По содержанию П. и А. д. представляют собой типичное «малое деяние» (см. в ст. Деяния апостолов апокрифические ) ап. Андрея, совмещенное с деянием др. апостола, подобно «Деяниям Андрея и Матфия», «Деяниям Петра и Андрея» и «Деяниям Андрея и Варфоломея». Примечательно, что в П. и А. д. Андрей выступает как старший апостол, перед которым ап. Павел вынужден оправдываться в своем поступке. Действие разворачивается в неизвестном городе (возможно, его название было в утраченном начале текста). В отличие от др. «малых деяний» ап. Андрея в этом тексте оппонентами апостолов выступают не «варвары», а иудеи; правитель города старается занять примирительную позицию. Большое внимание уделяется описанию загробного мира (преисподней и рая), что типично для космологических апокрифических апокалипсисов (в т. ч. «Откровений Павла»). Примечателен интерес к посмертной судьбе Иуды Искариота , также характерный для коптской апокрифической лит-ры (см., напр., «Книгу Варфоломея» - Westerhoff. 1999. P. 78-93). Типично и обвинение апостолов в магии со стороны иудеев. В П. и А. д. нет специфического богословского содержания, присутствуют фантастические и сказочные мотивы: ныряние на дно моря, волшебное дерево от ворот ада, говорящая птица по имени Правда, приспособление для имитации мумии. Из-за утраты листов неизвестно, каким было начало П. и А. д., однако из дальнейшего повествования можно понять, что ап. Андрей проповедовал совместно с ап. Павлом, к-рый, оставив его, нырнул с лодки на дно моря, чтобы попасть в преисподнюю. Андрей отправился проповедовать в некий город, рядом с которым, на берегу его встретил моряк, отвозивший Павла на лодке. С этого момента начинается сохранившийся текст. Увидев окруженного толпой Андрея, моряк решил передать ему плащ Павла, при этом слепая мать моряка от прикосновения к плащу прозрела. Моряк рассказал Андрею о случившемся и передал просьбу Павла прийти за ним. Андрей отпустил моряка и обещал отправиться за Павлом после схватки с иудеями. В сопровождении толпы, среди к-рой были и иудеи, Андрей пошел к городским воротам, и в это время к нему приблизился человек, прося исцелить его больного 12-летнего сына. Апостол пообещал сделать это после того, как войдет в город. Поскольку иудеи не хотели пускать Андрея, апостол велел человеку вернуться домой, объясняя, что он найдет сына мертвым, но не должен хоронить его, потому что Андрей с Павлом вернутся и воскресят его.

http://pravenc.ru/text/2578596.html

Раннехристианская и византийская традиция Относительно дальнейшей жизни А. П. уже в древности существовало 2 традиции. К сер. II в. по Р. Х. восходят апокрифические «Андрея деяния» . Согласно их тексту, реконструируемому в первую очередь на основании «Книги о чудесах» Григория Турского (Liber de virtutibus beati Andreae Apostoli, ок. 591-592), апостол начал проповедь Евангелия на юж. берегу Чёрного м., двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Возможно, в основе этой традиции лежит связь Юж. Причерноморья с ап. Петром (1 Петр 1. 1): о совместной проповеди братьев упоминают позднейшие тексты. Посетив Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, А. П. переправился в Византий (буд. К-поль) и попал во Фракию, а оттуда - в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину - распятие на кресте. Начиная с IX в. кончину апостола принято датировать правлением имп. Нерона (ок. 67 по Р. Х.). В более позднем апокрифическом сказании, «Андрея и Матфия деяниях» (BHG, N 109-110), действие происходит в некоем «городе людоедов» Мирне (Мирмене, Мирмидоне), отождествленном не позднее VI в. с Иссулименом или Синопой. Др. апокрифические тексты, связанные с этой традицией, переносят проповедь А. П. в Сев.-Зап. Персию (греч. «Деяния Андрея и Варфоломея в городе парфян», араб. «Мученичество Андрея у курдов»). Др. традиция, восходящая по крайней мере к 1-й пол. III в., отражена у Евсевия Кесарийского (Церк. ист. III 1), к-рый, дословно цитируя 3-й том «Толкования на Бытие» Оригена , считает, что М. Азия, Понт и Вифиния были апостольским уделом ап. Петра, в то время как А. П. отправился в Скифию. Эта традиция получила развитие в т. н. апостольских списках, восходящих к утраченным сир. текстам IV в. (Th. Schermann). В ранних редакциях этих списков область проповеди А. П. была распространена на все родственные скифам кочевые ираноязычные племена: саков, согдийцев, сарматов; позднее, в списке Псевдо-Епифания (VI-VII вв.), проповедь А. П. в Скифии была соединена с описанным в «Деяниях Андрея» мученичеством апостола в Патрах; затем, в списке Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), сюда же был добавлен и материал «Деяний Андрея» о проповеди А. П. в Понте; в том же списке нашло отражение и предание об основании А. П. епископской кафедры в Аргирополе, пригороде Византия, со временем ставшее важным аргументом в полемике К-поля и Рима по вопросу об иерархии Патриарших Престолов (F. Dvornik).

http://pravenc.ru/text/115300.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТРА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ [Греч. Πρξεις Πτρου κα Ανδρα], одно из деяний апостолов апокрифических, составленное как продолжение Андрея и Матфия деяний . Рукописная традиция На греческом (BHG, N 1489), предположительно языке оригинала, П. и А. д. сохранились в 3 рукописях. В издании М. Бонне ( Bonnet. 1898) использованы манускрипты Bodl. Baroc. gr. 180 (XII в.; 1-е изд.: Tischendorf. 1866) и Vat. gr. 1192 (XV в.); неучтенным остается список Bucur. Acad. Romana. gr. 966 (XVII в.). В коптской рукописной традиции П. и А. д. известны в 2 версиях; обе сохранились частично и только на саидском диалекте. Версия, в к-рой герои те же, что и в греческой, известна во фрагментах из 3 рукописей: папирусного кодекса из собрания Кёльнского ун-та (P. Köln. Inv. 3221; IV в.?), рукописи MONB.DN (обозначение манускриптов из Белого монастыря по базе данных Corpus dei Manoscritti Copti Letterari; X-XII вв.; лист Berolin. SB. Orient. 1607. Fol. 2) и рукописи MONB.QY (1-я пол. X в.; лист Paris. copt. 12918. Fol. 114). В др. версии ап. Андрей Первозванный заменен на Иуду , «брата Господня, прозванного Фаддеем», название «Деяния...» - на «Проповедь...», а 1-я глава соответственно - на рассказ о распределении жребиев между апостолами на Масличной горе, когда Фаддею выпало просвещать города Сирии и Месопотамии и он пригласил с собой ап. Петра . В тексте имеется ряд сокращений, добавлений и изменений (так, действие 23-й главы перенесено в 10-ю, изменены порядок и логика эпизодов в истории Онисифора). Эта версия тоже входила в состав рукописи MONB.QY (листы Paris. copt. 12918. Fol. 101, 98), а также рукописи MONB.DM (X-XII вв.; листы Vat. Borg. 109. Cass. XXVI. Fasc. 127. Fol. 7 (BHO, N 1141; изд.: Guidi. 1887) и Vindob. K 9399 (не изд.)). Впосл. она была переведена с копт. языка на арабский (BHO, N 1142; изд. и англ. перевод: Lewis. 1904), а с него - на эфиоп. язык (BHO, N 1143; изд. и англ. перевод: Budge. 1899-1901).

http://pravenc.ru/text/2580442.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Апостол Андрей Первозванный: проповедник варварам и людоедам " Апостол Андрей со своими спутниками представляется автором легенды не только как проповедник христианства " Источник:  Нескучный сад Апостол Андрей – одна из самых известных и загадочных фигур среди учеников Христа. Неутомимый путешественник и проповедник, принявший мученическую смерть в Патрах на кресте в виде буквы Х, стал героем " Деяний апостола Андрея " , которые иногда читается как увлекательный роман. 13 декабря Церковь празднует его память. Апокрифические апостольские деяния, не вошедшие в состав Нового Завета, – важный жанр в истории христианства. В нем отразилась борьба идей, происходившая между еретиками и православными христианами. В Средневековье не было понятия авторства, и апостолам сознательно приписывали постулаты, разделяемые той или иной сектой. Так, например, Деяния Павла и Феклы содержат проповедь апостола Павла, запрещающую вступать в плотские отношения с мужем и создавать семью, что противоречит традиционному христианскому учению о браке и посланиям первоверховного апостола. В " Деяниях апостола Андрея " также можно найти проповедь безбрачия, которая фактически стала причиной смерти апостола, но главный акцент сделан на путешествия первоверховного апостола в страну людоедов и успешной проповеди среди варваров. Повествование в " Деяниях Андрея и Матфия в городе людоедов " начинается с рассказа о том, как апостолы по жребию отправляются проповедовать в разные части света. Апостолу Матфию, которого потом будет спасать Андрей Первозванный, предстояла поездка в город людоедов, где " люди ни хлеба не ели, ни вина не пили, но питались человеческой плотью и пили человеческую кровь. Поэтому всякого человека, который прибывал в их город, они хватали и ослепляли, выколов, ему глаза. Выколов глаза, его поили зельем, приготовленным при помощи колдовства и магии, и когда его поили зельем, изменялось его сердце и переменялся его ум " . Страшное описание отражает традиционное отношения жителя Римской империи и Византии (деяния были написаны по–гречески) к варварам, как к немым, жестоким существам, лишенным разума и человеческого облика. Отталкивающая характеристика тех, кто позже превратиться в последователей новой религии, повышала значение проповеди апостолов, способных сделать христианина даже из людоеда. Этим приемом активно пользовались христианские апологеты, для которых апостол Андрей и стал " специалистом " по обращению людоедов.

http://religare.ru/2_98589.html

719. «Завтра японский гражданский праздник Киген-сецу (восшествие Дзинму на престол, то есть начало японского государства); ко всенощной звонили в большой колокол» (Святитель Николай Японский. Дневник. Запись от 10 февраля 1896, понедельник//Дневники святителя Николая Японского. СПб., 2004. Т. 3. С. 119). Но при этом православные отказывались исполнять приказы японских властей о совершении жестов, могущих быть понятыми как поклонение богине Аматерасу, считавшейся покровительницей японской императорской династии. И это — несмотря на разъяснение японских чиновников, что «почитание богини Аматерасу есть не религия, а акт уважения к политическому строю нашего государства. Почитанием нашей богини Вы выражаете свой долг признательности нашей стране (см. Дьяков И. А. Аматерасу. Правда о пережитом в Трехречье за веру и отчизну H Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае 1900–1997 гг… M., 1998. С. 193). 720. Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов//Деяния апостола Андрея. M.: Индрик, 2004. С. 45. Еще одно научное издание: Греческие предания о святом апостоле Андрее. СПб.: Издательство СанктПетербургского университета, 2005. Т. 1. Жития. Переложение: Протоиерей Сергий Петровский. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного. Одесса, 1919 (репринт — СПб., 2003). С. 169. 721. Однако святитель Иоанн Златоуст полагает, напротив, что апостолы именно по тому, кому какой язык был дан в эту минуту, поняли кто в какую страну должен идти (см. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. M., 2006. С. 119). Святитель Григорий Богослов из двух мнений: а) апостолы говорили на одном языке, но каждый слушатель понимал по-своему; б) именно апостолы разноязычили — выбирает второе (Там же. С. 126). 722. См. Святитель Григорий Нисский. Слово о жизни святителя Григория Чудотворца//Творения святителя Григория Нисского. M., 1872. Ч. 8. С. 143. 723. Там же. С. 193. 724. «В самом деле, заметь, как одно совершается Им, а другое — учениками.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Архангел явился и совместными усилиями они повергли Амайеля. Это было настолько грандиозное событие, что народ прекратил служить бесам и обратился в христианство. По данным коптских «Деяний Андрея и Матфия», первым епископом из числа местных жителей — бывших антропофагов — был святой Платон. Интересно, что в наше время в тех местах люди называют злых духов словом «амайебе». Еще я как журналист знаю, что в Конго (Заире) в составе партизанских сил есть очень странная секта, членов которой учат, что «для обретения силы мы должны есть людей». И они так и делают — едят человеческую плоть. Название этой секты — «Амайей-Амайей», очевидно, происходит от имени того поверженного демона. — Нет ли в Африке южнее Сахары каких-либо преданий, связанных с ранним христианством? — Нигде, кроме Эфиопии, нет рассказов о посещении Андреем черного континента и в целом о раннем христианстве. До недавнего времени в Африке южнее Сахары никаких письменных свидетельств вообще не было. Поначалу я даже сомневался, стоит ли писать об этой небольшой секте, вернувшейся к каннибализму. Я рассуждал так: для народа банту это прозвучит как оскорбление. А потом понял, что не надо этого опасаться. Важно понять, что сам диавол восстает против народа банту. На нем почиет особая благодать Божия и, совершенно естественно, лукавый пытается увести его от Бога, исказить жажду души соединиться с Господом посредством вкушения Тела и Крови Христовой. Ведь сейчас миллионы африканцев обращаются в христианство. В православных храмах банту вы найдете реальную, живую веру, позволяющую Господу творить чудеса. У православных африканцев чудесами проникнута вся их повседневная жизнь. Чудеса для них — дело обычное, но и сами они c великой верой в благую волю Бога легко смиряются с тем, что для нас крайне тяжело, например, со смертью или болезнью… Чудеса для них в порядке вещей, но они не ищут и не ждут чудес. Так, кстати, смотрят на чудеса и протестанты, принимая и свершившееся, и несвершившееся чудо как проявление воли Божией.

http://pravoslavie.ru/1936.html

Соф. 1324. Л. 74об.- 75, кон. XII - нач. XIII в.; ГИМ. Хлуд. 187. Л. 71об.- 73, 1282 г.), в Прологи 2-й редакции - еще «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля» (РГАДА. Тип. 153, 161, 164, XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. П. было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Оно встречается в большом количестве южнослав. и рус. списков XIV-XVII вв. Известна также «обновленная» редакция, в к-рой объединены оба текста об А. П.- житие и «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля» (самый ранний список - РНБ. Соф. 1374, до 1513 г.). В житийной лит-ре «Слово» впервые встречается в житии свт. Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым ок. 1420 г. В ВМЧ под 30 нояб. помещена подборка текстов, посвященных А. П. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 209-210). Кроме проложного жития и Сказания о хождении А. П. на Русь ВМЧ содержат перевод «Деяний Андрея и Матфия» (BHG, N 109), 1-ю редакцию «Жития» Епифания Монаха (BHG, N 95b), отрывок из «Сказания» Симеона Метафраста (BHG, N 101b) и похвальное слово Прокла , Патриарха К-польского (BHG, N 103). Со времени свт. Макария , в 1526-1542 гг. бывшего архиеп. Новгородским, стали известными местные новгородские предания о проповеди А. П. в земле Русской, дополняющие ПВЛ. Такие сказания содержит «Степенная книга» (XVI в.), где в новой обработке записано Слово о посещении Руси А. П., помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном - в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена ц. во имя ап. Андрея. Отсюда по р. Волхов, Ладожскому оз. и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 73). «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп А. П. на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной ( Турилов А. А. Древнейшая история славян и Руси в «Книге степенной царского родословия»//Славяне и их соседи.

http://pravenc.ru/text/115300.html

Относительно следующих нескольких лет есть только версии, по-разному соотносящиеся со строчкой из Деяний относительно того, что двенадцать апостолов почти постоянно пребывали в Иерусалиме. Поэтому, согласно одной версии, апостол Андрей, хоть и не упоминается напрямую, но пребывает в Иерусалиме, сотрудничая с Петром и Иоанном, ставшими первыми руководителями Иерусалимской общины. По другой версии, апостол Андрей до начала самостоятельной проповеди отлучался в родную Галилею, где совмещал проповедь с рыбной ловлей. Однако, никаких документальных подтверждений ни та, ни другая версия не имеют. Когда же Иерусалимская община укрепилась, пережив Стефаново гонение, апостолы решили, что им пора выйти за пределы привычного ареала и направиться с проповедью по всей вселенной. Дабы решить, кому где проповедовать, они бросили жребий – согласно жребию апостолу Андрею Первозванному досталось Черноморское побережье. Туда он и направился. Миссионерские путешествия Относительно дальнейшей жизни апостола Андрея уже в древности существовало несколько версий. Согласно первой версии, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Черного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Сотрудником апостола Андрея по проповеди в то время был его брат – апостол Петр. Затем уже самостоятельно посещает Амасию, Синопу, Никею и Никомидию. Оттуда апостол Андрей переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда – в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Согласно второй версии, апостол Андрей Первозванный проповедовал в Скифии и других варварских землях, которые впоследствии оказались на территории России. Эта версия очень популярна в Русской Церкви. Третья версия гласит, что апостол Андрей Первозванный совершил три миссионерских путешествия из Иерусалима вдоль берегов Черного моря с юга на восток и север. Во время первого путешествия он вместе с Петром посетил Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы апостола Матфия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Свидетельство о нем находится у блаженного Иеронима. Оно, вероятно, александрийского происхождения. Содержит повествование о схождении Господа во ад. 9. Евангелие Никодима. Составлено поздно, около IV века. Было распространено в коптской среде. Сохранилось в редакциях коптской, греческой и латинской. Интересно оно потому, что содержит подробности суда, распятия и погребения Господа; говорит и о Его схождении во ад. Можно еще упомянуть менее интересные Евангелия от Матфия, от Филиппа, от Варнавы, от Андрея, все это по преимуществу гностические произведения без особого интереса, малооригинальные и сравнительно позднего происхождения. Апокрифические Деяния Среди многочисленных историй деятельности апостолов следует упомянуть следующие. 1. Деяния Павла. Упоминаются Тертуллианом (О крещении, 17), который сомневается в их подлинности, т.к. они содержат поручение Павла Фекле крестить и учить. Этот памятник возник вероятно в Малой Азии около 180 г. Найден этот документ в 1897 г. Шмидтом в коптских папирусах. Издан в 1904 г. С этим памятником имеет сходство и так называемая Проповедь ( Κρυγμα ) Павла, упоминаемая псевдо-Киприаном. Кроме того, в родстве с ним стоят, как вариант, и так называемые Деяния Павла и Феклы, романизированная история Павла и первомученицы. 2. К истории Петра относятся следующие памятники: а) Проповедь ( Κρυγμα ) Петра, памятник, вероятно египетского происхождения, относимый наукой к началу II века. Отрывки его находятся у Климента Александрийского. б) Деяния ( Πραξεις Πτρου ) Петра, упоминаемые Евсевием ( НЕ 3,3) как апокрифический и еретический памятник, сохранились в латинской редакции, известной под именем Actus Petri cum Simone или Actus Vercellenses, по месту его нахождения. В греческом тексте сохранились лишь отрывки, начало и конец. В памятнике этом говорится о мученической кончине Первоверховного Апостола, равно как и о Симоне Волхве. По мнению Шмидта Деяния эти составлены не в Риме, а, скорее, в Сирии или Палестине около 180 г. От упомянутых Деяний Петра и Павла следует отличать еретический памятник первой половины III века, Историю Петра и Павла, содержащую описание путешествия ап.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Студенческая конференция в Сретенской академии 5 июня 2023 – 5 июня 2023 События 5 июня в Сретенской академии пройдёт студенческая научно-богословская конференция, приуроченная к 1160-летию возникновения славянской письменности и культуры. Присоединиться к любой из секций в качестве слушателя можно онлайн.   Содержательные направления конференции:   ПРОГРАММА Пленарное заседание (регламент выступления — до 15 минут, актовый зал) ID: 84038228448 Ключ: 431455 12:00–12:10 — открытие конференции. Приветствие и.о. ректора Сретенской духовной академии игумена Иоанна (Лудищева). Вступительное слово заведующей кафедры древних и новых языков Сретенской духовной академии, доктора филологических наук, профессора Ларисы Ивановны Маршевой. 12:1012:25. Ратников Владислав Александрович, иерей, аспирант 1-го курса Сретенской духовной академии. Македонско-болгарская и хорватско-глаголическая редакция славянского текста Деяний апостолов Андрея и Матфия. 12:2512:40. Ванифатьев Николай Александрович, аспирант 2-го курса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Смирение как категория православной культуры. 12:4012:55. Гоцик Вячеслав Витальевич (дистанционно), 2-й курс магистратуры Севастопольского государственного университета, Институт общественных наук и международных отношений, кафедра «Теология и религиоведение». Иконографические и литургические особенности храма на Тепе-Кермен.

http://bogoslov.ru/event/6192150

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010