VI 48 Гегесий, хранитель завещания Феофраста V 57 Гегесилай, стратег в сражении при Мантичее II 54 Гегесий Пергамский, схоларх Новой академии, преемник Евандра, предшественник и учитель Карнеада IV 60 Гегесистрат, отец Демокрита IX 34 Гегий Афинский, один из душеприказчиков Платона III 43 Гедея, гетера, подруга Эпикура и Менодора Лампсакского X 7 Гекатей Абдерский, историк и философ-скептик, сопровождал Александра Великого, затем жил при дворе Птолемея I, написал историю северных стран, сочинение о Египте, ему же приписывается книга о Библии IX 69; см. Ук. ист. Гекатей Милетский, логограф кон. VI в., сочетавший в своих сочинениях географический, этнографический, исторический и мифологический интересы IX 1 Гекатон, стоик, ученик Панэтия, представитель средней Стои, писал главным образом об этике. См. Ук. ист. Гела, мать врача Павсания VIII 61 Гемон Хиосский, лицо неустановленное IV 34 Гераклид Лемб (перв. пол. II в.), жил при Птолемее VI, участвовал в политических посольствах, занимался историей литературы в традициях перипатетиков V 94; ср. Ук. ист. Гераклид Понтийский V 86–94; I 107; III 43; V 86, 90, 91, 93; VII 166; соим. V 94; ср. Ук. ист. Гераклид Понтийский, учитель грамматики в Риме при Клавдии и Нероне, ученик Дидима Халкентера, автор ученых стихов и комментариев V 93 Гераклид Тарсийский, стоик, ученик Антипатра Тарсийского, предшественник Панэтия. См. Ук. ист. Гераклид Эносский, ученик Платона, убил в 359 г. царя фракийских одрисов Котиса I вместе с братом Пифоном, за что получил золотой венок и афинское гражданство III 46 Гераклид, друг Ликона, возможно, скульптор V 71 Гераклид, скептик Пирроновой школы перв. пол. I в., учитель Энесидема IX 116 Гераклий, друг Ликона, упомянут в его завещании V 70 Гераклит ЭфecckuйIX 1–17; II 22; III 5, 8; VIII 91; IX 24, 28; X 8; соим. IX 17; ср. Ук. ист. Гераконт, считается отцом Гераклита IX 1 Гермарх, ученик, друг, наследник и преемник Эпикура в руководстве его школой, адресат писем учителя X 13, 15, 17–21, 24, 25; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Продик (втор. пол. V в.), знаменитый софист с Кеоса. Ксенофонт приводит его притчу о Геракле, Добродетели и Наслаждении IX 50 Проксен, фиванец, ученик Горгия, затем приближенный Кира Младшего, уговорил Ксенофонта принять участие в походе Кира II 49 Проксен, друг врача Никомаха и после его смерти опекун детей Аристотеля, отец Никанора, которого Аристотель называет своим приемным сыном V 15 Протагор IX 50–56; III 37, 52; IX 42; X 8; соим. X 56; ср. Ук. ист. Птолемей I Сотер, сын Лага и Арсинои, основатель династии Птолемеев, царствовал в 305– 283 гг. II 102, 111, 115, 140; V 37, 78, 79 Птолемей II Филадельф, сын Птолемея I и Береники I, царствовал в 283–247 гг. V 58, 79, 83; VII 24, 185, 186; IX 110 Птолемей IV Филопатор, сын Птолемея III Евергета и Береники II, царствовал в 221–204 гг. VII 177 Птолемей Киренский (ок. 100), ученик Евбула Александрийского, принадлежал, видимо, как врач, к эмпирикам IX 115, 116 Птолемеи-эпикурейцы, Белый и Черный X 25 Родобат, или Оронтобат, отец скульптора Митридата III 25 Ройк, отец литейщика Феодора Самосского II 103 Сабин, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Салар, приенский поноситель мудреца Бианта II 46 Санда, мать эпикурейца Метродора Лампсакского X 22 Сарапион, отец Гераклида Лемба VIII 7, 44, 58 Сатир (кон. III и нач. II в.), перипатетик, грамматик, автор жизнеописаний знаменитых людей в форме диалогов. См. Ук. ист. Сатурнин, врач II в. н. э., ученик Секста Эмпирика IX 116 Севф II, царь одрисов во Фракии (ум. 383 г.), вел переговоры с Ксенофонтом о возвращении 10 000 греческих наемников II 51 Секст Эмпирик (II в. н. э.), философ-скептик и врач-эмпирик, учил в Афинах и Александрии IX 116, ср. Ук. ист. Селевк I Никатор (ок. 356–281), полководец Александра Великого, основатель монархии Селевкидов II 124 Селевк Александрийский (ок. 100), грамматик, прославившийся комментариями к Гесиоду, Аристофану и особенно к Гомеру. См. Ук. ист. Сиагр, легендарный предшественник Гомера, первым воспевший Троянскую войну; по другому мнению – прозвище Гесиода II 46

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Кроме нескольких благочестивых легенд и житий, кроме некоторых собраний чудес, составлявшихся целыми веками (таковы жития Кипрских святых, написанные Неофитом, жития препп. Нифонта, Афанасия Адрамиттийского, Павла и Иоанна пресвитеров, Модеста, еп. Иерусалимского и Марии Антиохийской; собрание чудес мучч. Косьмы и Дамиана; легенды об обретениях главы Иоанна Предтечи, о Кресте Господнем и о чудесах икон Спасителя и Богородицы), содержание, а стало быть, и возникновение остальных агиографических памятников легко укладывается в определённые хронологические пределы. Так, к IV веку, кроме мученичеств Юлианова гонения, относятся жития святителей: Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского , Мирона Критского и Маркелла Апамейского, житие константинопольского патриарха Павла, жития-панегерики, произнесённые Григорием Богословом , Григорием Нисским и Иоанном Златоустом , малоазийские жития препп. Ипатия Гангрского, Фоки Синопского, Парфения Лампсакского, Николая Мирликийского, Агапита Синадского, Евсевии Евхаитской и Маруфы Софанинского, жития херсонских епп. Василия и Капитона; сирийско-кипрские жития препп. Ефрема Сирина , Епифания Кипрского , Спиридона Тримифунтского и Тихона Амафунтского, палестинско-синайские жития препп. Илариона В., Харитона, Мартиниана, Малха и монахов-синаитов; египетские жития препп. Антония, Пахомия, Онуфрия, Макария, Павла Фивейского, Марка Афинского и Синклитикии Александрийской, наконец, египетская легенда о Таисии и александрийские чудеса муч. Мины. Просматривая этот перечень, убеждаемся в сильном преобладании в религиозной жизни IV века Сирии и Египта, давших наибольшее число житий. Это преобладание названных областей в агиографии не только иллюстрирует большую интенсивность религиозного чувства на пылком и фанатичном Востоке в сравнении с европейскими частями ранневизантийского мира, где ещё господствовала старая эллинская вера, но отмечает и решающее влияние восточных элементов религиозного настроения – отшельничества и аскетизма, на дальнейший характер всей византийской религиозности и агиографии. Эта последняя за всё время своего существования, почти не выходит за пределы описания монастырского подвига. Почти все её герои, как и в IV веке, принадлежат к монашескому кругу. Исключение составляют лишь жития столичных патриархов и таких чрезвычайно редких святых из числа мирян, какими являются Филарет Милостивый, Мария Новая, царицы Феодора и Феофано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же в Константинополь прибыль Валент, то те же епископы обратились и к нему с просьбой о дозволении собраться. 853 Он им дозволил и они решились съехаться в Лампсаке. Валент не долго оставался в Константинополе, а направился в Антиохию, чтобы лучше наблюдать за Персами, которые быть может станут пытаться нарушить договор, заключенный с Иовианом. Но Персы оставались мирными, что дало Валенту возможность преследовать православных. Он сослал Мелетия, Павлину же, другому православному епископу, из уважения к его добродетелям, не сделал никакого оскорбления. Он изгнал только из городских церквей, не хотевших сообщаться с арианским епископом, которым был тогда Евзовий. Утверждают, что тогда многие из православных были брошены в Оронт. Возмущение Прокопия, провозгласившего себя императором, приостановило на некоторое время гонение. Те же обстоятельства помешали Евдоксию Константинопольскому воспрепятствовать собору Лампсакскому, выразившемуся в смысле полуарианском, согласно с определениями собора Антиохийского, подтвержденного Селевкийским. 854 Акакий епис. Кессарии, в Палестине, и Евдоксий Константинопольский были снова низложены, и определение арианское, принятое в Ниссе депутатами из Римини, было осуждено. Валент схватил Прокопия, которому изменили его военачальники, и велел его четвертовать, равно как и изменивших ему, хотя сначала обещал им помилование. Возгордившись этим постыдным успехом, он начал гнать православных еще с большей жестокостью, а преимущественно членов собора в Лампсаке. Между ними отличался Елевзий Кизический, 855 но, устрашившись насилий Валента, он открыто присоединился к арианству; по возвращении же к своей Церкви, он протестовал против сделанных ему насилий и просил верующих избрать на его место епископа более достойного руководить ими. Жители Кизикии, очень любившие своего епископа, однако отказались избрать ему преемника и Елевзий продолжал занимать престол свой; но Евдоксий Константинопольский собственной своей властью назначил в Кизикии епископом знаменитого еретика Евномия, а Валент отправил его с декретом управлять Церковью. Тогда жители оставили городскую церковь , занятую лжеепископом и собирались с Елевзием в церкви, построенной ими за городом. 856

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

д. 7 До сих пор мы говорили о первоначальных и подлинных μαρτρια. Но в после-Константиновское время рядом с чистыми актами стали появляться мученичества уже не самостоятельные, где агиограф, как уже не очевидец казни, при написании мученичества собирал относящийся сюда материал из разных, иногда недостоверных источников: рассказов, преданий, фантастических легенд и т. д. В греческом языке и здесь сохраняется общее название μαρτριον, как в латинском Acta. Позднейшие акты с течением времени не только переписывались, но и пересказывались, поэтому иногда текст Рюинаровских Acta не совпадает с текстом Мобильоновских Analecta и оба они опять не сходятся с переложением Барония. Рядом с несамостоятельными актами стали появляться и подложные. Известию, что церковь в V–VII веках находилась в постоянной борьбе. Арианство, несторианство, савеллианство, евионитство, гностицизм, манихейство, монофизитство, монофелитство и сотни других ересей не переводились и имели своих горячих защитников. Борьба православных с еретиками велась сначала путем полемических трактатов и основывалась прежде всего конечно на авторитете старой церковной письменности. Еретики пытались сражаться тем же оружием; но так как многое здесь было им не на руку, они не задумывались переделывать в рукописях особо важные для них места в свою пользу. Отсюда явилась порча текста, подчистки и вообще искажения оригинального сочинения. Рядом с порчею текстов вносились в мученичества целые фразы и даже сочинялись сказочные μαρτρια, которые были на руку еретикам. Напр. Римский собор 494 г., при папе Геласии I, осудил ложные акты св. Георгия, написанные арианами; мученичество Лукиана и мученичество Парфения Лампсакского также носят следы арианского влияния. Впрочем, в порче книг и в создании фантастических актов были не безгрешны и сами православные, желавшие видеть в старой книге большую ясность, нежели она давала. Напр. по свидетельству Тертуллиана и Иеронима, Иоанн Богослов лишил священства одного пресвитера в Азии, который по неразумной ревности написал ложные сказания о путешествиях и мученической кончине св. Павла и св. Феклы. Порча книг и появление фальсифицированных актов в VII в. уже настолько были велики, что для борьбы с этим злом понадобился авторитет вселенских соборов. Правило 63-е шестого собора (691 г.) гласит: «мученические повести, лживо составленные врагами истины для обесславления Христовых мучеников и для приведения слушателей в неверие, повелеваем не обнародовать (не читать) в церквах, но предавать их огню; принимающих же их или считающих их истинными, анафематствуем». 8

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Из этих канонов видно, что по делам епископов судом первой инстанции является епархиальный собор с митрополитом во главе 2700 , а второй – так называемый больший собор, под которым надо понимать тот же епархиальный собор, но только усиленный епископами соседней епархии 2701 . Более ясно этот порядок церковных инстанций виден из канонов сардикского собора и особенно нижеприведенного определения лампсакского собора: Сард. кан. 3: Необходимо присовокупить и то, что никто из епископов не должен переходить из своей епархии в другую, в которой находятся свои епископы, за исключением только таких случаев, когда он будет позван находящимися в ней братьями, чтобы не подумали, что мы затворяем двери любви. Необходимо предусмотреть также и то, чтобы, если в какой-либо области (епархии) кто-либо из епископов имеет дело со своим братом и соепископом, чтобы ни тот, ни другой из них не призывал в посредники епископов другой области. Если же кто-либо из епископов по какому-либо делу окажется осужденным, и полагает, что он имеет не пустое, но справедливое основание снова возобновить суд, то, если вам угодно, почтим любовью память апостола Петра и постановим, чтобы производившие суд писали в таких случаях епископу римскому Июлию для того, чтобы, если нужно, снова был произведен суд соседними с той епархией епископами и чтобы таких вторичных судей назначал он (Июлий). Если же обвиняемый не может доказать, что дело требует вторичного пересмотра, то приговора, не уничтожать, но оставлять в силе то, что однажды постановлено 2702 . Сард. кан. 5. Если на какого-либо епископа будет сделан донос и окрестные епископы собравшись низложат его, а он прибегнет к блаженнейшему епископу церкви римской, который захочет его выслушать и признает справедливым возобновить исследование дела о нем, то да благоволит (епископ Рима) написать епископам ближайшей епархии, чтобы они тщательно в внимательно рассмотрели все обстоятельства дела и произнесли о нем приговор по чистой правде. Если же кто-либо потребует, чтобы еще снова было выслушано его дело, в по его просьбе римскому епископу благоугодно будет послать от себя пресвитеров, то он имеет власть, если признает за лучшее и сочтет нужным, послать таких лиц, которые бы судили вместе с епископами и заступали место того, кем посланы. Если же он, римский епископ, признает достаточным исследование дела о подсудимом епископе и приговор о нем, то пусть поступит, как заблагорассудится его мудрому хотению» 2703 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

и его преемник Нектарий 796 . В пользу Григория Б. как председателя Собора говорит, с одной стороны, положение, какое занимал Григорий Б. на Соборе, его самое широкое участие в деле Антиохийской Церкви, а с другой стороны, замечание самого Григория Б., что во время болезни, которая препятствовала посещать ему собрания, на последних царило «многоначалие», т. е. не было определенного председателя 797 . Очевидно, председателем и был сам Григорий Б. За Нектария же как председателя Собора ясно свидетельствует место, какое занял Константинопольский епископ в ряду епископов по Третьему канону Собора, составленному, по уверению Сократа, тотчас после возведения Нектария на епископскую кафедру 798 . И действительно, в соборных подписях имя Нектария занимает первое место. Вопрос о председателях, по-видимому, совершенно иначе разрешен Созоменом 799 . В его заметке о Тимофее Александрийском, Мелетии Антиохийском и Кирилле Иерусалимском Гефеле видит указание на трех одновременных председателей. Не оспаривая предположения церковного историка, сам Гефеле склоняется видеть в нем относительно правильное разрешение вопроса если не фактически, то принципиально. Созомен передает, – рассуждает Гефеле, – что Тимофей Ал. с Мелетием Ант. и Кириллом Иер. были председателями, и это собственно правильное воззрение, так как александрийская кафедра всегда считалась выше антиохийской, а потому и представителю первой, бесспорно, было бы отдано предпочтение при других обстоятельствах. Если же впоследствии Тимофею не было уступлено председательского места, то исключительно потому, что на основании Третьего канона Собора Константинопольский епископ получил права чести над остальными епископами Восточной Церкви 800 . На самом деле у Созомена нет в данном месте никакой мысли о председательстве трех указанных епископов. Соединяя их имена, церковный историк употребляет глагол " γοντο«, который у Созомена здесь указывает только на ранговое преимущество. И действительно, этот самый глагол Созомен употребляет несколько выше, говоря о двух македонских епископах: Елевзии Кизикском и Маркиане Лампсакском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известна бурная история эфесского собора, или, правильнее говоря, двух эфесских соборов, одновременно действовавших–одного под председательством Кирилла александрийского , другого под председательством Иоанна антиохийского. В последнем было много митрополитов из восточного диоцеза.Кирилловских собор в 7-м своем заседании составил окружное послание, ко всем епископам, клирикам и мирянам, оповещая об отлучении им Иоанна антиохийского и его приверженцев, поименно перечисляемых. К этому окружному посланию присоединены были (cм.Hefele, Conciliengeschichte, 2, 209) шесть канонов. Все они носят специальный характер, так как имеют в виду не установление общих норм церковного порядка, а меры против лиц, действовавших в Эфесе против Кирилла, и против их возможных приверженцев. Канон 1-й, который цитируется г. Гидуляновым, гласит, что если провинциальный митрополит, отступив от св. всленского собора (т.е. кирилловского), присоединится к отступническому сонмищу (т. е. к другому собору Иоанна антиохийского), или последует учению пелагианскому, то он не может иметь никакой власти над епископами своей провинции, как осужденный. А епископам его провинции и соседним православным митрополитам следует позаботиться о совершенном его низложении. Таким образом, здесь речь идет даже и не о суде первой или второй инстанции, а о приведении в исполнение состоявшегося уже приговора. Кирилловский собор знал, что оринталы представляют собою сплоченную партию, и мог рассчитывать не на тех, которые были в Эфесе, а на тех, которых не было в Эфесе. Нужно было, чтобы приговор, состоявшийся над митрополитами, был приведен в исполнение. Епископы той провинции, во главе которой стоял отлученный митрополит, не должны признавать его власти, а напротив, должны позаботиться о совершенном его низложении. Так как на содействие главы ориенталов Иоанна антиохийского нельзя было рассчитывать, потому что сам он был отлучен, а епископы провинции не могли бы справиться со своим митрополитом, т.е. низложить его во исполнение соборного приговора избранием на его место нового митрополита, то епископам провинции и соседним православным митрополитам предписывается исполнить приговор. Эфесский канон едва ли не был лишь благочестивым желанием, потому что нелегко было в том районе, на который он рассчитывался, найти митрополитов, стоявших на стороне Кирилла против Иоанна антиохийского, если только не имелись в виду соседние митрополиты других диоцезов Понта и Азии. Из всего этого следует, что разъяснять смысл 6 кн. 2-го вселенского собора, вопреки буквальному смыслу, постановлениями лампсакского и эфесского соборов для г. Гидулянова было еще меньше основания, чем сопоставлять этот канон с правилами антиохийского и сардикского соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Второй Вселенский Собор, Константинопольский I , составился при имп. Феодосии I Великом, в 381 г., в Константинополе. Он продолжался три года, в присутствии 150 епископов, сначала под председательством Мелетия Антиохийского , потом знаменитого Григория Назианзина , известного в церкви под именем Богослова, наконец, Нектария, преемника Григория на Константинопольской кафедре. Этот собор собирался против Константинопольского епископа Македония и его последователей полуариан-духоборцев, считавших Сына только подобосущным (μοιοσιος) Отцу, а Святого Духа первым творением и орудием Сына. Собор имел в виду также и аномеев, последователей Аеция и Евномия, учивших, что Сын не подобен Отцу (νομιος), но иной с Ним сущности (τερουσιος), последователей Фотина (Срежского), возобновившего савеллианство и Аполлинария (Лаодикийского), учившего, что плоть Христова, принесенная с неба из лона Отца, не имела разумной души (νος), которую заступило Божество Слова. Мелетий, соединявший ревность к православию с духом христианской кротости, скончался вскоре по открытии Собора. Смерть его дала простор страстям, которые принудили Григория Назианзина отказаться не только от участия в Соборе, но и от Константинопольской кафедры. Главным деятелем на Соборе остался Григорий Нисский , муж, соединявший обширную ученость и высокий ум с примерной святостью жизни. Собор утвердил нерушимо Символ Никейский; кроме этого он присовокупил к нему последние пять членов, где понятие единосущия распространено в той же силе безусловного смысла и на Духа Святого, вопреки ереси духоборцев, воздвигнутой Македонием, епископом Константинополя, при имп. Констанции, низверженных еще в то же время, но нашедших себе опору в поместном Лампсакском соборе. С тем вместе произнесено осуждение и на ересь Аполлинария, епископа Сирийской Лаодикии. В отношении к церковной иерархии замечательно сравнение Константинопольского епископа с прочими экзархами, не только в почетном имени, но и в правах первосвященничества; при этом к области его причислены митрополии Понта, Малой Азии и Фракии. В заключение Собор постановил форму церковного суда принятия еретиков в церковное общение после раскаяния, одних через крещение, других через миропомазание, смотря по важности заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Москве изготовлен серебряный с позолотой ковчег-мощевик (1718?) с пышным растительным орнаментом, содержащий мощи свт. Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона, первомч. Стефана, мч. Петра Лампсакского. Хранящийся в И. Б. м. энколпион с центральной поздневизантийской вставкой - овальным аметистом с резным образом стоящего благословляющего Христа - был обрамлен в Москве в нач. XVIII в. драгоценными камнями с лицевой стороны и расписной финифтью - с оборотной. Э. П. А. Святыни В И. Б. м. хранятся части честных глав ап. Фомы и ап. Филиппа из числа 7 диаконов, цепи ап. Иоанна Богослова, глава сщмч. Антипы, 3 креста с частицами Честного Древа, частицы мощей св. бессребреника Космы, великомучеников Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иакова Персянина, прмч. Стефана Нового, обувь прп. Христодула и др. реликвии. Глава ап. Фомы считается даром имп. Алексея I. Мощи ап. Филиппа, вмч. Иакова Персянина и прмч. Стефана Нового упоминаются в монастырской инвентарной описи 1201 г. В И. Б. м. были перенесены мощи прмч. Пахомия Русского (пам. греч. 21 мая), пострадавшего в Ушаке (совр. Турция) в 1730 г. (часть их была передана И. Б. м. в афонские мон-рь прп. Павла и скит Новая Фиваида). Собор Патмосских святых празднование которому было установлено в 2005 г., совершается с 2006 г. в следующее воскресенье после праздника Всех святых. В этот день празднуется память как общеправославных и чествуемых Греческими Церквами святых, так и местных подвижников, связанных с Патмосом. Есть и такие святые, к-рые помимо памяти в Соборе Патмосских святых чествуются и в др. дни: ап. Иоанн Богослов (пам. 26 сент. и 8 мая) и его ученик ап. от 70 Прохор (пам. 28 июля), прп. Христодул (пам. греч. 16 марта и 21 окт.), свт. Леонтий II, патриарх Иерусалимский (пам. греч. 14 мая совершается в Иерусалиме и на Патмосе), 5 Липсийских преподобномучеников (1-е воскресенье после 10 июля), прп. Макарий Патмосский (пам. греч. 19 янв., мощи хранятся в пещере Апокалипсиса), прп. Герасим Византийский (пам. греч. 7 апр. совершается на Крите и на Патмосе), свт. Макарий Нотара, митр. Коринфский (пам. греч. 17 апр.), сщмч. Григорий V, патриарх К-польский (пам. греч. 10 апр.), сщмч. Платон Новый (Айвазидис) (пам. греч. 21 сент.), прп. Савва Калимносский (пам. греч. 5 дек. и 7 апр.). Памяти прп. Григория Нисиросского (Граваноса), сщмч. Парфения (Парфениадиса), сщмч. Иеремии и этномартира Дорофея (Проиоса), митр. Адрианопольского, отмечаются только в Соборе Патмосских святых. Зависимые монашеские учреждения

http://pravenc.ru/text/471591.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010