Пришлые князья и их боярские советники посягнули и на владимирскую епископию, решив закрыть ее, ибо понятно, что в пригороде Ростова ей не место. И вот теперь «и грады, и власти (т. е. волости) и дани церковные», пожалованные молодой владимирской епископии Андреем Боголюбским, были отданы пришельцам и ростовской светской и духовной знати, а «еще же злато и сребро церковное пойма, и ключи полатей церковных отъят, иде же бе кузнь церковная вся» 196 . Это обстоятельство, любопытное само по себе для княжества, в котором шла острая борьба государства с церковью, наложило печать на местное епископско-княжеское летописание. В нем сохранился интересный, но, как кажется, недостаточно понятый текст о вечевых порядках. После победы Михаила и Всеволода Юрьевичей были восстановлены отношения княжеской власти с городами, существовавшие при Андрее Боголюбском. В Суздали и Ростове, горожане которых отмежевались от действий крамольных бояр («мы, княже, на полку... не были, но бояре..., на нас сердца не держи, но поеди на свою отчину»), князь Михаил «створи людем весь наряд», утвердил его крестоцелованием, был встречен с честью и получил «дары многы» 197 . Еще более тесными должны были быть у него отношения с Владимиром и Переяславлем, хотя какие-то переяславцы (и полторы тысячи владимирцев) воевали против него «принуждением ростовскым» 198 . Как бы то ни было, владимирцы звали Всеволода княжить не «до живота» (как было принято тогда в новгородской и киевской Правдах), а наследственно: «целоваша к нему крест и на детех его и посадиша» 199 . Были восстановлены и права владимирской епископии и возвращены ей все отнятые земли и богатства («до пенязя»)199а. В этой связи и следует анализировать известный текст епископско-княжеской летописи о вечевом строе на Руси. Летописец, довольный, что Владимир, будучи новым городом, устоял и защитил епископские владения от ростовского боярства, выступил с обоснованием того, что в местном краю сломан издревле бывший порядок вассального соподчинения городов. Он пишет: «Новгородци бо и кияне и смолняне и вси власти (т. е. волости) обычаи сице изначала имуть: на вече сходятся и на чем старейшин положат, на том и пригороди станут». И у нас, рассуждает летописец, был такой строй, да устарел, это – старая Правда, а теперь есть новая. «Зде же старии гради Ростов и Суждаль, вси же боляре их (ниже они названы – «старейшая дружина»), хотяще свою Правду поставити, а не хотяще ставити Правды божиа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С середины XII века широким фронтом идет колонизация этих мест, проводимая великим князем Юрием Долгоруким, а в особенности его сыном, святым князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, который, сам всю Белую Суздальскую Русь городами и селами великими и многолюдными населил. Люди с большой охотою переезжали в Залесскую землю из Киевской Руси, страдавшей от постоянных набегов кочевников-половцев. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения и нелегкое право нести в языческие земли православную веру. Обращение вятичей ко Христу происходило на рубеже XI–XII веков трудами преподобного Кукши, Печерского чудотворца, и его учеников. Среди образованных людей того времени была в ходу идея особой избранности Руси, пришедшей к Богу «в последние времена». Русь, лишь недавно крестившаяся, подобно «работникам одиннадцатого часа» из Евангельской притчи, претендовала на то же воздаяние, что и народы, пришедшие к христианству куда как раньше! Более того, принимая буквально Евангельскую заповедь: «будут последние первыми и первые последними» ( Мф. 20:16 ), русские подвижники не сомневались в том, что Господь приблизил их к Себе именно «в последние времена». Непосредственно предстоять Второму пришествию Спасителя, бросить в бой все силы на распространение христианской веры от края до края земли русской – эти идеи и высокое осознание личной ответственности перед Богом влекли православных монахов-миссионеров в пределы, населенные язычниками. Преподобный Кукша и Пимен Печерские, преподобный Авраамий Ростовский, святители Леонтий и Исайя, епископы Ростовские, преподобный Герасим Вологодский и многие, многие другие! Преподобный Кукша был убит ревностными язычниками, но успел посеять среди воинствующих племен вятичей семена веры Христовой! В своем «Поучении детям» великий князь Киевский Владимир Мономах писал, что «прошел в Залесскую Русь сквозь вятичей». Благодаря этому походу Ростово-Суздальская дорога (Стромынский тракт) получила продолжение в город Киев, а затем в XII–XIII веках, при его потомках, что княжили в Смоленске, Владимире и Суздале, превратилась в оживленную сухопутную артерию северо-восточной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Там же. 1. 194. Святой Симон, епископ Владимирский, в послании к Поликарпу упоминает еще о двух монастырях: Дмитриевском и Космодамианском, в которых Поликарп попеременно был игуменом (Памятн. росс. слов. XII в. С. 252, 254 Но в Киеве ли находились эти монастыри или в Суздале, где точно существовали тогда обители с означенными именами — решить нет возможности . П. собр. р. лет. 1. 134, 194; 2. 91, 138, 152, 178 Борисоглебский монастырь близ Турова упоминается в Сказании о Мартине мнисе (см. приложен. 3). Здесь в 1139 г. погребен был сын Юрия Долгорукого князь Борис, и потом жена Борисова, и дочь (П. собр. р. лет. 1. 149, 175; 2. 82 Степ. кн. 1. 252 П. собр. р. лет. 1. 156 Там же. 1. 148, 157, 162, 185; 2. 78, 111, 114, 115 Обстоятельства основания Боголюбова монастыря изложены в рукописном житии святого князя Андрея Боголюбского. Выписки из этого жития помещены в сочинении г. Доброхотова «Древний Боголюбов, город и монастырь». Москва, 1852 Там же и подробные историко-статистические сведения о самом монастыре. Доброхот. в том же соч. С. 67, 70–73 П. собр. р. лет. 2. 115 Мысль, будто Косьмодамианский монастырь основан Ростовским епископом Иоанном, который потом здесь же будто бы жил на покое и скончался (Анан. Федоров. О граде Суздале. Временн. Моск. ист. общ. XXII. Отд. 2. С. 23 противна древней летописи. Иоанн сделался епископом Ростовским только в 1190 г. (1. 172 и жил с 1214 г. на покое в Боголюбовом монастыре (1. 185 а Косьмодамианский монастырь существовал еще в 1174 г. (2. 115 П. собр. р. лет. 1. 157; 2. 115 Впрочем, так как Феодул называется здесь игуменом святой Богородицы Володимерской, а Владимирскою Богородицею обыкновенно называлась и называется известная Ее чудотворная икона, которая стояла в соборном владимирском храме Пресвятой Богородицы, построенном Андреем Боголюбским, то можно думать, что Феодул не был игуменом собственно какого-либо Богородичного монастыря во Владимире, а жил при владимирском соборе в качестве наместника Ростовского епископа и заведовал духовенством и имениями собора, потому-то, может быть, и сказано в летописи, что Феодул отправлялся за телом Боголюбского не с черноризцами, а только с клирошанами и владимирцы обращались к этому игумену как к главному духовному лицу в их городе (там же). Но предполагать, чтобы Феодул мог быть игуменом Рождество-Богородицкого Владимирского монастыря, который уже в 1192 г. создал великий князь Всеволод Юрьевич (1. 172, 184 было бы, очевидно, несправедливо.

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, Кафедральный Собор, в Губернском городе Владимире. Он заложен в 1154 году св. В. Князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, кончен в 1160, и назывался Златоверхим. По свидетельству Ипатьевской летописи, внутренность сего собора была украшена великолепно: трое дверей церковных золотые; везде дорогие каменья, жемчуг и всякие узорочья; паникадила золотые и серебряные; амвон из золота и серебра; верх церкви и 5 глав золотые; комары (своды) позолоченные; пояс устроен золотом и украшен каменьями; и проч. – В 1161 году стены его расписаны по золоту, а снаружи вся церковь обложена мраморными плитами – и все это сделано мастерами иноземными. – В. К. Андрей сверх того обеспечил содержание храма десятиной в торге и стадах, и приписал к нему села и слободы; потом внес сюда привезенную им из Вышгорода Чудотворную икону Богоматери, известную под наименованием Владимирской, которая и находилась тут 240 лет, а в 1395 году перенесена в Москву. – 17 апреля 1184, знаменитый этот храм сгорел, и потом В. К. Всеволодом III поновлен 1189 и освящен Епископом Ростовским Лукой; при Епископе ж Иоанне вторично возобновлен, в 1193 году. – Во время нашествия Батыя, в 1238, когда Владимир был взят приступом Татарами, Великая Княгиня с своими родственниками, также Епископ Митрофан, Архимандриты, бояре и другие Владимирские жители заперлись в этом храме; но двери собора были слабой защитой против жестокости неприятелей, которые обложили церковь деревом, зажгли, и как самый собор, так и укрывавшихся в нем предали пламени. Чрез несколько лет после этого бедствия , Успенский собор приведен, по возможности, в прежний вид – и долгое время был первенствующей церковью в России: здесь и после перенесения (1328) Столицы Велико-Княжеской из Владимира в Москву, Великие Князья Московские совершали обряд восшествия своего на престол, до самого 1432 года. – В 1408, известные иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев расписали стены этого храма. – В нынешнем положении церковь эта существует с 1774 года: в этом году освящена она 25 мая после возобновления, сделанного по повелению императрицы Екатерины II, пожаловавшей и сумму на этот предмет в проезд свой из Казани чрез Владимир, в 1767.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Читаемый в сказании о преподобном Герасиме рассказ, что он имел ссору с «мещанином» Пятышевым, не хотевшим дать ему земли под строение монастырское, указывает на позднейшее время. 10. Ростов – Суздаль. а) Область Суздальская со столицей Владимиром Кляземским. Во Владимире: 1 . Георгиевский, находившийся при церкви св. Георгия, построенной Юрием Долгоруким, о которой мы сказали в списке каменных церквей; по всей вероятности, не построенный самим Долгоруким вместе с церковью, а явившийся при ней уже после него, и может быть – что не в период ещё до-монгольский, а уже в позднее (в настоящее время снова не существует, упразднённый когда-то давно,– История Иерархии VI, 958). Все остальные известные монастыри Владимира, существовавшее в нём и близь него в период до-монгольский, указаны нами в списке каменных церквей. Они суть: 2 . Вознесенский перед Золотыми воротами города (в настоящее время не существующий), 3 . Рождество-Богородицкий, в Боголюбовом, 4 . Неизвестного по имени (Покровский), женский, близь Боголюбова (не положительно известный, а только вероятный, в настоящее время не существующий),– все три построенные Андреем Боголюбским. 5 . Рождественский (Рождество-Богородицкий), близь княжого двора, 6 . Успенский, женский (Княгинин),– оба построенные братом и преемником Боголюбского Всеволодом Юрьевичем. В Суздале: 7 . Димитриевский. Монастырь этот образовался из находившегося в Суздале подворья Киевского Печерского монастыря. Как таковое, с церковью св. Димитрия, он упоминается под 1096г. Когда стал настоящим и самостоятельным монастырём, неизвестно, но ещё в период до-монгольский. (Лаврентьевская летопись под 1216, 1229, 1230 и 1237 годами). [В Суздале упоминается Васильевский мужской монастырь под 1252г., Востоков, Описание Румянцевского музея стр. 99 col. 1, Срезневского Памятники русского письма и языка стр. 60 col. 1 sub. fin.] В Переяславле. 8 . Никитский. находящийся за городом, на поле, вёрстах в 3 от города с северной или Ярославской стороны. Монастырь этот становится известным по житию преподобного Никиты, столпника Переяславского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Этот отказ Патриарх утверждал на основании священных правил, по которым в каждой области должен быть один только Митрополит; а Владимир, писал он, не составляет отдельной области; он принадлежит к той же области Ростовской и Суздальской, и находится под властью одного общего с этой областью, епископа, который в свою очередь поставляется от Митрополита, имеющего свой стол в Киеве, и следовательно подчинен ему. В этом же послании Патриарх убеждал Андрея – принять к себе обратно Нестора епископа достойного и по уму и дару слова, и по жизни 17 . Андрей Юрьевич, во всех своих действиях осторожный, оставил, действительно, на время свое намерение. Он видел, что Патриарх не согласен на его желание, опасался, вероятно, упорством навлечь на себя проклятие Церкви, без всякой пользы для блага своего отечества и возбудить сильное противодействие других князей Русских, когда он сам не приобрел еще первенствующего значения в России, и потому решился, сообразно своему образу действования, – выжидать. Так прошло несколько лет, по-видимому, спокойно. В 1163 г. умер Митрополит Феодор 18 и на следующий год прибыл на место его из Царьграда Иоанн. Великий Князь Киевский Ростислав не хотел было принимать его сначала, потому что думал возвратить этот сан, жившему в изгнании, Клименту Смолятичу; только усиленные просьбы послов Греческих победили его упорство 19 . Естественно, князь Ростислав не мог быть в хороших отношениях с Митрополитом Иоанном, которого он должен был принять против своего желания. И это может быть было причиной согласия Митрополита Иоанна с Князем Северной Руси. В 1166 г. скончался Иоанн 20 , и Ростислав, избрав на место его Епископа Константина, послал избранного для поставления в Царьград. В 1168 г. ново-поставленвый Митрополит возвратился в Россию 21 , уже по смерти Ростислава. Мстислав Изяславич, занявший престол Киевский, принял его, впрочем, с честью 22 . Но своим дружественным отношением к Мстиславу, Митрополит Константин стал в неприязненные отношения с Андреем Боголюбским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

«Он и побежденный остался победителем», – как говорит Погодин. Новгородцы понимали, что эта чудесная победа только спасла Новгород от наказания, но ничуть не избавила их от власти великого князя Андрея Боголюбского. Для того, чтобы заставить Новгородцев беспрекословно повиноваться себе, Андрей Боголюбский прибегнул к обычному средству усмирять Новгород, практиковавшемуся еще отцом его Юрием, наиболее чувствительному для Новгородцев: он прекратил подвоз хлеба в Новгород из подвластных ему княжеств Суздальского и Смоленского, и в Новгороде настала страшная дороговизна хлеба. Кадь ржи продавалась по 4 гривны сереб. (около 6 руб.), хлеб по две ногаты (около 15 коп.). Новгородцы волей-неволей должны были покориться Андрею. Они изгнали своего князя Романа и стали просить у Боголюбского такого князя, какого он захочет им дать. Андрей дал им в князья Рюрика Ростиславича, брата умершего Святослава, из-за которого и началась война у Новгородцев с Андреем Боголюбским. Мало того, что он давал Новгородцам в князья кого хотел, он оказывал влияние и на выборы посадников Новгородских, этих представителей Новгорода, всегда избиравшихся Новгородцами «на всей их воле». Так, в следующем году Рюрик Ростиславич не поладил почему-то с посадником Новгородским Жирославом, преданным Боголюбскому, лишил его посадничества и тот обратился с жалобой к Андрею. А. Боголюбский немедленно велел Новгородцам изгнать от себя князя Рюрика, и принять к себе снова посадника Жирослава и дал им в князья одного из младших сыновей своих – Юрия. Так велико было могущество великого князя Андрея Боголюбского! Целым рядом дальновидных и решительных действий он в одном лице своем сосредоточил власть над южною и северною Русью, над Киевом и Новгородом, над сильною и богатою землею Ростовско-Суздальскою, которая всецело была обязана ему своим процветанием; его слову были покорны князья Муромские и Рязанские, Полоцкие и Смоленские... Брат Андрея Глеб Юрьевич, посаженный в Киеве князем, недолго княжил в униженной столице, – он скоропостижно скончался и его место, без разрешения Боголюбского, занял Владимир Мстиславич, князь Дорогобужский, дядя Смоленских князей Ростиславичей, но Андрей властно приказал ему немедленно выехать из Киева и отдал Киев Роману Ростиславичу, князю кроткому и покорному воле его, послав сказать Ростиславичам: «Вы нарекли меня отцом, и я хочу вам добра; я даю Киев Роману, вашему брату».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Всеволод большое гнездо (во крещении Дмитрий), (22.10.1154–13.04.1212), великий князь киевский (1173) и владимирский (с 1176). Родился во время сбора Полюдья его отцом Юрием Долгоруким на реке Яхрома, в честь чего был заложен город Дмитров. После захвата Юрием Киева в 1155 году и вокняжения его старших сыновей на Южной Руси Всеволод Большое Гнездо и его старший брат Михалко получили города Ростов и Суздаль. В 1161 году лишён своих владений братом великим князем Владимирским Андреем Боголюбским и в том же году вместе с матерью и братьями Мстиславом и Василием уехал в Византию. К 1168 году вернулся на Русь и в начале 1169 года участвовал в походе Андрея и других русских князей на Киев. Служил брату великому князю киевскому Глебу Юрьевичу и в конце 1170 года участвовал в разгроме половцев в районе реки Южный Буг. В начале 1173 года после ссоры смоленских Ростиславичей с Андреем 5 недель княжил в Киеве, после чего был изгнан Ростиславичами и, по-видимому, поселился у Михалка в городе Торческ, затем в Черниговской земле. Осенью 1173 года участвовал в походе Андрея в Киевскую землю; княжил в Киеве (совместно с Ярополком Ростиславичем). Потерпел поражение от князя Мстислава Ростиславича под Вышгородом и ушел в Чернигов. После убийства Андрея (1174) рассчитывал вокняжиться в Ростовской земле, но не был принят местными боярами. Разбив 15.07.1175 года своих племянников на Белеховом поле у реки Колокша, занял с Михалком Ростовскую землю и стал князем в городе Переславль-Залесский. После смерти Михалка (19.06.1176) овладел владимирским столом. 07.03.1176 года разгромил племянников у Прусковой горы и окончательно закрепил за собой владимирский стол. Расширил границы Владимирского великого княжества, укрепил его позиции в Новогородской, Рязанской, Муромской землях. В 1178 году основал город Гледен (позже Великий Устюг) при слиянии реки Сухона и Юг с целью контроля над торговыми путями в новогородские и двинские земли и Поволжье. Организовал речной поход в Булгарию Волжско-Камскую (1183), в котором также участвовали киевские, смоленские, рязанские и муромские князья. Позже еще дважды ходил на Булгарию. Вмешательство Всеволода Большое Гнездо в дела Рязанского княжества (1180, 1186, 1207, 1209), походы на Черниговское княжество (1207, 1209) привели к расширению владимирских владений на юге вплоть до реки Ока и фактической вассальной зависимости рязанских князей. Вероятно для защиты рязанских границ предпринял победоносный поход против половцев (лето 1198). Укрепил свои позиции в Новгороде, где в 1182–1184 и в 1187–1210 годах почти беспрерывно правили его ставленники. Большинство русских князей признало его старейшиной Мономашичей. Был главой большой семьи (отсюда прозвище – Большое гнездо). Его сыновья: Константин, Борис, Глеб, Юрий, Ярослав, Владимир, Святослав, Иван, дочери: Мстислава, Верхуслава, Сбыслава, Елена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Брат Андрея Глеб Юрьевич, посаженный в Киеве князем, не долго княжил в униженной столице, – он скоропостижно скончался и его место, без разрешения Боголюбского, занял Владимир Мстиславич, князь Дорогобужский дядя Смоленских князей Ростиславичей, но Андрей властно приказал ему немедленно выехать из Киева и отдал Киев Роману Ростиславичу, князю крот­кому и покорному воле его, послав сказать Ростиславичам: «вы нарекли меня отцом, и я хочу вам добра; я даю Киев Роману, вашему брату». И по слову Андрея Роман сделался князем Киевским. Но не прошло и года, как между Ростиславичами и Боголюбским произо­шли недоразумения. До князя Андрея дошел слух, что брат его Глеб умер не своею смертью , а был изведен Невскими боярами. Молва, по всей вероятности близ­кая к истине, указывала даже и виновников этой на­сильственной смерти Глеба – какого-то боярина Григория, Степанца и Олексу Святославича. Андрей решил не­медленно наказать убийц брата и потребовал от Романа выдачи их. Нерешительный Роман, встретив силь­ную оппозицию в среде местных бояр, защищавших без сомнения своих друзей, не исполнил воли Андрее­вой и дал возможность скрыться подозреваемым в преступлении боярам. Этот поступок Романа, мирволившего местным боярам, вызвал сильное неудоволь­ствие в Андрее, который увидал, что на Романа и Ростиславичей полагаться нельзя. Он послал сказать им свое властное слово: «ты, Роман, не ходишь в моей воле с братиею своею, иди же из Киева, а Давид из Вышгорода, Мстислав из Белгорода. Ступайте в Смоленск и там делитесь между собою. Киев я отдаю брату Михаилу». «Так был силен Андрей», замечает по этому поводу историк, 80 что одного своего слова считал достаточным, дабы выслать многих князей из их княжеств и произвести совершенно новое между ними размещение». И действительно, Роман беспрекословно повиновался ему и уехал из Киева в Смоленск, но другие Ростиславичи обиделись, – они хотели оправдаться перед Андреем и отправили с этою целью послов к нему; но не дождавшись ответа, они попытались силою за­владеть Киевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В период раздробленности Древнерусского гос-ва серьезному испытанию подверглось его церковное единство. Подчинение митрополитов К-полю давало им возможность держаться в стороне от княжеских усобиц. Рус. князья, как правило, не оспаривали независимое от светской власти положение Предстоятеля Русской Церкви. Лишь кн. Изяслав Мстиславич попытался нарушить традицию и самолично назначить митрополитом рус. монаха Климента Смолятича , проведя его избрание и поставление Собором рус. епископов (1147). Кн. Юрий Владимирович Долгорукий , заняв Киев, поспешил принять из К-поля митрополита-грека Константина I , к-рый анафематствовал Изяслава и Климента и сместил их сторонников (1156) ( Соколов. 1913. С. 91-95). Кн. Юрий Долгорукий неизменно действовал как союзник Византии; однако гипотеза о визант. происхождении его 2-й супруги, матери кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо , не имеет прочных оснований. Известно лишь, что имп. Мануил I принял в Византии вдову и младших сыновей Юрия Долгорукого (1162), предоставив княжичам Васильку и Мстиславу области во владение; позднее 4 города, составлявшие удел кн. Василька Юрьевича, получил «тавроскифский династ» Владислав, выехавший в Византию со всем своим домом ( Cinnam. Hist. P. 236; Бибиков. 1997. С. 67). Поставление кн. Андреем Боголюбским иконы Богоматери Владимирской. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 200 об.) Поставление кн. Андреем Боголюбским иконы Богоматери Владимирской. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 200 об.) Изгнавший мачеху и братьев кн. Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174) творчески развивал визант. традиции для укрепления своего Владимиро-Суздальского княжества (прославление иконы Владимирской Божией Матери, введение праздника Покрова) и дерзал равняться с самим императором: в прославляющих князя сочинениях его победы над волжскими булгарами ставятся в один ряд с победами Мануила I над арабами и сельджуками, подчеркивается равенство императора и князя в «братолюбии» и справедливости. Андрей Боголюбский - первый рус. князь, чье имя упоминается в контексте определения имп. власти, сформулированного при имп. Юстиниане I (VI в.) Агапитом диаконом: «Естеством бо цесарь земным подобен есть всякому человеку, властью же сана вышьши яко Бог» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 592; Т. 1 (2). Стб. 370). Впрочем, в конфликте кн. Андрея с ростовским еп. Леонтом (ок. 1159-1164) из-за поста едва ли стоит усматривать антивизант. тенденции; за неск. лет до этого в столь важном для него вопросе о создании Владимирской кафедры властный рус. князь уступил авторитету К-польского Патриарха Луки Хрисоверга (см.: Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг//ВВ. 1962. Т. 21. С. 29-50; он же. «Житие Леонтия Ростовского» и визант.-рус. отношения 2-й пол. XII в.//ВВ. 1963. Т. 23. С. 23-24; он же. Из истории русско-визант. церковной борьбы в XII в.//ВВ. 1965. Т. 26. С. 190-218; Vodoff V. Un «partie théocratique» dans la Russie du XIIe s.?//Cah. Civ. Méd. 1974. T. 17. P. 193-215).

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010