Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ Условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка . Единственным свидетелем существования текста П. и А. д. является пергаменный кодекс MONB.DN (совр. принятая аббревиатура согласно базе данных Corpus dei Manoscritti Copti Letterari (Корпус коптских литературных рукописей)). Кодекс принадлежал б-ке Белого монастыря (близ совр. г. Сохаг, Египет) и, вероятно, был создан в одном из скрипториев Файюмского оазиса между X и XII вв. Он представляет собой собрание апокрифических деяний ап. Андрея Первозванного . Как и др. рукописи из Белого мон-ря, кодекс MONB.DN сохранился не полностью; его листы в наст. время находятся в фондах 7 европ. б-к. Рукопись открывают Андрея и Матфия деяния (заголовок не сохр.; предположительно, они были озаглавлены как «Первое деяние апы Андрея в городе людоедов»). За ними следуют «Деяния Андрея и Филимона», представляющие собой 2-е, 3-е и 4-е «Деяния апы Андрея» ( Miroshnikov. 2017. P. 12-13), П. и А. д., «Деяния Андрея и Варфоломея» и «Деяния Петра и Андрея». Несохранившиеся последние листы кодекса, вероятно, содержали копт. «Мученичество Андрея» ( Idem. 2018). В составе кодекса П. и А. д. занимали от 20 до 23 страниц, из к-рых сохранились 15 (ныне в Ватиканской б-ке - Vat. Borg. copt. 109. Fasc. 132. Fol. 1-8); их издал с франц. переводом Кс. Жак ( Jacques. 1969). Поскольку начало и заглавие текста отсутствуют, невозможно определить, были ли П. и А. д. самостоятельным произведением (подобно следующим за ними «Деяниям Андрея и Варфоломея») или же представляли собой 5-е «Деяние апы Андрея». Последний вариант более вероятен, поскольку предшествующее П. и А. д. 4-е деяние является вторичным добавлением к тексту «Деяний Андрея и Филимона», известным как и П. и А. д. только по кодексу MONB.DN. Т. о., П. и А. д., возможно, были написаны как последняя часть «Деяний апы Андрея» и никогда не существовали независимо.

http://pravenc.ru/text/2578596.html

Открылась выставка, посвященная святому Философу Орнатскому августа 2018 Выставка " Жизнь как подвиг " , посвященная 100-летию кончины священномученика протоиерея Философа Орнатского и его сыновей Бориса и Николая, 29 августа открылась у ограды Казанского кафедрального собора . На церемонии открытия выступили составитель экспозиции писатель-агиограф Валерий Филимонов, автор жития священномученика Философа Орнатского и его сыновей; настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) , настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов . Присутствовали около ста человек - прихожане храма преподобномученика Андрея Критского - подворья Константино-Еленинского монастыря, прихожане Казанского собора, представители общественности и духовенства. После богослужения утрени с чином погребения Божией Матери экспозицию осмотрел митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . " Открытие выставки памяти отца Философа - радостное для нас событие. Его имя долгие годы было забыто, и сейчас его деяния возвращаются к людям - в том числе благодаря этой выставке, - сказала матушка Илариона. - Прекрасно, что она расположена в центре города, что есть аннотации на английском языке, и иностранные гости города тоже могут узнать о святом " . Игумения Илариона рассказала, что выставка - одна из составляющих программы мероприятий, разработанной к 100-летию мученической кончины отца Философа. Основное празднование состоится 30 октября. Подготовка к выставке заняла всего три месяца, но этому предшествовала многолетняя кропотливая работа, которую провели прихожане храма преподобномученика Андрея Критского и друзья Константино-Еленинского монастыря. Тексты написал Валерий Филимонов. На выставке представлен уникальный материал, собранный из фондов шести российских архивов и библиотек, а также документы, фотографии и рукописи, переданные потомками отца Философа, - свыше 100 репродукций исторических документов, многие из которых ранее не публиковались. Экспозиция располагается на четырех стендах. Первый стенд рассказывает о жизненном пути, отца Философа, его родине, семье, второй посвящен его миссионерской деятельности, третий - работе отца Философа в качестве председателя Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, четвертый освящен революционным событиям и мученической кончине отца Философа. Завершает экспозицию фотография иконы священномученика Философа Орнатского, написанной специально для храма преподобномученика Андрея Критского иконописцем Вячеславом Михайленко и его дочерью Татьяной.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В собрании присутствуют образы главных православных, а также местночтимых святых 13 июля. ПРАВМИР. Выставка «Русские святые. Коллекция Феликса Комарова. 300 икон» пройдет в Манеже в Москве с 16 июля по 21 августа. Коллекция бизнесмена Феликса Комарова включает более 300 икон конца XVI – начала XX столетия с изображением святых — представителей разных чинов святости, начиная с апостола Андрея, сообщается на сайте Манежа. В собрании присутствуют образы главных православных святых: Креститель Руси князь Владимир, благоверные князья-мученики Борис и Глеб, печерские преподобные, московские святители, преподобный Сергий Радонежский, юродивый Василий Блаженный, отрок царевич Димитрий. Выставка интересна тем, что на ней будут представлены уникальные изображения местночтимых святых, считает коллекционер. «Есть святые, которых знают все, например, Сергий Радонежский. А есть так называемые местночтимые — это святые, которые свои деяния делали в маленьких местечках, они известны только в своей местности. Их иконописные лики тоже можно будет увидеть на выставке в Манеже», — цитирует Комарова ТАСС. На выставке будут представлены образы Гурия Шалочского, Евфросина Синозерского, Макария Жабынского. Образ преподобного Ксенофонта из этого собрания, вероятно, является единственным ныне известным изображением основателя маленького Никольского монастыря на реке Робейке в окрестностях Новгорода. Столь же редок образ преподобного Василиска Сибирского — пустынника, подвизавшегося в сибирских лесах в первой четверти XIX века и причисленного к лику святых только в 2004 году. Частью выставки станет культурно-просветительская программа, направленная на укрепление интереса к древнерусскому искусству, культуре и истории России, с ежедневными экскурсиями, которые будут проводить историки и специалисты в области древнерусского искусства. Особая музыкальная программа выходного дня будет подготовлена при сотрудничестве с Московской государственной Консерваторией им. П.И. Чайковского при участии Московского мужского камерного хора «Кастальский» под управлением профессора кафедры хорового дирижирования, декана факультета симфонического и хорового дирижирования Алексея Рудневского. В программе примет участие ансамбль «Колокола России» под руководством лауреата международных конкурсов Галины Филимоновой.

http://pravmir.ru/vyistavka-redkih-ikon-...

относят тексты, возникшие после 300 г., не столь объемные и менее значимые по сравнению с большими Д. а. а. В этих текстах описываются отдельные деяния, проповедь и/или мученическая кончина одного из апостолов от 12 (но не Петра, Павла, Иоанна, Андрея и Фомы) или наиболее значительного от 70, или же 2 апостолов: «старшего», преимущественно одного из тех 5 апостолов, о к-рых повествуют большие Д. а. а., или, возможно, кого-либо из апостолов от 12, и «младшего». Малые Д. а. а. были написаны в основном по-гречески, но сохранились зачастую лишь в переводах. Их можно разделить на 2 группы. К 1-й принадлежат деяния одного апостола от 12 или от 70: «Деяния Филиппа» (CANT, N 250), «Деяния Варфоломея» (CANT, N 258), «Деяния Матфея» (CANT, N 267), «Деяния Иакова Зеведеева» (сохр. лишь переработки - CANT, N 272-273), «Деяния Иакова, брата Господня» (сохр. лишь переработки - CANT, N 274-278), «Деяния Матфия» (CANT, N 280), «Деяния Симона Кананита» (CANT, N 282), «Деяния Варнавы» (CANT, N 285), «Деяния Марка» (CANT, N 277-278), «Деяния Луки» (сохр. лишь переработки - CANT, N 290-294), «Деяния Тимофея» (сохр. лишь переработки - CANT, N 295-297), «Деяния Тита» (CANT, N 298), «Деяния Фаддея» (CANT, N 299) и «Деяния Стефана» (CANT, N 300-301). Как правило, они построены по схеме больших Д. а. а.: распределение жребиев - проповедь - мученическая кончина. Ко 2-й группе относятся совместные деяния 2 апостолов (или апостола и его спутника): «Деяния Петра и Павла» (сохр. различные варианты - CANT, N 192-194, 197, 201, 203, 206), «Деяния Андрея и Матфия» (CANT, N 236), «Деяния Петра и Андрея» (CANT, N 237), «Деяния Андрея и Варфоломея» (CANT, N 236), «Деяния Андрея и Павла» (CANT, N 237), «Деяния Андрея и Филимона» (CANT, N 238), «Деяния Варфоломея и Варнавы» (CANT, N 264), «Деяния Симона и Феонои» (CANT, N 283) и «Деяния Симона и Иуды» (CANT, N 284). Для этих Д. а. а. (за исключением «Деяний Петра и Павла») характерны фантастические элементы, роднящие их с античным приключенческим романом: экзотические страны и народы (Персия, парфяне, людоеды и т. п.), сказочные существа (говорящие животные, собакоголовые люди), невероятные приключения (чудесные путешествия, превращения существ). Если большие Д. а. а. отличает географическая конкретность, то в малых действие происходит где-то на краю ойкумены или в вымышленной стране. Содержание малых Д. а. а.

http://pravenc.ru/text/171796.html

Блаженство достигается уже на земле с принятием спасительного знания и освобождением от греха путем аскезы, но лишь после смерти оно достигает полноты, когда душа воссоединяется со своим источником, пребывая в покое (νπαυσις) и созерцании Бога. Бог предстает в А. д. неведомым Богом, откровение о Котором несет ап. Андрей, и он становится источником открываемого ап. Андреем знания. Бог близок к уверовавшим в Него и заботится о них. Понятие «спасение во Христе» не встречается в А. д. Земная жизнь Христа, Его крестная смерть и Пришествие не являются предметом апостольской проповеди. Эпитеты Бога: «Господь», «Бог», «Иисус» (эти слова являются в тексте полными синонимами; выражение «Сын Божий» отсутствует вовсе), «Владыка», «Нерожденный», «Свет», «Жизнь», «Отец», «Брат», «Величие», «Наднебесный», «Милующий», «Милостивый», «Спасающий», «Лучший», «Прекрасный», «Справедливый», «Единый». В тексте А. д. можно проследить влияние гностицизма, платонизма, неопифагорейства и стоицизма; при этом Приёр не считает возможным отнести это произведение к к.-л. определенной философской или религ. среде. На многочисленных примерах он показывает, что древнейший текст деяний носил не гностическую, как предполагалось ранее (R. A. Lipsius и др.), а скорее энкратитскую окраску с возможным неоплатоническим влиянием (M. Hornschuh). Наряду с А. д. как на греч., так и на вост. почве возникли и др. апокрифические сказания о проповеди ап. Андрея, носящие по большей части фантастический оттенок. Самое широкое распространение в различных редакциях получили Андрея и Матфия деяния (связь их с А. д. остается предметом дискуссий, см. J.-M. Prieur, D. R. MacDonald), по содержанию их продолжают Петра и Андрея деяния (BHG, N 1489). Большинство др. апокрифических деяний А. (за исключением «Деяний Андрея и Варфоломея» - BHG, N 2056) сохранилось только на вост. языках (копт., араб., эфиоп.): Андрея и Филимона деяния , Павла и Андрея деяния , Мученичество Андрея у курдов (CANT, N 236). Ист.: CANT, N 225-236; Acta apostolorum apocrypha/Ed. R. A. Lipsius et M. Bonnet. Lipsiae; P., 1898. T. 2/1. P. 1-64; Acta Andreae/Ed. J.-M. Prieur. Turnhout, 1989. T. 1-2. (CCSA; 5-6); MacDonald D. R. The Acts of Andrew and The Acts of Andrew and Matthias in the City of Cannibals. Atlanta, 1990.

http://pravenc.ru/text/115354.html

обычно либо ортодоксально, либо близко к содержанию больших Д. а. а. (докетизм, энкратизм, полиморфизм Христа), но оно по значению в тексте отходит на 2-й план, акцентируется сюжетная интрига, и чем позднее написан текст, тем заметнее это становится. В нек-рых текстах наряду с яркими и фантастическими образами сохраняется скрытое богословское содержание (напр., докетическое в «Деяниях Андрея и Матфия»). Подобная лит. направленность малых Д. а. а. дает намного меньше оснований видеть в тексте реальное предание о деятельности того или иного апостола, чем в больших Д. а. а. Большинство малых Д. а. а. было написано между IV и VII вв. в разных регионах христ. мира, преимущественно на Востоке. Благодаря ортодоксальному богословскому содержанию мн. малые деяния дошли до нас в первоначальном виде (напр., «Деяния Филиппа», «Деяния Петра и Павла», «Деяния Андрея и Матфия») и пользовались нередко большей популярностью, чем их старшие собратья, что доказывает количество сохранившихся рукописей. Впрочем, они также подвергались переработкам в основном в сердневизант. эпоху, как авторским (Никита Давид Пафлагон, блж. Симеон Метафраст), так и анонимным. Подробнее см. статьи Андрея и Матфия деяния , Андрея и Филимона деяния , Павла и Андрея деяния , Петра и Андрея деяния . Д. а. а. в церковном Предании Наибольшим авторитетом Д. а. а. пользовались в ранней Церкви (II-IV вв.). Об этом свидетельствует не только их распространение, но и включение нек-рых из них в состав рукописей НЗ (напр., «Мученичество Павла» входит в состав ркп. Chicago. Jesuit-Krauss-McCormick Lib. Gruber. 152, IX-X вв.; «Жития апостолов» - в Taurin. B V. 8, XIII в.; в стихометрическом каталоге канонических книг из кодекса Claromontanus (Paris. gr. 107, 107 AB, VI в.) между «Пастырем» Ерма и «Апокалипсисом Петра» упом. «Деяния Павла» объемом 3560 строк, что существенно больше объема канонических Деяний святых апостолов). В каноне новозаветных книг Армянской Церкви встречаются «Успение Иоанна» (список Григора Татеваци (1344?-1409) - Матен. 1270, 1292, 1805, 1860) и «Мученичество Павла» (Матен. 1270, 1292).

http://pravenc.ru/text/171796.html

«Большие» апокрифические деяния в древности подверглись неск. обработкам. Уже с IV в. был известен особый сборник, составленный неким Левкием Харином, к-рый систематизировал разрозненные тексты апокрифических деяний и обработал их в гностическом или манихейском духе. С этим сборником был знаком Патриарх К-польский свт. Фотий (IX в.), краткие выдержки из него сохранились и в Деяниях VII Всел. Собора, осудившего этот сборник как еретический. В VI в. была составлена на лат. языке «История апостолов», приписанная Авдию, еп. Вавилонскому, где взятый за основу сборник Левкия очищен от еретических элементов. «Большие» апокрифические деяния послужили образцом и дали фактический материал для написания «малых», составленных на различных языках в более позднее время. В их числе с именем ап. Иоанна связаны «Деяния Иоанна» Прохора (VI в.), широко распространенные в визант. мире, сир. соч. «История Иоанна», лат. произведение «Добродетели и мученичество Иоанна». Апостолам Петру и Павлу посвящены лат. «Мученичество Петра и Павла» Псевдо-Лина, «Деяния Петра и Павла» Псевдо-Марцелла, «Мученичество Петра и Павла» Псевдо-Егезиппа, сир. «Учение Петра» и «История Петра», слав. «Житие Петра». С именем ап. Петра связаны и т. н. Псевдо-Климентины , приписываемые Клименту Римскому . В этом сочинении, дошедшем в лат. переводе Руфина , частично в сир. версии и частично по-гречески представлена обработка цикла рассказов о Петре, написанная в форме автобиографии автора сочинения. С ап. Андреем связана группа известных текстов, существующих на греч., лат., копт., эфиоп., сир., арм., груз. и слав. языках: «Андрея и Матфия деяния» , «Деяния Андрея и Варфоломея», «Петра и Андрея деяния» , «Павла и Андрея деяния» , «Андрея и Филимона деяния» . С именем ап. Варфоломея связаны копт. «Деяния Варфоломея», лат. и арм. «Мученичество Варфоломея», греч. «Деяния Варфоломея и Варнавы». С именем ап. Филиппа - «Деяния Филиппа» (греч., арм., груз., слав. тексты), сир. «История Филиппа», копт. «Деяния Филиппа и Петра». С именем Фаддея - «Деяния Фаддея» (греч. и копт. версии). Апокрифические деяния были положены в основу принятых Церковью преданий о жизни и деятельности всех апостолов . Христ. иконография заимствовала из этих деяний описания изображения и характерных черт апостолов.

http://pravenc.ru/text/75608.html

41 . Тацит К. Анналы. Сочинения в двух томах. Т. 1. Ленинград: Наука, 1969. 443 С. 42 . Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Против Маркиона, в пяти книгах. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. 576 С. 43 . Титова О. В. Архипп//Православная Энциклопедия. Т. 3. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2001. С. 579–580. 44 . Феодорит Кирский , блж. Толкование на Послание к Филимону//Толкование на Послания святого апостола Павла. М.: Сибирская благозвонница, 2013. 303 С. 45 . Феофан Затворник , свт. Собрание писем. М., 1898. Вып. 1. 241 С. 46 . Феофан Затворник , свт. Толкование послание святого апостола Павла к Филимону//Толкования посланий апостола Павла: Послания к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М.: Правило веры, 2005. С. 509–573. 47 . Феофан Затворник , свт. Толкование послание святого апостола Павла к Колоссянам//Толкование посланий апостола Павла: Послания к Колоссянам, к Филипийцам. М.: Правило веры, 2005. С. 7–366. 48 . Феофилакт Болгарский , блж. Толкование на послание к Филимону//Толкование на Деяния и послания святых апостолов. В 3 т. Т. 3. М.: Сибирская благозвонница, 2014. С. 455–466. 49 . Филимону послание//Большой библейский словарь/под ред. Элуэлла У., Камфорта Ф. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 1290. 50 . Цицерон, М. Туллий. Речь в защиту Луция Валерия Флакка//Вестник древней истории, 4, 1986. С. 188–215. 51 . Шафф Ф. История христианской церкви. В 8 т. Т. 2.: Доникейское христианство. 100–325 г. по Р. Х. СПб.: Библия для всех, 2010. 590 С. 52 . Эллиотт С. С. «Спасибо, не стоит»: тактичность, убедительность и «борьба за власть» в Послании к Филимону//Страницы: богословие, культура, образование. Т. 16. Вып. 1. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. С. 30–44. 53 . Desilva D. A. Патронаж и клиентура//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/под ред. К. Эванса и др. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. С. 582–585. 54 . O’Brien P. T. Послание к Филимону//Новый библейский комментарий: В 3 ч. Ч. 3.: Новый Завет. СПб.: Мирт, 2001. С. 654–659.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

К ним он, будучи, как мы уже замечали, непоследовательным, добавляет Апокалипсис Иоанна – «который некоторые, как я сказал, отвергают (ν τνες θετοσιν), в то время как другие причисляют его к книгам, признаваемым всеми (τοις μολογουμνοις)», но тогда ему следовало бы упомянуть его среди антилегоменов. Мы сказали бы, что νθα соответствуют апокрифам ВЗ, благочестивым и полезным, но не каноническим. 4 . Еретические книги. Они, утверждает Евсевий, хуже «подложных». Их следует «отвергать как бесполезные и нечестивые». Среди таких он перечисляет евангелия от Петра, от Фомы, от Матфия, Деяния Андрея, Иоанна и других апостолов. II. Церковные определения канона. Вскоре после середины IV века, когда церковь прочно обосновалась в империи, все сомнения насчет апокрифов Ветхого Завета и антилегоменов Нового прекратились и принятый канон в его католической форме, включающей в себя те и другие, стал догматом веры. Первый вселенский собор в Никее не делал постановлений насчет канона, как следовало бы ожидать, ибо Писания без споров считались несомненным и несокрушимым основанием ортодоксальной веры. В последнем (двадцатом или двадцать первом) каноне синода в Гангре, в Малой Азии (около середины IV века) сказано: «Короче говоря, мы желаем, чтобы церковь соблюдала все, что передано нам в Божественном Писании и апостольском предании». См. Hefele, Conciliengesch. I. 789. Первый собор, выпустивший явное постановление о количестве канонических книг, состоялся в Лаодикии, во Фригии, Малая Азия (между 343 и 381 г., вероятно, около 363). В его последнем каноне (60 или 59) перечислены канонические книги Ветхого Завета, а потом – все книги Нового, за исключением Апокалипсиса, в следующем порядке: «Таковы же книги Нового Завета: четыре евангелия, от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния апостолов; семь соборных посланий, одно Иакова, два Петра, три Иоанна, одно Иуды; четырнадцать посланий Павла, одно римлянам, два коринфянам, одно галатам, одно ефесянам, одно филиппийцам, одно колоссянам, два фессалоникийцам, одно евреям, два Тимофею, одно Титу и одно Филимону».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Апостол Андрей претерпел мученическую смерть в Малой Азии. Он был распят на кресте особой формы, который поэтому называется Андреевским. Память святого апостола Андрея Первозванного празднуется в день его преставления 30 ноября/13 декабря. Вопросы. (1) Почему святой апостол Андрей называется Первозванным? (2) Кто был его братом? (3) Где он проповедывал? (4) Что он сделал на Киевских горах? (5) Что он предсказал? (6) Какою смертью скончался апостол Андрей? ТАБЛИЦА 2.7.1 - СПИСОК КНИГ В НОВОМ ЗАВЕТЕ ЕВАНГЕЛИЕ (4 книги) Матфей: 1-е Евангелие (из 12-ти ап.) Марк: 2-е Евангелие (из 70-ти ап.) Лука: 3-е Евангелие (из 70-ти ап.) Иоанн: 4-е Евангелие АПОСТОЛ (23 книги) Лука: Деяния Иаков: Послание (брат Господень) Петр: Послания (2)(брат ап.Андрея) Иоанн: Послания (3) Иуда: Послание Павел: 1. Послание к Римлянам 2. Послание к Коринфянам (2) 3. Послание к Галатам 4. Послание к Ефесянам 5. Послание к Филиппийцам 6. Послание к Колоссянам 7. Послание к Солунянам (2) (или Фессалоникийцам) 8. Послание к Тимофею (2) 9. Послание к Титу 10. Послание к Филимону 11. Послание к Евреям Иоанн: Откровение (Апокалипсис) ГОНЕНИЕ НА ХРИСТИАН 3.1 Гонение от иудеев Как только Церковь начала распространяться, то появились у нее враги в лице евреев которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христиане были евреи которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальники враждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь Иисус Христос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, то начались гонения на апостолов и на других христиан. Евреи никак не могли примириться с властью римлян и поэтому римлян не любили. Римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство. В 67-ом году началось восстание евреев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян, но только временно. Большая часть христиан воспользовались свободою выхода и ушли в город Пеллу. В 70-м году римляне привели новые войска, которые очень жестоко поддавили восставших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010