999 Данные в ст. Павлова-Силъванского. Однако старцы Иосифо-Волоколамского монастыря писали в челобитной царю Федору Ивановичу: «Государь, не ведетца, что иноческому чину земля велети отводити с образом». А. Ю. 32. 1001 Чудо Леонтия и Исаи Ростовских, Лет. рус. Лит. I, 2 сч., 77. Современником этого происшествия был архиеп. ростовский Трифон 1462 – 1467. Дерн при отводе земли в этом случае не упомянут, но, вероятно, он был на лицо по обычаю. – Представление о земле-судье, именно карательнице могло держаться и благодаря библейскому рассказу о Дафане и Авироне, которых пожрала земля. В Повести о посаднике Щиле повторяется тот же самый мотив. 1004 Смирнов, Духовный отец, 331 – 332. Здесь грехи представляются по аналогии с кровью, которую запрещалось есть и предписывалось проливать на землю (Лев. XVII, 12–14). Эта аналогия встречается не раз. В трактате «Об исповедании грехов» с именем патр. Софрония читаем: «кровь исповедающихся неподкупный Судия потребует в день суда от учитетей». Migne P. G. LXXXVII, col. 3368. А в чине исповеди в параллельном тексте разъяснение: αμα ατο, γονυ τν μαρταν ατο. Алмазов, III, 26. 1006 Тихонравов, Памятн., отреч. писменности, I, 41. Ср. Tischendorf, Apocalyps.u. Apocryph., pp. 34–69. 1007 В связь с апокрифом и духовным стихом можно поставить Плач земли в Сказании о Меркурии Смоленском (Буслаев, Очерки, II, 187 – 188), а также в летописной повести о нашествии Батыя. Марков, Опред. хронол. рус. дух. стихов. Бог . Вестн. 1910 г., июнь, 364 – 367. 1009 Голубинский, История, II, 1, 399 – 400. По мнению ученого, стригольники, «может быть, руководствовались» этими словами молитвы в своей исповеди земли. – В каноне Андрея Критского говорится: «Вонми, небо, и возглаголю; земле, внушай глас, кающийся к Богу и воспевающий Его». Но это не более, как поэтичное обращение, частью заимствованное из Второз. XXXII, 1. 1011 В ученой литературе вопрос о происхождении исповеди земле далеко не выяснен. Руднев не совсем точно передает самое известие об исповеди стригольников: «они положили, что довольно приносить покаяние пред одним Богом, в сокрушении сердца повергаясь на землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Архив Пн В четверг первой седмицы Великого поста епископ Истринский Серафим совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном монастыре 22 марта 2024 г. 12:21 Вечером 21 марта 2024 года, в четверг первой седмицы Великого поста, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Вознесенском соборе Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря . Его Преосвященству сослужили клирики обители. За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Екатерина (Чайникова) , сестры и прихожане. По окончании великого повечерия епископ Серафим передал верующим Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поблагодарил всех за совместные молитвы и произнес проповедью. В ответном слове игумения Екатерина (Чайникова) поприветствовала архиерея и выразила сердечную благодарность владыке за совершенное богослужение. В завершение епископ Серафим преподал верующим архипастырское благословение. Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Ефрема Св. слово о страстях Христовых. Март. 31. О женах. Авг. 29. Сент. 30. Житие христианское. Авг. 27. Житие Пресв. Богородицы. Авг. 15. Жития Святых: – Аверкия Епископа Иерапольского. Окт. 22. – Авива мучен. Нояб. 15. – Авксентия Архиеп. Февр.17. – Авксентия мученика. Декабр. 13. – Авксентия Преп.Февр.14. – Авраамия Еписк. Аравийского муч. Февр. 5. – Авраамия Преп. Архимандр. Ростовского. Октября 29. – Авраамия Преп. Городецкого. Июл. 20. – Авраамия Преп. Смоленского. Авг. 21. – Авраамия затворника. Октября 29. – Авфония муч. Ноября 2. – Агапия муч. Сент. 20. – Агапита Киевопечерского инока и врача. Мая 3. – Агафии мученицы. Февр. 5. Июл. 29. Апр. 16. – Агафоника муч. Окт. 13. – Агафопода муч. Апр. 5. – Аглаиды муч. Дек. 19. – Агриколая Святого; слово о нем. Марта 13. – Адриана муч. Авг. 26. – Аифала муч. Нояб. 3. – Акакия пресв. Нояб. 9. Житие Акакия Митр. Мелетийск. Апр. 17. – Акепсимы Еписк. муч. Ноября 3. – Акиндина муч. Ноябр. 2. – Александра Невск. Вел. Кн. Фев. 29. Нояб. 23. – Александра пресвитера муч. Март. 15. – Александра муч. Мая 13. – Александра муч. Июл. 9. – Александра Преп. Каргопольского. Апр. 20. – Александра Преп. Свирского. Авг. 30. – Александра Преп. игумена Куштского. Июн. 9. – Александра Преп. Февр. 19. – Алексия Митр. Киевск. И Московского. Окт. 5. Февр. 12. Мая 20. – Алексия человека Божия. Марта 17. – Амфиана муч. Мая 2. – Амфилохия Еписк. Иконийского. Ноября 23. – Анагноста муч. Окт. 25. – Анагноста исповедника. Апр. 5. – Анании Апостола. Окт. 1. – Анастасии великомучен. Дек. 22. – Анастасии Римляныни муч. Окт. 29. – Анастасии Преподобной. Марта 10. – Адриана муч. Авг. 26. – Анатолия муч. Ноябр. 20. – Андрея Ап. Первозванного. Ноября 30. Житие Андрея Архиеп. Критского. – Июля 4. – Андрея (Стратилата) великомуч. Авг. 19. – Андрея юродивого Цареград. Окт. 2. Апр. 30. – Андроника муч. Окт. 12. – Андроника и Афанасии Преп. Окт. 9. – Анекта муч. Март. 10. – Анемподиста мученика. Ноября 2. – Анина Препод. Март. 18. – Анны Праведныя, матери Пресв. Богород. Септ. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

    23. Св. Аристоклея пресвитера и дружины (Вас., но у нас 20). Св. муч. Агриппины (сказ. Вас. нет). Св. муч. Евстохия и иже с ним (Вас. довольно распространено). Не найдено в обеих редакциях священномуч. Силвана и дружины, что в Вас. со сказ.     24. Рождество св. Иоанна Предтечи (сказ. особ. краткое. Оно же в печ. Вас. другое). Св. муч. Ареста (Орентия) и присные братия (особое сказ. Оно же в печ. Вас. короче). Во 2 ред. св. Иоанна Крестителя (особ. более простран. сказ.).     25. Св. муч. Февронии (основа Вас.). Память избавления от срачин. Во 2 ред. 724 св. муч. Орентия и дружины (1 ред. 24 тоже).     26. Пр. о. н. Давида селунского (Вас. 27). Пр. о. н. Иоанна, еп. готфского (Вас. — ). Св. ап. Руфа. Св. муч. Ферапонта и Марка и Маркии.     27. Св. о. н. чудатворца Сампсона (Вас.) Св. о. н. Кирилла, архиеп. алекс. (Вас., но у нас 9 июня). Во 2 ред. о Мартине туровском слово.     28. Свв. мучч. Кира и Иоанна (Вас.). Пр. о. н. Павла врача. Св. Агафодора и Агафоника. Св. муч. Иосифа и иже с ним. Во 2 ред. пр. Павла врача (сказ. Оно же в Печ. Вас. нет).     29. Свв. апп. Петра и Павла (особое сказ. Вас. другое). Во 2 ред. Петра и Павла (более распростр. сказ.).     30. Собор 12 апостол (Вас. с разностию в порядке апостолов). Во 2 ред. 12 апостолов (особое сказание). Июль.     1. Свв. чудотворцев Космы и Дамиана (Вас. — ). Пр. о. н. Петра, лежащего в Евандре (Вас.).     2. Положение ризы Пресв. Богородицы (Вас. с прибавлением в конце). Св. муч. Коинта (Вас. — Иакинфа). Св. о. н. Иувеналия, архиеп. иерус. (Вас. +).     3. Св. муч. Иакинфа (Вас.). Пр. о. н. Анатолия, архиеп. конст. (Вас. +). Свв. мучч. Феодота и Феодотии (Вас.). Свв. мучч. Диомида и Евлампия, Асклипиодота и Голендухи. Св. муч. Еразма.     4. Пр. о. н. Андрея, еп. критского (Вас. имя же). Св. Феодора киринейсного (Вас.). Во 2 ред. свв. мучч. Феодота и Феодотии (Вас. и 1 ред. 4).     5. Пр. о. н. Лампада в Иринополи. Пр. Марфы, матери Симеона дивногорца (Вас. конец другой). Св. муч. Чистые (т. е. Агны Вас.). Св. муч. Киприллы (Вас.). Св. муч. Василия и иже с ним 70 пострадавших в Скифополи. Св. муч. Стефана в Ригии калаврийстей лежащего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

94–112) и два позднейших (V- VII в.) латинских под одинаковым заглавием: Transitus Mariae. Первый под буквою А (р. 113–123, in 24 Sect.), второй – под буквою В (р. 124–136 in XXVIII cap.). Приведенное нами свидетельство находится в латинск. списке B cap. IV. Cf. S. Meliton. Episc. Sard. De transitu Virginia Mariae. T. II, p. 2, p. 212. (Bibl. max. vet. patr.). 920 Евсевий Памфил , Св. Ипполит, Св. Димитрий Ростовский . (Четьи-Минеи. Август, л. 129–147), Архиеп. Филарет Черниговский (Житие св., мес. Авг. 15 число), Солярский. (Библ. Слов. т. II. Стр. 558). Baronius. (Annal. ad ann. 48, 18), древние месяцесловы. Кроме этого, более принятого мнения о годе смерти Богоматери существуют еще многие другие: 1) По лже-Иоаннову греч. „сказанию об Успении Богоматери“ Богоматерь скончалась при императ. Тиверии (Tischend. Apoc. apocr., p. 104–105), след. не позднее 37 года по Р. X., по согласному свидетельству известных уже нам двух лат. апокр. А и В, – год или полтора по вознесении Господа (ib. р. 114. 125); так. обр., по этим сказаниям Божия Матерь скончалась через два года по вознесении, имея 50 л. от роду. 2) По свидетельству Евода еп. Александрийского и ученика Ап. Петра, через 11 лет по вознесении Господа, в 44 году по Р. X., 59 лет от роду. (Nicephor. Callist. Hist. Eccles. II, 3). 3) По мнению самого Никифора Каллиста, Богоматерь скончалась 60 лет. (Op. cit. II, 21). 4) По свидетельству Лже-Мелитонова сказания „о преставлении Марии“, – в 22 году по вознесении Господа, в 55 г. по Р. X., 69 или 70 лет от роду. (Cap. 3 см. Migne. t. V, gr. col. 1233). 5) По свидетельству Епифания, монаха и пресвитера Иерусал., в его „жизни Богородицы“ (955 г.) и Кедрина в его Compendium historiarum, – через 24 г. по вознесении Господа, в 57 г. по Р. X, 72 л. от роду. Migne t. IV, col. 758. 6) По свидетельству Андрея Критского , Богоматерь дожила до глубокой старости (Orat. I, in dormit. S. Mariae. Migne. t. 67. gr. col. 1060. B). 922 Το γου ωννου το Θεολγου, λγος ες τν κομησιν τς Θεοτκου.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

(Μηναον. Ιονιος. Σ. 110-117). Тем не менее в греч. Минее на май-июнь, изданной в Риме в 1900 г., под 17 мая помещено полное богослужебное последование М., С. и И. Богослужебное последование М., С. и И., помещенное в совр. рус. богослужебных книгах и греч. Минее (Рим, 1900. С. 306-311), включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 2-го гласа Τ πστ Χριστο τρωθντες (      ) с икосом (Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 49; в совр. греч. Минее отсутствует, хотя содержится уже в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.); канон (в греч. Минее помещен анонимно, но есть основания считать его автором Феофана Начертанного - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1951. Σ. 334) с акростихом Αδελφικν τρφωτον αν λυχναν (Братский трисветлый восхваляю светильник) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Ανατολ φαιδρυνθντες (От востока радуясь); анонимный канон без акростиха 8-го гласа, ирмос:         нач.:         (Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 47-51; греч. оригинал этого канона со 2-й песнью и большим числом тропарей сохр. в греч. рукописях, принадлежит перу Германа I , патриарха К-польского или, возможно, Андрея , архиеп. Критского,- см.: AHG. T. 10. P. 99-116, 357-358); 2 цикла стихир-подобнов (в греч. Минее только один), седален (разные в греч. и рус. Минее); светилен (только в русской). Мученики Мануил, Савел и Исмаил. Роспись базилики Протата. 1290 г. Мастер Мануил Панселин В правосл. искусстве образы этих святых встречаются в лицевых визант. Минологиях с XI в.- в Минологии из мон-ря Сан-Сальваторе в Мессине (Messan. Salvad. 27. Fol. 317v), принесенном К. Ласкарисом в XV в. из К-поля; в греч. Минологиях XI-XII вв. (ГИМ. Греч. 9. Fol. 28v; Vat. gr. 1156. Fol. 313r; Paris. gr. 1528. Fol. 21r). На миниатюрах они более всего похожи на изображения 3 отроков «в пещи огненной»: все в одинаковых вост. одеждах, с разведенными в стороны руками, поднятыми в жесте орации, в персид.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Богослужебное последование М. Е. в 5-ю Неделю Великого поста в целом состоит из тех же песнопений, за исключением канона: назначается иной анонимный канон без акростиха плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Πθ τν φωσφρον κα θεαν σου μνμην (            ) (Τριδιον Κατανυκτικν. Venetia, 1856. Σ. 294-298; Триодь Постная. М., 1992. Л. 336 об.- 341). На утрене четверга 5-й седмицы Великого поста вместе с Великим покаянным каноном прп. Андрея , архиеп. Критского, поется анонимный канон М. Е. с акростихом Σ σα Μαρα βοθει (Ты, преподобная Мария, помогай) того же гласа и с тем же ирмосом, а Житие М. Е. назначается Типиконом в качестве уставного чтения за этим богослужением (из-за продолжительности и особого покаянного характера эта служба именуется «Мариино стояние»). По рукописям известны песнопения М. Е., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Η περ πντας χαλεπς ξαμαρτσασα (Более всех тяжко согрешившую…) с икосами ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1949. Τ. 48. Σ. 169; AHG. T. 8. P. 41), дополнительные икосы кондаков, помещенных в печатных богослужебных книгах (Ibid.; Амфилохий. Кондакарий. С. 111, 181); анонимный канон с акростихом Δχου νγνων χειλων, μτερ, μνον (Прими от скверных уст, мать, песнь) 2-го гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Δχου χειλων, μτερ (Прими от уст, мать) (AHG. T. 8. P. 2-10); анонимный канон с акростихом Μαραν μν τν κυρως σαν (Марию воспеваю, истинно преподобную) 2-го гласа, ирмос: Συνεπγη πρς αυτν (Обратися вспять...), нач.: Μαρτυρων τς το Θεο βασιλεας (Свидетельств Божия Царствия) (Ibid. P. 11-25); канон, предположительно составленный Германом I К-польским, без акростиха 3-го гласа, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ κ δουλεας (        ), нач.: Τς μετανοας πογραμμν τν σαν (Покаяния пример преподобную) со 2-й песнью (Ibid. P. 26-34; этот же канон в слав. пер. содержится в слав.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 4 сент. служба М. содержит в целом тот же набор песнопений, что и в первопечатном греческом; особенностью является наличие отпустительного тропаря 2-го гласа            и кондака 2-го гласа                  . В 1-е воскресенье Великого поста М. упоминается в самогласной стихире на хвалитех; также пророкам назначается канон на повечерии в воскресенье (М. упом. в нем в одном из тропарей). Такие же указания содержатся и в пореформенном московском издании Типикона 1682 г., к-рое лежит в основе совр. Типикона РПЦ. Последование М., содержащееся в совр. русских и греческих богослужебных книгах под 4 сент., включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Το προφτου σου Μωσως τν μνμην, Κριε, ορτζοντες (            ); отпустительный тропарь 2-го гласа              (Минея (МП). Сентябрь. С. 101); кондак 2-го гласа        (Там же. С. 103; это песнопение упом. уже в Типиконе Великой ц.- см. выше; хотя в службе 4 сент. оно именуется кондаком, в каноне пророкам, назначаемом на повечерии в 1-е воскресенье Великого поста, оно выступает в роли седальна - см.: Триодь Постная. Ч. 1. Л. 153 об.); канон с именем автора, гимнографа Климента (Студита?), в богородичнах, с акростихом Μωσς Προφητν πρτος, ανεσθω λγοις (            ) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Μωσς Προφητν ανεσθω πρτερος (          ); цикл стихир-подобнов; седален. Также М. упоминается в самогласной стихире на хвалитех в 1-е воскресенье Великого поста (нач.:            - см.: Триодь Постная. Ч. 1. Л. 151 об.), в каноне пророкам, назначаемом на повечерии в 1-е воскресенье Великого поста (Там же. Л. 152 об.- 154 об.), в песнопениях Праотец недели. Сюжеты кн. Исход , связанные с М., часто используются и в других песнопениях: в ирмосах 1-й песни канонов (напр., 2-го гласа           3-го гласа          , 8-го гласа                ); в 5-й песни Великого покаянного канона прп. Андрея, архиеп. Критского (см.: Триодь Постная. Ч. 1. Л. 102 об., 303).

http://pravenc.ru/text/2563952.html

е. в 3-е воскресенье по Пасхе (                   - из синаксаря Жен-мироносиц недели - см.: Триодь Цветная. Л. 69 об.). Н. упоминается в одном тропаре канона утрени авторства Андрея , архиеп. Критского 2-го гласа, ирмос:    -                      (Там же. Л. 67 об.). В течение последующей седмицы в среду и пятницу на стиховне вечерни поется стихира авторства прп. Феофана Начертанного (Грапта), взятая из богослужебного последования Великой субботы , в к-рой говорится о погребении Христа Иосифом и Н.:                      (Там же. Л. 83 об., 90; также см.: Триодь Постная. Ч. 2. Л. 464). Н. упоминается и в др. песнопениях Великой субботы в связи с погребением Спасителя, в котором Н. принимал непосредственное участие (см.: Ин 19. 38-42): в каноне авторства Симеона Логофета 6-го гласа, ирмос:       который назначается на повечерии (см.: Триодь Постная. Ч. 2. Л. 464 об.- 467), и в похвалах на утрени (см.: Там же. Л. 467 об.- 480). В этих богослужебных текстах изображается, как Н. вместе с Иосифом горько плачут над умершим Спасителем, снимают Его Тело с Креста, совершают над ним погребальные обряды - умащают миром, оплакивают и полагают во гроб:                                        (см.: Там же. Л. 465),                          (Там же. Л. 466 об.),                  (Там же. Л. 474 об.),                          (Там же. Л. 475),            (Там же. Л. 478). Согласно совр. Лекционарию, евангельские отрывки с участием Н. читаются за богослужением в следующие дни: Ин 3. 1-15 (зачало 8) - на Божественной литургии в четверг Светлой седмицы, Ин 3. 13-17 (зачало 9) - в Неделю перед Крестовоздвижением, Ин 3. 16-21 (зачало 10) - во вторник 2-й седмицы по Пасхе, Ин 19. 25-37 (зачало 61) - на утрене Великой пятницы в качестве 9-го Страстного Евангелия в Последовании святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа (в чине 12 Страстных Евангелий), отрывок Ин 19. 31-37 - на вечерне в Великую пятницу в составе чтения, которое формируется из повествований о распятии и погребении Спасителя, взятых из разных Евангелий (от Матфея, от Луки и от Иоанна).

http://pravenc.ru/text/2565550.html

Н. и события Быт 6. 1 - 9. 29 встречаются и в гимнографии др. дней церковного года. Так, напр., в Великом покаянном каноне прп. Андрея , архиеп. Критского, в 3-й песни используется образ потопа, к-рый истребил развратившихся людей:                       (Триодь Постная. Ч. 1. Л. 101 об.); образ потопа и ковчега присутствует также во 2-й песни: человек своими грехами прогневляет Бога -                , причем эти грехи настолько многочисленны, что человек в них «утопает» -                    , и остается без всякой надежды на спасение -       (см.: Там же. Л. 112 об.). В этом же каноне в 3-й песни упоминается постыдный поступок Хама:                     (Там же. Л. 101 об.). По рукописям известен кондак прп. Романа Сладкопевца , в основе к-рого лежит библейский рассказ о Н. и потопе (Быт 6. 1 - 9. 29): он назначался на 2-е воскресенье Великого поста (вероятно, в доиконоборческом визант. богослужении Н. и события, с ним связанные, вспоминались в этот день); плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, состоит из 2 проимиев и 20 икосов, имеет акростих Ανος κα οτος Ρωμανο (И этот рассказ - [творение] Романа), нач. 1-го проимия: Επ Νε τν μαρταν κατκλυσας (При Ное грех потопил) (см.: Romanos le M é lode. Hymnes//SC. 99. P. 102-126); также см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 56 (доп. паг.)). В совр. богослужении библейское повествование о Н. (Быт 6. 1 - 9. 29) читается в Великий пост на вечернях в будни: с пятницы 2-й седмицы и по среду 4-й седмицы включительно. Е. В. Макаров Иконография Изображения Н. известны с раннехрист. времени в разных видах искусства, наиболее древние из сохранившихся находятся на монетах г. Апамея-Кибот (Фригия), датированных 193-253 гг. ( Contessa, Fontana. 2007. P. 86). На них Н. и его жена представлены дважды: в ковчеге (прямоугольной формы в соответствии с описанием в кн. Бытие), на к-ром сидит ворон (Быт 8. 7) и к к-рому летит голубка с оливковой ветвью (Быт 8. 11); стоящими на суше, вероятно вознося благодарственную молитву (Быт 8. 20). Появление ветхозаветного сюжета на монетах объясняется тем, что город, в к-ром заметную роль играла иудейская община, считался местом, где ковчег остановился после потопа.

http://pravenc.ru/text/2577915.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010