В представляемых в духовную цензуру акафистах часто встречаются неосмысленные выражения: сбивчивые, преувеличенные, двусмысленные, странные, неуместные, слишком искусственно составленные и нескладные. Заимствуем некоторые примеры из отзывов. а) Примеры сбивчивых выражений: «Приими сие моление наше, в похвалу тебе приносимое», тогда как, замечает цензор, должно быть что-нибудь одно: или моление, или похвала, – а не моление в похвалу кому-либо; «Причащением Боготочных Тайн» – выражение «Боготочный» употребляется о Крови Христовой, но не о Теле Христовом, которое не течет; «Хлеб и вино, Тело и Кровь Твою даждь ми» – здесь слова «хлеб и вино» совершенно неуместны, ибо в таинстве преподается верующим истинное Тело и Кровь Христовы; «Вся страны не точию Сибирския, но и Российския» и проч. – «Как будто, – замечает цензор, – Сибирские страны не Российские страны?» б) Примеры преувеличенных выражений: «Радуйся, ангелов предивное чудо» – выражение из акафиста св. Андрею Критскому . «Это выражение, – делает замечание цензор, – употребляется в приложении к другому лицу – к Божией Матери»; В этом же акафисте встречается фраза «ты бо до конца уразумел еси вся божественныя догматы». в) Примеры двусмысленных выражений: «Радуйся, аще царю земному служивый, обаче Богови угодниче изрядный» – «Как будто служение царю и Богу вещи несовместные», – пишет о. цензор; «Радуйся, дивен позор ангелом и человеком бывый». г) Примеры странных выражений: «Радуйся, делателю неленостный винограда небеснаго» – «Какого это винограда небесного?» – спрашивает цензор; «Радуйся, лице ангельское имевый»; «Радуйся, гордых хаос и ниспровержение»; «Боже, Боже мой, изыди во сретение ко мне»; «Радуйся, яко петел в нощи спящую совесть нашу возбуждавши»; «Радуйся, кивоте святыни Господней Христу совоскресший» – выражение обращено к Богоматери. «Кроме того, что кивоту несвойственно воскреснуть, – пишет о. цензор, – фраза ведет к странному заключению, что Богоматерь, будучи еще живой, одновременно с Христом воскресла»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Бывает (правда, крайне редко) на «Господи, воззвах» поется больше, чем 10 стихир. Скажем, на Благовещение поется 11 стихир (11-я стихира имеет особый запев: «Творяй Ангелы своя духи...» – стихира Архангелу Гавриилу). А на вечерне в среду 5-й седмицы Великого Поста поется 30 стихир на «Господи, воззвах». Почему? 6 рядовых стихир и 24 стихиры по алфавиту (по числу букв греческого алфавита). Стихиры эти приписывают Андрею Критскому , но, по всей видимости, они ему не принадлежат. Давайте двигаться от простого к сложному. Вначале изучим будничную службу – службу без красного знака либо четверичную, либо шестеричную. Как тогда поются стихиры на «Господи, воззвах»? 6 стихир: 3 Октоиха и 3 Минеи. Если два малых святых, то все 6 стихир – из Минеи (по 3 каждому святому). Если святой шестеричный, т.е. служба имеет знак три точки несовершения служения, то все 6 стихир – их Минеи (этому святому). Здесь, правда, может возникнуть затруднение. Предположим, святой шестеричный и нужно петь стихиры на 6, согласно этому указанию. Но если вы откроете Минею, то увидите там только 4 стихиры. Значит, первые две стихиры придется пропеть дважды. Это общее правило: если не хватает стихир или тропарей канона до указанного уставом количества, то первые стихиры и тропари повторяются до тех пор, пока не восполнится указанное уставом количество. Что касается праздничных служб, их мы разберем несколько позже. Далее: «Слава», святому Минеи (если есть). Иногда бывает так, что Минея указывает дополнительную стихиру – седьмую, которая поется после запева «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Такая стихира обычно называется славником. Так что после шести стихир поется славник святому, если таковой имеется. Славник, если он есть, по уставу поется на сходке – двумя ликами. Соответственно, в этом случае Богородичен – тоже. Как только появляется славник, сходимся на середине. Иные Богородичны или Крестобогородичны. Если славник отсутствует, то Богородичен или Крестобогородичен поется на «Слава, и ныне «. Какой Богородичен? Ответ на этот вопрос не вполне однозначен. Там целая наука о поиске Богородичнов, в экзаменационной программе об этом отдельный пункт, так что пока я об этом говорить не буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда вместо начертания малого креста на челе вошло в обычай полагать наш большой крест, – сказать трудно, но от конца 11 – начала 12 века имеем уже ясное свидетельство об употреблении большого креста. Обращаясь к истории перстосложения, мы видим, прежде всего, что отцы церкви, говоря о крестном знамении, не упоминают как следует слагать персты по апостольскому преданию. Больше того: некоторые из древних отцов и учителей церкви указывают даже и то, какое перстосложение употреблялось в их время, но о том, что так именно подобает креститься по апостольскому преданию, они опять не говорятъ. И так как в древнее время, сколько известно по сохранившимся свидетельствам, крестились не одним перстосложением: то справедливо заключают, что «апостолы, верно, не заповедали христианам одного определенного перстосложения для крестного знамения: иначе это перстосложение сохранялось бы неизменно в первенствующей церкви». Это заключение следует понимать не в том смысле, что все известные перстосложения, когда-либо существовавшие в церкви, были преданы апостолами, которые и сами их употребляли: а – в том, что апостолы указали лишь на способы изображения на себе креста перстами руки, а выбор последних, естественно, предоставили самим верующим, чтобы этот выбор отвечал известной мысли веры, применительно к обстоятельствам времени. В продолжение первых семи веков христиане начертывали на себе крест одним перстом, если не исключительно, то преимущественно. Собственно из приведенных в настоящее время в известность свидетельств, которые прямо говорятъ о «перстосложении», все свидетельства говорят в единственном числе – о персте, и лишь одно во множественном – о перстах. Свидетельства о начертании креста перстом, т. е., одним перстом, начинаются с 4-го века и принадлежат св. Иоанну Златоусту (4 в.), Епифанию Кипрскому (4 в.), блаженному Иерониму (4 в.), Феодориту Киррскому (5 в.), Созомену (5 в.), Григорию Двоеслову (6 в.), Иоанну Мосху (7 в.) и Андрею Критскому (умер 712). Вот, напр., как говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

ПОСТИВШИСЬ ГОСПОДЬ СОРОК ДНЕЙ В ПУСТЫНЕ, ПОСЛЕ ВЗАЛ­КАЛ, ПОКАЗУЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ (ЕСТЕСТВО): ДУША, НЕ УНЫВАЙ, НЕ РАЗЛЕНИСЬ, ЕСЛИ ВРАГ УСТРЕМИТСЯ НА ТЕБЯ, НО МОЛИТВАМИ И ПОСТОМ ДА ОТРАЗИТСЯ ОН ОТ НОГ ТВОИХ. Мф. 4,2. СЛАВА: ОТЦА ПРОСЛАВИМ, СЫНА ПРЕВОЗНЕСЕМ, БОЖЕСТВЕН­НОМУ ДУХУ С ВЕРОЙ ПОКЛОНИМСЯ, ТРОИЦЕ НЕРАЗДЕЛЬНОЙ, ЕД И НИЦЕ ПО СУЩЕСТВУ, КАК СВЕТУ И СВЕТАМ, И ЖИЗНИ И ЖИЗНЯМ, ЖИВОТВОРЯЩЕЙ И ПРОСВЕЩАЮЩЕЙ КОНЦЫ. И НЫНЕ: ГРАД ТВОЙ СОХРАНЯЙ, БОГОРОДИТЕЛЬНИЦЕ ПРЕ­ЧИСТАЯ, ТОБОЮ ВЕРНО ЦАРСТВУЯ, ТОБОЙ И УТВЕРЖДАЕТСЯ, ТО­БОЮ ПОБЕЖДАЯ, ПОБЕЖДАЕТ ВСЯКОЕ ИСКУШЕНИЕ, ТОРЖЕСТВУЕТ НАД ВРАГАМИ И ИМЕЕТ ИХ В ПОСЛУШАНИИ. СВ. АНДРЕЮ: АНДРЕЕ ЧЕСТНЫЙ, ОТЧЕ ТРЕБЛАЖЕННЕЙШИЙ, ПАСТЫРЬ КРИТСКИЙ, НЕ ПРЕСТАВАЙ МОЛИТЬСЯ О ВОСПЕВАЮЩИХ ТЕБЯ, ДА ИЗБАВИМСЯ ВСЕ ГНЕВА И СКОРБИ, И ТЛЕНИЯ, И ПРЕГ­РЕШЕНИЙ БЕЗМЕРНЫХ, ЧТУЩИЕ ТВОЮ ПАМЯТЬ ВЕРНО.   ВО ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛКОГО ПОСТА Песнь 1-я КАИНОВО ПРЕВЗОШЕД УБИЙСТВО, ПРОИЗВОЛЕНИЕМ СОДЕЛАЛСЯ Я УБИЙЦЕЮ СОВЕСТИ ДУШЕВНОЙ, ОСТАВИЛ ЖИВУЮ ПЛОТЬ, И ВООРУ­ЖИЛСЯ ПРОТИВ НЕЕ МОИМИ ЗЛЫМИ ДЕЛАМИ. Быт.4,8. АВЕЛЮ, ИИСУСЕ, Я НЕ УПОДОБИЛСЯ В ПРАВЕДНОСТИ; ДАРА ПРИЯТНОГО НЕ ПРИНЕС ТЕБЕ НИКОГДА, НИ ДЕЛ БОГОУГОДНЫХ, НИ ЖЕРТВЫ ЧИСТОЙ, НИ ЖИЗНИ НЕПОРОЧНОЙ. Быт. 4,4. КАК КАИН, И МЫ, ДУША ОКАЯННАЯ, ПРИНЕСЛИ СОЗДАТЕЛЮ ВСЕХ ЖЕРТВУ ПОРОЧНУЮ — ДЕЛА НЕЧИСТЫЯ И ЖИЗНЬ НЕПОТРЕБНУЮ; ПОСЕМУ И ПОДВЕРГЛИСЬ ОСУЖДЕНИЮ. Быт. 4,3. БРЕНИЕ СОЗДАТЕЛЬ ОЖИВОТВОРИВ, ТЫ ДАРОВАЛ МНЕ ПЛОТЬ И КОСТИ, И ДЫХАНИЕ И ЖИЗНЬ; НО, ТВОРЕЦ МОЙ, ИЗБАВИТЕЛЬ МОЙ И СУДИЯ, КАЮЩАГОСЯ ПРИИМИ МЕНЯ. Быт. 2,7. ПРЕД ТОБОЮ, СПАСИТЕЛЬ, ОТКРЫВАЮ ГРЕХИ, КОТОРЫЕ Я СОТВОРИЛ, И ЯЗВЫ ДУШИ И ТЕЛА МОЕГО, КОТОРЫЕ ВНУТРЕННИЕ УБИЙСТЕННЫЕ ПОМЫСЛЫ ЗЛОДЕЙСТВЕННО НАНЕСЛИ МНЕ. Лк. 10,30. СОГРЕШИЛ Я, СПАСИТЕЛЬ, НО ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВ: НАКАЗУЕШЬ С СОСТРАДАНИЕМ И МИЛУЕШЬ С ПЛАМЕННОЮ ЛЮБОВИЮ, ВЗИРАЕШЬ НА ПЛАЧУЩАГО И ПОСПЕШАЕШЬ КАК ОТЕЦ, ВОЗЗВАТЬ (СЫНА) БЛУДНАГО. Лк. 15,20. СЛАВА: ПРЕСУЩЕСТВЕННАЯ ТРОИЦА ВО ЕД И НИЦЕ ПОКЛОНЯЕМАЯ, ВОЗЬМИ ОТ МЕНЯ БРЕМЯ ТЯЖКОЕ ГРЕХОВНОЕ И, КАК МИЛОСЕРД­НАЯ, ДАРУЙ МНЕ СЛЕЗЫ УМИЛЕНИЯ. И НЫНЕ: БОГОРОДИЦЕ, НАДЕЖДА И ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО ТЕБЯ ВОСПЕВАЮЩИХ, ВОЗЬМИ ОТ МЕНЯ БРЕМЯ ТЯЖКОЕ ГРЕХОВНОЕ, И, КАК ВЛАДЫЧИЦА ЧИСТАЯ, КАЮЩАГОСЯ ПРИИМИ МЕНЯ.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

И НЫНЕ: КАК ИЗ ПУРПУРОВОГО СОСТАВА, ПРЕЧИСТАЯ, МЫС­ЛЕННАЯ БАГРЯНИЦА — ПЛОТЬ ЭММАНУИЛА ВО ЧРЕВЕ ТВОЕМ СОТКАЛАСЬ, ПОЭТОМУ ТЕБЯ, КАК БОГОРОДИЦУ, ВОИСТИНУ ПОЧИТАЕМ. Песнь 9-я НЕДУГИ ИСЦЕЛЯЯ, НИЩИМ БЛАГОВЕСТВОВАЛ ХРИСТОС-СЛОВО, УВЕЧНЫХ ИСЦЕЛЯЛ, С МЫТАРЯМИ ВКУШАЛ, С ГРЕШНИКАМИ БЕСЕДОВАЛ, ИАИРОВОЙ ДОЧЕРИ ДУШУ, ПРЕЖДЕ УМЕРШУЮ, ВОЗВРАТИЛ ПРИКОСНОВЕНИЕМ РУКИ. Мф. 4,23. 9,10, 11. Марк. 5,14. МЫТАРЬ СПАСАЛСЯ И БЛУДНИЦА СТАНОВИЛАСЬ ЦЕЛОМУДРЕННОЙ, И ФАРИСЕЙ ХВАЛИВШИЙСЯ ОСУЖДАЛСЯ, ИБО ОДИН (ВЗЫВАЛ): ОЧИСТИ МЕНЯ; ДРУГАЯ ЖЕ: ПОМИЛУЙ МЕНЯ, А ЭТОТ ТЩЕСЛАВНО ВОСКЛИЦАЛ БЕЗУМНЫЕ СЛОВА. Лук. 18,14. 7,46. ЗАКХЕЙ МЫТАРЕМ БЫЛ, ОДНАКО СПАСАЛСЯ, ФАРИСЕЙ СИМОН СОБЛАЗНЯЛСЯ, И БЛУДНИЦА ПРИНИМАЛА РАЗРЕШИТЕЛЬНОЕ ПРОЩЕНИЕ ОТ ИМЕЮЩАГО ВЛАСТЬ ОСТАВЛЯТЬ ГРЕХИ, КО­ТОРОЙ, ДУША, И ТЫ СТАРАЙСЯ ПОДРАЖАТЬ. Лук. 19,2. 7,39. Мф. 9,6. БЛУДНИЦЕ, О, ОКАЯННАЯ ДУША, ТЫ НЕ ПОДРАЖАЛА, ПРИНЯВШАЯ МИРА АЛАВАСТР, СО СЛЕЗАМИ МАЗАЛА И ОТИРАЛА ВЛАСАМИ НОГИ ГОСПОДА, РАЗДРАВШЕГО РУКОПИ­САНИЕ ПРЕЖНИХ ЕЯ СОГРЕШЕНИЙ. Лук. 7,37. ГОРОДА, КОТОРЫМ ДАЛ ХРИСТОС БЛАГОВЕСТИЕ, КАК БЫЛИ ПРОКЛЯТЫ: УБОЙСЯ СРАВНЕНИЯ, ДА НЕ БУДЕШЬ КАК ОНИ; ИХ СОДОМЛЯНАМ ВЛАДЫКА УПОДОБИВ, ДАЖЕ ДО АДА ОСУДИЛ. Лук. 10,15. ДА НЕ ХУДШАЯ, О ДУША МОЯ, ЯВИШЬСЯ ОТЧАЯНИЕМ, СЛЫШАВШАЯ О ВЕРЕ ХАНАНЕЯНКИ, КОТОРОЙ ДОЧЬ СЛОВОМ БОЖИИМ ИСЦЕЛИЛАСЬ, СЫНЕ ДАВИДОВ, СПАСИ И МЕНЯ, — ВЗЫВАЙ ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА, КАК ОНА, ХРИСТУ. Мф. 15,22. СЛАВА: ОТЦА ПРОСЛАВИМ, СЫНА ПРЕВОЗНЕСЕМ, БОЖЕСТВЕННОМУ ДУХУ С ВЕРОЙ ПОКЛОНИМСЯ, ТРОИЦЕ НЕРАЗДЕЛЬНОЙ, ЕД И НИЦЕ ПО СУЩЕСТВУ, КАК СВЕТУ И СВЕТАМ, И ЖИЗНИ И ЖИЗНЯМ — ЖИВОТВОРЯЩЕЙ И ПРОСВЕЩАЮЩЕЙ КОНЦЫ. И НЫНЕ: ГРАД ТВОЙ СОХРАНЯЙ, БОГОРОДИТЕЛЬНИЦЕ ПРЕ­ЧИСТАЯ; ТОБОЮ ВЕРНО ЦАРСТВУЯ, ТОБОЙ И УТВЕРЖДАЕТСЯ; ТОБОЮ ПОБЕЖДАЯ, ПОБЕЖДАЕТ ВСЯКОЕ ИСКУШЕНИЕ; ТОРЖЕСТВУЕТ НАД ВРАГАМИ И ДЕРЖИТ ИХ В ПОСЛУШАНИИ. СВ. АНДРЕЮ: АНДРЕЕ ЧЕСТНЫЙ, ОТЧЕ ТРЕБЛАЖЕННЕЙШИЙ, ПАСТЫРЬ КРИТСКИЙ — НЕ ПРЕСТАВАЙ МОЛИТЬСЯ О ВОСПЕВАЮЩИХ ТЕБЯ, ДА ИЗБАВИМСЯ ВСЕ ГНЕВА И СКОРБИ И ТЛЕНИЯ, И ПРЕГРЕШЕНИЙ БЕЗМЕРНЫХ, ЧТУЩИИ ТВОЮ ПАМЯТЬ ВЕРНО.   В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Песнь 1-я АГНЧЕ БОЖИЙ, ВЗЕМЛЮЩИЙ ГРЕХИ ВСЕХ, ВОЗЬМИ ОТ МЕНЯ БРЕМЯ ТЯЖКОЕ ГРЕХОВНОЕ, И, КАК МИЛОСЕРДНЫЙ, ДАЙ МНЕ СЛЕЗЫ УМИЛЕНИЯ. Ин. 1,29.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

И НЫНЕ: ГРАД ТВОЙ СОХРАНЯЙ, БОГОРОДИТЕЛЬНИЦЕ ПРЕЧИСТАЯ, ТОБОЮ ВЕРНО ЦАРСТВУЯ, ТОБОЙ И УТВЕРЖДАЕТСЯ, ТОБОЮ ПОБЕЖДАЯ, ПОБЕЖДАЕТ ВСЯКОЕ ИСКУШЕНИЕ, ТОРЖЕСТВУЕТ НАД ВРАГАМИ И ИМЕ­ЕТ ИХ В ПОСЛУШАНИИ. СВ. АНДРЕЮ: АНДРЕЕ ЧЕСТНЫЙ, ОТЧЕ ТРЕБЛАЖЕННЕЙШИЙ, ПАСТЫРЬ КРИТСКИЙ, НЕ ПРЕСТАВАЙ МОЛИТЬСЯ О ВОСПЕВАЮЩИХ ТЕБЯ, ДА ИЗБАВИМСЯ ВСЕ ГНЕВА И СКОРБИ, И ТЛЕНИЯ, И ПРЕГРЕШЕНИЙ, ЧТУЩИИ ТВОЮ ПАМЯТЬ ВЕРНО. В СРЕДУ 1-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Песнь 1-я ОТ ЮНОСТИ, СПАСИТЕЛЬ, ЗАПОВЕДИ ТВОИ ПРЕСТУПИЛ; ВСЯ ЖИЗНЬ ПРОШЛА НЕБРЕЖНО В СТРАСТЯХ И УНЫНИИ; ПОСЕМУ ВЗЫВАЮ К ТЕБЕ, СПАСИТЕЛЮ: ХОТЯ ПРИ КОНЦЕ, СПАСИ МЕНЯ. ПОВЕРЖЕННАГО МЕНЯ, СПАСИТЕЛЮ, ПРЕД ВРАТАМИ ТВОИМИ, ХОТЯ В СТАРОСТИ, НЕ НИЗРИНЬ ВО АД МЕНЯ, НЕПОТРЕБНАГО; НО ПРЕЖДЕ КОНЦА, КАК ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦ, ДАРУЙ МНЕ ПРЕГРЕШЕНИЙ ОСТАВЛЕНИЕ. БОГАТСТВО МОЕ, О, СПАСИТЕЛЬ, РАСТОЧИВ В РАСПУТСТВЕ, ПУСТ Я ПЛОДОВ БЛАГОЧЕСТИЯ; ГОЛОДНЫЙ ВЗЫВАЮ: ОТЧЕ ЩЕДРЫЙ, ТЫ ПРЕДВАРИ МЕНЯ И УМИЛОСЕРДИСЬ. В РУКИ РАЗБОЙНИКОВ ВПАЛ Я ПОМЫСЛАМИ МОИМИ, НЫНЕ ВЕСЬ ИЗЪЯЗВЛЕН И ИСПОЛНЕН РАН, НО ТЫ САМ МНЕ ПРЕДСТАВ, ХРИСТЕ СПАСИТЕЛЮ, ИСЦЕЛИ. Лук. 10,30. СВЯЩЕННИК, УВИДЕВ МЕНЯ, МИМО И ЛЕВИТ, ВИДЯ СТРАЖДУЩАГО И НАГА, ПРЕЗРЕЛ; НО ОТ МАРИИ ВОССИЯВШИЙ ИИСУ­СЕ, ТЫ, ПРЕДСТАВ, УМИЛОСЕРДИСЬ НАДО МНОЙ. Лк. 10,31,32. Марии Египетской: ТЫ МНЕ ДАРУЙ СВЕТОЗАРНУЮ БЛАГОДАТЬ ОТ БОЖЕСТВЕННОГО СВЫШЕ ПРОМЫШЛЕНИЯ ИЗБЕЖАТЬ СТРАСТЕЙ ОМРАЧЕНИЯ И ВОСПЕВАТЬ УСЕРДНО ТВОЕЙ, МАРИЕ, ЖИЗНИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОДВИГИ. СЛАВА: ПРЕСУЩЕСТВЕННАЯ ТРОИЦА ВО ЕДИНИЦЕ ПОКЛОНЯЕМАЯ, ВОЗМИ ОТ МЕНЯ БРЕМЯ ТЯЖКОЕ ГРЕХОВНОЕ И, КАК МИЛОСЕРДНАЯ, ДАРУЙ МНЕ УМИЛЕНИЯ. И НЫНЕ: БОГОРОДИЦЕ, НАДЕЖДА И ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО ТЕБЯ ВОСПЕВАЮЩИХ, ВОЗЬМИ ОТ МЕНЯ БРЕМЯ ТЯЖКОЕ ГРЕХОВНОЕ И, КАК ВЛАДЫЧИЦА ЧИСТАЯ, КАЮЩАГОСЯ ПРИИМИ МЕНЯ. Песнь 2-я ПАЛ, КАК ДАВИД, БЛУДНО И ОСКВЕРНИЛСЯ; НО ОМОЙ МЕНЯ, О СПАСИТЕЛЬ, СЛЕЗАМИ. 2 Цар. 11,4. НИ СЛЕЗ, НИ ПОКАЯНИЯ НЕ ИМЕЯ, НИ УМИЛЕНИЯ, САМ МНЕ ИХ, О СПАСИТЕЛЬ, КАК БОГ, ДАРУЙ. ПОГУБИЛ Я ПЕРВОЗДАННУЮ КРАСОТУ И БЛАГООБРАЗИЕ МОЕ, И НЫНЕ ЛЕЖУ НАГ И СТЫЖУСЯ. ДВЕРЬ ТВОЮ НЕ ЗАТВОРИ ПРЕДО МНОЮ В ТО ВРЕМЯ, ГОСПОДИ, ГОСПОДИ; НО ОТВЕРЗИ МНЕ, КАЮЩЕМУСЯ ТЕБЕ. Мф. 25,11.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

Мне думается, что время написания этого слова следует приурочить к первому пятилетию 80-х годов VII в. В 680-м году император Константин Погонат, усмирив разные возмущения в империи, восстановил власть греческого императора и разделил ее со своим юным сыном Юстинианом II, процарствовав после этого вместе с сыном до 685 года (года своей смерти) 28 . Этих-то двоих «равновенечных и сопрестольных царей» – Константина и Юстиниана и имеет в виду Андрей в своем похвальном слове ап. Титу. Подыскать другой исторический момент в конце VII и начале VIII в. (т.е. современный Андрею Критскому ), к которому были приложимы выражения слова на ап. Тита, трудно; между тем как указанному моменту вполне соответствуют в слове все черты, характеризующие современные обстоятельства. Изображая политическое положение о. Крит, автор представляет его печальным: Крит еще не завоеван, но переживает тяжкие бедствия войны, угрожаемой арабами с моря 29 . А такое положение острова было именно в последней четверти VII в. Арабы во второй половине этого века настолько подвинулись в своих завоеваниях в Африке, что в 670-м году основали уже в проконсульской провинции постоянный укрепленный лагерь Каирван (Кайраан), и оттуда начали распространять свое владычество посредством набегов и наложения дани и на окрестные владения греков 30 . При подобном положении дела в последней четверти VII века для греческих островов была постоянная возможность подвергнуться неожиданному нападению арабов, и нет нужды доискиваться точных указаний на частные моменты таких нападений: их было много. Во время одного из таких вражеских набегов на Крит в период царствования Константина и Юстиниана епископ Критский Андрей сказал свое похвальное слово апостолу Титу, прося его помощи 31 . Итак, в период с 680-й по 685-й год мы видим Андрея уже епископом на Крите. Сопоставляя эту дату с прежде установленной о годе смерти Андрея, мы должны сделать выводы: во-первых, что святитель Андрей епископствовал довольно долгое время, а во-вторых, что начало его епископства приходится на 80–85 гг. Как тот, так и другой вывод, действительно и подтвердится документальными свидетельствами, что увидим по ходу исторического повествования ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

апостолу Варфоломею Св. пророку Исаии Св. Льву, епископу Катанскому Преподобному Даниилу Столпнику Св. преподобному Патапию Св. Иоанну Златоустому Св. Евтихию, патриарху Цареградсткому Св. апостолу Анании Тому же св. апостолу Св. Священномученику Игнатию Богоносцу епископу Антиохийскому Тому же святому Св. мученикам: Конону и Арестею Священномученнику Клименту, епископу Анкирскому, и св. мученику Агафангеллу Преподобному Савве Освященному Св. великомученику Феодору Тирону Тому же святому Св. мученику Виту Св. священномученику Пакаратию Тому же святому Св. Священномученику Дометию Св. Священномученику Власию Св. Мученику Емилиану Св. Мученику Акакию Св. Мученику Евплу, диакону Св. Преподобномученику Анастасию Персянину (Января 22-го). Св. Мученику Полиевкту Св. Великомученику Георгию В Афонском кондакарие помещены еще следующие кондак и икосы тому же святому: Св. Преподобным Ксенофонту и Марии, и чадам Их: Иоанну и Аркадию Святым четыредесяти мученикам Севастийским (Марта 9-го). Святым четыредесяти двум мученикам Амморийским Святым мученикам: Терентию, Африкану, Максиму и прочим с ними Святым преподобным отцам, в Синае и Раифе избиенным Св. преподобным отцам, в Раифе избиенным Св. преподобным отцам, во обителе св. Саввы Избиенным Св. Григорию Чудотворцу, Епископу Неовесасийскому (17-го ноября). Св преподобному Феодосию Великому, общих житий начальнику Тому же святому Святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мирликийскому Св. преподобному Илариону Великому Св. преподобному Феодору Сикеоту Преподобному Иоанну Феристе Преподобному Семиону Столпнику, на Дивной горе подвязавшемуся Св. Священномученику Афиногену Св. Андрею, архиепископу Критскому Св. Феодору Студиту Св. Мефодию, патриарху Цереградскому Св. мученику Леониду и седми девам (Апреля 16-го). Св. Мученникам Тимофею и Мавре Св. Мученицы Марине Св. первомученице Фекле Св. великомученице Анастосии узорешительнице Св. великомученице Екатерине Той же св. великомученице Св. мученице Агафии Той же св. мученице Св. преподобномученице Евдокии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не слушал я голоса Твоего,/не послушался Писания Твоего, Законодатель;/но в покаянии меня прими/и в разум призови,/чтобы не стать мне добычей и пищей врага,/Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Марии: Безплотных жительство в плоти преходящи,/благодать преподобная к Богу/велию воистинну прияла еси,/верно о чтущих тя предстательствуй./Темже молим тя,/от всяких напастей и нас молитвами твоими избави. Образ жизни бесплотных во плоти пройдя,/получила ты воистину, преподобная,/величайшую пред Богом благодать/за чтущих тебя с верою предстательствовать;/потому молим:и нас избавь/от всяких напастей молитвами твоими. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Марии: Великих безместий во глубину низведшися,/неодержима была еси,/но востекла еси помыслом лучшим,/к крайней деяньми яве добродетели преславно,/ангельское естество Марие, удививши. Во глубину великих непотребств увлеченная,/не утвердилась ты в них,/но явно взошла помыслом добрым посредством деяний/до высочайшей добродетели предивно,/ангельское естество, Мария, удивив. Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Припев: Преподобный отче Андрей, моли Бога о нас. Андрею: Андрее, отеческая похвало,/молитвами твоими не престай моляся,/предстоя Троице Пребожественней,/яко да избавимся мучения,/любовию предстателя тя божественнаго всеблаженне призывающии,/Криту удобрение. Андрей, отцов похвала!/Предстоя Троице пребожественной,/не прекращай в молитвах твоих просить усердно/об избавлении от наказания нас, с любовью призывающих,/тебя божественного защитника, Крита украшение. Слава, Троичен: Нераздельное Существом,/неслитное Лицы,/богословлю Тя Троическое Едино Божество,/яко единоцарственное и сопрестольное,/вопию Ти песнь великую,/в вышних трегубо песнословимую. Слава, Троичен: Нераздельное по существу/и неслиянное в Лицах,/богословствую о Тебе, Троичное Единое Божество,/как о единоцарственном и сопрестольном./Возглашаю Тебе песнь великую,/в мире горнем троекратно воспеваемую.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

Христос укрепил расслабленного, взявшего постель свою; воскресил умершего юного сына вдовицы, исцелил слугу сотника и, открыв Себя самарянке, изобразил тебе, душа, служение Богу духом. Господь исцелил кровоточивую через прикосновение к одежде Его, очистил прокаженных, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и уврачевал словом скорченную, чтобы ты спаслась, несчастная душа моя. Слава: Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по Существу, как животворящему и просвещающему концы вселенной, Свету и Светилам, Жизни и Жизням. И ныне: Сохраняй город Твой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою и от Тебя получает крепость и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, торжествует над врагами и держит их в подчинении. Преподобному Андрею: Андрей досточтимый, отец преблаженнейший, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, тления и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим твою память. Великий канон Андрея Критского, читаемый в среду первой седмицы Великого поста Перед каждым тропарем канона припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Песнь 1 Ирмос: Помощник и покровитель явился мне ко спасению; Он мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. Тропари С юности я нарушил заповеди Твои, Спаситель; всю жизнь провел в страстях, беспечности и нерадении. Поэтому взываю к Тебе, Спаситель, хотя при конце спаси меня. Поверженного вред вратами Твоими, Спаситель, хотя в старости не низринь меня в ад, как невоздержного, но прежде конца даруй мне оставление прегрешений, как Человеколюбец. Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: «Отец Милосердный, поспеши, и умилосердись надо мною». По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам: теперь я весь изранен ими, покрыт язвами, но, Ты, Сам Христос Спаситель, приди и исцели меня.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010