Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАТФИЙ Начало слав. перевода Деяний апостолов Андрея и Матфия. 1420 г. Писец Есевий (РГБ. Ф. 304.I) Начало слав. перевода Деяний апостолов Андрея и Матфия. 1420 г. Писец Есевий (РГБ. Ф. 304.I) [Греч. Μαθθας, Ματθας; лат. Matthias] († ок. 63), ап. (пам. 9 авг.; пам. зап. 24 февр., 25 февр. в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота , предавшего Спасителя (Деян 1. 23, 26). Кроме самого события избрания о М. в НЗ ничего не сообщается. Более поздние предания относят его уже к апостолам от 70 (ср.: Лк 10). Судя по всему, ап. Лука в рассказе об избрании М. вводит собственное понимание апостольства. Он относит М. к тем, кто были с Иисусом в период от Его крещения Иоанном Предтечей до Вознесения (ср.: Деян 1. 21), расширяя т. о. критерий отнесения ученика Иисуса к апостолам: им может быть не только свидетель воскресения Господа, но ученик, бывший с Иисусом во время Его земного служения. Последнее - важное условие достоверности создаваемого в этот период евангельского предания. В сочинениях ранних церковных писателей и в апокрифах К «Церковной истории» Евсевия Кесарийского восходит предание, что М., «причисленный к апостолам вместо Иуды», входил в число 70 учеников Спасителя ( Euseb. Hist. eccl. I 12. 3). Недостаток сведений о М. привел к тому, что некоторые раннехрист. церковные писатели пытались отождествить М. с Закхеем ( Clem. Alex. Strom. IV 6. 35, очевидно, путая с ап. Матфеем), ап. Варнавой ( Ps.-Clem. Recogn. I 60, очевидно, из-за смешения с ап. Варсаввой Иустом), ап. Варфоломеем («Тульмай» у Афраата; в сир. переводах Деяний апостолов и «Церковной истории» Евсевия Кесарийского; Haase. 1922. S. 279-280), Левием ( Did. Alex. In Ps. 33. 1, со ссылкой на «Евангелие евреев») и др. С именем М., вероятно, как «богоизбранного» ученика, связывался энкратический апокриф «Предания Матфия» («Евангелие от Матфия»; CANT, N 17), известный нам по цитатам, сохранившимся у Климента Александрийского : «Удивляйся существующему» ( Clem. Alex. Strom. II 9. 45); «Если бы согрешил сосед избранного, то согрешил и избранный, ведь если бы он вел себя так, как побуждает Слово, то и сосед смирил бы свою жизнь так, чтобы не грешить» (Ibid. VII 13. 82). Возможно, из того же апокрифа происходит и цитата: «Говорят, что и Матфий так учил: с плотью бороться и пренебрегать ей, не давая ей безнаказанного ничего для удовольствия, душу же взращивать через веру и познание» (Ibid. III 4. 26).

http://pravenc.ru/text/2562696.html

145-164; Dobbeler A., von. Die Restitution Israels und die Bekehrung der Heiden//ZNW. 2000. Bd. 91. N 1/2. S. 18-44; Repschinski B. The Controversy Stories in the Gospel of Matthew. Gött., 2000; The Gospel of Matthew in Current Study/Hrsg. D. E. Aune. Grand Rapids, 2001; Landmesser Chr. Jüngerberufung und Zuwendung zu Gott: Ein exegetischer Beitrag zum Konzept der matthäischen Soteriologie im Anschlus an Mt 9, 9-13. Tüb., 2001; Foster P. Community, Law and Mission in Matthew " s Gospel. Tüb., 2004; Deines R. Die Gerechtigkeit der Tora im Reich des Messias: Mt 5, 13-20 als Schlüsseltext der matthäischen Christologie. Tüb., 2004; Геккель У., Покорны П. Введение в НЗ: Обзор литературы и богословия НЗ. М., 2012; Иларион (Алфеев), митр. Начало Евангелия. М., 2016. М. Г. Калинин Сведения о проповеди и кончине М. Сведения о проповеди и кончине М. содержатся в апокрифических и агиографических сочинениях. Предание о составлении М. Евангелия на евр. языке породило соответственно и представление о его проповеди евреям, намек на к-рую впервые встречается у сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. III 1. 2) и к-рая прямо упоминается Евсевием Кесарийским ( Euseb. Hist. eccl. III 24. 5-6; V 8. 2). Согласно «Списку апостолов» Псевдо-Епифания (V-VI вв.), это Евангелие перевел на греческий язык ап. Иаков, брат Господень (Vitae prophetarum. 1907. P. 111). «Толкование Евангелий» в рукописях Monac. gr. 551 и Vat. Palat. gr. 363 отмечает, что М. написал Евангелие через 8 лет после вознесения Господня, а в арм. Синаксаре ( Haase. 1922. S. 272) - через 7 лет, в Антиохии. В апокрифических «Деяниях ап. Варнавы» (Acta Barnab. § 15, 22, 24) повествуется о передаче Евангелия, написанного М., ап. Варнаве и о его обретении вместе с мощами последнего при имп. Зиноне . Также существует предание о передаче Евангелия М. ап. Варфоломею . Апостолы Матфей и Иоанн Богослов. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 9v) Апостолы Матфей и Иоанн Богослов. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 9v) В апокрифических текстах имя М. часто смешивалось с именем ап. Матфия (иногда в разных рукописях одного текста и даже в одном списке). В особенности часто замена Матфия Матфеем происходила в разных версиях совместных «Деяний апостолов Андрея и Матфия». Так, на самом деле главным действующим лицом апокрифического Мученичества М. (CANT, N 267; BHG, N 1224-1225), известного в греч., лат., арм. и церковнослав. вариантах, является ап. Матфий ( Vinogradov. 2008). Ряд мотивов (отказ апостола идти в свой удел, его чудесное перенесение на облаке, влачение за веревку по улицам города) роднит с «Деяниями Андрея и Матфия» еще одно апокрифическое произведение - «Деяния Матфея в городе Кахенат» (CANT, N 268) и заставляет предполагать, что первоначально в качестве главного персонажа здесь подразумевался Матфий, а не М. Однако в сохранившейся арабской версии BHO, N 738 (и ее эфиоп. пер. BHO, N 739) этих актов речь идет о евангелисте М.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя " крестителя земли Русской " получил главный орден Российской империи, а андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В Западной Европе почитание Андрея Первозванного засвидетельствовано с V в. В Равенне ему была посвящена часовня архиепископского дворца. В Риме папа свт. Григорий I Великий (ум. 604) возвел монастырь во имя Андрея Первозванного (где находилась и резиденция самого папы); помимо него в Риме существовали еще по меньшей мере 5 храмов и обителей, посвященных этому апостолу. Древнейшим независимым западным житием А. П. следует считать, по-видимому, " Письмо диаконов и пресвитеров ахейских " (VI в.), получившее весьма широкое распространение и переведенное на греч. язык. Не позднее VI в. был создан лат. перевод " Андрея деяний " , куда был включен и отрывок " Андрея и Матфия деяний " , также переведенных на латынь. На основе этого текста епископ Григорий Турский составил около 591-592 гг. " Книгу о чудесах блаженного апостола Андрея " . Григорий Турский свидетельствует о древности почитания Андрея Первозванного в Галлии, упоминая храмы в честь апостола и рассказывая о совершенных им чудесах. С 1250 г. в аббатстве Сен-Виктор находился будто бы крест, на котором был распят Андрей Первозванный; в 1438 г. герцог Бургундии Филипп Добрый перенес частицу андреевского креста в Брюссельскую дворцовую капеллу. Андрей Первозванный считался покровителем Бургундии, а его диагональный крест ( " crux decussata " , имеющий позднесредневековое происхождение) стал символом этого государства. Позже почитание Андрея Первозванного распространилось на Австрию и Испанию. В Германии Андрей Первозванный был связан с миссионерской деятельностью, особенно на севере страны: ему были посвящены соборы в некоторых новоучрежденных епархиальных центрах (Вюрцбург, Бремен). В Англии в VIII в. возникает поэма (одна из самых ранних на древнеанглийском) на основе " Андрея и Матфия деяний " . Особым почитанием апостол пользуется в Шотландии, где он считается святым покровителем страны (на флаге Шотландии присутствует андреевский крест). Почитание Андрея Первозванного было распространено также в Скандинавии, Ирландии и некоторых др. европ. странах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Продолжением 2-й редакции «Деяний Андрея и Матфия» стало «Мученичество Матфия», превратившееся из-за сходства имен в Мученичество Матфея (CANT, N 267). Его начало сохранилось только в переработанном виде ( Vinogradov. 2008): несмотря на удачную проповедь М. в городе людоедов, его население сохраняет свой зверообразный облик, и М. удаляется на гору для 40-дневного поста и молитвы, после чего ему является видение рая. Дальнейшее повествование известно по нескольким спискам. Иисус Христос дает М. жезл, апостол изгоняет бесов из жены царя Вульфагна Вульфагны, их сына Вульфандра и его жены Первы (имена варьируются в рукописях). Встретившись с еп. Платоном, М. вонзает жезл в землю у дверей церкви. Он превращается в чудесное дерево с источником воды у корней, где М. крестит людоедов, к-рые приобретают человеческий облик. Несмотря на ряд чудес и исцелений (в частности, прибитый к земле М. не сгорел в огне), Вульфагн пытался казнить М., к-рый, однако, умер своей смертью. Вульфагн приказал бросить железный ковчег с мощами М. в море, но тот не утонул, а приплыл к берегу. После этого царь уверовал во Христа и превратил свой дворец в мартирий М. По воле явившегося М. при крещении царю и его сыну было дано имя Матфей, Вульфагне - София, а Перве - Фронесис. М. поставил царя пресвитером, его сына - диаконом, а женщин - «пресвитеридой» и диакониссой, предсказав, что после Платона епископами станут царь и его сын. Сокращенная и переработанная версия того же повествования излагается в «Мученичестве Матфия» (CANT, N 280), сохранившемся на коптском, арабском и эфиопском языках (язык оригинала неизвестен). После причисления к 12 апостолам М. отправляется проповедовать по жребию в Дамаск, где местные жители пытаются сжечь его, но он остается невредим. Крестив жителей, М. уходит из города и мирно умирает в иудейском г. Малаван. «Чудо Богоматери в Бартосе» (CANT, N 281), сохранившееся полностью по-арабски и по-эфиопски и частично по-коптски (язык оригинала неизвестен), является независимой переработкой «Деяний Андрея и Матфия» (возможно, 2-й редакцией). В этом тексте повествуется о том, что М. проводит 3 года в тюрьме в Бартосе, к-рый отождествляют то с Тартусом, то с Парфией. Христос посылает туда Богоматерь, Она освобождает М. и др. узников и совершает множество чудес. В конце рассказа бежавший из города М. возвращается туда на чудесном облаке.

http://pravenc.ru/text/2562696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ Условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка . Единственным свидетелем существования текста П. и А. д. является пергаменный кодекс MONB.DN (совр. принятая аббревиатура согласно базе данных Corpus dei Manoscritti Copti Letterari (Корпус коптских литературных рукописей)). Кодекс принадлежал б-ке Белого монастыря (близ совр. г. Сохаг, Египет) и, вероятно, был создан в одном из скрипториев Файюмского оазиса между X и XII вв. Он представляет собой собрание апокрифических деяний ап. Андрея Первозванного . Как и др. рукописи из Белого мон-ря, кодекс MONB.DN сохранился не полностью; его листы в наст. время находятся в фондах 7 европ. б-к. Рукопись открывают Андрея и Матфия деяния (заголовок не сохр.; предположительно, они были озаглавлены как «Первое деяние апы Андрея в городе людоедов»). За ними следуют «Деяния Андрея и Филимона», представляющие собой 2-е, 3-е и 4-е «Деяния апы Андрея» ( Miroshnikov. 2017. P. 12-13), П. и А. д., «Деяния Андрея и Варфоломея» и «Деяния Петра и Андрея». Несохранившиеся последние листы кодекса, вероятно, содержали копт. «Мученичество Андрея» ( Idem. 2018). В составе кодекса П. и А. д. занимали от 20 до 23 страниц, из к-рых сохранились 15 (ныне в Ватиканской б-ке - Vat. Borg. copt. 109. Fasc. 132. Fol. 1-8); их издал с франц. переводом Кс. Жак ( Jacques. 1969). Поскольку начало и заглавие текста отсутствуют, невозможно определить, были ли П. и А. д. самостоятельным произведением (подобно следующим за ними «Деяниям Андрея и Варфоломея») или же представляли собой 5-е «Деяние апы Андрея». Последний вариант более вероятен, поскольку предшествующее П. и А. д. 4-е деяние является вторичным добавлением к тексту «Деяний Андрея и Филимона», известным как и П. и А. д. только по кодексу MONB.DN. Т. о., П. и А. д., возможно, были написаны как последняя часть «Деяний апы Андрея» и никогда не существовали независимо.

http://pravenc.ru/text/2578596.html

Основное содержание П. и А. д.- 3 чуда. Первое чудо - вознаграждение гостеприимного крестьянина чудесным севом, когда семена сразу всходят и колосятся (главы 3-7): оно имеет параллель в связанном с П. и А. д. по сюжету «Мученичестве Матфея» (II 4, 6-7), в к-ром повествуется о мгновенно выросшем дереве. Второе чудо - поднятие в воздух блудницы (главы 8-12) и ее последующее раскаяние (гл. 22; ср. с Иоанна деяниями , гл. 59). Третье чудо - уверение Онисифора (главы 13-21; имя взято из 2 Тим 1. 16-18; 4. 19 или из Павла деяний (III 4-5, 23-26)) через исполнение слов Христа о верблюде и игольном ушке (Лк 18. 25). С «Деяниями Андрея и Варфоломея» П. и А. д. объединяют фигуры помощников апостолов - Александра и Руфа. Присутствие в П. и А. д. Матфия, героя «Деяний Андрея и Матфия», отсутствующего в «Деяниях Андрея и Варфоломея», указывает на то, что П. и А. д. зависят только от 1-го из этих 2 апокрифов, а на 2-й они сами оказали влияние. Возможно, П. и А. д. повлияли также на рус. былину о Микуле Селяниновиче. Неясной остается связь П. и А. д. с апокрифом, известным в слав. традиции под названием «Как Христос плугом орал». Практически полное отсутствие исторических реалий затрудняет определение датировки и места создания П. и А. д. С одной стороны, их зависимость от «Деяний Андрея и Матфия», цитирование Никейского Символа веры (гл. 17), упоминание 3-частной иерархии (епископ, пресвитеры, диаконы; гл. 23) и мон-ря девиц (гл. 22) указывают на время после сер. IV в. С др. стороны, с учетом ярко выраженного энкратизма текст не мог быть составлен позднее VI в. Если принять предложенную Г. Шенке датировку IV в. рукописи P. Köln. Inv. 3221 (см.: Der koptische Kölner Papyruskodex 3221/Hrsg. G. Schenke. Paderborn, 2009. Tl. 1: Das Testament des Iob. S. 9-10), к-рая представляется вполне убедительной, то составление П. и А. д. следует отнести к этому же столетию. Богословие Автор П. и А. д. мало интересуется богословием. Его основная цель - демонстрация могущества Бога и Его апостолов посредством чудес. Бог не описывается, упоминается лишь, что Его воспевают херувимы (гл. 15). Используется устойчивая формула «Господь наш Иисус Христос», один раз с добавлением «распятый при Понтии Пилате» (гл. 17), заимствованным из Символа веры. Однократно упоминаются диавол (гл. 8) и бесы (гл. 12).

http://pravenc.ru/text/2580442.html

В Византии в результате переработки древних преданий создавались развернутые канонические жития Андрея Первозванного: не получившее распространения " Narratio " (BHG, N 99; 1-я пол. VII в. или IX-X вв.), более широко признанное " Житие Андрея " , созданное между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом, который прошел по предполагаемому пути Андрея Первозванного, собирая предания о нем. Опираясь на некоторые отрывочные сведения церковных писателей (Псевдо-Клементины, Псевдо-Епифаний и др.), местные предания, в том числе письменные (например, " Алфавитарий херсаков " ), и переработанную концовку " Деяний Андрея " , Епифаний поместил действие апокрифических источников в контекст канонических Деяний апостолов, устраняя фантастические элементы и пропуская те места проповеди, где он не побывал сам. Это житие сохранилось в 2 редакциях, принадлежащих, судя по всему, перу самого Епифания: 1-й, созданной как продолжение " Деяний Андрея и Матфия " (BHG, N 95b), и 2-й, дополненной сведениями о пребывании апостола в Палестине и Малой Азии и сокращенной в некоторых др. частях (BHG, N 102). По Епифанию, Андрей Первозванный совершил из Иерусалима 3 путешествия вдоль берегов Чёрного моря, причем всегда по маршруту юг - восток - север. В 1-м он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы Матфия. Затем Петр отправился проповедовать в западных землях, Андрей Первозванный двинулся на восток. В Амисе он вместе с Матфием и 7 другими учениками проповедовал в синагоге, которую превратил в храм Богородицы; из Трапезунда Андрей Первозванный пришел в Иверию и через Парфию возвратился в Иерусалим. В следующем путешествии апостол из Антиохии направился в Эфес вместе с апостолом Иоанном (о связи Андрея Первозванного с Иоанном свидетельствуют древние памятники, например Канон Муратори II в.). Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, Андрей Первозванный отправился во Фригию и Никею, где изгнал бесов, убил дракона, усмирил разбойников и сокрушил идолов (часть этих чудес восходит через местную традицию к " Деяниям Андрея " ).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

обычно либо ортодоксально, либо близко к содержанию больших Д. а. а. (докетизм, энкратизм, полиморфизм Христа), но оно по значению в тексте отходит на 2-й план, акцентируется сюжетная интрига, и чем позднее написан текст, тем заметнее это становится. В нек-рых текстах наряду с яркими и фантастическими образами сохраняется скрытое богословское содержание (напр., докетическое в «Деяниях Андрея и Матфия»). Подобная лит. направленность малых Д. а. а. дает намного меньше оснований видеть в тексте реальное предание о деятельности того или иного апостола, чем в больших Д. а. а. Большинство малых Д. а. а. было написано между IV и VII вв. в разных регионах христ. мира, преимущественно на Востоке. Благодаря ортодоксальному богословскому содержанию мн. малые деяния дошли до нас в первоначальном виде (напр., «Деяния Филиппа», «Деяния Петра и Павла», «Деяния Андрея и Матфия») и пользовались нередко большей популярностью, чем их старшие собратья, что доказывает количество сохранившихся рукописей. Впрочем, они также подвергались переработкам в основном в сердневизант. эпоху, как авторским (Никита Давид Пафлагон, блж. Симеон Метафраст), так и анонимным. Подробнее см. статьи Андрея и Матфия деяния , Андрея и Филимона деяния , Павла и Андрея деяния , Петра и Андрея деяния . Д. а. а. в церковном Предании Наибольшим авторитетом Д. а. а. пользовались в ранней Церкви (II-IV вв.). Об этом свидетельствует не только их распространение, но и включение нек-рых из них в состав рукописей НЗ (напр., «Мученичество Павла» входит в состав ркп. Chicago. Jesuit-Krauss-McCormick Lib. Gruber. 152, IX-X вв.; «Жития апостолов» - в Taurin. B V. 8, XIII в.; в стихометрическом каталоге канонических книг из кодекса Claromontanus (Paris. gr. 107, 107 AB, VI в.) между «Пастырем» Ерма и «Апокалипсисом Петра» упом. «Деяния Павла» объемом 3560 строк, что существенно больше объема канонических Деяний святых апостолов). В каноне новозаветных книг Армянской Церкви встречаются «Успение Иоанна» (список Григора Татеваци (1344?-1409) - Матен. 1270, 1292, 1805, 1860) и «Мученичество Павла» (Матен. 1270, 1292).

http://pravenc.ru/text/171796.html

И Он восстановил. Только совсем не так, как они думали. Иудеи верили, что восстановление колен Израилевых произойдет в последние времена. Избрав двенадцать апостолов, Христос показал, что эта эра наступила. Но это не ветхий Израиль, а новый. Рожденный в Вифлееме О жизни апостола Матфия известно мало. Возможно еще и потому, что из-за схожести имен его часто путали с евангелистом Матфеем, и даже в разных редакциях одного и того же текста — например, апокрифических «Деяний Андрея и Матфия», — имя его написано по-разному. Этот Матфий из колена Иудина родился в Вифлееме и с раннего детства изучал в Иерусалиме Закон Божий под руководством Симеона Богоприимца. Но Вифлеем — это не просто маленький городок в 8 километрах от Иерусалима. Там родился царь Давид, там Иаков похоронил Рахиль, а пророк Михей, несмотря на то, что в его время Вифлеем был и вовсе деревней, предсказал, что именно в нем родится Мессия. И через семь столетий туда пришли Иосиф и Мария, чтобы принять участие в проводившейся римлянами переписи населения. И родился Иисус. А еще через 30 лет, услышав Его первые проповеди, Матфий не просто поверил тому, что Он говорил, но и пошел за Ним, стал Его учеником. Загадочный город Мирмидон Апокрифические «Деяния Андрея» — самый древний апостольский акт, рассказывающий об апостоле Матфии. Именно в нем говорится о том, как апостолы бросали жребий, кому в какую землю идти на проповедь. Матфию достались Парфия (Иран) и загадочный город Мирминда. К сожалению, оригинальный текст этих «Деяний» до нас не дошел. Последний христианский писатель, державший его в руках в VI веке, епископ Григорий Турский, начинает свою «Книгу о чудесах блаженного апостола Андрея» с рассказа о том, как апостол Матфий «провозглашал слово спасения в городе Мирмидоне» и за это попал в темницу, из которой его вызволил апостол Андрей, сам чуть не поплатившийся за это жизнью. Где находился этот загадочный город Мирмидон, или Мирминда? Ученые до сих пор спорят. Бывал ли апостол Матфий на Черном море В Писании нет указаний на возраст Матфия. Но если учесть, что он был учеником преподобного Симеона Богоприимца (значит, уже тогда ему было лет 20), а тот скончался вскоре после встречи с Младенцем Иисусом, то ко времени избрания в число двенадцати апостолов ему было за 50. То есть Матфий был лет на 15–20 старше остальных. Кроме того, он был единственным из двенадцати, имевшим разностороннее фарисейское образование. Ходил ли он далеко на юг? Сомнительно: возраст все-таки.

http://foma.ru/kto-stal-dvenadcatym-apos...

Ап. Андрей. Мозаика апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг. По Епифанию, А. П. совершил из Иерусалима 3 путешествия вдоль берегов Чёрного м., причем всегда по маршруту юг - восток - север. В 1-м он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы Матфия. Затем Петр отправился проповедовать в зап. землях, А. П. двинулся на восток. В Амисе он вместе с Матфием и 7 др. учениками проповедовал в синагоге, к-рую превратил в храм Богородицы; из Трапезунда А. П. пришел в Иверию и через Парфию возвратился в Иерусалим. В следующем путешествии апостол из Антиохии направился в Эфес вместе с ап. Иоанном (о связи А. П. с Иоанном свидетельствуют древние памятники, напр. канон Муратори II в.). Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, А. П. отправился во Фригию и Никею, где изгнал бесов, убил дракона, усмирил разбойников и сокрушил идолов (часть этих чудес восходит через местную традицию к «Деяниям Андрея»). Через 2 года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греч. философами. В последнем, 3-м, путешествии А. П. со спутниками проходил через Эдессу, где оставил ап. Фаддея , в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там ап. Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с др. своим спутником, ап. Симоном Кананитом . Через Зихию, где А. П. едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители к-рого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и «упорствующий в язычестве» Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога , а оттуда через Халкидон (где был поставлен еп. Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы, А. П. направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греч. часть жития с обращения апостолом Максимиллы , жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла , за что А. П. был заключен в тюрьму и затем распят на кресте (здесь агиограф следует заключительной части «Деяний Андрея», упоминая при этом и об эпизодах, не сохранившихся ни в одном из др. текстов).

http://pravenc.ru/text/115300.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010