В 679 году, будучи архидиаконом, свят. Андрей был послан вместе с двумя доверенными иерусалимского патриарха на VI Вселенский Собор 680 года, на котором была осуждена монофелитская ересь (сам патриарх не мог отправиться на Собор, т. к. Иерусалим находился под мусульманским владычеством). Возвратясь с Собора в Иерусалим, свят. Андрей продолжал подвизаться в посте и молитве, в изучении Священного Писания. По одной из версий, свят. Андрей вновь был вызван в Константинополь, где патриарх определил его на архидиаконское служение в храме Святой Софии. В правление императора Юстиниана II (685–695 годы), Андрей был рукоположен во архиепископа острова Крита. Он ревностно проповедал пастве Слово Божие, защищая ее от еретиков. Как и большинство прочих православных восточных отцов свят. Андрей был принужден подписаться под определениями Константинопольского промонофелитского Собора 712 года. Подписав определения свят. Андрей Критский , как и многие другие, в душе оставался верен Православию. Уже через год, в 713 году, император Анастасий II (Артемий), содействовал восстановлению Православия. В очередной раз побывав в Константинополе, свят. Андрей на обратном пути преставился ко Господу на острове Мителена, в местечке Иерис. Дату его кончины определить затруднительно, она колеблется от 712 до 740 года. Память свят. Андрея Критского празднуется 4/17 июля. §2. Творения Сочинения свят. Андрея Критского носят литургический и гомилетический характер. Литургисты предполагают, что свят. Андрей был первым составителем поэтико-богослужебных сочинений, впоследствии названных «канонами». Число канонов свят. Андрея достигало 70-ти. Они отличались очень большими размерами и, по этой причине, не вошли в православное богослужение в своем первоначальном виде. Самым значительным произведением свят. Андрея является «Великий покаянный канон», который был написан святителем уже в преклонном возрасте. Канон состоит из 250-ти тропарей, и имеет вторую песнь, в то время как в последующие времена каноны были ограничены, примерно, 30-ю тропарями, а вторая песнь в них опускалась. «Великий покаянный канон» известен нам в позднейшей обработке монахов-студитов. К нему были присоединены ирмосы и тропари преп. Марии Египетской, а также тропари самому «преподобному Андрею». Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что уже к концу VIII столетия, когда канон дорабатывался сту-дитами, свят. Андрея почитали, как святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Православное богослужение благодатно воздействует на человеческую душу, и потому анализ этого воздействия и исследование источников тех живых кладезей, которые питают священнодействие Богослужения, не могут быть признаны излишними или тщетными. Каждый, кто молится в храме, кто возлюбил церковную доброту, красоту святого Богослужения, тем самым уже причастен Литургическому Богословию; он учится и учит – как мудрствовать, как проходить жизненное поприще с помощью молитв и славословий тех столпов Духа, которые посвятили свои творчество и жизнь служению Церкви, устрояя чинопоследование Богослужения. Одним из таких столпов Духа, наиболее ранних и огненных деятелей на поприте песнотворчества, несомненно является преподобный Андрей, архиепископ Критский († 712). Преподобный Андрей жил и писал в тот период византийской церковной поэзии, который признается профессором И. А. Карабиновым порой ее расцвета – с V по IX век 2 . Это происходило в восточной части Византийской империи, в Сирии, откуда позднее определилось движение церковной поэзии на запад, где, в частности в Константинополе, увеличилось число гимнографов. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, указывает, что период, в который жил и творил преподобный Андрей, был наполнен бедствиями, которые Святая Церковь терпела от магометанства, монофизитства и монофелитства. Хронологические рамки этого периода он определяет с 620 по 850 гг. 3 Творчество святителя Критского в значительной мере предваряло труды известных гимнографов – преподобного Иоанна Дамаскина и святителя Космы, епископа Маиумского, которые творили преимущественно в середине и конце восьмого столетия. Преподобный Андрей родился в седьмом веке в Дамаске, где и получил домашнее образование. По свидетельству святителя Димитрия Ростовского 4 , святой Андрей был немым до семи лет и получил дар слова после приобщения Святых Христовых Таин. Протоиерей Сергий Булгаков 5 также отмечает этот факт. На 14-м году жизни преподобный Андрей ушел из родительского дома в Иерусалимскую обитель святого Саввы. Здесь он вскоре стал письмоводителем при дворе правителя Иерусалимской Патриархии Феодора, продолжая строгую подвижническую жизнь. В 679 году он был направлен вместе с двумя другими доверенными Иерусалимской Патриархии в Константинополь на Шестой Вселенский Собор и привез список определений Собора. Святитель Димитрий указывает, что на этот Собор преподобный Андрей был послан в сане архидиакона 6 . Преосвященный Филарет отмечает, что преподобный Андрей был вторично вызван Патриархом Константинопольским в Константинополь и там посвящен им в сан диакона Великой Софийской церкви 7 . Подвиги преподобного Андрея в Иерусалимской обители, усердное изучение в ней слова Божия и писаний святых отцов навсегда сохранили за ним именование Иерусалимлянина. При соборе Святой Софии преподобному Андрею была поручена Патриархом Константинопольским должность питателя сирот, он был также служителем болящих и попечителем странников 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Булгакова, преподобный Андрей был нем до 7 лет и получил дар слова после приобщения Святых Христовых Таин 5 . На 14-м году жизни преподобный Андрей ушел из родительского дома в Иерусалимскую обитель святого Саввы. Здесь он скоро становится письмоводителем при дворе правителя Иерусалимской патриархии Феодора, продолжая строгую подвижническую жизнь. В 679 году он вместе с двумя другими доверенными Иерусалимской патриархии направляется в Константинополь на VI Вселенский собор и привозит оттуда список определений Собора. У святителя Димитрия есть указание, что на этот Собор преподобный Андрей был послан в чине архидиакона, тогда как преосвященный Филарет свидетельствует, что преподобный Андрей был вторично вызван в Константинополь патриархом Константинопольским и там посвящен им в диакона великой Софийской Церкви 6 . Вместе с тем подвиги, которые положил в Иерусалимской обители преподобный Андрей, ревностное изучение им там Слова Божия и писаний святых Отцов навсегда сохранили за ним именования Иерусалимлянина . При церкви Святой Софии преподобному Андрею была поручена патриархом Константинопольским должность питателя сирот. В Четиях-Минеях указывается кроме того, что преподобный Андрей был также служителем болящих и попечителем странников. При Юстиниане II преподобный Андрей поставляется архиепископом Критским и ревностно проповедует слово Божие своей пастве. Его молитвы спасают Крит от нашествия сарацин, о чем свидетельствует сам святитель в Слове на обрезание Господне: “Так оставаясь православными, избегли мы страха языков и острова прияли спасение”. Известны и многие другие чудеса пастыря Критского. В засуху по его молитвам ниспосылался дождь, и верные ограждались от бед его предстательством. Преподобный Андрей жил долго. Имеются свидетельства, что он приносил похвальные слова святым, уже убеленный сединами. Есть и в словах его Великого канона указания на то, что это произведение пастырь Критскй писал в преклонном возрасте. В 712 году преподобный Андрей, возвращаясь с Константинопольского собора, куда он ездил по церковным делам, почувствовал, что не доедет обратно на Крит, заболел на острове Мителена и скончался в г.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

И в самом деле, доведя душу до деятельных, глубоких вздохов покаяния, в той же 4-й песни Канона, несколько ниже преподобный Андрей говорит уже и о ступенях последующих добродетелей: Дванадесяте патриархов великий в патриарсех детотворив , — пишет он, — тайно утверди тебе лествицу деятельного, душе моя, восхождения, дети яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив 65 . Здесь приходит на память классический аскетический труд Лествица преподобного Иоанна Лествичника, где подробно разбираются все состояния человека на его пути к Богу по лествице восхождения добродетелей 66 . Сравнительно близкие по временам своего жития, преподобные Андрей и Иоанн имели и близкие понятия о законах духовной жизни. Каждый из Преподобных схожим образом предлагал путь духовной жизни. Представление о духовной жизни, которая может быть уподоблена лестнице восхождения, доводится преподобным Андреем до слуха всех молящихся, поскольку его произведение есть богослужебное песнопение. Лествица преподобного Иоанна известна, главным образом, только инокам. Но — благодарение Богу за то, что через труд преподобного пастыря Критского законы внутренней жизни становятся известными большому кругу присутствующих в храме. Покаянные вздохи усугубляются, как мы указывали выше, к 7-й песни Канона, где они достигают своего крайнего выражения, где преподобный Андрей говорит о скотских похотях человека, тяжчайших делах , о его страстных и любосластных стремлениях . Житие человека преподобный Андрей называет в этой песни проклятым , говорит о мерзости страстей , о сладострастиях скверных , об умножении негодований , но одновременно все больше и больше в покаянные строки Канона проникают звуки Нового Завета, и покаяние человека облекается опять духовными размышлениями 67 . Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи , — говорит тогда Преподобный, — да умыю и аз зеницы сердца и вижу Тя умно, Света превечна 68 . Какая милость во всем тропаре, и как чудно удалось сказать преподобному Андрею о зеницах сердца , очах сердца, его глазах. Этот образ хотя и идет от Преподобного из глубины VII века, вполне необходим нам, людям, доживающим век XX, он так же нов и животворящ для нас. Зеницы сердца.. .

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Замечательно, что св. Песнописец из многих Критских святых написал каноны только этим двум. Им же написаны каноны многим знаменитым Критским святым, например, св. Андрею, епископу Критскому (4 июля); св. Мирону, тоже епископу Критскому (8 августа); десяти Критским мученикам (23 дек.) и др. Получается впечатление какого-то случайного выбора, возможно объяснимого только при намеренном заказе. А свидетельство этих двух канонов нисколько, по нашему мнению, не дает основания расширять песнотворческий период в жизни св. Иосифа. Равным образом не может служить основанием к расширению этого периода и канон прп. Иосифа на перенесение мощей преподобного Феодора Студита и его брата Иосифа Солунского. Канон находится в Славянской рукописной Минее 163 Московской б. Синодальной Библиотеки. Говорят, что Иосиф написал этот канон к самому торжеству; а оно было в 845 г. Следовательно, уже тогда Иосиф был песнописцем и, следовательно, дар песнотворчества он получил ранее этого события. Но внимательное чтение канона заставляет сделать другие выводы. Самое событие было при патриархе Константинопольском Мефодии в 845 г. В раннейшем житии прп. Феодора, написанном монахом Михаилом Студитом во второй половине IX в., читаем: «на острове Принкипо тело прп. Феодора почивало около восемнадцати лет; потом оно торжественно перенесено было к собственной его Студийской пастве в начале (торжества) нашего православия, во время служения Мефодия, святейшего патриарха…, и положено в гробнице преподобнейшего Платона, игумена его, вместе с Иосифом, архиепископом Фессалоникским, родным братом его» (Твор. прп. Феодора Студита . Т. I. С. 117). Второе житие повторяет то же самое, но более отчетливо описывает положение во гроб мощей прп. Феодора Студита . Здесь говорится, что мощи «положили в Студийском монастыре, где находится многоценная гробница великого Платона и всеблаженного Иосифа» (Твор. прп. Феодора Студита . Т. I. С. 66). Проф. И. И. Соколов во вступительном своем историческом очерке жизни и деятельности прп. Феодора, на основании житийного и всего известного исторического материала, указывает, что мощи прп. Феодора после окончательного восстановления иконопочитания при благоверной Царице Феодоре и патриархе византийском Мефодии были в 845 г. (26 Января) торжественно перенесены с о. Принкипо в Студийский монастырь в Константинополе и положены в гробнице его ближайших сподвижников – духовного отца Платона и родного брата Иосифа, архиепископа Солунского» (Труд… введ. CXVI).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И в самом деле, доведя душу до деятельных, глубоких вздохов покаяния, в той же 4й песни канона несколько ниже преподобный Андрей говорит уже и о ступенях последующих добродетелей: Дванадесяте патриархов, великий в патриарсех детотворив ,— пишет он, — тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив 47 . Здесь приходит на память классический аскетический труд “Лествица” преподобного Иоанна Лествичника , где подробно разбираются все состояния человека на его пути к Богу по лествице восхождения добродетелей 48 . Сравнительно близкие по временам своего жития, преподобные Андрей и Иоанн имели и близкие понятия о законах духовной жизни. Каждый из преподобных схожим образом предлагал путь духовной жизни. Представление о духовной жизни, которая может быть уподоблена лестнице восхождения, доводится преподобным Андреем до слуха всех молящихся, поскольку его произведение есть богослужебное песнопение. “Лествица” преподобного Иоанна известна главным образом инокам. Но — благодарение Богу за то, что через труд преподобного пастыря Критского законы внутренней жизни становятся известными большому кругу присутствующих в храме. Покаянные вздохи усугубляются, как мы указывали выше, к 7й песни канона, где они достигают своего крайнего выражения, где преподобный Андрей говорит о скотских похотях человека, тяжчайших делах , о его страстных и любосластных стремлениях . Житие человека преподобный Андрей называет в этой песни проклятым , говорит о мерзости страстей, о сладострастиях скверных , об умножении негодований , но одновременно все больше и больше в покаянные строки канона проникают звуки Нового Завета, и покаяние человека облекается опять духовными размышлениями 49 . Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи ,— говорит тогда Преподобный,— да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света превечна 50 . Какая милость во всем тропаре, и как чудно удалось сказать преподобному Андрею о зеницах сердца , очах сердца, его глазах. Этот образ, хотя и идет от Преподобного из глубины VII века, вполне необходим нам, людям, дожившим век XX, он так же нов и животворящ для нас. Зеницы сердца…

http://azbyka.ru/molitvoslov/mesto-velik...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио и видео Толкования: Переводы: Тесты:   Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому . Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского ? Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами. Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось большим художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашли, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца. Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Великий канон — одно из последних произведений преподобного Андрея, написан им уже в старости. Это подтверждается характерными деталями в тексте самого канона: «Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща» (1я песнь, 13й тропарь; нумерация тропарей дается по полной версии канона в четверг 5й седмицы поста), «От юности, Христе, заповеди Твоя преступих… унынием преидох житие» (1я песнь, 20й тропарь), «Исчезоша дние мои, яко соние востающаго: темже яко Езекия слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота» (7я песнь, 20й тропарь). Утверждают, что канон был написан им для себя. Одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

В последующих песнях канона преподобный Андрей прославляет святых жен-мироносиц и благообразного Иосифа с Никодимом. Развертывая евангельское сказание, он обращается к мироносицам, предлагая им оставить слезы: да престанут ваша слезы, прешедшим на радость 290 , – но основным для него все время остается воспевание непостижимого чуда Воскресения Христова. Возвращаясь к этой центральной идее своего произведения, в 8-й песни канона преподобный песнописец вопрошает: Кто изсушивый смоковницу? Кто же сухую исцеливый руку?.. Кто просветивый слепцы, и прокаженным очистивый?.. Кто воздвигнувый мертва четверодневна из гроба, и вдовича сына? На все эти вопросы у Преподобного один ответ: кто же, как не Христос, – аще не Христос Бог, мертвым воздвигнувый? 291 Это восклицание верующего сердца повторяется в каноне несколько раз. Канон завершается эксапостиларием, в котором опять обретается мысль, очень нужная для людей нашего времени. В нем Христос, обращаясь к мироносицам, направляет их к Апостолам. Заключается эксапостиларий так: Тецыте, другом рцыте Моим благовестил: хощу бо создание Свое радостию озарити, отонудуже прииде печаль 292 . Ра дость оттуда, где была скорбь; это так близко и понятно нам, к этому стремятся, этого ищут, это хотят осветить лучшие писатели наших дней. Оказывается, и это имеется в сокровищнице церковной! У нас нет надежных оснований для того, чтобы приписать авторство этого эксапостилария преподобному Андрею Критскому . Хочется только указать на близость содержания и формы выражения заключительных слов этого стиха с тем, что было написано выше о слезах мироносиц, которые должны были стать прешедшими на радость 293 . Канон на Преполовение Пятидесятницы поставлен в Цветной Триоди вторым после канона преподобного Феофана Начертанного. Вероятно, это было сделано уже позднее, в IX веке, когда многие каноны преподобного Андрея Критского сокращались или перемещались по мере того, как выдвигались новые церковные песнописцы. Однако и этот канон преподобного Критского пастыря имеет много достоинств и обладает замечательными свидетельствами его богословствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: «Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни», – мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии , открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех прежде всего есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу или, другими словами, – отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но звучащие глубочайшей правдой: «Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости дыхание и жизнь. Но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, прими меня, кающегося». Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке – к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божию славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни и, найдя их, кается. На Великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста – в полном составе Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году 1 . Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и самому творцу канона, Андрею Критскому (всех тропарей 250). Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен на то, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пред нею, как пагубно греховное состояние, расположить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жизни. С этою целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной истории, начиная с сотворения Адама, и из истории евангельской и, применяя сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Последнее, что необходимо сказать, вникая в облик преподобного Андрея, — это то, что, взяв и соединив все вышесказанное, мы должны признать в пастыре Критском УЧИТЕЛЯ внутренней ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, не утерявшего силы своего слова до наших дней. Действительно, взывая к человеку и настаивая, что для него нет ничего дороже, нужнее его совести, преподобный отец обращается к необходимости самовоззрения, самоанализа, покаяния. Покаяние теплое, живое, или иначе — смирение сердца, есть первая и необходимая ступень в шествии человека к Богу. Далее Преподобный предлагает лествицу добродетелей, по которой восходит человек в труде над своим сердцем. Это деяние, по Преподобному, есть то необходимое состояние, которое предшествует видению человека — пределу, краю его внутренней жизни . Этот путь, начертанный преподобным Андреем, так усвоился и творцу посвященного ему канона, что в одной из его песней мы читаем: Деянием видения восход показав, мудре, и видением объемся, жития образом, Андрее богогласе, уподобился еси . Здесь — те слова преподобного Андрея Критского, которые он духовно относил к образу жен патриарха Иакова, — деяние и разум в зрении . Эти слова мы приводили выше, они и были усвоены творцом канона преподобному Андрею. Это те слова, которые ниже преподобный Андрей относит к самому патриарху Иакову: Да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении и будеши великий купец . Это — завет преподобного Андрея Критского всем людям и на все века. Он — в идее целостности человека, его подлинности; последовательности хода его внутренней духовной жизни. В наши дни писатели, которые дорожат внутренней жизнью человека, не могут пройти мимо слов, которые оставил им как заповедь великий писатель У. Фолкнер. «Современные… писатели, — говорит он, —…забыли о проблемах борющейся души. Но только эти проблемы рождают достойную литературу. Ему [писателю] нужно… убрать из своего творчества все, кроме правды о душе, СТАРЫХ ВЕЧНЫХ ИСТИН — любви, чести, жалости, гордости, сострадания и самопожертвования, без которых любое произведение обречено на скорую гибель. И покуда он не поймет этого, он будет писать так, как будто он… наблюдает конец человека… Но я отказываюсь принять конец человека… Человек не просто выстоит, он восторжествует» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010