Ирмосы воскресных канонов 1-го плагального гласа, традиц. тематики: 8, нач.: ρδβλθυοτεΑβατον πλαγος τ ρυθραον (Непроходимое море Чермное); 9, нач.: ρδβλθυοτεΑισωμεν Χριστ τ δεδοξασμν (Воспоем Христу, прославленному); 10, нач.: Συνεχθη πλεμος δυνμει Θεο (Смутился враг силой Божией). Ирмосы 2-го плагального гласа: 11 свт. Николаю, нач.: ρδβλθυοτεΗπειρον πλαι λας Ισραηλτης (Сушу древле народ Израилев), в к-ром ирмос 4-й песни совпадает с ирмосом из «Последования Византиева» свт. Николаю неизвестного автора, ирмосы 5-й и 6-й песней - с ирмосами свт. Николаю прп. Андрея Критского, а ирмос 9-й песни содержит хайретизм, подражающий акафисту: «Радуйся, Двере Царя Христа…»; 12 воскресный, нач.: Τεμνομνην θλασσαν (Разделяемое море). Ирмосы воскресных канонов 4-го плагального гласа: 13, нач.: Ο σχσας τν ρδβλθυοτεΕρυθραν (Разделивший Красное [море]); 14, нач.: ρδβλθυοτεΑβυσσον πειρον, ο τετριμμνην (Бездну бескрайнюю, непроторенную); 15, нач.: Τ τος Αγυπτους Θε (Богу, [покрывшему] египтян). 2 последних комплекта ирмосов имеют ненадежную атрибуцию: в одних рукописях они надписаны как «Стефана монаха», в других - как «Сикела» или «Последование Сикелийское». А. И. Пападопуло-Керамевс считал возможным рассматривать Г. С. как автора Акафиста Пресв. Богородице, но Н. Томадакис , отождествивший Г. С. с митр. Георгием Никомидийским (IX в.), категорически отверг эту возможность. Архиеп. Филарет (Гумилевский) на том основании, что «низложение дерзостей иноплеменников», упомянутое в самогласне вмч. Димитрию, обращенном к «граду Фессалонике», удачно соотносится с бывшим в 640 г. отражением славян от Солуни, отождествил Г. С. с Георгием, еп. Сиракузским, жившим в это время и известным неск. гимнографическими сочинениями. Э. Фольери , обратившая внимание на высокопарный, изобилующий редкими сложными понятиями стиль Г. С., подвергла сомнению его авторство для 3 комплектов ирмосов 3, 14, 15) и для самогласна вмч. Димитрию, а также предположила его авторство для 3 др. комплектов ирмосов, считавшихся сочинениями Георгия Агиополита. Что же касается сохранившегося канона на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, то он вполне соответствует «барочному», по выражению Фольери, стилю Г. С.

http://pravenc.ru/text/164433.html

2006; Малое освящение воды. 2007; Молебен общий. 2008), «Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста» (Литургия Преждеосвященных Даров. 2006; Великое повечерие. 2006; Великий канон св. Андрея Критского. 2006; Часы. Изобразительны. Вечерня. 2006; Вечерня в Неделю вечера. Утреня. Час 1-й. 2007). Вне этих серий подготовлены сборники «Задостойники» (2007-2008. 2 ч.) и «Пение при архиерейском служении» (в печати). Во всех сборниках помещены песнопения в неск. вариантах для смешанных и однородных хоров. В книгах представлены древние распевы и их обработки, выполненные дореволюционными и совр. авторами (Кастальским, Смоленским, Римским-Корсаковым, Потуловым, Архангельским, Г. Ф. Львовским , Д. Н. Соловьёвым, И. И. Смирновым , Д. М. Яичковым , иером. Нафанаилом (Бачкало), диак. Сергием Трубачёвым, архиеп. Ионафаном (Елецких) , архим. Матфеем (Мормылём), Б. М. Феоктистовым, а также композиторами рус. зарубежья). В сборники вошли напевы различных мон-рей (Троице-Сергиевой лавры, Киево-Печерской лавры, Валаамского и Соловецкого мон-рей). Книги содержат указатели источников публикуемых нотных материалов, а также сопроводительные статьи, написанные ведущими специалистами в области церковного пения. Др. направления работы нотной редакции: переиздание синодальных певч. книг, впервые напечатанных в 1772 г. (Праздники нотного пения. 2002, 2004; Обиход нотного пения. 2003); подготовка сборников серии «Праздники» (совместно с отделом богослужебных книг) (Троица: Служба в Неделю Св. Пятидесятницы с последованием коленопреклонения. 2004; Служба св. прав. Иоанну Кронштадтскому: С нотным прил. 2009); публикации собраний духовно-муз. произведений разных авторов ( Римский-Корсаков Н. А. Собрание духовно-муз. сочинений. 2001; переизд. труда преподавателей Придворной певческой капеллы «Всенощное бдение: Древние роспевы в переложении для 4-голосного смешанного хора». 2003); издание песнопений знаменного распева в оригинальной нотации (Канон Пасхи знаменного роспева/Ред.: Г. Б. Печенкин.

http://pravenc.ru/text/293876.html

    Переходим ко второй половине года мартовской. Она дошла до нас в списке криптоферратского монастыря без изображений; в ней есть также в некоторые дни памяти святых без сказаний после памятей со сказаниями. Выписываем сии памяти: Марта 2 И страсть св. Коинта чудотворца и успение св. Андроника и Афанасии и память св. Троадия и св. священномуч. Порфирия газского и Феодорита пресвитера антиохийского и страсть св. священномученика Феодота, епископа киринейского. Марта 4 Страсть св. муч. Павла и Иулианы, сестры его, и Стратоника в Птолемаиде. Марта 5 Память преп. отца нашего Григория, епископа Вонстанции кипрской, и память Исихия подвижника. Марта 7 И память иже во св. Аркадия и Нестора, епископов Тримифунта кипрского, и страсть св. Еввула и Иулиана врача и преп. Дометия и св. муч. 7 в Херсоне. Марта 14. И страсть св. муч. Сатира, Сатурнила, Ревката, Перпетуи и Филицитаты в Риме мучившихся и Александра в Пидне. Марта 15. И страсть св. ап. Никандра и память св. Иоанна в Руфинианех. Марта 22. И страсть св. священномученика Василия пресвитера анкирския церкви. Марта 28. И память преп. отца нашего Илариона игумена монастыря пелекитского и Мартина (Марка), епископа арефусийского, и Кирилла диакона. Марта 29 Память преп. отца нашего Евстафия, епископа вифинийского. Марта 30 Память преп. отца нашего Иоанна, патриарха иерусалимского. В апреле нет имен без сказаний. Мая 30 Страсть св. мученик Евсевия, Романа, Ментия, Харалампа и Христины и множества святых, в Никонидии мучившихся. В июне нет памятей без сказаний. Июля 4 И память преп. отца нашего Андрея иерусалимского, архиеп. критского, и преп. Лампада иринопольского. Июля 9 Память 10,000 отцов в пещерах сожженных и дымом уморенных Феофилом, еп. александрийским. Июля 23 И страсть свв. священномучеников Аполлинария и Виталия, епп. равенских, и Аполлония. И муч. Евгения и Сосанны в Левкате. 26 Память св. Иоанна Палеолаврита и св. Маврикия. 28 Страсть св. ап. Прохора и Никанора и иже с ним. 29 И память преп. отца нашего исповедника Иоанна митрополита халкидонского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

Есть в Синодальной библиотеке другой замечательный устав Иерусалимский 381 по указ. Саввы), на который доселе не обращалось внимания исследователями древностей и даже сообщались об нем неверные сведения. В указателе преосвящ. Саввы он назван Иерусалимским и отнесен к XV веку, а в указателе архим. Владимира назван Студийским и отнесен также к XV веку. Он действительно иерусалимский, но написан между 1289—1311 годами. В чине литургии говорится: диакон диптихи живых говорит о патриархе: Афанасия(или другого) святейшего и вселенского патриарха, об епископе: Нифонта преосвященнейшего епископа нашего, и еще ниже говорится: о спасениидержаве, победе, пребывании благочестивейших и богохранимых царей наших Андроника и Ирины, и еще на сугубой эктении: еще молимся о благочестивых и христолюбивых царях наших Андронике и Ирине. Афанасий I был патриархом 1289—1293 и 1303—1311 г. Андроник II Палеолог царствовал в 1282—1328 он взял в супружество Ирину в 1285, которая скончалась в 1317 году. Итак, устав написан в конце XIII или в самом начале XIV века (1289—1311). Написан, как видно, для монастыря; везде в нем — игумен, иеромонах, братия, монастырь. Этот монастырь, очевидно, находился в Константинопольском патриархате. Кто епископ Нифонт? По Лекьеню в это время были два Нифонта, один епископ Кизический и другой епископ Могленский в Македонии (Oruens Chr. Т. I. 762 и Т. II. 318). Вероятнее, разуметь последнего, потому что в синаксаре этого устава июля 4 пишется: иже во св. отца нашего Андрея Критского и Михаила архиепископа Афинского хониата. Михаил архиеп. Афинский скончался в 1216. Эта же память в этот же день находится и в вышепоказанном уставе 1298 г. Моглена в Македонии ближе к Афинам, чем Кизик. В этом уставе нередко делаются ссылки на Палестину или палестинские порядки. Можно видеть, что писавший устав знал палестинские порядки, но в то же время видно, что он жил, при писании устава, не в Палестине. Ближе всего настоящий устав подходит к славянским уставам Московской Синод. библиотеки 328, 329 и особенно 332 (по Горскому 383—385).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О большой ее популярности и глубоком влиянии на духовную жизнь свидетельствует стихотворение Пушкина " Отцы пустынники и жены непорочны... " . Это была любимая молитва поэта, он глубоко умилялся, слушая как священник читает ее в церкви. А ведь Пушкин не был особенно религиозным человеком. Поэтому русский верующий будет чрезвычайно удивлен (и даже не поверит), узнав, что молитва эта фактически неизвестна огромному большинству греческого церковного народа, что в греческих церквах во время Великого Поста ее не слышно. Во избежание возможного недоразумения, я должен объясниться. Конечно, молитва эта существует в греческих богослужебных книгах, как и в русских; ее не пропускают, она хорошо известна духовенству и литургистам, но ввиду того, что она, согласно предписаний древних типиконов, читается священником тихо, " тайно " , народ совершенно ее забыл, сохранив лишь сопровождающие ее земные поклоны, характерные для Великого Поста. Греческая практика читать молитву " Господи и Владыко... " " тайно " несомненно более древняя. Все типиконы, включая и русские, это предписывают (см., напр., в русском, существующем в настоящее время типиконе указание о начале Поста: " Внутренне творим " , или в других местах: " в уме " или " тайно " , молитву Ефрема Сирина " Господи и Владыко " ). Русская практика читать эту молитву громко является нововведением, восходящим к XV-мy или XVI-мy веку; однако она сохранила в религиозном сознании народа одну из наиболее прекрасных православных молитв, которая без этого могла быть забыта, ибо если " тайное " или " умное " чтение некоторых молитв может быть духовно полезным в монастырях, где монахи хорошо знают богослужение, то в приходах, особенно больших, оно может повести к забвению и тем самым к духовному обеднению. Нечто подобное можно сказать и о великом Каноне святого Андрея Критского. Очень популярный у русских и представляющий для них один из моментов, на которых сосредоточено покаянное настроение в Великом Посту, он проходит почти незамеченным у греков.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1590

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ КРИТСКИЙ [в Криси; греч. ν τ Κρσει] († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.- вместе со Стефаном, Павлом и Петром). Отличен от Андрея, архиеп. Критского (пам. 4 июля). Сохранились 2 жития святого: одно написано вскоре после его смерти, др.- в кон. X в. Симеоном Метафрастом . Согласно последнему, А. К. родился в 1-й пол. VIII в. на о-ве Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. Узнав о начале иконоборческих гонений имп. Константина V Копронима , А. К. отправился в К-поль и во дворце св. Маманта обличил императора в ереси, за что был избит его слугами. Константин приказал бросить святого в тюрьму. Через нек-рое время А. К. вывели из темницы и снова жестоко избили, затем связали и через весь город тащили по земле к месту казни преступников; на площади некий торговец рассек святому ножом ногу, и тот скончался от боли. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало 3 месяца. Некие благочестивые люди нашли тело и погребли в месте, называемом Криси, где находился мон-рь, главный храм к-рого был посвящен ап. Андрею. Позднее он стал известен как храм в честь А. К. В календарях к-польского происхождения память А. К. указывается 19 или 20 окт.: Типиконе Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. P. 78-79), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 151-152), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325). Календари иерусалимской традиции относят память А. К. к 17 окт.: Иерусалимский устав (напр., ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г.). Эта дата празднования утвердилась в совр. календарях греч. Церквей и РПЦ. В древнейших слав. и рус. рукописях память А. К. встречается редко и указывается 20 окт. (согласно ранним календарям к-польского происхождения) в болг. Слепченском Апостоле кон. XII в. (Л. 100), в рус. Евангелии XIII в. (РНБ. F.

http://pravenc.ru/text/115284.html

   15.      Протоиерей Скворцов. Звезда, явившаяся на востоке. «Домашняя беседа», 1866.    16.      Протоиерей Гречулевич. О времени поклонения волхвов в порядке евангельс­ких событий. «Странник», 1869.    17.      Волхв (Мф.2:1). «Воскресное чтение», 1874.    18.      Мысли при чтении евангельских сказаний о поклонении волхвов родшемуся Спасителю (Мф.2:1—12). «Христианское чтение», 1843.    19.      Ирод. Б.п.сл. «Воскресное чтение», 1875.    20.     Бегство Св.Семейства в Египет. «Воскресное чтение», 1818.    21.      Предание о пребывании Иисуса Христа в Египте. «Воскресное чтение», 1813.    22.     Путешествие Св.Семейства в Египет. «Воскресное чтение», 1807.    23.     Одно из преданий египтян о бегстве праведного Иосифа с Младенцем Иису­сом и Материю Его в Египет. «Воскресное чтение», 1827.    24.     Калинников. Поклонение волхвов. «Воскресное чтение», 1882.    25.      Он же. Бегство Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем в Египет. Там же.    26.     Протоиерей Скворцов. Избиение младенцев вифлеемских. «Домашняя беседа», 1867.    27.      Архелай (Мф.2:22). Б.п.сл. «Воскресное чтение», 1874.    28.     Дивный промысел, видимый в обстоятельствах Рождества Христова. «Воскрес­ное чтение», 1815.    29.     С.И. Христианский дом (Мф.2:23). «Воскресное чтение», 1874.    30.     Протоиерей Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Евангелия в Великом каноне св.Андрея Критского (Вочеловечение, волхвы, пастыри, младенцы, Симеон и Анна). «Душеполезное чтение», 1880.    31.      Возвращение из Египта, детство и отрочество Иисуса Христа. «Воскресное чтение», 1831.     В Словах и Беседах    32.     Иннокентий, архиеп.Херсонский. О приготовлении иудеев и язычников к при­нятию Мессии и о путешествии волхвов в Иерусалим; О смущении иерусалимлян и Ирода по прибытии волхвов, о коварном замысле Ирода, о путешествии волхвов в Вифлеем, о поклонении их новорожденному Младенцу и о возвращении в свою стра­ну; О бегстве Святого Семейства во Египет; Об избиении вифлеемских младенцев и возвращении Святого Семейства в Назарет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Порфирий Петрович Мироносицкий (10.01.1867–01.03.1932) Воспоминания Литургика Патрология Педагогика Церковное пение Порфирий Петрович Мироносицкий Магистр богословия, преподаватель, церковный композитор, литургист. Биография Родился в селе Мордовском Качиме Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Сосновоборский район Пензенской области) в семье священника. В 1881 году окончил Пензенское духовное училище первым учеником, 1887 году - Пензенскую духовную семинарию, в 1891 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1891 года работал учителем в начальной школе села Русского Качима, при содействии отца и младшего брата построил на кладбище новую школу, в которой использовал усовершенствованную методику преподавания и воспитания. 29 мая 1894 года защитил ученую степень магистра богословия по теме диссертации: " Афинагор - христианский апологет II века " . С 27 декабря того же года причислен сверхштатным сотрудником к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. С 1 января 1896 года - помощник редактора журнала " Народное образование " . Работал в Комиссии по исправлению богослужебных переводов при Синоде, под началом архиепископа Сергия (Страгородского). С 25 марта 1897 года - сверхштатный сотрудник, а с 14 января 1913 года - постоянный член Училищного Совета при Святейшем Синоде. Являлся преподавателем Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы. В 1914-1915 годах был редактором газеты " Приходской листок " (вместе с М.А Остроумовым). С 14 мая 1918 по ноябрь 1919 года работал в Театральном отделе Наркомпроса. 2 января 1920 года утверждён преподавателем церковного пения, с 27 июля того же года - профессор гимнологии и церковно-славянского языка в Петроградском Богословском институте. Преподавал церковное пение и церковнославянский язык на богословских курсах второго благочиннического округа. С 22 апреля 1922 года - преподаватель в классах пения на богословских курсах для взрослых при церкви св. Андрея, архиеп. Критского бывшей экспедиции заготовления государственных бумаг. Участник Александро-Невского братства. С 1925 года - преподаватель греческого и церковно-славянского языков и церковного пения на Высших Богословских курсах. С начала 1930-х годов - преподаватель русского языка Ленинградского политехникума путей сообщения. Арестован 17 февраля 1932 года. Содержался в следственном изоляторе одной из тюрем Ленинграда. Скончался 1 марта 1932 года от сердечной недостаточности (от сердечного приступа во время допроса). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Порфирий Петрович Мироносицкий был великим тружеником и подвижником церковной школы, выдающимся педагогом и талантливым ученым. По его мнению, " церковная школа должна была соединить в себе добрые воспитательные начала древне-русской школы со строго научными данными современной педагогики " .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Многих пугает строгость Церковного устава: в Великий пост рыбу можно вкушать лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим. Но, как говорил авва Исаия , утончающий себя воздержанием приближается к здоровью. И не только физическому, Владыко. Уже в первые четыре дня поста за великим повечерием в церквях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского , который еще называют покаянным плачем... «С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?» – этими вопросами начинается канон, обращаясь к нашему внутреннему человеку. Вся Священная история будто проходит пред нами, весь Ветхий Завет предстает как школа покаяния, и понимаешь, что грех – это отказ от жизни для Бога и по Богу. Только с осуждения себя начинается внутреннее, духовное возрождение. Когда авву Нитрийской горы спросили, какое делание есть самое высочайшее в его подвижнической жизни, он ответил: «Постоянное самоукорение». Которому сильно мешает наша гордыня... Да, человек гордый всегда превозносит себя и винит окружающих во всех своих бедах и неудачах. Он не может любить, быть благодарным. Словно червь точит душу и тело, вызывая томление, тоску, досаду. Правда, если чувства эти возникают от мук совести, значит, человек еще духовно жив. Но самое страшное состояние наступает, когда мы уже совсем не видим своих грехов, во всем оправдываем себя, не осознавая падения. Это духовная смерть. Такие люди на исповеди обычно говорят: «Каяться мне не в чем», «Я никого не убил», «Живу, как все живут». Каменное выражение лица, каменное сердце... И чем выше духовная жизнь, тем более явственно открывается картина падения, тем больше человек осознает свою удаленность от Бога и тем глубже его покаяние. В Священном Писании говорится, что таинство Покаяния – великая Божия милость к нам, грешным, без которой не смог бы спастись ни один человек. Итак, чем глубже будет у нас чувство нашей греховности, тем пламеннее будет покаяние, тем скорее услышит Господь молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

 В разных источниках год его кончины различается, хотя в дате 4 июля они согласуются.  Диакон Агафон составил Деяния Константинопольского Собора, в которых, вероятно, ход его деятельности был отражён наиболее точно и полно; однако Деяния были сожжены Императором Филиппом. Император Юстиниан II был убит в Вифинии взбунтовавшимся войском, которое провозгласило Императором Вардана, который и принял имя Филипп. Он сжёг протоколы Собора, составленные диаконом Агафоном и хранившиеся в императорском дворце, и созвал в 712-м году концилиабулум (собрание), продолжая смуту против антимонофелитских учений Вселенского Собора. Концилиабулум официально отверг Константинопольский Собор и его определения, а также сместил Патриарха Константинопольского. Среди участников разбойничьего собора были преподобный Андрей Критский, Герман Кизический и другие. К счастью, концилиабулум не вызвал далеко идущих последствий, и в течение двух лет порядок был восстановлен. См. Гефеле, «История Соборов», т. 5 (англ. пер.: Уильям Кларк, Эдинбург, 1896. С. 257–258). –  Прим. авт ./В оригинальном тексте автором книге по ошибке указан Нокс (Knox). –  Прим. перев .  23-й тропарь 4-й песни по варианту в церковнославянской Постной Триоди –  Прим. перев .  Иногда считается, что разделение на 4 части, каждая в четверть длиной, которые читаются с понедельника по четверг Чистой седмицы, – просто выделение четверти каждой песни на каждый день; и хотя, в основном, принцип таков, на самом деле содержание этих меньших разделов значительно перестроено, и тропари имеют другую нумерацию по отношению к тому, как они идут в полной форме канона. –  Прим. автора.  В целом историки согласны, что в IX веке была составлена основа той Постной Триоди, какая дошла до нас, а в X–XV веках она была усовершенствована и дополнена. См. The Lenten Triodion pp. 29–43 (издание Джорданвильского монастыря). –  Прим. автора .  Более подробную информацию об истории древних Великопостных триодей см. в книге И. Геча (на 2017 год архиеп. Иов Тельмесский), The Typicon Decoded (Издание Свято-Владимирской семинарии, 2012), с. 38 и далее. –  Прим. автора .

http://pravoslavie.ru/159217.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010