Канон святым мученикам Маккавеям в славянской Минее не обозначен именем преподобного Андрея Критского . Надписание его имени в канонах и стихирах дается иногда как «Иерусалимлянин», иногда как «Критский». В связи с тем, что в небольшом числе произведений церковной письменности имеется указание на творчество «Андрея Пирра», возникает вопрос: является ли последний одним и тем же лицом с Андреем Иерусалимлянином или Критским? Преосвященный Филарет склонен признать, что это один автор – архиепископ Критский Андрей 104 , профессор И. А. Карабинов высказывает противоположное мнение 105 . Несомненно, это разногласие потребует дальнейших углубленных изучений, тем более, что имеются отдельные тексты, где в разных песнях церковных указываются имена и Андрея Пирра, и преподобного Андрея Критского . Так, например, стихиры на Сретение Господне подписаны именами Андрея Пирра и Андрея Иерусалимского 106 . То же встречаем и в день празднования святым апостолам Петру и Павлу 107 . Стихира в день памяти священномученика Игнатия Богоносца , по мнению архиепископа Филарета принадлежащая святому Андрею Критскому , надписана в Минее именем Андрея Пирра 108 . В связи с изложенным мы не считаем возможным детально останавливаться на анализе стихир, относящихся к имени преподобного Андрея Критского , поскольку основные направления его творчества сформулированы при изучении его канонов и трипеснцев. В заключение постараемся восстановить целостный облик великого песнописца. Личность преподобного Андрея, архиепископа Критского, представляется многогранной. Прежде всего следует сказать, что преподобный пастырь Критский должен быть признан одним из родоначальников церковных песнотворцев. Согласно мнению компетентных современных исследователей, преподобного Андрея следует признать и родоначальником службы Великого поста – Триоди Постной, поскольку им первым положены трипеснцы на отдельные дни Страстной седмицы и другие события дней Святой Четыредесятницы, отсюда идет и название самой Богослужебной книги – Триоди, что означает «трипеснцы», «собрание трипеснцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В правление императора Юстиниана II преподобный Андрей был поставлен архиепископом Критским и ревностно проповедовал слово Божие своей пастве. Его молитвы спасли от нашествия арабов остров Крит, о чем свидетельствует сам Святитель в Слове на Обрезание Господне: «Так, оставаясь православными, избегли мы страха языков и острова прияли спасение». Известны и многие другие чудеса пастыря Критского – в засуху по его молитвам ниспосылался дождь и верные ограждались от бед его предстательством. Преподобный Андрей прожил долгую жизнь, так, в частности, имеются свидетельства, что, убеленный сединами, он приносил похвальные слова святым; в тексте Великого канона содержатся указания, что это произведение написано им в преклонном возрасте. В 712 году, возвращаясь с Константинопольского Собора, преподобный Андрей заболел на острове Митилена и скончался в пути на остров Крит, в г. Иерис. Свидетельством долгой подвижнической жизни остались его вдохновенные творения, его «медоточные глаголы», по определению святителя Димитрия Ростовского 9 . Наследие преподобного Андрея Критского обширно. Профессор Петербургской Духовной Академии И. А. Карабинов в своем основательном исследовании Триоди Постной определяет, что по древним ирмологиям насчитывается до 70 канонов пастыря Критского. Автор отмечает также, что песнотворческая деятельность преподобного Андрея недостаточно изучена 10 . Преосвященный Филарет различает в песнотворческом наследии Критского святителя различные формы произведений 11 . 1. Песни богословские: а) Трипеснцы на повечерии Недели Ваий и первых четырех дней Страстной седмицы; б) Каноны: Воскрешению Лазаря; в Неделю жен-мироносиц; Преполовения Пятидесятницы; на Рождество Иоанна Предтечи; в) Стихиры самогласны: на Сретение Господне; на Рождество Христово. 2. Песни в честь Богоматери: Каноны на Рождество Богородицы и на зачатие святой Анны (9 декабря). 3. Песни в честь святых апостолов: стихиры святым апостолам Петру и Павлу; святому апостолу Андрею Первозванному. 4. Песни святым мученикам: а) каноны: святым мученикам Маккавеям; Усекновению главы Иоанна Предтечи; святым мученикам Трифону и Феофилу (23 июля); священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря); б) стихиры самогласны святым мученикам: священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря); святым убиенным младенцам (29 декабря); святому мученику Прову (12 октября); великомученику Димитрию Солунскому (26 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Канон Андрея Критского 148 мин., 18.03.2024 Содержание Великий покаянный канон Андрея Критского читают в самом начале Великого поста — четыре части в первые четыре дня, а в среду вечером пятой недели Великого поста — целиком весь канон. Ниже вы найдете текст канона в разных форматах. Разлука с Богом и тоска по Нему; ощущение, что ты беззащитен перед грехом; понимание, что только праведная жизнь и искренняя молитва к Господу может тебя спасти... По Андрею Критскому, у нас есть единственная возможность вернуться в рай и вновь соединиться с Богом — покаяние. В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» . Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства человека: повествование идет от первого лица. Канон Андрея Критского в понедельник первой недели Великого Поста Скачать чтение понедельника в PDF    Скачать чтения всех дней в Epub Дан с параллельным переводом на русский язык. Перевод выделен курсивом. Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Перевод: [Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и восхвалю Его, ибо Он возвеличился во славе.] (Исх. 15:1-2) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. [С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.] Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

Иерис. Свидетельством долгой подвижнической жизни остались его творения, — его, по слову святителя Димитрия Ростовского, медоточные глаголы . Творения преподобного Андрея Наследие преподобного Андрея Критского обширно. Профессор И. А. Карабинов в своем основательном исследовании Постной Триоди считает, что всех канонов пастыря Критского по древним ирмологиям насчитывается до 70-ти. Он указывает, что песнотворческая деятельность преподобного Андрея очень мало изучена 7 . Преосвященный Филарет Черниговский различает в песнотворческом наследии Критского пастыря различные формы произведений 8 . 1. Песни Богословские . К ним относятся: а) Трипеснцы на повечерии недели Ваий и первых четырех дней Страстной Седмицы. б) Каноны: на воскрешение Лазаря, на неделю Мироносиц, на преполовение Пятидесятницы, на рождество Иоанна Предтечи. в) Стихиры самогласные: на Сретение Господне, на Воздвижение Креста Господня, на Рождество Христово. 2. Песни в честь Богоматери : канон на Рождество Богородицы, канон на зачатие святой Анны (9 декабря). 3. Песни в честь Апостолов : стихиры святым апостолам Петру и Павлу, стихиры святому апостолу Андрею. 4. Песни мученические : каноны святым Маккавеям, канон Усекновению главы Иоанна Предтечи, канон святым мученикам Трифону и Феофилу (23 июля), канон святому священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря), святым убиенным младенцам (29 декабря), мученику Прову (12 октября), великомученику Димитрию (26 октября). Однако, наряду со всеми упомянутыми произведениями преподобного Андрея наибольшую известность дал ему его Великий канон , которой положен Святой Церковью к чтению на утрени четверга 5-й недели Великого поста, а также по частям на великом повечерии в первые четыре дня первой седмицы святой Четыредесятницы. Архиепископ Филарет Черниговский утверждает, что во время жизни преподобного Андрея Критского именования канона как такового не имелось; Великий канон назывался стихирою или “стихирами Святоградца” (напомним, что за преподобным Андреем сохранилось имя Иерусалимлянина ), а также “последо­ванием песней Святоградца”.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Скачать epub pdf 9. 1 седмица Великого поста. О покаянном каноне преподобного Андрея Критского. К чему готовит нас канон преподобного Андрея (Перед чтением канона преподобного Андрея Критского ). Братия и сестры! Сейчас начнётся чтение покаянного канона Андрея Критского . Святая Церковь начинает Великий пост чтением этого трогательного, умилительного канона для того, чтобы расположить нас к осознанию своей греховности, ввести в покаянное состояние. В нём (каноне) душа плачет о своих грехах и молит Бога о прощении. Этот плач начинается с первых слов канона: «Откуда начну плакать, оплакивать окаянные деяния моей души...» И вот шаг за шагом, стих за стихом вскрываются грехи нашей души... И чтобы лучше понять нашу греховность, в каноне вскрываются грехи Каина, разбойника, мытаря и всех грешных людей древней истории. Слушая об их грехах, мы лучше начинаем понимать, осознавать свои собственные грехи. Святая Церковь нам за наши греховные язвы, для того, чтобы расположить нас к избавлению от них, к очищению и обновлению душ и сердец наших. Поэтому чтение каждого отдельного стиха сопровождается обращением к Богу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В конце каждой песни ирмоса следует обращение и к Святой Троице, и к Богородице, а также и к преподобной Марии, и к преподобному Андрею Критскому . Эти обращения возвышают наш дух и помогают нам глубже осознать свою греховность. Весь канон – это покаянная лествица, поднимающая наш дух из бездны греховной к надежде на великое снисхождение и милосердие Божие. Чтение покаянного канона закончится в четверг, но не должно закончиться наше покаянное состояние, а наоборот, оно должно усилиться и не только до Причащения в пятницу или субботу, но и в течение всего Великого поста. Наше покаянное состояние, братия и сестры, возникает с того момента, когда мы начинаем задумываться о своей жизни, проверять себя: так ли я живу, так ли отношусь к Богу, к семье, людям и куда я иду: к спасению или к своей гибели. Великий пост и есть самое подходящее и самое драгоценное время для такой проверки. И мы заранее знаем, что не всё благополучно в нашей жизни, что есть в чём и покаяться, и есть в чём исправиться. Начнём же сейчас, слушая канон преподобного Андрея Критского слушать и свою совесть, что она подскажет нам, чтобы проверить себя и ею, и каноном. Будем просить Господа помочь нам вскрыть и пережить свою греховность и подготовиться к таинству покаяния и святого Причащения. Господи! Благослови нас приступить к покаянию во всех грехах нашей жизни. Аминь. Читать далее Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной)/Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

  Читать полностью   Вениамин (Милов) «Церковно-литургическое назидание по «Великому Канону» св. Андрея, Архиепископа Критского»   Общие аскетические идеи «Великого Канона». Прощение грешных Триединым Богом ради Сына Божия Спасителя и молитв Богоматерию. Побуждения грешника к покаянию фактами Библейской истории. Ценность учительства Церкви по данным «Великого Канона». Читать полностью   Киприан (Керн) «Литургика. Гимнография и эортология»   Первый, кто начал составлять каноны, был св. Андрей Критский. До него или не было вообще полных канонов, а только отдельные песни, 8-я и 9-я обязательно и какая-либо еще; а самое писание песней канона, как развитие и добавление к библейским одам, было не известно Церкви. Во всяком случае, св. Андрею Критскому принадлежит честь изобретения нового облика церковной поэзии и, надо сказать, он является и самым замечательным по содержанию и умению применять формы канона к этому содержанию. Читать полностью   М. Красовицкая «Литургика»   Великий канон — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Читать полностью     Великий канон святого Андрея Критского с параллельным переводом на русский язык и пояснениями к тексту   Великий канон святого Андрея Критского с параллельным переводом на русский язык и пояснениями к тексту. Житие Марии Египетской. Евангелия Святых Страстей Христовых. Паримии Страстной Субботы.     Святой Андрей Критский приводит множество примеров благочестия и греха из Священной Истории, которые не понять, не зная глубоко Писание. В текстах пояснений каждый пример или имя, упомянутое в каноне, доступно объясняются, что выявляет скрытые смыслы этого молитвенного чтения. Текст снабжен отсылками к Библии.        Читать или скачать книгу     Великое повечерие. Канон Андрея Критского   Этот фильм подготавливает зрителя к восприятию Великого покаянного канона: рассказывает о его создателе, чинопоследовании и символике, об особенностях его совершения в Киево-Печерской Лавре. Титрами дается русский перевод всех ирмосов, припевов и некоторых тропарей.   Смотреть фильм

http://predanie.ru/tema/pokajannyj-kanon...

Я намеренно останавливаюсь на всех этих доказательствах жизни Андрея в VII-VIII вв. в виду того, что в критической литературе высказывалось мнение, будто Андрей Критский , автор известных с его именем произведений, жил и писал после седьмого вселенского собора и даже после «торжества православия» (842 г.), т.е. в половине IX века. С таким мнением выступил Казимир Удэн в своем труде Commentarius de scriptoribus ecclesiasticis 10 , рассмотрев творения Андрея и найдя их соответствующими девятому веку. И хотя со своим парадоксальным выводом Удэн стоит в литературе одиноко, никем в последующей истории не поддержанный, да и поддерживать его едва ли возможно при отсутствии на то каких-либо положительных данных, – тем не менее нельзя пройти молчанием этот взгляд, раз он существует в литературе. Я думаю, что после приведенных мною доказательств в пользу жизни и литературной деятельности Андрея Критского в VII-VIII вв. нет нужды для поставленной цели моего очерка входить в обстоятельный полемический разбор оснований мнения Удэна. А для того, чтобы более оттенить неверность Удэновских суждений, я отмечу еще то, что на творения Андрея делают ссылки писатели конца VIII в. 11 , а в первой половине IX-ro в. в честь святого Андрея Критского составлен уже богослужебный канон Феофаном Начертанным, т.е. святитель Андрей уже канонизирован 12 . Самое большее, что могут сделать соображения Удэна, это – поставить вопрос о принадлежности Андрею Критскому , лицу, жившему в VII-VIII вв., некоторых из произведений, ему усвояемых. И действительно, история Литературы нам дает примеры таких последствий суждений Удэна в трудах некоторых ученых исследователей 13 . Насколько ценны суждения Удэна в этом отношении мы увидим ниже, так как с вопросом о подлинности некоторых проповедей Андрея Критского , могущих осветить историю его жизни, нам придется иметь дело. Итак, святитель Андрей Критский по жизни и деятельности своей принадлежит концу VII и началу VIII вв. 14 . Как же определить точнее грани жизни Критского святителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Свидетельством долгой подвижнической жизни остались его творения, – его, по слову святителя Димитрия Ростовского , «медоточные глаголы». Творения преподобного Андрея Наследие преподобного Андрея Критского обширно. Профессор И. А. Карабинов в своем основательном исследовании Постной Триоди считает, что всех канонов пастыря Критского по древним ирмологиям насчитывается до 70. Он указывает, что песнотворческая деятельность преподобного Андрея очень мало изучена 190 . Преосвященный Филарет Черниговский различает в песнотворческом наследии Критского пастыря различные формы произведений 191 . 1 . ПЕСНИ БОГОСЛОВСКИЕ. К ним относятся: а) трипеснцы на повечерии Недели ваий и первых четырех дней Страстной седмицы; б) каноны: на воскрешение Лазаря, на Неделю мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы, на Рождество Иоанна Предтечи; в) стихиры самогласны: на Сретение Господне, на Воздвижение Креста Господня, на Рождество Христово. 2 . ПЕСНИ В ЧЕСТЬ БОГОМАТЕРИ: канон на Рождество Богородицы, канон на Зачатие святой Анны (9 декабря). 3 . ПЕСНИ В ЧЕСТЬ АПОСТОЛОВ: стихиры святым апостолам Петру и Павлу, стихиры святому апостолу Андрею. 4 . ПЕСНИ МУЧЕНИЧЕСКИЕ: каноны святым Маккавеям, канон Усекновению главы Иоанна Предтечи, канон святым мученикам Трифону и Феофилу (23 июля), канон священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря), святым избиенным младенцам (29 декабря), мученику Прову (12 октября), великомученику Димитрию (26 октября). Однако наряду со всеми упомянутыми произведениями преподобного Андрея наибольшую известность дал ему его ВЕЛИКИЙ КАНОН, который положен Святой Церковью к чтению на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста, а также по частям на великом повечерии в первые четыре дня 1-й седмицы Святой Четыредесятницы. Архиепископ Филарет Черниговский утверждает, что во время жизни преподобного Андрея Критского именования КАНОНА как такового не имелось; Великий канон назывался стихирою, или «стихирами Святоградца» (напомним, что за преподобным Андреем сохранилось имя ИЕРУСАЛИМЛЯНИНА), а также «последованием песней Святоградца».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНДРЕЙ КРИТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святитель Андрей Критский Святитель Андрей, Архиепископ Критский. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука. 1547 год. Преподобный Андрей Критский В греческих рукописных и печатных Минологиях , Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30. Ему бесспорно принадлежат Слова: на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Святом Духе. К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем , о " Богородице, принесённой трёхлетней в храм " , о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Священном Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев Андрея Критского и список инципитов гомилий Андрея Критского составлен Н. Томадакисом . Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников три Слова святителя - на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий. Прп. Андрей Критский. Греческая икона Святитель Андрей Критский Прп. Андрей Критский Известны 2 типа изображения Андрея Критского - в монашеском и в святительском облачении.

http://drevo-info.ru/articles/5158.html

Слава подвигов отца Андрея и его личные качества, такие как милосердие, красноречие, чувство ответственности, послужили тому, что в царствование императора Юстиниана II он удостоился посвящения в архиепископа Критского. Занимая эту должность, святой Андрей уделял много времени и сил борьбе за чистоту Православной веры. Кроме того, по его архипастырской инициативе и при его личном содействии возводились новые храмы, организовывались богадельни, приюты. Отдаваясь делу служения и угождения Богу, святой прославился и как великий молитвенник. Сообщают, что однажды результатом его молитв стало спасение города Друмеоса от осаждавших его сарацинов, которые, так и не возымев успеха, вынуждены были позорно отступить. В другой раз, во время засухи, грозившей населению неурожаем, по его молитве на почву излился дождь. Считается, что архипастырь дожил до глубоких седин. Будучи уже в почтенном возрасте, он отправился по церковной необходимости в Константинополь. На обратной дороге, достигнув Митилены, он заболел, а вскоре и умер. Есть свидетельство, что это произошло в месте по названию Иерис, в 712 году. Между тем, другие источники датируют время его преставления 740 годом. Рассказывают, что святой предвидел свою смерть заранее. Творчество Андрея Критского как писателя и песнотворца За годы зрелой подвижнической жизни святой Андрей Критский обрел известность и на ниве писательства, песнотворчества. До нас дошли десятки его сочинений. Среди них выделяют слова на Богородичные и Господские праздники (чит.: Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы; Слово на Рождество Пресвятой Богородицы; Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа; Слово в неделю Ваий). Одно из наиболее известных произведений святого — Великий канон, читаемый ныне в храмах во время Великого поста. Правда, его современный текст содержит определенные изменения и дополнения, внесенные, в частности, преподобным Иоанном Дамаскиным, святыми Иосифом и Феодором Студитами (см: Великий канон Андрея Критского ). Помимо отображения ветхозаветной истории и нравственных наставлений, канон отображает и личный опыт переживаний, раскаяния, благодатного общения святого Андрея Критского с Богом. Тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010