260 Акт. Арх. Экспед. т. I. N 299. Касательно чередной службы градских священников в соборе и собираемого за неисполнение сего штрафа были распоряжения новг. владык в XV веке. Кратк. обозр. древн. церквей в Новг. 1855 г. стр. 43 и 44. 261 О денежной и хлебной руге в соборе с разделом на 43 человека соборян в царской грамоте 1638 года. Акт. Арх. Экспед. т. III. N 282, где руги денежной на всех распределено 113 рубл. 24 алт., кроме хлебного оклада. 264 Почеревные относились к незаконнорожденным детям. Тетради для вписывания сборных пошлин XVII века остались в Консист. арх. стар. дел. 266 Новг. II лет. под 6920, 6923, 6924, 7080 год. III лет. под 6873 год. Имена протоиерея или протопопа в дому св. Софии равно и протодиакона были издавна, но в летописи встречается в первый раз в 1367 году (Новг. I лет. 6875 год.). В грамоте 1504 года и в след. за нею грамотах XVI века, кроме протопопа и протодиакона, указано в Соф. соборе 18 придельных священников и 4 диакона застенных. По случаю морового поветрия в 1552 в летописи записано: «И в велицей соборной церкви во (Святей Софии только осталося шесть священников, да два диакона, а было у святей Софии протопоп да осмнадцать попов, протодиакон, четыре диакона, да архидиакон» (Новг. III лет. под 7068 год.). В грамоте 1555 года показаны, кроме протопопа и протодиакона, 18 попов придельных, 4 диакона, два псаломщика и 18 дьячков церковных, а всего 43 человека. В грамоте 1637 года, кроме протопопа и протодиакона, показаны два ключаря, архидиакон (ризничий черный диакон), четыре попа, два дьякона, 20 человек певчих, два псаломщика, четыре человека дьячков и пономарей, пять звонцев, просфирник, всего 43 человека. Акт. Арх. Экспед. т. III N 282. А в 1764 году, по штатам, положено быть в соборе 12 челов.: 1 протопоп, 1 ключарь, 4 священника, 1 протодиакон, 3 диакона, 3 иподиакона, два певчих, а прочих принадлежащих также к собору чинов: 8 челов. подьяков первой станицы, 8 второй станицы, 8 третьей станицы, два псаломщика, два пономаря, 5 звонарей, 4 старосты, 1 просвирня. Положенное в это время жалованье в 1797 году удвоено. Ныне на жалованье соборянам (26 челов.) положено: 3768 руб. 72 коп., ризничной 86 руб., на церковные потребности 46 рубл., на починки зданий соборных 286 руб. Последние две суммы делятся пополам с архиерейским домом

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

О видиньи святыя Богородици Вълахернахъ Неусыпающи служб бывающи въ святи церкви сущии Влахернах, 704 иде блаженыи Андреи тамо же, обычая дя своя. Баше же Епифанъ и отрокъ его единъ с нимъ. Да стояху другоици до полунощи, а другоици до свта. Часу же нощному сущю 4-му, 705 узри блаженыи Андреи святую Богородицю очивсть, вельми сущю высоку, пришедшю цьсарьскыми враты, страшнами слугами, в нихже баше честныи Предтеча 706 и Громныи Сынъ, 707 обаполу держащю ю. И ини святци мноз в блахъ ризахъ идяху предъ нею, а друзи по неи с псними духовными. Да егдаже приде близъ амбона, приде святець къ Епифанови и рече: «Видиши ли Госпожю всего мира и цьсарицю?» Он же рече: «Вижю, отче мои». И сима зрящима, приклоньши колни, на многы часы молитися нача, слезами кропящи боговидное свое лице. По молитв приде къ олтарю, молящися о стоящихъ люди тамо. Да егда ся отмоли, мафоръ 708 ея, яко молниино видиние имя, еже на пречистмь ея врс лежаще, отвивши от себе и пречистыма своима рукама вземьши, страшьно же и велико суще, врху всх люди простре стоящихъ ту. Еже на многы часы видисте святца врху люди прострето суще и сияя, яко же иликтръ, 709 славу Божию. Да донелже баше тамо святая Богородица, видисте и та, а понелже отиде, боле того не видисте, взяла бо будеть со собою, а благодть оставила есть сущимъ тамо. 710 678 ...Лва Великого… – Имеется в виду, очевидно, византийский император Лев VI Мудрый (886–912). 679 ...протоспафаревымъ саномь... – Протоспафарий – титул среднего ранга в Византийской империи, присваивавшийся в основном военным. 680 ... воеводу отвори на въсточныхъ странахъ. – В греч. оригинале στρατηλτης... ν τος νατολικος μρεσιν. Слово «стратилат» – полководец не имело четкого терминологического содержания и применялось в отношении как военных командующих, так и светских правителей. Феогност был, вероятнее всего, военным, чем можно было бы объяснить его пребывание со всем домом в Константинополе: военнослужащие восточных областей Византии могли подолгу жить в столице, осуществляя свои должностные обязанности главным образом в летний период.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрея. Андрей, за свою молодость и красоту, был выделен господином, и приближен им к себе. Вскоре, ещё плохо говорившего по-гречески юношу, хозяин стал учить грамоте, думая сделать из него секретаря-нотария, подарил ему свою одежду, и вообще, всячески ласкал молодого раба, который однако предпочёл избрать участь Христа ради юродивого 1390 . В других местах того же жития, мы читаем о рабах-поварах в доме этого стратилата 1391 , и о рабской челяди в доме богатого Епифания, которую Андрей, заботясь о её духовно-нравственном воспитании, собирает на ночную молитву как бы подчёркивая свою близость нищего к ней, и вместе с тем выступая с безмолвным протестом против равнодушия хозяев к душе своих рабов 1392 . Кроме рабов-скифов, называются рабы, говорящие по-сирийски 1393 , и, наконец, особенно резко отмечается наличность особых любимцев господина, евнухов-миньонов, женственно-изнеженных красавцев кувикуляриев, которых их господа специально воспитывают для удовлетворения содомитской похоти, столь обычной среди утончённой византийской знати 1394 . Верный своей роли революционера-обличителя пр. Андрей обращает к одному из таковых невольных развратников грозную и гневную речь, а по уходе его развивает целую теорию о том, что господа имеют право пользоваться рабами только для полезных услуг, а не для скотского распутства, и что рабы, которых господа принуждают к педерастии, должны лучше претерпеть муки и смерть по образу Христа, чем согласиться на грех 1395 . Обращаясь к другим агиографическим произведениям, мы, прежде всего, познакомимся, в лице пр. Серапиона, с интересным фактом продажи самого себя в рабство за 20 номисм 1396 . Затем, мы прочитаем в житиях пр. Власия 1397 и Павла Латрского 1398 , о заманивании и продаже в рабство доверчивых отроков и юношей бродячими иноками. Явление, если судить по словам сельчан в последнем житии, не желающих отпустить отрока Павла со странствующим монахом, из опасения, что перед ними один из таких негодяев, бывшее весьма распространённым, несмотря на тяжёлую кару за это 1399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рупор современной еврейской русскоговорящей Америки Нью-Йоркская газета " Новое русское слово " время от времени помещает статьи о необходимости спасения русского языка в Америке. Русские чартерные школы организуют евреи и украинцы. В городе Lafayette (Indiana) татары организовали субботнюю русскую школу. В 2001-2002 годах в церковно-приходской школе при церкви Св. мч. Андрея Стратилата в Санкт-Петербурге во Флориде учились армянские дети, а учительницей русского языка была Роза Агаева, азербайджанка из Баку. Многие американцы, усыновившие русских детей, считают необходимым поддерживать их знание русского языка и приводят их в субботние школы при русских церквах и даже на православные церковные службы. Таких примеров можно привести множество. Эти факты говорят о том, что те, кто однажды прикоснулся к русской культуре, в Америке осознают её уникальную ценность и пытаются сохранить себя и своих детей в ней. Это касается и евреев. Приведу один характерный пример. Несколько лет назад автору этой статьи пришлось слушать в Чикаго радиопередачу еврейского русско-говорящего канала в живом эфире, посвященную гастролям Оркестра Израильской Филармонии. Ведущий беседовал с первой скрипкой этого оркестра Юрием Гандельсманом. Отвечая на вопрос о музыкальной школе Израиля, Юрий неожиданно для ведущего заявил, что вообще-то он и его коллеги в основном представляют русскую музыкальную школу, т.к. воспитаны на русской музыкальной культуре. И действительно, в Америке и вообще на Западе высокое качество русской исполнительской школы, как и шахматной школы, как и школы фигурного катания - общепризнанная аксиома. Следует отметить, что существует значительная разница между привычным для жителей Российской Федерации понятием национальность и американским понятием нация. К американской нации принадлежат все граждане США. Негры в Америке именуются афро-американцами, а граждане русской национальности - русскими американцами. Следуя этой логике, грузин, проживающих в России, следовало бы называть грузинскими русскими, а евреев еврейскими русскими (что они и делают в Америке, опуская первое прилагательное).

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/30/...

Результаты правления приводились в известность и составлялся итог сделанным исправлениям. Это можно заключать из известного уже нам требования, чтобы справщики докладывали патриарху о местах, подлежащих исправлению, с указанием, как и по каким источникам их править. Таких докладных записок в бумагах типографского архива не сохранилось, но имеется несколько документов, где подведены эти итоги по правлении известной книги в нескольких ее изданиях и показано, чем одно из них отличается от другого. Эти перечни служили пособием для последующих изданий и указывали на то, чтоб было сделано для исправления известной книги и что предстояло сделать. Весьма вероятно, что они и составлялись при поступлении известной книги в справу, как руководство исправителям. Мы имеем три таких документа в типографской библиотеке: а) сравнение апостола, напечатанное в 180 году с изданием его 172 г. (см. прилож. Б); б) сравнение общей минеи по изданиям ее в 168, 171 и 182 г. и в) свод памятей по часослову 160 г., старой псалтыри 150 г., минеи 154 г. и псалтыри нового издания в 179 г. Особенно любопытна для истории книжного исправления связка 67, где собраны указы и распоряжения по этому делу с половины XVII и в течение всего XVIII века. Мы ограничимся извлечением из нее только более крупныхъ сведений, относящихся к этому делу, за XVII столетие. Этот сборник, под заглавием «книга записная указов», начинается росписью праздничных дней, когда прекращалась в типографии работа. Таких прогульных дней было в году 105 и они перечисляются сначала по месяцам, а потом по триоди, согласно разделению церковного года в уставе. Оказывается, что мастеровые не работали в сентябре 1, 8, 14 числа, в октябре – 1 и 22, в ноябре 21, в декабре – 6, 25, 26, в январе – 1, 6, 7, в феврале – 2, в марте – 25, в мае – 9, 21, в июне – 23, 24, 29, в июле – 8, 20, 28, в августе – 1, 6, 15, 16, 26, 29 и 19 святого велик. Андрея Стратилата, ход со кресты. Всего 29 дней. Затем перечисляются государские именинные дни и трудные; к последним отнесены: сырная неделя с четвертка, первая неделя великого поста, страстная неделя, святая неделя, среда преполовения, вознесение Господне день, сошествие Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Это было очень трудно, но важно, поскольку дисциплинировало, помогало понять свои силы. Я вспоминаю то время с трепетом, с чувством благодарности. Мы, как поется в песне, из вчерашних юнцов превратились в бойцов. Так что Первого сентября на учебу в новые отремонтированные аудитории мы пришли не только изменившиеся физически, но уже и с измененным сознанием. Как студенты строили ВАЗ Архимандрит Сильвестр (Лукашенко) , духовник Олимпийской сборной, клирик Ярославской епархии, настоятель храма Андрея Стратилата села Сулость Ростовского района: Фото: yarsport.ru Первое сентября 1959 года… Этот день, когда я пошел первый раз в школу, вспоминается и сегодня отчетливо и ясно. Санкт-Петербург (тогдашний Ленинград), оправившийся от войны (она присутствовала, пожалуй, только в детских играх), дети с цветами, новенькая школьная форма, белые передники и белые банты у девочек, немного взволнованные родители… Было ощущение праздничности, торжественности, начала новой жизни. Мы вступали в тот мир, к которому принадлежали серьезные старшеклассники, приветствующие нас на линейке. Когда этот первый учебный день закончился и мы вышли к родителям уже настоящими первоклассниками, я почувствовал себя как-то вдруг повзрослевшим. И это было так здорово — выйти из школы после первых настоящих уроков! А перед праздником были беседы с родителями, их рассказы, что такое школа , для чего нужно учиться, как следует относиться к урокам, к домашним заданиям, об уважении к учителям, воспитателям. Конечно, в следующие года такого восторга, как в первом классе, не было, просто хотелось встретиться с одноклассниками, поговорить, поделиться летними впечатлениями. Первое университетское сентября я встретил в 1969 году вместе со своими однокурсниками по дороге на строительство Волжского автозавода, где мы пробыли целый месяц. Тогда была традиция отправлять студентов или на картошку, или в студенческие стройотряды. Это было очень интересно, хотя и тяжело. Мы никогда раньше не видели такой большой стройки, тем более так далеко от родного города. Интересно было и то, что летели туда и обратно на самолете. Там – жили в палатках.

http://pravmir.ru/1-sentyabrya-i-zlostny...

(Стратилат Тепляк, Фекла свекольница), народное название дня мч. Андрея Стратилата, и с ним 2593 мучеников (284–305), 19 авг./1 сент. К этому дню приурочивали обряд, по которому именинница (или родившаяся в этот день) приносила в дом первый или последний сноп и ставила его в бабий кут для охраны домашнего очага от нечистой силы и для того, чтобы в доме сохранялся прибыток. От лешего сноп овса ставили в сенях, горнице и конюшне. Леший любит конскую сбрую перепутывать, а сноп овсяный его отпугивал. Если случались к этому времени дожинки, то соблюдался обряд завивания бороды, когда оставленные на корню несжатые колосья собирали в пучок, пригибали и присыпали землей. Крестьяне верили, что благодарная земля даст на следующий год хороший урожай. Позднее завивание бороды стали посвящать русским святым Власию, Егорию и Илье, чтобы они оберегали хлеб и скот. Этот обряд выполняли мужики, а жницы в одних исподних рубахах катались по колючей стерне и просили вернуть им силу, что была затрачена в страдную пору. День этот называли еще Фекла, в память св. Феклы, умученной при Диоклетиане. «На Феклу копай свеклу», – говорили крестьяне. Поэтому Феклу называли свекольницей. Андриан и Наталья Свв. мчч., празднуемые 25 авг./7 сент. У русских крестьян они были известны под именем Овсянников, т. к. обычно с этого дня крестьяне начинали уборку овса. Последний овсяный сноп с песнями уносили с поля во двор. Вечером в этот день угощались толокном на кислом молоке (дежень) или на воде с медом и овсяными блинами. По русскому обычаю, в этот день варили толокно – овсяный кисель. Полагалось толокно пить всюду и весь день, чтобы толокняный дух, толокняный запах чувствовался всюду. Считалось, что запаха этого боится огонь и без толокна овин загорится. Работу в этот день надо было начинать добрым словом, чтобы не сердить овинный огонь. Существовало предание, что если скажешь в сердцах грубое, обидное, скверное слово – так и полыхнет огонь по овину. Старики учили молодых, чтобы они работу начинали добрым словом-помыслом. Чтобы огонь не сердить и про доброе слово помнить, полагалось в этот день поклониться Одрияну да Наталье, Наталью блинами угостить, а Одрияна – толокном. Попьет Одриян толокна, будет за огнем в овине следить, не допустит пожара. Косари в этот день, собравшись артельно косить овес, приносили хозяину овсяный сноп в виде чучела. Хозяин угощал косарей овсяными блинами и киселем из толокна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святаго мученика Андрея Стратилата и с ним дву тысящ пяти сот девятидесяти трех НА ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры праздника, глас 4. Подобен: Яко добля: Святое Твое пречистое/и честное преставление/не на разстояние любящих Тя,/но неотторжено соединение, Дево, бысть:/мысленно бо присно Тя воистинну/славящим Божию Матерь,/являешися, дающи Твою благодать,/и, показующи, яко всем человеком/Предстательница даровалася еси. Ковчег священия/в Тя всельшагося,/Богородице Чистая, бывши,/к нестареемому покою/от земли преставляешися,/тем и Того осияема светлостию./Темже свыше назираеши/любовию Тя поющия/и Божественная величия Твоих чудес проповедающия. Яко чертог многосветел,/Сын Твой и Господь,/в жилища прием Тя, Пречистая,/яко ковчег священия,/Тебе показа Безплотным воинством/и святых селением,/славою неизглаголанною/от тли и бед избавляющую/любовию воспевающия/величия Твоя, Чистая. Ины стихиры святаго, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Мужества образ явлься,/на сонмищи дерзнул еси/подати себе судищу страдания,/якоже воевода, сему предъидый,/Андрее страстотерпче пребогате,/верным же всегда исцелений точиши воды,/с Небес благодать прием. Мужества тезоименит явлься,/мужески храбровав, со врагом сплется,/и сего погубил еси, яко иного фараона,/струями кровей твоих/погрузив все воинство, досточудне./Темже моли даровати душам нашим/мир и велию милость. Воинство многочисленное/Богу Дателю, славне,/благих привел еси, подвигшееся/и смертию безсмертную славу/обретшее с тобою, преславне./С нимиже моли даровати душам нашим/мир и велию милость. Слава, и ныне, праздника, глас 4: Егда изшла еси, Богородице Дево,/ко из Тебе Рождшемуся неизреченно,/бяше Иаков, брат Божий и первый священноначальник,/Петр же, честнейший верховник,/Богословов начальник/и весь Божественный апостольский лик,/явленным богословием песнословяще/Божественное и страшное Христа Бога смотрения таинство/и живоначальное и богоприятное Твое тело погребше,/радовахуся, Всепетая./Превыше же пресвятыя и старейшия ангельския силы,/чудеси дивящеся,/приникше друг ко другу, глаголаху:/возьмите ваша врата/и восприимите Рождшую небесе и земли Творца,/славословленьми же воспоем честное и святое тело,/вместившее нами Невидимаго и Господа./Темже и мы, память Твою празднующе,/вопием Ти, Препетая:/христианский рог вознеси и спаси души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О. Д.: - Я не в курсе дела. Каждый человек с помощью интернета может достать любой закон и сам почитать. О.А.: -  Т.е. если такое прозвучало, можно поинтересоваться, откуда эта выдержка взята. О. Д.: - Да. Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка Димитрий и батюшка Александр! Батюшка Дмитрий, объясните мне пожалуйста. Правильно ли я понимаю подвиг Андрея Стратилата, святого воина и мучеников? Вот они так безропотно приняли смерть от рук Селевка, лишь только потому, что они накануне приняли крещение и не хотели оскоромить себя кровью. Будьте добры, объясните мне. Ведь он такой яркий главнокомандующий, они смогли бы достойно ответить врагам. О.Д.: - Они выбрали подвиг, как Борис и Глеб. Они тоже могли Святополку окаянному ответить, своему сводному брату. Но они предпочли уподобиться Христу. Поэтому этот подвиг выше, чем, если  бы  они порубали этих противников. О. А.: - Иногда кажется -  наделенный силой и властью человек  вдруг перед злой волей, злой силой склоняет голову и гибнет. О.Д.: - Он не перед злой силой, он склоняет голову перед словом Божьим. Это большая разница.  Если б он перешел на службу к этому врагу и стал бы убивать своих солдат -  значит, он склонился перед злой силой. Если б его противник стал бы уничтожать соседнюю деревню, а он взял его и в вермишель перемолол -   он не склонил бы головы перед злой силой, а поступил как христианин. А речь шла о нем самом, и он уподобился Христу. Христос сказал: неужели Отец Мой не может прислать ангелов в Мою защиту? Конечно, может. О. А.: - т.е. здесь как раз Заповедь Христа: не противьтесь Богу, направлена на тебя лично. О.Д.: - Да. О.А.: - Как совместить: «Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два едина плоть» и «почитай отца твоего и мать твою». Объясните, пожалуйста, на конкретной ситуации, что значит почитать. О. Д.: - Да очень просто. Со Щёлковской уехал на Войковскую и оттуда почитаешь, никаких скандалов и ко дню рождения открыточку. О.А.: - А мама в обиде: забыл нас, забросил.

http://radonezh.ru/text/pochemu-inogda-d...

Часть исправлений, сделанных Бабушкиным, была внесена в рукопись, выполненную, возможно, по его заказу в начале XIX в. – БАН, Дружинин 131. Это рукопись в восьмую долю листа, несколько обрезанная по вертикали, включает 325 листов и содержит, помимо месяцесловной части, также пасхалию и лунное течение. На фронтисписе в овале, окруженном пышным орнаментом, в качестве эпиграфа помещены такие строки: «Яко же небо украшено бесчисленными звездами, тако и книга сия наполнена святых именами» 251 . Первый год в пасхалии – 7296 (1788) г., что в данной ситуации вряд ли может послужить датирующим признаком 252 . Дощатый переплет в коже поврежден – множество следов жучка, средник утрачен. Рукопись богато орнаментирована, начиная от титульного листа, заставок и выполненных золотом инициалов. Имеющаяся в ней миниатюра с изображением Федора Стратилата, вероятно, может служить подтверждением тому, что рукопись предназначалась лично для Ф.П. Бабушкина, хотя, возможно, ее протограф был выполнен для прежнего выговского наставника Андрея Борисова (1734–1791), принявшего в старообрядческом крещении имя Феодор 253 . Исправления, внесенные рукой Бабушкина в Друж. 131, в Друж. 736, как и следовало ожидать, не отразились. Однако далеко не все исправления, внесенные Бабушкиным в Друж. 736, попали в Друж. 131, так что считать Друж. 131 копией с Друж. 736 не следует. В числе не внесенных в Друж. 131 добавлений к Друж. 736 – указание под 17 июля (л. 68): «В сий день празднуем российским всем чюдотворцам». Исправления, сделанные обоими почерками в Друж. 736, читаются в основном тексте Друж. 131. Отдельные исправления рукой Бабушкина внесены в обе рукописи: т. е., вероятно, на каком-то этапе правка вносилась в оба списка одновременно. Не исключено, что какая-то часть исправлений Друж. 736 игнорировалась писцом Друж. 131, но также можно предположить, что правка в Друж. 736 была внесена с какой-то рукописи, использованной при создании Друж. 131 или ее протографа. Даты в Друж. 736, как правило, проставлены кириллицей, в Друж. 131 – римскими цифрами, хотя встречаются и исключения. Часть памятей, особенно русских святых, имеющихся в Друж. 736 на полях, вписана в Друж. 131 киноварью основным почерком 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010