9 день. Слово похвально св. ап. Матфею: многа апостольская благодати чудеса велика тех дарований.     14 день. Память св. славного пророна Михея. В той же день пророчество Михеево: бысть слово Господне к Михееви Мораститину.     15 день. Григория архиеп. российского слово на всечестное преставление Пресл. Владычицы нашея Богородицы: Гавриила зрю чиноначальника, на землю небесныя силы созывающа.     Слово Иоанна Дамаскина: память праведных с похвалами, рече премудрый Соломон.     Слово Андрея иерусалимского: таинство убо и настоящее торжество.     Похвала св. Владычицы нашея Богородицы, Климента епископа: се ныне светло празднество ликоствующе.     Андрея архиеп. критского: созывает паки нас обычное слово к торжеству.     Слово Иоанна Богослова: святей и преславней Богородици и Приснодеве и Марии, по обычаю на св. гроб Господа нашего входящи кадити (Lambec. VIII, 406 приписывается Иакову).     Слово св. Иоанна архиепископа селунского: егда прииде время изыти от телесе Пресвятей Богородице.     Слово Григория архиеп. селунского: мою беседу днеськ вашей любви и любовь творит и долг.     Слово I. Златоустого: должни есми братиявсегда простившего долгу помнити.     Слово: егда себе Христос Бог наш прияти благоизволи свою матерь.     Поучение: многа различна торжества со праздницы человеческое житие украшают.     Епифания иеромонаха обители Каллистратовы: о воистину истинной Богородице и Приснодеве Марии мнози проповедаша пророцы.     Андрея иерусалимлянина архиеп. критского: елико же вас Богородична сего честного приясте храма.     Пение на всечестное успение Пречистыя Владычицы; сложися Максимом иноком Ватопедским: пети усердствуя Богородицы пространне царствующия.     Слово Симеона Метафраста (историческое от рождения до Успения Богоматери): подобаше воистину девица яко же сама Бога к человеком приити хотяща.     16 день. Слово о принесении нерукотворенного образа из Едеса в Царьград: времени же окружившуся в той месяц.     Слово о написании второго образа Господа нашего I. Христа в Панеаде граде: Ирод вторый брат Филиппов и изыде от града Севаста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Алексия Комнина, греч. царя, заповеди, 15, 205, 206. Алексий Аристин, толкователь Номоканона, 205, 206. Алексий, патр. константинопольский, 205, 206. Алексий, митр. киевский, 177, 765. См. Жития и Службы. Алексию Михайловичу, царю, благод.Слово Паисия Лигарида, 189. Алексий, игумен, биограф, 673. Алексий, протопоп новгородский, еретик, 187. Алексий Григорьев, поп, владелец, 362. Алексий, диакон, то же, 270. Аллилуиа. Сказание Максима грека , 200, 201. Димитрия грека, 730, см. 269. Алфавит, книга, Сборник, 660. Амартол см. Георгий. Амвросий, еп. медиоланский, 87, 299. Его житие см. Жития. Амвросия, епископа, Истор. рос. Иерархии, 327, 408, 411. Аммос, прор., 63, 89–91, 677. Аммон, авва, 165, 181, 185, 189, 701, 730, 751, 757, 758, 763, 766, 767, 775, 777, 784, 795, 806, 807. Аммону, монаху, послание Афанасия алекс., 205–207. Амфилохия, еп. иконийского, сочинения, 7, 126–128, 129–133, 160, 205–207, 673, 748, 783. Его житие см. Жития Святых. Анаграммы писцов, 151, 171, 191, 192, 201, 239, 508, 546, 603, 692, 730, 733. Ананий, борзоходец, 681. Анастасия, патр. антиохийского, отрывки, 207, 760. Анастасия Синаита слова и отрывки, 12, 15, 91, 133, 142, 167, 175, 186, 189, 202–204, 225, 314, 680, 681, 704, 744, 750, 751, 753, 754, 756, 758, 763, 765, 767, 775, 780, 788, 794, 804. Анастасии пишет Зосима, 61. Ангелы. Сказание о них, 142–144, 775, 784, 804. Ангелов Адриан, келарь Троиц. Серг. мон., 86, 177, 604, 606, 611, 614. Андрея, апостола, благословение гор киевских, 714, 720–722, 725, 727, 745. Андрея, архиеп. кесарийского, толкование Апокалипсиса, 6, 119–122, 692. Андрея, архиеп. иерусалимского, слова, 664, 665, 680, 681. Андрея, архиеп. критского, слова, 180, 466, 663–665, 681, 755, 760, 786, 792. Канон покаянный, 299, другой великопостный, 399. Житие его, 678. Андрей, биограф Антония римлянина, 673, 692. Андрей Кузмин, священник села Коровицына, 227. Андрея Иванова, слуги Троиц. Серг. мон., старичинина, книги, 123, 399, 465, 496, 505, 517. Андроник, строитель Киржачский, владелец, 640.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКИЙ КАНОН [греч. μγας κανν], гимнографическое произведение архиеп. прп. Андрея Критского , название к-рого отражает как широту раскрытия главной темы - покаяния, так и объем текста: согласно совр. печатной Триоди, включает более 200 тропарей во всех 9 песнях (включая 2-ю, в большинстве др. канонов отсутствующую), не считая ирмосов, троичнов и богородичнов. Прп. Андрей Критский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 120 об.) Прп. Андрей Критский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 120 об.) По содержанию В. к. непосредственно не связан с общественными богослужениями Великого поста , вероятно, прп. Андрей не предполагал, что В. к. получит общецерковное употребление. Нек-рые строки канона дают основание считать, что он был написан преподобным в старости, незадолго до смерти. В одних тропарях звучит прямой призыв к покаянию, иногда от лица Самого Бога, в др.- приводятся примеры из Свящ. Писания о грехе и покаянии. В. к. включает все важнейшие библейские образы, как правило, в соответствии с хронологией; образам ВЗ посвящено большинство тропарей В. к. В 8-й песни подведен итог изложению ВЗ: «                ». Новозаветная тематика эпизодически появляется в 1-8-й песнях канона, но в основном она развивается во 2-й половине 8-й и в 9-й песнях. Метрика тропарей в каждой из песней в целом стабильна и близко следует метрике ирмоса, но число слогов в тропарях и место главного ударения может меняться. В. к. представляет собой одно из самых ярких произведений визант. церковной поэзии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II читает Великий канон прп. Андрея Критского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II читает Великий канон прп. Андрея Критского Богослужебное употребление В. к. впервые зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотипосисе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 235) и др.; они предписывают петь канон в четверг 5-й седмицы Великого поста (см. ст. Мариино стояние).

http://pravenc.ru/text/150105.html

1) Свящ. Аркадий Виноградов. Св. Андрей, Архиепископ Критский. (Апологический очерк). «Христ. Чт.», 1902 г., февраль. Небольшая статья свящ. Виноградова о св. Андрее Критском , имя которого столь популярно в русском народе, благодаря составленным им богослужебным канонам, представляет собою краткий биографический очерк знаменитого церковного песнописца. Древние исторические памятники сохранили нам очень мало свидетельств о жизни св. отца. В виду этого главным источником для свящ. Виноградова служили синаксари богослужебных книг и церковные песнопения, составленные в честь св. Андрея. Однако к этому, не всегда надежному источнику, автор относится с должной осторожностью и критикой. Биографические данные, извлеченные из богослужебных книг, всегда проверяются хроникой Феофана, творениями самого Андрея и справками в области византийской истории соответствующей эпохи. Время жизни св. Андрея автор относит к концу VII и началу VIIΙ веков. На том основании, что в церков- —422— ных песнопениях св. Андрей называется «борцом за св. иконы и обличителем неправомыслящих о них», автор предполагает, что епископ Критский дожил до иконоборческой эпохи, по крайней мере до 726 года, времени издания первого иконоборческого эдикта. Время епископского служения св. Андрея длилось приблизительно от 680–685 г. до его смерти в 726–727 г. На это указывает упоминание св. Андреем в его слове на апост. Тита о двух «равновенчанных и сопрестольных царях», которыми могли быть только Константин Погонат и его сын и соправитель Юстиниан II, совместное царствование которых продолжалось с 680 по 685 г. Год рождения св. Андрея определяется простым вычитанием 40 лет, канонического возраста для епископа, из 680–685, времени первых годов его епископского служения. В изложении событий жизни Андрея Критского автор статьи касается его участия в соборе, созванном имп. Филиппиком Варданом с целью отмены постановлений 6-го Всел. собора, направленных против монофелитства. По свидетельству хронографии Феофана, Андрей Критский , вместе с Иоанном и Германом, анафематствовал 6-ой Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4-е Св. отца нашего Андрея, архиеп. Критского 79 Родился в Дамаске в половине VII века; первоначальное образование получил дома; на 14-м году удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель св. Саввы Освящённого. Скоро сделался известен строгой своей жизнью. Феодор, правитель патриархии (не имевшей в то время патриарха по причине стеснения от магометан), избрал Андрея своим секретарём. В 679 г. он отправился вместе с двумя доверенными Иерусал. патриарха на VΙ Вселенский собор. Возвратясь в Иерусалим с определениями собора, Андрей продолжал вести подвижническую жизнь и изучать слово Божие и писания св. отцов. Спустя несколько времени, он был вызван в Константинополь и посвящён патриархом в диаконы Софийской церкви; сверх того, получил отрадное назначение питателя сирот. При императоре Юстиниане 2-м Андрей был поставлен в архиепископа Критского; ревностно проповедовал пастве своей слово Божие, мудро управлял ею и охранял своими молитвами. Действию молитв своего пастыря Критяне приписали удаление Сарацын, которые напали было на остров во время святительства Андрея. Скончался св. Андрей на пути из Константинополя, куда ездил по церковным делам. Предузнав свою кончину, он сказал своим спутникам, что «не увидит более Крита» и действительно, доехав до острова Митилены, заболел и мирно преставился – в 713 году. Есть предположение, что это было тогда, как он возвращался с собора в 712 г. против монофелитов, которые во Христе признавали только одну Божественную волю. Как относился к этому собору отличавшийся глубоким умом и знанием свящ. Писания Андрей, можно судить по его стихам, в которых он прямо пишет, что «два во Христе действия, два в Нём хотения». По смерти Андрея Критского осталось не мало его сочинений духовного содержания. «Он обогатил Церковь многими творениями, в которых опытные видят основательное знание и богатство учёности, речь приятную и стройную» 80 . О священных песнях его Церковь поёт: «блаженный Андрей, сияющий светом Св. Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом, светлейшим солнца... Ты – верное правило Богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы... Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых Апостолов и сословие блаженных мучеников».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Относительно личности В. высказывались различные предположения. Его считали студийским монахом, жившим в IX в. (Ж. Б. Питра ), или к-польским монахом- акимитом (митр. Софроний (Евстратиадис) ), или приписывали каноны, носящие имя В., В. Пагариоту, отождествляя его с Василием Элахистосом (X в.; Г. Пападопулос, архиеп. Филарет (Гумилевский) , Скабалланович), основываясь, в частности, на соображении, что архиеп. Кесарийскому естественно было в своем творчестве обращаться к наследию отцов-каппадокийцев (схолии к проповедям Григория Богослова, стихира Василию Великому). Против такого отождествления возражал Э. Буви, допускавший, что В. мог быть монахом-студитом. Он отмечал, что в венецианском издании Триоди 1601 г. В. Пагариот был изображен в одежде мирянина, следов., он не был епископом. Коминис на основании сходства канонов, носящих имя В., с канонами Андрея Критского предположил, что В. мог только добавить свои богородичны к канонам Андрея (AHG. T. 4. P. 789). Во всяком случае на основании датировки рукописей можно заключить, что В. жил не позднее X в., исходя же из строения канонов - после Андрея Критского († 740), но, вероятно, не позднее IX в. Ист.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ερμολγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. (Αγιορειτικ βιβλιοθκη; 9). Σ. 155, 175; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 5. Pars 1. P. 257; Τωμαδκης Ε. Ι. Καννες τς Παρακλητικς//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Σ. 257; AHG. T. 2. P. 122-126, 401-402; T. 4. P. 52-75, 788-789; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 533; Τ. 2. Σ. 244; Τ. 3. Σ. 759, 849; 943 (илл.); Ταμεον. Ν 324, 394. Σ. 118, 138; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи С.-Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 190. Лит.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. XLV; Παπαδπουλος Γ. Ι. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλεαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 257; Bouvy E. La fête de l " Εσοδος//Bessarione. R., 1897. Anno 1 (1896). Vol. 1. P. 555-562; Thibaut J. Étude d " hymnographie Byzantine. Différentes attributions des tropaires//Ibid. 1899/1900. Anno 4 (1899). Vol. 6. P. 101, 103; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 315-316; Weyh W. Die Akrostichis in der byzantinischen Kanonesdichtung//BZ. 1908. Bd. 17. S. 54; Скабалланович М. Н. Введение во храм Пресв. Богородицы. К., 1916. [Серг. П.], 1995р. С. 53-92. (Христ. праздники; 3); Emereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1922. N 21. P. 278-279; Να Σιν: Εκκλησιαστικν περιοδικν Σγγραμμα. Ιεροσλυμα, 1934. Α. 29. Σ. 566, 567; 1938. Α. 33. Σ. 439; Εκκλησιαστικς Θρος. Αλεξνδρεια, 1932. Α. 31. Σ. 106; 1938. Α. 37. Σ. 247; 1940. Α. 39. Σ. 126, 128, 133, 420; Salaville S. Basilius, Mönch v. Studion//Lexikon für Theologie und Kirche/Hrsg. v. M. Buchberger. Freiburg i. Br., 1931. Bd. 2. Sp. 31; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 606; Janin R. Basileios v. Studiu//LTK. Bd. 2. Sp. 37.

http://pravenc.ru/text/150683.html

О воскрешении дочери Иаира и исцелении кровоточивой 1) На Ев. Матфея 9:18–26 . Св. Иоанн Златоуст . О воскрешении дочери Иаира и исцелении кровоточивой. Беседа XXXI, ч. 2. 2) Ст. 18–26. Филарет, митр. Киевский. «Воскресное чтение», 1804. 3) Ст. 18. Руковозложение. Библ. пол. сл. «Воскресное чтение», 1877. 4) Ст. 20–23. Свящ. А. Ключарев. Евангельское повествование об исцелении Господом жены кровоточивой. «Душеполезное чтение», 1863. 5) Прот. Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Еванг. в Вел. каноне святого Андрея Критского . Исцеление кровоточивой. «Душеполезное чтение», 1880. 6) Ст. 2. Арсений, митр. Киевский. О различном отношении Св. Церкви и мира к умершим и значении слов смерить и успение языке мира и Церкви. День кончины Пресвятой Богородицы не есть день Ее смерти, а день успения. Слова и беседы. 7) На Евангелие от Марка 5:22–35 . Иаир. Библ. пол. сл. 1875. «Воскресное чтение», 1802. 8) Ст. 39. Илиодор, архиеп. Курский. Об истине воскресения. Беседы. 9) На Евангелие Лк.8:50 . Св. Афанасия Александрийского из толкования «Тв. святых отцов», т. 22; Тв. святого Афанасия Александрийского , ч. 4. 10) Ст. 41–56. Дочь Иаира. «Воскресное чтение», 1877. 11) Ст. 41–56. Неделя 24 по Пятидесятнице. «Воскресное чтение», 1825. 12) Ст. 41–56. Евсевий, еп. Могилевский. Беседа в 24 нед. по Пятидесятнице. Беседы на воскр. и праздн. Еванг., ч. 2. 13) Ст. 41–52. Младенец Иисус. «Воскресное чтение», 1802. 14) Ст. 41. Арсений, митр. Киевский. О том, что Бог есть единственное и верное прибежище в несчастиях наших, и что самые несчастья мы должны признавать своим благом. 15) Ст. 44–48. Дмитрий, архиеп. Волынский. Беседа об исцелении кровоточивой. Волын. Епарх. Вед. 1876. 16) Ст. 44–56. Павел, архиеп. Кишиневский. О возможности и действительности чудес. 17) Ст. 45. Свт. Филарет, митр. Московский. О значении вопроса Иисуса Христа о прикосновении к Нему, по поводу исцеления кровоточивой и о способе исцеления. 18) Ст. 49. Павел, архиеп. Кишиневский. Вера и спасение людей всегда и везде находятся в непрерывной связи между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

13) Филарет, митр. Киевский. Беседа на ст. 14–22. «Воскресное чтение», 1804. 14) С. Д-в. Сын Человеческий ( Мф.8:20 ). «Воскресное чтение», 1875. 15) Щеголев. Почему Иисус Христос называет Себя Сыном Человеческим. «Воскресное чтение», 1881. 16) Филарет, митр. Киевский на ст. 23–27. «Воскресное чтение», 1803. 17) Епископ Феофан. Мысли на ст. 23. 18) Тренч. Чудеса Господа нашего Иисуса Христа. Укрощение бури. 19) Буткевич. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Укрощение бури. 20) О библейских бесноватых ( Мф.8:29–31, 12:22, 17:15 и др.). «Воскресное чтение», 1874. 21) Прот. Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Евангелия в Великом каноне святого Андрея Критского . Исцеление бесноватых ( Мф.8:28, 17:16 ; Мк.5:3 и др.). «Душеполезное чтение», 1881. 22) Филарет, митр. Киевский. Беседы на ст. 28–34. «Воскресное чтение», 1804. 23) Неделя 5 по Пятидесятнице (ст. 28–34). «Воскресное чтение», 1825. 24) Епископ Феофан. Мысли наст. 28–44. 25) Тренч об исцелении бесноватых в Гадаринской стране. Чудеса Господа нашего Иисуса Христа. 26) Буткевич. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. 27) Евсевий, епископ Могилевский. Беседа в 4 нед. по Пятидесятнице. Беседа на воскр. и праздн. Евангелия, ч. 1. 28) Ст. 10. Павел, архиеп. Кишиневский. Высокий нравственный характер капернаумского сотника. 29) На тот же ст. Филарет, архиеп. Черниговский. 30) Ст. 11–12. Дмитрий, архиеп. Волынский. О приговоре Господа на недостойных сынов Царствия Божия и об условиях истинной веры для христианина. «Волынские епархиальные ведомости», 1877. Ст. 28–34. С. Соллертинский . Об исцелении гадаринских бесноватых (против Бека). Пастырство Христа Спасителя. 31) Ст. 38. Григорий архиеп. Казанский. Не будь равнодушен к вере. 32) Ст. 4. С. Соллертинский . Почему Иисус Христос повелел исцеленному прокаженному показаться священникам? Пастырство Христа Спасителя. 33) Ст. 5 и дал. Его же. Примирение разностей в Евангельских повествованиях об исцелении слуги капернаумского сотника и о личности этого последнего. Там же. 34) На Евангелие от Марка 5:9 . Мысли епископа Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

189 Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 5. Ч. 1. («Златая Цепь»). С. 186 1751). 195 Памятники отреченной русской литературы/Собр. и изд. Н. Тихонравовым. М., 1863. Т. 2. С. 323–338. 207 Там же. Л. 288в. По отношению к данной подробности могут быть предложены разные варианты понимания: 1) кораблем правят трое – и тогда тут догматико-богословский контекст: «Агапия путеводствует Троица»; 2) кораблем правят трое, но под «двумя мужами» подразумеваются апостолы Петр и Павел, чему аналогий в литературе средневековья достаточно, – и тогда глубина символичности тут не велика; 3) в текст вкралась ошибка, и, учитывая подробности сходных эпизодов последующего повествования, должно читать «дванадесять», – тогда тут экклезиологический контекст: Агапия путеводительствуют Христос и 12 апостолов, то есть Церковь Нового Завета. 228 Ванеева Е. И. Александрия Сербская//СККДР. Л., 1988. Вып. 2: (вторая половина 14–16 в.). Ч. 1: А–К. С. 22–23. 260 Афанасьева Е. В. К вопросу о связях древнегреческой, среднегреческой и сербской редакций романа об Александре Македонском//Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 37. 265 Невоструев К. И. Слово св. Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку 12 в. С. 32, 36. 266 Тайная тайных//ПЛДР: Конец 15 – первая половина 16 века. С. 548, 550 (подг. текста Д. М. Буланина). 268 На это ясно указывает, пожалуй, единственная в отечественной научной литературе специальная работа – диссертация протодиакона (ныне протоиерея) Сергия Правдолюбова на соискание ученой степени магистра богословия: «Великий канон» святого Андрея Критского : (История. Поэтика. Богословие.). Загорск: Моск. дух. ак., 1987. Т. 1–5 (машинопись). 270 Триодь Постная. М., 1992. Ч. 1. Л. 89–94, 100 об.–105, 111 об.–116, 121–125 об.; 294 об.–313 об. 273 Филарет (Гумилевский) , архиеп. 1) Историческое учение об отцах Церкви. Св.-Тр. Серг. лавра, 1996 (репр. изд.). Т. 3. С. 242; 2) Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Св.-Тр. Серг. лавра, 1995 (репр. изд.). С. 199; Скабалланович М. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913. Вып. 2. С. 268; Голубцов А. П. Из чтений...: Литургика. С. 220; Правдолюбов С. «Великий канон» святого Андрея Критского . Т. 2. С. 56–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно визант. послеиконоборческим монастырским Типиконам IX-XI вв., богослужение Л. с. имеет уже практически тот же вид, что и в наши дни. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., содержащему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, песнопения, посвященные воскрешению Лазаря, начинают звучать за богослужением начиная с утрени среды 6-й седмицы Великого поста, когда назначается соответствующий канон 2-го гласа; также с вечера среды до утрени пятницы поется цикл из 4 самогласных стихир 1-го гласа; на утрене пятницы назначается канон Лазарю 7-го гласа авторства гимнографа Германа. В пятницу на вечерне рядовая кафизма отменяется, на «Господи, воззвах» поется цикл из 3 самогласных стихир Л. с. 6-го гласа и 2 самогласна 8-го гласа; на утрене на «Бог Господь» поется отпустительный тропарь 1-го гласа     по кафизмах назначаются ипакои и седален Л. с.; по окончании уставного чтения после 2-й кафизмы поется      один раз; затем - Пс 50 и канон 1-го гласа авторства прп. Андрея , архиеп. Критского, к к-рому с 6-й песни добавляется четверопеснец; по 3-й песни - седален; по 6-й песни канона поется кондак 2-го гласа       на хвалитех поется цикл из 3 самогласнов 1-го гласа, а также еще один самогласен 1-го гласа на «Слава, и ныне:»; на стиховне утрени поются стихиры 6-го и 8-го гласов; на литургии - изобразительные антифоны, вместо Трисвятого -         прокимен, аллилуиарий, апостольское и евангельское чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. ( Пентковский. Типикон. С. 245-246). Богослужение Л. с. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. имеет следующие особенности: в четверг на вечерне и в пятницу на утрене указаны самогласные стихиры Лазарю; в пятницу вечером на «Господи, воззвах» вместе со стихирой дня поются 3 самогласна Л. с. (те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе); на повечерии отмечается отпустительный тропарь Л. с. и канон авторства Андрея Критского (к-рый в Студийско-Алексиевском Типиконе назначен на утрене), по 6-й песни - кондак Л. с. На утрене трижды поется отпустительный тропарь Л. с., по кафизмах - седальны Л. с. и уставные чтения; затем -       и каноны плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа: четверопеснец авторства прп. Космы Маюмского и полный канон авторства Иоанна Монаха (Дамаскина?); по 3-й песни - седален, по 6-й - кондак, по 9-й песни вместо эксапостилария - Αγιος Κριος (    ); на хвалитех - те же стихиры, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В отличие от Студийско-Алексиевского Типикона, указывающего великое славословие только для Великой субботы, в Евергетидском Типиконе на Л. с. (как и на ряд др. праздников) также оно есть, т. е. утреня оканчивается как в воскресные дни. Изменяемые части литургии указаны здесь те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 539-541).

http://pravenc.ru/text/2462505.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010