Благосостояние Новгорода опиралось единственно на торговлю. Поэтому для Новгорода было насущной потребностью находиться в добрых отношениях с такой землей, откуда он мог получать хлеб для собственного продовольствия и разные сырые произведения, служившие предметом вывоза за границу, особенно воск, и куда со своей стороны новгородцы могли сбывать заморские товары. Киевская Русь приходила в упадок: она была беспрестанно опустошаема кочевниками и сильно расстроена как княжескими междоусобиями, так и поражением, нанесенным Киеву Андреем Боголюбским; суздальско-ростовская земля, напротив, сравнительно с другими землями, более удалена была от нападения иноплеменников, менее страдала от междоусобий, приходила в цветущее состояние, наполнялась жителями и, естественно, стала удобным краем для торговли. Притом же она была сравнительно ближе к Новгороду других плодородных земель, и сообщение с нею представляло более удобств. Всякая вражда Новгорода с князьями этой земли отзывалась пагубно на хозяйстве Новгорода и его торговых интересах; поэтому-то в Новгороде были всегда богатые и влиятельные люди, хотевшие, во что бы то ни стало, находиться в ладах с этим краем. Суздальские князья хорошо понимали такую зависимость новгородских интересов от их владений и потому смело дозволяли себе насильственные поступки по отношению к Новгороду. Во все время продолжительного княжения суздальского князя Всеволода Юрьевича Новгород не любил этого князя, ссорился с ним, но отвязаться от него не мог. Со своей стороны, Всеволод, чтобы не ожесточить новгородцев, временами льстил их самолюбию, оказывал наружное уважение к свободе Великого Новгорода, а потом, при случае, заставлял их чувствовать свою железную руку. В 1209 году, угождая благоприятствующей ему партии, он вывел из Новгорода старшего своего сына Константина и послал другого сына, Святослава, без вольного избрания, как будто желая показать, что имеет право назначать в Новгород такого князя, какого ему будет угодно. Но в Новгороде, кроме партии, которая склонялась ради собственных выгод к суздальскому князю, была постоянно противная партия, которая ненавидела вообще князей суздальской земли и не хотела, чтоб оттуда приходили князья на княжение в Новгород.

http://sedmitza.ru/lib/text/435567/

Отсел до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, 107 от нмець до корлы, от корлы до Устьюга, 108 гд тамо бяху тоймици погании, 109 и за Дышючимъ моремъ; 110 от моря до болгаръ, 111 от болгарь до буртасъ, 112 от буртасъ до чермисъ, 113 от чермисъ до моръдви,– то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду, 114 отцю его Юрью, 115 князю кыевьскому, дду его Володимеру и Манамаху, 116 которымъ то половоци дти своя полошаху в колыбли. А литва из болота на свтъ не выникываху, а угры твердяху каменые городы желзными вороты, абы на них великый Володимеръ тамо не вьхалъ, а нмци радовахуся, далече будуче за Синимъ моремъ. Буртаси, черемиси, вяда 117 и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. 118 И жюръ Мануилъ цесарегородскый 119 опасъ имя, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял. А в ты дни болзнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера, 120 и до ныняшняго Ярослава, 121 и до брата его Юрья, князя володимерьскаго... 122 106 ...великого князя Ярослава.– Имеется в виду Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978–1054), сын Владимира Святославича Киевского. В 1019 г. утвердился на киевском столе и после длительной борьбы с братьями объединил под своей властью почти все древнерусские земли. Время его княжения ознаменовалось политическим укреплением государства, высоким развитием культуры. В 1038–1042 гг. предпринял ряд походов на литовские племена, в том числе на ятвягов, и на другие, пограничные с русскими княжествами, земли. 109 ...тоймици погании...– языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы – притоков Северной Двины. 110 ...Дышючимъ моремъ...– Дышащее море – Белое море и Северный ледовитый океан (названы «дышащими» из-за больших приливов и отливов). 114 ...великому князю Всеволоду...– Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха . В 1162 г., изгнанный братом Андреем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу, в 1174 г. вернулся. С 1176 г.– великий князь. При Всеволоде возросло могущество Владимиро-Суздальского княжества. В 1183 и 1186 гг. предпринял походы на волжских болгар и мордву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год. Читайте также — Монастырь без секретов Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба». Фото: www.photorow.ru Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

http://pravmir.ru/cerkov-pokrova-na-nerl...

Весной 1168 г. М. И. организовал поход на Канев коалиции 13 рус. князей против половцев, который оказался успешным. По устоявшейся традиции в 1169 г. сын М. И. кн. Роман Мстиславич был приглашен на княжение в Новгород вместо изгнанного из города кн. Святослава Ростиславича. Однако этот важный политический шаг не был согласован с Ростово-Суздальским блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским и вызвал серьезные конфликты на Руси. Среди рус. князей большой поддержки от наиболее влиятельных из них М. И. не получил и опирался преимущественно лишь на силы Киевщины и княжеств Юго-Зап. Руси, своих венгерских и польских союзников и Новгорода. Мн. рус. князья не признали старейшинство М. И., апеллируя к кн. Андрею Боголюбскому. 9-12 марта 1169 г. Киев был осажден коалицией 12 рус. князей во главе с блгв. кн. Мстиславом Андреевичем . М. И. бежал из Киева во Владимир-Волынский. Оставленный им город подвергся двухдневному разорению. Союзники ограбили все киевские мон-ри и наиболее богатые соборы, включая Софийский, а также Десятинную церковь . В нач. 1170 г. М. И. со своими союзниками занял Киев, когда в нем отсутствовал посаженный там Андреем Боголюбским кн. Глеб Юрьевич, и занимал киевский стол до 13 апр. 1170 г. Вернувшись во Владимир-Волынский, летом 1170 г. М. И. серьезно заболел. Вплоть до своей смерти он продолжал считать себя правителем Киева, хотя реальная власть в Ср. Поднепровье вновь перешла в руки Киевского и Переяславского кн. Глеба Юрьевича, его родственников и союзников. Последним политическим шагом М. И. стал договор с братом кн. Ярославом Изяславичем. Правитель Луцка обещал М. И. не претендовать на Владимиро-Волынское княжество, остававшееся в руках сыновей последнего. В браке с кнг. Агнешкой у М. И. родились 4 сына: червенский кн. Святослав, владимиро-волынский кн. Роман, белзский кн. Всеволод и берестейский кн. Владимир Мстиславичи. М. И. был похоронен в Успенском соборе Владимира-Волынского, построенном им в кон. 50-х гг. XII в. (восстановлен из руин в кон. XIX в.; степень сохранности мощей М. И. неясна, среди обнаруженных останков в княжеских гробницах они не выявлены).

http://pravenc.ru/text/2564284.html

1996. С. 506). Создание данного памятника, согласно В. А. Кучкину и Т. А. Сумниковой, относится к 1163-1164 гг. Кроме того, Н. упоминается как Ростовский епископ в проложной статье о празднике 1 авг. в честь Всемилостивого Спаса и Божией Матери, учрежденном Андреем Боголюбским после победы над волжскими булгарами в 1164 г. Отмечается, что кн. Андрей Юрьевич установил это празднование «со царем Мануилом повелениемь патриарха Луки и митрополита Костянтина всея Руси и Нестера епископа ростовьскаго» (Там же. С. 501; Лосева. 2009). На основании данных сказания и проложной статьи Е. Л. Конявская и А. В. Назаренко ( Конявская. 2012; Назаренко. 2013) полагают, что Н., близкий к кн. Андрею, занимал Ростовскую кафедру после изгнания Леона в 1164 г. и только после кончины Н. Леон был возвращен на кафедру (кончину Леона в качестве Ростовского епископа Ипатьевская летопись, отражающая здесь киевское летописание, отмечает под 1183/84: («преставившюся Леону Ростовьскому епископу и поставлен бысть Никола Гречин епископом» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 629)). Как пишет Конявская, Н. «оставался в Ростово-Суздальской земле и мог быть признаваемым владыкой в различные периоды отсутствия в епархии Леона. Так, например, он мог вернуться на кафедру после изгнания в 1159 г. Леона, который был поставлен Константином I, отрешившим от сана Нестора. Характерно, что ростовцы и суздальцы изгоняют Леона в ближайшее время после того, как Константин ушел с кафедры и уехал в Чернигов» ( Конявская. 2012. С. 6-7). Исследовательница предполагает, что именно Н. мог составить поучение на праздник 1 авг. (публ. см.: Гребенюк В. П. Первое сказание о нац. святыне Рус. земли - иконе Владимирской Богоматери//Рус. словесность. 1993. 3. С. 11-13); во всяком случае в проложной статье о празднике 1 авг. «подчеркивается полное согласие князя, императора, патриарха, митрополита и ростовского владыки» ( Конявская. 2012. С. 14). Лит.: Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 98-134; Насонов А.

http://pravenc.ru/text/2565130.html

В М. А. люди видели «своего заступника», который «прославиша Господа Бога и Пресвятую Богородицу». Князь был «велми добродетелен и милосерд ко христианом», на его похоронах св. блгв. вел. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский «плакашеся» вместе с людьми своей земли «великим плачем» (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 616 об.- 617, список кон. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 76-77). Гробница князя первоначально находилась в зап. углу сев. галереи Успенского собора во Владимире, однако, «возможно, в связи с сооружением в 1848 г. деревянной лестницы на хоры, или раньше, может быть, в XVII или XVIII в.- ее поставили в другое место, вглубь галереи, справа (то есть восточнее) от северного портала собора» ( Тимофеева Т. П. Исследования по истории владимирского Успенского собора. М.; СПб., 2013. С. 104, 106; Виноградов А. И. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 1891. С. 21. Примеч. 2). Некая «мраморная статуя» у нового места погребения М. А. считалась в XIX в. поставленной Андреем Боголюбским в память о сыне ( Доброхотов. 1849. С. 56). В 1882 г., во время реставрации Успенского собора, в нем были приведены в порядок княжеские гробницы, а останки М. А. освидетельствованы. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Владимирских святых, очевидно и М. А., подверглись вскрытию. Они были возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают во владимирском Успенском соборе. Канонизация М. А. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование которому было восстановлено определением Поместного Собора от 26 авг. 1918 г. (список святых впосл. пополнялся, см.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 361 («Мстислав Владимирский»)). Ист.: Муханов П. А. Сборник [док-тов по рус. истории]. СПб., 18662. С. 599-600; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 18, 234; Т. 25. С. 79, 81-83; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 244-245, 249-251; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах.

http://pravenc.ru/text/2564280.html

Так или иначе, но построение кн. Юрием в вотчине Кучковой, Москве, города, т. е. крепостцы, состоящей из деревянного тына, быть может, с наугольными шатровыми башенками и стрельницами, не заключает в себе ничего невероятного, особенно если сообразить, что самое понятие Москва, даже много времени спустя после Юрия, не всеми принималось в нынешнем значении города, но выражало собою название округа или, вернее, области. Так в договорной грамоте в. кн. Василия Дмитриевича с удельным князем Юрием Владимировичем, последний пишет: «А чем мя, господине, благословил отец мой князь великий в Москве Звенигородом с волостьми и Сурожиком… того ти, господине, подо мною блюсти, а не обидети» 14 . Кто же не поймет, что в стены Москвы Василия Димитриевича, хотя ставшей давным давно столицей великокняжеской, все таки нельзя было втиснуть целого Звенигорода да еще с волостьми и Сурожиком? Но какова бы ни была Москва времен Юрьевых, построение князем своего города среди вотчин детей Кучковых не могло приходиться по сердцу самим вотчинникам – и, поэтому или другому какому случаю, по-исторически известно, что убийцами также Кучковичи, братья жены Андреевой, вслед за тем казненные (по народному преданию, вместе с сестрой, соучастницей их преступления) князем Михалко Юрьевичем, братом и приемником Андрея. И легко может, быть, что, только со времени этой казни, местность нынешней Москвы всецело делается достоянием наследников Андрея Боголюбского, великих князей, суздальских, – предположение, на котором не бездоказательно останавливается один из старинных историков Москвы, говоря: «Мнит, что Москва был сих Кучковых наследников вотчиною, или по крайней мере на некоторое время жилищем, склоняют меня следующие обстоятельства: 1-е, что и прежде была она владения предков их. 2-е, что ближнее потом свойство с великим князем Андреем, за коим была их родная сестра, могло им возвратить ее по-прежнему. 3-е, что у г. Татищева, и во время прихода из Чернигова князя Михайла в Москву, называется она еще Кучковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

...Давид медоточный... – Имеются в виду псалмы, ветхозаветные религиозные хвалебные песни, которые, по преданию, были сложены древнееврейским царем Давидом. ...бысть птица и нощный вран без сна на нырищи. – Ср. Пс.101:7 . ...яко Сампсона Далида... – Согласно преданию (см. Суд. 16:17–21 ) Далида, филистимлянка, возлюбленная Самсона, знаменитого библейского героя, выведав тайну его необыкновенной силы, заключавшейся в семи прядях волос, остригла Самсона во время сна и предала его в руки врагов. ...Тиндарида... храбраго ироя. – Здесь имеется в виду Клитемнестра, дочь спартанского царя Тиндарея и Леды, убившая своего мужа царя Микен – Агамемнона. В лето 6683-го (1175) июня в 29 день... – Андрей Боголюбский был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в своем пригородном замке Боголюбово (откуда и прозвище «Боголюбский»). ...Авелева. – Авель ( Быт. 4:2–8 ) – второй сын Адама и Евы, убитый своим старшим братом Каином из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно. Еще же и ино зло... предаша водам. – Возможно, не соответствующее историческим сведениям известие повести, будто тело убитого князя «предаша водам», опирается на описание казни убийц, тела которых бросили в озеро. ...Михайло Юрьевич... – Михаил Юрьевич, сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского, умер в 1176 г., пробыв, как сообщают летописи, князем Владимирским всего один год. О мести его за убийство брата летописи не сообщают. Изображение расправы с княгиней-убийцей, по-видимому, авторский вымысел. Стр. 106. ...Всеволод Юрьивич... и позлати я... – Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212), сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского, с 1177 г. (или с 1176 г.) князь Владимирский. Построенная в 1158–1160 гг. Андреем Юрьевичем Боголюбским во Владимире церковь Успения Пречистой Богородицы «об едином версе» была в 1185 г. повреждена пожаром, и Всеволод Юрьевич приступил к ее восстановлению. В 1189 г. происходит «великое священие собора». Летопись сообщает «Всеволод же четыре верхи назда и позлати» (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. Т. 1. С. 149:354).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XV в. известны кончанские печати: в Людином и Славенском концах оформились собственно кончанские буллы, в других применялись буллы, связанные с соответствующими концами мон-рей (Актовые печати. Т. 2. С. 134–138). Важным фактором противостояния между различными кланово-территориальными группировками знати была борьба за доступ к ресурсам. Поскольку раздачей земель в кормления (для суда и управления) представителям новгородской знати ведали князь и посадник, постольку весьма ожесточенной была борьба за приглашение «своего» князя и избрание «своего» посадника между различными группировками. В 1219 г. впервые прямо упоминаются кончанские веча (НПЛ. С. 58, 259). Выстраивается, т. о., иерархия политических собраний в Новгороде: от локальных — к общегородскому. В XV в. упоминаются также уличанские собрания и должностные лица — кончанские посадники и уличанские старосты, которые, очевидно, избирались на кончанских и уличанских собраниях. Серьезным испытанием для Н. р. стала война с могущественным Суздальским блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским. В февр. 1170 г. войска, отправленные кн. Андреем, осадили Новгород, Новгородская земля была разорена, мн. жители сел были захвачены в плен. Однако 22 февр. в решающей битве осаждающие были разбиты и вынуждены отступить (НПЛ. C. 33; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 361–362; T. 2. Стб. 353–354). Впрочем, когда вскоре в Новгородской земле резко повысились цены на основные продукты (как предполагается, из-за блокады, организованной Андреем Боголюбским), новгородцы вынуждены были просить мира. События 1169–1170 гг. послужили основой предания о спасении Новгорода благодаря чуду от иконы Божией Матери «Знамение», в которую суздальцы попали стрелой, и тогда свыше на них была послана тьма, из-за которой они, не видя неприятеля, стали сражаться друг с другом и в результате потерпели поражение. Эта икона стала самой почитаемой в Н. р. и символом единства новгородцев, зримо подкреплявшим их коллективную идентичность. Впоследствии стали писать иконы, посвященные уже самому чуду от иконы «Знамение» (Коняв ская. 2009).

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

В Русской Церкви почитается икона Богородицы Игоревская. Она названа так потому, что этот образ Божией Матери был келейной иконой князя-инока, перед которой он молился и в день своего убиения. Андрей Юрьевич Боголюбский Чем больше проходило времени со дня смерти последнего единовластного правителя Руси Владимира Мономаха , тем чаще нарушался порядок восхождения на киевский стол его потомками. Великое княжение, которое по праву должно принадлежать старшему в роде, стало предметом раздоров и братоубийственных войн между князьями. «Сильно измаялась земля Русская от брани междоусобной», – скорбел летописец. Одним из главных героев этой брани в середине XII века был ростово-суздальский князь Юрий, прозванный за свое активное вмешательство в южнорусские земли – Долгоруким. До конца своей жизни он вел тяжелую борьбу из-за Киева, а утвердившись в нем, сделал все, чтобы после его смерти столица досталась его старшему сыну Андрею. Но иных взглядов и устремлений был Андрей Юрьевич. До тридцати лет он безвыездно жил в Суздальском крае, любовь к которому сохранил на всю жизнь. Его тяготили те усобицы, которые непрерывно вели отец и дяди на юге Руси. Однако, будучи послушным, Андрей не раз возглавлял по приказу своего отца суздальские полки, участвующие в княжеских раздорах. Описывая ход военных действий, древний писатель восторгается молодым Андреем, поражавшим неприятеля своим бесстрашием и отвагой. Он всегда первым врезался в стан неприятеля; не дожидаясь отставшей дружины, мог с небольшим отрядом принять бой против много превосходящей его силы. И всегда, как отмечает летописец, «был не величав на ратном поле, ища похвалы только от Бога». Показывая храбрость в битвах, Андрей в то же время не раз пытался установить мир между спорившими князьями, но все было напрасно. Междоусобию, казалось, не будет конца даже тогда, когда его отец занял великокняжеский стол. Именно поэтому, когда Юрий Долгорукий ставит Андрея князем в Вышгород, он оставляет этот второй по значению город Киевской Руси и удаляется в родную ему суздальскую землю. Уезжая, он забрал из Вышгородского женского монастыря образ Пресвятой Богородицы, присланный его отцу из Константинополя. Эта икона, поставленная им во Владимире и названная по месту своего пребывания Владимирской, в дальнейшем станет одной из главнейших святынь всей Русской земли, а затем и символом Российского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010