Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение; сей — мой Бог и прославлю Его, Бог отца моего и вознесу Его, славно бо прославися. Исх.15:1–2 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. «Начну ли когда плакати, зряще деяния безумной моей жизни? И где начало есть, Христе, всех моих нынешних рыданий? О Милосердый! Внемли ж слезам моим и дай грехов мне тяжких оставление?!» Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Приди же, окаянная душе, со плотию твоею и всех Создателю откройся, и прежнее безумие оставь, и принеси ты Богу слезы покаянья. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Адаму первому преступно подражая и Бога позабыв, лишился аз и Царства вечного, и радостей его, грехов всех моих ради. Быт.3:6–7 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О горе мне, несчастная душе! Но ты и первой Еве подражала: ибо на плод воззрев, как и она, ты древу неразумно прикоснулась, и, плод бестрепетно вкусив, ты горечью его наполнилась. Быт.3:6 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Не Ева первая, но «мысленная Ева» во мне вдруг ожила — во плоти страстный помысел, приятный видом плод , но по вкушеньи, он горечию сердце отравляет. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Адам — изгнанник, праведным судом лишен был райского Эдема, ибо отверг единственную заповедь Твою. О Спасе! Как же пострадаю аз, всегда пренебрегающий Твои все животворные глаголы? Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Аз Каина убийство превзошел! Живущи для себя, самоубийцей стал, ибо греховные деянья, как стрелы, в свою аз душу направлял. Быт.4:8 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Аз Авелеву праведность презрел и не принес Тебе, Иисусе, как дар благоприятный, как жертву чистую, ни дел богоугодных, ни жизни непорочной. Быт.4:4 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Мы, как и Каин, о, душе, дерзнули принести Создателю всего, как жертву скверную, деяния нечистые и жизнь порочную, в свое же осужденье. Быт.4:3–5 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О мой Создатель! Ты из глины, словно горшечник, соделал мне и кости, и всю плоть, и жизнь во прах вдохнул. О мой Спаситель и Судья! Прими мое днесь покаянье. Быт.2:7 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

[Когда ковчег везли на колеснице, то Оза, когда вол свернул в сторону, лишь только прикоснулся, испытал на себе гнев Божий, но, душа, избегая его дерзости, благоговейно почитай Божественное.] ( 2 Цар. 6:6-7) Слышала еси Авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе Давида отца; но ты подражала еси того страстная и любосластная стремления. [Ты слышала об Авессаломе, как он восстал на самую природу, знаешь гнусные его деяния, которыми он обесчестил ложе отца – Давида; но ты сама подражала его страстным и сластолюбивым порывам.] ( 2 Цар. 15:1-37; 16:21) Покорила еси неработное твое достоинство телу твоему, иного бо Ахитофела обретше врага, душе, снизшла еси сего советом; но сия разсыпа Сам Христос, да ты всяко спасешися. [Свободное свое достоинство ты, душа, подчинила своему телу, ибо, нашедши другого Ахитофела-врага, ты склонилась на его советы, но их рассеял Сам Христос, чтобы ты спасена была.] ( 2 Цар. 16:20-21) Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него; емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси. [Чудный Соломон, будучи преисполнен дара премудрости, некогда, сотворив злое пред Богом, отступил от Него; ему ты уподобилась, душа, своей жизнью, достойной проклятия.] ( 3 Цар. 3:12; 11:4-6) Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога; егоже ты подражала еси умом, о душе, сладострастьми скверными. [Увлекшись сластолюбивыми страстями, осквернился, увы, ревнитель премудрости, возлюбив нечестивых женщин и отчуждившись от Бога; ему, душа, ты сама подражала в уме постыдным сладострастием.] ( 3 Цар. 11:6-8) Ровоаму поревновала еси, не послушавшему совета отча, купно же и злейшему рабу Иеровоаму, прежнему отступнику, душе, но бегай подражания и зови Богу: согреших, ущедри мя. [Ты поревновала, душа, Ровоаму, не послушавшему совета отеческого, и вместе злейшему рабу Иеровоаму, древнему мятежнику; избегай подражание им и взывай к Богу: согрешила я, умилосердись надо мною.]

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

[Пробудись, о душа моя, помышляй о делах твоих, которые сделала ты, представь их пред лицем твоим и пролей капли слез твоих, поведай с дерзновением дела и помышления Христу и оправдайся.] Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом, и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда. [В жизни нет ни греха, ни деяния, ни злобы, которыми не погрешил я, о Спаситель, умом и словом, и желанием согрешив, и намерением, и мыслию, и делом, как никто другой никогда.] Отсюду осужден бых, отсюду и препрен бых аз, окаянный, от своея совести, еяже ничтоже в мире нужнейше: Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади, и избави, и спаси мя, раба Твоего. [Потому и осужден я, потому и побежден я собственною совестию, окаянный, которой строже в мире нет ничего; Судия и Избавитель мой всеведущий, пощади, избавь и спаси меня раба Твоего.] Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия: аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися. [Лествица, которую в древности видел великий в патриархах, изображает восхождение делами, представляет возвышение разумом. Душа моя, хочешь ли жить деянием, разумением и созерцанием, обновися.] (Быт. 28:12) Зной дневный претерпе лишения ради патриарх и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает. [Зной дневной претерпел по нужде патриарх, перенес и холод ночной, ежедневно укрываясь, пасущий стадо, труждаясь и работая, да две жены сочетает. ] (Быт. 31:7, Быт. 31:40, Быт. 29:18-27) Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов ни деяние, ни зрение, душе, исправится. [Жены мне две разумей деяние и разумение в созерцании: Лию, деяние как многочадную, Рахиль же — разумение, как многотрудную, ибо без трудов ни деяние, ни созерцание, душа, не совершатся.] Бди, о душе моя, изрядствуй, якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец.

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

[Превзойдя Каиново убийство, сознательным произволением, через оживление греховной плоти, я сделался убийцею души, вооружившись против нее злыми моими делами.] ( Быт. 4:3-8) Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. [Авелевой праведности, Иисусе, я не подражал, никогда не приносил Тебе приятных даров, ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной.] ( Быт. 4:4) Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся. [Как Каин, так и мы, несчастная душа, принесли Создателю всего жертву порочную – дела нечестивые и жизнь невоздержанную: поэтому мы и осуждены.] ( Быт. 4:3-5) Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя. [Оживотворивший земной прах, Скудельник, Ты даровал мне плоть и кости, дыхание и жизнь; но, Творец мой, Искупитель мой и Судия, приими меня кающегося!] ( Быт. 2:7) Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша. [Пред Тобою, Спаситель, открываю грехи, сделанные мною, и раны души и тела моего, которые разбойнически нанесли мне внутренние убийственные помыслы.] ( Лк. 10:30) Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле, слезяща зриши и притекаеши, яко отец, призывая блуднаго. [Хотя я и согрешил, Спаситель, но знаю, что Ты человеколюбив; наказываешь с состраданием и милуешь с любовью, взираешь на плачущего и спешишь, как Отец, призвать блудного.] ( Лк. 15:20) Слава, Троичен: Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробна, даждь ми слезы умиления. [Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся как Единому существу, сними с меня тяжелое бремя греховное и, как Милосердная, даруй мне слезы умиления.] И ныне, Богородичен: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

Омрачих душевную красоту страстей сластьми, и всячески весь ум персть сотворих. Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми изтка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг. Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся. Слезы блудницы Щедре, и аз предлагаю, очисти мя Спасе благоутробием Твоим. Воззрех на садовную красоту, и прельстихся умом; и оттуду лежу наг, и срамляюся. Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их. Слава, Троичен: Единаго Тя в триех Лицех, Бога всех пою, Отца и Сына и Духа Святаго. И ныне, Богородичен: Пречистая Богородице Дево, едина всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам. Песнь 3 Ирмос: На недвижимом Христе камени заповедей Твоих, утверди мое помышление. Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали. На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай. Бегай запаления, о душе, бегай содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене. Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене. Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене. Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе Спасе оправдаюся. Исповедаюся Тебе Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен. Слава, Троичен: О Троице Единице Боже, спаси нас от прелести, и искушений, и обстояний. И ныне, Богородичен: Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, престоле Господень, радуйся Мати жизни нашея. Песнь 4 Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися, и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой, и убояхся, слава силе Твоей Господи. Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши Правосуде. Аще и един согреших яко человек, паче всякаго человека Человеколюбче: но имаши яко Господь всех власть, оставляти грехи. Приближается душе конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет, что всуе мятемся? Воспряни о душе моя, деяния твоя яже соделала еси помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих; рцы со дерзновением деяния и помышления Христу, и оправдайся.

http://pravoslavie.ru/1600.html

А Евклия по прошествии восьми месяцев 115 попросила свою госпожу дать ей свободу, и она в тот же день дала ей то, что та просила. Через несколько дней та снова попросила и немало денег, и она не отказала. И, короче говоря, постоянно получая от Максимиллы платья, ткани, повязки, она не насытилась, но сделала это дело известным своим товарищам-рабам, как бы хва­стаясь и кичась этим. А те, разгневавшись на хвастовство Евк­лии, сперва заткнули ей рот бранью. Она же, смеясь над ними, стала показывать им данные ей от госпожи подарки. Узнав об этом, рабы, товарищи Евклии, пришли в недоумение, что им делать. А Евклия, решив дать им еще большее подтверждение того, что говорила, поставила, когда напился ее господин, у него в изголовье двух из них, дабы они убедились, что она действи­тельно спит с ним, как будто сама Максимилла. Ведь разбудив его, погруженного в глубокий сон, услышала она вместе со сво­ими товарищами по рабству, видевшими все происходящее: «Гос­пожа моя Максимилла, что ты медлишь?». Она же промолчала. И они, молча постояв, вышли из спальни. А Максимилла, думая, что Евклия остается неболтливой и верной благодаря данным ей дарам, ночами находилась у Ан­дрея вместе со Стратоклом и со всеми остальными братьями. Андрей же, увидев сон, сказал братьям, так что это слышала и Максимилла: «Готовится сегодня в доме Эгеата некое событие, полное смятения и ярости». Максимилла попросила объяснить, что же это такое. Он сказал: «То, что ты скоро сама узнаешь, не спеши выведать у нас». Она же, как обычно, сменив платье 116 , на глазах у всех 117 вошла в ворота претория. А домашние, узнав об этом деле и о том, как каждый день она вместе со Стратоклом уходит к Андрею и в какой час входит в свою спальню, подстерегали ее, словно какого-то чужака. И когда она в этот час входила в проконсульский преторий и дер­жалась так, чтобы ее не увидели, они, словно силой открыв, увидели свою госпожу. Некоторые из них хотели сделать известным это дело и сообщить Эгеату, но другие, лицемерно выка­зывая любовь к госпоже, заткнули рот своим товарищам и, по­бив, словно сумасшедших, прогнали оттуда. Пока они так сра­жались друг с другом, Максимилла вошла в свою спальню, мо­лясь Господу, чтобы Он отвратил от нее всякое зло.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

А проконсул сказал одному из своих людей: «Я знаю о ре­шительности Максимиллы, ведь она пренебрегает мной. Поэтому пусть не только охраняются двери претория, но и пусть отправят­ся четверо в тюрьму и скажут тюремному стражнику: «Закрой уже дверь, которая тебе вверена. И смотри, как бы не открыл ты ее кому-нибудь из очень влиятельных людей, убежденный стра­хом или почтением, даже если я сам приду, потому что иначе не сносить тебе головы». И четырем другим он также приказал рас­положиться у ее спальни и наблюдать, не выйдет ли она. И вот четверо поспешили в тюрьму, а остальные, как им было приказано, выстроились перед спальней блаженной. А прокля­тый Эгеат отправился на ужин. Максимилла же, долгое время молясь Господу вместе с Ифидамой и снова обратившись к Господу: «Время, наконец, Господи, идти к Твоему рабу», выходит из спальни вместе с Ифидамой, сказав так: «И с нами будь, Господи, и тех, кто здесь, не оставь». Оказавшись у ворот тюрьмы, она находит там неко­его благообразного мальчика, который стоял у открытых две­рей и сказал ей: «Входите обе к своему апостолу Господню, ко­торый уже ждет вас». И идя перед ними, он входит к Андрею и говорит ему: «Вот, Андрей, они у тебя, возликовавшего о Госпо­де Твоем 125 – пусть они утвердятся в Нем, беседуя с тобой». 126 127 «...в вас вся слабость? Не обличаетесь вы пока самими собой, все еще не вынося Его благости? Устыдимся, возрадуем­ся вместе в себе о щедром общении с Ним. Скажем себе: блажен наш род – Кем он возлюблен? Блаженно наше существование – Кем оно помиловано? Не низменны мы, познанные такой высо­той. Не принадлежим мы времени, пусть и разрушаемся от вре­мени. Мы ни произведение движения, снова уничтожаемое са­мим собой, ни чада 128 становления, обретая одинаковый конец. Итак, мы неким образом стремимся к величию, мы принадлежим скорее Милующему; мы принадлежим Лучшему и поэтому избегаем худшего; мы принадлежим Прекрасному, благодаря чему отвергаем мерзостное; Праведному, благодаря чему отме­таем неправедное; Милостивому, благодаря чему оставляем немилостивого; Спасающему, благодаря чему познали губящего; свету, благодаря чему отбросили мрак; Единому, благодаря чему от многого отвратились; Наднебесному, благодаря чему изведа­ли земное; Пребывающему, благодаря чему постигли не пребы­вающее 129 , предпочтя достойно произнести благодарение, или дерзновение, или песнь, или славословие Помиловавшему нас или даже стать известными Ему ». 130

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Многие из уверовавших и исцеленных приносили им деньги и пожертвования во множестве, из кото­рых одну часть апостол пускал на раздачу нуждающимся и про­сящим милостыню, ничего из этого на себя не тратя и не ис­пользуя, а другую употреблял на строительство священных хра­мов, в которых, освятив престолы, он священнодействовал и рукополагал священников и левитов 210 . Когда на следующий день собралась толпа, апостол, вый­дя к ним, стал на некое значительное возвышение, чтобы его видел весь народ – впрочем, он не был мал ростом, но, напро­тив, весьма высок, носат, броваст, немного согбен. И приказав им отделить бесноватых, так как видел, что те беспокоят и смущают их, повернулся к ним и одним лишь словом заставил их замолчать, а народу по богочестному закону провозгласил мир и произнес богословскую и наставительную речь. Возложив руки на каждого из больных, он всех тотчас исцелил, а лукавых духов, устрашив грозным взором, изгнал из обуреваемых ими людей; прокаженных же приказал омыть чистой водой и быст­ро явил здоровыми, делая их тела юными, как у маленького ребенка, согласно пророку Елисею 211 . И вот, укрепляя хромых и обновляя сухих, равно как и просвещая слепых и выпрямляя сгорбленных, делая здоровыми изувеченных и стягивая расслаб­ленных одним словом и прикосновением руки, он вызывал надлежащее удивление у всей толпы: особенно потому что они ви­дели его скромность и худобу, смирение и простой облик, а так­же то, как богодухновенное слово истекает из него паче меда и сот, как всякий раз исполняется благодать исцелений и как воссылает он, говоря по-давидовому, славословящие Бога песнопе­ния вечером, утром и в полдень 212 , – чрезвычайно пораженные этим, они не хотели отходить от него. Обращалось же каждый день к Господу великое множе­ство верующих, причем не только простых и безвестных, но также и высших магистратов и благородных женщин, немало эллинок и иудеек, ведь царствовавшие тогда над землей Тибе­рий и Гай с Клавдием не препятствовали никому из желающих приходить к вере Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Успехи дела староверов в XVIII веке и оживление их общин во многом произошли, благодаря организаторским способностям Денисовых, равно как и немалому количеству написанных братьями сочинений. Андрей быстро осознал роль образования и письменного слова в идеологической борьбе. Уже будучи признанным лидером староверов, он поступил в школу своих духовных оппонентов, богословскую академию господствующей церкви, чтобы изучить искусство риторики и грамматики 2100 . В своем Выговском общежительстве он организовал замечательное образовательное учреждение для воспитания новых лидеров 2101 . Оба выдающиеся писатели, Андрей и Семен стали и основателями новой литературной школы, которая оказала определяющее влияние на произведения староверов XVIII и XIX веков 2102 . Работа братьев – редкий для литературы пример взаимного сотрудничества и упорства. Однако они относились к двум совершенно разным интеллектуальным типам. Андрей был ученый, работающий систематически, методичный догматик и настойчивый организатор. Его проповеди и послания представляют собой лучший пример русской риторики того времени 2103 . В его усложненном стиле видна зависимость от старой московской школы XVI и XVII веков, которая сама была ответвлением византийской и балканской литературной школы исихазма, а также влияние украинской барочной литературы 2104 . В своих трактатах Андрей демонстрирует необыкновенные аналитические способности. Его критика текстов, используемых господствующей церковью, и доказательство им подложности так называемого «Соборного деяния на еретика Мартина Армянина» стали первым русским лингвистическим и археографическим исследованием, более чем на сто лет предвосхитившим научные изыскания 2105 . Главная работа Андрея,«Поморские ответы», которую он написал в ответ на вопросы, поставленные представителем Святейшего Синода монахом Неофитом, стала краеугольным камнем догматики староверия. Она показывает замечательное умение Андрея трактовать абстрактными проблемами догматики и обрядности, равно как и его эрудицию. Не будет преувеличением сказать, что " Поморские ответы» стали первым русским научным трактатом, написанным в соответствии со строго научными методами 2106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Постившись Господь сорок дней в пустыне, напоследок взалкал, явив человеческое естество; не ленись, душе, если приступит к тебе враг, но молитвою и постом от ног твоих да отразится. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу с верою поклонимся, Троице Нераздельной, Единице по существу, Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему вселенную. И ныне и присно и во веки веков, аминь. Удел Твой храни, Богородительнице Пречистая, ибо в Тебе он царствуя, верою в Тебе и утверждается, и Тобою побеждает всякое искушение, и пленяет врагов, и живет в послушании. Великий канон Андрея Критского , читаемый во вторник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Каиново превзойдя преступление, добровольным убийцею стал я совести своей, плоти угождая, а с нею враждуя лукавыми моими деяньями. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Авелевой праведности не уподобился я, Иисусе, дара, приятного Тебе, не принес никогда, ни дел благих, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Подобно Каину и мы, душе окаянная, Создателю всех принесли деяния скверные, жертву порочную и жизнь непотребную – за то и осудимся. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Прах земной оживив, дал Ты мне кости и плоть, жизнь и дыхание; О, Творец мой, Искупитель мой и Судия, прими меня кающегося. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Возвещаю Тебе, Спасе, грехи, мною содеянные, и души и тела моего язвы, нанесенные коварно смертоносными моими помыслами. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Хоть и согрешил я, Спасе, но знаю человеколюбие Твое: ибо наказываешь Ты милостиво и милосердствуешь любовно, плачущего видя, спешишь, как отец, призывая блудного. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Троице, Превысшая всего сущего, в Единстве покланяемая, возьми грехов моих бремя тяжкое и по благосердию Твоему, подай мне слезы умиления.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010