Свидетельством долгой подвижнической жизни остались его творения, — его, по слову святителя Димитрия Ростовского, «медоточные глаголы». Творения преподобного Андрея Наследие преподобного Андрея Критского обширно. Профессор И. А. Карабинов в своем основательном исследовании Постной Триоди считает, что всех канонов пастыря Критского по древним ирмологиям насчитывается до 70. Он указывает, что песнотворческая деятельность преподобного Андрея очень мало изучена . Преосвященный Филарет Черниговский различает в песнотворческом наследии Критского пастыря различные формы произведений . 1. ПЕСНИ БОГОСЛОВСКИЕ. К ним относятся: а) трипеснцы на повечерии Недели ваий и первых четырех дней Страстной седмицы; б) каноны: на воскрешение Лазаря, на Неделю мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы, на Рождество Иоанна Предтечи; в) стихиры самогласны: на Сретение Господне, на Воздвижение Креста Господня, на Рождество Христово. 2. ПЕСНИ В ЧЕСТЬ БОГОМАТЕРИ: канон на Рождество Богородицы, канон на Зачатие святой Анны (9 декабря). 3. ПЕСНИ В ЧЕСТЬ АПОСТОЛОВ: стихиры святым апостолам Петру и Павлу, стихиры святому апостолу Андрею. 4. ПЕСНИ МУЧЕНИЧЕСКИЕ: каноны святым Маккавеям, канон Усекновению главы Иоанна Предтечи, канон святым мученикам Трифону и Феофилу (23 июля), канон священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря), святым избиенным младенцам (29 декабря), мученику Прову (12 октября), великомученику Димитрию (26 октября). Однако наряду со всеми упомянутыми произведениями преподобного Андрея наибольшую известность дал ему его ВЕЛИКИЙ КАНОН, который положен Святой Церковью к чтению на утрени четверга 5–й седмицы Великого поста, а также по частям на великом повечерии в первые четыре дня 1–й седмицы Святой Четыредесятницы. Архиепископ Филарет Черниговский утверждает, что во время жизни преподобного Андрея Критского именования КАНОНА как такового не имелось; Великий канон назывался стихирою, или «стихирами Святоградца» (напомним, что за преподобным Андреем сохранилось имя ИЕРУСАЛИМЛЯНИНА), а также «последованием песней Святоградца».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

И.А. Карабинов называет Великий канон «покаянной автобиографией» преподобного Андрея 387 . Однако к такой характеристике нужно относиться весьма осторожно. Не следует нечестиво и слишком буквально думать, что святой Андрей в тексте канона перечисляет собственные грехи; «покаянной автобиографией» Великий канон может быть назван лишь в том смысле, что преподобный Андрей при его составлении опирался на свой богатый пастырский опыт и знание человеческой души. Впрочем, частичная справедливость в таком наименовании остаётся, ибо одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убеждённым монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, Православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и своё раскаяние выразил в тексте Великого канона 388 . Таким образом, принимая мнения о том, что святой Андрей составил свой канон в преклонном возрасте и что события 712 года могли стать дополнительным стимулом к написанию Великого канона, можно для самого произведения предложить расширенную датировку: 720–730-е годы. Каков был первоначальный объём канона, составленного преподобным Андреем? С одной стороны, в том, что покаянные тропари являются авторскими, никто не сомневается. С другой стороны, однозначно можно сказать, что тропари в честь преподобной Марии и преподобного Андрея к канону в его оригинальном виде не имеют отношения. Однако в вопросе о происхождении ирмосов, Троичных и Богородичных исследователи расходятся. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает, что ирмосы не принадлежат святому Андрею, а их позже добавил к канону преподобный Иоанн Дамаскин 389 . И.А. Карабинов считает, что ирмосы составлены самим преподобным Андреем, но в отношении его канонов в целом говорит: «Троичны и большая часть Богородичнов в канонах св. Андрея едва ли принадлежит ему, ибо встречаются такие рукописи, где Троичнов нет, а Богородичны поставлены другие. Быть может, и Троичны, и часть Богородичнов принадлежат перу св. Феодора Студита » 390 . Наконец, наш современник диакон В. Василик говорит: «Великий канон – изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвящённые самому Андрею Критскому и Марии Египетской , всё остальное принадлежит святому Андрею» 391 . Последняя точка зрения является наиболее вероятной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отличительной чертой гимнографии святителя Андрея было то, что он всегда в каноны включал вторую песнь (тогда как другие церковные поэты – например, святые Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский – второй песни не писали, а «после 9 века изъятие второй песни почти узаконилось»), 516 следовательно, его каноны всегда состояли из 9 песен. 517 В этой «дефиниции числа девять», или «тройственной троичности», исследователи справедливо усматривают символическое выражение постулатов христианской космологии, 518 а также троического богословия. 519 Таким образом, каноны Андрея Критского одной формой своей призывали человека «со- девать свое спасение» в Пресущественной Троице, настраивали его на духовное созерцание Горнего мира. Однако гимнограф не довольствовался только структурным способом богословствования. В своих канонах святитель Андрей всегда выражал знание Церкви о Боге и прямо, вербально. Иными словами, его каноны всегда завершались особыми стихами догматического содержания – тропарями «Троичным» и «Богородичным», в которых Всевышний воспевался, во-первых, как Сам в Себе, единый по Существу и Троичный в Лицах, а во-вторых, как явившийся миру через Воплощение от Пресвятой Девы. Не был в этом отношении исключением и «Великий канон». Больше того, при его чтении или пении издревле положено по церковному уставу совершать по три поклона. 520 Итак, очевидно: песнословное творчество Андрея Критского пронизано было светом разумения Божественной Троицы– « пресущной», « безначальной», « несозданной», « нераздельной единицы», « сообразной», « всесильнейшей» и т. д. Поэтому неудивительно, что это особое почитание святителем Андреем Святой Троицы отразилось в церковно-поэтическом представлении о нем самом. Так, в каноне Андрею (написан в 9 веке преподобным Феофаном Начертанным, епископом Никейским) 521 данной теме посвящены три (что также знаменательно) тропаря: второй тропарь третьей песни (ты « всю прил еси ве зарю светоносню трисолнечны светлости»), первый тропарь четвертой песни (ты « богослови... правило показалс еси... Троицы слав сказ сно»), второй тропарь девятой песни (« соединением лчшим наслаждас зари Андрее... творщих твою... памть... молитвами твоими от бед сохрани»). 522 Аналогичная оценка выражена и в кондаке Андрею (ты « вилс еси светильник мира светлейший, светом си Троицы»). 523

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дию (19 июля). Без 2-й песни: 15 сщмч. Вассу (18 сент.); 16 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня); 17 мученикам Флору и Лавру (18 авг.). Еще для 11 канонов, опубликованных в этом издании, атрибуция Г. ненадежна. Каноны со 2-й песнью: 18 свт. Григорию, Просветителю Армении, и мц. Рипсимии и проч. (30 сент.); 19 сщмч. Дионисию Ареопагиту (3 окт.); 20 ап. Луке (13 окт.); 21 мученикам Маркиану и Мартирию нотариям (25 окт.); 22 свт. Григорию Нисскому (10 янв.; в рукописях канон атрибутируется Г., Феофану; возможно авторство прп. Андрея Критского); 23 св. Исаакию, пресвитеру, исповеднику (30 мая; канон в рукописях атрибутируется Г. или Агиополиту); 24 мученикам Мануилу, Савелу и Измаилу (17 июня; в рукописях канон атрибутируется Г. или Андрею Пирру); 25 мученикам Трофиму, Феофилу и проч. (23 июля; в рукописях канон атрибутируется Г., Андрею, Игнатию, прп. Феодору Студиту). Каноны без 2-й песни: 26 равноап. Аверкию, еп. Иерапольскому (22 окт.); 27 святителям Афанасию и Кириллу Александрийским (18 янв.; возможно авторство прп. Андрея Критского); 28 прп. Онуфрию Египетскому (12 июня; в рукописях канон атрибутируется Г., Феофану, Иоанну, Иосифу). 29 канонов Г. известны только по рукописям и до сих пор не опубликованы. Каноны со 2-й песнью: 1 прп. Иоанну Постнику (2 сент.); 2 сщмч. Анфиму, мц. Василисе, мч. Зотику и прп. Феоктисту (3 сент.); 3 на Рождество Пресв. Богородицы (8 сент.); 4 на Воздвижение Креста (14 сент.); 5 мц. Евфимии (16 сент.); 6 мученикам Евлампию и Евлампии (10 окт.); 7 свт. Григорию Неокесарийскому (17 нояб.); 8 на попразднство Рождества Христова (28 дек.); 9 свт. Василию Великому (1 янв.); 10 прп. Авксентию (14 февр.); 11 прп. Алексию, человеку Божию (17 марта); 12 на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня); 13 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня); 14 мученикам Кирику и Иулитте, матери его (15 июля); 15) пророкам Илии и Елисею (20 июля); 16 преподобным Олимпиаде и Евпраксии (25 июля); 17 вмч. Пантелеимону (27 июля); 18 на обновление храма Богородицы во Влахернах (31 июля).

http://pravenc.ru/text/164781.html

Впрочем, по мысли преподобного Андрея Критского , Господь в первую очередь все же плакал не о Лазаре. Зачем Христу было о нем плакать, когда Спаситель пришел сюда именно затем, чтобы его воскресить? Зачем было лить слезы о том, кто вот-вот восстанет из могилы и вернется к жизни? Но о ком же тогда плакал Своими человеческими слезами Христос? О ком горевал Он в этот миг, когда находился среди рыдающих Марфы, Марии, а также жителей Вифании и Иерусалима, казалось бы, внешне разделяя с ними их скорбь? Святитель Андрей убежден, что Господа здесь обуревали сразу два чувства: Он и радовался, и плакал одновременно. Он радовался о Лазаре, который должен был через несколько мгновений воскреснуть. Он радовался о Своих учениках, которые сейчас окажутся свидетелями удивительного чуда – ведь Он и Сам говорил им недавно: радуюсь за вас ( Ин. 11: 15 ). И вместе с тем Христос в этот миг также и скорбел. По мысли святителя Андрея Критского , Господь плакал здесь об иудеях, которые не приняли ни Христа, ни слов Его учения. Он пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин. 1: 11 ). Господь ясно «предвидел, что они останутся в своем неверии и по совершении чуда», и потому плакал о судьбе богоизбранного народа. Близок по мысли к святителю Андрею и святитель Петр Хрисолог , который, однако, утверждает, что скорбь Господа касалась не только неверующих иудеев, но и распространялась на весь людской род – охваченный неверием, духовно гибнущий под властью греха. Святитель Петр говорит об этом так: «Братие, Христос плакал как человек или от жалости о гибнущем человечестве, или же от скорби, которую чувствовал, видя ожесточение людей, одержимых неверием». Впрочем, до некоторой степени слезы Христа относились и к Лазарю, вернее – к тому состоянию, в котором он теперь пребывал. По убеждению святителя Андрея Критского , слезы Христовы проливались не столько о самом умершем, сколько о том уродующем мертвеца смертном истлении, что повреждает богосозданную человеческую природу, лишает ее дарованной Творцом красоты, искажает и уничижает первоначальный небесный замысел о людском бессмертии, ввергает человека в бесславие гниения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

По Синаксарю великого канона Андрей представляется современником иерусалимского патриарха Софрония и при этом в Синаксаре добавляется даже, что свой великий канон написал он в то время как Софроний написал житие Марии Египетской. А так как Софроний умер около 640 года 15 , то в виду указания Синаксаря следовало бы поместить год рождения Андрея Критского никак не позднее 10–15 годов VII в. (в великом каноне автор – не юноша). Но с такой ранней датой трудно согласить другие свидетельства об Андрее, также хранимые преданием церковным 16 . По богослужебным песнопениям, составленным в честь Андрея, этот пастырь Критский является борцом за святые иконы, обличителем неправо мыслящих о них 17 , и таким образом время жизни его продолжается до иконоборческой эпохи, по крайней мере до 726 года, когда императором Львом Исаврянином издан был первый иконоборный эдикт. Очевидно, обе эти полученные даты не могут быть приняты для установления предельных годов жизни Андрея Критского , так как они растягивают жизнь святителя шире обычных границ человеческого возраста. Которому же из этих двух свидетельств следует отдать преимущество, да и можно ли которое-либо из них признать соответствующем правде, определяющим точную дату? Если мы обратимся к творениям, усвояемым Андрею Критскому , то увидим, что между ними есть небольшой трактат об иконах, где в доказательство основательности иконопочитания приводятся три примера самых древних изображений Христа и Богоматери 18 , а в слове на Обрезание Господне и на св. Василия упоминается о претерпеваемых церковью гонениях на иконы и кратко разъясняется смысл поклонения последним 19 . Принимая во внимание эти, так сказать, личные показания Андрея Критского , мы должны признать достоверной вторую из вышеуказанных дат. Если писал Андрей в защиту икон, то очевидно он дожил до иконоборческой эпохи. В данном случае, писания Андрея, находя удостоверение своей подлинности в предании церковном, в свою очередь подтверждают само это предание, и взаимное свидетельство писаний и предание – двух свидетелей вынуждаемся мы принять 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Таким образом, принимая мнения о том, что святой Андрей составил свой канон в преклонном возрасте и что события 712 года могли стать дополнительным стимулом к написанию Великого канона, можно для самого произведения предложить расширенную датировку: 720–730е годы. Каков был первоначальный объем канона, составленного преподобным Андреем? С одной стороны, в том, что покаянные тропари (их большая часть) являются авторскими, никто не сомневается. С другой стороны, однозначно можно сказать, что тропари в честь преподобной Марии и преподобного Андрея были добавлены после XI века. Однако в вопросе о происхождении ирмосов, Троичных и Богородичных исследователи расходятся. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагал, что ирмосы не принадлежат святому Андрею, а их позже добавил к канону преподобный Иоанн Дамаскин . И.А. Карабинов считал, что ирмосы составлены самим преподобным Андреем, но в отношении его канонов в целом говорит: « Троичны и большая часть Богородичнов в канонах св[ятого] Андрея едва ли принадлежит ему, ибо встречаются такие рукописи, где Троичнов нет, а Богородичны поставлены другие. Быть может, и Троичны, и часть Богородичнов, принадлежать перу св[ятого] Феодора Студита ». Наконец, наш современник протодиакон В. Василик говорит: « Великий канон — изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской… все остальное принадлежит святому Андрею ». Почему канон назван Великим? Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в современной Триоди сам Великий канон имеет 213 покаянных тропарей. Если к этому числу добавить 11 ирмосов, 18 тропарей в честь преподобной Марии, 9 тропарей в честь автора канона, 10 Троичных и 11 Богородичных, то получим всего 272 песнопения во всем каноне в том его виде, который употребляется в службе четверга 5й седмицы. Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств. Исследователи Великого канона отмечают большое количество параллелей в его содержании с творениями отцов Церкви: мч. Иустина Философа , свт. Григория Богослова , свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , Евагрия Понтийского , преп. Максима Исповедника , преп. Романа Сладкопевца и многих других.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Образ святителя Критского, подвизавшегося на удаленном от центров Византийской империи острове, умершего на пути, на другом острове при исполнении своего церковного послушания, вырисовывается с определенной отчетливостью из толщи многих веков. Еще отчетливей можно прочитать особенности души преподобного Андрея, его неповторимой индивидуальности, образ его миросозерцания и мироощущения в строках его божественных произведений. Скончавшийся в 712 году Критский святитель был канонизирован уже к концу VIII века, когда преподобными песнописцами дорабатывался его Великий канон, и ему, Андрею, как святому были составлены тропари, в которых взыскуется его помощь и заступление пред Престолом Божиим. Великий покаянный канон: его история и особенности Разбор песнопевческого достояния преподобного Андрея Критского, несомненно, следует начинать с наиболее прославленного его произведения — Великого канона. Это произведение, называемое в древних списках, как уже указывалось выше, СТИХИРОЮ СВЯТОГРАДСКОЮ, поистине является особым. Оно содержит до 250 тропарей и, по мнению преосвященного Филарета Черниговского, первоначально не имело типичных ирмосов, не было отчетливо поделено на песни. Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди (согласно свидетельству Никифора Каллиста). Тропари в честь преподобной Марии имеют даже свой самостоятельный акростих . Профессор Е. И. Ловягин при переводе богослужебных канонов с греческого языка на русский указывает, что Великий канон преподобного Андрея Критского заслуживает именования великого произведения не только по своему содержанию, но и по своей обширности. Если обычные каноны, свидетельствует профессор Е. И. Ловягин, «заключают в себе около 30 песнопений или немного более, он [Великий канон] содержит в себе до 250 тропарей с ирмосами» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Хотя толкования Великого канона известны достаточно давно, фундаментальная работа об этом замечательном произведении византийской духовной поэзии появилась лишь недавно Из упоминающихся в литературе толкований на Великий канон преподобного Андрея отметим составленный в начале XIII в. комментарий Акакия Савваита, рукопись (рубежа XIV–XV в., ГИМ) Великого канона с пространным толкованием неизвестного автора. Хотя канон не надписан там именем Андрея, но в толковании говорится, что именно святой Андрей творец его; толкование 103 стиха начинается так: «Эта лествица, говорит творец тропарей, благоговейный Андрей, изображает нам действенное восхождение». В толковании другого тропаря Андрей Критский назван писателем сего канона и там же замечено, что «святой отец наш Андрей, по месту рождения называемый иерусалимлянином и, по священноначальству на острове Крите, критянином» На Руси преподобный Андрей Критский, Иерусалимлянин, был известен и почитался уже в самые ранние годы: первое упоминание о нем содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия (конец XI – начало XII в.). В Минее XII в. содержится служба преподобному Андрею. В нестишный Пролог, переведенный в первой половине XII в., включены под 4 июля память святого Андрея без жития, а под 4 июня – краткое житие святого (древнейший список XIII в.). В 1-й половине XIV в. краткое житие святого Андрея Критского вновь было переведено (по-видимому, сербскими монахами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля в ряде календарей память святого Андрея указывается под другими датами (по более древней византийской традиции): 29 апреля (в Апостоле конца XIII в.; Хлудовское собрание, ГИМ) и 4 июня (Румянцевский Обиход; первая половина XIV в., РГБ). Гимнографические произведения и Слова преподобного Андрея Критского в русской письменности XI–XVII вв. были распространены очень широко. Имя Андрея Критского упоминается в «Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году» (сочинении второй половины XV в., приписываемом Нестору Искандеру), вошедшей в состав Воскресенской летописи. Здесь при описании достопримечательностей Константинополя, связанных со строительной деятельностью Юстиниана и Феодосия II, делается ссылка на авторитет преподобного: «И тако наполниша град преславными и дивными вещами, имиже и блаженный Андрей Критцкий удивися, рече: Воистину град сей выше слова и разума» [ПСРЛ, т. 8]. Святого Андрея особо почитали в княжеской среде: видимо, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а также Андрея, сына св. Александра Невского 21].

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Этот путь, начертанный преподобным Андреем, так усвоился и творцу посвященного ему канона, что в одной из его песней мы читаем: Деянием видения восход показав, мудре, и видением объемся, жития образом, Андрее богогласе, уподобился еси 142 . Здесь — те слова преподобного Андрея Критского, которые он духовно относил к образу жен патриарха Иакова, — деяние и разум в зрении 143 . Эти слова мы приводили выше, они и были усвоены творцом канона преподобному Андрею. Это те слова, которые ниже преподобный Андрей относит к самому патриарху Иакову: Да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении и будеши великий купец 144 . Это — завет преподобного Андрея Критского всем людям и на все века. Он — в идее целостности человека, его подлинности; последовательности хода его внутренней духовной жизни. В наши дни писатели, которые дорожат внутренней жизнью человека, не могут пройти мимо слов, которые оставил им как заповедь великий писатель У. Фолкнер. “Современные писатели, — говорит он, — забыли о проблемах борющейся души. Но только эти проблемы рождают достойную литературу Ему (писателю — м. И. ) нужно убрать из своего творчества все, кроме правды о душе, старых вечных истин — любви, чести, жалости, гордости, сострадания и самопожертвования, без которых любое произведение обречено на скорую гибель И покуда он не поймет этого, он будет писать так, как будто он наблюдает конец человека Но я отказываюсь принять конец человека Человек не просто выстоит, он восторжествует” 145 . Этот завет о подлинном достоинстве человека, о его спасении во Христе, о его победе оставил нам еще в начале VIII века преподобный архиепископ Критский, скончавшийся как странник на обратном пути из Константинополя к своей пастве, при исполнении своего долга. Вот источник непререкаемого значения трудов преподобного Андрея, положенных на заре церковной песнотворческой деятельности, их места в деле спасения человеческой души, места, сохраненного в сосуде Тела Христова — Его Святой Церкви.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010