Справка Янышев Иоанн Леонтьевич (1826–1910) – известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в семье диакона Калужской губернии, закончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию в 1849 г., с 1850 был в Академии бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником православной церкви в Висбадене. В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий невесте наследника русского престола принцессе Дагмаре, впоследствии Императрице Марии Федоровне. С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. Янышев был назначен духовником наследника престола Николая, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии утвержден в степени доктора богословия. Янышев являлся одним из активных участников дела по старокатолическому вопросу. В 1874 г. Янышев был официальным представителем русской церкви на боннской конференции, в 1897 г. на четвертом интернациональном конгрессе старокатоликов. В 1890-е г. Янышев опубликовал ряд статей о старокатоличестве, об отношении старокатоликов к православию и пр. Принимал деятельное участие в работах Комиссии по старокатолическому вопросу. Был одним из главных деятелей Петербургского Общества Любителей Духовного Просвещения. В 1908 году император Николай II наградил И. Л. Янышева орденом Св. Андрея Первозванного. Состав фонда Архив И. Л. Янышева был выделен из состава архива Санкт-Петербургской Духовной Академии. В фонде представлены материалы, касающиеся, главным образом, старокатоличества: переписка Янышева с деятелями старокатолического движения в Швейцарии, Германии и др. странах, представителями англиканской церкви, деятелями Общества Любителей Духовного просвещения, печатные материалы по старокатоличеству. Особый интерес представляет переписка И. Л. Янышева с А. А. Киреевым, охватывающая 1870-е – 1900-е годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

82–83. Новыя козни сатаны Стражи дома Израилева, пастыри Церкви, мужи богословской науки! «Семитысячелетний старец», человекоубийца искони, не дремлет: кипя злобою против Церкви, он яко лев рыкая ходит, ищет кого поглотити... ( 1Пет.5:8 ). И чего-чего не изобретает он, чтобы прельстить, аще возможно есть, и избранные души? Было время, когда преследовал он чад Церкви открытыми гонениями; было время, да и теперь оно не прошло и не скоро пройдет, когда орудием борьбы его с Церковью являлись и являются ереси и расколы, а с течением веков он изобретает все новые и новые козни, новые и новые обманы, сплетает новые и новые сети, чтоб уловлять слабые души. Одним из таких адских средств борьбы с Церковью у него является лженаука, подлог, подделка под науку. Помните ли, лет двадцать назад, как некий французский иудей Нотович выпустил книгу, в которой бессовестным образом сочиненную им якобы жизнь Христа Спасителя выдавал за научное открытие? Спасибо англиканским миссионерам, которые, живя в Тибете, скоро обличили лжеца, объявив, что он никогда в Тибете не бывал, что там ничего подобного выдуманной им рукописи нет, что он – лжец и обманщик бессовестный, издевающийся над нашими святыми верованиями. Такие господа, как Нотович, не страшны еще: слишком видны белые нитки, коими они шьют, и не трудно разоблачить их выдумки. Но иудеи, как верные слуги исконного человекоубийцы и чада диавола, как их наименовал Сам Господь наш Иисус Христос , – на все способны и ни пред чем не остановятся. В прошлом году вышел в русском переводе роман г. Торн: «Когда сгустился мрак». В этом романе автор выводит героев – изобретателей великого заговора против всего христианства: иудеи подкупают всемирно известного ученого-ориентолога подделать в пещерах, окружающих Иерусалим, гроб Христа, куда будто бы Иосиф и Никодим перенесли украденное ими тело Иисуса Христа. Подделка удается, совершается якобы открытие, и автор яркими красками описывает, что затем произошло, когда «сгустился этот мрак над всем миром».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

II. Учение несториан Приступая к изложению самого учения нынешних несториан, считаем нужным сделать несколько предварительных замечаний. 1. Что Несторий был ересеначальник, и что учение его было язвою для душ христианских, это засвидетельствовали святые отцы Третьего Вселенского собора, проклявши ересь и анафематствовавши самого виновника ее. Но что такое нынешние несториане по отношению к вероучению? – На это очень трудно прямо ответить. Но по совести можно сказать, что они далеко не такие еретики, как их предки. Их скорее прилично было бы назвать раскольниками, чем еретиками. Сколько и можно судить по их разговорам с новейшими западными миссионерами и по их нарочитому изложению своего взгляда на Нестория и на отношение двух природ в Иисусе Христе, нынешние несториане не так ослеплены мыслями своего родоначальника, не воздают ему каких-нибудь особых почестей и нисколько не ратуют за его мнение о лице Иисуса Христа. Напротив, даже недовольны остаются, когда кто-нибудь из европейских путешественников назовет их несторианами, и в недавно представленном ими англиканской церкви проекте присоединения они охотно соглашаются с православным учением о лице Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, и готовы принять общепринятое в европейских христианских обществах слововыражение касательно догмата о соединении естеств в лице Иисуса Христа 41 . И такое явление в нынешних несторианах весьма не удивительно, если припомним, что забвению и оставлению учения Нестория нынешними несторианами содействовали бедственные обстоятельства несториан, а оттого и крайнее невежество. 2. Мы изложим только те пункты из несторианского учения, которые канонизованы и приняты несторианской современной церковью; а о ходячих и непринятых церковью мнениях упомянем мимоходом. 3. Почти единственным источником, при изложении главных пунктов вероучения несториан, служат ныне их богослужебные книги. Они имеют каноническую важность и значение при определении учения всей церкви несторианской, потому что утверждены поместными ее соборами, и доныне чрез каждые шесть лет поверяются на новом повременном съезде несторианских иерархов. А поэтому-то в богослужебных книгах можно и должно замечать голос всей церкви несторианской: пастырей и народа. Да и из богослужебных-то книг в отношении к учению только две заслуживают особого внимания: это – кудра, или круг служб на все воскресные дни в течение года, на Великий пост , на пост ниневитян, и гезза, или, что то же, сокровищница, содержащая службы на все праздники (кроме воскресных дней) в течение года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

     Предлагаем вниманию читателей интервью священника Георгия Максимова Аналитическому центру святителя Василия Великого, взятое диаконом Ильёй Масловым. — Отец Георгий, в начале 2017 года Вы посещали страны Карибского бассейна с миссионерской поездкой. Расскажите, пожалуйста, о ней. — Эти страны посещали мы в плане разведки, ознакомления. Я был не один – в составе группы из двух человек. Мы некоторые страны посещали вдвоём, некоторые по одному. В общей сложности посетили восемь стран: Барбадос, Тринидад и Тобаго, Сент-Люсия и так далее. Была задача узнать, как там обстоит дело с Православием, есть ли православные, есть ли интерес к Православию со стороны местных жителей. Я надеялся узнать о православных выходцах из России и стран бывшего СССР. С некоторыми удалось увидеться, познакомиться, молиться вместе. Но, к моему приятному удивлению, там гораздо больше православных сирийцев. В одной из стран есть сформировавшийся приход Антиохийской Православной Церкви – на острове Антигуа. Там очень хорошая община сирийская. Русских почти нет. Мы хорошо пообщались, договорились о возможных путях сотрудничества. На острове Тринидад мы нашли большую сирийскую общину, но там нет прихода пока что и, конечно, храма православного там не хватает. Люди были рады видеть православного священника. С местными жителями тоже мы общались, знакомились, в том числе нашли людей, которые заинтересовались Православием, одного пастора на Доминике удалось заинтересовать. Мы на связи, конечно, со всеми этими людьми. Пока я не хотел бы переоценивать значение этих встреч. Будущее покажет. — Какие религии представлены в странах Карибского бассейна? Доводилось ли Вам испытывать противодействие со стороны представителей других конфессий? — Многие из этих государств островных в значительной степени протестантские, поскольку это были английские колонии. Во многих из них Англиканская церковь когда-то была доминирующей. Сейчас уже ситуация поменялась, но всё равно значительная часть верующих относится к Англиканской церкви, Методистской церкви. Других там тоже много, как и везде. Стремительно развиваются неопятидесятники, оттягивая на себя паству методистов, англикан, католиков. Есть страны католические, которые тоже были английскими колониями, но какое-то время испытывали большое влияние французов и восприняли католицизм. Доминика, например, Сент-Люсия.

http://pravoslavie.ru/110832.html

Быть народом: размышления над понятием “миряне” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 6 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 1 От переводчика. Осмысление понятия народа Божия и его актуализация — всегдашняя забота Церкви от апостольских времен до наших дней. Эта тема необычайно тонка и требует к себе внимания как ученых богословов, так и тех, кто начинает свой путь в Церкви; как епископов, священников, так и мирян. О поставлении и служении мирян подробно, опираясь на Апостольские правила, труды Святых Отцов и практику древней Церкви, говорит отец Николай Афанасьев 2 , экклезиологически точно используя термин лаик вместо мирянин . Расслоение церковной общины на мирян и духовенство — явление, лишь постепенно пришедшее в Церковь; “в ранней Церкви этого разделения не было в том смысле, что было одно живое тело, в котором разные члены имели различные функции. Но функция — это одно, а сан и возвышенность — совершенно другое Миряне — это не стадо и духовенство — это не вожди и не начальники, а слуги” 3 . Экклезиологически и литургически близкое осмысление понятия народа Божия (laTj) находим в предлагаемой вниманию читателя работе выдающегося англиканского богослова епископа Монмутского Роана Уильямса. Однако большее внимание автор уделяет генезису понятия laTj, постепенно подходя к осознанию вовлеченности laTj в Божественное действование в мире, ответственности, долга народа Божия как священника всех народов в его сослужении Христу. Здесь епископ Роан подчеркивает близость своей позиции к таким православным богословам, как отец Думитру Станилоэ, отец Александр Шмеман и Христос Яннарас. И пусть не смущают православного читателя довольно тяжеловесные богословские построения предшественников автора, богослова Стрингфеллоу и литургиста Дикса, и его несколько критическое отношение к латинско-восточному богословию священства при рассмотрении взглядов на мирянство Урса фон Бальтазара. Работа безусловно заслуживает пристального внимания, поскольку богословски подводит нас к осмыслению призвания мирян к делу молитвы, свидетельства, соединения, к служению защиты и ходатайства, причем, по мнению автора, определение мирской полностью заменимо определением христианский .

http://pravmir.ru/byit-narodom-razmyishl...

В заседании Секретариата приняли участие представители мировых и традиционных религий. От христианства: глава Украинской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Маркос Оганесян, глава Бюро по исламу Папского Совета Святого Престола по межрелигиозному диалогу монсеньор Халед Акаше, архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в Казахстане Юрий Новгородов, англиканский епископ Бэдфорда (Великобритания) Ричард Аткинсон. От ислама: генеральный секретарь Академии исламских исследований Аль-Азхара Назир Мухаммед Мухаммед аль-Назир Аяд (Арабская Республика Египет), генеральный директор Департамента по делам религиозных атташе и сезонных программ Министерства по делам ислама, призыва и наставления Мухаммед Абдулуахед аль-Арифи (Саудовская Аравия), руководитель Центра религиозного и культурного диалога Организации по культурным и исламским связам Исламской Республики Иран Мухаммед Мехди Тасхири, Генеральный директор Института по исследованию ислама Международного исламского университета Исламабада Мухаммед Зия Уль-Хак (Пакистан), представитель министра вакуфов Арабской Республики Египет Мухаммед аш-Шаххат аль-Джинди. От иудаизма: представитель главного ашкеназского раввина Израиля, главный раввин центра Нетании Моше Хайм Лау, представитель главного сефардского раввина Израиля, раввин южноамериканской общины в Иерусалиме Ицхак Лоринц. От индуизма: директор Центра индийской культуры «Сомайя Бхаратия Санскрити Питам» Кала Дхананджей Ачария (Индия). От буддизма: директор Представительства Корейской Буддийской организации «Чогие» в Центральной Азии Ян Ки Хун (Южная Корея), советник президента Всемирного сообщества буддистов Танес Сучарикул (Таиланд), да лама монастыря «Гандан Тэгчэнлин» Буддистского центра Монголии, директор Буддийского института имени Занабазара Хунхур Бямбажав (Моголия). Представитель даосизма: заместитель начальника управления исследовательского Института даосистов Китая Инь Минфан. От международных организаций: председатель Российско-арабского центра исследований и информаций Маджид Абдулазиз ат-Турки (Королевство Саудовская Аравия).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5501675...

«В Русской Православной Церкви Заграницей меня всегда восхищала ее верность литургическим и аскетическим духовным традициям русского православия» Источник Скачать epub pdf Вниманию читателей предлагается интервью с митрополитом Каллистом (Уэром) , в котором он подробно рассказывает о своем переходе из англиканства в православие, излагает свой взгляд на РПЦЗ и на Московский Патриархат. Диакон Андрей Псарев: Ваше Преосвященство! Когда состоялась Ваша первая встреча с РПЦЗ? Можно начать рассказ с того времени, когда Вы нашли русскую эмигрантскую церковь в Лондоне? Митрополит Каллист (Уэр) : Да, давайте вернемся к этому времени. Я впервые вошел в русскую церковь св. Филиппа на Букингем Пэлэс Роуд в 1952 году, когда мне было семнадцать лет. Я тогда еще учился в школе («в школе» в английском смысле, то есть я еще не поступил в университет). Это был мой последний год в Вестминстерской школе в Лондоне, а через год я уже поступил в Оксфордский университет. Я описал то впечатление, которое произвело на меня Всенощное бдение, в одной из статей, которая была напечатана в моей книге «Внутреннее царство» – может быть, она у Вас есть. Если у Вас ее нет, я могу подарить Вам экземпляр. Итак, церковь на Букингем Пэлэс Роуд принадлежала Англиканской Церкви. В 1924 году ее передали во временное использование православным: после того, как была закрыта часовня в русском посольстве, которая была единственным местом, где русские могли совершать богослужения. Но когда Великобритания признала Советский Союз, здание посольства Российской Империи пришлось освободить, поэтому Англиканская Церковь предложила церковь в центральной части Лондона. Это предложение было сделано просто русской общине, которая в то время была еще единой в юрисдикционном смысле. Затем, в 1926 году, произошел раскол между последователями митрополита Евлогия в Париже (позже, в 1931 году, они перешли в юрисдикцию Константинополя) и теми, кто последовал за членами Карловацкого синода. Договоренности между двумя группами были интересными: в одно воскресенье церковь использовала Карловацкая группа, а в следующее – последователи митрополита Евлогия. Так они и чередовались между собой по воскресеньям. У них были специальные договоренности относительно того, кто будет использовать церковь во время Страстной Седмицы и великих праздников. Так продолжалось приблизительно до 1945 года, когда «евлогианский» приход перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. Как я понимаю, делить церковь стало сложнее, потому что между русскими из Парижа и Зарубежной Церковью не было тесного общения, хотя они и признавали друг друга в некотором смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/v-...

Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на ежегодном торжественном обеде Никейского клуба 10 сентября 2010 г. 21:00 9 сентября 2010 года в Большом зале Ламбетского дворца, официальной резиденции архиепископа Кентерберийского, состоялся традиционный обед Никейского клуба . Ежегодно для выступления перед членами клуба архиепископ Кентерберийский приглашает выдающихся иерархов, богословов и общественных деятелей. В этом году честь обратиться к членам Никейского клуба была оказана председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону . Прежде всегао хотел бы выразить сердечную благодарность архиепископу Роуэну Уильямсу за любезное приглашение выступить перед членами Никейского клуба. Мы высоко ценим деятельность клуба, направленную на укрепление связей и доброго сотрудничества церквей Англиканского содружества с различными христианскими сообществами. Название клуба — Никейский — отсылает к той благословенной эпохе, когда христиане по всему миру, и на Востоке и на Западе, были едины. В то же время это был период ожесточенной борьбы с ересями и многочисленными церковными расколами. Только единодушие в понимании учения Церкви, проявленное как западными, так и восточными отцами, и их твердость в вере Христовой помогли Вселенской Церкви на Соборе 325 года опровергнуть и осудить ересь, которая подрывала самые основы христианства, и сформулировать веру во Святую Троицу в тех терминах, в которых она сохранилась в Церкви на все последующие века. Архиепископ Роуэн Уильямс в своей книге «Арий: ересь и традиция» дал глубокий анализ истоков и причин возникновения арианства с исторической, богословской и философской точки зрения, назвав арианство «архетипическим отступлением от христианства», которое возрождается снова и снова под разными именами. В 325 году христианская Церковь, только что вышедшая из трехвекового периода гонений, оказалась достаточно зрелой и сильной, чтобы увидеть в арианстве опаснейшее уклонение от православного вероучения. Приняв Никейский Символ веры, Церковь не внесла чего-либо нового в свое учение: она лишь четко сформулировала то, во что верила с самого начала своего исторического бытия. Последующие Вселенские Соборы продолжали прояснять и уточнять церковную истину, не внося ничего фундаментально нового в исповедание веры, восходящее ко Христу и апостолам.

http://patriarchia.ru/db/text/1272295.ht...

Главным событием празднования стала Божественная литургия в Успенском кафедральном соборе Сурожской епархии. В притворе собора состоялось открытие созданного российским скульптором С.Ю. Бычковым мемориального барельефа с изображением приснопамятного митрополита Сурожского Антония (Блума). 24 октября. ПРАВМИР. В Лондоне прошли торжества, посвященные 50-летию основания Сурожской епархии. Юбилейные празднования 19-22 октября возглавил митрополит Волоколамский Иларион. В торжествах также приняли участие иерархи, собравшиеся в Лондоне на конференцию зарубежных архиереев Русской Православной Церкви. 19 октября в рамках празднования юбилея в англиканской церкви святого Иакова на Пикадилли в Лондоне состоялся концерт прибывшего в столицу Великобритании для участия в юбилейных торжествах хора московского Данилова монастыря. Главным событием празднования стала Божественная литургия в Успенском кафедральном соборе Сурожской епархии, сообщает сайт ОВЦС . По завершении богослужения митрополит Волоколамский Иларион приветствовал всех от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который благословил совершить в этот знаменательный для Сурожской епархии день Литургию. Владыка призвал молитвенно помнить  труды основателя и первого архиерея епархии митрополита Антония (Блума). Как отметил митрополит Иларион, долгие годы владыка Антоний совершал свое служение, приводя людей ко Христу, и дожил то тех времен, когда новая волна эмиграции из России и других стран СНГ хлынула в Великобританию. В то время у Церкви открылись новые возможности, и храмы, которые раньше пустовали, наполнились людьми. У Сурожской епархии открылось «второе дыхание». В притворе собора состоялось открытие созданного российским скульптором С.Ю. Бычковым мемориального барельефа с изображением приснопамятного митрополита Сурожского Антония (Блума). У мемориала была совершена заупокойная лития. Далее в Посольстве России в Великобритании состоялся прием по случаю юбилея епархии. Посол России А.В. Яковенко поздравил собравшихся со знаменательным событием и представил выпущенную к юбилею епархии марку Королевской почты с изображением Успенского кафедрального собора в Лондоне.

http://pravmir.ru/v-londone-torzhestvenn...

Дмитрий Евменов Скачать epub pdf Глава 3. Разбор основных теологических мнений «Общества Сторожевой Башни» 3.1. О Святой Троице Учение о Святой Троице – краеугольный камень христианской веры. Без принятия Единого в Трех Лицах Бога христианство теряет смысл, ибо следствием отказа от догмата о Триедином Божестве является упразднение искупительной жертвы Христовой. На протяжении всей истории существования Церкви мы, однако, встречаем в учениях различных религиозных групп неприятие догмата о Троице. Причины подобных заблуждений весьма различны. Но психологический аспект их, по мнению Архимандрита Киприана (Керна) , один: «Боязнь нарушить чистоту единобожия. Боязнь взамен унаследованных от предания Ветхого Завета верований в Единого Бога, «разве коего не будет иных». Боязнь опасных рассуждений о предмете веры в Бога. Боязнь внести через них то, чего в букве Писания не содержится и что, следовательно, и не нужно» 248 . Антитринитарные воззрения появились в Церкви довольно рано, но мы не будем касаться проблем арианства и тому подобных ересей 249 . Нас больше интересуют аналогичные учения, возникшие в последние столетия перед появлением «Свидетелей Иеговы». Унитарианские мысли в творчестве основателя «Общества Сторожевой башни» Рассела не были чем-то новым среди идей, появлявшихся в различных околопротестантских сектах. В XVI веке мы встречаемся с подобными теориями в книге Мигеля Сервета «Заблуждение о Троице». К тому же времени относится и появление секты антитринитариев (социан), придерживавшихся аналогичных взглядов. Впрочем, их влияние ограничивалось территориями Польши, Литвы и Трансильвании и к XIX веку практически исчезло 250 . В XVIII веке унитарианские доктрины проникли в Англию, быстро набрав силу и приобретя организованный характер. Уже в 1774 году бывший священник англиканской церкви Теофил Линдсей основал первое в Великобритании общество унитариев. Его ученик Джозеф Пристли эмигрировал в Америку, где в 1796 году в Филадельфии построил первую унитарианскую церковь в стране. В 1825 году была создана Американская унитарианская ассоциация. Большую роль в ее становлении сыграл У. Э. Чаннинг (1780–1842 г.г.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010