Поэтому Преподобный Сергий – это не тот святой, которого можно праздновать один день, но и весь год его юбилея мы должны своим умом проникать в его Житие, всматриваться, размышлять, искать с ним молитвенного общения (то есть, его понимания). За всю свою жизнь я только один раз почувствовал Преподобного – только один раз! Да потому что – кто я такой? На меня Преподобный, наверное, смотрит, как на изверга: «Кто ты такой, что пришел к моей раке?!» И только один раз – с пятнадцати лет, как я пришел к его раке – не ради меня и не из-за себя, а ради того, над чем я трудился, - он поддержал меня совершенно непостижимым образом! - В Житии мы читаем такие загадочные в чем-то и, наверное, очень важные слова, которые произнес старец, явившийся отроку Варфоломею, будущему Преподобному Сергию. Он сказал тогда, что «отрок сей будет вселением Святыя Троицы». Многие по-разному трактуют эти слова. Но, действительно, образ Святой Троицы, написанный Преподобным Андреем Рублевым, был вдохновлен Житием Преподобного и как бы духовно ему посвящен. И вот эта связь – Святой Троицы и Преподобного Сергия – наверное, послужила выбором и того места, куда пришел будущий Преподобный. Да и храм первый был посвящен именно Святой Троице, не традиционно, как пишет Епифаний Премудрый: не было в то время на Руси такой традиции посвящения храмов… - Я хочу здесь сказать, что Преподобный Андрей Рублев был назван в монашестве в честь Преподобного Андрея Критского. А из творений Преподобного Андрея Критского мы делаем вывод, как важно для любого монаха – любого монаха – почитание Пресвятой Троицы. Может быть, именно поэтому и Троица особенным образом им написана, и нами сегодня «читается». То, что Преподобный Никон попросил написать Преподобного Андрея Рублева эту икону – это в похвалу Преподобному Сергию и в честь Пресвятой Троицы. Но это было не просто творчество, а именно творчество монашеское! И именно то, что удалось Преподобному Андрею Рублеву, совершенно непостижимо! Это трудно осознать! Но это очень и очень важно.

http://pravoslavie.ru/72219.html

3. О жизни другого великого византийского песнотворца, преподобного Андрея Критского, мы знаем тоже немного, и тоже только по минее. Феофан летописец называет Андрея Критского в числе членов собора 712-го года, отвергшего деяния Вселенского собора, под давлением имп. Филиппика. Это было актом недостойной уступчивости (или «икономии»), но не отступничества… Родом преподобный Андрей был из Дамаска, подвизался в обители святого Саввы, позже был диаконом Великой Церкви. Трудно определить точно, когда был он поставлен епископом Критским. По-видимому, он дожил до начала иконоборческих споров (сохранилось слово в защиту святых икон)… Преподобный Андрей был проповедником и песнописцем. По-видимому, он был первым составителем канонов (трипеснцы с именем Софрония принадлежать, вероятно, преподобному Иосифу Песнотворцу, уже в.). Большинство канонов преподобного Андрея очень рано вышли из употребления. Самым замечательным произведением преподобного Андрея является, конечно, Великий Канон, — известен он нам в позднейшей обработке студитов, ирмосы и тропари преподобной Марии Египетской не принадлежат Андрею. Всего скорее, это своего рода покаянная автобиография. Отсюда и тот подъем и напряженность личного чувства, которым пронизана эта поэма сокрушенной души… Для преподобного Андрея характерен его библеизм. Иногда он почти буквально повторяет библейские тексты. Великий Канон переполнен библейскими воспоминаниями. Тянется длинная вереница ярких покаянных образов из Библии, от Адама до благоразумного разбойника. Библейский текст очень часто воспринимается аллегорически, — но это нравственный, не умозрительный аллегоризм… Догматические мотивы у преподобного Андрея выражены мало. Преобладает покаянная лирика… Нужно отметить еще его трипеснцы в первые дни Страстной седмице (поются теперь на повечериях), в среду Сыропустной, на повечерии недели Ваий, полные каноны на Воскресение Лазаря, в неделю жен мироносиц, на преполовение Пятидесятницы, на день Рождества Богородицы, и ряд «самогласнов…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

17/30 Пророка Осии (820 г до Р. X.). Преподобномученика Андрея Критского (767). Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского (898). Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница» (XIX). Тропарь пророку Осии, глас 2 Пророка Твоего Осии память, Господи, празднующе,/тем Тя молим:/спаси души наша. Кондак, глас тойже Правыми стезями последуя заповедем Господа твоего, пророче Осие,/исполнився Духа Святаго/и, прием дар пророчествия,/провозгласил еси Израилю Христово, хотящее в последняя лета быти, пришествие,/обличая заблуждшия люди от пути праваго/и наставляя на путь, ведущий в Вышний Иерусалим,/идеже ныне предстоя,/молися непрестанно о всех нас. Ин кондак, глас 4 Просветившееся Духом чистое твое сердце/пророчества бысть светлейшаго приятелище:/зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Осие славне. Величание Величаем тя,/пророче Божий Осие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобномученику Андрею Критскому , глас 4 Постнически предподвизався на горе,/умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне,/паки же ко страдальчеству/мужески облеклся еси,/убив Копронима мечем веры,/и обоих ради венчался еси от Бога,/преподобномучениче Андрее приснопамятне. Кондак, глас 3 Празднует днесь Царствующий град/праздник пресветлый светоносныя твоея памяти,/всякий призывая град и страну,/радуется бо, яко имея сокровище велие,/многострадальное твое тело,/Андрее мучениче, Православия светильниче. Ин кондак, глас 8 Мужества тезоименитому 20 благодарение,/яко благочестия тайноглагольнику,/похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне./Но, яко имея дерзновение ко Господу,/от всяких лютых ны спаси, да поем:/радуйся, отче приснопамятне. Величание Ублажаем тя,/преподобномучениче Андрее,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь праведному Лазарю Четверодневному, другу Божию, епископу Китийскому, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О существовании почитания свидетельствуют также слова Лаврентиевской летописи о ростовском кн. св. Василии (Васильке Константиновиче), убиенном от татар в 1238 г., которого «причте Бог смерти Андрееве кровью мученичьскою». Особо чтил князя Андрея царь Иоанн Грозный . В ходе подготовки к Казанскому походу, в 1548-1552 гг., он неоднократно посещал Владимир и сделал распоряжение о ежегодном поминовении погребенных в Успенском соборе князей и иерархов; торжественные панихиды по князю Андрею царским повелением было установлено служить 2 раза в год: в день его убиения и в день памяти ап. Андрея Первозванного (30 ноября). В царствование Иоанна Грозного оформилась отразившаяся в «Степенной книге» концепция русской истории, согласно которой Андрей Боголюбский стоял у корня российского самодержавия, являясь основателем великого княжества Владимирского - непосредственного предшественника Московского царства. В святцах память Андрея Боголюбского прослеживается с XVII в. Под 3 августа «убиение благовернаго великаго князя Андрея Боголюбскаго, иж в Володимере, от своих боляр, от Якима Кучковича с товарищи» отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг.; в Кайдаловских святцах конца того же столетия память Боголюбского князя значится под 2 октября по случаю основания им Покровского монастыря близ Боголюбова . Имя Андрея Боголюбского внесено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе Мощи святого были обретены 15 октября 1702 г. и положены в раке в Успенском соборе с северной стороны. При обретении святые мощи были переоблачены, остатки древней одежды положены в ризнице собора, тогда же святому было установлено местное празднование в день памяти свт. Андрея Критского (4 июля). В начале XVIII в. было составлено житие, хранившееся во владимирском Успенском соборе. В 1768 г. при освящении собора после ремонта северный придел, который до того был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, переосвятили в честь св. Андрея Боголюбского; над ракой святого была устроена сень, а сама рака, так же как и стена возле нее, украшена посвященными князю Андрею стихами императрицы Екатерины II.

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

Происхождение службы В церковной службе на сей праздник из стихир на Господи воззвах две первые суть произведение Германа, патриарха Константинопольского (VIII век), последняя — Иоанна Дамаскина или Иоанна, митрополита Евхаитского, жившего в XI веке; на литии первая принадлежит Анатолию, патриарху Константинопольскому (V век), вторая — монаху Иоанну, третья — Андрею Пирру, время жизни которого неизвестно; четвертая, пятая и шестая — Герману, седьмая — Анатолию, восьмая — Андрею Критскому (VII век), девятая — Герману; на стиховне три суть монаха Космы (епископа Маюмского) и одна — Андрея Критского; канон — произведение Космы, епископа Маюмского; из стихир хвалитных последняя — Германа. Остальное — неизвестно, чьего произведения. Проповеди святых отцов Проповеди на этот праздник находятся в сочинениях Мефодия Па-тарского, Афанасия, Амфилохия, Амвросия, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Златоуста, Августина, Кирилла Александрийского, Феодота Анкирского, Елигия Новиомского, Гильдефонса, Дамаскина. Продолжение праздника Празднование Сретению Господню в нашей Церкви начинается 1, а оканчивается 9 числа февраля, если не предупредит сего числа пост; в противном случае Сретению празднуется столько дней, сколько останется их от поста. Притом и самый Праздник, если случится в один из первых дней Великого Поста (далее он не заходит), то празднуется в предыдущее воскресенье. Праздник Благовещения Предмет праздника и отношение его к жизни христианской Двадцать пятого числа марта, то есть за девять месяцев до Рождества Христова, Церковь совершает торжество в воспоминание преславного и вожделенного Благовещения Пресвятой Деве Марии о чудесном, безсеменном зачатии и рождении Ею Предвечного Сына Божия. (Лк. 1:26—38). Нравственная мысль этого праздника столь же высока и таинственна, сколько неизреченно и непостижимо зачатие во плоти Сына Божия. Безсеменное зачатие Иисуса Христа внушает нам, что и христианин рождается не от похоти плотской, но от Бога; что со стороны возрождаемого требуется та же постоянная внимательность к самому себе и строгая бдительность над собственным сердцем, та же живая вера и всецелая преданность воле Божией, которые обрели благость у Бога Преблагословенной Деве Марии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3216...

Творения святого Андрея – это около шестидесяти проповедей на церковные праздники, вошедшие в греческие менологии, синаксари и различные сборники поучений. В числе его бесспорных творений – слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честнаго Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца, а также из цикла Триоди Постной и Цветной: на Неделю мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на Святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на Четверодневного Лазаря, на Страдания Господа, в неделю о расслабленном, о Святом Духе. Современный Типикон указывает чтения слов святителя Андрея на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на неделю ваий. Преподобный Андрей известен также как автор многочисленных ирмосов, самогласных тропарей и стихир, находящихся в греческих рукописных и печатных ирмологиях, минеях, триодях, стихирях и феотокариях (сборниках Богородичных стихир 21 . По-видимому, святой Андрей был первым составителем канонов; большинство из его канонов очень рано вышли из употребления 27 . Каноны эти в первоначальном виде были рядом тропарей, без ирмосов, или точнее – рядом стихир. Ирмосы позднее были составлены преподобным Иоанном Дамаскином , которому и принадлежал труд соединения тропарей в стройное целое 25 . Кроме знаменитого Великого канона преподобному Андрею принадлежали каноны на главные праздники, некоторые из которых входят в состав современных богослужебных книг; это каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение и др., каноны, трипеснцы и самогласные стихиры на многие дни Постной Триоди. Известно около 70 канонов, приписываемых святому Андрею Критскому. Характерные черты канонов преподобного Андрея – отсутствие акростиха, наличие 2й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песни его канонов могут иметь по 2 ирмоса. В Великом каноне это очевидно.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

    «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»:     Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Быт. XI:2,98. С. 86 87. (разрядка наша. — иг. Ф.).    Например: фильм «Эквилибриум» (К. Уиммер, 2002, США). Примерно о том же — «Матрица» в 3-х сериях (Л. и Э. Вачовски, 1999—2003, США); «Пятый элемент» с идеей тотальной слежки (Л. Бессон, 1997, США); «Остров» с идеей выращивания людей для получения человеческих органов (М. Бэй, 2005, США); «Судья Дредд» с идеей, что порядок в обществе может быть гарантирован исключительно насильственными методами (Д. Кэннон, 1995, США); «Блэйд» в 3-х сериях, где повествуется о повсеместном внедрении вампиров во все слои общества, которое готово им подчиниться целиком, включая полицию, причем специально подчеркивается, что ни крест, ни святая вода на этих вампиров не действуют (США; сер. 1 — С. Норрингтон, 1998; сер. 2 — Г. дель Торо, 2002; сер. 3 — Д. Гойер, 2004), и т. п.    Все примеры — из фильма «Битва галактик» (М. Вутег, 2003, США).    Символ веры, член 7-й.    Символ веры, член 7-й.    Символ веры, член 3-й.    Житие Марии Египетской. С. 97—98.     Трифон (Туркестанов), митрополит. Слово в день памяти преподобной Марии Египетской/Трифон (Туркестанов), митрополит. Храм Божий — это земное Небо. М., 2006. С. 234—235.    Молитва преподобной Марии Египетской, из службы преподобной (1 апреля)/Минея: Апрель. Ч. 1. М., 1985. С. 12.     Трифон (Туркестанов), митрополит. Слово в день памяти преподобной Марии Египетской. С. 228—230, 235—236.    В понедельник, вторник и среду первой недели Великого поста чтение Великого канона завершается тропарем Андрею Критском? (тропари на Слава; И ныне читаются до тропаря преподобному), после которого поется катавасия — ирмос 9-й песни «Безсеменнаго зачатия». Когда же канон завершается чтением окончательно, то есть в четверток первыя седмицы на повечерии (когда завершается раздельное чтение канона) и в четверток пятыя седмицы на утрени (когда канон вычитывается полностью единовременно), тропарь преподобному Андрею Постная Триодь помещает здесь — до Слава. Катавасия — в своем месте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Для святителя Андрея характерен особый стилистический почерк, особая система образов, нередко уходящих в раннехристианскую палестинскую архаику, например образ ребр Христовых как чаши (Великий канон, песнь 4); его стиль, сжатый, строгий и учительный, его простой язык узнаются сразу. Святитель Андрей Критский наиболее известен своим Великим, или Покаянным, каноном. Существует мнение, что первоначально это был лишь ряд тропарей без ирмосов и без Богородичнов и лишь позднее Иосиф Песнописец оформил его. Современные знания о палестинской гимнографии показывают, что эта точка зрения неверна. Великий канон изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской (хотя, судя по житию, написанному святителем Софронием Иерусалимским, ее память могла праздноваться достаточно рано), все остальное принадлежит святому Андрею. Самая ранняя рукопись, в которой засвидетельствован Великий канон (с несколько иным порядком тропарей и более кратким их составом), – исследованная нами Студийская Триодь середины – второй половины IX века, Р.А.И.К. 109, хранящаяся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге. В этой рукописи канон присутствует на своем первоначальном месте в богослужении Великого поста – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста (так называемее Стояние Марии Египетской). Лишь позднее он появляется еще и на повечерии первых четырех дней 1-й седмицы. Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца». Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).

http://pravoslavie.ru/45079.html

Как спас Ты Петра, воззвавшего среди волн, поспеши спасти и меня, Спасе. Избавь от зверя, простирая руку Свою, и изведи из глубины греховной. Пристанище тихое вижу в Тебе, Владыка Христе: поспеши же избавить меня от непроходимых глубин греха и отчаяния. Я словно драхма с изображением царским, потерянная в древности Тобою, Спасе [Царю]. Но светильник зажги, Слово, — Предтечу Своего, — поищи и найди Свой образ. Прп. Марии Египетской: Дабы пламя страстей угасить, о Мария, всегда реки слёз изливала, душу свою воспламеняя любовью Божественной ! Тех слёз благодать подай же и мне, твоему рабу. Прп. Марии Египетской: Бесстрастие небесное стяжала ты, матерь, возвышеннейшим на земле житием. Молись же , да избавятся по молитвам твоим от страстей и все , тебя воспевающие. Прп. Андрею Критскому: Тебя, Критского пастыря и святителя (5), и ходатая за вселенную зная, к тебе прибегаю, Андрее, и взываю к тебе: «Избавь меня, отче, из глубины греха!» Слава: «Аз есмь Троица простая и неразделяемая; различаемая по Лицам, и Единство, естеством соединённое», — Отец возглашает, и Сын, и Божественный Дух. И ныне: Чрево Твоё родило нам Бога, принявшего образ наш. Его же — Создателя всех — моли, Богородица, да молитвами Твоими на Страшном Суде оправдаемся. Кондак: Душа моя, душа моя, восстань, что спишь ты? Конец приближается, и скоро ты смутишься. Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог, везде пребывающий и всё наполняющий! Икос: Христову лечебницу видя отверстой и здравие, из неё Адаму истекающее, диавол страдал, поражённый, и словно в бедствии рыдал, и ко друзьям своим возопил: «Что могу сделать с Сыном Марии? Убивает меня Вифлеемлянин, везде пребывающий и всё наполняющий!» Песнь 7-я Ирмос: Согрешили, сотворили беззаконие и неправду пред Тобою. Не соблюли, и не сотворили, что заповедовал Ты нам. Но не предай нас до конца, отцов Боже! Согрешил, жил в беззакониях и нарушил заповедь Твою, ибо во грехах я родился и добавил раны к язвам своим. Но Сам меня помилуй, Милосердный, отцов Боже. Тайны сердца своего исповедал я пред Тобою, Судиёй моим. Воззри на смирение моё, воззри и на скорбь мою, внемли самоосуждению моему ныне и в сострадании Сам меня помилуй, отцов Боже.

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

Последнее, что необходимо сказать, вникая в облик преподобного Андрея, – это то, что, взяв и соединив все вышесказанное, мы должны признать в пастыре Критском УЧИТЕЛЯ внутренней ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, не утерявшего силы своего слова до наших дней. Действительно, взывая к человеку и настаивая, что для него нет ничего дороже, нужнее его совести, преподобный отец обращается к необходимости самовоззрения, самоанализа, покаяния. Покаяние теплое, живое, или иначе – смирение сердца, есть первая и необходимая ступень в шествии человека к Богу. Далее Преподобный предлагает лествицу добродетелей, по которой восходит человек в труде над своим сердцем. Это деяние, по Преподобному, есть то необходимое состояние, которое предшествует видению человека – пределу, краю его внутренней жизни 324 . Этот путь, начертанный преподобным Андреем, так усвоился и творцу посвященного ему канона, что в одной из его песней мы читаем: Деянием видения восход показав, мудре, и видением объемся, жития образом, Андрее богогласе, уподобился еси 325 . Здесь – те слова преподобного Андрея Критского , которые он духовно относил к образу жен патриарха Иакова, – деяние и разум в зрении 326 . Эти слова мы приводили выше, они и были усвоены творцом канона преподобному Андрею. Это те слова, которые ниже преподобный Андрей относит к самому патриарху Иакову: Да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении и будеши великий купец 327 . Это – завет преподобного Андрея Критского всем людям и на все века. Он – в идее целостности человека, его подлинности; последовательности хода его внутренней духовной жизни. В наши дни писатели, которые дорожат внутренней жизнью человека, не могут пройти мимо слов, которые оставил им как заповедь великий писатель У. Фолкнер. «Современные… писатели, – говорит он, -…забыли о проблемах борющейся души. Но только эти проблемы рождают достойную литературу. Ему [писателю] нужно… убрать из своего творчества все, кроме правды о душе, СТАРЫХ ВЕЧНЫХ ИСТИН – любви, чести, жалости, гордости, сострадания и самопожертвования, без которых любое произведение обречено на скорую гибель. И покуда он не поймет этого, он будет писать так, как будто он… наблюдает конец человека… Но я отказываюсь принять конец человека… Человек не просто выстоит, он восторжествует» 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010