—755— выпуска, где исследуются и группируются тексты только по отношению к Евангелию. Но поскольку они принадлежат источникам, общим всему Новому Завету, или же Евангелию и Деяниям, труд Содена мог бы дать автору научные директивы и для текстологии книги Деяний и помочь ему разбираться в главнейших вариантах. Тогда ему не пришлось бы делать таких бессодержательных и ничего не доказывающих замечаний, как напр. на стр. 225 о весьма важном в догматико-каноническом отношении варианте Деян.15:6 σν τ πλθει: «в кодексах фамилии D сказано: «апостолы и пресвитеры со множеством», или подобное же: 117 прим. 1, – ср. к Деян.4:24–25 стр. 232 сл. –5:32 стр. 260, –15:7 стр. 327, – Деян.2:27 стр. 107. –3:20 стр. 183 др., –3:25–26 стр. 194. Впрочем и независимо от Содена более близкое знакомство автора с новозаветной текстологией избавило бы его от таких аргументаций, как напр. на стр. 40–41, прим.: «замечательно, что для определения границ периода общественного служения Иисуса Христа берутся [в речи ап. Петра пред избранием Матфия,Деян.1:21–22 ] факты – крещение Иоанново и вознесение, – коими начинается и заканчивается Евангелие Марка (а не Луки). Это обстоятельство, а также и параллель с Деян.10:37–42 , может служить важным свидетельством в пользу принадлежности данного места именно Ап. Петру, а не Дееписателю Луке: Евангелие Марка, по преданию, написано под влиянием Ап. Петра». Но во 1-х, рядом свидетельств [код. писат. перев. и между прочим новооткрытого на Синае Сирского текста, более древнего сравнительно с Пешито] удостоверяется отсутствие Мк.16:9–20 , в древнейших текстах евангелия Марка. Во 2-х, в одной рукописи эти стихи считаются припиской [пресвитера] Арист(и)она [см. свидетельство Папия в цитате Евсевия, Цер. И. III. 39. 4]. В 3-х, указанные Ап. Петром пределы самоличного свидетельства о евангелии со стороны учеников Христовых не представляют ничего индивидуально-характерного, ибо никаких других пределов и не могло быть: до крещения Господь не имел ни одного последователя, ибо не был еще явлен миру как «Агнец Божий» ( Ин.1:29–51 ). Отсюда – «с нами», – а это мы только с крещения Иоаннова и могло на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Cp. Dobschütz, Probleme, S. 36–37, Knopf. Nachapost. Zeitalter, S. 18–20). 27 „Зачем он советуется с ними? Чтобы это дело не сделалось предметом спора, чтобы между ними не вышло распри. Ведь если это случилось с самими (апостолами), то тем скорее (могло случиться) с теми людьми. Этого он всегда избегает; потому и говорил в самом начале: мужие братие, нужно избрать из нас. Он представляет это на суд большинства, а чрез то и избираемых выставляет достаточными, и от себя отклоняет вражду со стороны других, так как подобные дела всегда порождают большое зло“ (св. Иоанн Злат, на Деяния Ап. 1:21). 28 „Не по собственному усмотрению они поступают, но сначала оправдывают себя пред народом. Так и теперь надлежало бы поступать... Смотри, они представляют дело на суд их, а сами предуказуют, чтобы это были (мужи) угодные всем и одобряемые всеми. Когда нужно было избрать Матфия, тогда говорили: подобает от сходившихся с нами мужей во всяко лето ( Деян.1:21 ); но здесь не так, потому что и дело было не таково. Поэтому они и не предоставляют избрания жребию, и сами не совершают его, хотя они, движимые Духом, и могли бы избрать; но настаивают на том более, что окажется по свидетельству народа. Определить число и рукоположить было их дело: но избрать мужей (достойных) они предоставляют всем, чтобы не навлечь на себя подозрения в лицеприятии... И в начале и в конце речи они оправдывают себя... Все одобрили сказанное: так оно было разумно... Отсюда видно, что они отделили избранных от народа, и сами привели их, а не апостолы“ (Иоанн Злат, на Деяния Ап. 6:3–5). 29 О πειτομς – обрезанные, то есть все иерусалимские христиане. Выражение выясняет мотив упрека, с которым верующие обратились к ап. Петру. Cp. Weiss, Die Apostelgeschichte S. 153. 30 В Деян.15:6 речь идет о собрании одних апостолов и пресвитеров (на основании одного кодекса Влас в тексте β вставляет σν τ πλϑει; но все остальные кодексы не имеют этого добавления), тогда как в стихах 12 и 22–23 предполагается присутствие и иерусалимской общины. Это видимое несогласие объясняют различием источников, бывших в руках редактора Деяний. Но гораздо естественнее думать, что в стихе 6 продолжается описание того же собрания, о котором было рассказано в стихах 4 и 5. На торжественном собрании апостолов, пресвитеров и всей церкви Павел и Варнава сообщили о результате своей миссии (ст. 4). Христиане из фарисесв потребовали, чтобы новообращенные язычники были обрезаны (ст. 5). Тогда в обсуждение вопроса вступили апостолы и пресвитеры (6 ст.).Но община, равно как Павел и Варнава, продолжала оставаться на этом собрании (12 ст.). Cp. Wendt, Apostelgeschichte, S. 259.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

119 Что касается названий βασιλιχς χατνταρχος, то последнее обозначает начальника над сотнею солдат (в данном случае – Ирода Антипы), а первое вообще должностное от царя лицо как гражданское так и военное. 120 Ев. Матфей говорит (4:13): и оставил (χαταλειπν) Назарет, пришед вселися (χατχησεν) в Капернаум. Кαταλετω не значит: миную, прохожу мимо, оно значит, что Христос оставил, покинул город, в котором до сих пор жил; это же очевидно из противоположения χατχησεν, которое говорит о постоянном поселении И. Христа в Капернауме (ср. Мф. 2:23 ). 121 По сказанию евв. Матфия и Марка И. Христос сотворил некоторые чудесные исцеления в Назарете, и об этом они говорят в заключение той же истории посещения И. Христом Своего отечества: у св. же Луки в заключении той же истории говорится, что назаретяне хотели убить И. Христа. Но ничто не препятствует мыслить эти чудеса Христа пред проповедью в Назарете, а не после нее; даже есть к тому основания: изумленные назаретяне говорят: «откуда у Него такая премудрость и силы?» Следовательно, И. Христос до проповеди в синагоге некоторое время пребывал в Назарете и в это время исцелял больных, хотя немногих, по неверию нуждающихся. При этом слова Господа к назаретянам: «конечно, вы скажете Мне…сделай и здесь, в своем отечестве то, что мы слышали, было в Капернауме, будут показывать, что назаретяне не были удовлетворены тем, что было среди них, считали это недостаточным для признания Иисуса за Мессию и желали, чтобы Он сотворил у них чудо, подобное заочному исцелению сына капернаумского царедворца (а может быть, и другим чудесам в Капернауме, о которых нет повествования в Евангелиях).» 122 По Луке, он предложен был фарисеями ученикам Господа, по Матфею – ученикам Иоанновыми и тоже ученикам Господа, по Марку же – учениками Иоанновыми и фарисейскими Самому Господу. Очевидно, что вопрос предлагали совместно и фарисеи и ученики Иоановы, как и говорит ев. Марк. Вероятно, они сначала обратились к ученикам Господа, а эти передали вопрос Самому Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Достойно глубокого внимания и учение Зома об избрании и рукоположении, как актах, которыми получают свои звания органы Церкви как первичной так и вторичной формации. По учению Зома эти акты, как и все в первенствующей Церкви, не имеют никакого юридического характера, но только духовный, таинственный». 1951 «Существовало, говорит он, избрание людьми, которое рассматривалось как избра- —328— ние Богом. Три рассказа дают нам понятие о подобном избрании: 1) рассказ об избрании Матфия на место 12-го Апостола; 2) избрание на Апостольство Павла и Варнавы и 3) об избрании на должность евангелиста Тимофея. 1952 Во всех трех рассказах мы встречаем, говорит Зом, два фактора: во 1-х свидетельство Божие, во 2-х – свидетельство собравшихся. Свидетельство Божие получается каждый раз посредством пророчества, т. е. про человека одаренного даром учительства; бросание жребия, решающего избрание Матфия составляет исключение. Со свидетельством Божиим связано свидетельство собравшихся, означающее (в только что установленном выше смысле) согласие со словами пророка, т. е. признание, что устами человека действительно говорил Бог. Таким образом избрание, заключенное в слове пророка и последующем согласии собрания есть избрание не людьми, а Богом. Акт избрания есть акт не правового, но духовного характера. Избранный избран не данным собранием, как облеченной какою-либо правовою властью корпорацией, но Св. Духом» (стр. 48 ср. стр. 108). Это энергичное указание на духовную или таинственную сторону в акте избрания должностных церковных лиц в устах поклонника Лютера выставляют Зома особенно симпатично как именно ученого аналитика свидетельств Св. Писания. Однако же нельзя не поставить ему на вид и некоторой недостаточности его обобщения. Он игнорирует в данном случае еще два рассказа Апост. Деяний об избрании в церковные должности: а) избрание и рукоположение 7-ми диаконов и б) избрание и рукоположение пресвитеров в Антиохийской Церкви. Два последние рассказа не упоминают о том, чтобы избранию и рукоположению предшествовало указание чрез пророка, как и в избрании и рукоположении Матфия. Выходит, что из пяти случаев порядка избрания три представляют исключения (на счет свидетельства Божия). Затем во всех 5-ти случаях инициатива и совершение главного акта – молитва и рукоположение принадлежит Апосто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  БОГОСЛОВИЕ Об избрании по жребию апостола Матфия Протоиерей Александр Шаргунов   Что означает избрание по жребию апостола Матфия, описанное в книге Деяний? То, что положено Самим Господом в основание апостольского служения в Церкви на все времена. Апостол Павел свидетельствует, что он избран «не человеками и не через человека» (Гал. 1, 1). Таким же было избрание всех апостолов. «Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел» (Мк. 3, 13). Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет. По человеческим меркам, люди, которых избрал Господь, мало подходили для столь ответственного служения. Двенадцать апостолов были самыми обыкновенными простыми людьми. Но Сердцеведец Господь избирает их. И точно также здесь. По человеческому - христианскому - рассуждению они, естественно, должны были быть из числа свидетелей воскресения и теми, кто во все дни следовал за Господом во время Его общественного служения. Но необходимо было также исполнить второе, не менее важное условие, чтобы стать апостолом - посланным Богом. Само собой разумеется, для этого надо быть избранным Богом. В этом смысл молитвы: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства» (Деян. 1, 24-25). Далее сказано: «и бросили о них жребий». Совсем неслучайно слово «жребий» звучит в двух значениях. Так всегда было в Ветхом Завете, идет ли речь о Святой Земле (Числ. 26, 55-56; 33, 54), о царе Израиля или о священническом служении (Ездр. 2, 63; Неем. 7, 65). В начале Евангелия от Луки Захария по жребию входит в храм Господень для каждения (Лк. 1, 9). После Пятидесятницы в первых христианских общинах служение распределялось также по жребию, который одновременно определял «эсхатологический жребий или вечный удел», дарованный Богом. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Божия Матерь, согласно преданию, принимает жребий служения в земле Иверской. Ничего удивительного в том, что человека, избранного Богом, зовут Матфий, т.е. «дар Божий».

http://moral.ru/elect.html

Есть мнение, будто они оба были из числа 70 Апостолов, но в числе 70 Апостолов они не упоминаются в церковной службе в честь их (см. январскую Минею, 7 января, служба 70 Апостолам). Ст. 24, 25. И помолившеся реша: Ты, Господи, Сердцеведче всех, покажи, егоже избрал еси от сею двою единаго, прияти жребий служения сего и апостольства, из негоже испаде Иуда ити в место свое. Оба избранные, казалось, имели одинаковое право на апостольское звание. Но нужен был один. Оба достойны; кто же более достоин, избиратели не знали. Они судили о том и другом по внешности; иначе судить и не могли даже Апостолы, доколе не сошел на них Дух Святой в день Пятидесятницы и не сообщил им дара духовнаго прозрения. Один Господь Сердцевидец, Судящий каждого по внутренним расположениям, ведает то, что людям, не просвещенным благодатию Св. Духа, неизвестно. И вот все избиратели, чрез посредство Петра, устами его, вознесли молитву к Господу Богу (Богу ли Отцу, или Господу Иисусу – неизвестно), и сказали: «Ты, Господи, Сердцеведче всех, покажи, егоже избрал еси от сею двою единаго». «Покажи»: предполагается, что Господь Сердцевидец знает, кому из двоих должно отдать предпочтение; избиратели молят Его только о том, чтобы Он явственно посредством жребия указал, «кому прияти жребий служения сего и апостольства» так, чтобы жребий, который выпадет одному из них, был именно жребием апостольского служения, – того служения, «из негоже испаде Иуда, ити в место свое». Место, которое занимал Иуда в среде Апостолов, перестало быть его местом, – он уготовал сам себе другое место, более свойственное ему, то есть геенну огненную, куда он сам себе проложил дорогу. Ст. 26. И даша жребия има, и паде жребий на Матфия, и причтен бысть ко единонадесяти Апостолом. Под жребиями разумеются две записки; на одной было написано имя Иосифа, на другой имя Матфия. Обе записки положены были в сосуд. Затем сосуд встряхнули и из него выпал первый жребий с именем Матфия, который и сопричислен был к лику одиннадцати Апостолов. Таким образом возстановилось полное число 12 Апостолов, согласно числу, назначенному Самим Господом Иисусом, Который избрал для нового Израиля, христианскаго рода, двенадцать Апостолов по числу колен ветхозаветного Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

но руководителем и вождем самих апостолов. Таким представляется он отцами и таким является на деле: после вознесения Иисуса Христа, в те дни, когда, став посреди учеников, сказал им, что надо в замен Иуды выбрать другого из их среды, чтобы вместе с ними быть свидетелем воскресения Господа; после сошествия Святого Духа, когда говорил и отвечал за всех и первый возвысил учительский голос церкви и, призывая к вниманию собственных слов, положил основание христианскому догмату вещанием, что Иисус Назорей, прибитый плотию к кресту, распятый и воскресший Бог; у притвора храма, с которого обратился с первой всенародной речью церкви, перед иудейским судилищем, где на допросе верующих один ответил в защиту всех; когда лично произнес над Ананием и Сапфирой первый приговор церковного суда и в поражении Симона волхва, когда произнес первое отлучение от церкви“ 85 . С этими доводами невозможно согласиться. Избыток пафоса в них слишком заметен. Кто читал книгу Деяний апостольских, того не введут в заблуждение преувеличенные суждения папистов, изображающих события под своим углом зрения. Тенденциозность пробивается здесь наружу сама собой. Петру принадлежит почин в деле избрания Матфия на место Иуды. Но что же из этого? Судя по всему, что известно об этом избрании из 1-й гл. книги Деяний, Петр действует не как глава апостолов, а как равный им, хотя и первый между ними. Он только предлагает, но не повелевает. Он только приглашает избрать достойного, но не требует признать избранного им. И избрание совершается. Не Петр поставляет, а общая молитва и жребий указывают достойнейшего. Все это противоречит теориям папистов очевиднейшим образом. Богословы Рима мыслят Петра источником благодатных даров для всей церкви. И апостолов они подчиняют юрисдикции Петра, утверждая, что свои полномочия они получили не прямо от Христа, а чрез посредство Петра. Избрание Матфия было первым случаем, на котором должны бы фактически и ясно проявиться такие приписываемые Петру папистами прерогативы. И однако все произошло совсем не так, как должно бы совершиться, если бы Петр действительно был тем, чем изображают его паписты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Подпишитесь на наш Телеграм О некоторых из ближайших апостолов Христа очень мало сведений в Евангелии. Но апостол Матфий среди них занимает «почетное» первое место: о нем в Евангелии нет ни слова, а упоминается он только один раз в Книге Деяний апостолов. Земляк Христа? В житии апостола сказано, что он происходил из колена Иудина, а родился в знатной семье в Вифлееме. В этом городе родились не только Матфий и Христос: до них Вифлеем стал местом появления на свет псалмопевца царя Давида. Как попал в число 12 апостолов? Одиннадцать апостолов, собравшихся для выбора преемника Иуды. Миниатюра из сирийского манускрипта «Евангелие Рабулы». 586 г. Об избрании апостола Матфия написано в Книге Деяний (см.: Деян 1:16–26). Апостол Петр как глава первохристианской общины говорит о необходимости избрать на место предателя Иуды другого проповедника Благой вести. Петр выдвигает при этом главный критерий, которому должен соответствовать избранник: нахождение рядом со Спасителем и Его учениками во время Его земной жизни, «начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян 1:21–22). Вероятно, Матфий входил в число 70 апостолов (см.: Лк 10:1). После совместной молитвы был брошен жребий о том, кто должен занять место Иуды Искариотского: Иосиф, которого называли Варсавою, или Матфий. Жребий пал на последнего. Был знаком с Симеоном Богоприимцем? Святитель Димитрий Ростовский в житии апостола повествует о том, что Матфий с детства изучал Священное Писание , а его учителем был святой Симеон Богоприимец. Он также пишет, что святым отцом апостол «был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих». Как умер? Однозначного ответа о том, какой смертью умер Матфий, нет. Но полагают, что произошло это в 63 году. Одни источники говорят о том, что он был осужден синедрионом на смертную казнь и побит камнями за проповедь христианства. Другие – о том, что он был распят на кресте. А некоторые апокрифы свидетельствуют, что Матфий умер мирно своей смертью. Части его мощей покоятся в двух местах: в римской церкви Санта-Мария-Маджоре и в Трирском соборе в Германии. Покровитель мясников? Действительно, в Западной Церкви, где память апостола Матфия совершается 14 мая, его считают покровителем мясников. А еще и покровителем строительного дела, столяров, кузнецов, портных, плотников и кондитеров. Вероятно, такое «признание» пришло к апостолу в немецком городе Трире, но сложно сказать, с чем именно связана эта атрибуция. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/tainstve...

Этой же мыслью Зом пользуется для примирения своего утверждения, что в пресвитеры специально стали избираться и посвящаться только с половины 2-го столетия со свидетельствами Деяний Апост. 20, 17–28; 14, 23 (стр. 166–168). Но, к сожалению, эта мысль плохо вяжется с общей идеей Зома, что епископская должность возникла в качестве заменяющей пророков и учителей. Ибо «посвященных пресвитеров», по терминологии Зома, т. е. епископов и пресвитеров мы встречаем по книге Деяний Апостольских действующими одновременно с пророками, учителями и апостолами. С другой стороны, «для замещения временно отсутствующего» пророка или учителя зачем нужно было посвящать несколько пресвитеров в епископы? Достаточно было бы и одного. Достойно глубокого внимания и учение Зома об избрании и рукоположении, как актах, которыми получают свои звания органы Церкви, как первичной, так и вторичной формации. По учению Зома, эти акты, как и все в первенствующей Церкви, не имеют никакого юридического характера, но только духовный, таинственный 8 . «Существовало, – говорит он, – избрание людьми, которое рассматривалось, как избрание Богом. Три рассказа дают нам понятие о подобном избрании: 1) рассказ об избрании Матфия на место 12-го Апостола; 2) избрание на Апостольство Павла и Варнавы и 3) об избрании на должность евангелиста Тимофея 9 . Во всех трех рассказах мы встречаем, говорит Зом, два фактора: во 1-х, свидетельство Божие, во 2-х, свидетельство собравшихся. Свидетельство Божие получается каждый раз посредством пророчества, т. е. про человека, одаренного даром учительства; бросание жребия, решающего избрание Матфия, составляет исключение. Со свидетельством Божиим связано свидетельство собравшихся, означающее (в только что установленном выше смысле) согласие со словами пророка, т. е. признание, что устами человека действительно говорил Бог . Таким образом, избрание, заключенное в слове пророка и последующем согласии собрания, есть избрание не людьми, а Богом. Акт избрания есть акт не правового, но духовного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Вопрос: Как следует из Святого Письма, для восполнения полноты ближайших Апостолов Господних после отпадения Иуды был брошен жребий. По жребию в число двенадцати Апостолов был включен святой Апостол Матфий. Святой же Первоверховный Апостол Павел стал Апостолом после Святого Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, получается, что ближайших Учеников Христовых 13? И второй вопрос: кого из Святых Апостолов тогда традиционно не изображают в храмах на иконостасах (либо фресках) с сидящим на Престоле Иисусом Христом с предстоящими Девой Марией, Святым Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном и Двенадцатью Апостолами: Святого Апостола Матфия или Святого Первоверховного Апостола Павла (в храме, где я видел это изображение, не смог прочитать надписи). Прошу прощения и Вашего благословения. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Вместо отпавшего Иуды по жребию был избран в число двенадцать апостолов ученик Христов Матфий (Деян.1:15-26). Это произошло между Вознесением Господа и праздником Пятидесятницы. Именно Матфий входит в Собор двенадцати апостолов, память которых празднуется 30 июня/13 июля. На иконах или фресках, посвященных Собору двенадцати апостолов, изображается св.Матфий. Св. Павел в число двенадцати не входит. Он стал учеником Иисуса Христа в 35 – 37 годы. Время обращения в христианство первоверховного апостола устанавливается на основании Послания к галатам: «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита» (2:1). Исследователи считают, что Павел имеет здесь ввиду поездку на Апостольский собор в Иерусалим. В этом убеждает совпадение отдельных моментов описания путешествия с 14 главой книги Деяний святых Апостолов. Собор проходил в 49 – 51 годы. Следовательно, Павел начал свое апостольское служение несколько лет спустя после избрания Матфия. Назвать св. Павла 13-м апостолом нельзя, потому что до его чудесного призвания Господь наш Иисус Христос избрал, кроме двенадцати, еще семьдесят апостолов (Лк.10:1). Павел не входит в число ни 12-ти, ни 70-ти, а занимает особое место среди благовестников святого Евангелия как «избранный сосуд» (Деян.9:15). 2 декабря 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6482.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010