Смерть Ария, действительно, была удввительна и вызвала у всех разнообразные толки. Историки V-ro века, Сократ и Созомен, рассказывают о нем уже с большими прикрасами, фактическую же сторону дела передает Афанасий. Назначен был день, когда Арий должен был вступить в торжественное общение с церковью. Александр константинопольский противился, но сообщники Евсевия заявили, что они сами примут его в общение. Однако, Арий на пути в храм почувствовал необходимость зайти «в нечистое место» для удовлетворения нужды, и здесь неожиданно упал и умер (Epist. ad Serap., Migne, gr. е., t. 25, c. 687 sqq.). Разумеется, никейцы видели в этом наказание Божие, сторонники же Ария утверждали, что православные дали отраву, от которой он и погиб (Soz., Н. Е., II, 29). Но важно следующее: в сирском месяцеслове, изданном Egli. под 6-м июня значится: «в Александрии Арий пресвитер». Давно высказывались, правда, нерешительные подозрения, что здесь разумеется именно Арий, основатель арианского учения. В качестве несомненного факта это установил покойный преосвященный Сергий владимирский в его полном месяцеслове Востока (т. 1; восточная агиология, Владимир, 1901, стр. 84. 85). Арий скончался в 336 году и по известии Афанасия (ibid.) с субботы на воскресенье, но в этом году 6-ое июня падало именно на bockpecehie. В том же месяцеслове за 30 ое мая значится: память Евсевия историографа, епископа палестинского. Но этого мало. Современныя исследования по агиологии показывают, что целый ряд других арианских деятелей, как и вообще противников никейского собора, воспринят был в древне-церковные каталоги святых. Таковы: 1) Агапит синадский, соеретик Филосторгия, о котором, по реферату Фотия, этот арианский историк разсказывает много чудесного (см. Philost., H. Е., II, 8); 2) Авксенций мопсуетский, друг Аэция (Philost. H. Е., V, 2); 3) Артемий, известный эпарх (dux) Египта, преследовавший епископов, монахов, девственниц и никейцев после изгнания Афанасия в 356 году (Ammonii epist. Acta sanct. Maji 14, s. 70) и по распоряжению Констанция разыскивавший Афанасия у тавеннисейских аскетов (ibid. s. 48); по свидетельству Марцеллина (XXIII, 2; ср. XVII, 2), он обезглавлен был по приказанию Юлиана за самовластие и преступления, допущенные им при прохождении должности в Египте. Но уже во времена Феодорита (H. Е. III, 14) существовала легенда, что Артемий был казнен за разрушение идолов в Египте. Из противников никейского вероопределения, внесенных в церковные календари, должно отметить Марка арееусского и Парфения лампсакского (Ср. Grres. Arianer in rm. Martyrologium, Zeitschr. f. wise. Theol. 1887, 220–251; Batiffol, Etude d " hagiographie ariennë Parténius de Lampsaque. Rom. Qu. – Sehr. 1892, 35–51). Само собой понятно, что Лукиан антиохийский, принятый в каталоге общецерковных святых, на всем протяжении IV века считался специальным мучеником и авторитетом всех противников никейского символа.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Так мы увидим ниже, что послы лампсакского собора, пожелавшие войти в общение с папой Либерием, были приняты им лишь под условием исповедания никейского символа; о Духе же Св. не заходило и речи. Точно также и Василий Великий уже в 375 году формулирует постановление александрийского собора в таком виде: «если кто захочет обратиться из арианской ереси, исповедуя веру, изложенную в Никее, такового принимать без всякого о нем сомнения», ссылаясь притом на письмо самого Афанасия 1352 . Тем менее авторитета могла иметь в восточных областях положительная часть александрийского постановления. Вопрос о Духе, как и вопрос о Сыне должен был еще стать предметом общецерковного обсуждения прежде, чем придти к окончательному решению. Рассматриваемый в общем александрийский собор 362 г. должен быть отнесен к числу крупнейших фактов догматической истории IV-ro века. Своим восстановлением авторитета никейского собора и провозглашением его символа неизменным образцом веры он оживил начавшую было тускнеть память о никейском деле и заставил многих глубже вдуматься в него. А своим истинно христианским отношением к приходящим из ереси и особенно официальным признанием трех ипостасей он устранил важнейшее теоретическое препятствие к примирению, открыв свободную дверь для всех желающих возвратиться под знамя 318 – ти отцов. Догматический вопрос он упростил до последней степени: он свел его к двум пунктам-к признанию никейского символа (т.-е. Божества Сына) и к отрицанию тварности Духа, облегчивши и отчасти преднаметив дальнейший ход богословской мысли. К несчастию, первая же попытка собора применить эти прекрасные правила к делу окончилась полной неудачей и повлекла за собой неисчислимые последствия, сказавшиеся на всем протяжении второй половины IV века. То был «антиохийский вопрос», волновавший собой весь Восток. 3 . Мы должны возвратиться несколько назад. 27 января 360 г. 1353 , известный нам Евдоксий, епископ антиохийский, с кружком омиев во главе с Акакием, распоряжавшимся тогда судьбами восточных церквей, был приглашен в Константинополь и торжественно интронизирован на столичной кафедре, освободившейся после низложения Македония.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

27 Письмо Юлиана к Аэцию было следующее: Caeteris omnibus, qui a Constantio vita defuncto cjecti patria fuerunt, propter amentiam Galitaeorum, exilium condonavi. To autem non solum ca poeno libera, verum etiam memor pristinae consvetudinis atque amitiliae nostrae, horter, ot ad nos venias. Uteris antem veniculo publico usque ad nostrum cohortem et uno parhippo. Epist. 31. 28 Афанасий скрывался от 356 до 362 года. 29 Этого Марка аретузского не должно смешивать с другим Марком, который от самых времен Константина держался стороны ариан и умер до сардского Собора. 30 Память этого мученика Василия греческая Церковь совершает 22 Марта. 31 О мученике Евпсихие упоминает Григорий Назианзен в 26 письме к Василию великому, и Василий в письме 291. Память его чествуется 9 Апреля. 32 Этот Собор открыт был в 362 году. Cave. Hist. vol. II. p. 120. 33 Указ Юлиана об изгнании Афанасия находится между письмами Юлиана под 26. 34 Это послание Юлиана находится под его письмами под 52, где приводится и текст прошения епископа Тита. 35 Об этом обыкновении древних Христиан призывать имя Христово и осенять себя знамением креста пред принятием вина говорит Григорий Назианзен в первом слове против Юлиана. 36 Юлиан повелел изображать на своих монетах лежащего навзничь быка в знак своей преданности язычеству, по требованию которого богам приносимы были в жертву особенно быки. 37 Палладий, описывая жизнь Иоанна Златоуста, говорит, что в Гермополисе была Церковь от самого пришествия Христова, — с того времени, когда Христос привезен был в Египет Иосифом. 38 Эти слова Ливания находятся в похвальной речи его Юлиану. Lib. Opp. Tom. II, p. 323. 39 Нетрудно заметить, что составитель оглавлений ошибочно понял содержание 10 главы. В ней говорится, что посольство к Валентиниану отправляли не исповедники единосущия, а Македониане. 40 Эти послы отправлены не от лампсакского собора, который состоял из одних православных епископов, а от македониан. Они принесли с собою только исповедание того Собора и представили его Ливерию, как исповедание собственное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2839...

В особом письменном заявлении они от имени отцев Лампсакского собора (также Смирнского и др.) засвидетельствовали, что они принимают Никейский символ. Папа дал тогда через них общительную грамоту единомышленным с ними епископам. Такие же грамоты получили они еще от собора западных епископов в Сицилии, от итальянских, африканских и галльских епископов. По возвращении их собор в Тианах, на котором присутствовали некоторые уже и раньше вместе с Мелетием принявшие Никейский символ, выразил радость ввиду этого общения с западными и приглашал всех асийских епископов присоединиться к этому общению — для окончательного решения дела собраться в Тарсе. На соборе в Кесарии, однако, 34 епископа заявили о нежелании принять термин ομοοσιος и подтвердили символ Лукиана. Собор же в Тарсе между тем не мог состояться вследствие мер, принятых по наущению Евдоксия Валентом (Socr. Η. Ε. IV, 12; Soz. Η. Ε. VI, 12). По миновении опасности со стороны Валента и те македониане, которые приняли было упомянутый термин, формально отказались от него на соборе в Антиохии Карийской в 378 г. С 70–х гг. начинаются сношения православных «новоникейцев» с Западной церковью, именно когда вождем православных стал св. Василий Великий. Голос с Запада должен был иметь важное значение в вопросе об уничтожении антиохийской схизмы, обострявшей отношения вообще между новоникейцами–мелетианами и староникейцами; мог Запад воздействовать и на светскую власть на Востоке через заявление о своей солидарности в вере с преследуемыми новоникейцами. Это и заставляло Василия обращать взоры на Рим. Он желал было при этом воспользоваться посредничеством Афанасия. Но Афанасий, вполне одобрив план Василия относительно обращения на Запад, счел, по–видимому, теперь неудобным брать на себя инициативу в деле Мелетия, который, кажется, довольно холодно отнесся к нему, когда Афанасий был в Антиохии в 364 г. Василию Великому, таким образом, одному пришлось вести дело. Папой тогда был Дамас, незадолго перед тем созвавший собор в Риме по делу Авксентия Медиоланского (369 г.) для осуждения арианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

227 Григорий Назианзен 328—390 — один из крупнейших отцов церкви IV в., теолог, полемист, ближайший соратник Василия Великого. 228 Имеется в виду назначение Галла цезарем в 354 г. 229 В греческой мифологии Аттис — бог фригийского происхождения, учредивший священные празднества оргии . 230 Амфиктионяне — представители двенадцати греческих городов, входивших в религиозно-политический союз дельфийскую Амфиктионию. Это название происходит от Амфиктиона, греческого героя, которому приписывалось основание этого союза. 231 Пифия — пророчица в Дельфийском святилище. 232 Минерва — римская богиня ремесел и искусств. Тритогенийская рожденная морем — прозвище Афины, с которой Минерву часто отождествляли. 233 Адриан, римский император в 117—138 гг., был влюблен в своего раба-грека Антиноя, которого после его трагической гибели он приказал официально провозгласить богом. 234 Речь идет о «Походе Александра» римского писателя Арриана ок. 90-ок.175 . 235 Прибыв в Антиохию, Иовиан издал декрет о религиозной терпимости и о возвращении христианской церкви всех отнятых у нее Юлианом привилегий. 236 Имеются в виду языческие философы. Ср. III.1. 237 То есть против аномеев. 238 Помпеополь — город в Пафлагонии, Зела — город в провинции Еленопонт северное побережье Малой Азии , Комана Химана — город к востоку от Зелы, Клавдиополь — город в Вифинии, Костовал — город в Киликии. 239 Иовиан выехал из Антиохии в середине октября 363 г. 240 В Анкире 1 января 364 г. 241 Валентиан I правил Западом в 364—375 гг. 242 Валент II правил Востоком в 364—378 гг. 243 Запад в то время подвергся аламанскому вторжению. 244 Оронт — река в Сирии, на которой расположена Антиохия Великая. 245 Восстание Прокопия, родственника Юлиана, продолжалось восемь месяцев с 27 сентября 365 г. по 27 мая 366 г . и охватило, кроме Константинополя, Вифинию и Фракию. 246 Речь идет о знаменитом землетрясении 21 июля 365 г. 247 На Лампсакском соборе 365 г. умеренные ариане македониане , принимавшие Никейский символ без понятия «единосущие» так называемая «вера антиохийская» , одержали верх над более радикальными течениями арианства акакианами и аномеями . После закрытия собора сторонник радикального арианства Валент II подверг его участников преследованиям Coзoмeh.VI.7 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Уникальные сведения о святынях и храмах И. Ф. содержатся в Житиях прп. Парфения, еп. Лампсакского (IV в.), и прп. Елисаветы, чудотворицы (V в.), происходившей из дер. Фракокрина (Авидины) близ И. Ф. (см. подробнее в разделе «Христианские памятники»). Из Жития прп. Елисаветы явствует, что из мощей мц. Гликерии в И. Ф. осталась только ее честная глава ( Halkin. 1973. P. 253-254; с VIII в. появляются известия о местонахождении тела этой святой на о-ве Лемнос). В 475 г. в И. Ф. имп. Василиск (475-476) начал восстание против имп. Зинона. В 515 г. имп. Анастасий I собирался созвать в И. Ф. Собор с участием папы Римского свт. Гормизда , к-рый соглашался прибыть на Собор при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов. Однако позднее Анастасий отказался от намерения проводить Собор. В 518 г., после смерти Анастасия, был созван Собор в К-поле под председательством митр. Феофила Ираклийского, на к-ром был отменен «Энотикон» и анафематствован Севир Антиохийский. В VI в. растущее давление различных племен варваров на Балканы привело к постепенному упадку городской жизни в И. Ф. и к падению ее значения как церковной кафедры. Историк Прокопий Кесарийский отмечал, что во времена имп. Юстиниана I (527-565) И. Ф. стала «почти необитаемой». «То же самое сделало время и с находящимся там дворцом, бывшим в высшей степени замечательным». Император соорудил новый водопровод и отстроил город ( Procop. De aedificiis. IV 9. 14-16). В 591 г. в И. Ф. прибыл имп. Маврикий, по приказу к-рого был восстановлен храм с гробницей мц. Гликерии, разрушенный в предшествующие годы во время нападения аваров. В 610 г. гробницу святой посетил имп. Ираклий. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Ираклийская митрополия устойчиво занимает 3-е место после Кесарии Каппадокийской и Эфеса. Исключение представляют Тактикон имп. Льва III Исавра, в к-ром Ираклийская митрополия занимает 4-е место, уступив Кипрской архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae.

http://pravenc.ru/text/673873.html

А кто говорит, что было время, когда Его не было, что прежде рождения Его не было, что он произошел из не-сущего, либо из другой ипостаси или сущности, что Сын Божий подвержен изменению или превращению, тех католическая и апостольская Церковь анафематствует. Я, Евстафий, епископ города Севасты 260 , и Феофил, и Сильван, послы Собора лампсакского, смирнского и иных, исповедание это написали собственноручно и по собственному согласию. А кто после изложенной нами веры захочет взнести на нас или на пославших нас какое-либо обвинение, тот пусть придет с посланием от твоей святости к епископам, каких одобрит твоя святость, и при них рассудит с нами, и – если откроется какая вина – виновный да будет осужден». Обнадеженный этим свитком, Либерий принял послов в общение и отпустил их со следующим посланием: Послание римского епископа Либерия к епископам македонийским. «Возлюбленным братиям и сослужителям Эвифию, Кириллу, Иперехию, Уранию, Ирону, Элпидию, Максиму, Евсевию, Евкарпию, Эортасию, Неону, Эвмадию, Фавстину, Проклину, Пасинику, Арсению, Севиру, Дидимиону, Вреттанию, Калликрату, Далмацию, Эдесию, Евстохию, Амвросию, Гелонию, Пардамию, Македонию, Павлу, Маркеллу, Ираклию, Александру, Адолию, Маркиану, Сфенелу, Иоанну, Макеру, Харисию, Сильвану, Фотину, Антонию, Анифу, Кельсу, Эверранору, Мильсию, Патрикию, Севериану, Евсевию, Евмолпию, Афанасию, Диофанту, Минодору, Диоклу, Хрисампелу, Неону, Евгению, Евстафию, Калликрату, Арсению, Евгению, Мартирию, Иеракию, Леонтию, Филагрию, Люцию и всем на востоке православным епископам – епископ Италии Либерий и епископы западные желают всегдашнего здравия. Ваше послание, светильники веры, возлюбленные братья, полученное нами от честнейших братий, епископов Евстафия, Сильвана и Феофила, принесло нам вожделенную радость мира и единомыслия – тем более, что в нем утверждено и доказано согласие и сходство нашего мнения и ваших мыслей с нашей милостью и со всеми италийскими и западными епископами. Католической и апостольской верой признаем мы ту, которая от времен бывшего в Никее Собора доныне соблюдается чистой и непоколебимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Течение македониан (духоборцев) является полуарианским. Его представители отвергают и никейский и никео-константинопольский (Константинопольский собор 360 г.) символы веры . Согласно их учению, Сын не является творением, и он не единосущен Отцу, а подобен ему по ипостаси. Дух же Святой подчиняется Сыну и является творением. Уже в 362 г. духоборцы во главе с Македонием выступают против ариан. В 364 г., в начале царствования Валентиниана I, представители македониан явились к императору и просили о дозволении созвать собор. Валентиниан старался не вмешиваться в церковные дела и заявил, что догматические вопросы – дело не его, а их, епископов. Тогда они собрались на собор в Лампсаке, продолжавшийся два месяца. На этом соборе было принято следующее постановление: все решения Константинопольского собора 360 г. считать недействительными; исповедовать Сына подобным Отцу по существу. Между тем Валентиниан отбыл на запад, и Восточным августом остался Валент, ставший на сторону господствующей партии ариан-омиев. Поэтому когда послы Лампсакского собора представились Валенту со своими решениями, он просто предложил им вступить в общение с Евдоксием Константинопольским (т.е. присоединиться к омиям). А когда македониане не согласились, то он отправил их в ссылку. Это заставило македониан искать поддержку на западе и вступить в общение с папой Либерием. А так как они понимали, что для переговоров с Римом необходимо признание никейского символа веры , они решились его подписать и с этим документом отправили делегатов к Либерию, которые и возвратились с общительной грамотой от него. Духоборцев пригласили на II Вселенский собор в Константинополь в 381 г. Их явилось 36 епископов во главе с Элевсием Кизикским. Им напомнили депутацию к Либерию и предлагали принять никейский символ веры. Но македониане наотрез отказались и сказали, что скорее пойдут в чистое арианство. Их отпустили из Константинополя и постановили считать македонианскую доктрину ересью. Однако македонианская секта существовала и в течение V века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более трудным для него был тот кризис, который завершился, в начале 360 года, осуждением термина μοιοσιος и низложением всех его сторонников. Подобно другим руководителям омиусианской партии, и Евстафию пришлось в последнюю минуту покориться и дать свою подпись под риминийской формулой; не смотря на эту жертву он, как и его сотоварищи, был низложен по другим причинам. Вместе с ним пали Софроний, епископ помпейпольский, в Пафлагонии, и Елпидий, епископ саталский, в Малой Армении; последний, как и митрополит севастийский, оказался виновным в пренебрежительном отношении к приговорам мелитинского собора. Евстафий был изгнан в Дарданию. Юный Василий, который сопровождал его в Константинополь, вернулся к себе на родину и имел огорчение узнать, что Дианий, епископ кесарийский, которого он любил и почитал, подписался, как и другие, под риминийским исповеданием. Огорченный этой слабостью своего епископа, Василий удалился в свою понтийскую пустыню, откуда вернулся в Кесарию только за тем, чтобы присутствовать при последних минутах престарелого Диания, который заявил ему, что несмотря на свои подписи он внутренне остается преданным никейской вере. Шел 362 год; царствовал Юлиан; даже если бы Дианий был и не при смерти, он мог бы без страха объявить себя омоусианином. Он скончался, оплакиваемый своим учеником, и на его место, после шумных споров, был в конце концов избран один из родовитых граждан Кесарии по имени Евсевий, человек, заслуживавший уважения по своей жизни и благочестию, но еще находившийся в числе оглашенных и мало осведомленный в церковных делах. Василий был еще чтецом. Евсевий возвел его в пресвитерский сан ко всеобщей радости, особенно монахов и их сторонников. Трудно было, чтобы столь выдающийся пресвитер не возбудил к себе зависти; удалось поссорить его с епископом. Монашеская партия уже встала было на защиту Василия, но последний принял мудрое решение покинуть Кесарию и удалиться еще раз в излюбленное им понтийское уединение. Однако наступали опять трудные времена. Всюду возвещен был эдикт Валента, направленный против епископов, занявших свои кафедры вопреки их низложению в царствование Констанция. Этот эдикт касался Евстафия, а не Евсевия. Но император и его окружающие, как епископы, так и миряне, открыто агитировали в пользу риминийского исповедания. В Кесарии было возвещено, что Валент приедет сюда по пути в Антиохию. Епископ вызвал Василия, который с помощью своего друга Григория оказал ему энергичное содействие в этот тревожный момент. Гроза миновала, спокойствие не нарушилось. Василий тогда был вовлечен в переговоры Евстафия с Западом. Они вместе отправились к епископу тарсскому Сильвану, чтобы уговориться с ним насчет Лампсакского собора. Евстафий хотел даже взять его с собой на этот собор, но Василий остался в Кесарии; когда же Евстафий и Сильван вернулись из Рима, он сопутствовал своему епископу на Тианский собор, где были предъявлены письма папы Либерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

623 Об освещении столицы на эти арендные доходы см. Cod. Just., VIII, 12, 19. Этот же доход упоминает Вениамин Тудельский 600 лет спустя (ст. 505). 636 Synax. Eccl. C -pol., 232. К числу лавок, разбросанных по всему Константинополю, следует отнести, прежде всего, те хлебопекарни, которые имелись в каждой из 14 частей города (их перечисление см. Banduri, Imper. Orient., I, 426:20 публичных и 120 частных), и те мелочные лавочки, торговавшие мясом, рыбой, мукой, сыром, мёдом, маслом, посудой, нитками и т. п., которые разрешает открывать разносчикам Устав Эпарха, 47 и 48 стр. 729 О грабежах и насилиях во время землетрясений, кроме указанного места Агафия, см. ещё Малала, 420–421 (описание антиохийского землетрясения). 734 См., например, замечательное описание народных празднеств и уличных представлений по поводу свадьбы Маврикия (Феофилакт Симокатта I, 10); описание триумфа Алексея Комнина, увековеченного народом в куплетах (Alexias, VIII, 6); новеллу Юстиниана (105) о празднествах, которые должен давать народу новый консул. 735 Безумная страсть к-польского населения к ипподрому, о которой много и интересно говорит Прокопий (Anecd., 144. De Bello Persico, passim.) отмечена также чудесами муч. Космы и Дамиана, рассказывающими, что понадобилось особое вмешательство угодников, чтобы избавить одного жителя столицы от чрезмерного пристрастия к ипподрому (стр. 122–126). 739 Таковы: статья Gehrig, Dat Zuuttwesen K-pels im X jahrh. («Hildebrands Iahrbücher», 1909) и монография Stöckle о позднеримских и византийских цехах (1911 г.). 740 К тому, что известно нам о столице, следует прибавить известия о трактирщиках в Эмесе (житие Симеона Юродивого, 1709) Анастасиуполе (житие Феодора Сикеота, 440) и Александры (житие Иоанна Мил., 6 и 33). 741 Сообщение хроники Малалы, что на антиохийских συστματα лежала литургия (обязанность? Корр.) восстановления общественных зданий (стр. 246) даёт право на такой взгляд. 746 Livre du préf., 60; житие Иоанникия В., 407 и 410; Парфения Лампсакского, 1352; Иоанна Молчальника, 15; Даниила Столп., 146, 150, 161; Германа Козинит.,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010