До времени Иоанна Грозного он считался первым в списке великороссийских обителей. При восстановлении епархии во Владимире в 1744 году Рождественский монастырь обращен в архиерейский дом. Соборная монастырская церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы сооружена помянутым великим князем Всеволодом Юрьевичем. В ней 1263 года 23 ноября погребен был благоверный великий князь Владимирский, Александр Ярославич Невский и его мощи почивали здесь до 1723 года, а в этом году, по повелению Петра 1-го, перенесены были в С.-Петсрбург и положены во вновь устроенном тогда Свято-Троицком монастыре (Александро-Невская Лавра). В ограде Рождественского монастыря построен был около 1750 года архиерейского дома каменный двухэтажный, преосвященным Платоном Петрунькевичем (ум. 1757 года). Там же преосвященным построен был другой двухэтажный корпус, в котором помещалась часть открытой им в 1750 году семинарии. Впоследствии этот корпус занят был начальствующими лицами и монашествующими наставниками семинарии, а также семинарским правлением с библиотекой; семинария же вся помещена была в упраздненном Богородицком женском монастыре, не в далеком расстоянии от архиерейского дома. Женский Успенский (второклассный) монастырь основан тем же великим князем Всеволодом Юрьевичем, по желанию его благочестивой супруги Марии, в июле 1200 года. Здесь почивают мощи св. мученика Аврамия, убиенного в 1229 году в Болгарии, куда он отправился по торговым делам. Кафедральный Успенский собор. Он сооружен весь из белого камня в 1158–1160 году св. великим князем Андреем Боголюбским. Украшения сего храма и драгоценные утвари составляли, по свидетельству летописей, предмет удивления не только для русских, но и для иностранцев. Но в последующие века, знаменитый храм этот, от разных обстоятельств, частью от пожаров, а более всего от нашествия татар, лишился своих богатых украшений, так что в 1768 году Императрица Екатерина II, в проезд свой через Владимир, посетив соборный храм и заметив ветхость и упадок древней святыни, повелела отпустить на поправки 14 тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Сколь благолепно Всеволод Георгиевич украсил храм внутри, о сем в летописях не находим повествований, но надобно полагать, что великий князь и супруга его, будучи весьма благочестивы, заботились и о внутреннем благоукрашении храма. Несомненно, что первым делом, по благоустроении и благоукрашении собора после пожара, было перенесение находившихся в соборе гробниц во вновь устроенную усыпальницу. Здесь, до прикладки новой галереи, погребены были в княжение Великого Князя Андрея Боголюбского князья: Изяслав Андреевич, Ярослав Юрьевич, Мстислав Андреевич храбрый, Глеб Андреевич. Затем сам Великий Князь Андрей Боголюбский. После сего положены были в сем же храме Великий Князь Михаил II Юрьевич и в княжение Великого Князя Всеволода Георгиевича: сестра Всеволода Георгиевича, княгиня Галицкая Ольга Георгиевна, в инокинях Евфросиния, князь Изяслав Глебович и младенец князь Борис Всеволодович. Всех сих усопших и надлежало перенести в новую усыпальницу. И это весьма удобно было исполнить в то время, не повредив останков никого из почивших. Тогда усопшие князья и княгини полагаемы были, каждый, в гробницу, высеченную из одного целого белого камня, которая закрываема была цельною же белокаменною плитою, плотно притесанною к краям гроба и полагаемою на цементовом растворе. Такие гробницы с усопшими не зарывались в землю, а поставляемы были в храме поверх пола. В таких гробницах почивали усопшие и в соборе, построенном Великим Князем Андреем Боголюбским. Эти гробницы и надлежало переставить во вновь устроенную Великим Князем Всеволодом усыпальницу, что и исполнил великий князь. Он из собора, построенного его братом, переставил в новую усыпальницу все девять гробниц. Гробница Великого Князя Андрея Боголюбского поставлена была в первой комаре на северной стороне, считая от северо-восточного угла прикладки 7070 ; прочие гробницы, как известно из сохранившихся подписей над ними, частию же из сборника Троице-Сергиевой лавры XVII века и частию из местного предания, поставлены были в прикладке на этой же северной стороне – иные в комарах, иные же возле комар 7171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Соборная монастырская церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы сооружена помянутым великим князем Всеволодом Юрьевичем. В ней 1263 года 23 ноября погребён был благоверный великий князь Владимирский, Александр Ярославич Невский и его мощи почивали здесь до 1723 года, а в этом году, по повелению Петра 1-го, перенесены были в С.-Петербург и положены во вновь устроенном тогда Свято-Троицком монастыре (Александро-Невская Лавра). В ограде Рождественского монастыря построен был около 1750 года архиерейский дом каменный двухэтажный, преосвященным Платоном Петрунькевичем († 1757 года). Тем же преосвященным построен был другой двухэтажный корпус, в котором помещалась часть открытой им в 1750 году семинарии. Впоследствии этот корпус занят был 1 начальствующими лицами и монашествующими наставниками семинарии, а также семинарским правлением с библиотекой; семинария же вся помещена была в упразднённом Богородицком женском монастыре, не в далёком расстоянии от архиерейского дома. Женский Успенский (второклассный) монастырь основан —87— 1834 г. тем же великим князем Всеволодом Юрьевичем, по желанию его благочестивой супруги Марии, в июле 1200 года. Здесь почивают мощи св. мученика Аврамия, убиенного в 1229 году в Болгарии, куда он отправился по торговым делам. Кафедральный Успенский собор. Он сооружён весь из белого камня в 1158–1160 году св. великим князем Андреем Боголюбским. Украшения сего храма и драгоценные утвари составляли, по свидетельству летописей, предмет удивления не только для русских, но и для иностранцев. Но в последующие века, знаменитый храм этот, от разных обстоятельств, частью от пожаров, а более всего от нашествия татар, лишился своих богатых украшений, так что в 1768 году Императрица Екатерина II, в проезд свой через Владимир, посетив соборный храм и заметив ветхость и упадок древней святыни, повелела отпустить на поправки 14 тысяч рублей. В Высочайшем рескрипте от 2-го июня 1768 года на имя епископа Владимирского Павла († 1769 года) рекомендовалось „древность соборного храма сохранить и поддержать наилучшим образом“: но преемник Павла, преосвященный Иероним не исполнил в точности царской воли. В соборном храме, не смотря на разные перевороты, сохранились до этого времени в иконостасе древние иконы весьма искусного письма. По распоряжению преосвященного Иеронима, иконы эти были проданы в село Васильевское, Шуйского уезда, где они, реставрированные в 1856 году известным московским художником Подклюшниковым, составляют великое украшение главного Троицкого храма. Вместо древних икон написаны новые, в новом итальянском стиле; равно как и иконостас, украшенный по зелёному фону позолоченой резьбой и колоннами всех орденов, при всей величественности своей, не соответствует характеру древней архитектуры храма. В 1882–84 годах открыты были под позднейшей штукатуркой древние фрески XII столетия на стенах и сводах знаменитого храма 849 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но добродетели, утаенные в безмолвии, не могли укрыться от сердец благочестивых. Вскоре слава о жизни святого труженика распространилась в окрестности, и Кирилл, по прошению Князя и граждан, возведен Киевским Митрополитом на Епископский Туровский престол. Историограф свидетельствует 13 , что Святитель, ограждая церковь от соблазна и наветов, восстал, вместе с другими, против Епископа Леона, изгнанного в 1162 году из Суздаля Великим Князем Андреем Юрьевичем за некоторые ереси, ссылаясь в удостоверение на жизнь Кириллову, помещенную в Прологе. Но там сказано другое: Федорца же, за укоризну тако нарицаема (т. е. уменьшительно), сего блаженный Кирилл от Божественных писаний ересь обличи и прокля его. Кажется, сей Феодор был тот Ростовский Епископ, о коего тиранских поступках около сего же времени повествуют наши Летописи. – Святитель Кирилл скончал дни свои во второй половине XII века. Так полагать должно, судя по времени смерти злодея Феодора, случившейся в шестом десятилетии XII века, и по связям Кирилла с Великим Князем Андреем Боголюбским, убиенным в 1174 году. Сей правдоподобной Хронологии явно противоречит сочинитель истории Российской Иерархии 14 , означая хиротонисание Кирилла Марта 6, 1114, при Великом Князе Андрее Георгиевиче, а кончину 1120 года, Апреля 28. В сие время был Великим Князем не Андрей, а Владимир, прозванный Мономахом. Полагаем, как замечено нами в росписи Туровских Иерархов, что сей Кирилл может быть другим сего имени Епископом 15 . Еще обязаны мы согласить небольшое противоречие. Наш Святитель приписал Печерскому Игумену Василию 16 свою Повесть (см. статью XIV); а следующий за Кириллом Епископ Лаврентий был уже в сем сане участником посвящения в 1182 году упомянутого Василия в настоятели Печерской обители. Объяснить сие можем только удалением нашего Кирилла на покой, которого место заступил Лаврентий. Более о Кирилле мы ничего незнаем. Время истребило в памяти место его погребения, и даже неизвестно, когда Российская Церковь присоединила его к лику святых своих и уставила праздновать ему 28 Апреля 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

—88— 1834 г. Досточтимую святыню Успенского собора составляют: 1) Владимирская икона Божией Матери. Икона эта одинаковой меры с подлинной, находящеюся в Московском Успенском соборе, написана св. Петром, митрополитом Московским , когда он был настоятелем в Ратском монастыре (Волынской епархии). 2) Нетленные мощи св. благоверных князей: Георгия Всеволодовича († 1238 г.), Андрея Юрьевича Боголюбского († 1175 г.) и Глеба Андреевича († 1175 года). К достопамятностям соборного храма относится картина, на коей изображено крещение Киевлян при свят. великом князе Владимире, на полотне в длину 7 аршин, в ширину 4½. Написана в 1813 году итальянцем Тончи, на память исцеления его во Владимире от тяжкой болезни, приключившейся ему в 1812 году во время бегства из Москвы от французов 850 . Димитриевский собор построен около 1193–1197 г. великим князем Всеволодом Георгиевичем III (во святом крещении Димитрием). Собор этот весь сложен из белого камня без железных связей и имеет вид четвероугольный. На внешних сторонах храма иссечены из белого же камня фигуры человеческие, а также разных птиц, зверей, растений и проч. Существует подробное описание этого замечательного собора с рисунками, в лист, изданное в 1849 году, в Москве, графом С. Г. Строгановым 916). Из приходских Владимирских церквей замечательны следующие: Георгиевская, построенная в 1152 году великим князем Георгием Владимировичем Долгоруким в честь своего ангела. При ней с 1153 года был женский монастырь, впоследствии, неизвестно когда, упразднённый. Ризположенская, на Золотых воротах. Церковь эта построена была в одно время с Золотыми воротами, в 1164 году, великим князем Андреем Боголюбским. Но от того времени как в храме, так и в самых воротах не много осталось древнего, кроме наименования во- —89— 1834 г. рот Золотыми. Владимирские Золотые ворота устроены, без сомнения, по образцу Киевских, так же как эти последние по образцу Цареградских, сооружённых императором Феодосием Великим. Спасопреображенская церковь построена в одном году с Ризположенской и тем же великим князем Боголюбским. При этой церкви был мужской монастырь, называвшийся Спасским-Златовратским; упразднён в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О кафедральном храме епископов Новгородских св. Софии обстоятельно мы скажем ниже, в главе о богослужении, в отделе о церковной архитектуре. 5. Епархия Ростовская. Об учреждении епархии Ростовской и её первых четырёх епископах: Феодоре, Иларионе, Леонтии и Исаии мы говорили выше. Из преемников Исаии известны: 5 . Ефрем, из монахов Печерских, бывший при Владимире Мономахе 1304 и по всей вероятности непосредственный преемник Исаии; 6 . Нестор, упоминаемый под 1149г. 1305 , в 1156г. оклеветанный пред митрополитом от своих домашних и подпавший запрещению 1306 , в 1157г. оправдавшийся пред митрополитом, но в том же году согнанный с кафедры Андреем Боголюбским из-за споров о посте в среду и пяток 1307 ; 7 . Леон или Леонтий, преемник Нестора, пришедший на его место в 1158г. 1308 , в следующем 1159г. прогнанный Ростовцами и Суздальцами, «зане умножил бяше церкви, грабяй попы»; неизвестно когда возвратившийся на кафедру, в 1162г. опять прогнан Боголюбским неизвестно за что; возвращённый было затем на один Ростов без Суздаля, в третий раз прогнан из-за споров о посте в среду и пяток; 8 . Феодор или Федорец, лишённый престола и казнённый в 1170г. 1309 , – тот, о котором обстоятельнее говорили мы выше; 9 . Леон, умерший в 1183г. или перед этим годом 1310 может быть опять тот же, что выше 1311 ; 10 . Николай Грек, поставленный было митрополитом, но не принятый великим князем и переведённый первым в Полоцк 1312 ; 11 . Лука из игуменов Киевского Спасо-Берестовского монастыря, поставленный в 1185г. (11 Марта) и умерший в 1189г. (10 Ноября), по летописцу «смиренный духом и кроткий»; 12 . Иоанн, преемник Луки, бывший до поставления духовником великого князя Всеволода Юрьевича, поставленный в 1190г. (23 Января) и отписайшийся епископии в 1214г., после чего постригся в чернцы в монастыре Боголюбовом 1313 ; 13 . Пахомий, преемник Луки, из игуменов Ростовского монастыря св. Петра; бывший духовником Ростовского князя Константина Всеволодовича, поставленный в· том же 1214г. и умерший в 1216г., весьма похваляемый летописцем, как истинный пастырь, а не наёмник, отличавшийся нестяжательностью, заботливостью о сиротах и вдовицах, кротостью ко всякому и исполненный книжного учения;

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1139–1146 Переход киевского стола из рук Мономашичей в руки черниговских Ольговичей; киевский кн. Всеволод Ольгович 1146–1154 1136 Создание Смоленской епископии путем отделения от епископии Переяславской 1146–1154 Киевский кн. Изяслав Мстиславич (с перерывами, вызванными борьбой за Киев с Юрием Долгоруким) 1147 Мученическая смерть св. блгв. кн. Игоря Ольговича 1147 Первое упоминание о Москве в древнерусских летописях 1147 Поставление на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского патриарха Климента Смолятича, не признанного, однако, в Новгородской, Смоленской и, возможно, Ростовской епархиях 1151–1196 Стефан Неманя основывает независимое от Византии Сербское государство 1140-е гг. Учреждение Галицкой епископии путем отделения от епископии Волынской или перенесения кафедры из Перемышля 1153–1187 Возвышение Галицкого княжества при Ярославе Владимировиче Осмомысле 1155 Перенесение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской из Вышгорода в Ростовскую землю св. блгв. кн. Андреем Боголюбским 1157–1174 Княжение Владимире-суздальского св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского 1156–1157 Поместные Соборы в Константинополе о толковании слов «Ты еси приносяй и приносимый» из молитвы на литургии 1159–1168 Киевский кн. Ростислав Мстиславич 1157–1168 Споры в Русской Церкви относительно постов в среду и пятницу, если на эти дни попадают Господский или какие-либо другие праздники 1164 Успешная война св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с Волжской Булгарией после 1164 г. Установление по инициативе св. блгв. кн. Андрея Боголюбского в Русской Церкви праздника во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы 1 августа ок. 1165 г. Подтверждение архиепископского титула Новгородских епископов и дарование такого титула Ростовскому епископу Леону (Леонтию II) 1166 Поместный Собор в Константинополе о толковании слов «Отец Мой более Мене» ( Ин. 14:28 ) 1169 Взятие и разграбление Киева войсками св. блгв. кн. Андрея Боголюбского 1169 Кандидат во Владимирского митрополита и узурпатор Ростовской кафедры Феодор(ец) казнен в Киеве по приказу митрополита Константина II

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1156 г.- см.: Гиппиус А. А. О происхождении новгородских кратиров и иконы «Богоматерь Знаменье»//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 77-93). В честь чудесного освобождения Новгорода в 1170 г. от «суздальцев» (войск коалиции князей во главе с блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским) архиеп. Илия установил празднование иконе «Знамение» (празднование указано под 27 нояб. в месяцеслове Обиходника 1-й пол. XIV в. РГБ. Рум. 284. Л. 91 об. ( Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 109-110)). По предположению Гиппиуса, почитание иконы, связанной по происхождению с боярством Людина конца, сложилось по крайней мере к 1192 г. ( Гиппиус А. А. О происхождении Новгородских кратиров и иконы «Богоматерь Знамение»//НИС. СПб., 2003. Вып. 9(19). С. 90. Примеч. 41). Хорошев полагает, что почитание иконы сложилось раньше событий 1170 г. ( Хорошев А. С. Знаменская икона: Древнейшая святыня Новгорода//Вел. Новгород в истории средневек. Европы: К 70-летию В. Л. Янина. М., 1999. С. 180-186), по Янину - только к сер. XIV в., когда было составлено Сказание об иконе «Знамение», а на Торговой стороне Новгорода была возведена ц. в честь Знамения Пресв. Богородицы (1354/55), куда перенесли чудотворную Богородичную икону (НПЛ. С. 364; Янин В. Л. «Знаменская легенда» в Др. Руси// Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 355-357). Почитание местных святых Почитание местных святых, живших в Новгородской и Псковской землях, обычно складывалось по инициативе Софийской кафедры на протяжении неск. столетий. Вероятнее всего, в нач. XV в. (по некоторым данным, уже в XIII в.) устанавливается местное новгородское почитание прп. Варлаама Хутынского († 1193?). С XIV в. начинается почитание в Новгородской епархии, прежде всего в Пскове, св. блгв. кн. Псковского Довмонта (Тимофея) († 1299). При Новгородском архиеп. свт . Евфимии II в 1439 г. стали почитать ряд Новгородских святителей кон. X - нач. XV в., погребенных в Софийском соборе (Иоакима, Луку, Германа, Аркадия, Гавриила, Мартирия, Антония, Василия Калику и Симеона).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

21-го мая во Владимире ежегодно совершается великое церковное торжество. В этот день приносится в город из Боголюбова монастыря древняя чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. К этому времени стекаются десятки тысяч богомольцев из разных мест. Для сретения этой святыни выходит обыкновенно архиерей со всем градским духовенством из кафедрального собора и останавливается у Сергиевской церкви, что против семинарии. Здесь совершается краткое молебствие, и затем шествие направляется к кафедральному собору. По совершении на другой день в соборе торжественной литургии, икону переносят, согласно предварительно составленному расписанию, поочерёдно во все градские церкви и монастыри, и это продолжается до 16-го числа июня, – между тем, во время пребывания этой святыни в городе, с нею, в три воскресные дня, обходят вокруг всего города. В каждой церкви, где пребывает икона, совершается праздничное богослужение и ученики семинарии, посвящённые в стихарь, говорят проповеди. Крестный ход с иконой Боголюбской Божией Матери учреждён, по ходатайству Владимирских граждан, в —103— 1835 г. 1772 году в память избавления города от чумы, занесённой сюда в 1771 г. из Москвы. Боголюбов монастырь, которому принадлежит эта досточтимая святыня, основан в 1158 году великим князем Андреем Юрьевичем Боголюбским на том месте, где явилась ему ночью Божия Матерь. От Владимира он отстоит верстах в десяти. Около 15-го числа июля, по окончании частных испытаний, ежегодно был публичный экзамен. К этому экзамену всегда были такие же приготовления в семинарии, как и описанные мной выше в Шуйском училище, т. е. заготовлялись древесные листья и разного рода цветы, и ими украшалась обширная богословская зала, только с большим, разумеется, вкусом и изяществом, – и сверх сего, по стенам, развешивались царские портреты, не знаю, откуда приносимые. В назначенный час собиралась в зал избранная городская публика, начиная с губернатора. Когда входил в неё архипастырь, встреченный у парадного крыльца семинарской корпорацией, два хора певчих – архиерейский и семинарский пели: Царю небесный. Один из учеников богословия произносил пред публикой приветственную речь. За тем производилось испытание учеников, заранее назначенных, по разным предметам. Испытание прерывалось пением концертов. После испытания раздавались архиереем лучшим ученикам награды книгами. Мне досталась на первый раз книга: „Правила пиитические А. Байбакова“ 1015 . За тем другим учеником богословия произносилась благодарственная речь. Торжественный акт заканчивался пением: Достойно есть. – За тем почётные посетители приглашались к ректору на чай и закуску.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—315— 1887 г. В 10 ½ ч. ночи приехал во Владимир, где на станции встречен был преосвященным архиепископом Феогностом и его Викарием епископом Аркадием; тут же случился и протоиерей С.-Петербургского Казанского собора П.К. Цветков, приехавший на свою родину. С дороги предложен был мне чай и сытный ужин, а для ночлега указано помещение в верхнем этаже архиерейского дома, где я прежде никогда не бывал. Ночь проведена не довольно спокойно по причине боли в горле, которую я получил в дороге, выпивши на какой-то станции холодного лимонада, и эта боль сопровождала меня во все время моего путешествия. 23 ч. Празднование Владимирской иконе Божией Матери. Выслушавши в домовой церкви раннюю литургию и напившись чаю, я обозревал в сопровождении преосвященного монастырские церкви – древний собор, в недавнее время обновленный, где до 1724 г. почивали нетленные мощи Св. Благ. Вел. Князя Александра Невского, в этом году перенесенные в С.-Петербург, и Крестовую церковь , также недавно обновленную и распространенную, где я в январе 1842 г. служил две недели, одну в сане диакона, а другую в сане пресвитера. При этой последней церкви, с левой стороны, помещена ризница, наполненная древними драгоценными утварями – крестами наперсными, панагиями, митрами, богатыми облачениями как архиерейскими, так и священнослужительскими и пр. Внизу этой церкви устроена Епархиальная публичная библиотека. Помещение достаточно просторное; книг и рукописей довольно много. Затем прогуливались по саду. Сад не обширный, но наполненный хорошими плодовитыми деревьями – вишнями, яблонями и др., есть небольшая и теплица. В ограде сада с башни я любовался красивыми и широкими видами за рекою Клязьмою. В 10 часов отправились в кафедральный собор, где по случаю праздника литургию совершал преосвященный викарий. Собор был наполнен молящимися; певчие архиерейские пели стройно; служба, вообще, шла чинно. Владимирский Успенский собор, заложенный в 1154 г. Вел. Князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, окон- —316— 1887 г. чен в 1160 г. В течение многих веков знаменитый собор этот подвергался многократным разорениям. В последнее время, благодаря ревности архиепископа Феогноста, внутренность его реставрирована и открыты из-под штукатурки древние превосходные фрески. После литургии я обозревал подробно весь собор, поклонился находящейся в нем святыне и был на хорах в ризнице, где рассматривал оставшиеся от разных погромов неприятельских священные древности и достопримечательные предметы, хранящиеся в отличном порядке, благодаря заботам о. ключаря протоиерея А. Виноградова , который, сверх сего, составил этим древностям и предметам опись и напечатал ее (Владимир, 1886 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010