И также сынам Израиля был дан подобный ответ, ибо сказал им Исаия: К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и козлов не хочу. Кто требует этого от вас? 313 А они говорят ему: «Почему, хотя требовал ты, не принимаются наши жертвы?». Но говорит им пророк: Ибо ваши руки полны крови 314 . Они говорят ему: «Что же нам делать?». Он говорит им: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову 315 . Они же говорят пророку: «Если мы сотворим это, то что же будет нам?». Он отвечает им: Так говорит Господь: Когда вы сделаете это, придите и будем говорить друг с другом 316 . И как же могут говорить люди с Богом, если не через молитву, чистую от порока? А та, что имеет порок, не говорит с Богом, как написано: «Он сказал в ответ: Даже если вы умножите моление, Я не услышу, ибо руки ваши полны крови 317 ». И Он говорит им: После того как вымоетесь и мы побеседуем друг с другом, если будут грехи ва- —68— ши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – будут как волна. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же не послушаетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас, – уста Господни говорят 318 . 19 . О славные тайны, которые предузрел Исаия. Ведь он сказал им: Ваши руки полны крови 319 . Что это за кровь, которую предузрел Исаия, если не кровь Христа, что взяли они на себя и на сынов своих, и кровь пророков, убитых ими. Эта кровь красна, как багряный цвет и как пурпур. Они запачкались ею и не смогут очиститься, если не омоются в воде крещения и не примут Тела и Крови Христовой. Кровь прощается Кровью 320 , Тело очищается Телом, Грехи же водой смываются, И молитва к величию Божию обращается. Смотри, возлюбленный мой: были отвергнуты жертвы и приношения, и вместо них была избрана молитва . Поэтому возлюби чистую молитву и будь усерден в молении. Прежде всех молитв твоих соверши молитву Господню. Будь прилежен во всём, о чем я написал тебе. И всякий раз, когда ты встанешь на молитву, поминай своего друга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изображать вперёд все эти события не было надобности, ибо они развёртываются во времени (10:1–4). Но вот вслед за тем Ангел, подняв руку свою, клялся Живущим во веки веков, что «времени уже не будет», то есть прекратится обычное круговращение стихийного мира, и не будет времени, измеряемого солнцем, а наступит вечность. Здесь важно, что Ангел клялся «Живущим во веки веков», то есть Самим Богом. Следовательно, не правы сектанты, считающие, что никакая клятва вообще не допустима (ст. 5–6). «Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам», то есть скоро наступит последняя, седьмая эпоха существования мира, когда вострубит седьмой Ангел, и тогда совершится «тайна Божия», предсказанная пророками, то есть наступит конец мира, и всё, что должно произойти в связи с ней (ст. 7). Вслед за тем св. Иоанн, по повелению голоса с неба, подошёл к Ангелу, и Ангел дал ему проглотить книжицу, которую держал раскрытой в руке своей. «И она в устах моих была сладка, как мёд; когда же съел её, то горько стало во чреве моём». Здесь указывается на то, что св. Иоанн принял пророческое дарование, наподобие того, как принимали его ветхозаветные пророки, например св. пророк Иезекииль, которому также велено было съесть книжный свиток, прежде чем он был послан Господом проповедовать Дому Израилеву ( Иез. 2:8–10; 3:1–4 ). Сладость и горечь, по объяснению св. Андрея, означают следующее: «Сладко для тебя, говорит, познание будущего, но вместе и горько для чрева, то есть сердца, – вместилища словесной пищи, из-за сострадания к тем, которые должны претерпевать ниспосланные по Божественному определению наказания». Другой смысл этого: «Поелику св. евангелист не испытал худых дел, поглощением книги, содержащей деяния нечестивых, ему и показывается, что при начале греха бывает сладость, а по совершении – горечь, по причине отмщения и воздаяния». Сострадательное сердце апостола не могло не почувствовать всей горечи скорби, какая ожидала греховное человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Именно тогда два Иоанновых ученика, Андрей и еще один, простившись, пошли вслед за Иисусом ( Ин.1:37 ). И когда дошли они до Галилеи, Иисус узнал, что Иоанн и вправду арестован. И вот, когда смолкли уста грозного «пустыннного льва», тогда Иисус отверз собственные уста и воззвал [к народу]: Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие ( Мк.1:15 ). Небесные часы пробили точное время, когда Сыну Божию подобало отверзть Свои уста. Сказав, что исполнилось время, Иисус тем самым оправдал всех пророков, предрекавших Его эпоху; а возвестив, что приблизилось Царствие Божие, Он – сими словами – объявил о пришествии Царя, приносящего Собою сие Царствие. Покайтесь, – повторяет Он призыв великого Иоанна, дабы и его оправдать; и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ), – паки глаголет Он то слово благовестия, которое 30 лет тому назад изрек Ангел вифлеемским пастухам в день Его Рождества ( Лк.2:10–11 ), дабы утвердить истинность [оной] ангельской вести. [Ибо] и тогда, и сейчас Евангелие означало Радостную Весть для рода человеческого. С той поры начал Иисус подбирать Себе учеников – не из светских вельмож [и господ], а из рыбаков, простых и бедных, какими были и вифлеемские пастухи. И увидев Андрея и его брата Симона (Петра), закидывающих сети в озеро, Иисус сказал им: Идите за Мною, пусть другие ловят рыбу, а Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Пройдя немного далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих разорванные сети свои. Призвал и их, и они тут же оставили и сети, и отца своего – и последовали за Ним ( Мф.4:18–22 ). Словно пленил Он их Своим необыкновенным взглядом и предивным голосом! Как не назвать это первым Христовым чудом? В сопровождении четырех Своих учеников Иисус начал учить народ в синагогах. И народ был удивлен Его словами, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники ( Мк.1:22 ). И еще больше изумлялся народ, видя Его чудесные деяния. Как-то раз исцелил Он человека, одержимого бесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Итак, небо открыто. Открытое небо – это проповедь Евангелия. Когда Евангелие читается за Божественной Литургией, это особый момент, это всегда делается при открытии царских врат. Это символ того, что спасение дается каждому человеку. 5 глава начинается словами: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» ( Откр.5:1 ). По изъяснению святого Андрея Кесарийского и других святых Отцов, под книгой, виденной святым Иоанном Богословом, следует разуметь премудрость Божию, премудрую Божию память, в которую вписано всё, а также и глубину Божественных судеб. – Это и Книга Закона Божия, в которой Бог определил, что хорошо, а что плохо для нас. Ибо в Библии содержаться, как запретительные, так и разрешительные заповеди. Древние говорили: чтобы человеку не грешить, ему надо всегда помнить о том, что над ним есть око видящее, ухо слышащее и книга памятная перед лицом Божиим, в которую записываются все наши деяния. Эта книга пишется и сейчас. И Бог видит, что сейчас вы находитесь не перед телевизором, не на рынке. Господь видит, что сейчас вы находитесь в храме Божьем. И вы остались в храме Божьем для того, чтобы изучать Его святое слово, чтобы постигнуть Его волю, потому что для вас святое слово Господа – это есть руководство к действию, которое дано каждому из нас. Также мы читаем об этой книге, которая написана «внутри и отвне» . То есть, она говорит как о том, что происходит в этом мире, так и о том, как поступки этого мира отображаются в мире ином, в мире духовном. Сказано, что она запечатана «семью печатями» . Что значит «печать»? Печать – это то, что никто не может сам по себе и сам от себя разрешить. Сказано: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет.1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

К этой причине необходимо присовокупить и другую: апостолы просто пытались восстановить основанную Христом общину, участниками которой они все являлись до крестной смерти и воскресения Спасителя. В этом смысле апостолы ничего не создавали – они продолжали дело Христа. Наконец, вчетвертых , Федотов высказывает уверенность, что на основе «коммунизма в любви» возможна и христианская экономика. Это и произошло в монастырях, хозяйство которых основано именно на братской любви и «общности имений». Правда это осуществилось много позже, — когда христианам стали вполне ясны слова Спасителя « О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один » ( Мф.24,35 ), — христиане стали организовывать не только совместное потребление, но и совместное производство. Что же касается совместного производства не только монахов, но и мирян, то Церкви в полной мере реализовать эту норму не удалось. В связи с этим известный христианский публицист Лев Тихомиров о фрагменте Откровения Иоанна — «послания Ангелу Ефесской церкви»: « Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал и покайся и твори прежние дела » ( Отк.2:4–5 ), пишет: «Однако Откровение уже делает церкви упрек за то, что она «оставила первую любовь свою». Надо полагать, это относится к утрате того духа, при котором у верующих все было общее, не только сердце и вера, но и имущество, и не было среди них ни бедных, ни богатых, как гласят «Деяния»/16:377–378/. Эта мысль Тихомирова приобрела широкую известность, тем более, что оно согласуется с хорошо знакомыми православному читателю комментариями на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского , где упоминается, что Господь «стыдит и порицает за охлаждение в любви к ближнему и благотворительности»/17:16/. Ранняя Церковь после Иерусалимской общины. Давно замечено, что во всех ранних христианских общинах избирались диаконы ( 1Тим.3:8–13 ), что является признаком наличия общения имуществ (разумеется, признаком далеко не достаточным: анализ Павловых посланий говорит нам, что в созданных им общинах общность имущества не вводилась).

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Но характерным образом словосочетание и фразу в целом можно понимать иначе: человек вообще, человек как таковой важнее субботы.   3:16–19  И поставил он Симона… Перечень двенадцати апостолов встречается во всех трех синоптических Евангелиях (ср. Мт 10:2–4 («2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его»), Лк 6:14–16 («14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем»)), а также в Деяниях апостолов (1:13 («И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова»)), причем первым всегда стоит Петр, последним — Иуда Искариот, что, разумеется, не случайно; но в остальном последовательность слегка варьируется; если у Мт и Лк рядом с Петром назван его брат Андрей, то у Мк, как и в Деяниях апостолов, предпочтен более «богословский» порядок, так что первыми после Петра названы Иаков и Иоанн, вместе с Петром образовывавшие особенно доверительный круг, что выразилось в том, что именно они были взяты Христом на гору Преображения (см. ниже 9:2–9) и в Гефсиманский сад (см. ниже 14:32–42). Обстоятельный анализ перечня апостолов дает И. Левинская, Деяния Апостолов: Историко-филологический комментарий, главы I-VIII, М., 1999, с. 89–95.   3:16–17  И нарек имя ему: Петр […] и нарек им имя: Воанергес, то есть Сыны Грома. Возможно, именно это место Мк цитируется у св. Юстина Мученика († 165) как «воспоминания» (απομνημονεματα) Петра: «И рассказанное о переименовании Им Петра, одного из апостолов, и записанное в воспоминаниях его о том, что после этого случилось и то, что он и других двух братьев, сынов Зеведеевых, назвал именем Воанергес, то есть Сыны Грома» (dial.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Разделы портала «Азбука веры» От редакции: Иногда приходится слышать, что, мол, первые христиане представляли из себя идеал, а наше христианское поколение исторически столь ущербно, что даже причащаться должно крайне редко, в отличие от них. Предлагаем расшифровку фрагмента аудиолекции сектоведа Андрея Солодкова свидетельствующую о том, что и в ранней Церкви наряду с примерами высочайшего подвижничества, были и неурядицы. Вы знаете, что протестанты часто нам указывают и говорят, что надо всё вернуть в первоапостольскую Церковь . Вот тогда была апостольская Церковь, там было всё в порядке, а сейчас произошёл полный беспорядок. Но это не совсем так. Например апостол Иаков говорит, что в церкви были предрассудки ( Иак.2 ), невоздержание языка ( Иак.3 ), распри и вражда ( Иак.4 ). В Деяниях апостолов мы находим грех Анании и Сапфиры ( Деян.5 ); споры христиан из-за эллинов и иудеев; обиду вдовиц, когда были выделены дьяконы на служение ( Деян.6 ). В первом послании к Тимофею сказано: “ некоторые, отвергнувшие имеющуюся у них веру и добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере ”. Такой, именем Александр, был преданный апостолом сатане ( 1Тим.1:19-20 ). Помним Деяния апостолов: Симон-волхв, хотя и крестился и получил Святого Духа, но согрешал ( Деян.8:9-24 ). Апостол Павел жалуется, что “ Димас оставил меня, возлюбив нынешний век ” ( 2Тим.4:10 ) Видимо предательство, уклонение от веры. И апостолы между собой спорили, было огорчение среди апостолов. “ По некоторому времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. А отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр ” ( Деян.15:36-39 ). Мы видим, что здесь произошло огорчение, и это слово ещё говорит о том, что обида некая, т.е. обида друг на друга, что один хотел взять, а другой не хотел. Всё это было.

http://azbyka.ru/byli-li-idealny-pervye-...

А.Ю. Виноградов Содержание Предисловие Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов Книга о чудесах блаженного апостола Андрея Мученичество святого и славного Первозванного Андрея апостола Мученичество святого апостола Андрея Похвальное слово славному и всехвальному апостолу Христову Андрею Первозванному и повесть о его хождении на божественную проповедь и о совершенных им чудесах Об остальных хождениях и чудесах святого и всехвального апостола Андрея, о его крестной, христоподражательной и славной кончине и о перенесении его честных мощей Деяния Андрея и их судьба Рукописная традиция деяний Андрея Список сокращений Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный!     Предисловие Цель настоящей книги – познакомить русского читателя с одним из самых интересных и, пожалуй, самым философским апокрифом раннего христианства. «Деяния Андрея», утрачен­ные в своем первоначальном виде где-то около рубежа I и II тысячелетий, за последние полтора века были восстановлены, насколько это возможно, несколькими поколениями исследова­телей по различным источникам. И вот полтора десятка лет назад началась новая история этого памятника, который внезапно привлек пристальное внимание научного мира, о чем свидетель­ствует резко увеличившееся в 90-е гг. количество работ. К сожалению, в России исследования андреевской тради­ции, начатые в кон. XIX в. В. Г. Васильевским и о. С. Петровским , прервали события 1917 г. Да и до того времени отечествен­ному читателю было известно (по переводу Казанской духовной Академии) разве что «Письмо пресвитеров и дьяконов ахейс­ких», текст далекий от оригинального. Увеличившийся за пос­ледние два десятилетия в российском обществе интерес к фигу­ре апостола Андрея, увы, до сих пор не был подкреплен основа­тельной и научно достоверной литературой. Хочется надеяться, что наша книга несколько изменит эту ситуацию. Для перевода на русский язык нами были выбраны четыре текста, которые, как кажется, лучше всего могут охарактеризо­вать первые шаги андреевского предания в христианской ойку­мене. Это Acta Andreae, реконструированные недавно Ж.-М. Приером по различным источникам; латинская «Книга о чудесах блаженного апостола Андрея» Григория Турского , сохранившая всю безвозвратно утраченную начальную часть греческого ори­гинала; «Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов» – пер­вое и самое популярное продолжение истории апостола; и, на­конец, т. н. Laudatio Никиты Давида Пафлагона, который на рубеже IX–X вв. подверг риторической обработке как некото­рые эпизоды древних актов, так и житие Первозванного, со­ставленное в IX в. Епифанием Монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

См.: Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легевды. С. 71, 78–80. Ср.: Житие Андрея Юродивого. 77, 80–81, 100–102: PG. 111. Col. 717AC, 720D-724A, 744С-748В. См.: Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легевды. С. 73. Следует подчеркнуть, что юродивый на самом деле уважает того, над кем смеется. Симеон особенно насмехается над монахами (Там же. С. 73), однако советует своему другу Иоанну никогда ни кем не пренебрегать, «особенно же монахами» (Там же. С. 81). Vie et recits de l’abbe Daniel. P. 60. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 68. Там же. С. 80. Там же. С. 74. Ср.: С. 79. Там же. С. 79. См.: Там же. С. 71. См.: Там же. С. 69, 70–71, 73, 75, 76. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 172, 175, 176. Ibid. P. 179. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 66, 67. Палладий. Лавсаик. 36 (рус. пер.: Указ. изд. С. 78). Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21 (рус. пер.: он же. Церковная история. Т. 1.С. 172). Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 69, 75, 81. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 169. Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21 (рус. пер.: он же. Церковная история. Т. 1. С. 173). Житие Андрея Юродивого. 19, 70–71: PG. 111. Col. 652BC, 712АС. Палладий. Лавсаик. 36 (рус. пер.: Указ. изд. С. 78). Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21 (рус. пер.: он же. Церковная история. Т. 1.С. 172). Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 70. Там же. С. 74. Житие Андрея Юродивого. 20–21: PG. 111. Col. 652C-653C. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 54. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 181–182; Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 77; Житие Андрея Юродивого. 38–39: PG. 111.Col.672D-676A. См.: Палладий. Лавсаик. 37; Vie et recits de I’abbe Daniel. P. 61; Jean Rufiis. Plerophories. P. 178–179; John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 168–169,170,180; Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 55, 76.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Апокриф представляет собой повествование о деяниях и чудесах апостола Петра, а также о заключении его в тюрьму проконсулом Эгеатом и последующем распятии на кресте. Деяния и мученичество (страсти) Петра и Павла, по оценкам ученых, могли быть написаны во II-IV вв. Переводы данных апокрифических сюжетов о Петре и Павле были известны на Руси уже в XI b. Текст, посвященный окончанию жизни Петра и Павла, несет отпечаток традиций эллинистического романа. Историю деятельности этих апостолов, изложенную в канонических «Деяниях» сдержанно и реалистично, апокриф заменяет красочным повествованием с обилием чудес. Деяния и мученичество Андрея написаны, вероятно, в к. III в. Сохранились в поздней обработке. Апокриф представляет собой повествование о последних днях жизни, деяниях и чудесах Андрея. Подробно сообщается о смерти апостола на кресте. Деяния Андрея и Варфоломея в городе парфян. Сочинение возникло, вероятно, в Египте. Коптские списки датируются IX в., на их основании были сделаны переводы на арабский и эфиопский языки. Апокриф представляет собой повествование о миссионерской деятельности апостолов Андрея и Варфоломея (Нафанаила) среди населения Парфянского царства. Деяния Варфоломея. Сочинение возникло, вероятно, в Египте, среди коптов. Полный текст сохранился в арабской и эфиопской версиях, зависящих от коптской. Автор, по всей вероятности, использовал более древние «Деяния апостола Фомы». В апокрифе рассказывается о миссионерской деятельности Варфоломея в египетском оазисе и о путешествии апостола в сопровождении Андрея в Парфию, где он принял мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и бросили в море). Мученичество Варфоломея. Сохранились латинский и армянский тексты с этим названием. Латинское «Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию, греческая редакция основывается на латинском оригинале. В апокрифе описана миссионерская деятельность апостола Варфоломея в Индии и его казнь по приказу царя Астиага (Астрига). 29я глава Деяний святых апостолов.  Оригинальная греческая рукопись была найдена в XVIII в. в архивах Константинополя и подарена султаном Абдул Ахметом ученому Соннини, который перевел ее на английский и издал в 1801 г.

http://azbyka.ru/shemy/naibolee-izvestny...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010