Приведенные лирические восклицания св. Андрея полны силы, умиления, свежести и захватывающих сердце драматических чувств. Контрастное представление жизни и вот-вот наступающей смерти, страшного суда Божия и неотвратимого решения здесь навеки личной участи невольно сжимает и ужасает сердце всякого слушателя тропарей и властно влечет его к покаянию. Неослабевающее внимание к словам Канона св. Андрей поддерживает библейскими иллюстрациями из истории Ветхого и Нового Заветов с лаконичными их толкованиями. Рассмотрим прежде оригинальное освещение св. Андреем разных ветхозаветных фактов грехопадений и восстаний людей от греха. 1. «Я, – замечает святитель Андрей, – привожу Моисееве миробытие ... и повести о праведных и неправедных. (Грешная) душа подражает вторым, а не первым» 813 . (Но я) «побуждаю душу подражать деяниям праведных и избегать подражания лукавым грехам» 814 . Библейские события интересны св. Андрею, как подобия людских грехопадений и восстаний, однообразно повторяющихся во все времена бытия человечества. По его словам, в греховных соблазнах людей страстные помыслы выполняют роль Евы – искусительницы Адама. Претворяясь в дела, помыслы страстей порождают затем любострастную человеческую жизнь и оживляют плоть. Всякий смертный грех повторяет в духовном смысле человекоубийства Каиново и Ламехово. Он убивает совесть и дух человека, разобщая их с благодатью Св. Духа; поэтому грешник не может приносить Богу приятных жертв непорочной жизни по примеру Авеля, Сифа, Еноса, Еноха и Ноя 815 . Взамен смоковных листьев и кож, некогда прикрывавших прародительскую наготу, грешник покрывает свое душевное безобразие чувством стыда пред Богом 816 . В потоках душевных страстей утопают массы людей, на подобие нечестивцев, погибших в водах, всемирного потопа, и египтян, утонувших в Чермном море при Моисее 817 . Из страстных похотей каждая грешная душа готова построить новую Вавилонскую башню. Но Создатель останавливает ее замыслы и ухищрения 818 . Страсти сожигают души людей, как геенский огонь Содомлян, делают их неподвижными на добро, наподобие соляного столпа, в который некогда превратилась жена Лота 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Не только каппадокийские отцы, но и многие другие (среди них и бл. Августин) обращают внимание на " собирательный " смысл наименования человек в библейском тексте первых глав Бытия, в отличие от личного имени Адам. Все они считают человек обозначением " человечества " в целом. Хотя эти стихиры - явная поэзия, она никак не может быть воспринята как только поэтический образ и потому уход от реальности, что применяют, например, к преп. Андрею Критскому, о чем скажем ниже. Продолжая соображения, высказанные о поэзии, добавим, что многих обычных для нас понятий, связанных с поэзией, в те времена не было: ни " романтизма " , ни " соцреализма " , ни " рокпоэзии " и т.д. Говоря о нашей православной поэзии, мы можем иметь дело лишь с двумя видами такой поэзии: " отвлеченной " (Григорий Богослов) и " литургической " (Иосиф Песнописец), по терминологии каппадокийцев " практической " . " Практическая " поэзия, со своей стороны, могла быть " келейной " и " соборной " (богослужебной, литургической). Ошибкой было бы характеризовать древнюю религиозную поэзию, особенно православную, на современный и модернистский манер. Этим мы наносим подлинное оскорбление тем нашим " дальним " поэтам. Упоминаю это потому, что слышал такие суждения и в Америке в Берклийском университете, и у нас, в МДА, в дискуссиях после моих лекций: " Ну, да! Да ведь это - поэзия " (то есть " миф " , " фантазия " , " нереальность " !). Сказав это, перехожу к нашей литургической жизни сегодня. Православный верующий согласится со мной, что " жизнь " для нас - прежде всего: да, жизнь, особенно в храме. И для серьезного литературного критика или историка литургическая поэзия - подлинная реальность, которую мы хотим объективно изучить. Перейдем же к такому изучению поэзии Великого поста. Великому посту свойственна своя особая " отеческая " мысль. Может быть, так было задумано в XII-м веке, как считают некоторые, а может быть, и намного раньше, но вряд ли позже. Эта мысль имеет сотериологический характер: мысль о спасении; повторяется история нашего спасения, но не просто " написанная в книжке " или изображенная на сцене (как древние мистерии на Западе были своего рода театральным представлением), а изображенная в литургической жизни, в поэтической молитве в храме, во всей силе фактического духовного реализма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Троице: Отца прославим, Сына превознесем, божественному Духу с верой поклонимся, Троице нераздельной, Единице по сущности, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, оживотворяющей и просвещающей весь мир. Богородице: Град Твой сохраняй, Богородительница Пречистая, ибо Твоею силою верно царствуя, в Тебе находит он и укрепление, и с Твоею помощью побеждая, прогоняет всякое искушение, и обирает неприятелей, и управляет подданными. Андрею: О досточтимый и всеблаженный отец Андрей, пастырь Крита! Не переставай молиться о воспевающих тебя, да избавимся мы, верно чтущие твою память, от всякого гнева и скорби, и гибели, и согрешений безмерных. Перевод Романа Яшунского Источник:  Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 4 марта 2020 10 4 марта 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/6025169

Златоуст в 54 беседе на евангелие от Матфея: «когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста... не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера». Созомен , историк, так говорит о св. епископе Донате: «когда великий дракон хотел папасть на св. Доната, то он перстом изобразил пред ним в воздухе знамение креста и плюнул, слюна попала зверю в рот, и он издох». Позднейшее, известное в настоящее время, свидетельство о единоперстии принадлежит Андрею Критскому , который в похвальном слове преп. Патапию говорит, что Патапий исцелил бесноватого тем, что перстом начертал над ним в воздухе крест. Каким же именно перстом был начертываем тогда крест? Прямого указания на это нет в памятниках древности; но возможны три вероятности: или большой палец, или указательный, или же, наконец, большой и указательный вместе, т. е. большой был налагаем на указательный, образуя форму креста. Об изображении креста перстами, т. е. несколькими перстами, говорит св. Кирилл Иерусалимский (умер 385 или 386): «да не стыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем перстами знамение креста, на челе и на всем». Сколько же и какие персты разумеет св. отец? Это остается неизвестным. В «Беседах к глаголемому старообрядцу» митр. Филарета сказано: « Кирилл Иерусалимский говорит о знамении креста рукою " . Можно, однако, сомневаться, что это есть толкование Филарета на подлинный текст 13-го «Огласительного поучения» св. Кирилла. Из особенности цитата, указанного в книге Филарета (§ 36), по видимому явствует, что автор «Бесед» воспользовался творениями св. отца в русском переводе 1822 года, где действительно слова Кирилла переданы так: «да изображаем рукою знамение креста». Но в подлинном тексте «Огласительных поучений» читается: «перстами», а не «рукою». Что нельзя переводить словом «рукою», т. е. что нельзя разуметь в речи св. Кирилла указание на все пятъ перстов, – в доказательство этого преосв. Филарет рижский указывает на то, что «всей рукой неудобно делать крест на челе, или на очах».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Житие Марии Египетской имело существенный резонанс в христианской культуре Востока и Запада (оно, например, стало образцом для католического Жития Марии Магдалины). К восточным славянам этот агиографический памятник пришел вскоре после крещения Руси 118 и со временем врос в самую толщу народного православия. Отдельные эпизоды этого Жития так глубоко врезались в народную память, что зажили самостоятельной жизнью. Так, встреча Зосимы в пустыне с отшельницей, потерявшей былую женскую прелесть и более похожей на тень, нежели на человека, получила продолжение в русских духовных стихах, хотя история раскаявшейся блудницы в этом жанре религиозного фольклора почти не сохранилась 119 . Мария Египетская стала популярной героиней восточнославянских народных легенд, где она, например, называется матерью-женой другого великого грешника народного православия, Андрея Критского (его знаменитый Покаянный канон и Житие Марии соседствуют в великопостной службе) 120 . В системе «святых заступников» теплой народной веры Андрею и Марии отводится роль «наставников в покаянии». Героиня византийского Жития, равно неистовая в грехе и аскетизме, – популярный персонаж мировой литературы Нового времени. Например, Мария Египетская появляется в финале гетевского «Фауста», а «корабельный эпизод» ее Жития использован и переосмыслен в «Балладе об Ивлин Ру» Б. Брехта. Минувшие столетия не охладили чувственный жар, исходящий от страниц этого необычного Жития (этот жар с тревогой и сладкой мукой ощущали при знакомстве с историей прекрасной грешницы невинные юноши – и заглавный герой романа Ф. М. Достоевского «Подросток», и замятинский отрок Еразм) 121 . Марии Египетской посвящено одноименное стихотворение М. А. Кузмина 122 , наконец, отголоски ее Жития обнаруживаются в «Бесах» Ф. М. Достоевского 123 . В ряду писателей Нового времени, обращавшихся к образу Марии Египетской, обычно упоминается И. С. Аксаков, хотя специальному анализу в этом аспекте его поэма почти не подвергалась. Во введении в поэму И. С. Аксаков описывает свои впечатления от чтения житийных текстов. Мимоходом воздав положенную хвалу аскетам и мученикам, он продолжает:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Съселникъ (σσхηνος) – кто вместе живет в одной палатке, сотоварищ. Аплмъ съселника. 22 окт. Конд. преп. Аверкию Из служ. минеи XV в. 8. Син. тип. Библ. л. 163 об. πоστλων σσхηνον. В словаре Востокова сего слова нет. В часослове XIV–XV в. 1. Сев. собр. XIII–XIV в. и в Уставе събещника, в минеи XIV в. 75. Библ. Унд. собьщьника. В старопечатных иинеях:... сожителника, в минеи 1710 г.: совселника. Състрадальникъ (σναθλος) – сподвижник, споспешник. Мчнком състрадальникъ вльс. Конд. 20 мая св. муч. Фалалею. Из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. τν μαρτρων σναθλος. ναδειχθς (–θεìς). В словаре Востокова слова състрадальникъ нет. В старопеч. минеях, как и в конд. XI в. в минеи 1711 г. сострадалець. Таинословьць (μυστоλκτης ) – тайновещатель. Велика таинословьца. Ик. 6 окт. св. Апост. Фоме из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. л. 33. μγαν μυστоλκτην. В словаре Востокова сего слова нет. В служ. минеи 76. XVb. Библ. Унд.... таиноповдател. В старопечатных... таиноисповдател; 1710 г. таиноисповдателю. В минеи 1558 г. 276. Рум. муз. 17 окт. в конд. св. Андрею Критскому сие слово заменено: танноглникъ. (χαρτερψυχος) – крепкодушный, с терпеливою душою. Терподшне. Конд. 27 ноябр. св. Иакову Перскопу Из служ. минеи XV в. 48. Син. тип. Библ. χαρτερψυχε. В словаре Востокова сего слова нет. В часослове XIV–XV в. 1. Сев. собр. л. 77. написано: многотрьпьливе дше. В старопечатных и минеях и минеи 1710 г. терпливодшне. Толпа (φλαγξ) – ряды боевого строя, пехота, армия; множество. Вс толпа дмоньска погыбе. Икос. 17 июня св. муч. Мануилу, Савелию и Исмаилу. Из служ. минеи Син. тип. Библ. XV в. л. 137 об. В словаре Востокова слова толпа нет. В большом часослове Библ. Хлуд. XV в. в кондаке 19июня преп. Дию, на л. 262 об. Греческое слово φλαγγας переведено: воиньства. Трисинныи (τριλαμπς) – очень блистающий. Свтъ трисинныи. Конд. 21 янв. преп. Максиму исповеднику . Из служ. минеи 1441 г. 273. Рум. муз. φς τò τριλαμπς. В словаре Востокова нет слова трисинныи. В старопечатных минеях и минеи 1710 г. так же.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Уже в средневизант. период начали появляться различные предания о жизни Л. после воскрешения. Синаксарь К-польской ц. приводит древнейший вариант легенды о возникновении около Кития Солёного оз.: Л. увидел на этом месте 2 ссорящихся братьев, и по его молитве озеро высохло и наполнилось солью (SynCP. Col. 147). Впосл. эта легенда получила множество вариантов. Согласно самой распространенной версии, записанной Франческо Суриано (1485), на месте озера раньше находились виноградники. Когда страдавший от жажды Л. попросил у владельца (в др. вариантах - у владелицы), несшего прикрытую тканью корзину винограда, дать ему одну гроздь, тот ответил, что у него в корзине соль. Л. проклял виноградники, и они превратились в бесплодное соленое озеро ( Σωφρνιος (Μιχαηλδης). 1992. Σ. 35; Αγθωνος. 1997. Σ. 130). В триодном Синаксаре Никифора Каллиста Ксанфопула говорится, что Л., видевший адские муки, чувствовал во рту горечь и не мог ничего есть, не подсластив перед этим (Τριδιον κατανυκτικν. Αθναι, 1960. Σ. 346). Согласно др. преданию, отраженному в т. ч. в сб. «Сокровище» Дамаскина Студита, Л. никогда не рассказывал, что видел в аду, и никогда не смеялся ( Δαμασκηνς. 1751. Σ. 89-90). Только однажды, увидев, как один человек украл глиняный сосуд, усмехнулся и промолвил: «Глина крадет глину» ( Σωφρνιος (Μιχαηλδης). 1992. Σ. 34-35). Возможно, предание о молчании Л. после воскрешения было известно уже свт. Андрею Критскому (см.: Andr. Caes. Or. in Lazar.//PG. 97. Col. 985). Одним из важнейших преданий о Л. является рассказ о посещении его на Кипре Пресв. Богородицей. Впервые он встречается в сб. «Patria», где повествуется о том, что Л., желая увидеть Пресв. Богородицу, отправил за Ней корабль. Богоматерь и сопровождавший Ее ап. Иоанн Богослов отправились в путь. Сначала их судно было отнесено бурей к Афону, но затем они благополучно достигли Кипра. Пресв. Богородица подарила Л. сшитые Ею святительский омофор и поручи ( Γεδεν. 1885. Σ. 298-300; Λμπρος. 1912. Σ. 124, 126). Ист.: Δαμασκηνς, ποδικονος κα Στουδτης. Θησαυρς. Ενετα, 1751; Γεδεν Μ. Ο Αθως: Αναμνσεις, γγραφα, σημεισεις. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 297-300; Λμπρος Σ. Τ Πτρια το Αγου Ορους//Νος Ελληνομνμων. Αθναι, 1912. Τ. 9. Σ. 116-124; Arethae archiepiscopi Caesariensis Scripta Minora/Ed. L. G. Westerink. Lpz., 1972. T. 2; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th-15th Centuries. Wash., 1984.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Содержа постоянное напоминание о христианских истинах и свойствах Существа Божия (то обрядово-символическое, то поэтическое), богослужение помогает уразумению этих истин в системе и логической последовательности. Побуждая переживать христианина минуты особого духовного подъема, то трепетной радости, то благоговейного умиления, заставляя минутами забывать человека о всем земном, даже о потребностях своего собственного существа, богослужение тем самым заставляет усматривать в организме человеческом особые таинственные процессы, не поддающиеся внешнему наблюдению. Итак, отвлекая сознание человека от видимого к невидимому, от грубого вещественного к мистическому и одухотворенному, наука о богослужении тем самым подготовляет к восприятию катехизиса, главное учение которого есть область невидимого, таинственного и непостижимого и благодать Божия, в тайне сокровенная. Низводя на христианина в таинствах Божественную благодать, богослужение тем самым открывает эту благодать в личном опыте и внутренних переживаниях . 142 Некоторые ученые особенно обращают внимание на этот возглас священника, как на доказательство того, что Литургия Преждеосвященных Даров и причащение ими молящихся в древности совершалось вечером, за вечерним богослужением. Слова этого возгласа соответствовали моменту освещения храма светильниками по случаю наступавшей темноты. 143 Канон состоит из 250 тропарей и велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству: по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений. В нем представлены события Нов. и В. Завета в нравоучительном освещении. Лица священной истории представляют Св. Андрею Критскому высокие образцы святой жизни, или же примерами грехов возбуждают нас к глубокому трезвлению. После изображения опустошений, какие произвели страсти в жизни некоторых, даже великих мужей, певец призывает грешную душу искать вместе с Авраамом отечества небесного; в Исааке показывает жертву послушания; в Измаиле пример дерзости, порождаемый необузданной плотью; тяжкие наказания за плотские похоти представлены в изображении огня Содомского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Канон святым мученикам Маккавеям в славянской Минее не значится под именем преподобного Андрея Критского. Надписание его имени в канонах и стихирах дается иногда как Иерусалимлянин , иногда как Критский . В связи с тем, что в небольшом числе произведений церковной письменности встречается указание на творчество Андрея Пирра , возникает вопрос, не является ли последний одним и тем же лицом, что и Андрей Иерусалимлянин или Критский. Преосвященный Филарет Черниговский склонен видеть здесь одно и то же лицо — архиепископа Критского Андрея 127 , тогда как более поздний исследователь И. Карабинов считает Андрея Пирра лицом, чрезвычайно отличающимся от святителя Андрея Критского 128 . Несомненно, что указанное разногласие потребует дальнейших углубленных изучений, тем более, что есть ряд праздников, где в отдельных песнях церковных имя Андрея Пирра соседствует с именем Андрея Критского. Так, например, обстоит дело со стихирами на Сретение Господне 129 . Та же ситуация встречается и на день празднования святым апостолам Петру и Павлу 130 . Стихира на день памяти священномученика Игнатия Богоносца, которая, по Филарету Черниговскому, принадлежит святому Андрею Критскому, в Минее надписана именем Андрея Пирра 131 . В связи с этим, а также потому, что основные направления его творчества сформулированы нами при изучении его канонов и трипеснцев, в данной статье мы не считаем возможным детально останавливаться на анализе стихир, относящихся к имени преподобного Андрея Критского. В заключение проделанного нами разбора основных произведений преподобного Критского пастыря желательно восстановить по возможности целостный облик великого песнописца, достигающий до нас в его произведениях из глубины более чем тысячи лет — двенадцати веков. Личность преподобного Андрея Критского Личность преподобного Андрея, архиепископа Критского представляется нам многогранной, поэтому необходимо коснуться различных сторон его жизни и деятельности. Прежде всего следует сказать, что преподобный пастырь Критский должен быть признан одним из родоначальников церковного песнотворчества . Он, по существу, стоял в начале тех трудов церковной письменности, которые были осуществлены в более позднее время, в VIII и IX веках, когда был создан Осмогласник ( Октоих ) и приводилась в порядок Минея — месячная служба святым и служба Великих двунадесятых праздников.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Вода глаголющая, вода, преводящая от жизни в жизнь, – этому образу желал бы прикоснуться любой из современных писателей, вынашивающих в себе фразу, которая была бы способна выразить суть человеческого переживания в дни нашего сложного века… В том же каноне священномученику Игнатию преподобный Андрей очень глубоко вникает и в понятия пшеница и хлеб, соотнося их значение с писаниями самого священно-мученика (песни 3, 4, 6, 9-я). Создается впечатление, что образ славного епископа и мученика Христова Игнатия, скончавшегося в начале II века, очень близок святителю Андрею, который жил в VII?VIII веках, по существу, в тех же краях. Воспевая священномученика, пастырь Критский не сомневаясь приводит слова святого апостола Павла (ср.: Евр. 7, 26 ) и пишет в первом тропаре 5-й песни канона: Таков нам подобаше мудр архиерей, преподобен, верен, несквернен, незлобив, вопия Павел, преднаписа священный образ священных твоих нравов 310 . Особое расположение святителя Критского к священномученику Игнатию отчетливо видно и в тропарях 4, 6, 7, 8-й и других песней канона. Канон святым мученикам Маккавеям в славянской Минее не значится под именем преподобного Андрея Критского . Надписание его имени в канонах и стихирах дается иногда как Иерусалимлянин, иногда как Критский. В связи с тем, что в небольшом числе произведений церковной письменности встречается указание на творчество Андрея Пирра, возникает вопрос, не является ли последний тем же лицом, что и Андрей Иерусалимлянин или Критский. Преосвященный Филарет Черниговский склонен видеть здесь одно и то же лицо – архиепископа Критского Андрея 311 , тогда как более поздний исследователь И. А. Карабинов считает Андрея Пирра лицом, отличающимся от святителя Андрея Критского 312 . Несомненно, что указанное разногласие потребует дальнейшего углубленного изучения, тем более что есть ряд праздников, где в отдельных песнях церковных имя Андрея Пирра соседствует с именем Андрея Критского . Так, например, обстоит дело со стихирами на Сретение Господне 313 . Та же ситуация встречается и на день празднования святым апостолам Петру и Павлу 314 . Стихира на день памяти священно-мученика Игнатия Богоносца , которая, по архиепископу Филарету Черниговскому , принадлежит святому Андрею Критскому , в Минее надписана именем Андрея Пирра 315 . В связи с этим, а также потому, что основные направления его творчества сформулированы нами при изучении его канонов и трипеснцев, в данной статье мы не считаем возможным детально останавливаться на анализе стихир, относящихся к имени преподобного Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010