Г. Гидулянов не согласен с этим. Канон 6-й, по его мнению, говорит не просто о диоцезальном соборе, но о бóльшем диоцезальном соборе: «а ведь это», рассуждает он, «большая разница!». Спрашивается, что же это такое, – бóльший диоцезальный собор? Это, отвечает автор, провинциальный же собор, усиленный соседними епископами данного диоцеза. Так как слово: «соседние» отсутствует в приведенном правиле, которое говорит об епископах диоцеза, а не о соседних, в заключение же считает презревших соборное постановление оскорбителями чести всех епископов диоцеза, а не соседних только, то нужно было иметь некоторую отвагу, чтобы доказывать положение, формулированное г. Гидуляновым. Но он решился на это предприятие и доказывает свой тезис ссылкой на правила других соборов: антиохийского 341 г., сардикийского 343г., лампсакского 364–365 г. и 3-го вселенского 431г., на основании которых состав суда второй инстанции, по его мнению, определен был именно так, как он говорит. В правилах антиохийского собора действительно говорится, что суд высшей инстанции над провинциальным собором есть тот же провинциальный собор, на который, кроме того, митрополит данной провинции приглашает других епископов из соседней провинции. Правила сардикийского собора говорят, что суд второй инстанции составляется римским епископом, который для нового рассмотрения дела, решенного провинциальным собором, назначает судей из соседних с той провинцией епископов, без всякого участия судей первой инстанции. Не останавливаясь на этой немаловажной разнице между правилами того и другого соборов и допуская, что тот и другой соборы говорят о соседних епископах, мы не должны, однако, забывать, что оба собора отделены от 2-го вселенского 381г. 40-летним промежутком времени. Истолковывать смысл канона 381г. канонами, изданными за 40 лет раньше, в данном случае в особенности неудобно, потому что в течение именно этого 40-летнего периода обнаружились явления, хорошо известные г. Гидулянову.На стр. 487 его книги говорится: «Вторая половина 4 века была временем ожесточенной борьбы честолюбия. Каждый, сколько- ни будь, выдающийся митрополит старался занять на востоке такое положение, которое на западе принадлежало римскому епископу. Подобно тому, как во второй половине 4-го века (3в.?) шла борьба из-за подчинения отдельных епископов власти митрополита, так ныне сражались из-за подчинения простых митрополитов власти высших митрополитов, так- сказать митрополитов над митрополитами». Можно согласиться с г. Гидуляновым, что во времена антиохийского собора не существовало идеи церковного диоцеза, который бы соответствовал имперскому диоцезу, и представлялось возможным приглашение митрополитом провинции соседних епископов из другой провинции, ему не подчиненной. Со второй половины 4-го века, при изображаемом автором честолюбии митрополитов, это, по- видимому, очень простое дело должно было затрудниться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   Другая часть василиан, напротив, отливается в форму полуарианства (македонианства). Её представители отвергают и ομοοσιον и ανμοιον, и «никейскую» и «никскую-константинопольскую» веру, как опасные крайности, и видят средний путь между тою и другою в исповедании Сына подобным Отцу по ипостаси (ομοιον καθ’ υπστασιν) согласно с верою 97 антиохийских отцов (символом Лукиана). В 364 г., в начале царствования Валентиниана I, представители этой партии явились к императору и просили о дозволении собраться на собор. Валентиниан, с идеальною добросовестностью державшийся начала свободы совести и невмешательства в церковные дела, заявил, что догматические вопросы – не его дело, а их, епископов. Тогда они собрались на собор в Лампсаке, продолжавшийся два месяца. Постановлено: все решения константинопольского собора 360 г. считать недействительными; держаться веры антиохийских отцов; исповедывать Сына подобным Отцу по существу, ομοιον κατ’ ουσαν. Между тем Валентиниан отбыл на запад, и восточным августом остался Валент, ставший на сторону господствующей партии «омиев». Поэтому когда послы собора Лампсакского представились Валенту с своими решениями, он просто предложил им вступить в общение с Евдоксием константинопольским: а когда те на это не согласились, то он отправил их в ссылку. Это заставило македониан искать себе поддержки на западе и вступить в общение с папою Либерием; а так как они понимали, что «никейская вера» – conditio sine qua non всяких переговоров с Римом, то решились подписать никейский символ и с этим документом отправили делегатов к Либерию, которые и возвратились с общительною грамотою от него.    Церковная политика Валента имела целью объединить восток под гегемониею «омиев». Партии, не имевшие общения с «омиями», подвергались преследованию. Сам Валент старался личным влиянием действовать в интересах омиев. Нередко он, прибыв в какой-либо город, пользуясь произведенным им на народ впечатлением, ставил епископу альтернативу: общение с омиями, или изгнание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   Всего сказанного о различии не в догмате, а в догматике Афанасия и Василия, кажется, достаточно для того, чтобы оправдать встречающееся у западных ученых название мелетиан новоникейцами. С их благоговением к никейскому символу они соединяли особенности в догматическом языке, у Афанасия и его сподвижников не встречающиеся.    в) Наконец, по сознанию самого Василия В., и прошлое мелетиан должно было, за очень немногими исключениями, представляться Афанасию В. далеко не чистым. Они были преемники тех, для которых дело Афанасия В. и дело православия были различные вещи, которые «веру никейскую» думали заменить «верою 97 отцов антиохийских». Лишь долгий и трудный исторический опыт научил мелетиан – и то еще не всех – оценить исключительную важность «никейской веры» для православия. Из наличных мелетиан многие имели церковное общение с акакианами и принимали участие в Лампсакском соборе и его антиникейских решениях. И теперь воззрения многих из них были спутаны, и окончательное выяснение отношения их к православию и арианству – это была еще только историческая задача, а не наличный, законченный факт.    Цель, к которой стремились эти «младшие никейские», это – быть признанными от «старших» за православных, а не за обращающихся от ереси, быть признанными не только в настоящем, но и в своем историческом прошедшем, насколько оно было светлым течением, – удержать и теперь и на будущее время, как святыню, те воспоминания, перед которыми эти «младшие» благоговели. И эта цель была достигнута: «собор 97 антиохийских отцов» признается одним из девяти поместных соборов православной церкви, наряду с Сердикским, хотя антиохийские отцы и не стояли под одним знаменем с Афанасием, а были ему прямо враждебны, и затем из Сердики удалились в Филиппополь.    Как характеры, Афанасий В. и Василий В. были во многом противоположны друг другу. Первый имел все качества передового бойца, человека борьбы; талант Василия был главным образом организаторский. Василий В. выступил на историческое поприще, когда обстоятельства уже изменились. Афанасий В., смелый боец, вывел свое малое стадо и пробился сквозь «полки чуждых». Василий В., говоря современным языком, был начальником главного штаба: его задача – организовать силы, сложить из обломков армии целое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Эпирское княжество ) и Трапезунд (см. Трапезундская империя ). В Никее, где находился зять имп. Алексея III деспот Феодор I Ласкарь был избран и поставлен в патриархи Михаил IV Авториан (1208-1214). Сразу после интронизации он совершил коронацию никейского правителя, что значительно усиливало претензии Феодора на имперское наследие. Именно никейским императорам предстояло возглавить борьбу за освобождение К-поля. Из К-польских патриархов, пребывавших в Никее с 1208 по 1261 г., наиболее значительной фигурой был Герман II (1223-1240). Он активно противостоял эпирскому правителю Феодору Ангелу Комнину Дуке , главному сопернику Никеи в деле возрождения империи. Царская коронация Феодора в отбитой у латинян Фессалонике, проведенная предстоятелем Охридской архиепископии Димитрием II Хоматианом , была осуждена на Никейском Соборе 1227 г. Конфликт был улажен в 1232 г., когда после пленения деспота Феодора болгарами архиеп. Димитрий Охридский признал каноническую власть Никейского патриарха. Герман II осуждал церковное засилье латинян на греч. землях, однако по инициативе никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца вступил в переписку с папой Римским Григорием IX , призывая его вернуться к вопросу о соединении Церквей. Папа откликнулся на приглашение и прислал своих представителей. Однако дискуссия о вере на Соборе в Никее и Нимфее (1234) с участием патриарха и Никифора Влеммида окончилась вспышкой взаимных обвинений в ереси. Весной 1235 г. состоялось важное церковно-политическое событие: в рамках политики Иоанна III на сближение с Болгарией на Лампсакском Соборе была признана автокефалия Болгарской Православной Церкви (Тырновский Патриархат). Патриаршество Мануила II (1244-1255) было отмечено новым раундом прений о вере с латинянами в Никее (1249). При патриархе Арсении Авториане (1255-1260, 1261-1267) произошло возвращение Патриархии КПЦ в освобожденный никейцами от 57-летней лат. оккупации К-поль (июль 1261). Однако это долгожданное событие было омрачено обострением церковно-гос.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Вера наша и тех, о которых выше сказано, и которыми мы посланы, есть следующая: .    Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; и во единого единородного Бога Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все произошло и на небе, и на земле, ради нас человеков и ради нашего спасения сшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, и страдавшего, и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых; и в Духа Святого. А кто говорит, что было время, когда Его не было, что прежде рождения Его не было, что он произошел из не-сущего, либо из другой ипостаси или сущности, что Сын Божий подвержен изменению или превращению, тех католическая и апостольская Церковь анафематствует. Я, Евстафий, епископ города Севасты, и Феофил, и Сильван, послы Собора лампсакского, смирнского и иных, исповедание это написали собственноручно и по собственному согласию. А кто после изложенной нами веры захочет взнести на нас или на пославших нас какое-либо обвинение, тот пусть придет с посланием от твоей святости к епископам, каких одобрит твоя святость, и при них рассудит с нами, и — если откроется какая вина — виновный да будет осужден». Обнадеженный этим свитком, Либерий принял послов в общение и отпустил их со следующим посланием:    Послание римского епископа Либерия к епископам македонийским.    «Возлюбленным братиям и сослужителям Эвифию, Кириллу, Иперехию, Уранию, Ирону, Элпидию, Максиму, Евсевию, Евкарпию, Эортасию, Неону, Эвмадию, Фавстину, Проклину, Пасинику, Арсению, Севиру, Дидимиону, Вреттанию, Калликрату, Далмацию, Эдесию, Евстохию, Амвросию, Гелонию, Пардамию, Македонию, Павлу, Маркеллу, Ираклию, Александру, Адолию, Маркиану, Сфенелу, Иоанну, Макеру, Харисию, Сильвану, Фотину, Антонию, Анифу, Кельсу, Эверранору, Мильсию, Патрикию, Севериану, Евсевию, Евмолпию, Афанасию, Диофанту, Минодору, Диоклу, Хрисампелу, Неону, Евгению, Евстафию, Калликрату, Арсению, Евгению, Мартирию, Иеракию, Леонтию, Филагрию, Люцию и всем на востоке православным епископам — епископ Италии Либерий и епископы западные желают всегдашнего здравия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

   Валентиан I правил Западом в 364—375 гг.    Валент II правил Востоком в 364—378 гг.    Запад в то время подвергся аламанскому вторжению.    Оронт — река в Сирии, на которой расположена Антиохия Великая.    Восстание Прокопия, родственника Юлиана, продолжалось восемь месяцев с 27 сентября 365 г. по 27 мая 366 г. и охватило, кроме Константинополя, Вифинию и Фракию.    Речь идет о знаменитом землетрясении 21 июля 365 г.    На Лампсакском соборе 365 г. умеренные ариане македониане, принимавшие Никейский символ без понятия «единосущие» так называемая «вера антиохийская», одержали верх над более радикальными течениями арианства акакианами и аномеями. После закрытия собора сторонник радикального арианства Валент II подверг его участников преследованиям Coзoмeh.VI.7.    Прокопий был схвачен в Филиппополе Фракийском.    Голова Прокопия была послана Валентом II в подарок Валентиниану I, находившемуся в Галлии.    Аномей Евдоксий.    Истр — Дунай.    Речь идет о нашествии вестготов на дунайские провинции в 366—369 гг., которое было успешно отражено Валентом.    Грациан, сын Валентиниана I от Северы, родился 18 апреля 359 г., а Валентиниан II, сын Валентиниана I от Юстины — 2 июля 371 г.    Флавий Грациан стал августом 24 августа 367 г.    Герма — город на азиатском побережье Геллеспонта.    Война с сарматами и с германскими племенами аламан и франков продолжалась до 374 г.    Писидия — римская провинция на юге Малой Азии.    Ликия — область на юго-западном побережье Малой Азии.    Маркиониты — последователи Маркиона 85-ок.180, ересиарха, который приписывал сотворение мира не Богу, а более низшему существу — Демиургу, врагу Христа, «благого бога». Фотиниане — последователи Фотина см. II.29. Маркеллиане — последователи Маркелла Анкирского см. I.36; II.21.    Севасты — административный центр провинции Первая Армения.    Эти события, прежде всего Сицилийский собор, на котором умеренные ариане признали Никейский символ, были реакцией на господство в имперской церкви радикальных ариан — акакиан и аномеев. Эта тенденция была поддержана и Тианским собором Coзoмeh.VI.12. Однако Тарский собор, где должно было произойти окончательное объединение умеренных ариан с православными на платформе последних, не состоялся из-за противодействия императора Валента.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

   Конец шестой книги церковной истории.    Примечания:    Эти слова Ливания находятся в похвальной речи его Юлиану. Lib. Opp. Tom. II, p. 323.    Нетрудно заметить, что составитель оглавлений ошибочно понял содержание 10 главы. В ней говорится, что посольство к Валентиниану отправляли не исповедники единосущия, а Македониане.    Эти послы отправлены не от лампсакского собора, который состоял из одних православных епископов, а от македониан. Они принесли с собою только исповедание того Собора и представили его Ливерию, как исповедание собственное.    Тианский Собор, о котором Созомен говорит более прочих историков, был в 367 или 368 году.    Валерий в римском соборнике называется Валерианом. Это был епископ аквилейский, которого в одном своем письме восхваляет Иероним.    Келлиа было имя пустыни, которая от Нитрии отстояла на семьдесят стадий. Книга седьмая Глава 1 О том, что Римлянам, теснимым от Варваров, подана помощь Мавиею, что к одержанию победы содействовали некоторые из народа и что Грациан повелел веровать, как кто хочет.    Так то случилось умереть Валенту. После сего Варвары, надменные победою, опустошали всю Фракию и наконец сделали набег на предместие Константинополя. В столь бедственных обстоятельствах Римлянам принесли великую пользу не многие из союзных с ними Сарацин, присланных Мавиею, и весьма многие из народа; ибо как скоро супруга валента, Доминика, выдала им из государственной казны условленное жалованье, они, вооружившись, как кому случилось, выступили на встречу врагам и, противустав им, отогнали их далеко от города. Между тем Грациан, вместе с своим братом управлявший всею римскою Империею, не одобряя дяли за его нерасположение к разномыслившим с ним Христианам, позволил возвратиться в отечество всем, которые при нем за веру осуждены были на изгнание, и дал закон, чтобы все, кроме маниеев и последователей Фотина и Евномия, безбоязненно веровали, как хотят, и делали церковные собрания. Глава 2 О том, что Грациан в соправители себе избрал Феодосия, родом Испанца, и что востоком, за исключением Иерусалима, владели ариане; также о Соборе антиохийском, и о состоянии тогдашнего предстоятельства в Церквах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

25 . Григория Богослова . 26 . Пренесение преподобных Федора Студита и брата его Иосифа, архиепископа Солунского. 27 . Пренесение Иоанна Златоустог о. 28 . Преподобного Ефрема. 29 . Пренесение Игнатия Богоносца . 30 . Преподобного Ксенофонта. 31 . Кира и Иоанна. Февраль (листы 140 оборот – 146 оборот). 1 . Предпразднство Сретения. 2 . Сретение. 4 . Попразднство Сретения. 7 . Чтется житие Парфения, епископа Лампсакского. 9 . Мученика Никифора. 12 . Преподобного Мелетия Антиохийского . 13 . Преподобного Мартиниана. 24 . Обретение главы Предтечи. 26 . Дневной святой (какой – не сказано) и попразднство Предтече. На листе 143 читается предписание, что после отдания праздника Богоявления надлежит предварительно петь каноны святым месяцев Февраля, Марта и Апреля, имеющим быть в продолжение великого поста, за исключением тех святых, которых памяти падут на пяток, субботу и воскресение (и которых они поются в своё время – в эти дни), а также великих святых, которым поётся в свои дни, когда бы они им ни пришлись. [Вальсамон в толковании на 52 (по нашему счёту – 51) правило Лаодикийского собора, у Ралли и П. II, 428: «Думаю, что тщательнейшие из монастырей ради настоящего правила, (повелевавшего в четыредесятницу праздновать дни рождения мучеников только в субботы и в воскресения) выпевают и вычитывают прежде недели сырной ( πρ τς τυροφγου) каноны и мучения (жития) имеющих случиться во всю четыредесятницу праздников и памятей святых».] Март (листы 146 оборот – 162 оборот) 6 . Сорока двух новых мучеников. 9 . Сорока мучеников. 12 . Св. Феофана Сигрианского. 17 . Алексия, человека Божия. 22 . Предпразднство Благовещения. 25 . Благовещение. Апрель (листы 162 оборот – 165). 23 . Великомученика Георгия. 30 . Апостола Иакова, брата Иоанна Богослова. Май (листы 165 – 168). 2 . Успение св. Афанасия Александрийского . 8 . Апостола и евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Арсения Великого . 10 . Апостола Симона ревнителя (Зилота). 15 . Преподобного Пахомия. 20 . Великомученика Фалелея.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Всего сказанного о различии не в догмате, а в догматике Афанасия и Василия, кажется, достаточно для того, чтобы оправдать встречающееся у западных ученых название мелетиан новоникейцами. С их благоговением к никейскому символу они соединяли особенности в догматическом языке, у Афанасия и его сподвижников не встречающиеся. в) Наконец, по сознанию самого Василия В., и прошлое мелетиан должно было, за очень немногими исключениями, представляться Афанасию В. далеко не чистым. Они были преемники тех, для которых дело Афанасия В. и дело православия были различные вещи, которые «веру никейскую» думали заменить «верою 97 отцов антиохийских». Лишь долгий и трудный исторический опыт научил мелетиан — и то еще не всех — оценить исключительную важность «никейской веры» для православия. Из наличных мелетиан многие имели церковное общение с акакианами и принимали участие в Лампсакском соборе и его антиникейских решениях. И теперь воззрения многих из них были спутаны, и окончательное выяснение отношения их к православию и арианству — это была еще только историческая задача, а не наличный, законченный факт. Цель, к которой стремились эти «младшие никейские», это — быть признанными от «старших» за православных, а не за обращающихся от ереси, быть признанными не только в настоящем, но и в своем историческом прошедшем, насколько оно было светлым течением, — удержать и теперь и на будущее время, как святыню, те воспоминания, перед которыми эти «младшие» благоговели. И эта цель была достигнута: «собор 97 антиохийских отцов» признается одним из девяти поместных соборов православной церкви, наряду с Сердикским, хотя антиохийские отцы и не стояли под одним знаменем с Афанасием, а были ему прямо враждебны, и затем из Сердики удалились в Филиппополь. Как характеры, Афанасий В. и Василий В. были во многом противоположны друг другу. Первый имел все качества передового бойца, человека борьбы; талант Василия был главным образом организаторский. Василий В. выступил на историческое поприще, когда обстоятельства уже изменились. Афанасий В., смелый боец, вывел свое малое стадо и пробился сквозь «полки чуждых». Василий В., говоря современным языком, был начальником главного штаба: его задача — организовать силы, сложить из обломков армии целое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Нам уже известно, что Валент, Император Восточной Римской Империи, как арианин, одинаково враждебно относился, как к православными так и к полуарианам. Вследствие этого полуариане стремились соединиться с православными, а св. Василий спешил воспользоваться этим обстоятельством. Полуарианские епископы Геллеспонта и Вифании, вместе с православными, собрались на Собор в Лампсаке 140 , чтобы уничтожить постановления ариан, утвержденных на Соборе Константинопольском (360 г.) и восстановить низложенных ими Епископов. Св. Василий, бывши в это время еще пресвитером, хотя не был сам лично на этом Соборе, но когда православные Епископы, собравшиеся к Евсивию, чтобы вместе отправиться в Лампсак, пригласили его к себе для совещаний о вере 141 , он старался утвердить Евстафия Севастийского и других с ним Епископов твердыми рассуждениями в православном учении о догмате, подвергавшемся пререканиям, т. е. о единосущии Сына Божия с Богом Отцом. Плодом этого Собора было определение о возвращении к своим Церквам тех Епископов, которые, по наветам ариан, были сосланы в ссылку за непризнание символа Константинопольского, составленного арианами. Хотя определение Лампсакского Собора и не было приведено в исполнение вследствие противодействия Валента, но уже послужило поводом к сближению полуариан с православными, так как полуариане хотя и не выбросили слова подобный из символа, но признавали нужным это слово только для отличия ипостасей, не отвергая единосущности Сына Божия с Богом Отцом. Так как еретики, столь много наносившие зла православным, почерпали свою силу главным образом во внешней опоре, именно – в покровительстве им Императора Валента, поэтому и православным, кроме единодушия и непоколебимой твердости в исповедании православной веры для противодействия внешней силе нужно было противопоставить также внешнюю силу. Это св. Василий, всеми силами заботившийся о доставлении торжества православию, хорошо понимал, и потому употреблял старание расположить в свою пользу Валентиниана, Императора восточной и западной империи, которому Валент был только соправителем, но подчиненным ему в своих действиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010