Иконостас был выполнен мещанином Черниговской губернии Пантелеймоном Бочаровым. Кроме иконостаса храм украсили «двадцатью праздничными иконами по 20 руб. каждая». В 1841 году по чертежам губернского архитектора С. Дево вокруг церкви была возведена прямоугольная металлическая ограда на каменных столбах. Церковь во имя вмч. Феодора Стратилата была освящена в 1842 г. 30 ноября/13 декабря н.ст. в день памяти ап. Андрея Первозванного.Первым священником был протоиерей Михаил Родионов, который в 1851 году был назначен благочинным Крымских церквей. В этом храме некоторое время служил священномученик Тимофей Изотов (1875-1938). Он родился и вырос в Симферополе, учился в церковно-приходской школе и любил прислуживать в храме. В 1909 году его приняли в штат кафедрального Алексондро-Невского собора псаломщиком. В 1912 году Тимофей Изотов был рукоположен архиепископом Димитрием (Абашидзе) в сан диакона. В 1916 году его перевели в Ялту в храм вмч. Феодора Тирона, а в 1921 году он стал священником церкви Всех Святых в Симферополе и служил в ней 6 лет. В 1922 году во всех храмах Крыма изымали ценные предметы. Пришлось и отцу Тимофею, скорбя в душе, отдать комиссии все, что потребовали. В 1928 году архиепископ Дионисий (Прозоровский) рукоположил диакона Тимофея в сан иерея и направил в село Новопавловку. Через 8 лет, в сентябре 1936 года архиепископ Порфирий (Гулевич) перевел его священником в алуштинский храм вмч. Феодора Стратилата, где он служил до своего ареста. Прихожане полюбили своего пастыря за твердую веру, мужество и кротость нрава. Время было тревожное: церкви закрывали, священников арестовывали, верующих преследовали. Община алуштинского храма после церковных служб собирались дома у старосты Матроны Яковлевны Левут. В тайне от посторонних обсуждали церковную жизнь, читали Священное Писание, отец Тимофей совершал молебны и панихиды, крестил детей. Произнося перед членами общины проповеди, с горечью отмечал, что «с приходом советской власти вера в Бога среди населения с каждым днем все падает. Люди даже забывают Церковь и Бога, власть отделила церковь от государства и все время преследует духовенство, религия вообще везде и всюду преследуется. Настало самое тяжелое время. Надо смиренно и терпеливо вести религиозную работу среди населения, нам надо сплотиться».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_во_имя_вс...

IX - нач. Х в. датируются Похвальные слова Н. Георгия Хартофилака (BHG, N 1364b), имп. Льва VI Мудрого (BHG , N 1363), Никиты Давида Пафлагона (BHG , N 1364d). Все они основаны на Житии Михаила и Praxis de stratelatis. До XI в. написан анонимный Энкомий (BHG, N 1364е), в его тексте использован также Энкомий Мефодия, а в рукописях XII в.- Энкомий, приписываемый Феофану Керамевсу (BHG, N 1364а). Ок. 1200 г. на Кипре прп. Неофитом Затворником был написан Encomium Neophyti (Энкомий Неофита) (BHG, N 1364); он основывался, вероятно, на каком-то несохранившемся Житии Н., к к-рому добавлен краткий пересказ большого количества чудес, в т. ч. из др. источников неизвестных. К поздневизант. времени принадлежат Энкомий Николая Кавасилы (BHG, N 1364g) и анонимные Энкомии из Ath. Iber. gr. 507, XIV в. (BHG, N 1364m); Vat. Ottob. gr. 312, XV в. (BHG, N 1364h) и Marc. I. 605, XV в. (BHG, N 1364n): они основаны преимущественно на метафрастовском Житии. В XVI в. появляются тексты о Н. на новогреч. языке: Житие Дамаскина Студита (впервые описан эпизод с пощечиной Арию), энкомии Нафанаила-Нила Верта (BHG, N 1364k), Варлаама (BHG, N 1364p) и анонимный Энкомий из Bodl. Auct. E 5. 15, XVI в. (BHG, 1364i). В поздневизант. период появляются и стихотворные агиографические произведения о Н. Мануил Фил написал стихотворные прологи к энкомиям Андрея Критского и Льва VI Мудрого (BHG, N 1361z, 1362z), Никифор Каллист Ксанфопул - метрическое переложение чудес Н. Неизвестные авторы составили также Житие Н. в додекасиллабах (BHG, N 1350m) и стихотворение о нем (BHG, N 1364z). «Деяние о стратилатах» Деяние о стратилатах. Витраж ц. Сент-Этьен в Бурже. XIII в. Деяние о стратилатах. Витраж ц. Сент-Этьен в Бурже. XIII в. Имп. Константин I Великий послал для усмирения бунта во Фригии, в военном поселении тайфалов (древнегерм. племя), троих военачальников (стратилатов) - Непоциана, Урса и Герпилиона - с отрядом. Войско отплыло из К-поля, но сильный шторм вынудил корабли пристать в Андриаке - гавани г . Миры Ликийские.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

В середине XVII века ревнитель просвещения боярин Ф.М. Ртищев на свои средства учредил при Андреевском монастыре училище, ставшее по сути первым по времени возникновения академическим учреждением в Москве. Здесь поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым «ради учения книжного» из нескольких малороссийских монастырей. По просьбе царя Алексея Михайловича киевский митрополит Сильвестр (Коссов) прислал ученых иноков Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого, Дамаскина Птицкого. При монастыре составилось ученое братство, которое занималось переводом книг, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. Учение киевских монахов шло в разрез с московским и потому считалось «несходным истинному правоверию». Федора Ртищева и братию обвиняли в «рушении» православной веры, однако на стороне киевских монахов были митрополит Никон (впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси) и сам царь Алексей Михайлович. В 1685 году училище, основанное Федором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии. С началам так называемой екатерининской секуляризации в 1764 году обитель была упразднена и обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен». Монастырские здания использовались для различных общественных нужд. В 1806 году во вновь отстроенных жилых корпусах открылась богадельня Московского Купеческого общества. В 1923 году храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В советский период постройки монастыря использовались под жилье, а затем для размещения НИИ. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. ( журнал 90 ) Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

Екатеринбург. Церковь Андрея Стратилата при Высшем артиллерийском командном училище. Церковь. Действует.   Престолы: Андрея Стратилата Год постройки:Между 2009 и 2014. Ссылки:   Адрес: г. Екатеринбург, улица Щербакова 145, на территории Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища Координаты: 56.772163, 60.66601 Проезд:Троллейбус 1, 6; авт. 19; марш.такси 042,05,05А остановка " Артиллерийский институт " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На территории Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища еще в 2006 году должно было начаться строительство храма во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. Согласно проекту, в церковном здании предполагалось два входа: один - с территории артиллерийского училища, другой - для гражданских лиц, за его пределами. 17 февраля 2006 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил в военном учебном заведении чин освящения закладной плиты на месте будущего строительства. Однако трудности, в том числе и финансовые, оказались велики: до сего времени не начат даже нулевой цикл. В нынешнем году было принято решение построить на территории ЕВАКУ другой, небольшой по размерам, храм. Он будет освящен во имя Мученика Андрея Стратилата. Святой Андрей Стратилат был храбрым, непобедимым и справедливым военачальником в римских войсках. Он проповедовал воинам о Христе. За свою веру был подвергнут пыткам, а впоследствии, вместе со своей дружиной (2593 мучеников) убит. На месте убиения мучеников из земли истек цельбоносный источник. Все необходимые материалы для возведения храма во имя Святого Андрея на территории ЕВАКУ готов предоставить Березовский завод строительных конструкций. Предполагается, что церковная стройка будет завершена уже к октябрю текущего года. Вместе с тем, благодетели не отказываются и от возведения Свято-Георгиевской церкви, хотя здесь точная дата начала работ пока неизвестна. Чин освящения места закладки храма во имя Святого Мученика Андрея Стратилата совершит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. 

http://sobory.ru/article/?object=32358

глава Никодима Святогорца; часть главы Феодора Стратилата; часть главы св. Иоанна Предтечи; мощи прп. Иоанна Кукузеля ( целиком); мощи  Прп.Акакия Нового Кавсокаливита ( за исключением главы); левая рука свт. Иоанна Златоуста; часть руки  ап. Луки; часть руки свт. Нектария Эгинского. . Частицы мощей: вмч. Меркурия; вмч. Прокопия; вмч. Артемия; ап. Андрея Первозванного; Ап. Луки; 40 Севастийских мучеников; первомуч. Стефана; свщч. Игнатия Богоносца; прп. Ефрема Сирина; свт. Иоанна Милостивого; свщч. Антипы; вмч. Никиты; сщмч. Елевферия; прав. Иоанна Русского; сщмч. Фоки; цел.и вмч. Пантелеимона; равноап. Константина и Елены; прп. Андроника; прп. Луки Элладского; прп.  Сампсона Странноприимца; сщмч. Харлампия; бесср. Космы и Дамиана; вмч. Евстафия; мч. Акиндина; вмч. Мины; сщмч. Ермолая; мч. Иакинфа; прмч. Стефана Нового; свт. Андрея , архиепископа Критского; прп. Даниила Столпника; первомц. Феклы; мучениц Нимфодоры, Иулитты, Параскевы и Анастасии.   Миро от мощей вмч. Димитрия; железный посох и наперсный крест неизвестного святого, который подвешивался за шею при помощи железного обруча.                         ВАТОПЕД:   Честной Пояс Богородицы; глава свт. Григория Богослова; глава свт. Андрея Критского; нога ап. Варфоломея; правая нога цел. и влм. Пантелеимона; большая кость руки мч. Трифона; чудовторная рука мц. Марины; крест императора Константина; крест-реликварий с частицей мощей Животворящего Древа Господня и мощами святых; трость от Страстей Господних; часть Честного Пояса Пресвятой Богородицы; перст Иоанна Предтечи; десница ап. Андрея; стопа ап. Варфоломея.   Честные главы: свт. Григория Богослова; свт. Иоанна Златоуста; вмч. Меркурия; вмч. Иакова   Персянина; основателей монастыря Николая и  Афанасия; новоявленного  чудотворца Евдокима; прп. Анапия; прп.Никодима; прп. Иоакима Папулакиса.     Частицы глав: пвмч. Стефана; свт. Модеста; мц. Пелагеи – девы; прмц. Феодосии Константинопольской; свмч.Харалампия; мучеников Сергия и Вакха; вмч. Фердора Стратилата; мч. Флора;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Внутренний вид палаты представляет обширную сводчатую комнату. Посреди ее находится колонна, на которую сведены все своды. Налево из палаты выход в кельи архиепископа Иоанна, состоящие из двух комнат: в первой из них устроен затвор, каменный пол которого хранит на себе отпечаток колен молитвенника. Во второй комнате сохранилась окно с умывальным кувшином, подвешенным в нем от 12 века. Между звонницей и святой Софией находится Входо-Иерусалимский храм, построенный в 1759 году. Налево от звонницы находятся так называемые Водяные ворота. В 1910 г. часть кладки над ними обвалилась, и обнаружилась небольшая комната со скамьей в стене. По преданию в ней в 1551 году заживо замурован шурин крымского хана. От звонницы на юг, к Спасской башне, пролегала «Пискупля» – улица епископа. Это была главная улица Детинца, ведшая к Великому мосту. По ее направлению находится небольшая каменная церковка 14 века Андрея Стратилата. Она была выстроена по обету во время чумы в один день. Церковь Андрея Стратилата построена около того места, где в 989 году была срублена тринадцативерхая дубовая святая София, сгоревшая в 1045 году. На месте сгоревшей Софии в 1167 году уроженец села Сытина, былинный Садко, «Богатый гость», построил церковь Бориса и Глеба. Этот храм был уничтожен шведами в 1611 году. Кремлевская стена протяжением 1386 метров, вышина колеблется от 8,5 до 10,6 метра, толщина от 2,7 до 3,3 метра, она вмещает в себе 9 башен, а именно: Спасская. В ней две часовни, в верхней настенное изображение Спасителя в прекрасной ризе, перед ним аналогий, на котором лежат святой Крест и Евангелие, а на столике – фелонь и епитрахиль. В другой часовне находится источник с приятной на вкус водой. В часовнях постоянно живут две престарелые женщины. Княжная, Кокуй – семиэтажная. Покровская. Возле нее одноглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1305 году посадником Семеном Климовичем. Затем следует Златоустовская. При ней размещен историко-археологический музей, возникший в 1863 году. В нем насчитывается 14134 экспоната.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й, кондак и икос Богородицы (Донской иконы); седален (ипакои) Богородицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Лик Божественных апостол…» (см. в службе мч. Андрея Стратилата). По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – светилен праздника (см. в службе мч. Андрея Стратилата). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и Богородицы (Донской иконы) – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера в службе Богородицы (Донской иконы)). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (Донской иконы). Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак Богородицы (Донской иконы). На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (Донской иконы). Кондак праздника. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 5-я – 4, и Богородицы (Донской иконы), песнь 6-я – 4. На входе: «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Богородицы (Донской иконы); кондак воскресный. «Слава» – кондак Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Богородицы (Донской иконы), тропарь храма; кондак воскресный, кондак Богородицы (Донской иконы). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы (Донской иконы). Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (Донской иконы).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. Трехъярусная колокольня и трапезная выстроены позднее, в 1818 году, в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму. В 1902 году князей Шаховских в их родовом имении навестил известный автор популярных очерков о памятниках старины, председатель археологической комиссии Сергей Дмитриевич Шереметев. Так описывал он свои впечатления: " Вот мы въехали в село, миновали церковь белую с белой оградой и такой же колокольней...церковь светлая и просторная, с двумя приделами. В церкви любовались мы ризами и иконами, а также любопытным резным иконостасом. На стене мраморная доска с надписью о двух погребенных тут младенцах кн. Шаховских-братьев хозяина " . В 1918 году имение князей Шаховских национализировано. В конце 1930-х годов была закрыта церковь. В 1940 году для „нетрудовых элементов“ была введена трудовая повинность. По этому приказу из Москвы оставшийся священник храма Андрея Стратилата ы Белой Колпи обязан был напилить и сдать государству около 10 кубометров дров. Он все лето ходил в лес с одноручной пилой заготавливать дрова. Наверное, были введены и другие притеснения против Церкви, кажется, налог, поэтому в начале 1941 года церковь была закрыта, так как небольшой приход тогда влачил жалкое существование. Приблизительно в 1940-м году с колокольни сбросили колокола прямо на землю. Они разбились при ударе. Один колокол повесили на столбе посреди деревни и звонили в него в случае пожара. Отдельными редкими ударами в колокол бригадиры собирали колхозников на работу, да ночной сторож дед Петр ночью в 24 часа отбивал 12 ударов. В войну этот колокол немцы увезли в Германию. Есть сведения, что во время оккупации села Белая Колпь, немцы взяли ключи у другого сторожа храма, Ярославцева Ивана Ильича, дом которого был рядом с кладбищем, открыли церковь, аккуратно упаковали и вывезли в Германию все ценные иконы и представлявшие ценность богослужебные предметы культа. В 1946 году оставшиеся в селе православные верующие создали церковный совет и ходили по деревням собирали деньги на открытие церкви. В этом совете была активная и инициативная женщина Мазурина Екатерина.

http://sobory.ru/article/?object=01149

История храма. Нынешняя соборная церковь есть первый каменный храм обители, построенный, как надобно полагать, в начале прошедшего столетия, при Игуменьи Патрикии, по крайней мере по древним актам о каменном церковном строение упоминается в первый раз в 1712 году, а надпись на церковной утвари, что она пожертвована, в 1713 году, для «Соборного храма», приводит к заключению, что храм сей освящен именно в 1713 году. В монастырской описи 1764 года храм сей описан так: «в оном монастыре церковь каменного здания, одна настоящая во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, да в приделах: в первом Тихвинской Пресвятой Богородицы, во втором Федора Стратилата. » После 1764 года придел Св. Федора Стратилата был, неизвестно по какому случаю, переименован во имя Св. Николая Чудотворца, но и этот придел в самом конце прошедшего столетия, по ветхости, был упразднен вовсе, с благословения Преосвященного Афанасия Епископа Коломенского и Тульского. Ныне на этом месте находится придел во имя Св. Андрея, Христа ради юродивого чудотворца, устроенный в 1830 году, иждивением Белевского купца Андрея Михайлова Фролова. Нынешний Николаевский придел устроен в холодном притворе, против Тихвинского придела, с западной стороны его, в 1845 году усердием вдовы поручицы Веры Андреяновны Сомовой. Вид храма внешний и внутренний. Соборный монастырский храм построен к востоку на косогоре и потому на высоком фундаменте в подвальном этаже находится довольно обширный склеп, в который вход с востока под стеною алтарного полукружия; в этом склепе, по преданию, погребена благочестивая храмоздательница Игуменья Патрикия. Квадрат храма в два света ; над дверью окна, внизу с каждой боковой стороны по одной двери (с крыльцами или рундуками, под навесами на столбах) и по одному окну; а вверху по два окна с каждой стороны с разрезными сандриками и над ними под полуциркульным сводом, коим оканчивается карниз, еще по одному круглому окошечку. Над квадратом храма высокий осьмигранный фонарь или трибун, украшенный по углам двойными пилястрами и освященный 8-ю окнами (одно восточное закладено); верхний карниз украшен зубчиками; на фонаре купол тоже восьмигранный, над куполом каменный небольшой фонарь с 8-ю узкими окнами; над ним тоже небольшой, граненный купол, с которым соединяется узкою, каменною шейкою грушевидная глава, украшенная четвероконечным железным крестом с яблоком у подножия. Оба купола и глава обиты листовым железом и покрашены зеленою краской. Алтарное полукружие трехэтажное, освещается тремя небольшими окнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Новости 11 апреля, 2013 В селе Крутые Хутора Липецкой области построят монашеский корпус и дом призрения для паломников На первом этаже нового здания разместятся хозяйственные помещения, на втором – жилые комнаты и кельи. Он будет возведен в непосредственной близости от храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, за его оградой. 11 апреля, 2013 В музее Архангельска представили старинную икону великомученика Феодора Стратилата Образ написан во времена правления царя Иоанна IV. Долгие годы старинная икона была скрыта под слоями поздних росписей. Благодаря трудам реставратора Тамары Миловой удалось обрести первоначальный облик святого великомученика Феодора Стратилата и уникальную историческую надпись. 11 апреля, 2013 Священники Благовещенской епархии совершили панихиду на русском кладбище в Харбине Целью поездки было посещение памятных мест и знакомство с культурным наследием Харбина, который до середины ХХ века являлся центром дальневосточной русской эмиграции. Паломники посетили пять православных храмов, в том числе единственный действующий – в честь Покрова Божией Матери 11 апреля, 2013 Собаки спасли из полыньи провалившегося в нее Федора Конюхова Как сообщается, если бы нарты ушли под воду, это стало бы концом экспедиции. Тогда Конюхову и Симонову пришлось бы воспользоваться морским аварийным радиобуем, чтобы подать сигнал бедствия и вызвать помощь с ледовой станции Барнео. 11 апреля, 2013 Верующие Днепродзержинской епархии пригласили главу Украинской Церкви освятить кафедральный собор За заслуги перед Украинской Православной Церковью Блаженнейший митрополит Владимир также наградил орденом святого Андрея Первозванного I степени советника-посланника Посольства России в Украине Андрея Воробьева. 11 апреля, 2013 В Госдуме открылась фотовыставка " Вера в России " В ежегодном фотоконкурсе " Вера в России " приняло участие более 5 тыс. человек из Москвы и других регионов России. 11 апреля, 2013 Патриарх Кирилл возглавит первое заседание Попечительского совета по строительству храма Всех святых в Страсбурге

http://pravmir.ru/category/news/page/450...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010