Дата постройки церкви Андрея Юродивого известна очень хорошо, так же, как и имя заказчика. В III Новгородской летописи упоминается, что «В лето 6879 (1371 год от Р.Х.) поставлена церковь каменну святаго Андрея Блаженного из монастырь из Ситецк», а во II Новгородской летописи называется и имя заказчика: ею была Наталья: «того же лета постави Наталья церковь камену святаго Андрея Уродиваго». Обстоятельства, по которым Наталия решила построить этот храм, неизвестны. Но в Новгородских летописях это имя встречается еще один раз: в 1361 году некая боголюбивая Наталья и ее сын Семен Андреевич «заложиша церковь камену святаго Федора на Федорови улице» (сейчас это церковь Федора Стратилата на Торговой стороне). Исследователи не исключают, что это одна и та же Наталья, и предполагают, что церковь Андрея Юродивого она построила в память о муже. Храм имеет довольно редкое посвящение: он назван в честь Андрея Юродивого, день памяти которого приурочен к празднику Покрова Богородицы. Андрей жил в Константинополе в VIII веке. По преданию, когда город окружил неприятель, жители города собрались в храме Пресвятой Богородицы на Влахернах. Во время молитвы Андрей увидел Богоматерь, которая сняла с себя покрывало и простерла над молящимися, обеспечивая этим им защиту. Описание этого видения послужило основой для установления князем Андреем Боголюбским в XII веке праздника Покрова Богородицы. Современные исследователи полагают, что самый древний и наиболее полный список жития юродивого, датируемый второй половиной XIV века, может быть связан с новгородским Ситецким монастырем, так же, как и икона XVI века из собрания Русского музея, где юродивый представлен с клеймами жития: по последним данным, эта икона принадлежит кругу произведений мастерской новгородского архиепископа Макария и датируется концом 30-х – началом 40-х годов XVI века. Монастырь неоднократно упоминается в летописях, но уже в 1611 году он приходит в упадок. К началу XX века лишь его главный храм и небольшая деревянная мельница остаются единственными уцелевшими от монастыря зданиями. В 1931 году специальная комиссия закрывает церковь как бесхозную, и принимается решение использовать здание под пороховой склад, зашить окна и обнести храм колючей проволокой. Артобстрел в августе 1941 года окончательно разрушает здания Кириллова и Ситецкого монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=49881

Первое упоминание о поселении киевских монахов в Андреевском монастыре встречается под 1651 г., когда вышедший на государево имя Батуринский Крыпецкий игумен Исихий, назначенный было в игумены Молченского монастыря, просил государя поместить его „под своей царской светлостью“, у св. великомученика Андрея Стратилата „в пленицах в нове месте“. Но и он не сразу хотел поселиться там 1406 . В том же 1651 г. велено было „жить за Белым городом в Андреевском монастыре“ явившимся 24 сент. Межигорским старцам: чёрным попам Феофану да Лаврентию, старцам Исаии, Кариону, Иоанникию, Самуилу, Симеону, Неофиту, Дионисию, Николаю, Адриану, Павлу да служке Ивашке и киево-михайловским иерод. Мартирию да старцу Геронтию 1407 . В 1652 г. 27 марта дана —9— иноческая грамота выходцу чёрному попу из Киева Анастасию, постриженику Тригорского монастыря, которому по государеву указу велено быть в новом Андреевском монастыре. В мае упоминаются имена ещё четырёх лиц, посланных или поставленных „в Андреевский монастырь во Пленицы к церкви Преображения и Андрея Стратилата, что на Москве за Белым городом“. Это инок Мартирий, киевлянин, произведённый в попы, иноки-киевляне Михаил и Серапион, поставленные в диаконы, чёрный поп Варнава, рукоположенный в Киеве и постриженный в Киевском Батурецком (?) монастыре. Ему дана 31 мая иноческая грамота по челобитной, принесённой от него Ризположенским священником Никифором да игуменом Андреевского и Донского монастырей 1408 . В том же 1652 г. посланы в Андреевский монастырь вновь вышедшие густынские старцы Елисей и Евстратий 1409 . В 1653 г., в марте, просился в „особый иноземский монастырь“, который, по милости государевой строят на Москве, иером. Феодосий, посланный вместо того в Кожеозерский монастырь 1410 . В 1654 г. в Андреевский монастырь просились и 21 авг. были посланы государем четыре старца из Кужеинского Оршанского монастыря: Севериан, Арсений, Максим, Агапит 1411 . В 1656 г. явились в Москву на вечное житие и поселились в Андреевском монастыре чёрный старец Адриан с братом Семёном – из Белой церкви 1412 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечание. Порядок букв в клейме мастера не определяется. Московский Спасо-Андроньев мужской монастырь был основан в 1366 году митрополитом Алексеем. Тафельдекер – человек, ведавший сервировкой стола. 11. Крест напрестольный Инв. МР-4877. 1748 год, Москва. Мастер Иван Егоров (?). Серебро, жемчуг. Чеканка, литье, просечная чеканка, золочение. 51х33 см. Клейма: мастера – IE; городское – Георгий Победоносец с датой 174…; пробирного мастера Анисима Кузьмина – АК. Поступил в 1922 году из московской церкви Воскресения Словущего на Таганке через Гохран. Лицевая сторона             Оборотная сторона Распятие с литой фигурой Христа, с рельефными изображениями Сошествия во ад, Снятия со креста, Положения во гроб и Тайной вечери на накладных фигурных дробницах, обрамленных жемчужной обнизью. Жемчуг украшает и среднюю часть креста. На нижнем конце чеканены орудия страстей. На оборотной стороне – рельефный растительный узор и пять медальонов с резными надписями о вложенных мощах: Древо Креста Господня, часть гроба Господня, мощи Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, евангелиста Луки, евангелиста Марка, Николая Чудотворца, митрополитов Петра, Алексея, Ионы, апостолов Андрея Первозванного, Филиппа Варфоломея, Тита, царя Константина, Кирилла Белозерского, Ефрема Сирина , мученика Феофана, Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Иоанна Милостивого, Григория Неокесарийского , Лазаря «прв дня», Гурия, Варсонофия, Гермона Казанских, великомучеников Андрея Стратилата, Никиты, Феодора Стратилата, святых безсребреников Козьмы и Дамиана, «мученика Акексииимб», архидиакона Стефана, благоверных князей Давида, Всеволода, Василия, Константина Ярославских, мученика Кирика, Исайя Ростовского, Макария «Каляземского», мученика Афиногена. На нижнем конце надпись: СИЙ КРЕСТЪ С[ВЯ]ТЫ ПОСТРОИЛЪ СВОИМЪ ИЖДИВЕНИЕМЪ И ДАЛЪ ВКЛАДУ В Ц[Е]РКОВЬ Б[О]ЖИЮ ВОСКРЕСЕНИЕ ХР[И]СТОВО ЧТО ЗА ТАГАННЫМИ ВАРОТЫ МОСКОВСКИ КУПЕЦЪ АНДРЕЙ ИВАНОВЬ С[Ы]НЪ РЫКОВЬ О СВОЕМЪ ЗДРАВИ И О ПОМИНОВЕНИ СВОИХЪ РАДИТЕЛЕЙ ПОНЕЖЕ Ц[Е]РКОВЬ Б[О]ЖИЯ СОЗДАТЕЛЯ С[ВЯ]ТАГО ХРАМА ВСЕГДА Б[О]ГА МОЛИТЪ А ОНЫ КР[Е]СТ ПОСТРОИЛЪ ПР[И][С]ВЕЩЕННИКЕ ИОАННЕ ЛАРИОНОВЕ 1748 АВГУСТА 15 Д[Е]НЬ А ВЕСУ В СИИМ КР[Е]СТЕ 3 ФУНТА 51 ЗАЛОТНИК .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Внутренняя часть храма очень загромождена основными столбами собора, но они, равно как и все стены храма, так богато и приятно украшены разными священными изображениями св. Апостолов, Мучеников и Преподобных подвижников, что стеснение это с привычкою делается почти незаметным. Поражаемый великолепием орнамента, огромным множеством священных лиц и изображений, обилием света и яркостью красок стенной иконописи по золотому фону, зритель долго не может дать себе отчета во всех своих чувствах. Однако он чувствует, что это по истине есть храм Божий и жилище святое Его. Затем останавливая благоговейное внимание на подробностях украшений храма, он повсюду видит предметы веры и благочестия христианского, назидательнейшие изображения из церковной истории общей и местной. Все изображения исполнены по рисункам старинным, сообразным с тем, как они писались в византийских и наших древних храмах. Так во всем множестве священных изображений представляется полная история св. соборной и апостольской церкви. Самые видные места занимаются изображениями св. Вселенских Соборов 214 . Но важнейшими святынями храма сего служат мощи св. Первосвятителя Казанского, Архиепископа Гурия, находящиеся за столбами, в позлащенной раке, под великолепною резною сению. Здесь же находится его риза, посох, и хоругвь, сделанная миссионерским Братством св. Гурия. Средняя часть храма занимается архиерейским амвоном. За правым клиросом находится св. Икона с Животворящим крестом и мощами, св. Апостола Матфея, Андрея Первозванного, Князя Владимира, Дмитрия Царевича, священномученика Антипы, Иоанна Златоустог о, Григория Богослова , Василия Великого ; Петра, Алексия, Ионы и Филипа Митрополитов Московских, Алексия человека Божия, великомученика Дмитрия, Георгия, Архидиакона Стефана, мученика Никиты, Феодора Стратилата, Пантелеймона, Прокопия, преподобного Феодора Ярославского, Андрея Стратилата, Христофора, Иакова Боровицкого, мученицы Иулиании, Мелании, Анастасии и Пераскевы. За левым клиросом икона с св. мощами Казанских святителей св. Гурия, Варсонофия и Германа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

9. Распятие Спасителя, на финифте, вложенное в кипарисную доску, покрытую сребро-позлащенною ризою, с частями св. мощей: Игнатия Богоносца , архидиакона Стефана, Иоанна Златоустог о, Ефрема Сирина , Маркелла, Пахомия Великого , Алексия человека Божия, Кириака Отшельника, Василия Амасйского, Василия Парийского; св. мучеников: Пантелеймона, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Георгия, Ермолая, Евгения, Ореста, Кирика, Евстратия, Меркурия, Никиты, мучениц: Феодосии, Анастасии, Евфимии Всехвальной, первомуч. Феклы, великом. Варвары, Евдокии; Митрополитов Москов. Алексия, Филиппа. Нифонта епископа Новгородского, Германа Свияжского, Арсения Тверского, кн. Константина Ярославского, Георгия Владимирского, Андрея Боголюбского, Всеволода Митиславского, Изяслава, Глеба Владимирского, Сергия чудотв., блаженных Максима и Иоанна. Часть древа животвор. креста; часть камня гроба Господня. 10. Распятие Господне на финифте, вложенное в кипарисную доску, покрытую сребро-позлащенною ризою; вокруг части св. мощей: апостола Андрея Первозванного, Иоанна Златоустог о, мучеников: Феодора Стратилата, Петра, Акиндина, Пигасия, преподобной Марфы, князя Константина Муромского; часть камня гроба Господня. 11. Образ успения Божией Матери, на кипарисной доске в сребро-позлащенной ризе, с двумя венчиками. В нем вложены части св. мощей, но каких именно святых надписи нет. Все вышеописанные святыни помещаются в алтаре соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Св. мощи пожертвованы разными Боголюбивыми Благотворителями, а имена их ведает Сам Господь. Св. обитель ежедневно молится за благодетелей своих. 15. Утварь, ризница и библиотека Из утвари достойны особенного внимания: 1. Евангелие, печатанное в 1759 году, на полуалександрийской бумаге. Верхняя доска обложена гладким, а нижняя и корень – чеканным, сребро-позлащенным окладом, на четырех ножках. На верхней доске – пять изображений финифтовых и шесть штамбованных. Вокруг образа воскресения Христова – сияние и уборка из стразов, с камнями зеленого и алого цвета и бирюзою; евангелисты вокруг убраны стразами. На нижней стороне – чеканное изображение: Рождества Богородицы; на корне – Благовещенье Пресвятой Богородицы; на застежках – изображения апостол. Петра и Павла. Весу в серебряном окладе, без камней и финифтов, 25 фунтов. Величины евангелие 1 арш. с полувершком. Оклад устроен усердием Игумена Димитрия, ценою до пяти тысяч рублей (ассигнациями).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адрес: 216270, Смоленская область, Демидовский район, поселок Пржевальское, улица Пржевальского, дом 32 Телефон: +7(48147)2-63-50 , +7-920-333-16-19 Подробнее... Дорогобужский район [ править править код ] Храм апостолов Петра и Павла (Дорогобуж) [ править править код ] Храм находится на кладбище, на окраине города, при въезде в Дорогобуж со стороны Ельни. Построен храм апостолов Петра и Павла в 1835 году купцом Ф. М Пальцевым. При постройке храм имел два престола. В 1842 году теплый придел во имя святого великомученика Дмитрия был устроен женою действительного статского советника Варварой Васильевной Ермаковской в память того, что муж ее погребен в паперти этого храма. Адрес: 215720, Смоленская область, город Дорогобуж, улица Лермонтова, дом 1 Телефон: +7(48144)4-20-83 Как добраться: храм находится в южной части города, на выезде из города в сторону Ельни Подробнее... Храм праведного Иоанна Кронштадтского (Верхнеднепровский) [ править править код ] Храм в честь праведного отца Иоанна Кронштадтского был заложен в поселке Верхнеднепровском (где прежде никогда не было храма) в 1994 году. Здание храма в архитектурном плане представляет собой одноглавый четверик с боковыми притворами и трехъярусной колокольней, выложенными из кирпича. Чин освящения нового храма 14 августа 2012 года совершил правящий архиерей епархии епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Адрес: 215750, Смоленская область, Дорогобужский район, поселок Верхнеднепровский, проспект Химиков, дом 14 Телефон: +7(48144)5-12-56 Подробнее... Храм мученика Андрея Стратилата (Алексино) [ править править код ] Храм мученика Андрея Стратилата расположен в 17 км к югу от города Дорогобужа. Храм является частью дворцового комплекса, построенного И. Барышниковым и относится к памятникам архитектуры федерального значения. Одноэтажное здание храма имеет формы позднего классицизма, в плане имеет латинский крест. Все ветви креста, расчлененные тосканскими пилястрами под фризом с триглифами, завершаются фронтонами. На фасадах храма имеется два типа окон: в алтаре и главном нефе — прямоугольные с сандриками, на рукавах креста — в глубоких арочных нишах с архивольтами на консолях.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

Осенью 1648 года началось создание Андреевского монастыря при той самой приходской Андреевской церкви, что стояла здесь с 1591 года. Обитель в то время называлась Преображенской пустынью, поскольку там стояла и вторая церковь, освященная в честь Преображения Христова. Она либо сохранилась с давних времен, либо, что вероятнее, была основана самим Ртищевым, но вскоре ее упразднили, и за обителью осталось лишь ее современное имя – Андреевский монастырь. Именно тогда, в середине XVII века, и появилась здесь соборная церковь Воскресения Христова. О ее возникновении тоже существует два мнения. Одно гласит, что ее основал сам Ртищев в том же 1648 году, когда боярин возобновил Андреевский монастырь из небытия, а в 1680-х годах она была добротно перестроена в камне. Второе, что ее основали, возможно, на месте упраздненной Преображенской церкви, и что основание пришлось на конец 1680-х годов. Каменное здание Воскресенской церкви точно возводилось в конце XVII века, и освящал ее местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский в 1703 году. В 1675 году появилась надвратная церковь во имя мученика Андрея Стратилата вместо старенькой деревянной: после ее возведения монастырь официально стал называться Андреевским. Был здесь и престол во имя святого Феодора Стратилата – небесного покровителя боярина Ртищева, упраздненный в 1764 году, и престол во имя апостола Андрея Первозванного. Фриз из поливных изразцов «павлинье око» изготовил Степан Полубес, который славился своей великолепной керамикой, его же изразцы сохранились на церкви Григория Неокесарийского на Полянке и на храме Успения в Гончарах. На первых порах, за сравнительно недолгое время существования Андреевского братства, монастырь, населенный учеными иноками, получал солидную государственную помощь. Насельники, принимаемые сюда лишь по именному царскому утверждению, имели «корм» в Посольском приказе. Для содержания новоустроенной обители к ней приписали Тверской Видогожский монастырь и Успенский монастырь в селе Стромынь. Кроме того, Андреевский монастырь имел земли, мельницы, рыбные ловли и даже сам некоторое время содержал московский Донской монастырь.

http://pravoslavie.ru/491.html

Отделение I. Церкви в Новгородском Кремле I. Новгородский кафедральный Софийский собор Квдгь святая София, ту Новюрод. Новг. I лет. стр. 33. Первоначальное основание кафедрального собора в Новгороде. Построение нынешнего Софийского собора и бывшие в нем перемены. Устройство собора со вне и внутри. Стенная иконопись в нем. Приделы собора нынешние и прежде бывшие. Колокольня соборная. Надгробные памятники в соборе. Преимущества собора, получаемая им руга и его клир. Древние священные обряды , совершаемые в соборе, и крестные ходы. Первая кафедральная церковь в Новгороде была построена во имя Богоотец Иоакима и Аины первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином, хиротонисанным в 988 году и присланным от равноапостольного князя Владимира в Новгород 101 . По прибытии своем в новую страну, епископ в 989 году, при первом просвещении новгородских Славян – язычников 102 , построил близ своего архиерейского дома церковь Иоакима и Анны 103 . В ней то до построения каменного Софийского собора, совершалась божественная служба; в ней же погребен и сам строитель в 1030 году. Церковь сия находилась хотя и подле нынешнего собора 104 , но не на том месте и не в том виде, в каком теперь находится придельная Иоакимовская церковь . В один год с построением церкви Богоотец Иоакима и Анны устроена тем же епископом Иоакимом Софийская соборная деревянная (дубовая) церковь о 13 ти верхах, которые знаменовали Спасителя с 12 ю Апостолами 105 . Она построена на конце Епископской улицы над рекою Волховом, где после был Борисоглебский храм, что в Каменном городе или Околотке. Церковь Софийская стояла 50 лет, до 4 марта 1045 года, и в это время сгорела 106 . Ныне место сей церкви находится за присутственными местами, у кремлевской восточной стены 107 , близ обыденной церкви Андрея Стратилата. По истреблении в 1045 году пожаром деревянного Сафийского собора, при втором енископе Луке, заложен был в северной половине Кремля, у бывшей Иоакимовской церкви, нынешний каменный собор св. благоверным князем Владимиром, сыном великого князя Ярослава I Владимировича и св. княгини Анны 108 , жившей в Новгороде. Построение собора продолжалось семь лет. Для построения храма и вместе для украшения его были вызваны ца реградские художники. Они, в продолжение семи лет, по словам летописцев 109 , церковь сию устроиша вельми прекрасну и превелику. Образцом для них был с одной стороны храм киевский, устроенный Ярославом Мудрым в 1037 году 110 , а с другой константинопольский 111 , служивший образцем для созидания многих, наших церквей. Новопостроенный по византийскому и вместе киевскому образцу Софийский собор освящен, по повелению князя Ярослава 112 , в 1052 году 14 сентября, вторым новгородским епископом Лукою Жидятою, за 20 дней до смерти самого храмоздателя св. Владимира 113 , когда уже не было в живых матери его св. благоверной княгини Анны, помогавшей сыну в создании храма и скончавшейся 10 Февраля 1050 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Церковь святого Андрея Стратилата построена из камня и кирпича, в виде квадрата, без восточного полукружия. В длину она 5 саж. без 1. аршина; в ширину с восточной стороны 3 саж. 11 вершков, а с западной 3 саж. без 5 вершков, в вышину от основания до карниза 2 саж. без ½ аршина. Стены со всех сторон ровные и гладкие, без всяких украшений. С восточной стороны два выступа по углам; одно окно над горним местом, а другое у жертвенника. С южной стороны два окна полукруглых, а алтарь выдается небольшим выступом пред церковию. С северной стороны на стене три выступа, но без окон. С западной стороны дверь и подле нее окно, По правую и левую сторону двери внизу в стене по одному каменному кресту. над входом настенное изображение Спасителя, правой рукой благословляющего, а в левой держащего Евангелие на словах: Приидите ко Мне вси труж.... Кровля на церкви на два ската, покрыта листовым железом и окрашена медянкою. На кровле небольшой трибун; а на нем небольшая глава с гранями в виде луковицы. Крест четвероконечный железный прорезной с крестиками по концам и внизу с полулунием . Над западною стеною церкви выкладен каменный дугообразный пролет для колоколов. Над этим пролетом, занимающим место колокольни, находится четырехконечный железный прорезной крест с крестиками по концам и в внизу с полулунием. Вход в церковь с одной западной стороны. Внутри церкви длина ее от горнего места до иконостаса 1½ сажени, а от иконостаса до западной стены 2 сажени 1 аршин. Ширина в алтаре 2 саж. ¼ аршина, а в церкви 2 саж. без 10 вершков. Толщина стен 1¼ арш. В верху своды по всей церкви; пол из кирпича и плиты. Жертвенник устроен при окне. До 1832 года церковь была приписана к Покровской, а с 1832 года вместе с Покровской приписаны к церкви св. мученик Флора и Лавра, что на Софийской стороне. Примечание. Кроме оставшихся кремлевских двух церквей, были в Кремле или Каменном городе церкви, не принадлежавшие ни к Софийскому собору, ни к архиерейскому дому: 1) церковь Бориса и Глеба каменная, построенная на месте первого деревянного Софийского собора в 1167 году 351 , возобновленная в 1350 году после покорения шведского города Ореховца 352 ; а после шведского разорения за ветхостию разобранная.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Алексино. Церковь Андрея Стратилата. Церковь. Действует.   Престолы: Андрея Стратилата Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1847. Адрес: Смоленская область, Дорогобужский район, с. Алексино Координаты: 54.7857, 33.4008 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Андрея Стратилата расположена к югу от церкви Михаила Архангела на значительном удалении. Кирпичные стены оштукатурены. В 20 в. разобран восьмерик над средокрестием и заложены проемы в лоджии западного фасада. Одноэтажное здание в формах позднего классицизма имеет в плане латинский крест. Все ветви креста, расчлененные тосканскими пилястрами под фризом с триглифами, завершаются фронтонами. На фасадах два типа окон: в алтаре и главном нефе - прямоугольные с сандриками, на рукавах креста - в глубоких арочных нишах с архивольтами на консолях. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. - Москва, «Наука», 2001 г. Церковь Андрея Стратилата расположена к югу от церкви Михаила Архангела на значительном удалении. Кирпичные стены оштукатурены. В XX в. разобран восьмерик над средокрестием и заложены проемы в лоджии западного фасада. Одноэтажное здание в формах позднего классицизма имеет в плане латинский крест. Все ветви креста, расчлененные тосканскими пилястрами под фризом с триглифами, завершаются фронтонами. На фасадах два типа окон: в алтаре и главном нефе — прямоугольные с сандриками, на рукавах креста — в глубоких арочных нишах с архивольтами на консолях. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06804

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010