Среди произведений Никиты Давида самым известным является «Житие патриарха Игнатия». Оно составлено после 906 г. и имеет антифотианскую направленность. В нем содержится описание осады Константинополя и разграбления его окрестностей «народом Рос» – «запятнанным убийствами более, чем кто-либо из скифов» (21.14–19). Однако ряд ученых считает, что Никита Давид, епископ Дадибры, и автор «Жития» Никита Пафлагон – не одно и то же лицо, полагая тем самым, что «Житие» и другие произведения являются сочинениями двух разных авторов. В риторическом произведении, сохранившемся под именем Никиты Философа Давида, посвященном св. Андрею, автором создается классический, по византийским меркам, образ учителя-просветителя. Этот текст имеет очень важное значение и для отечественной истории, ибо запечатлевает образ Андрея Первозванного – первоучителя восточноевропейских народов. Он обошел весь «северный край», просвещая язычников, «охватив Евангелием все области севера и все побережье Понта». На этой основе позже родилась версия о пребывании ап. Андрея на территории будущей Киевской Руси. В одной из речей конца IX в. Никита говорит, что в Амастриду стекаются, словно на общий рынок, скифы, населяющие как северные берега Эвксина (Черного моря), так и южные. Эти «скифы» обычно идентифицируются с русскими купцами, так что данное свидетельство является древнейшим упоминанием торговых контактов русских с Византией. Издание: PG 105. Col. 15–488; Smithies A. Nicetas Paphlago’s Life of Ignatius. Diss. Buffalo, 1988; Греческие предания о св. Апостоле Андрее/Изд. А. Ю. Виноградов. М., 2005. Т. 1. С. 236. Перевод: Виноградов А. Ю. Деяния апостола Андрея. М., 2004. Литература: Васильевский 1913. Т. 2. С. 213–295; Латышев 1914. С. 53–65; Латышев 1916. С. 1505–1522; Dvornik 1958; Jenkins 1965. Р 241–247; Les actes apocryphes 1978. Vol. 1–2; Podskalsky 1982; Виноградов 2004; Виноградов 2005. Житие Игнатия 21/14–19. В это время 461 запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому Понту придя к Стенону 462 и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия 463 острова, грабя все (драгоценные) сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и, схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Канон Андрея Критского, читаемый в храме на пятой седмице Великого поста 20 марта, 2007. Редакция " Правмира " Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих. Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди. Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения. Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам: аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса? Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся. Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть, и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя. Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша. Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле: слезяща зриши и притекаеши, яко отец, призывая блуднаго.

http://pravmir.ru/kanon-andreya-kritskog...

(Быт. 11:3-4) Уязвихся, уранихся, се стрелы вражия, уязвившия мою душу и тело; се струпи, гноения, омрачения вопиют, раны самовольных моих страстей. [Изъязвлен, изранен; вот стрелы вражии, пронзившие мою душу и тело; вот струпы, гноения и язвы, о душа, взывают раны самовольных моих страстей.] Одожди Господь от Господа огнь иногда на беззаконие гневающее, сожег содомляны; ты же огнь вжегла еси геенский, в немже имаши, о душе, сожещися. [От Господа одождил Господь некогда огнь на беззаконие, влекущее гнев, сжег содомлян; ты же огонь зажгла геенский, в котором будешь сожигаться.] (Быт. 19:24) Разумейте и видите, яко Аз есмь Бог, испытаяй сердца и умучаяй мысли, обличаяй деяния, и попаляяй грехи, и судяй сиру, и смирену, и нищу [Разумейте и видите, ибо Я — Бог, испытающий сердца, и умучаяй мысли, обличаяй деяния, и попаляяй грехи, и судяй сиру, и смиренному, и нищему.] Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Простерла еси руце твои к щедрому Богу, Марие, в бездне зол погружаемая, и якоже Петру человеколюбно руку Божественную простре твое обращение всячески Иский. [Простерла ты руки твои к щедрому Богу, Мария. В бездне зол погружаемая, и, как Петру, человеколюбиво Он простер Божественную руку, всячески ищущий твое обращение.] (Мф. 14:30-31) Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди. [Всем усердием и любовию прибегла ты ко Христу, прежнего пути греховного отвратившись, в пустынях непроходимых пребывая, в чистоте совершая Его Божественные заповеди.] Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Видим, видим человеколюбие, о душе, Бога и Владыки; сего ради прежде конца тому со слезами припадем вопиюще: Андрея молитвами, Спасе, помилуй нас. [Видим, видим человеколюбие, о душе, Бога и Владыки: сего ради прежде конца, Тому со слезами припадем вопиюще: Андреа молитвами, Спасе, помилуй нас.] Слава, Троичен: Безначальная, Несозданная Троице, Нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри, но пощади и избави мя огненнаго осуждения.

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

е. тот путь, которым ап. Андрей в эти места пришел. Этот путь был таким же оживленным и известным, как и путь в Италию и на Балканы. В конце тома указана обширная литература. После приведенных выше данных вряд ли покажутся убедительными доводы против реальности маршрута, которые приводит Е. Е. Голубинский: «Посылать апостола из Корсуни в Рим нашим путем есть одно и то же, что посылать кого-нибудь из Москвы в Петербург путем на Одессу, но представлять возможным совершенно неестественное и невероятное есть одна из привилегий составителей народных легенд. При том, сочиняя этот неожиданный и слишком оригинальный путь, составитель повести, по всей вероятности, не считал его таким невозможно странным, каким он был на самом деле: имея недостаточные географические сведения, он, вероятно, только находил его несколько более длинным, чем прямой путь по морю Средиземному» (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1901. Т. 1. С. 24). Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Васильевский В. Г. Труды. Т. 2. Вып. 1. Гл. 1. С. 214–227. Tischendorf. Acta apostolorum apocrypha. Lipsae, 1851; Lipsius R. A. Die apokryphen Apostelgeschichte und Apostellegenden: Ein Beitrag zur altchristlichen Literaturgeschichte. Bd. 1–2 und Ergдnzunghefm. Braunschweig, 1883–1890. Славянские переводы апокрифов см.: Сперанский М. Н. Апокрифические деяния апостола Андрея в славянорусских списках//Древности: Труды Имп. Моск. археол. общества. М., 1894. Т. 15. Вып. 2. С. 35–75. Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Васильевский В. Г. Труды. Т. 2. Вып. 1. С. 291. Там же. С. 293–295. Там же. С. 213–214. Петровский С. П. Сказание об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью//Зап. Имп. Одес. общества истории и древностей. 1897. Т. 20. Ч. 1. С. 147. Там же. 1898. Т. 21. Ч. 2. С. 82–85. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1910. Т. 2. С. 241–246. См. примеч. 2 на с. 39. См.: Barnea J. Les monuments palйochrйmiens de Roumanie.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Среда Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? 23 февраля, 2015 Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим в среду первой седмицы Великого поста. Песнь 2 Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами. Давид — израильский царь, автор Псалтири, прародитель Спасителя мира. В этой песне канона вспоминается случай грехопадения Давида, соблазнившегося Вирсавией, женой своего воина Урии (2 Цар. 11-12). Подробнее см. объяснение к 7-й песне канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста. Кому уподобилася еси, многогрешная душе? Токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми. Каин — сын Адама и Евы. Когда Каин и его брат Авель принесли жертву Богу, Господь не принял жертвы Каина, потому что она была принесена не от чистого сердца. Но Каин не покаялся, а стал завидовать брату, жертва которого была угодна Богу и принята Им. Обманом Каин заманил Авеля в поле и убил его, став первым на земле убийцей (Быт. 4). Род Каина, изгнанный от остальных потомков Адама и Евы, впоследствии погиб в катастрофе, вошедшей в Священное Писание под названием всемирный потоп. Ламех — потомок Каина от одной из его сестёр. Известен тем, что взял себе две жены, а также совершил убийство вслед за своим предком — первым человеком-убийцей. (Быт. 4:17-24). Вся прежде закона претекши, о душе, Сифу не уподобилася еси, ни Еноса подражала еси, ни Еноха преложением, ни Ноя, но явилася еси убога праведных жизни. Едина отверзла еси хляби гнева Бога Твоего, душе моя, и потопила еси всю, якоже землю, плоть, и деяния, и житие, и пребыла еси вне спасительнаго ковчега.

http://pravmir.ru/kto-est-kto-v-kanone-a...

27 до P. X. 14 по P. X. Гай Калигула Гальба Вителлий Веспасиан Домициан 37–4 до P. X. 4 до P. X. – 6 по P. X. III. Префекты Копоний [Coponius]      ок. 6–9 М. Амбивий [М. Ambivius]      ок. 9–12 Анний Руф [Annius Rufus]      ок. 12–15 Валерий Грат [Valerius Gratus]      Понтий Пилат [Pontius Pilatus]     Марцелл [Marcellus]      Марулл [Marullus]         V. Прокураторы Куспий Фад [Cuspius Fadus]      44 – ок. 45 Тиберий Юлий Александр [Tiberius Julius Alexander]        ок. 45–48 Вентидий Куман [Ventidius Cumanus] Марк Антоний Феликс [М. Antonius Felix]    Порций Фест [Porcius Festus]      Лукцей Альбин [Lucceius Albinus] Гессий Флор [Gessius Florus]      1 Witherington В., III. The Acts of the Apostles. A Socio-Rhetorical Commentary. Michigan: Grand Rapids; Cambridge, 1998. R 51. 2 Так в оригинале. Однако наличие множества ошибок в тексте, отсутствие каких-либо данных в источниках о юридической компетенции Луки и не совсем ясная необходимость иметь апостолу при себе спутника-законника послужили поводом для многочисленных исправлений данного места: litteris studiosum («сведущий в литературе»), itineris sui socium («спутник в путешествии»). Подробнее см.: Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы I–VIII. Историко-филологический комментарий. M.: Изд-во ББИ св. ап. Андрея, 1999. С. 15. Сн. 6. 5 По мнению Harnack’a, Пролог был составлен не позже 160–180 гг., вероятно, в Риме; в настоящее время дата его происхождения пересмотрена в пользу более поздней – начало IV в. (см.: Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы I–VIII... С. 14). Необходимость подобного предисловия была вызвана попыткой Маркиона отсечь Ветхий Завет от Нового и поставить под сомнение апостольский авторитет всех Евангелий, кроме Лк. 6 Монархиановы прологи представляют собой краткие введения к каждому Евангелию, включенные во многие рукописи Вульгаты. Их условное название связано с предположением, что они вышли из среды еретиков-монархиан, отрицавших тринитарный догмат. Автором данного Пролога, возможно, является Присциллиан или, скорее, кто-то из числа его последователей (см.: Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Богородичен: Радуйся, престоле огнезрачный,/радуйся, светильниче свещеносный,/радуйся, горо освящения, ковчеже жизни,/святых святая сене. Радуйся, Престол огневидный;/радуйся, Светильник, носящий Светоч;/радуйся, Гора освящения, Жизни Ковчег,/из святых святая Скиния! Ирмос: Услыша пророк/пришествие Твое, Господи, и убояся,/яко хощеши от Девы родитися/и человеком явитися, и глаголаше:/услышах слух Твой и убояхся,/слава силе Твоей, Господи. Ирмос Великого канона: Услышал пророк/о пришествии Твоем, Господи, и убоялся,/что Ты хочешь от Девы родиться и людям явиться, и возглашал:/“Услышал я весть о Тебе, и убоялся”./Слава силе Твоей, Господи! Дел Твоих да не презриши,/создания Твоего да не оставиши, Правосуде,/аще и един согреших, яко человек,/паче всякаго человека, Человеколюбче,/но имаши, яко Господь всех,/власть оставляти грехи. Дел Своих не презри,/созданием Своим не пренебреги, Правосудный./Хоть и один я согрешил, как человек,/более всякого человека, Человеколюбец,/но Ты имеешь, как Господь всего,/власть отпускать грехи. Приближается, душе, конец, приближается,/и нерадиши, ни готовишися:/время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть:/яко соние, яко цвет, время жития течет:/что всуе мятемся? Приближается, душа, конец, приближается,/и ты не радеешь, не готовишься;/время сокращается, восстань: близко, при дверях Судия./Как сон, как цвет, время жизни бежит,/зачем мы напрасно мятемся? Воспряни, о душе моя,/деяния твоя, яже соделала еси, помышляй,/и сия пред лице твое принеси,/и капли испусти слез твоих:/рцы со дерзновением деяния и помышления Христу,/и оправдайся. Воспрянь, о душа моя!/О совершенных тобою делах помышляй,/и их пред очами своими представь,/и капли пролей слез твоих,/открой со дерзновением свои дела и помышления Христу/и оправдайся. Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы,/еяже аз, Спасе, не согреших/умом и словом, и произволением/и предложением, и мыслию, и деянием согрешив,/яко ин никтоже когда.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

Кинокефалы на тимпане собора в Везеле. XI–XII вв. Кинокефалы на тимпане собора в Везеле. XI–XII вв. Из греч. лит-ры, гл. обр. из христианизированных вариантов «Романа об Александре» Псевдо-Каллисфена, сведения о кинокефалах попали в христ. апокрифические предания. Часто этому способствовали ошибки перевода и языковые совпадения. В одном из вариантов сир. перевода текста раннехрист. апокрифа «Деяния апостолов Андрея и Матфея» упоминается город собакоголовых людоедов, крещенных апостолами. Его название происходит от араб. названия племени халибов (kalbin), к-рое было понято как производное от араб. kalb - собака. В копт. и эфиоп. вариантах апокрифического текста «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея» рассказывается о кинокефале, посланном на помощь апостолам и их защиту. Собакоголовый народ упоминается в «Сказании о хождении трех отроков к св. Макарию» ( Веселовский. 1886. С. 455). Из-за созвучия с лат. словом canis (собака) с кинокефалами часто отождествляли народ хананеев, что, возможно, послужило источником традиции изображать мч. Христофора, по одной из версий происходившего из этого племени, с собачьей головой. Иисус Христос в окружении воинов с песьими головами. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 28) Иисус Христос в окружении воинов с песьими головами. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 28) Легенды о кинокефалах вступали в противоречие с образом человека как потомка Адама. Так, блж. Августин Аврелий хотя и допускал существование подобных существ, но сомневался в их принадлежности к человеческому роду ( Aug. De civ. Dei. XVI 8). В IX в. католич. богословы Ратрамн из Корби и гамбургский архиеп. Римберт признали необходимость проповеди среди кинокефалов, как одного из народов, который мог встретиться участникам миссии в Скандинавии ( Чекин. 2001. С. 73). Авторы христ. энциклопедий Исидор Севильский («Этимологии») и Рабан Мавр («О природе вещей») относили их к чудовищным народам и отмечали, что их лай характеризует их скорее как зверей, а не как людей. К. могла символизировать соединение звериного и божественного в самом человеке, что перекликалось с двойственностью образа собаки в мифологии, которая могла быть и другом, помощником человека (символ преданности и храбрости, напр. эмблема католич. ордена доминиканцев), а могла быть и врагом, диким зверем, волком.

http://pravenc.ru/text/1684666.html

Ты еси пастырь добрый: взыщи мене агнца, и заблуждшего да не презриши мене. Ты еси сладкий Иисус, Ты еси Создатель мой: Тобою, Спасе, оправдаюся. Исповедуюся Тебе, Спасе: согреших, согреших пред Тобою; но ослаби, остави мне, яко благоутробен. Троичен . О Троице – Единице Боже! спаси нас от прельщения и искушений и опасностей. Богородичен . Радуйся утробо, вместившая Бога; радуйся престоле Господень; радуйся мати Жизни нашея. Песнь 4я Ирмос . Услыша пророк пришествие твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух твой и убояхся; слава силе твоей, Господи. Тропари . Да не презриши творения твоего, да не оставиши создания твоего, Судие праведный. Аще и един согреших, яко человек, паче всякого человека, Человеколюбче; но, яко Господь всех, имаши власть оставлять грехи. Приближается, душе, конец, приближается и нерадиши, ни готовишися; время сокращается, востани; Судия близ, при дверех; яко сновидение, яко цвет, время жития преходит: почто всуе мятемся? Воспряни, душе моя, помысли деяния твоя, яже соделала еси, и принеси я пред лице твое, и капли пролей слез твоих; рцы со дерзновением деяния и помышления твоя Христу, и оправдайся. Не бысть в жизни греха, ни деяния, ни зла, имже аз, Спасе, не согреших, умом и словом и произволением, согрешив и намерением и мыслию и делом, яко ин никто же когда. Отсюду обвинен, бых, отсюду и осужден бых аз окаянный от своея совести, ее же ничтоже в мире страшнейше. Судие, Избавителю и Ведче мой! пощади, избави и спаси мя раба твоего. Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, восхождения делы и возвышения разумом: аще убо хощеши; деятельностью и разумением и созерцанием пожити, обновися. Зной дневный претерпи и хлад нощный понесе, нужды ради, патриарх, на всяк день прибыток творя, пасый стадо, боряся, работая, да две жены приобрящет. Жены две разумей, душе, деятельность и разумное созерцание: Лию убо—деятельность, яко многочадную, Рахиль же—созерцание, яко многотрудную, ибо без трудов ни деятельность, ни созерцание совершится.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

Покаяние есть естественное дыхание православно настроенной, православно воспитанной души, вносящее в нее радость и мир. «Не уподобился я Авелевой правде, не принес Тебе, Иисусе, дара приятного когда бы то ни было – ни деяния божественного ни жертвы чистой ни жития непорочного». «Как Каин, мы с тобой, душа окаянная, принесли Содетелю всех деяния скверныя, и жертву порочную и непотребное житие: вот, и осуждены». Причина падений – сладость греха. Сладость эта призрачна, обманчива: «показуяй сладкая, и вкушаяй присно горького напоения» – грех кажется сладким, а оседает горечью в душе. Кто из нас не знает, что «жизнь не праздник, не цепь наслаждений, а работа, в которой таится подчас много скорби и много сомнений»? Но нам упорно хочется, вопреки законам жизни, сделать целью своего существования на земле наслаждение: это первородный грех человечества, принесший ему, вместо счастья, неисчислимое количество страданий. Обличение жажды сладкого греха, обнажение его, раскрытие позорящих и губительных его следствий – главная тема покаянных бесед с душой в каноне Андрея Критского . Весь Ветхий Завет под этим углом зрения проходит пред нашими душевными глазами в этом каноне. Ветхозаветная библия при самостоятельном чтении многих ставит перед недоумением: зачем в ней даются в таком количестве повествования об отрицательных, а то и безнравственных поступках многих библейских личностей? Могут ли эти личности быть для нас в таком виде нравственными примерами? не уничтожают ли эти рассказы нравственно воспитательного значения Библии ? Послушаем в каноне, как преп. Андрей извлекает из Библии и предлагает душе для размышления эти отрицательныя поступки, – и мы поймем их назначение. Св. Андрей нарочито выбирает их и показывает, как они позорят и губят людей. Такия колебания и переходы от доброго к злому присущи нам: Библия полна символов наших собственных душевных состояний. «Ветхого завета вся приведох ти, душе, к подобию: подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010