Из Деяний святых апостолов известно, что апостол Матфий везде сопутствовал Иисусу Христу, слушал Его Божественное учение, был свидетелем Его дивных чудес и славного служения Господа роду человеческому, начиная от Крещения Его до дня Вознесения на небо (см.: Деян 1: 21–23). Мощи св. апостола Матфия (ковчег с ними вмонтирован в мраморное надгобие). Трир, Германия Житие апостола, вошедшее в составленные святителем Димитрием Ростовским Четьи Минеи, повествует о том, что апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в Вифлееме. С ранних лет он изучал в Иерусалиме закон Божий по священным книгам под руководством праведного Симеона Богоприимца. Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70 меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 апостолов. После Вознесения Господа на небо Матфий был причтен к 12 апостолам вместо отпадшего Иуды Искариота. Приняв дары Духа Святого в день Пятидесятницы, апостол Матфий стал проповедовать Христа. Сначала местом его проповеди была Иудея, позже – Эфиопия Понтийская. Здесь он претерпел много мучений за имя Христово: его били, влачили по земле, вешали, строгали острым железом, жгли на огне. Однако он с радостью шел на все муки и переносил их мужественно. После этого апостол Матфий проповедовал в Македонии, где идолопоклонники решили испытать силу проповедуемой им веры, заставив его выпить отраву, делающую выпившего слепым. Силою Божией апостол Матфий остался невредим, и затем вернул зрение 250 язычникам, которым диавол внушил убить апостола. Его связали и бросили в темницу, но Господь отворил ему ее двери. Святой апостол стал безбоязненно проповедовать слово Божие, а озлобленные язычники хотели умертвить проповедника Христова, но разверзшаяся внезапно земля поглотила дерзновенных. Оставшиеся в живых люди при виде этого чуда уверовали во Христа и крестились. Потом апостол Матфий вернулся в Иудею, где проповедовал, творил многие чудеса, исцелял больных, очищал прокаженных, изгонял злых духов и воскрешал мертвых. Его проповеди сопровождали дивные знамения, что привлекало многих израильтян ко Христу. Озлобленные и ослепленные неверием иудеи схватили апостола и привели его в Иерусалим на суд первосвященника Анана и синедриона. Апостол Матфий изъяснил иудейскому собранию те места из Ветхого Завета, где многое в прообразах предвещено было об Иисусе Христе. Первосвященник Анан пришел в ярость и осудил апостола на побиение камнями.

http://pravoslavie.ru/3560.html

Явившись в первый день воскресения, Он сказал им: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю, вас. Затем, дунув, сказал им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:21–23 ). Но и апостолы, и их преемники должны пользоваться властью не единолично, а для решения главных вопросов собираться вместе. Единственной же главой Церкви остается Господь Иисус Христос и по вознесении всегда присутствующий невидимо среди собранных во имя Его, как Он Сам неоднократно обещал это. ( Мф.18:20, 28:20 ). Хотя Христос обещал быть и в малом собрании христиан невидимо, но из данной апостолам и преемникам их власти в Церкви ясно видно, что нет Христа в тех собраниях христиан, которые составляются против воли епископов. Согласно с заповедью Господа, по вознесении Его, апостолы более важные дела решали соборно. Апостол Петр был только первый старший брат их, имевший первенство чести и часто предначинавший дела. Господь, кроме апостола Петра, отличал еще Иоанна Богослова и брата его Иакова; это не значит, что и эти два апостола должны также иметь власть над прочими апостолами. Св. апостол Павел в послании к Галатам в 56 году по Р. Х. говорит, что в это время главными столпами Церкви почитались христианами три апостола Иаков брат Господень, Петр и Иоанн; Иаков же брат Иоанна Богослова, которого отличал Христос пред другими, был уже усечен мечем, еще в 44 году по P. X., но святой Павел говорит о себе, что он поставлен в апостола самим Христом и знаменитые апостолы ничего не прибавили ему в деле апостольства; напротив, он обличил апостола Петра в Антиохии за то, что Петр, когда пришли христиане, родом иудеи, из Иерусалима в Антиохию, перестал вкушать пищу вместе с христианами из язычников. А что во времена апостолов в более важных случаях управление делами Церкви было соборное, по установлению Господа, это весьма ясно видно из книги Деяний апостольских. В первые дни по вознесении Иисуса Христа, апостол Петр всему собранию учеников Христовых в Сионской горнице предложил избрать апостола на место погибшего Иуды предателя; избрали все двоих Иуста и Матфия, утверждение же в апостольском достоинстве предоставили Самому Господу, так как и другие апостолы избрана Самим Иисусом Христом. По молитве брошен был жребий, и он пал на Матфия. Спустя некоторое время, явилась потребность в избрании диаконов для служения при общих трапезах христиан, которые совершались после причащения Св. Тайн. По предложению апостолов христиане избрали семь человек, апостолы же утвердили это избрание своим согласием и, помолясь, возложили на них руки, и посвятили их на дело служения ( Деян. 6 ). В этом случае об апостоле Петре и не упоминается, а говорится обо всех апостолах: апостолы предложили избрать, апостолы возложили руки на избранных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

При этом Он повелел им не отлучаться от Иерусалима до получения сего обетования. После этой беседы ( Мк.16:19 ), Иисус Христос благословил их и стал отступать от земли в виду их и подниматься к Небу. Светлое облако скрыло Его от глаз учеников. Явившиеся два ангела уверили их, что Иисус таким же образом и возвратится с Неба, каким Он теперь вознёсся туда – и они, поклонившись Вознесшемуся, с радостью возвратились с горы Елеонской в Иерусалим и пребывали в Сионской горнице неотлучно до дня получения обетованного Духа Святого. 1) Беседа Иисуса Христа с учениками в день Вознесения может служить лучшим доказательством того, как не возрождённые Духом Святым не понимают или с трудом могут понимать духовное и высшее (­ Ин.3:12 ). Несмотря на 40-дневное пребывание Воскресшего с ними и несмотря на постоянные беседы Его о Царствии Божии, они всё ещё мечтают о царстве Израилевом, земном, и забывают, что Царство Божие внутрь их есть , что оно не приходит с соблюдением , то есть должно открыться в их духе, в любви к Богу и ближнему, в мире с Богом, со всеми и паче всего с собой (с совестью), и в радости о Дусе Святе, о святых Его дарах, в радости, происходящей от уверенности, что они спасены, что имена их написаны на Небесех. 2) Вознесение Иисуса Христа на небо к славе Отца Небесного произошло с горы Елеонской – с той самой горы, на склонах которой, в саду Гефсиманском, Богочеловек перенёс величайшие внутренние страдания, и вблизи Вифании, в которой совершено важнейшее из чудес Его – воскрешение Лазаря. Этим как бы показывалось, что между величайшими страданиями и высшей славой находится тесная и ближайшая связь. 3) Субботний путь, расстояние, дозволенное евреям проходить в субботу, равнялось по мнению одних, одному поприщу (8 стадий – более 1,5 версты); по мнению других – двум поприщам (около 3,5 верст); по Златоустому­7 стадиям (около 700 саженей); вернее же 2,000 шагов. В Законе нигде не определено расстояние субботнего пути и о нём нигде не упоминается, так что можно полагать, что такое определение субботнего пункта составилось в позднейшее время – может быть, применительно к расстоянию между скинией и полками израильтян во время путешествия в пустыни Аравийской; так как, несмотря на существующее расстояние между их палатками и скинией, евреи могли проходить его в Субботу, отправляясь в скинию для Богослужения ( Нав.3:4 ; Чис.1 и далее). Избрание апостола Матфия ( Деян.1:13–26 ) По Вознесении Иисуса Христа апостолы с Марией (Матерью Господа), братьями Его по плоти и с другими учениками, числом около 120-ти человек, пребывали в молитве и молении , ожидая обетованного Духа Святого. В одно время апостол Пётр предложил собранию учеников восполнить недостающее, за смертью Иуды, число 12-ти апостолов избранием из постоянных спутников Господа одного лица вместо предателя. Собрание указало двух лиц: Иосифа Вирсаву, прозываемого Иустом, и Матфия; а жребий, по молитве, пал на Матфия, который был причислен к Двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Избранный избран не данным собранием, как облеченной какой-либо правовой властью корпорацией, но Св. Духом» (стр. 48, ср. стр. 108). Это энергичное указание на духовную или таинственную сторону в акте избрания должностных церковных лиц, в устах поклонника Лютера, выставляют Зома особенно симпатично, как именно ученого аналитика свидетельств Св. Писания. Однако же, нельзя не поставить ему на вид и некоторой недостаточности его обобщения. Он игнорирует, в данном случае, еще два рассказа Апост. Деяний об избрании в церковные должности: а) избрание и рукоположение 7-ми диаконов и б) избрание и рукоположение пресвитеров в Антиохийской Церкви. Два последних рассказа не упоминают о том, чтобы избранию и рукоположению предшествовало указание через пророка, как и в избрании и рукоположении Матфия. Выходит, что из пяти случаев порядка избрания, три представляют исключения (на счет свидетельства Божия). Затем, во всех 5-ти случаях инициатива и совершение главного акта – молитва и рукоположение принадлежит Апостолам. Наконец, в двух случаях (избрание Матфия и 7-ми диаконов) по точному и ясному тексту избрание принадлежит общине, а молитва и рукоположение – Апостолам. Почему Зомом игнорированы такие важные детали? Между тем, в практике и правилах последующего времени, эти детали выполнялись с замечательной неуклонностью, как апостольское предание. Усвояя акту рукоположения такую духовную силу, Зом признает, что эта сила остается одной и той же – идет ли речь о должности учительства или о должностях второго порядка; те и другие поставляются Богом, хотя и через людей, а не людьми. Он опровергает Гарнака, который основываясь на 1Кор. 12:28 и Еф. 4:11 вывел заключение, что апостолы, пророки и учители избраны Богом (для всего христианского мира), вторые же – общиной (и только для данного местного общества) (стр. 99 примеч.). Так важен акт постановления в церковную должность! Но, верный своей идее, что организация Церкви – не правовая, Зом, в то же время, утверждает, что постановленный епископ может быть не допущен к отправлению своей должности, раз это будет не угодно собранию данного момента.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   Но в каких отношениях стоял Павел к первобытному кружку Апостолов? То обстоятельство, что он прямо Христом был призван, без всякого человеческого посредства, и сам по себе, по-своему, мог проповедовать о Воскресшем, равно как блестящий успех его деятельности ставят его апостольское достоинство выше всякого сомнения. Но при этом или выбор Матфия на место предатели (Деян. 1:15 и д.) нужно считать недействительным, или должно опустить и отвергнуть необходимость и символическое значение числа двенадцати, или, наконец, здесь нужно принять недостаточно уясненною особенность и независимость божественного домостроительства. Символическое значение в числе «двенадцать» ни в каком случае нельзя и не следует отвергать, потому что оно ясно выставлено Самим Христом (Матф. 19:28 и Лук. 22:30), еще и потому, что и в Апокалипсисе (21, 14) упоминается только двенадцать апостолов Агнца. Но если сказать, что число двенадцать обнимает собственно только апостолов для проповеди иудеям, а Павел есть тринадцатый, как самостоятельный Апостол, предназначенный на деятельность в мире языческом, то это уже и потому не совсем основательно, что, с одной стороны, Павел действовал также и между иудеями (сн. Деян. 9:15), а с другой — Петр и Иоанн впоследствии времени действовали также между язычниками, как Павел. Да вообще-то двенадцать колен Израилевых представляют тип не одной какой-нибудь части, но всей Христовой Церкви. Оттого-то другие решились на несколько смелое и резкое предположение, именно: в выборе Матфия — видеть благовидную торопливость. В пользу этого можно привести 1) то, что выбор этот совершился до сошествия или излияния Святого Духа на апостолов, следовательно, прежде их озарения и боговдохновенности; 2) то, что он происходил без всякого повеления Христова, только по предложению Петра и при чисто человеческом посредстве; 3) что Матфий впоследствии нигде ни разу не упоминается, между тем как Павел — этот, призванный непосредственно Самим Господом, без ведома или не по мысли учеников, орган потрудился более всех других апостолов (1 Кор. 15:10; 2 Кор. 11:23). Но, с другой стороны, против этого включения Павла в число двенадцати говорит то, что он сам свое апостольское достоинство нигде не основывает на открывшейся в первенствующем сонме апостолов вакансии, вследствие предательства Иуды или вследствие мученической кончины Иакова Старшего, но производит его прямо от Христа и особенно в послании к Галатам противопоставляет его, как самостоятельное и однородное авторитету старших апостолов. Во всяком случае, так ли дело было или иначе, а весь ход призвания, положение и деятельность апостола Павла имеют нечто необыкновенное, чего нельзя ввести в механизм установленного порядка. Оттого-то он всегда и был главным авторитетом и представителем проявлений более свободного воззрения на Церковь, ее учение и жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2 . Вознесение Иисуса Христа на небо к славе Отца небесного произошло с горы Елеонской, с той самой горы, на склонах которой, в саду Гефсиманском, богочеловек перенес величайшее внутреннее страдание и вблизи Вифании, в которой совершено важнейшее из чудес Его – воскрешение Лазаря. Этим как бы показывалось, что между величайшими страданиями и высшею славою находится тесная и ближайшая связь. 3 . Субботний путь – расстояние, дозволенное евреям проходить в субботу, равнялось, по мнению одних, одному поприщу (8 стадий – около двух километров); по мнению других – двум поприщам (около четырех километров; по Златоусту – 7 стадиям (около 700 сажен); вернее же 2000 шагов. В законе нигде не определено расстояние субботнего пути и о нем нигде не упоминается. Избрание апостола Матфия (Деян.1:13–26) По вознесении Иисуса Христа с апостолы Мариею, Матерью Господа, братьями Его по плоти и с другими учениками, в числе около 120 человек пребывали в молитве и молении, ожидая обетованного Духа Святого. В одно время апостол Петр предложил собранию учеников восполнить недостающее за смертью Иуды число 12-ти апостолов избранием из постоянных спутников Господа одного лица, вместо предателя. Собрание указало на двух лиц: Иосифа Варсаву, прозываемого Иустом, и Матфия; жребий по молитве пал на Матфия, который был причислен к двенадцати. 1 . В первом собрании последователей Христовых определенно умалчиваются уже братья Господни, тогда как незадолго еще до смерти Иисуса Христа евангелист говорит, что братья Иисуса Христа еще не веровали в Него. Таким образом, обращение их ко Христу должно относиться или к последним дням Его проповеди , или даже к 40 дням пребывания Его на земле по воскресении. Апостол Павел, действительно, упоминает о явлении воскресшего господа Иакову, хотя и не говорит о цели и обстоятельствах этого явления ( 1Кор.15:7 ). Это, конечно, Иаков – брат Господень, который впоследствии был епископом Иерусалимским. Явление воскресшего Господа ему могло иметь целью уверение его, а через него и других братьев в истине воскресения, а, следовательно, и в божественности Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Таким образом, мы видим, что избрание апостола Матфия происходит в два этапа. Вначале совершается суд человеческий (собрание-собор отделяет тех, кого оно считает наиболее достойными), затем - суд Божий (бросание жребия). Почему апостол не избирается еще одним заключительным голосованием? Почему лучшего из кандидатов не определяет большинство? Потому что ученики Христовы хотят дать Господу в полноте совершить Его свободный выбор. «Ин суд человеческий, ин суд Божий». Господь видит глубоко и далеко. Таков завет апостольской Церкви до скончания века. Если в силу определенных исторических обстоятельств оказывается невозможно его осуществить, Церковь делает то, что от нее зависит, с несомненной верой, что Бог силен в конечном счете и худшее, от нее независящее, обратить в лучшее. Но чтобы было так, она должна делать то, что от нее зависит. Когда избрание происходит по жребию, для нас утешение знать, что Бог, Которому мы молимся, знает сердца всех и может поставить угодного Ему на служение. «Господи, покажи нам одного, которого Ты избрал», - говорит в этом случае Церковь. Достойно и праведно, чтобы Сам Бог совершил избрание. Очевидно, что ученики Христовы готовы, не допуская ни малейшего сомнения, принять того, кого Бог избирает. Очевидна высота такого избрания. Жребий есть обращение к Самому Богу. Этот способ необходим в решающих судьбу Церкви моментах при условии осознания всеми значительности происходящего. Как это было при избрании патриарха Тихона. Среди торжественной духовной атмосферы, среди молитвы всей Церкви, исполненной веры и доверия. Вся Церковь должна стать на молитву. Чтобы число апостолов всегда было полным. Блаженный Феофилакт, толкуя это место Деяний, пишет: «Везде слово Божие избрание называет жребием , показывая этим, что все происходит по Божию человеколюбию и по Божию избранию, и напоминая им о древних событиях; потому что как левитов, так и их (апостолов) Бог избрал себе по жребию… Если уже в том случае, когда, для определения правильного мнения относительно Ионы, не помогли ни молитва, ни мудрость мужей, а напротив так много значил жребий, то тем более в этом случае».

http://moral.ru/elect.html

Петр четко определяет критерии, которым должен соответствовать кандидат: он должен быть «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас». Иными словами, в число двенадцати должен войти один из тех, кто был в общине учеников Христа с самого начала. Если понимать слова «от крещения Иоаннова» буквально, то учеников, способных удовлетворить этому критерию и известных нам по Евангелиям, окажется совсем немного: в Евангелии от Иоанна упоминаются только двое учеников Иоанна, один из них безымянный, которые последовали за Иисусом и стали Его учениками ( Ин. 1:37–40 ). Однако выражение «от крещения Иоаннова» можно понимать расширительно (в смысле «с того момента, когда Иисус, крестившись от Иоанна, вышел на проповедь»), и тогда кандидатов окажется больше: ведь двенадцать апостолов были избраны Иисусом из большего количества Его последователей ( Мк. 3:13–14 ; Лк. 6:13 ). По мысли Петра, авторитетным свидетелем воскресения Христа может быть только тот, кто прошел с Ним весь путь – от Его выхода на проповедь до вознесения на небо. Почему? «Потому, – отвечает Иоанн Златоуст , – что тот был достовернее, кто мог сказать, что воскрес Тот же Самый, Кто ел, пил, был распят» 163 . Отметим, что Матфий, появившись один раз в данном эпизоде, тут же исчезает со сцены: более нигде ни в книге Деяний, ни в других новозаветных книгах он не упомянут. С другой стороны, рассказ автора книги Деяний об обращении Павла и о его последующих апостольских трудах, а также постоянно повторяемые Павлом в посланиях претензии на апостольство заставляют видеть в Павле того, кого Промысл Божий поставил на освободившееся двенадцатое место. Именно так это было воспринято в христианской традиции: на всех известных изображениях двенадцати апостолов (включая икону Пятидесятницы) одним из них является Павел, а не Матфий. Можно ли в связи с этим говорить о том, что избрание Матфия было исключительно человеческим деянием, тогда как божественная воля определила на место двенадцатого апостола другое лицо? Автор книги Деяний так не считает. Напротив, он описывает это избрание как действие, в котором принимают участие и Бог , и люди. Апостолы не просто назначили нового человека на место отпавшего: они сначала выбрали двоих, потом вознесли молитву Богу и затем бросили жребий, чтобы возможность человеческого вмешательства в Божий Промысл была минимизирована.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Обратившись к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, духовенству и прихожанам Знаменского собора, митрополит Волоколамский Иларион передал им сердечное приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Радуюсь сегодня душой и сердцем возможности совершить Божественную литургию в этом историческом храме Русской Зарубежной Церкви, который является ее сердцем, где молились и служили Ваши предшественники, дорогой владыка, в том числе и владыка Анастасий, которого мы молитвенно сегодня вспоминали», – сказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Говоря о совершаемом в этот день торжестве, митрополит Волоколамский Иларион отметил: «Праздник святых апостолов Петра и Павла переносит нас к самым истокам христианства, к первому поколению христиан, когда после Воскресения и Вознесения на небо Господа Иисуса Христа апостолы начали проповедовать Христа Распятого и Воскресшего. Мы читаем в книге Деяний апостольских о том, как совершались эти первые шаги христианской Церкви: как апостолы сидели в Иерусалиме, как люди приносили к их ногам свои имения, как постепенно и понемногу распространялась Церковь Христова. А самым первым самостоятельным актом церковной общины было избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды. Избрали его по жребию, имя избранного было Матфий, и упоминается он в книге Деяний апостольских всего один раз – именно в связи с этим избранием. Но когда мы смотрим на икону святой Пятидесятницы, на иконы Собора святых апостолов, мы видим там не Матфия, а другого апостола – мы видим там апостола Павла, который не был членом апостольской общины и при жизни Господа Иисуса Христа не являлся Его последователем, а в первые годы существования Церкви выступил ее гонителем и противником. Но Богу было угодно призвать этого гонителя и сделать его великим апостолом и проповедником христианства. Если первая половина книги Деяний посвящена апостолу Петру и некоторым другим апостолам, то вся вторая ее половина посвящена миссионерским подвигам святого апостола Павла, которые были действительно беспримерны: даже если мы просто посмотрим на карту путешествий святого апостола Павла, которая часто прилагается к изданию Нового Завета, то увидим, что он покрывал огромные расстояния, которые сегодня можно пролететь на самолете за два, три, четыре часа. Павел же все эти страны обходил пешком, и не в удобной спортивной обуви, как сейчас люди ходят или бегают по Центральному парку, а босиком или в сандалиях.

http://mospat.ru/ru/news/87724/

Говоря о совершаемом в этот день торжестве, митрополит Волоколамский Иларион отметил: «Праздник святых апостолов Петра и Павла переносит нас к самым истокам христианства, к первому поколению христиан, когда после Воскресения и Вознесения на небо Господа Иисуса Христа апостолы начали проповедовать Христа Распятого и Воскресшего. Мы читаем в книге Деяний апостольских о том, как совершались эти первые шаги христианской Церкви: как апостолы сидели в Иерусалиме, как люди приносили к их ногам свои имения, как постепенно и понемногу распространялась Церковь Христова. А самым первым самостоятельным актом церковной общины было избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды. Избрали его по жребию, имя избранного было Матфий, и упоминается он в книге Деяний апостольских всего один раз — именно в связи с этим избранием. Но когда мы смотрим на икону святой Пятидесятницы, на иконы Собора святых апостолов, мы видим там не Матфия, а другого апостола — мы видим там апостола Павла, который не был членом апостольской общины и при жизни Господа Иисуса Христа не являлся Его последователем, а в первые годы существования Церкви выступил ее гонителем и противником. Но Богу было угодно призвать этого гонителя и сделать его великим апостолом и проповедником христианства. Если первая половина книги Деяний посвящена апостолу Петру и некоторым другим апостолам, то вся вторая ее половина посвящена миссионерским подвигам святого апостола Павла, которые были действительно беспримерны: даже если мы просто посмотрим на карту путешествий святого апостола Павла, которая часто прилагается к изданию Нового Завета, то увидим, что он покрывал огромные расстояния, которые сегодня можно пролететь на самолете за два, три, четыре часа. Павел же все эти страны обходил пешком, и не в удобной спортивной обуви, как сейчас люди ходят или бегают по Центральному парку, а босиком или в сандалиях. Апостол Павел преодолевал многие километры пути для того, чтобы донести до разных уголков земли весть о Христе Распятом и Воскресшем. Также для того, чтобы объяснить первым христианам, что означала эта весть, он направлял свои послания в Церкви, которые создавались. Читая эти послания сейчас, мы зачастую не сознаем, что в тот момент, когда они были написаны, не имелось четырех Евангелий: они были еще только в стадии написания, еще не стали Священным Писанием Церкви. И когда апостол Павел говорит о Священном Писании, он говорит о Ветхом Завете. Он не цитирует Евангелия, потому что тех еще не было. То есть самые ранние христианские писания, которые появились, принадлежат святому апостолу Павлу.

http://patriarchia.ru/db/text/5828034.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010