В переписных книгах Московского уезда, Перемышльской волости 7135 (1627) года значится " село Ворсино, на речке на Моче, во владении вдовы Анны Ивановны жены Колычевой, что преж была вотчина Меньшого да Бориса Колычевых, а потом за мужем её Иваном Колычёвым, а в селе церковь Андрея Стратилата деревяна, верх стоит без пения " (вероятно по ветхости). В 1637 г. Иван и Михаил Дмитриевичи Колычёвы выкупили у Вознесенского монастыря родовую вотчину своего деда, боярина Ивана Фёдоровича Колычёва, выстроили рядом со старой новую церковь в честь Фёдоровской иконы Божией Матери с приделами мученика Андрея Стратилата и Святителя Филиппа, митрополита Московского. В 1663 г. селом владели Иван Иванович, Иван Михайлович Колычёвы и супруга последнего - Мавра Григорьевна, урождённая княжна Долгорукова (1654-1697). В церковной переписи 7189 (1681) г. значится: " В селе в Ворсине церковь деревяна клетска стара и ветха та церковь Пресвятыя Богородицы Феодоровской, да в приделах Андрея Стратилата, Филиппа митрополита " . Храм, с появившемся тогда приделом Св. Филиппа, говорит о том, что он был построен тогда, когда митрополит Филипп причислен был к лику святых (то есть не ранее 1636 г.). В 1722 г. в Ворсино числится деревянный храм во имя Филиппа митрополита. В 1748 г. тщанием помещика Александра Ивановича Колычёва строится освящается новый храм, также деревянный, но только с одним престолом, в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Эта церковь просуществовала в Ворсино около 100 лет. Во все времена храм и причт содержался на средства бояр Колычёвых. Последним владельцем из рода Колычёвых был секунд-майор Лев Александрович (ум. в 1805 г.). За пресечением прямой линии владельцев Ворсино лишилось Колычёвых, а вместе с ними и средств для содержания церкви и причта. В 1812 г. церковь пострадала от французов, вследствие чего была приписана в 1814 году к соседнему селу Никольскому-Колчево. В таком состоянии храм оставался до 1834 г., когда новая владелица села (с 1824 г.) коллежская советница Татьяна Сергеевна Карина, просила разрешение построить новый храм - каменный, также в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09187

Молитвенное помещение перекрыто каркасным гранёным «небом» с сюжетными росписями. Стены внутри отёсаны «в круглый угол» и окрашены в белый цвет. Восточная стена скрыта каркасным иконостасом. Дверной проём в помещение оформлен тремя косяками, соединёнными «в ус», вершник зафиксирован заплечиками. Притвор внутри обшит тёсом, на северной стороне от входа лестница, ведущая на колокольню. Двери в притвор столярные, створчатые, с филёнками. Крыльцо каркасное, обшито в виде тамбура. Описанный архитектурный облик Рождественская часовня получила после перестройки в 1883 году (надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню). Обновлённый вид значительно отличается от первоначального – в 1804 году компактная продольная композиция здания складывалась из клети и открытой паперти, объединённых двухскатной крышей и поставленных на общий подклет. Обшивка фасадов отсутствовала. Молитвенное помещение освещалось двумя косящатыми окнами, а плоский потолок был ниже на два венца. Реставрационные работы на памятнике не проводились. 2014 году силами волонтеров проекта «Часовенный рай» на ней проведены противоаварийные работы. Размеры в плане: 4,5×7,9 м. Расписное " небо " в часовне во имя Рождества Богородицы деревни Тамбич-Лахта. Время создания: последняя четверть XIX века. 15-гранный комплекс включает изображение архангелов, евангелистов, Распятия с предстоящими, преподобного Андрея Критского и мученика Феодора Стратилата. Комплекс сохранился в полном составе. Дерево, холст, масло. Размер четверика " в свету " : 445Х485 см. При входе из притвора в часовню на дверном косяке можно увидеть дату " 1883 " . Она, вероятно, соответствует времени последнего ремонта в интерьере храма, когда были расписаны " небеса " , а также возведена и окрашена рама иконостаса. Конструкция потолка сделана с очень высоким подъемом граней к центральному кругу. Композиция " неба " сложная, складывается из 15 радиальных граней, включающих изображения четырех архангелов, евангелистов и " Распятия с предстоящими святыми " (на пяти гранях). Только в этой часовне в программу росписи включены фигуры мученика Феодора Стратилата и преподобного Андрея Критского. Скорее всего, эти святые - покровители заказчиков и устроителей часовни, крестьян деревни Тамбич-Лахта. Их фигуры размещены на двух гранях, направленных к западной стене. Детально и тщательно проработана символика атрибутов святых: икона Спасителя - у преподобного Андрея Критского, мученический крест - у мученика Феодора Стратилата, символы страстей Христовых (петух на столбе, копье и трость) - у архангела Уриила, цветочная весть - у архангела Гавриила. Евангелисты изображены сидящими в небольших разворотах на стульях с высокими спинками. В руках - перья, книги, рядом на столе - чернильницы, раскрытые Евангелия с текстом.На угловых треугольных гранях изображены трубящие ангелы.

http://sobory.ru/article/?object=11233

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский Андреевский монастырь Предание относит возникновение мужской обители " у Воробьевых круч, в Пленницах " к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью . Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году, происшедшее в день памяти мученика Андрея Стратилата , подвигло москвичей построить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году - каменный надвратный храм во имя мученика Андрея Стратилата. С того времени монастырь стал называться Андреевским . Одним из жертвователей при строительстве надвратного храма был патриарх Московский и всея Руси Иоаким . Фасады храма украшают полихромные изразцы, впервые примененные в убранстве московских церквей известным своими работами в Новом Иерусалиме мастером ценинных дел белорусом Степаном Ивановым по прозвищу Полубес . Нынешний храм Воскресения, что в Пленницах был построен на месте прежнего (1648 года) храма, также Воскресенского, в 1689 году, но освящен был митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) лишь в 1703 году. В подклете храма находился придел великомученика Феодора Стратилата над склепом, в котором по преданию был погребен Ф.М. Ртищев. К северу от Воскресенского храма был расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям построенный в 1701 году. Впоследствии он был разобран, а на его месте был сооружен корпус богаделен, примыкающий к Воскресенскому храму. Колокольня монастыря сооружена на средства графа С.Б. Шереметьева в 1748 году. Первоначально храм в ее нижнем ярусе был освящен во имя Архистратига Божия Михаила, но после перестройки в 1848 году митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был освящен во имя апостола Иоанна Богослова.

http://drevo-info.ru/articles/13678975.h...

Церковь св. апостола Андрея Первозванного Церковь св. Андрея Первозванного. Фото с сайта hram.codis.ru Единственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище. Ранее придел, освященный во имя апостола Андрея, находился в одноименной церкви Андреевского монастыря, освященной в честь св. Андрея Стратилата и давшей название обители. Андреевский придел находился и в Алексеевской церкви уничтоженного большевиками кремлевского Чудова монастыря в Кремле. Во имя апостола Андрея еще была освящена домовая церковь в знаменитой усадьбе графа А.И. Мусина-Пушкина на Разгуляе, где в пожаре 1812 года сгорела хранившаяся там древняя рукопись " Слова о Полку Игореве " . Ныне придел во имя св. апостола Андрея Первозванного имеет Тихвинская церковь в Сущеве. Местность " Новые Ваганьки " , где была возведена ныне действующая Андреевская церковь, доподлинно известна примерно со второй половины XVII века. Ее название до сих пор не имеет единого точно установленного объяснения, и существует множество истолкований слова " ваганьки " . Достоверно лишь то, что в далекую древность, с 1446 года в районе против Кремля за нынешним домом Пашкова и зданием библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов или " Старое Ваганьково " , сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка. Согласно самой распространенной версии там жили дворцовые скоморохи и шуты, которые смешили и потешали московского государя и его приближенных бояр - ваганили. В.И. Даль относил происхождение этого слова к вологодскому наречию и толковал его как " забавлять, играть, шутить, баловаться " . Иногда считается, что ваганами назывались царские псари, жившие тут на Государевом Псаревом Дворе, который и был позднее переведен в район Пресни. Еще одна малораспространенная теория выводит слово ваганы от " воган " или " вожан " - от переселенных в Москву жителей Важской области. Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от " ваганного " денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось " ваганцем " . Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлевского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.

http://pravoslavie.ru/72.html

2. Крест чеканный, сребро-позлащенный 7 вершков. В нем мощи святых: архидиакона Стефана, Великомучеников: Георгия и Димитрия Солунского, Пантелеймона; св. мучеников: Феодора Стратилата, Ермолая Меркурия, Ореста, Наталии; священномуч. Василия Амасийского, Великомученицы – Феклы, преподобного Кирила, св. Митрополита Филиппа, княз. Георгия Владимирского, князя Андрея Боголюбского, князя Николая Муромского, Преподобного Макария Желтоводского. 3. Крест с ручкою серебренный, гладкий. В нем части св. мощей: преподобных, – Исаакия чудотворца, Феофана Постника, Онисефора – Исповедника, Алипия иконописца. 4. Крест сребро-позлащенный с ручкою. В нем части св. мощей: преподобных – Антония Печерского, Дамиана Целебника, Агапита врача и Исаакия затворника. 5. Крест малый серебрянный с ручкою; верхняя сторона, вызолочена. В нем части св. мощей: Архидиакона Стефана, Иоанна Златоустог о, свящ-муч. Василия Парийского, мучеников: Феодора Стратилата, Геория Меркурия и Ореста. 6. Крест сребро-позлащенный малый. В нем части святых мощей: мучеников – Карика и Иулитты, препод. Печерских: Василия, Феодора и Марка Гробокопателя, князей Петра и Февронии Муромских; великомученицы Варвары – часть от срачицы. 7. Образ святых числом 16, в серебряной ризе. В средине вложен сребро-позлащенный крест. В нем части св. мощей: Игнатия Богоносца , Григория Богослова , Иоанна златоустог о, св. вел. Феодора Тирона и Пантелеймона, преподобномученицы Домники; муч. Ирины, Дамиана, св. Николая чудотворца, царя Константина, Московских митрополитов: Петра, Алексия, Никиты архиеп. Новгородского. Аврамия Затворника, Петра, Иоанна Ростовского чудотворца; часть дуба Маврийского, часть клобука преподобного Сергия Радонежского. 8. Замечательный образ Рождества Богородицы, в кивоте за стеклом: лица и ручки у Божией Матери и предстоящих – живописные, а одежды из разноцветной золотой й серебряной фольги; над группою священных изображений устроен фольговый балдахин, поддерживаемый фольговыми колонками, по две на стороне; между колонок устроена фольговая тумбочка, на которой поставлен маленький решетчатый серебряный ковчежец с частями св. мощей: Иоанна Златоустог о, великомучеников: Димитрия Солунского, Пантелеймона, Георгия, Феодора Стратилата и Мардария. – Образ сей устроен, в 1793 году, послушницами Арзамасской Алексеевской общины, основанной первоначальником Санаксарким о. Феодором Ушаковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1960-х сотрудники Новгородских реставрационных мастерских сняли план с еще сохранявшихся над землей руин храма. Но уже в 80-х годах от церкви остался только один торчащий кусок стены, и когда к работам на месте храма наконец приступили археологи, на земле не было ни малейших следов того, что когда-то здесь было построено. «Когда мы пришли сюда в 2013 году, здесь вообще ничего не было. Не то что не сохранилось каких-то следов кладки — была просто всхолмленная земля, которая зарастала бузиной, ивами и кустарником. Если бы мы здесь все не расчистили, то этот объект можно было бы просто потерять. Никто бы даже и не знал, что здесь стоит храм», — пояснила Марина Вдовиченко. О том, какой была церковь Андрея Юродивого, сейчас можно судить лишь по фотографиям и архивным описаниям: это было здание, похожее на «классические» новгородские храмы второй половины XIV века: с четырьмя столбами, одной апсидой и одним куполом. В этом храме не было фресок, что, видимо, и предопределило его не самую удачную реставрационную судьбу: в отличие от других новгородских храмов, его не стали восстанавливать в первую очередь. Проведенные в течение последних лет археологические работы позволили уточнить архитектурные особенности храма: в частности, исследование фундамента показало, что он имеет исключительную глубину — не менее семи рядов средних валунов. Причины, побудившие зодчих заложить такой глубокий фундамент, еще предстоит выяснить, но сейчас уже можно сказать, что в исследованных памятниках этого времени таких глубоких фундаментов нет. Сопоставление плана церкви Андрея на Ситке с планами близких по времени храмов показало, что храм является полной уменьшенной копией храма Федора Стратилата — шедевра новгородской архитектуры. Этот прием, как отмечают ученые, был характерен для небольших монастырских храмов. Как пояснил руководитель Новгородского архитектурно-археологического отряда ИА РАН Владимир Седов, особенности храма позволяют говорить о том, что он относится к периоду расцвета древнерусской боярской архитектуры — не княжеской, не владычной, а архитектуры социальной верхушки общества. Возможно, это был камерный боярский монастырь и место упокоения того семейства, которое построило храм Федора Стратилата и храм Андрея на Ситке.

http://sobory.ru/article/?object=49881

Внутри здание церкви каменною стеною делится на две части, из коих восточная составляет холодную церковь , а западная теплую. Холодная церковь во имя св. Апостола Иоанна Богослова состоит из двух частей алтаря и церкви. Алтарь занимает собою восточное полукружие; длина его в средине 2 саж. 6 вершков, а ширина 2 саж. 9 вершков. Двумя внутренними стенами он делится на три части; по сторонам горнего места устроен каменный выступ для священнических седалищ. Окон в нем два: одно в средине полукружия, другое малое в северной части при жертвеннике, который устроен при окне. Церковь занимает пространство средней части здания и имеет в длину от иконостаса до западной стены 2 саж., в ширину 2 саж. 2½ аршина. Потолок ее образуется куполом и тремя сводами с северной, южной и западном сторон. Окон в ней пять: одно в куполе, по одному в северной в западной стенах и два в южной. При западной стене ее хоры; по правую сторону их в столбе небольшая каморка для хранения старых икон. На сводах и стенах вделаны голосники. Стены в алтаре и церкви отбелены; пол деревянный не крашенный. Теплая церковь во имя Успения Божией Матери обыкновенного устройства, занимает западное отделение здания и имеет в длину 3 саж. ¼ арш., а в ширину 3 саж. 5 вершков. 15. Церковь святого Феодора Стратилата, на Торговой стороне Местоположение церкви св. Феодора Стратилата и ее основание; последующая судьба ее и устройство ее в настоящем виде совне и внутри. Настенная в ней иконопись. Церковь св. Феодора Стратилата находится в Новгороде на Торговой стороне в прежнем Плотенском конце, подле прежней Московской дороги, у Федоровского ручья, известного прежде под именем Плотницкого 863 . Основание сей церкви, по свидетельству Новг. летописей 864 , относится к 1360 году. Создателем ее был некто из новгородских посадников Семен Андреевич с боголюбивою матерью своею Натальею, построившею в 1371 году церковь св. Андрея юродивого в бывшем Ситецком монастыре 865 . На другой год в 1361 году церковь постройкою была приведена к концу 866 . В XVI веке, около 1585 года, церковь сия с двумя приделами Покрова пресв. Богородицы и Симеона Дивногорца была ружною; впрочем, руги выдавалось в год только на вино и на темьян 1 рубль 18 алтын 867 . В тоже время к церкви Феодоровской принадлежали вотчины, состоявшие из деревень и поместьев 868 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Москва (монастыри) Материал из Азбука паломники Алексеевский женский монастырь (Москва) [ править править код ] История древнейшей в Москве женской обители – Алексеевского девичьего монастыря – восходит к XIV веку. Предание связывает основание монастыря с именем московского святителя Алексия, заботившегося об утверждении общежительных монастырей и по благословению которого на Руси были основаны многие обители. Алексеевская обитель была устроена около 1360 года по просьбе родных сестёр святителя, Евпраксии и Иулиании, в честь святого Алексия, человека Божия, чьё имя воспринял в монашеском постриге сам митрополит. Для постройки монастыря было выбрано уединённое место близ села Семчинского. Здесь, в пойме Москвы-реки, находились обширные луга и покосы, на которых стояли многочисленные стога сена, отчего вся местность получила название Остожье. В монастыре был возведён храм во имя святого Алексия, человека Божия, а также соборная церковь во имя Зачатия праведной Анны. В основание обители был положен общежительный устав. Адрес: 107140, Россия, г.Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 7 Телефоны: Дежурный телефон - 8-499-264-11-70 Приемная - 8-499-264-72-74 Подробнее... Андреевский мужской монастырь (Москва) [ править править код ] В 1648—1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). В 1675 году над «Святыми вратами» на восточной стене монастыря была построена церковь мученика Андрея Стратилата с приделом великомученика Феодора Стратилата (существовал до начала XIX в.), фасады церкви были украшены изразцами работы белорусских мастеров. В 1689 году на месте прежней Воскресенской церкви было начато строительство новой (освящена в 1703 году); в подклете над склепом, в котором, по преданию, погребен Ртищев, находился придел великомученика Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась Покровская церковь (построена в 1701 году?), впоследствии разобранная, на её месте был сооружен корпус богаделен. В 1748 году на средства графа С. Б. Шереметева была сооружена колокольня — на гравюре XIX века четырёхгранную колокольню с большими арочными проёмами в верхнем ярусе завершал четырёхскатный шатёр с небольшим шаром, увенчанным крестом; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящён в честь архистратига Михаила, а после перестройки колокольни в 1848 году митрополит Филарет (Дроздов) освятил учреждённый на средства купца М. Сеткина храм в честь апостола Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

Невозможно было мириться с тем, чтобы в наше время, когда возрождаются и во множестве созидаются монастыри, славная своей историей Андреевская обитель Первопрестольного града продолжала нести на себе печать той самой борьбы с монашеством, о которой я сейчас сказал. Поэтому и принято было решение возродить здесь монастырскую жизнь.  Благодарю Вас, владыка, за те труды, которые Вы понесли. Конечно, это самые первые шаги, но мы будем делать все для того, чтобы здесь укрепилась монашеская жизнь. Кроме того, на территории Андреевского монастыря находятся очень важные синодальные учреждения — Синодальная библиотека, Учебный комитет, Синодальный информационный отдел, а также некоторые другие учреждения либо церковные, либо связанные с Церковью, которые работают, в том числе для просвещения людей. Дай Бог, чтобы эта обитель сегодня реально служила духовному просвещению нашего народа, укреплению веры православной не только в сердцах москвичей, но и всех тех, кто будет соприкасаться со святынями и с духовной жизнью этого монастыря». В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святого равноапостольного Кирилла, насельникам монастыря — Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви осмотрел в сопровождении архиепископа Верейского Евгения помещения Учебного комитета и в сопровождении В.Р. Легойды — помещения Синодального информационного отдела, располагающиеся на территории Андреевского монастыря. Завтра, 26 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл утром будет молиться за уставным богослужением в Зосимовой пустыни, а вечером совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре . Андреевский монастырь. Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

В А. м. Ртищев основал б-ку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа мон-ря , к-рого привез Ртищев в кон. 1655 г. из литов. похода. В течение 2 лет Варлаам учил детей польск. и лат. языкам. Имена учителей были записаны в синодике мон-ря XVIII в. (известен по упоминаниям). В 1-й пол. 90-х гг. XVII в. в А. м. действовал тайный кружок молодых подьячих, объединенных вокруг строителя старца Авраамия . В 1675 г. над Св. вратами на вост. стене мон-ря была построена ц. мч. Андрея Стратилата с приделом вмч. Феодора Стратилата (существовал до нач. XIX в.), фасады церкви украшают изразцы работы белорус. мастеров. В 1689 г. на месте прежней Воскресенской ц. была построена новая (освящена в 1703); в подклете над склепом, в к-ром, по преданию, погребен Ртищев, находился придел вмч. Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась ц. Покрова (построена в 1701?), впосл. разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня мон-ря возведена на средства гр. С. Б. Шереметева в 1748 г.; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящен в честь арх. Михаила, после перестройки колокольни в 1848 г. свт. Филарет (Дроздов) освятил его в честь ап. Иоанна Богослова. А. м. был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в постройках мон-ря были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. мон-рь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Синод назначил А. м. временным местом для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приход в 1764 г. (Московский митр. Тимофей (Щербацкий) утвердил соответствующее определение консистории в янв. 1765). Во время эпидемии 1771 г. на территории А. м. было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских мон-рей. В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» жен. пола. В 1803 г. по просьбе Московского купеческого об-ва мон-рь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство к-рой началось в 1805 г. (архит. Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 г. (архит. А. С. Каминский). Число призреваемых со 150 чел. в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. В храмах обители служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

http://pravenc.ru/text/115196.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010