X в. Первые городские укрепления Суздаля датируются 1-й пол. X в. Христианизация Ростово-Суздальского края началась, очевидно, в 90-х гг. X в., с кон. этого столетия захоронения в данном регионе уже совершались по христ. обряду. О раннем Крещении Ростово-Суздальской земли свидетельствуют находки крестов (тельников и энколпионов) рубежа X-XI вв. Об этом же говорят факты сопротивления местного населения христианизации: в 1024 г. и в 70-х гг. XI в. язычники поднимали восстания против властей. (В Новгородско-Софийском летописном своде 1-й пол. XV в. говорится о том, что Суздальская земля крестилась при равноап. кн. Владимире (Василии) Святославиче , к-рый основал Владимир и построил в городе Успения Пресв. Богородицы собор. Эта версия широко представлена в памятниках позднего летописания. Большинство историков считают данное сообщение недостоверным.) Более сложно протекал процесс христианизации Муромской земли, также начавшийся в кон. X - нач. XI в. В этом регионе язычники длительное время занимали доминирующее положение, христианство здесь утвердилось в сер. XI в. Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133) Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133) К нач. XIII в. пространство буд. В. е. входило в епархии Ростово-Суздальскую (учреждена не позднее 70-х гг. XI в., затем непродолжительное время являлась частью Переяславской епархии) и Муромо-Рязанскую (учреждена после 1187, ранее территория управлялась Черниговскими епископами). В 60-х гг. XII в. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский попытался основать независимую от Киева Владимирскую митрополию во главе с Феодором (Феодорцем) . К-польский Патриарх Лука Хрисоверг не согласился с планами князя, впрочем разрешив пребывание Ростовского епископа во Владимире, если «хотети начнет и епископ в нем быти».

http://pravenc.ru/text/154964.html

21 мая во Владимире ежегодно совершается великое церковное торжество. В этот день приносится в город из Боголюбова монастыря древняя чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. К этому времени стекаются десятки тысяч богомольцев из разных мест. Для сретения этой святыни выходит обыкновенно архиерей со всем городским духовенством из кафедрального собора и останавливается у Сергиевской церкви, что против семинарии. Здесь совершается краткое молебствие, и затем шествие направляется к кафедральному собору. По совершении на другой день в соборе торжественной Литургии, икону переносят, согласно предварительно составленному расписанию, поочередно во все городские церкви и монастыри, и это продолжается до 16 числа июня, – между тем, во время пребывания этой святыни в городе, с ней, в три воскресные дня, обходят вокруг всего города. В каждой церкви, где пребывает икона, совершается праздничное богослужение и ученики семинарии, посвященные в стихарь, говорят проповеди. Крестный ход с иконой Боголюбской Божией Матери учрежден, по ходатайству Владимирских граждан, в 1772 году в память избавления города от чумы, занесенной сюда в 1771 г. из Москвы. Боголюбов монастырь, которому принадлежит эта досточтимая святыня, основан в 1158 году великим князем Андреем Юрьевичем Боголюбским на том месте, где явилась ему ночью Божия Матерь. От Владимира он отстоит верстах в десяти. Около 15 числа июля, по окончании частных испытаний, ежегодно был публичный экзамен. К этому экзамену всегда были также приготовления в семинарии, как и описанные мной выше в Шуйском училище, т. е. заготовлялись древесные листья и разного рода цветы, и ими украшалась обширная богословская зала, только с большим, разумеется, вкусом и изяществом, – и сверх сего, по стенам, развешивались царские портреты, не знаю, откуда приносимые. В назначенный час собиралась в зал избранная городская публика, начиная с губернатора. Когда входил в нее архипастырь, встреченный у парадного крыльца семинарской корпорацией, два хора певчих – архиерейские и семинарские пели: Царю небесный. Один из учеников богословия произносил перед публикой приветственную речь. Затем производилось испытание учеников, заранее назначенных, по разным предметам. Испытание прерывалось пением концертов. После испытания раздавались архиереем лучшим ученикам награды книгами. Мне досталась на первый раз книга: «Правила пиитические А. Байбакова» 39 . Затем другим учеником богословия произносилась благодарственная речь. Торжественный акт заканчивался пением: Достойно есть. – Затем почетные посетители приглашались к ректору на чай и закуску.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В XII столетии святым Андреем Боголюбским был сделан исторический выбор нового центра русского государства от Киева на северо-восток Руси к Владимиру и позже Москве. Символом этого судьбоносного выбора явилась икона Божией Матери, получившая наименование Владимирская, перенесенная им из Вышгорода под Киевом во Владимир. Сегодня этот самый чтимый древний символ России находится в Москве в храме св. Николая в Толмачах Третьяковской государственной галереи. Промыслительное значение деятельности Андрея Боголюбского просматривается в большом его участии в основании Москвы, которое было связано со стратегической задачей укрепления северо-восточных земель. Именно это маленькое и незавидное вотчинное селенье в княжеском уделе князя Андрея, полученном им от своего отца, Великого князя Юрия Долгорукого, стало началом принципиально нового этапа развития русской государственности и сыграло огромную роль и в истории страны, и в судьбе политического наследия князя Андрея Юрьевича. Именно Москва соединила лучшие духовные силы русских в преодолении алчности и гордыни правителей раздробленной междоусобиями Руси, сформировала единое, суверенное государство - Российскую державу от моря до моря и воплотила идеалы Самодержавия и высочайшей нравственности народной, о которых мечтал боголюбивый князь Андрей – правитель, опередивший свое время на много столетий. Известно, что судьба и идеи Андрея Боголюбского глубоко вдохновили Государя Петра Великого на пороге нового Петербургского периода русской истории. В 1702 году состоялась канонизация святого благоверного князя для общецерковного почитания. И сегодня имя Святого князя Андрея Боголюбского является символом крепости в вере православной и преданности Святой Руси. «Убеждены, что проведение крестного хода имеет огромный духовный и патриотический смысл и послужит делу дальнейшего укрепления единства братских народов России, Украины, Беларуси», - отмечают организаторы шествия и приглашают всех присоединяться к крестному ходу по пути следования и приобщиться к духовной борьбе за Святую Русь.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/06/18/k_...

Дважды Андрей ходил на волжских булгар, ставших с X в. мусульманами. Оба похода были успешными. В первый поход в 1164 г. Андрей брал Владимирскую икону Божией Матери. После решающей победы, которая состоялась 1 августа, служа благодарственный молебен перед иконой, Андрей с братом Ярославом и сыном Изяславом увидели ослепительное сияние, исходившее от ликов Богородицы и Спасителя. Победу приписали помощи Богородицы и установили праздник иконы 1 августа. После этого через икону было сотворено ещё множество чудес, в том числе исторически важных для спасения России. В течение трёх веков икона находилась во Владимирском Успенском соборе, лишь в конце XV в. была перенесена в Москву. Андрей имел достаточно силы и богатства, чтобы поставить своё княжество над остальными. Так, в 1169 г. он предъявил наследственные права на Киевское великое княжение и с союзниками приступом взял Киев, чтобы поставить там своего брата Глеба Юрьевича. После этого Киев навсегда потерял старшинство над русскими городами. Но воля Божия не всегда была с Андреем. В 1170 г. попытка наказать вольный Новгород обернулась неожиданным поражением и прославлением иконы Божией Матери «Знамение» , через которую новгородцам была дарована победа над более сильным противником. В 1174 г. приближённые князя вероломно убили его в Боголюбовском. Поводом послужила казнь брата одного из них. Заговорщиков было около 20. Заблаговременно спрятали меч Андрея – меч святого князя Бориса, которому Андрей приписывал чудесную силу, – выпили для храбрости и ночью вломились в княжеские покои. Широкоплечий и сильный 63-летний князь отчаянно сопротивлялся. Убийцы ушли, думая, что дело сделано, но Андрей был ещё жив; он сумел спуститься по лестнице и спрятаться под сени. Услышав стоны, злодеи вернулись и снова бросились на своего властителя. Князь успел вымолвить: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!»... В 1935 г. было проведено исследование мощей Андрея Боголюбского, которое показало, что только одна из ран была нанесена князю спереди, остальные сзади и с боков. Позднее известный антрополог-скульптор М. М. Герасимов по черепу восстановил энергичный, властный облик князя (скульптура находится в исторической экспозиции Владимирского музея-заповедника). Скуластый, несколько монголоидный портрет подтверждает тот факт, что матерью его была дочь половецкого хана.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Не менее был знаменит и вышеупомянутый дед св. Александра вел. кн. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. В самом начале своего княжения, несмотря на свои молодые годы, он проявил большое мужество и твердость нрава, расчетливость и осторожность – качества, благодаря которым он приобрел огромную силу на Руси. Не торопя событий, без видимых усилий с своей стороны, умело пользуясь обстоятельствами, он собрал под своей властью почти всю северную Русь. Про его силу пел древний певец: Ты можешь могучую Волгу Разбрызгать веслами людей И вычерпать Дон многоводный Шеломами рати твоей. Являясь великими правителями, ближайшие предки св. Александра отличались глубоким, искренним благочестием, пламенною ревностью к распространению Слова Божия и укоренению его в сердцах современников. Черта глубокознаменательная! Оценивая эту сторону деятельности суздальских князей, историк говорит: «Христианство, утвердившись в Ростово-Суздальской земле не раньше XI века, только при Андрее получает, так сказать, полную оседлость в этой земле. При нем открываются мощи святых, покровителей земли, Леонтия и Исаии; Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем с юга, и икона Боголюбская становятся предметами особого местного почитания, освящают своими чудесами княжескую власть Боголюбского; православие начинает приобретать «земское» значение, становясь мало-помалу у нарождающегося великорусского племени символом того политического сознания, которое в наше время выражается термином «народность». Подготовляется то многознаменательное единение церкви и государства, которое вполне выясняется в позднейший, московский период русской истории, и которое составляет характеристическую особенность истории великорусского племени» 5 . В теплых искренних словах изображает летописец глубоко религиозное настроение души князя Андрея Юрьевича Боголюбского. «Сей благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь, очистив свой ум, как светлую палату, и украсив душу всеми добрыми нравами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Покидая Киевскую Русь, князь взял с собой великую святыню, икону Богоматери, которая со временем стала именоваться “Владимирской”. В летописи читаем о чудотворном образе: “Лета 6662-го сентября в 7 день принесена бысть чюдотворная икона образ Пресвятыя Богородици Владимирския ис Царяграда великим князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. А написан чюдотворный образ Апостолом и Евангелистом Лукою. И в то время Богородица была во плоти. Князь взя из Вышегорода икону святое Богородиции, юже принесоша ис Царяграда в одином корабли”. По пути из Вышгорода, уже в пределах Залесской Руси лошади, везшие святыню, внезапно остановились. Князь Андрей повелел совершить молебен пред иконой и сам слезно молился Пречистой Деве, дав обет — построить на этом месте каменный храм. После этого Пречистая Дева во сне явилась князю с воздетыми руками ко Спасителю, а в правой у Нее был свиток. Она повелела поместить привезенный образ не во Владимире, а на месте Своего явления и создать обитель с храмом в честь Своего Рождества. В память того, что Богоматерь возлюбила данное место, явившись князю, построенный град, ставший княжеской резиденцией, также стал именоваться Боголюбовом и сам князь вошел в историю с именем Боголюбского. Князь Андрей особенно любил сие место в память явления ему Богоматери. По повелению князя Андрея была написана также икона, на которой было изображено чудесное явление князю. Манера письма характеризуется особенностями столичной византийской школы. Написанная для князя Андрея икона восходит к типу известной константинопольской иконы “Богоматерь Агиосоритисса” (“Проси­тель­ница”, “Заступница”), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и “Богоматерью Халкопратийской”. Написанная икона было обетной и знаменовала молитвенное предстательство о князе Андрее, став со временем свидетельством молитвенного предстательства Богоматери за род человеческий, смысл которого раскрывает молитвенное обращение к Ней: “прими наша молитвы и принеси их к престолу Сыну Твоему”.

http://pravmir.ru/blagovernyiy-knyaz-and...

Последние дни жизни святой провел в доме Епифания; отвечая на его вопросы, А. Ю. предсказал Епифанию, что тот станет К-польским Патриархом. Перед самой кончиной святой удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание. Житие А. Ю. включает его беседы с Епифанием, наставления А. Ю. по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, нравственности и др., а также пространное эсхатологическое рассуждение («Апокалипсис Андрея»), излагающее пророчества о судьбах Византии, о конце света и пришествии антихриста. Кроме того, житие содержит ок. 100 рассказов-зарисовок из жизни К-поля. Многие эпизоды жития получили распространение как отдельные тексты. В Византии память святого отмечалась 28 мая (в день его кончины). Древнейшие упоминания А. Ю. встречаются в Синаксарях диак. Маврикия XII в. ( Γεδεν. Εορτολγιον. Σ.108), Paris. Coislin. 223, 1301 г. (SynCP. Col. 713) и в Уставе мон-ря Гроттаферрата 1300 г. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 160). В визант. синаксарях память А. Ю. приводится без жития. В совр. календарях греч. Церквей память этого святого отсутствует. Рус. описания паломничеств в К-поль называют 2 мон-ря, посвященные А. Ю. По свидетельству анонимного хождения в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.), мон-рь во имя А. Ю., в к-ром хранился посох святого, находился севернее храма прмч. Андрея Критского , т. е. в зап. части города. Зосима, диак. Троице-Сергиева мон-ря, совершивший в 1419-1420 гг. паломничество в К-поль, упоминает мон-рь во имя А. Ю. недалеко от Св. Софии, где получали исцеление бесноватые. Почитание на Руси Житие А. Ю. получило широкое распространение в рус. письменности. В 60-х гг. XII в. сообщение жития о видении Богоматери А. Ю. послужило основой для установления св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским нового рус. праздника - Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). В дальнейшем рост значимости этого праздника обусловил интерес к личности А. Ю. РПЦ относит память А. Ю. ко 2 окт., приурочив ее к Покрову Богородицы. Память А. Ю. 28 мая стала известна на Руси только с появлением слав. перевода Стишного Пролога (без жития) (серб. список: ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.; рус. список: РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), но она не получила широкого распространения.

http://pravenc.ru/text/115336.html

Поставление свт. Константина в митрополита Киевского патриархом Константинопольским Константином IV. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 104) На Русь К. прибыл, по-видимому, в кон. весны 1156 г. На встречу нового митрополита в Киев отправились рус. иерархи, не признавшие митр. Климента Смолятича: Новгородский архиеп. св. Нифонт , епископы Косма Полоцкий и Мануил Смоленский; архиеп. Нифонт скончался в Киеве 21 апр. 1156 г., не дождавшись приезда К. По прибытии митрополита «прият его князь с честью и людье вси» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347; ср.: НПЛ. С. 29). К. не был признан во Владимире-Волынском, где нашел прибежище Климент Смолятич. В то же время галицкие князья были союзниками Юрия Долгорукого и противниками Изяслава Волынского и его сына Мстислава. Предположительно в связи с этим при К. (по др. версии, между 1147 и 1157) из Владимиро-Волынской епископии была выделена самостоятельная епархия в Галиче. Галицким епископом в 1156/57 г. был поставлен Косма (переведен из Полоцка?). К. пришлось решать канонические проблемы прежде всего о действительности поставления клириков его предшественником. Согласно Ипатьевской летописи, отразившей Киевский свод кон. XII в., К. и рус. епископы «испровергъши Климову службу и ставления, и створивше Божественую службу, и благословиша князя Дюргя (Юрия.- Авт .) Володимирича, а потом и дыаконом ставление отда, иже бе Клим ставил митрополит, писаше бо к нему рукописание на Клима» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 485). Т. о., все действия Климента, в т. ч. поставления в священный сан, были объявлены недействительными. Только для диаконов, подписавших «рукописание» с осуждением Климента, сан был сохранен. В 1156 г. К. лишил кафедры Ростовского еп. Нестора , который, по всей видимости, не был ставленником Климента, поскольку являлся сослужебником Новгородского архиеп. Нифонта и был близок к кн. Юрию Долгорукому. В 1156/57 г. Ростовскую епископию возглавил поставленный К. в Киеве грек Леонтий II (в рус. летописях Леон), который в 1159 г. был изгнан недовольными им ростовцами и суздальцами, «зане умножил бяше церковь, грабяи попы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349; ср.: Там же. Стб. 352). Причину действий Ростовского епископа можно видеть в фискальных мероприятиях, санкционированных К. Не исключено, что изгнание было согласовано с призванным ранее ростовцами и суздальцами на княжение св. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским, вероятно уже тогда замыслившим основание отдельной от Киева Владимирской митрополии, подчиненной К-полю.

http://pravenc.ru/text/2057012.html

рукоположен в 1210 г., переведен на Перемышльскую кафедру в 1219 г. Митрофан (вторично) 17.03.1220–3.06.1223. Арсений (не рукоположен) избран 3.07.1223–1225. Свт. Антоний (вторично) 1225–1228. Арсений (вторично) Свт. Антоний (в третий раз) 1228–1229, (8.10.1232) Спиридон избран в 1229, рукоположен 24.02.1230, прибыл в Новгород 19.05.1230–1249. Перемышльские епископы Свт. Антоний (переведен с Новгородской каф.) 1219–1225. Переяславские епископы и митрополиты Петр упом. 2.05.1072. Леонт (титулярный митрополит) Свт. Николай (титулярный митрополит?) Свт. Ефрем (титулярный митрополит упом. в 1089 и 1091 гг. Симеон I упом. в 1101 г. (или ранее). Лазарь рукоположен 12.11.1105 — 6(16?). 09.1117. Сильвестр 1.01.1118 – 12.04.1123. Марк (Маркел) рукоположен 4.10.1125 — 6.01.1135. Свт. Евфимий поставлен в 1141 г., упом. прежде 1149 г. Василий рукоположен в 1156/1157 г. поставлен в 1197 г. Сщмч. Симеон II Полоцкие епископы Свт. Мина рукоположен 13.12.1105 — 20.06.1116. упом. прежде 1128 г. Косьма рукоположен в 1143 г. Свт. Дионисий поставлен, вероятно, до 1169 г.— 1183/1184. Николай поставлен в 1184 г. (или, возможно, до июля — августа 1183 г. Алексий упом. в 1231 г. Ростовские епископы Свт. Феодор [Иларион] Сщмч. Леонтий ок. 1070-х гг., поставлен, вероятно, в 1073/1076 г. Свт. Исаия упом. в 1088–1089 гг. упом. при кн. Владимире Мономахе, т. е. в 1090–1100-х гг. [Свт. Симон] Нестор упом. в 1148 г., лишен кафедры в 1156 г. Леон(тий) (ок. 1165 г. титулярный архиепископ) поставлен в 1158 г., изгнан в 1159 г., по возвращении изгнан вторично в 1162 г., ( 1183 г. или ранее. Феодор (Феодорец) (не рукоположен) поставлен кн. Андреем Боголюбским в 1162 г.(или позднее) — казнен 8.05.1169. Николай в 1183 г. поставлен, но не принят кн. Всеволодом Юрьевичем и переведен на Полоцкую кафедру Свт. Лука рукоположен 11.03.1184 — 10.11.1189. Свт. Иоанн рукоположен 23.01.1190–1214. Пахомий рукоположен 10.11.1214–1216. Кирилл I (в схиме Кириак) 1216/1217 – 16.09.1229 оставил кафедру,приняв схиму, ( 17.04.1230.

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

Своеобразно решен интерьер. Высокий двухсветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с выходом в световой барабан, представляет собою светлое и свободное помещение. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками. Рядом, к югу от Спасской церкви, стоит маленькая теплая церковь Николы. Она очень нарядна. Хотя точной даты ее постройки нет, создана она, несомненно, в традициях архитектурного узорочья второй половины XVII века. Верх четверика венчает широкий пояс из кокошников, ниже проходит фриз из горизонтальных тяг и поребрика. На северном фасаде сохранился прекрасный резной наличник окна с необычным килевидным завершением и обрамлением в виде изысканного ожерелья из бусин. Создается впечатление, что над храмом работал зодчий с очень развитым чувством пластики. Привлекательна и невысокая башнеобразная колокольня, завершавшаяся некогда четырехгранным шатром. В убранстве ее верхнего яруса использованы муравленые изразцы. Утопленные в ниши-ширинки, они создают богатую игру света и цвета. Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова " Владимир. Путеводитель-справочник " , 1984 г. 1116 г. – построение церкви Владимиром Мономахом (мнение Карамзина, основанное на летописи времени великого князя Василия Тёмного). По другим источникам: 1162 г. – у Золотых ворот князь Андрей Боголюбский основал княжеский двор, где в 1164 г. построил белокаменный храм Спаса. По формам был близок к церкви Покрова на Нерли, небольшой, четырехстолпный, крестовокупольный храм, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками. «Спасский мужской монастырь существовал некогда в губернском городе Владимире у Златых врат. На этом месте теперь две церкви, обращенные в приходские: Преображения Господня с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи, заложенная в 1160 г. святым князем Андреем Юрьевичем Боголюбским и освященная в 1163 г. При этой церкви, вероятно, в то же время была и обитель учреждена; церковь Николая Чудотворца трапезная, деревянная также. В 1238 г. при взятии Владимира Батыем монастырь был разорен, игумен Феодосий погиб в Успенском Златоверхом соборе. После чего обитель эта уже не возникала».

http://sobory.ru/article/?object=01839

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010