Древнейшим независимым зап. житием А. П. следует считать, по-видимому, «Письмо диаконов и пресвитеров ахейских» (VI в.), получившее весьма широкое распространение и переведенное на греч. язык (BHL, N 428; BHG, N 93-94). Не позднее VI в. был создан лат. перевод «Андрея деяний», куда был включен и отрывок «Андрея и Матфия деяний», также переведенных на латынь. На основе этого текста еп. Григорий Турский составил ок. 591-592 гг. «Книгу о чудесах блаженного апостола Андрея». Ап. Андрей. Мозаика ц. св. Феодора в Сере (Греция). Нач. XII в. Ап. Андрей. Мозаика ц. св. Феодора в Сере (Греция). Нач. XII в. Григорий Турский свидетельствует о древности почитания А. П. в Галлии, упоминая храмы в честь апостола и рассказывая о совершенных им чудесах. С 1250 г. в аббатстве Сен-Виктор находился будто бы крест, на к-ром был распят А. П.; в 1438 г. герц. Бургундии Филипп Добрый перенес частицу андреевского креста в Брюссельскую дворцовую капеллу. А. П. считался покровителем Бургундии, а его диагональный крест («crux decussata», имеющий позднесредневек. происхождение) стал символом этого гос-ва. Позже почитание А. П. распространилось на Австрию и Испанию. В Германии А. П. был связан с миссионерской деятельностью, особенно на севере страны: ему были посвящены соборы в нек-рых новоучрежденных епархиальных центрах (Вюрцбург, Бремен). В Англии в VIII в. возникает поэма (одна из самых ранних на древнеангл.) на основе «Андрея и Матфия деяний». Особым почитанием апостол пользуется в Шотландии, где он считается святым покровителем страны (на флаге Шотландии присутствует андреевский крест). Почитание А. П. было распространено также в Скандинавии, Ирландии и нек-рых др. европ. странах. Мощи А. П. находились на месте его мученической кончины - в Патрах (Греция). В 357 г. по поручению имп. Констанция II они (кроме честной главы) были перенесены военачальником вмч. Артемием в К-поль и помещены в основание ц. Святых апостолов. В VI в., при имп. Юстиниане I , обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов А.

http://pravenc.ru/text/115300.html

Стоило только очистить эти сочинения от лишней и вредной примеси, чтобы восстановить их в первоначальной чистоте и возвратить им тот авторитет, который принадлежал им первоначально. Лучшим и древнейшим образцом такого рода опытов считается апостольская история, приписываемая Авдию, Вавилонскому епископу, и относимая к VI веку 208 . Те части этого сочинения, которые изложены более подробно и содержат деяния апостолов Андрея, Иоанна и Фомы, составляют не более как сокращение соответствующих апокрифических сказаний Леуция Харина, при чем опущено все, что могло казаться еретическим, соблазнительным или же слишком несообразным. Первоначальный вид гностической легенды и следы гпостических идей 209 гораздо более сохранились в тех апокрифических редакциях, которые составляют в настоящее время сборник Тишендорфа. Но и здесь мы имеем почти всегда редакции позднейшие, уже прошедшие чрез православные руки и горнило, подвергшее их значительному очищению. Именно акты св. Андрея, относящиеся к его проповеди и мученической смерти в Ахаии, если их сравнить с тем, что читал в них некогда Еводий, служат наиболее разительным тому доказательством. Апокрифические сказания, в которых действующим лицом является апостол Андрей, в настоящее время известны следующие: 1) Деяния Андрея и Матфия в стране антропофагов; 2) Деяния святых апостолов Петра и Андрея; 3) Деяния и мучение святого апостола Андрея. Первый памятник давно известен и находится во всех новых сборниках апокрифических апостольских деяний. Второй в первый раз был на печатан, но не вполне – Вугом (Woog) по рукописи Бодлеевой библиотеки. Издатель не решился сообщить в печати то, что показалось ему слишком нелепым и зазорным. Затем Тило перепечатал в своем издании актов св. Андрея и Матфия неполный отрывок Буга. В издании Тишендорфа он наконец явился вполне, то есть, на столько, на сколько полна была рукопись. А она не только не имеет конца, но – чего не заметили названные издатели – представляет значительный пропуск в середине, обнаруживающийся совершенною неясностию и бессвязностию рассказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Житие ап. Андрея Первозванного, составленное по тому же принципу переработки древних источников, в т. ч. и апокрифов, относится к жанру апостольского жития. Е. М. использует только последнюю, патрскую часть древних «Деяний Андрея» (II в.), к-рую он знал, возможно, еще в оригинальном виде; маршрут путешествий ап. Андрея выстраивает заново по образцу канонических Деяний св. апостолов (3 путешествия) и на основе своей поездки по берегам Чёрного м. Е. М. соединяет литературные свидетельства («Список апостолов» Псевдо-Епифания, Псевдо-Климентины, Житие Панкратия Тавроменийского и другие) с местными преданиями и представляет Андрея Первозванного апостолом М. Азии и Черноморского побережья. Первоначально Житие было написано как продолжение апокрифических «Деяний Андрея и Матфия» (BHG, N 109), но Е. М. составил 2-ю редакцию Жития ап. Андрея Первозванного (BHG, N 102), добавив начало и исключив мн. подробности своего путешествия. Это Житие оказало большее влияние на формирование образа Андрея Первозванного как апостола Византии и легло в основу всех появившихся впосл. текстов о нем Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 100), прп. Симеона Метафраста (BHG, N 101) и др. Соч.: Amaduzzi G. C. Anecdota litteraria. R., 1774. Vol. 3. P. 39-83; Epiphanii monachi et presbyteri, edita et inedita/Ed. A. Dressel. Parisiis; Lipsiae, 1843; PG. 120. Col. 186-260; Kahl G. Die geographischen Angaben des Andreasbios (BHG 95b und 102): Diss. Stuttg., 1989; Греческие предания о св. ап. Андрее. СПб., 2005. Т. 1: Жития/Изд. подгот. А. Ю. Виноградов. Лит.: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест/Ред.: В. Г. Васильевский. СПб., 1886. (ППС; 4); Dräseke J. Der Mönch und Presbyter Epiphanios//BZ. 1895. Bd. 4. S. 346-362; Dvornik Fr. The Idea of Apostolity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Camb. (Mass.), 1958; Επιφνιος Μοναχς//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 808-809; Mango C. A Journey Around the Coast of the Black Sea in the 9th Century//Palaeoslavica. 2002. T. 10. Fasc. 1. P. 255-264; PMBZ, N 1599; Roig Lanzillotta L. Acta Andreae Apocrypha: A New Perspective on the Nature, Intention and Significance of the Primitive Text. Gen., 2007.

http://pravenc.ru/text/190093.html

относят тексты, возникшие после 300 г., не столь объемные и менее значимые по сравнению с большими Д. а. а. В этих текстах описываются отдельные деяния, проповедь и/или мученическая кончина одного из апостолов от 12 (но не Петра, Павла, Иоанна, Андрея и Фомы) или наиболее значительного от 70, или же 2 апостолов: «старшего», преимущественно одного из тех 5 апостолов, о к-рых повествуют большие Д. а. а., или, возможно, кого-либо из апостолов от 12, и «младшего». Малые Д. а. а. были написаны в основном по-гречески, но сохранились зачастую лишь в переводах. Их можно разделить на 2 группы. К 1-й принадлежат деяния одного апостола от 12 или от 70: «Деяния Филиппа» (CANT, N 250), «Деяния Варфоломея» (CANT, N 258), «Деяния Матфея» (CANT, N 267), «Деяния Иакова Зеведеева» (сохр. лишь переработки - CANT, N 272-273), «Деяния Иакова, брата Господня» (сохр. лишь переработки - CANT, N 274-278), «Деяния Матфия» (CANT, N 280), «Деяния Симона Кананита» (CANT, N 282), «Деяния Варнавы» (CANT, N 285), «Деяния Марка» (CANT, N 277-278), «Деяния Луки» (сохр. лишь переработки - CANT, N 290-294), «Деяния Тимофея» (сохр. лишь переработки - CANT, N 295-297), «Деяния Тита» (CANT, N 298), «Деяния Фаддея» (CANT, N 299) и «Деяния Стефана» (CANT, N 300-301). Как правило, они построены по схеме больших Д. а. а.: распределение жребиев - проповедь - мученическая кончина. Ко 2-й группе относятся совместные деяния 2 апостолов (или апостола и его спутника): «Деяния Петра и Павла» (сохр. различные варианты - CANT, N 192-194, 197, 201, 203, 206), «Деяния Андрея и Матфия» (CANT, N 236), «Деяния Петра и Андрея» (CANT, N 237), «Деяния Андрея и Варфоломея» (CANT, N 236), «Деяния Андрея и Павла» (CANT, N 237), «Деяния Андрея и Филимона» (CANT, N 238), «Деяния Варфоломея и Варнавы» (CANT, N 264), «Деяния Симона и Феонои» (CANT, N 283) и «Деяния Симона и Иуды» (CANT, N 284). Для этих Д. а. а. (за исключением «Деяний Петра и Павла») характерны фантастические элементы, роднящие их с античным приключенческим романом: экзотические страны и народы (Персия, парфяне, людоеды и т. п.), сказочные существа (говорящие животные, собакоголовые люди), невероятные приключения (чудесные путешествия, превращения существ). Если большие Д. а. а. отличает географическая конкретность, то в малых действие происходит где-то на краю ойкумены или в вымышленной стране. Содержание малых Д. а. а.

http://pravenc.ru/text/171796.html

2005. C. 147, 210) добавляют, что этот храм находился в квартале Армасия (το Αρμασου). Однако такой топоним в К-поле также неизвестен. Никита Давид локализовал эту церковь в соседнем с акрополем квартале Евгения (το Εγενου): Евгениев храм Богородицы был построен, по преданию, патрикием Евгением в своем дворце в эпоху имп. Феодосия I Великого (кон. IV в.; Janin. Églises et monastères. P. 178). Корректор рукописи Р Жития св. ап. Андрея, известного как «Laudatio» (BHG, N 100), исправил название квартала Армасия на Арматия, где был храм Богородицы, основанный магистром Арматием при имп. Зеноне (474-491) ( Janin. Églises et monastères. P. 157-158). Неизданная редакция апокрифических «Деяний Андрея и Матфия» (BHG, N 110d) содержит сведения о том, что ап. Андрей основал храм своего имени в Галате. В трактате средневизант. эпохи «Patria Constantinopoleos» указано сразу 3 места в К-поле, связанные с именем апостола: кроме вышеупомянутого квартала Арматия собор Св. Ирины, где апостол поставил собственноручно высеченный крест, и Неорион, район на юж. берегу Золотого Рога, между кварталами Арматия и Евгения (Patria CP. Т. 2. P. 179). Продолжатель Феофана (Leo V. 10) сообщает, что имп. Никифор I (802-811) во время охоты нашел алтарь с надписью: «Это алтарь восходящего архистратига Михаила, воздвиг же его апостол Андрей» - на месте буд. мон-ря Сатира ( Janin. Grands centres. P. 42-43); это предание может восходить ко 2-й редакции «Деяний Андрея и Матфия» (BHG, N 110b), где упоминается святилище Сатира, арх. Михаил и воздвижение алтаря. Об истории кафедры Византия после апостольской эпохи до нач. IV в. достоверных сведений крайне мало. В кон. II в. христиане в городе присутствовали, поскольку из Византия происходил еретик-динамист Феодот Кожевник, проповедовавший свое учение в Риме ( Hipp. Refut. VII 35; Theodoret. Haer. fab. II 5; см. в ст. Адопцианство ). Епископы Византия II - нач. IV в. упомянуты лишь в списках, к-рые были широко известны в К-поле в визант. эпоху. Наиболее ранний вариант списка епископов от св.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Блаженство достигается уже на земле с принятием спасительного знания и освобождением от греха путем аскезы, но лишь после смерти оно достигает полноты, когда душа воссоединяется со своим источником, пребывая в покое (νπαυσις) и созерцании Бога. Бог предстает в А. д. неведомым Богом, откровение о Котором несет ап. Андрей, и он становится источником открываемого ап. Андреем знания. Бог близок к уверовавшим в Него и заботится о них. Понятие «спасение во Христе» не встречается в А. д. Земная жизнь Христа, Его крестная смерть и Пришествие не являются предметом апостольской проповеди. Эпитеты Бога: «Господь», «Бог», «Иисус» (эти слова являются в тексте полными синонимами; выражение «Сын Божий» отсутствует вовсе), «Владыка», «Нерожденный», «Свет», «Жизнь», «Отец», «Брат», «Величие», «Наднебесный», «Милующий», «Милостивый», «Спасающий», «Лучший», «Прекрасный», «Справедливый», «Единый». В тексте А. д. можно проследить влияние гностицизма, платонизма, неопифагорейства и стоицизма; при этом Приёр не считает возможным отнести это произведение к к.-л. определенной философской или религ. среде. На многочисленных примерах он показывает, что древнейший текст деяний носил не гностическую, как предполагалось ранее (R. A. Lipsius и др.), а скорее энкратитскую окраску с возможным неоплатоническим влиянием (M. Hornschuh). Наряду с А. д. как на греч., так и на вост. почве возникли и др. апокрифические сказания о проповеди ап. Андрея, носящие по большей части фантастический оттенок. Самое широкое распространение в различных редакциях получили Андрея и Матфия деяния (связь их с А. д. остается предметом дискуссий, см. J.-M. Prieur, D. R. MacDonald), по содержанию их продолжают Петра и Андрея деяния (BHG, N 1489). Большинство др. апокрифических деяний А. (за исключением «Деяний Андрея и Варфоломея» - BHG, N 2056) сохранилось только на вост. языках (копт., араб., эфиоп.): Андрея и Филимона деяния , Павла и Андрея деяния , Мученичество Андрея у курдов (CANT, N 236). Ист.: CANT, N 225-236; Acta apostolorum apocrypha/Ed. R. A. Lipsius et M. Bonnet. Lipsiae; P., 1898. T. 2/1. P. 1-64; Acta Andreae/Ed. J.-M. Prieur. Turnhout, 1989. T. 1-2. (CCSA; 5-6); MacDonald D. R. The Acts of Andrew and The Acts of Andrew and Matthias in the City of Cannibals. Atlanta, 1990.

http://pravenc.ru/text/115354.html

Через 2 года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греч. философами. В последнем, 3-м, путешествии Андрей Первозванный со спутниками проходил через Эдессу, где оставил апостола Фаддея, в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там апостола Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с другим своим спутником, апостолом Симоном Кананитом. Через Зихию, где Андрей Первозванный едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители которого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и " упорствующий в язычестве " Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога, а оттуда через Халкидон (где был поставлен епископ Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы, Андрей Первозванный направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греческую часть жития с обращения апостолом Максимиллы, жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла, за что Андрей Первозванный был заключен в тюрьму и затем распят на кресте (здесь агиограф следует заключительной части " Деяний Андрея " , упоминая при этом и об эпизодах, не сохранившихся ни в одном из др. текстов). В Грузии начало христианской проповеди издавна связывалось с именем Андрея Первозванного: грузины (греческое: горсины) упоминаются в некоторых рукописях апостольского списка Псевдо-Епифания, сведения об иверах имеются у Епифания Монаха. Список Псевдо-Дорофея не позднее VIII в. был переведен на грузинский язык и включен в грузинский гомилетико-литургический сборник Кларджетский многоглав (IX в.), отражающий древнейшую (VI-VIII вв.) литургическую практику Грузинской Церкви. В конце X в. прп. Евфимием Святогорцем была переведена на грузинский язык " Похвала " ( " Хождение и проповеди святого Андрея Первозванного " ) Никиты Пафлагона; уже в X-XI вв.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

В нек-рых апокрифах встречается краткое упоминание о М. В одной из версий Евангелия от Фомы М. записывает слова Спасителя ( Doresse J. Il Vangelo secondo Tommaso. Mil., 1960. P. 29). В «Книге Воскресения от Варфоломея» М. подает Иисусу Христу на стол петуха, к-рому Тот дает символическое толкование (Écrits. 1997. Vol. 1. P. 307-308); впрочем, из дальнейшего текста (Ibid. P. 343) следует, что под именем М. понимается ап. Матфей. Проповедь и кончина ап. Матфия описываются в ряде связанных между собой апокрифических деяний, у истоков традиции которых стоят «Андрея и Матфия Деяния» (BHG, N 109), возникшие, вероятно, в сер. IV в. Согласно им, М. отправляется в полученный по жребию удел - город людоедов, где его арестовывают и заключают в тюрьму, чтобы через 30 дней зарезать. М. молится Христу, и Тот обещает послать ему на помощь ап. Андрея Первозванного . Спаситель является ап. Андрею и велит идти к М. Ап. Андрей сперва отказывается, но затем отправляется туда на чудесном корабле, к-рым управляет преобразившийся в кормчего Христос. Попав в город людоедов, ап. Андрей освобождает М. и узников и отправляет их в безопасное место на берегу моря. Деяния носили изначально символическо-полемический характер и не предполагали реальной локализации города людоедов, однако в их переделках и продолжениях он начинает обретать черты реальности. Согласно 2-й редакции актов (BHG, N 110b), этот город называется Мирмена (в др. версиях - Мерна), а попадает туда ап. Андрей из Амасии. В текст также добавлены поставление во епископа Платона и возвращение апостолов Андрея и М. в город людоедов для воскрешения утонувших, затем Андрей оставляет М. в Мирмене. В латинской традиции город людоедов называется Мирмидонией, а в восточной - Бейт-Кальбин (дом собак), что связано с представлением о том, что у людоедов на плечах собачьи головы. С VI в. город людоедов отождествляли с Синопой или Иссулименом на юж. берегу Чёрного м. ( Виноградов А. Ю. Судьба города людоедов на Христ. Востоке//ХВ. Н. с. 2013. Т. 6(12). С. 337-346).

http://pravenc.ru/text/2562696.html

Раннехристианская и византийская традиция Относительно дальнейшей жизни Андрея Первозванного уже в древности существовало 2 традиции. К середине II в. по Рождеству Христову восходят апокрифические " Андрея деяния " . Согласно их тексту, реконструируемому в первую очередь на основании " Книги о чудесах " Григория Турского, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Чёрного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Возможно, в основе этой традиции лежит связь Южного Причерноморья с апостолом Петром (1 Петр 1. 1): о совместной проповеди братьев упоминают позднейшие тексты. Посетив Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, Андрей Первозванный переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда - в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину - распятие на кресте. Начиная с IX в. кончину апостола принято датировать правлением императора Нерона (около 67 по Р. Х.). В более позднем апокрифическом сказании, " Андрея и Матфия деяниях " , действие происходит в некоем " городе людоедов " Мирне (Мирмене, Мирмидоне), отождествленном не позднее VI в. с Иссулименом или Синопой. Другие апокрифические тексты, связанные с этой традицией, переносят проповедь Андрея Первозванного в Северо-западную. Персию (греч. " Деяния Андрея и Варфоломея в городе парфян " , араб. " Мученичество Андрея у курдов " ). Другая традиция, восходящая по крайней мере к 1-й половине III в., отражена у Евсевия Кесарийского (Церк. ист. III 1), который, дословно цитируя 3-й том " Толкования на Бытие " Оригена, считает, что М. Азия, Понт и Вифиния были апостольским уделом апостола Петра, в то время как Андрей Первозванный отправился в Скифию. Эта традиция получила развитие в так называемых апостольских списках, восходящих к утраченным сир. текстам IV в. В ранних редакциях этих списков область проповеди Андрея Первозванного была распространена на все родственные скифам кочевые ираноязычные племена: саков, согдийцев, сарматов; позднее, в списке Псевдо-Епифания (VI-VII вв.), проповедь Андрея Первозванного в Скифии была соединена с описанным в " Деяниях Андрея " мученичеством апостола в Патрах; затем, в списке Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), сюда же был добавлен и материал " Деяний Андрея " о проповеди Андрея Первозванного в Понте; в том же списке нашло отражение и предание об основании Андрем Первозванным епископской кафедры в Аргирополе, пригороде Византии, со временем ставшее важным аргументом в полемике Константинополя и Рима по вопросу об иерархии Патриарших Престолов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

«Большие» апокрифические деяния в древности подверглись неск. обработкам. Уже с IV в. был известен особый сборник, составленный неким Левкием Харином, к-рый систематизировал разрозненные тексты апокрифических деяний и обработал их в гностическом или манихейском духе. С этим сборником был знаком Патриарх К-польский свт. Фотий (IX в.), краткие выдержки из него сохранились и в Деяниях VII Всел. Собора, осудившего этот сборник как еретический. В VI в. была составлена на лат. языке «История апостолов», приписанная Авдию, еп. Вавилонскому, где взятый за основу сборник Левкия очищен от еретических элементов. «Большие» апокрифические деяния послужили образцом и дали фактический материал для написания «малых», составленных на различных языках в более позднее время. В их числе с именем ап. Иоанна связаны «Деяния Иоанна» Прохора (VI в.), широко распространенные в визант. мире, сир. соч. «История Иоанна», лат. произведение «Добродетели и мученичество Иоанна». Апостолам Петру и Павлу посвящены лат. «Мученичество Петра и Павла» Псевдо-Лина, «Деяния Петра и Павла» Псевдо-Марцелла, «Мученичество Петра и Павла» Псевдо-Егезиппа, сир. «Учение Петра» и «История Петра», слав. «Житие Петра». С именем ап. Петра связаны и т. н. Псевдо-Климентины , приписываемые Клименту Римскому . В этом сочинении, дошедшем в лат. переводе Руфина , частично в сир. версии и частично по-гречески представлена обработка цикла рассказов о Петре, написанная в форме автобиографии автора сочинения. С ап. Андреем связана группа известных текстов, существующих на греч., лат., копт., эфиоп., сир., арм., груз. и слав. языках: «Андрея и Матфия деяния» , «Деяния Андрея и Варфоломея», «Петра и Андрея деяния» , «Павла и Андрея деяния» , «Андрея и Филимона деяния» . С именем ап. Варфоломея связаны копт. «Деяния Варфоломея», лат. и арм. «Мученичество Варфоломея», греч. «Деяния Варфоломея и Варнавы». С именем ап. Филиппа - «Деяния Филиппа» (греч., арм., груз., слав. тексты), сир. «История Филиппа», копт. «Деяния Филиппа и Петра». С именем Фаддея - «Деяния Фаддея» (греч. и копт. версии). Апокрифические деяния были положены в основу принятых Церковью преданий о жизни и деятельности всех апостолов . Христ. иконография заимствовала из этих деяний описания изображения и характерных черт апостолов.

http://pravenc.ru/text/75608.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010