Преображение. Миниатюра из Евангелия. XI в. (Ath. Iver. 1. Fol. 296v) Преображение. Миниатюра из Евангелия. XI в. (Ath. Iver. 1. Fol. 296v) В средние века на Западе эта легенда получает дальнейшее развитие: Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) (PL. 172. Col. 981-986) добавляет, что ученики И. З., взяв его тело, сели в не управляемую никем лодку, чтобы предать земле тело в к.-н. далеком месте. За ночь лодку принесло к берегам Испании. Там ученики обратились за помощью к знатной женщине по имени Лупа, к-рая направила их к местному языческому царю, чтобы погубить. Царь приказал пришедших к нему схватить и бросить в темницу, но ангел вывел их из заключения. После всех чудесных событий царь и Лупа обратились в христианство, а тело И. З. предали земле в замке Лупы. Впосл. могила И. З. пришла в запустение и была заново обретена ок. 825 г. Псевдо-Турпин Реймсский (ок. 1165) связывает обретение гробницы И. З. с видением, бывшим Карлу Великому ( B é dier. 1929. P. 75). Др. традицию представляют апокрифические «Проповедь» и «Мученичество» И. З. (CANT, N 273), сохранившиеся по-коптски (BHO, N 415, 416, 420), по-арабски (BHO, N 417, 421) и по-эфиопски (BHO, N 418, 420). В этой версии И. З. выпадает по жребию проповедовать в Индии, куда с ним отправляется ап. Петр. Однако в эфиоп. тексте вместо Индии упоминается Лидия, которую Липсиус ( Lipsius. 1884) предложил отождествлять с Лиддой (Диосполем) в Палестине. В пользу такого предположения говорят дальнейшее описание места проповеди И. З. как города, а не как страны, отсутствие в тексте инд. тематики и, возможно, факт проповеди Петра ее жителям на известном ему языке. По пути к месту проповеди апостолы встречают Христа, Который показывает им славу и сияние праведников и облекает тем же и их самих. Апостолы исцеляют слепого и вступают в противоборство с властями города. Их пытаются связать и протащить по улицам, но руки стражников немеют; затем апостолы их исцеляют. Эти мотивы заимствованы из «Деяний Андрея и Матфия». Далее следует рассказ об исцелении сына магистрата Феофила и обращении ко Христу его домочадцев и всех жителей города. Апостолы поставляют им священников, приобщают Св. Таин, и остаются в городе на долгое время. Согласно «Мученичеству», И. З. возвращается проповедовать 12 коленам Израилевым в рассеянии, находящимся при этом под властью Ирода и служащим идолам, и строит для них храмы. И. З. владеет всеми языками, в т. ч. и языками зверей. За свою проповедь И. З. принимает смерть от рук Ирода, но теперь уже при Нероне. Кончина апостола помещается в разных версиях под 2, 12 или 24 апр. Согласно эфиоп. версии, И. З. был погребен в Коте, согласно арабской - в Никте (Равине). Версия проповедания И. З. в Индии и его погребения в Мармарике может происходить от смешения его с Иаковом Алфеевым, к-рый, согласно древней (не позднее IV в.) традиции апостольских списков, скончался в Мармарике.

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЯ И ФИЛИМОНА ДЕЯНИЯ [лат. Acta Andreae et Philemonis], сказание, сохранившееся в копт. фрагментах, араб. и эфиоп. версиях. Примыкает к апокрифическим Андрея деяниям и является, как и Петра и Андрея деяния , одним из вариантов продолжения Андрея и Матфия деяний . Согласно этому повествованию, ап. Матфий берет с собой Александра и Руфа, учеников ап. Андрея (они же участвуют в Деяниях Андрея и Варфоломея ), и отправляется в г. Фетран, в то время как ап. Андрей вместе с Филимоном, сыном Филиппа, приходит в Лидию, часть жителей к-рой уже обращена ап. Петром. Андрей занимает епископскую кафедру, а Филимон проповедует; благодаря его «сладким речам» языческие жрецы обращаются ко Христу. Андрей крестит в морских водах 50 жрецов и 4 тыс. язычников. Ист.: CANT, N 240; BHO, N 48-49; копт.: Guidi I. Frammenti copti//Acta dell’Acc. dei Lincei, Rendiconti. 1887. Ser. 4. Vol. III/2. P. 368–372; idem. Gli Atti apocrifi dei apostoli//Giorn. della Soc. Asiatica Ital. 1888. Vol. 2. P. 22– 26 [итал. пер.]; Lemm O. von. Koptische Miszel len, N 48–72//ИИАН. 1910. Сер. VI. Т. 4. С. 61–69 (=idem. Koptische Miszellen. Lpz., 1972. S. Wessely C. Studien zur Palaeographie und Papyruskunde. Lpz., 1917. Bd. 18. Nr. 275h–g; араб.: Smith Lewis A. Acta mythologica apostolorum. L., 1903. P. 3–11; idem. The Mythological Acts of the Apostles. L., 1903. P. 11–25 [англ. пер.]; эфиоп. : Budge E. A. W. The Contendings of Apostles. L., 19352. Amst., 1976r. Vol. 1. P. 140–156 [текст]. Vol. 2. P. 137–153 [англ. пер.]. Лит.: Haase F. Apostel und Evangelisten in den orientalischen Überlieferungen. Münster, 1922. S. 250-251; Santos Otero A. de. Jüngere Apostelakten//NTApo5. Bd. 2. S. 406. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях

http://pravenc.ru/text/115364.html

Не прошло много [времени], как в святую Жичу прибыли трое братьев из второй комиссии и привезли свой отчет. Отец Антоний Драгович на скорую руку оповестил соседние братства и пригласил их приехать и заслушать сей полезный материал. А отчет этот был и впрямь прекрасным и тщательным исследованием, в чем читатели удостоверятся сами. «В качестве первого чуда, упомянутого в книге Деяний Святых Апостолов после Вознесения Господня, можно взять лютую смерть Иуды предателя. Более ужаснувшись, нежели придя к покаянию, он пошел и удавился; и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его, и был похоронен он на месте, нареченном земля крови. И сбылось все остальное, что и было о нем предречено. И тогда, как опять–таки предуведено, что достоинство его да приимет другой, так другой и принял это достоинство. Апостолы поставили двоих: Варсаву и Матфия, после чего помолились Богу и бросили жребий, – и выбор пал на Матфия. Последующая жизнь и труды апостола Матфия ясно засвидетельствовали истину о том, что избран он был по Божию Промыслу. Сошествие Святого Духа на Апостолов – уникальное чудо в истории людского рода. Оно совершилось на десятый день по Вознесении Господа и на пятидесятый по Его Воскресении. В тот исторический день, когда все Апостолы были единодушно вместе, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать ( Иоил.2:28 ; Лк.24:49 ; Деян. гл.2). Так сбылось древнее пророчество и исполнилось неоднократно повторяемое Христово обетование. Приняв Духа Святого, Апостолы стали способными к исполнению своего высокого призвания и вселенского служения. От Святого Духа с небес, а не от людей необразованные рыбаки восприняли мудрость и знание, крепость и могущество, мужество и красноречие, воодушевление и бесстрашие, а сверх всего – силу творить чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Независимо от того, что происходило с Одиннадцатью в продолжение сорока с лишним дней по распятии Иисуса, в дальнейшем мы замечаем существенную перемену в их поведении и еще более разительное отличие – в день Пятидесятницы (см. Westcott рр. 102–103). Исполняя, по их собственным словам, волю воскресшего Иисуса, они пребывали в ожидании и молитве в Иерусалиме, примерно с сорокового дня после Пасхи и вплоть до Пятидесятницы. Мы также видим, что в это время они избирают на место Иуды нового апостола, а именно Матфия ( Деян.1:15–26 ) 366 . Попутно следует отметить, что избрание Матфия подтверждает слова Павла ( 1Кор.15:1–8 ) о том, что после своего воскресения Иисус являлся большему числу людей, нежели одиннадцать учеников. Следующее сообщение в книге Деяний показывает, что, несмотря на довольно жесткие требования, у Петра был определенный выбор среди кандидатов на место Иуды: Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоанна до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его ( Деян.1:21–2 ). Ученики избирают Матфия и Иосифа, прозванного Иустом, в качестве «финалистов» и бросают жребий, чтобы определить, кто из них займет освободившееся место Иуды. Рассказ этот не только дает нам имя еще одного предполагаемого свидетеля воскресения (т. е. Иосифа), но и позволяет с основанием заключить, что кандидатов, отвечавших указанным Петром требованиям, первоначально было больше двух (ср. Trites 2004, р. 137). Начиная со дня Пятидесятницы апостолы (теперь их стало двенадцать) прямо- таки «напрашивались» своими действиями на мученичество, ибо, невзирая на вполне очевидную опасность, а также совершенно недвусмысленные и все более страшные угрозы, они упорно заявляли, что Иисус воскрес. Факты, которые мы намерены изложить, убедительно подтверждают следующий тезис: апостолы не могли не прийти, причем сразу несколькими путями, к осознанию того, что за свое свидетельство им, весьма вероятно, придется умереть – и были готовы, если потребуется, принять за него смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

Если бы кому недостаточными показались свидетельства первых трех евангелистов в подтверждение истины, что св. апостолы только продолжали проповедь самого Иисуса Христа, не придумывая от себя ничего с ней несогласного, то вот целый ряд поразительнейших доказательств, той же истины в книге Деяний апостольских, написанной писателем третьего евангелия, св. евангелистом Лукою. Вот Иисус по воскресении повелевает апостолам «от Иерусалима не отлучатися, но ждати исполнения обетования Бога Отца, о котором вы слышали от Меня, – говорил им воскресший Господь, пред самым вознесением, – Спустя немного дней вы имеете креститься Духом Святым. И когда найдет на вас Святый Дух, вы приимете силу, и будете для Меня свидетелями во Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до концов земли» ( Деян.1:4–8 ). Вот один из лика двенадцати, Иуда Искариотский, отпал и погиб; апостолы озабочены восполнением своего священного лика, и первоверховный Петр держит к ним такую речь: «итак надобно, чтоб один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих Иосифа и Матфия и помолились и сказали: Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сей, служения и апостольства. И бросили о них жребий» ( Деян.1:21–26 ). Итак, что значило принять жребий апостольства? Значило принять назначение – быть свидетелем проповедником, на основании личного свидетельства, воскресения Иисуса Христа и всех Его деяний и учения за все время, когда пребывал и обращался Господь Иисус с апостолами, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который вознесся от них пред очами их на небо. За сим чрез всю книгу Деяний проходит эта идея, что святые апостолы были именно свидетели жизни, деяний и учения Иисус Христовых. В этом качестве свидетелей они сами себя признают, и постоянно заявляют, что они свидетели и возвещают то именно, чему сами личные свидетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

архиепископ Аверкий (Таушев) Содержание Часть первая. Церковь Христова из иудеев. (главы 1—12)... Глава первая Предисловие к Книге Деяний (стихи 1—3). Наставления и обетования Господа пред вознесением и Вознесение его (стихи 4—11). Речь святого апостола Петра об избрании нового апостола на место Иуды и избрание Матфия (стихи 12—26). Предисловие к книге Деяний (Деян. 1:1—3) Деян.1:1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала Деян.1:2. до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, Деян.1:3. которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.    В предисловии автор обращается к некоему Феофилу и при этом указывает на свою «первую книгу» в которой написал «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала». Совершенно очевидно, что здесь речь идет о третьем нашем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же «достопочтенного Феофила». Святой Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй книгой, которая должна служить как бы продолжением первой. О «всем», конечно, только относительно, ибо святой Иоанн считает даже невозможным описать всё (Ин 21:25). «Всё» здесь сказано в смысле: «все необходимое» для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия.     «Что Иисус делал и чему учил от начала» — эти слова и по-русски правильнее было бы перевести: «что начал делать и чему начал учить Иисус». Дееписатель хотел этим выразить то, что в Своей земной жизни Господь только начал творить и учить, а будет это продолжать через Апостолов (деяния которых в предлагаемой им книге будут описываться) и, само собой разумеется, через их преемников «до скончания века» (Мф 28:20).     «До того дня, в который Он вознесся». Вознесение Господне указывается здесь, как поворотный пункт: это — конец Евангельской и начало Апостольской истории. До этого момента имела место видимая деятельность Господа на земле, с сего же момента начинается Его невидимая деятельность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Пс.108:7 .  Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; Среди врагов особенной ненавистью к Давиду отличался один, о строгом суде над которым он и молит Бога. – «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную» – пусть против него свидетельствуют грешник и диавол. Свидетельству грешника здесь придается особенное значение ввиду того, что он, в силу своей испорченности, может открыть в поступках человека, против которого свидетельствует, дурное там, где праведный, неиспорченный и не искусившийся в дурном, не мог бы за своей чистотой предположить худых побуждений или действий. Диавол же, как источник и родоначальник греха, знает все уклонения человека к дурному, а потому может представить на суд поведение человека за всю его жизнь. Требование Давидом такого свидетельства против Доика в основании своем имеет желание строгого суда над ним и полного. – «Молитва его да будет в грех». Давид уверен в осуждении Доика. Кара, предстоящая ему, может вызвать в нем молитву о помиловании. Пусть эта молитва , как подсказанная чувством страха, а потому неискренняя, лицемерная, как вынужденная, не только не будет принята Богом, но и зачтется ему в большую вину: он только здесь вспомнил о Боге, но не для того, чтобы исправить свое поведение пред Ним, а чтобы избежать заслуженной кары от Него. Такая молитва только усиливает его виновность. Пс.108:8 .  да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; «Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой». Пусть Господь сократит его жизнь, пошлет преждевременную смерть, а его почетное положение передаст более достойному. Заведование стадами Саула было видным положением, так как в руках такого человека сосредоточивалась вся материальная сторона содержания царя, он был близок к царю и мог влиять на последнего. В кн. Деяний 1 гл. ( Деян. 1:20 ) это место приводится при избрании диакона Матфия вместо погибшего Иуды, как уже предуказание в Ветхом Завете этого события. Таким образом, здесь Доик является прообразом Иуды, тоже заведовавшего хозяйственной стороной в общине Иисуса и предавшего Его также, как и Доик предательски выдал Давида Саулу. Вероятно, Доик, как можно заключить из свидетельства кн. Деяний, был лишен своего звания, как и Иуда после предания Христа перестал быть Его апостолом и заменен позже новым лицом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Чрез смерть Иисуса Христа и Его воскресение положено основание христианской Церкви, метафизическое, мистическое, но конечно реальное. Апостол Павел говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святой постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, которую стяжал честною Своею кровию». Явление же Церкви Христовой миру и действие её среди людей последовало (и началось) в день Пятидесятницы.    Иисус Христос положил начало также и внешней организации Церкви, как Христианского общества. Церковь, по учению Христа, есть общество верующих в Него, как Сына Божия и Спасителя. Слово «Церковь» Он употребил три раза (Мф. 16:18; 18:17). Он установил иерархию, как чиноначалие (Ср. Ин. 20:22—23): «Дунул, и сказал им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ср. Мф. 16:19; 18:18), а не просто нравственный союз людей. Он дал ученикам молитву, как образец («Отче наш»), установил таинства - крещение, причащение, покаяние, указал необходимость человеческой дисциплины: «Если же согрешит против тебя брат твой… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15—17).    Но дело Христа было только бросить семя, и оно вырастет, зажечь огонь - и он разгорится. Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме.    По вознесении Господа Иисуса Христа, в Галилее было уверовавших в Него более 500 человек (ср. 1 Кор. 15:6) и во Иерусалиме с апостолами 120 душ (Деян. 1:13—16). О судьбе галилейских верующих мы ничего не знаем. Весь интерес первохристианских источников сосредоточивается на общине верующих в Иерусалиме. Они собирались вместе, и на одном собрании, по предложению апостола Петра, они избрали на место изменника и самоубийцы Иуды - Матфия (Деян. 1:6—26).    Десять дней спустя после Вознесения, во время иудейской пятидесятницы, последовало обетованное сошествие Св. Духа, Который, при сильном ветре, в виде огненных языков, снизошел на апостолов и собравшихся учеников и сделал их способными к чудесной речи на различных языках (см. Деян. 2:1—12). Что такое «дар языков» или глоссолалия - чрезвычайно трудно выяснить. Параллельное этому сообщение о даре языков в Коринфской общине (1 Кор. 14 гл.) не только не помогает разъяснить дело, а напротив, свидетельствует, что в книге Деяний говорится о ином чудесном даре, чем в 1 Кор. 14 гл. Слушавшие глоссолалов в день Пятидесятницы говорили о них: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (2:7—8). Между тем о Коринфских глоссолалах сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, - то не скажут ли, что вы беснуетесь» (1 Кор. 14:23). «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу… тот говорит в назидание себе» (14:2—4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

В этот день Иисус Христос вознесся во плоти на небо 10 июня. ПРАВМИР. Православные христиане празднуют Вознесение Господне —день вознесения Иисуса Христа во плоти на небо и обещания о Его втором пришествии. Вознесение Господне отмечается в 40-й день по Пасхе. Это двунадесятый праздник, относящийся к праздникам подвижного цикла. Он отмечается в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день от Пасхи. Согласно книге Деяний святых апостолов, Иисус после Своего Воскресения в течение 40 дней являлся им и говорил о Царствии Божием, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав: «Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: «не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Спаситель сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их. Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vozn...

Говоря о первом Евангелии, обычно отмечают, что у Мф «заметно увлечение экскурсами в Ветхий Завет . На него делается свыше 60 ссылок. Новозаветные события представляются как осуществление ветхозаветных пророчеств» (Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985). Надо отметить, что обращение к Ветхому Завету характерно не только для Мф, но для всей ранней христианской проповеди в целом. «Не читали ли вы: ...» ( Мф.19:4 ), «что значит сие написанное: ...» ( Лк.20:17 ), «вы слышали, что сказано древним: ...» ( Мф.5:27 ), «если бы вы знали, что значит: ...» ( Мф.12:7 ) – с такой вопросительной интонацией обращался в своих поучениях к слушателям Христос, предлагая различные выражения из Священного Писания. Ни одна из речей или проповедей апостола Петра, как они отражены в книге Деяний [«об избрании Матфия» ( Деян.1:15–22 ), «первая проповедь Петра» ( Деян.2:14–36 ), «вторая проповедь Петра» ( Деян.3:12–26 ), «речь Петра перед синедрионом» ( Деян.4:8–12 )], не обходится без ссылок и цитат из Ветхого Завета, которые нередко тотчас сопровождаются прямым призывом: «итак, надлежит, чтобы...» ( Деян.1:21 ), «итак, покайтесь и обратитесь...» ( Деян.3:19 ), «итак, твёрдо знай, весь дом Израилев...» ( Деян.2:36 ) или «мужи израильские! выслушайте слова сии...» ( Деян.2:22 ), «мужи, братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам...» ( Деян.2:29 ). Целым «каскадом» пророчеств заключает апостол Павел свою проповедь в синагоге Антиохии Писидийской, с которым он буквально обрушивается на своих слушателей: «как во втором псалме написано: «Ты – сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ). А что воскресил Его из мёртвых... о сем сказано так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно» ( Ис.55:3 ). Посему и в другом месте говорит: «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 )» ( Деян.13:33–35 ). Без сомнения первые христиане рассматривали все события, свидетелями и участниками которых они являлись, как осуществление древних пророчеств (то же относится и к последовавшим Благовестию, ср. «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» ( Деян.17:11 ). Вместе с тем, очень важно отметить, что обращение к Ветхому Завету у Мф выдержано в совершенно ином тоне, отличном от дидактических наставлений «Благого Учителя» ( Мф.19:16 , Мк.10:17 , Лк.18:18 ), воодушевлённой проповеди апостола Петра или аргументации, составленной из «плетения» цитат воспитанника Гамалиила ( Деян.22:3 ); интонация цитирования у Мф торжественно-сдержанная, уравновешенная, а вводная формулировка, хотя и испытывает небольшие изменения, варьируется в основном в рамках одной и той же схемы: «(всё же сие было) да сбудется реченное (Господом) через пророка/пророков ... (который говорит): ...».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010