это жизнь в Духе Святом в союзе со Христом и в общении с теми, кого мы любим. Поэтому, приступая к изучению текстов апостола Павла, как, впрочем, любого другого библейского текста, мы должны познакомиться с личностью автора. Конечно, в Новом Завете повествуется о вечных богословских истинах, однако не следует забывать, что они были сформулированы людьми и эти люди должны вызывать наш интерес в определенных исторических обстоятельствах. Исповедуя богодухновенность Священного Писания , мы признаем действие Святого Духа при создании библейских текстов. Однако, будучи православными, мы исповедуем также, что богодухновенность не умалила человеческого участия. Писание отмечено не только печатью Духа Святого, оно несет в себе образ тех людей, тех святых, которые его создавали. Так, тексты, написанные евангелистом Иоанном, отмечены личностью «возлюбленного апостола»; Павловы послания отражают характер «апостола языков». Священное Писание не есть результат только Божественного или только человеческого делания, оно плод Богочеловеческого сотворчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Петра». В др. варианте: Четвероевангелие, Откровение Иоанна Богослова, «Успение Иоанна», Деяния св. Апостолов, 7 Соборных Посланий, 14 Посланий Павла (к Римлянам, 1-е и 2-е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Колоссянам, 1-е и 2-е к Фессалоникийцам, к Евреям, 1-е и 2-е к Тимофею, к Филиппийцам, к Титу, к Филимону), «3-е Послание к Коринфянам» (этот апокриф заимствован из сир. традиции, известен арм. авторам с V в.), «Книга Фаддея» (вероятно, или «Деяния Фаддея», или «Учение Аддая») и 6 книг, принятых Церковью: «Чтения Иакова», «Апостольские каноны», «Слова Иуста», «Книга Дионисия Ареопагита», «Книга Криспа» (возможно, апокриф «Деяния Пилата»), «Проповедь ап. Петра» ( Idem. 1990; о списках арм. апокрифов см. также: Idem. 2001). В арм. переводе Иерусалимского Лекционария фигурируют чтения из книг: Бытие, Исход, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, 1, 2, 4-й Книг Царств, 2-й Маккавейской книги, Книги Иова, Псалтири, Книг Притчей Соломоновых, пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Амоса, Ионы, Михея, Захарии, из 4-х Евангелий, Деяний св. Апостолов, Посланий ап. Павла к Римлянам, 1-го к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1-го к Фессалоникийцам, 1-го и 2-го к Тимофею, к Титу, к Евреям, Послания Иакова, 1-го и 2-го Послания ап. Петра. В процессе эволюции лекционарной системы к этому перечню были добавлены чтения из Книг премудрости Соломона, Екклесиаста, пророков Аггея, Наума, Софонии, Малахии и 2-го Послания к Коринфянам ап. Павла. За богослужением никогда не читались тексты из Книг Руфь, Товита, 1-й Паралипоменон, 1-й и 2-й Ездры, Неемии, из Послания ап. Павла к Филимону и Откровения Иоанна Богослова. При этом в состав некоторых служб входили чтения Пс 151, из апокрифических «Житий пророков», «Успения Иоанна», 3-го Послания к Коринфянам, «Слов Иуста», «Молитвы Евфалия». Фрагмент папирусного кодекса на копт. языке (Втор 34. 11–12; Иона 1. 1–4). 1-я пол. IV в. (Lond. Brit. Mus. Orient. 7594) Фрагмент папирусного кодекса на копт. языке (Втор 34.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

У Евсевия Кесарийского приводятся канонические списки сщмч. Иринея Лионского ( Euseb. Hist. eccl. V 8. 2-8), Климента Александрийского (Ibid. VI 14. 1-7) и Оригена (Ibid. VI 25. 3-14). Однако скорее всего эти списки составлены самим Евсевием на основе их сочинений. Собственный список Евсевия близок к списку Оригена (Ibid. III 25. 1-7). Самым значимым вкладом Евсевия в историю новозаветного канона было введение терминологии, позволявшей разделить все тексты, претендовавшие на канонический статус, на 3 группы: 1) общепризнанные (μολογομενα), или входящие в [Новый] Завет (νδιθηκον); в списке Евсевия - это 22 книги: 4 Евангелия, Деяния св. Апостолов, Послания ап. Павла (включая Пастырские и к Евреям), Послания: 1-е Петра и 1-е Иоанна и с оговорками Откровение Иоанна Богослова; 2) спорные (ντιλεγμενα или νθα, в списке Оригена они названы μφιβαλλμενα), к ним относятся, с одной стороны, Послания Иакова, Иуды, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, с другой - «Деяния Павла», «Пастырь» Ермы, «Апокалипсис Петра», «Послание Варнавы», «Дидахе», возможно, «Откровение Иоанна» и «Евангелие евреев»; 3) подложные и еретические (τοπα πντ κα δυσσεβ). Критерии, использованные Евсевием, были, видимо, заимствованы им из античной традиции лит. критики и определения подлинности авторства ( Baum. 1997; Kalin. 2002). К числу стихометрических списков относится Клермонский каталог (1-я пол. IV в.), происходящий, вероятно, из Египта. В нем перечислено 23 книги (Евангелия от Матфея, от Иоанна, от Марка и от Луки, Послания к Римлянам, 1-2-е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, 1-2-е к Тимофею, к Титу, к Колоссянам, к Филимону, 1-2-е Петра, Иакова, 1-3-е Иоанна, Иуды, «Послание Варнавы», Откровение Иоанна Богослова, Деяния св. Апостолов, «Пастырь» Ермы, «Деяния Павла», «Апокалипсис Петра»). Не упоминаются Послания к Филиппийцам, 1-е и 2-е к Фессалоникийцам, к Евреям. 26 книг, принимаемых Иерусалимской Церковью, ок. 350 г. перечисляет свт. Кирилл Иерусалимский ( Cyr. Hieros. Catech. 4. 33). Поворотным моментом в истории новозаветного канона является канонический список из 39-го пасхального Послания свт. Афанасия Александрийского 367 г. Это первый новозаветный канон, состоящий из 27 книг. В этом же тексте впервые употреблено выражение κανονιζμενα (входящее в канон, канонизированное). Был ли этот канон унаследован свт. Афанасием от традиции Александрийской Церкви или создан самостоятельно, не ясно. С учетом списка книг ВЗ заметна близость этого канона к Ватиканскому кодексу. По мнению Д. Бракке, целью публикации этого списка было противостояние, с одной стороны, «академическому христианству», основанному на авторитете отдельных учителей, с другой - «восторженному христианству» тех, кто черпали вдохновение из апокрифических книг ( Brakke. 1994).

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Аналогичная ситуация с формированием канона просматривается и на Западе. Хотя гонения на христиан, а затем начавшееся Великое переселение и последовавшая варваризация общества заставляли церкви на Западе четче определить границы новозаветного Писания. К первым десятилетиям в. относятся каноны Иринея Лионского 22 (ум. ок. 202) и Тертуллиана Карфагенского 23 (ум. ок. 220). Один из списков книг Нового Завета расположен в Кларомонтанском кодексе. Кларомонтанским кодексом называют двуязычную (греческую и латинскую) рукопись посланий Павла, относящуюся к VI в. Неизвестный автор между посланием к Филимону и к Евреям вставил более древний список библейских книг на латыни, неопределенной датировки и неизвестного происхождения. Часть исследователей считает, что греческий вариант этого канона книг был составлен в Александрии или где-либо поблизости около 300 г. Неизвестный составитель списка указал количество строк в каждой книге в соответствии со стандартным размером строки 1516 слогов. Кроме того, этот список отличает необычность расположения Евангелий от Матфея, Иоанна, Марка и Луки. За ними следуют 10 посланий Павла (отсутствие 4-х: к Филиппийцам, 1-го и 2-го к Фессалоникийцам и к Евреям, объясняется ошибкой переписчика или переводчика). Затем идут 7 общих или соборных посланий. Завершают список Послание Варнавы, Откровение Иоанна, Деяния апостолов, Пастырь, Деяния Павла и Апокалипсис Петра. Четыре из этих названий, Послание Варнавы, Пастырь, Деяния Павла и Апокалипсис Петра, подчеркнуты, они как бы отделены от других книг, признаваемых авторитетными. Другой латинский текст канона, видимо, был создан около 360 г. Он является частью латинской рукописи X в., хранившейся в библиотеке Томаса Филиппса в Челтнэме (Англия). Обнаружен и идентифицирован ученым-классиком Теодором Моммзеном в 1866 г. В данном списке, как и в предыдущем, объем книги указан в строках. В перечне Чэлтнэмского кодекса следующая последовательность расположения Евангелий от Матфея, Марка, Иоанна, Луки. Затем следуют 13 посланий Павла, Деяния апостолов и Апокалипсис 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

В разборе и отделении подлинных и неподлинных из сих книг древняя Церковь была так строга, что решилась лучше оставить до времени под сомнением подлинность некоторых подлинно апостольских писаний, но подвергавшихся «пререканиям» по некоторым причинам, чем подать повод к подозрениям в признании неподлинных писаний подлинно апостольскими. Вот почему состав «Апостола» в равных древнейших Церквях – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Римской был не во всех одинаков, и в тех или других из них признавались до времени «спорными» или «пререкаемыми» некоторые писаний апостолов, именно: послание Иакова, 2 послание Петра, 2 и 3 послания Иоанновы, послание Иуды, послание к Евреям и Апокалипсис Иоанна Богослова. Со временем, по достоверном исследовании, и они признаны Церковью подлинными и внесены в канон несомненно подлинных апостольских писаний, и, таким образом, состав «Апостола» явился в следующем виде, в каком сохраняется и доныне: 1) Одна книга исторического содержания, именно – Деяния Святых Апостолов, написанные евангелистом Лукой. 2) Двадцать одна книга учительного содержания – Послания Апостолов, именно: I. Семь посланий соборных; из них: Одно послание Иакова, Два послания (1 и 2) Петра, Три послания (1, 2 и 3) Иоанна Богослова, Одно послание Иуды. II. Четырнадцать посланий апостола Павла; из них: Одно послание к Римлянам, Два (1 и 2) – к Коринфянам, Одно – к Галатам, Одно – к Ефесянам, Одно – к Филиппийцам, Одно – к Колоссянам, Два (1 и 2) – к Солунянам, Два (1 и 2) – к Тимофею, Одно – к Титу, Одно – к Филимону, Одно – к Евреям. 3) Одна книга пророческого содержания, именно – Апокалипсис Иоанна Богослова. Все другие книги, появившиеся под названием Деяний, Посланий и Апокалипсисов и надписанные именами разных апостолов, отвергнуты Церковно как подложные, содержащие недостоверное апостольское учение, как апокрифические, каковые все и запрещено читать в Церкви православно верующим христианам, как неполезные и вредные. II. О книге «Деяния Святых Апостолов» 1. Важность книги Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Наряду с этим в некоторых рукописях после книг Нового Завета помещаются и другие книги, которые в конце концов не были включены в новозаветный канон. В Синайском кодексе, например, после общеизвестных книг Нового Завета идёт послание Варнавы и Пастырь Ермы; в Александрийском кодексе добавлены Первое и Второе послания Климента. В кодексе Безы (Clarmontanus) имеется каталог новозаветных книг, вписанный между Посланиями Филимону и евреям, где перечислены все новозаветные книги (странным образом без Послания евреям): в конце этого списка добавлены также послание Варнавы (возможно, так здесь названо Послание евреям), Пастырь Ермы, деяния апостола Павла и апокалипсис Петра. На Востоке главным образом подвергалось сомнению каноническое достоинство Апокалипсиса Иоанна, а на Западе высказывались сомнения относительно Послания евреям, хотя, естественно, были исключения с той и другой стороны. На Востоке и Западе долгое время имели место противоположные взгляды на некоторые из малых Соборных посланий. Для примера вот один из списков канонических книг той эпохи (360), так называемый канон Mommsenianus, названный по имени своего издателя Моммсена (Mommsen). В этом каноне, происходящем с Запада, точнее, из Северной Африки отсутствуют Послания евреям, Иакова и Иуды. В одной из двух сохранившихся рукописей этого списка канонических книг к Соборным посланиям Иоанна и Петра добавлена фраза una solo (=только одно) – свидетельство того, что составитель этого списка признавал каноническими только Первое Иоанна и Первое Петра. Последним этапом в развитии новозаветного канона считается 39-е Праздничное послание святителя Афанасия Великого (367), в котором перечислены 27 книг Нового Завета в следующем порядке: четыре Евангелия, Деяния, 7 Соборных посланий (Иак., 1 и 2 Петр., 1, 2, 3Ин., Иуд.), 14 посланий апостола Павла (Послание евреям поставлено после Второго фессалоникийцам и перед Пастырскими и Филимону) и в конце Апокалипсис. Послание святителя Афанасия заканчивается следующими словами: «Это источники спасения, так что жаждущим следует почерпать от этих словес жизни: только здесь проповедуется учение благочестия. Никто к ним да не прибавляет и никто от них да не отнимает ничего».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Находясь и в отпуске, и на каникулах, можно совершать нравственный молитвенный подвиг 14.06.2020 19:05:38 Протоиерей Сергий Филимонов Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Несмотря на то, что в этом году пост не очень длинный, всё равно это пост и хотелось бы провести его правильно. Как совместить дачный, отпускной период с Петровым постом, как правильно питаться, какие молитвы читать - на эти вопросы отвечает д.м.н., профессор, протоиерей Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Отец Сергий, в чём главная особенность Петрова поста? Какие изменения происходят в службах по время поста? Особенностью Петрова поста является предуготовление православного христианина ко дню святых апостолов Петра и Павла - 12 июля. Апостольский пост имеет свои особенности. В эти святые христианин старается читать Деяния святых апостолов, Послания святых апостолов, которые раскрывают евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа. Ход богослужения соответствует уставу РПЦ. В эти дни особенно полезно читать жития святых апостолов, деяния – то есть знакомиться с апостольским наследием. Относительно каких-то сугубых молитв указаний не имеется. Однако весьма полезно, если постящийся христианин будет призывать молитвенно святых апостолов, особенно тех, которые близки его сердцу или чьё имя он носит, то есть своего тезоименитого святого. Также полезно заказывать молебны, читать акафисты кому-нибудь из святых апостолов. Петров пост совпадает с каникулами, дачным периодом, временем отпусков. Посоветуете, как правильно верующему его провести: и для телесной пользы и для духовной, конечно? Любой пост – это, в первую очередь, время нравственного подвига. Поэтому находясь и в отпуске, и на каникулах, можно совершать нравственный молитвенный подвиг, одно другому не мешает.

http://radonezh.ru/2020/06/14/nahodyas-i...

Эти книги никогда не удостаивали упоминания церковные писатели в своих сочинениях. (7) Кроме того, и язык и стиль их сильно отличаются от апостольского, а их мысли и намерения совершенно расходятся с истинным правоверием и ясно показывают, что они подделаны еретиками. Поэтому их нельзя причислять даже к подложным, а следует называть нелепыми и нечестивыми. 4. Канон неопределенной датировки и неизвестного происхождения, вставленный в Кларомонтанский кодекс В Кларомонтанский кодекс VI века (D), греческую и латинскую рукопись Посланий Павла, неизвестный вставил между Посланием к Филимону и к Евреям список библейских книг, составленный на латыни. Zahn (Geschichte, ii, pp. 157–172) и Harnack (Chronologie, ii, pp. 84–88) придерживались того мнения, что первоначально этот список был составлен на греческом языке в Александрии или где–то поблизости от нее около 300 г. J. Weiss предположил его североафриканское происхождение (Zeitschrifi fur wissentschafiliche Theologie,xxx pp. 169 и далее). Подробнее см. об этом на с. 227. [За списком книг Ветхого Завета следуют:] Четыре Евангелия: Матфей, 2600 строк Иоанн, 2000 строк Марк, 1600 строк Лука, 2900 строк Послания Павла: к Римлянам, 1040 строк Первое к Коринфянам, 1060 строк Второе к Коринфянам, 70 (sic) строк к Галатам, 350 строк к Ефесянам, 365 строк Первое к Тимофею, 209 строк Второе к Тимофею, 289 строк к Титу, 140 строк к Колоссянам, 251 строк к Филимону, 50 строк – Первое к (sic) Петру 695 , 200 строк Второе к (sic) Петру, 140 строк Иакова – 220 строк Первое Послание Иоанна, 220 Второе Послание Иоанна, 20 Третье Послание Иоанна, 20 Послание Иуды, 60 строк – Послание Варнавы, 850 строк Откровение Иоанна, 1200 Деяния Апостолов, 2600 – Пастырь, 4000 строк – Деяния Павла, 3560 строк – Апокалипсис Петра, 270 5. Канон Кирилла Иерусалимского (ок. 350) Из Огласительных поучений Кирилла, 4, 36. Подробнее см. с. 206–207. А в Новый Завет входит только четыре Евангелия, а остальные носят ложные названия и вредоносны. Манихеи написали Евангелие от Фомы, которое, пороча благость имени «Евангелие», губит души простаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Матфея, затем Марка, к которому добавь Луку третьим, и посчитай Иоанна четвертым по времени, Но первым по высоте учения, Ибо я называю его сыном грома, Сильнее всех говорящего слово Божье. Принимай также и вторую книгу Луки, О соборных Деяниях апостолов. За ним избранный сосуд, Глашатая язычникам, апостола Павла, мудро написавшего церквам Дважды по семь посланий: к Римлянам одно, К которому следует прибавить два к Коринфянам, То, что к Галатам, и то, что к Ефесянам, после которого То, что к Филиппийцам, затем одно, написанное к Колоссянам 696 , два к Фессалоникийцам, Два к Тимофею, и к Титу и к Филимону, По одному каждому, и одно к Евреям. Но некоторые говорят, будто к Евреям подложное, Поступая нехорошо, ибо по благодати оно подлинно. Что же осталось? Из соборных посланий Некоторые утверждают, что мы должны принимать семь, другие, Что только три должно принять – Иакова одно, Одно Петра и одно Иоанна. А некоторые признают три [Иоанна], и, кроме них, два Петра, и седьмым Иудино. И еще Апокалипсис Иоанна, Который некоторые принимают, но большинство Считает его поддельным. И это, Вероятно, наиболее надежный (букв, самый неподдельный) Канон боговдохновенного Писания. 12. Канон, принятый на III Карфагенском соборе (397) Первым Собором, принявшим нынешний канон новозаветных книг, был собор Гиппона (Regius) в Северной Африке (393); однако деяния этого Собора утрачены. Их краткое изложение было зачитано и принято на Карфагенском соборе в 397 г. 697 Правило 47. Кроме канонических книг ничего не должно читаться в церкви под именем божественного Писания. Канонические же книги следующие: [перечисляются книги Ветхого Завета]. [Книги] Нового Завета: Евангелия, четыре книги; Деяния апостолов, одна книга; послания Павла, тринадцать; его же к Евреям, одно послание; Петра – два; Иоанна, апостола, – три; Иакова одно; Иуды одно; Апокалипсис Иоанна. Касательно подтверждения этого правила (канона) следует посоветоваться с заморской Церковью. В годовщины памяти мучеников следует читать их деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

К первой половине IV в. относятся Синайский 15 и Ватиканский 16 кодексы, греческие рукописи Ветхого и Нового Заветов. Как уже отмечалось, в Синайском кодексе после новозаветных книг были помещены послание Варнавы и фрагмент Пастыря Ерма . В огласительном поучении 17 Кирилла Иерусалимского , произнесенного им в около 350 г., не был включен Апокалипсис. Отсутствует Апокалипсис и в каноне, принятом на Лаодикийском соборе 18 . Позиция египетской церкви по вопросу канона новозаветных книг представлена мнением одного из самых знаменитых богословов IV в. Афанасия Великого (Александрийского; ок. 295373), который в 39-м Праздничном послании 19 367 г. назвал 27 книг, составляющих современный Новый Завет . В каноне Афанасия после 4-х Евангелий, от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, помещены Деяния и 7 Соборных посланий, Иаково одно, Петра два, Иоанна три, Иуды одно. Затем 14 посланий Павла: первое к Римлянам, два к Коринфянам, после них к Галатам, следующее к Ефесянам, потом к Филиппийцам, далее к Колоссянам, два к Фессалоникийцам и к Евреям, после них два к Тимофею, одно к Титу и, наконец, к Филимону. Заключает список Апокалипсис. Но столь же авторитетный богослов и современник Афанасия Григорий Назианзин (Богослов; 329389) не принял канона Афанасия и в стихотворной форме составил свой каталог новозаветных писаний. В нем Павловы писания поставлены перед Соборными и исключен Апокалипсис. Этот канон был подтвержден Трулльским собором в 692 г. В Синопсисе священных книг, часто приписываемом Иоанну Златоусту (347407), антиохийскому экзегету и патриарху Константинопольскому, перечислены 14 посланий Павла, 4 Евангелия, Деяния и 3 Соборных послания. Согласно 85 правилу Апостольских постановлений и правил 20 , составленному, видимо, в конце IVhaчaлe V в. в списке книг Нового Завета перечисляются 4 Евангелия, 14 посланий Павла, 7 Соборных посланий. Затем называются 2 послания Климента Римского и его Постановления в 8-ми книгах и, наконец, апостольские деяния с.3 09310]. Как видно, Апокалипсис опущен из канона священных книг, зато в нем появились послания Климента и его постановления. Колебания и неустойчивость канона новозаветных книг (их число, последовательность расположения, принятие и исключение Апокалипсиса) просматриваются и в первом постановлении Трулльского собора 21 (другое название Пятишестой; 691692), завершившего работу V (553) и VI (680) Вселенских соборов. Постановлением определялся перечень авторитетных источников. Среди них так называемые 85 апостольских правил, правила некоторых церковных соборов, в их числе Лаодикийского и Карфагенского, и различные списки библейских книг, составленные отцами и писателями церкви. По мнению специалистов, в греческой церкви и в X в. было не менее шести разных... списков канонических книг, которые признавались достойными того, чтобы их читали во время богослужений С. 214]. Это не считая других восточных церквей, сирийской, грузинской, армянской, абиссинской.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010